МАРГУШ ≈ МАРГИАНА ≈ МЕРВ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

МАРГУШ ≈ МАРГИАНА ≈ МЕРВ

история



Отправить его в другом документе МАРГУШ ≈ МАРГИАНА ≈ МЕРВ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

СИБИРЬ И СИБИРЯКИ
ГЛИНЯНАЯ АРМИЯ КИТАЙСКОГО ИМПЕРАТОРА
РАЗГАДКА ╚ЗАГАДКИ╩ (По материалам М. Штейнберга.)
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, известен также как АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 356√323 до н.э.
ПЕТР I ВЕЛИКИЙ (ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ) 1672√1725
ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА
Общее стратегическое наступление Советской Армии. Завершение освобождения Кавказа
АЛЛЕНБИ ЭДМУНД ГЕНРИ ХИНМЕН 1861√1936
КАК ЯПОНИЯ НЕ НАПАЛА НА СОВЕТСКИЙ СОЮЗ (По материалам А. Кошкина)
В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ
 

МАРГУШ ≈ МАРГИАНА ≈ МЕРВ

╚Страна Маргуш стала мятежной. Одного человека по имени Фрада, маргушанина, они сделали (своим) вождем. После этого я послал (гонц 939e46ij 72;) к персу по имени Дадаршиш, моему слуге, сатрапу в Бактрии, (и) сказал ему так: ╚Иди, разбей войско, которое не называет себя моим╩. Затем Дадаршиш отправился с войском и дал бой маргушанам╩.

Это ≈ фрагмент знаменитой Бехистунской надписи, рассказывающей о восстаниях, охвативших государство Ахеменидов при восшествии на престол Дария I в 522 году до н.э., и о победах Дария над мятежниками. Особенно ожесточенными были столкновения в Маргу-ше. Отправленное на подавление восстание войско сатрапа Бактрии Дадаршиша в решающем сражении 10 декабря 522 года до н.э. разбило маргушан. Повстанцы потеряли 55 243 человека убитыми и 6972 пленными. Такое число погибших и пленных ясно показывает, что восстание в Маргуше было действительно всеобщим. Но что это за страна ≈ Маргуш? Где она находилась? Несколько столетий спустя после Дария греко-римские авторы сообщали о существовании на Востоке страны Маргиана. Известно, что на рубе-

же IV≈III вв. до н.э. Антиох Сотер, сын и соправитель Селевка 1 ≈ основателя государства Селевкидов, заложил на подвластных ему землях город, названный им Антиохией Маргианской. Этот город долгое время являлся столицей богатой Маргианы.

Значит, искать Маргиану следовало в пределах бывших владений Анти-оха Сотера, некогда распространявшихся на север современного Афганистана, юг Таджикистана, юго-восток Туркменистана, и северо-восток Ирана. Немаленькая территория!

Впрочем, имелась одна ╚подсказка╩: на крайнем востоке Туркмении течет река Мургаб. Маргуш ≈ Маргиана ≈ Мургаб... Не кроется ли за этим нечто большее, чем простое сходсгво названий? В пользу такого предположения говорили и многочисленные холмы-городища, разбросанные по территории Мервского оазиса, расположенного в нижнем течении Мургаба. В настоящее время Мургаб протекает вдоль северной окраины туркменского города Мары (Мерва). Однако в древности русло этой реки находилось гораздо восточнее, близ современного города Байрам-Али. Старая дельта Мургаба сейчас скрыта песками Каракумов. И именно там, в песках, были обнаружены развалины древних поселений.



Еще в начале XX века американская экспедиция, получившая право на проведение археологических раскопок на территории Российской империи, предприняла попытку найти Маргуш. Обследовав пустынные районы восточного Туркменистана, американские ученые ╚зацепились╩ за огромное городище Гяур-кала (╚Город неверных╩), расположенное в Мервском оазисе. Потом, уже много лет спустя, археологи выяснили, что этот холм скрывал в своих недрах руины Антиохии Маргианской. Но тогда американцам удалось лишь провести незначительные по масштабам раскопки, и разгадка тайны страны Маргуш была отодвинута на несколько десятилетий. Лишь после Второй мировой войны на берега реки Мургаб пришли советские археологи.

Уже первыми раскопками были обнаружены поселения, где люди обитали задолго до того, как имя страны Маргуш было упомянуто в Бехистунской надписи. В 1950-х годах в районе древней дельты реки Мургаб в 70≈80 км к северу от Байрам-Али были найдены крупные поселения эпохи бронзы ≈ Тахирбай и Аучин-депе. В 1972 году в Каракумах, к северу от Байрам-Али, начала работать экспедиция Института археологии Академии наук СССР.

╚Первые раскопки мы начали на большом, видимо, столичном поселении, расположенном за первой барханной грядой, ≈ писал руководитель экспедиции, доктор исторических наук В.И. Сарианиди. ≈ Рядом с огромным холмом находится древняя крепость с мощными кирпичными стенами и округлыми оборонительными башнями. Пока шли раскопки на самом памятнике, параллельно проводились маршрутные разведки вокруг него, так что с каждым днем на схематической карте древнего оазиса появлялись все новые точки, отмечающие былые деревушки, поселки, крепости. Дож-Ди и ветры веками раздували и размывали давно заброшенные поселения, так что некогда заботливо спрятанные вещи со временем оказались на поверхности. Нужно было лишь терпение и некоторый профессионализм, чтобы за очередным всхолмлением вдруг обнаружить терракотовую статуэтку древней богини, рассыпавшееся бирюзовое ожерелье, распавшийся бронзовый браслет, колечко, серьгу...╩*

В 1972 году и последующие раскопочные сезоны в песках к северу от Байрам-Али археологи выявили более 20 древних поселений и крепостей, в том числе четыре крупных ╚столичных╩ поселения, представлявших собой центры исчезнувших оазисов, ныне засыпанных песками Каракумов. Тридцать пять ≈ сорок веков тому назад территория этих оазисов занимала площадь до 100 км в широтном направлении и чуть меньше ≈ в меридиональном. Новые находки расширяли и дополняли наши представления о культуре открывающейся древней страны. И с каждым годом в руках ученых оказывалось все больше и больше фактов, свидетельствующих о том, что эта страна была той самой таинственной Маргианой, о которой говорит Бехи-стунская надпись.

Самые ранние следы городской цивилизации, обнаруженные в районе древней дельты Мургаба и в Мервском оазисе, относятся к IX≈VI вв. до н.э. Раскопки показали, что страна Маргуш имела развитую культуру, о чем свидетельствуют находки керамических и металлических перегородчатых печатей, терракотовых статуэток, амулетов и сосудов, в том числе ритуального назначения. В IX веке до н.э. здесь уже развивалась ирригация и был пост- j роен магистральный канал.

Исследования древнего поселения на холмах Яз-Депе, расположенных к северу от Байрам-Али, открыли мощную цитадель, которая некогда была сооружена на высокой восьмиметровой платформе из сырцового кирпича и окружена оборонительной стеной. Поселение Яз-Депе занимало площадь 16 га. В южной части Яз-Депе удалось обнаружить остатки монументального дворца с прямоугольным центральным залом, четырьмя коридорами и толстыми стенами. Возможно, этот дворец был даже двухэтажным. Возникновение этого относительно небольшого, но хорошо укрепленного поселения специалисты относят к IX веку до н.э. Судя по всему, оно было столицей древней Маргианы или резиденцией ее правителя.

Раскопки в Мервском оазисе позволили пролить свет на многие страницы истории Средней Азии, ранее остававшимися неясными или вообще неизвестными. Долгое время, например, оставался дискуссионным вопрос о сходстве культур Маргианы и древней Бактрии, основные центры которой находились на территории современного Афганистана. В Бехистунской надписи глухо упомянуто о том, что страна Маргуш входила в состав Бактрии Но что это означало? Входила ли Маргаана в состав Бактрии как завоеванная страна или у народов этих областей имелась и культурная общность?

Сарианиди В. Открытие страны Маргуш / ╚Вокруг света╩, 1976, № 10

Многолетние работы совместной советско-афганской экспедиции и открытия в древней дельте Мургаба в 1970-х гг. доказали, что культуры Бак-хрии и Маргуш были близки, если не идентичны, еще три с половиной тысячелетия назад. Они были созданы родственными племенами, пришедшими сюда в середине II тысячелетия до н.э., которые освоили вначале территорию будущей страны Маргуш, а затем ≈ Бактрии. На обширнейших пространствах возникли десятки, а затем сотни поселений древних земледельцев. И еще за тысячу лет до того, как на Бехистунской скале была высечена знаменитая надпись, в долинах Мургаба и Амударьи уже существовала одна из древнейших цивилизаций Земли.

Исследования Мервского оазиса позволили археологам буквально по годам ╚прочитать╩ историю этой древней страны. Гигантские холмы оплывшей глины, высящиеся на месте древних городов, поражают до сих пор Скрывая руины крепосшых стен, дворцов и мечетей, они уходят за горизонт. Под холмом Эрк-Кала спят остатки Мерва эпохи Ахеменидов. Городище Гяур-Кала таит руины античной Антиохии Маргианской. Громадное городище Султан-кала представляет собой руины средневекового Мерва.

Холм Эрк-Кала располагается значительно южнее Яз-Депе, соседствуя со средневековым Старым Мервом. В VI≈IV вв. до н.э., во времена господства персидских царей, здесь располагался укрепленный город, занимавший площадь в 12 га. Он был обнесен толстой ≈ 6,5 м в основании ≈ крепостной стеной. Раскопки обнаружили на Эрк-Кале слои, относящиеся ко временам царя Дария и Александра Македонского. Стены этой крепости, которая позднее превратилась в цитадель разросшегося города, даже будучи полуразрушенными, местами достигают высоты 3≈4 м. Когда город разросся, его территория была обведена новой стеной с массивными квадратными башнями. Эта стена, сложенная из сырцовых кирпичей и сегодня похожая на оплывший вал, охватывала площадь почти в 4 кв. км.

За свою долгую историю Мерв пережил несколько периодов расцвета, что объясняется богатством плодородных земель оазиса и выгодным географическим положением на перекрестке важнейших путей между Востоком и Западом. Здесь скрещивались не только торговые магистрали, но и культуры. Среднеазиатские, эллинистические, ирано-месопотамские, индийские культурные веяния оставили свой след на этой древней земле.

Одним из самых ярких периодов истории Мерва являлся III век до н.э. Антиох Сотер, ставший с 292 года до н.э. соправителем своего отца Селев-ка, основал здесь город, названный им в свою честь Антиохией Маргианской (ныне городище Гяур-Кала). Чтобы защитить эти плодородные земли от набегов кочевников с севера, Антиох, по свидетельству античного географа и историка Страбона, распорядился возвести вокруг всего оазиса стену протяженностью 1500 стадий (236 км). Эта стена заметна и сейчас в виде небольшого вала.

С середины III века до н.э. Маргиана оставалась независимой, а во II веке до н.э. вошла в состав Парфии. Являясь отдаленной провинцией, Маргиана служила местом ссылки на поселение римских легионеров, захваченных в плен парфянами во время бесконечных войн с Римом. При парфянских царях из династии Аршакидов Маргиана вступила в полосу нового расцвета. В эту пору столица страны Антиохия была окружена новой стеной 6≈ 7-метровой толщины.

И в первые века нашей эры культура Маргааны довольно заметно отличалась от культуры Парфии, по-прежнему тяготея к Бактрии. Господствующей религией здесь был зороастризм (близ селения Мунон-Депе археологи открыли зороасгрийский некрополь). Были в Маргиане популярны и небольшие терракотовые статуэтки, изображавшие какие-то местные женские божества.

На рубеже I≈II вв. Маргиана обособилась от Парфии. Здесь правили свои собственные цари, представители младшей ветви династии Аршакидов Памятниками эгого времени являются многочисленные монеты с надписями на греческом и парфянском языках и обозначением ╚А╩, означавшим, что эти монеты чеканились в Антиохии Маргианской.

В это же время в Маргиану начал проникать буддизм, а вместе с ним ≈ элементы индийской культуры. В юго-восточной части городища Гяур-Кала археологами были обнаружены остатки крупного буддийского святилища, относящегося к И≈III вв. Центром всего комплекса являлась большая ступа, перед которой возвышалась огромная, 5-метровая фигура Будды, вылепленная из глины. Судя по остаткам краски, первоначально лицо Будды было окрашено в розовый цвет, позднее ≈ в желтый и третий раз перекрашено в буровато-красный. Находившаяся рядом ступа была сложена из кирпича-сырца и стояла на квадратной платформе размерами 13x13 м и высотой 4 м. С южной стороны ступы располагались кельи для монахов. Вероятно, в V веке этот буддийский комплекс был разрушен, скорее всего ≈ во время какого-то нападения. В 1962 году археологи нашли среди развалин монастыря большую, почти полуметровой высоты расписную вазу, замурованную в тайнике, в которой почти полторы тысячи лет хранились спрятанные монахами во время набега сокровища: ╚синеволосая╩ голова Будды и древние рукописи, написанные на санскрите.



Вплоть до VIII столетия в Мервском оазисе, как и во всей Средней Азии, бок о бок и, судя по всему, довольно мирно уживались самые различные религии. Археологи нашли на городище Гяур-Калы остатки и христианского монастыря, сооруженного в V столетии, и маздеистского храма ╚великого священного огня╩, относящегося к середине VII в. Здесь же находился древний зороастрийский храм Кей-Мазрубан, до прихода арабов являвшийся главной городской святыней. Статуи, изображающие двух мужчин и двух женщин, поддерживали платформу, на которой пылал ╚вечный огонь╩, доставленный из священного города зороастрийцев Кермана. В храме хранилась священная книга ╚Авеста╩, написанная на двенадцати тысячах золотых досок.

Все начинает меняться на рубеже VII≈VIII вв. с приходом сюда арабских завоевателей. В IX веке Мерв попадает под власть бухарской династии Саманидов, а уже в 1040 году в Хорасане воцаряются Сельджукиды, выходцы из тюркской кочевой среды. В 1054 году они захватили Багдад и лишили халифа светской власти. Государство Сельджукидов распространилось от Сирии и Малой Азии до Самарканда. Столицей этой огромной страны стал Мерв.

С периодом, когда город являлся столицей Сельджукидов (1040≈1221), связан расцвет средневекового Мерва. В ту эпоху он был городом-гигантом, одним из величайших городов мира с населением больше миллиона человек. Его называли ╚городом, на который опирается мир╩.

╚Мерв, известный под именем ╚Мерв Шахиджан╩ (╚Душа Царей╩), ≈ столица процветающая, со здоровым климатом, изящная, блестящая, просторная; в ней кушанья вкусны, опрятно приготовляются, жилища красивы, высоки; по своей красоте дома точно кайма по обеим сторонам улицы. Шейхи замечательны, умы их высоки. Базары красивы; разве ты не видишь, как ряды их теснятся при верхней соборной мечети со всех сторон? И там славный дворец, блестящий, при котором портик героя, династии благородной╩ ≈ писал средневековый арабский географ Мукаддаси, около двадцати лет странствовавший по Центральной Азии и Северной Африке.

Лежащий на маршруте Великого шелкового пути, Мерв вел обширную торговлю. Отсюда караваны шли через области Хорезма и Согда на восток ≈ в Китай и на юг, через Нишапур и Герат ≈ в Индию. Город славился искусством своих многочисленных ремесленников, ткачей, гончаров и был широко известен как центр культуры и науки. По свидетельству арабского географа Якута ибн-Хамови, жившего и работавшего в Мерве, только одна из городских библиотек (а всего их было десять) насчитывала 120 тыс. томов.

В Мерве, где находилась известная в Средние века астрономическая обсерватория, жил и работал знаменитый поэт и ученый Омар Хайям. Здесь он разработал свой знаменитый календарь, который был точнее ныне применяемого на 7 секунд. Европейские ученые пришли к пониманию решенных им математических задач только спустя несколько веков.

В город вели четверо ворот. На центральной площади высился пышный Дворец Сельджукидов. По приказу одного из них, султана Санджара (1118≈ П57), зодчий Мухаммед ибн-Атсиз из Серахса построил величественный мавзолей Санджара, названный ╚Домом будущей жизни╩ ≈ шедевр мировой архитектуры. Это самый большой мавзолей в Средней Азии.

Под глазурью, покрывавшей керамические плитки мавзолея, были подложены тонкие золотые пластинки, и все сооружение издалека сияло отблесками розового золота. Его было видно на расстоянии дня пути от города. С восточной стороны к мавзолею примыкала мечеть с минаретом, которую арабский хронист XV века Исфазари назвал ╚одной из величайших построек царств вселенной╩.

Сегодня мавзолей султана Санджара, увенчанный куполом-чашей, одиноко высится над развалинами Мерва мрачной кирпичной громадой. В его центре, слегка возвышаясь над полом, стоит большое серое надгробие. Оно расположено прямо под куполом, в котором на месте замкового камня зияет небольшое отверстие.

В двух километрах от мавзолея Санджара высится другая известная постройка Мерва ≈ мавзолей Мухаммеда-Сейид ибн-Зейда, прямого потомка последнего праведного халифа Али, сооруженный в 1112≈1113 гг. Он построен из кирпича-сырца и облицован кладкой из обожженного кирпича. Стены мавзолея украшают узоры фигурной кладки.

В окрестностях Мерва разбросаны многочисленные древние мазары ≈ надгробия мусульманских святых. Среди них выделяется, мазар Асхабов, возвышающийся посреди старого кладбища. Асхабы были знаменосцами пророка Мухаммеда. Один из них, ал-Хаким-ибн-Амр-ал-Гафари, совершил успешный поход в Тохаристан. Второй, Бурейда-ибн-ал-Хусейб, был, как считается, назначен правителем Мерва самим пророком Мухаммедом. По имени этих сподвижников пророка одни из ворот города, близ которых были похоронены асхабы, назывались Воротами знаменосцев.

Рядом с мазаром Талхатан-баба стоит небольшая мечеть, стены которой искусно выложены необыкновенно изящным кирпичным узором. За ней располагается надгробие святого Талхатан-бабы.

Эти памятники ≈ практически все, что уцелело сегодня от средневекового Мерва. Все остальное покоится под громадным, протянувшимся на несколько километров холмом Султан-Кала, усыпанным битыми черепками, осколками цветного стекла и керамики. Культурный слой сегодня здесь достигает двенадцати метров.

В 1221 году младший сын Чингисхана, царевич Тули, всего с восемьюдесятью тысячами всадников осадил почти полуторамиллионный город, окруженный мощными укреплениями. Мерв сдался практически без боя. Сорок дней длилась резня. На каждого воина-монгола досталось по четыреста человек, и ╚каждый умертвил долю свою╩. Спрятавшихся людей выманивали хитростью: то приказывали каждому вынести победителям подол зерна, то лицемерно возглашали призыв к молитве. Один из почтенных сейидов, Изз-ал-Дин-Несабе с помощниками тринадцать дней считал убитых. Их оказалось миллион триста тысяч человек, не считая жителей предместий. После разгрома города в живых осталось всего четыре человека. Мервский оазис опустел на долгих два столетия.

Расположенный в низовьях Амударьи Хорезм занимал особое положение в древней истории Средней Азии. Эта выдвинутая на север, в глубь степей страна еще в IV веке до н.э., до походов Александра Македонского, отделилась от державы Ахеменидов. Зимой 329/328 гг. до н.э. хорезмийс-кий царь Фарасман явился к Александру Македонскому для переговоров, предлагая союз и дружбу.

Наряду с Греко-Бактрией и Парфией Хорезм являлся одним из важнейших культурных центров Средней Азии. Здесь довольно рано сложилась развитая городская культура. Отделенный от Греко-Бактрии и Парфии песками пустынь, Хорезм остался вне сферы досягаемости их воинственных царей. В то же время довольно тесными были связи Хорезма с кочевыми племенами Казахстана и Южной Сибири.

Богатейший материал по истории древнего Хорезма дали раскопки в Топрак-Кале ≈ прославленном археологическом памятнике, расположенном на правом берегу Амударьи. Исследования Топрак-Калы, начатые еще в конц 939e46ij 77; 1930-х гг., велись советскими учеными (СП. Толстовым и другими) на протяжении нескольких десятилетий.

Во 2-й половине III ≈ начале IV в. Топрак-Кала являлась резиденцией хорезмийского царя. Обширный замок, занимавший площадь 500x350 м, был обнесен валом и крепостными стенами с башнями. Через всю его территорию пролегала широкая (до 10 м) парадная магистраль. Четкая сеть продольных и поперечных улиц делила город на правильные кварталы. В северо-западном углу располагался огромный трехбашенный царский дво-Рец, сооруженный на кирпичной платформе 12-метровой высоты. Это была постройка, не имевшая себе подобных ни в Хорезме, ни в Средней Азии вообще.

По первоначальному замыслу строителей дворец был квадратным в пла- j не, со сторонами длиной в 80 м. Чуть позднее к основному зданию были╚ пристроены три квадратные башни, каждая размером 40x40 м. В результате | получилась чрезвычайно величественная и оригинальная композиция.] Высокие и глухие наружные стены придавали всему дворцовому ансамблю I вид суровой и неприступной твердыни.

В центральном корпусе топрак-калинского дворца располагалось мно-; жество различных ≈ жилых, парадных, хозяйственных и подсобных ≈ по- \ мещений, часть из которых занимали два этажа. Все эти помещения четкой делились на несколько самостоятельных комплексов определенного назна-J чения, отделенных друг от друга мощными стенами. Среди руин археологи! обнаружили более ста хозяйственных документов, сделанных арамейской! письменностью на хорезмийском языке.

Многие комнаты дворца были украшены настенными росписями и глиняной скульптурой, но особенно выделялся своим убранством огромный (до 280 кв. м) центральный парадный зал ≈ ╚Зал царей╩, вдоль ярко расписанных стен которого стояли глиняные статуи хорезмийских правителей ≈ каждая размером вдвое больше натуральной величины. К сожалению, эти скульптуры сохранились только в обломках. Среди фрагментов торсов, рук, ног, голов не уцелело ни одного лица ≈ видимо они были намеренно уничтожены кем-то из завоевателей. О том, что эти статуи олицетворяли именно царей, свидетельствуют находки двух скульптурных корон, известных по изображениям на монетах.



Каждого царя, изображенного сидящим, окружали стоящие фигуры женщин ≈ цариц и принцесс, мужчин ≈ принцев и приближенных вельмож и детей. Настоящая ╚портретная галерея╩! Впрочем, и от этих скульптурных портретов до нас дошли лишь две сильно поврежденные головы ≈ женщины (╚супруги царя Вазамара╩) и юноши-принца. Несмотря на повреждения, в их облике заметно стремление скульптора передать индивидуальные черты изображаемых им лиц.

Не менее интересным и богатым было убранство ╚Зала воинов╩. Это обширное (около 60 кв. м) помещение также украшала глиняная скульптура. Однако планировка и устройство ╚Зала воинов╩ полностью повторяли обычные для топрак-калинского дворца планировку и устройство жилых помещений. Это позволило ученым предположить, что ╚Зал воинов╩ служил царской опочивальней. У одной из стен ╚Зала воинов╩ был устроен очаг-камин. В нишах вдоль стен стояли большие глиняные статуи царей, а в промежутках между ними, на специальных подставках ≈ фигурки воинов с оружием в руках.

Еще одно парадное помещение топрак-калинского дворца получило у археологов название ╚Зал танцующих масок╩. Убранство этого зала было посвящено культу Диониса ≈ древнегреческого бога вина и веселья, попу-

лярного не только в античном мире. Украшавшие стены зала барельефы изображали вакхические танцы. Возможно, танцующие были в дионисий-ских масках ≈ при раскопках археологи нашли голову одного из персонажей с длинной черной бородой и козлиными ушами.

Относительно небольшой, но богато отделанный ╚Зал оленей╩ получил свое название из-за украшавших его глиняных рельефов с фигурами пасущихся ланей, переданных почти в натуральную величину. Судя по уцелевшим остаткам раскраски, лани были коричневого цвета, а фон ≈ синего. Изображения ланей дополняли деревья, обвитые виноградными лозами, ветви с плодами гранатов.

Комнаты меньшего размера ≈ вероятно они являлись жилыми ≈ украшала многокрасочная стенная живопись. Одно из таких помещений получило название ╚Зал арфистки╩ ≈ по найденному здесь изображению молодой женщины с арфой. Другая комната (╚Зал червонных дам╩), вероятно входившая в комплекс помещений гарема, была украшена изображениями женщин на светлом фоне, покрытом красными сердечками.

Если топрак-калинский дворец с уверенностью можно считать царской резиденцией, то назначение древнехорезмийского комплекса в Кой-Крыл-ган-кале в полной степени еще не определено. Это обширное городище, расположенное на правобережье Амударьи, в 22 км к северо-востоку от каракалпакского города Турткуля, привлекло к себе внимание археологов еще в 1938 году. Первые раскопки в Кой-Крылган-кале вела Хорезмская экспедиция под руководством СП. Толстова. После Великой Отечественной войны исследования продолжились, и в 1951≈1957 гг. этот памятник был полностью раскопан.

Загадочное сооружение в Кой-Крылган-кале было возведено в IV≈III вв. до н.э. После первого этапа его существования и функционирования последовало длительное ≈ вплоть до рубежа эр ≈ запустение. Затем сооружение вновь ╚ожило╩ и просуществовало до IV века н.э.

На первом этапе ансамбль Кой-Крылган-калы представлял собой круглое двухэтажное здание диаметром 44,4 м. Его окружала оборонительная стена с девятью башнями, расположенными на равном расстоянии друг от Друга. В одной из башен находился вход со сложной системой переходов, выводящих в итоге сразу на второй этаж центрального здания, где располагалась круглая открытая площадка. Первый его'этаж занимали две изолированные группы помещений по четыре комнаты в каждой. Возможно, комплекс в Кой-Крылган-кале был связан с погребальными обрядами: помещения нижнего этажа предназначались для захоронения останков хорезмийс-кого царя и его супруги, а площадка на втором этаже ≈ для предназначенного к сожжению погребального инвентаря

Ряд исследователей полагает, что сооружение в Кой-Крылган-кале являлось не только гробницей, но и храмом, посвященным культу обожествленного царя. Здесь, вероятно, производились также астрономические наблюдения. И всем известные замечательные достижения средневековой среднеазиатской астрономии имели, видимо, своим далеким истоком те наблюдения, которые делались в таких сооружениях, как хорезмийская Кой-Крылган-кала.

СТАРАЯ НИСА

-щ ╚Старая Ниса возникает еще1 Щ в отдалении. На фоне острого силуэта Копет-Дага, выделяясь желто-бурой громадой среди зелени предгорий, массив древнего города манит величавым покоем. Сами горы определяют его масштаб... Крепостные валы, когда поднимаешься по двухметровому пандусу к единственным воротам, встречают тебя выставленными грудью вперед быкооб-разными башнями. Когда-то их стояло сорок три на пятигранном обводе крепостных стен.

С гребня вала открывается огромная чаша, с внутренними всхолмлениями, изрезанными археологическими раскопками. Сравнение с лунным кратером здесь особенно уместно.

Строения древней Нисы трудно угадать в поросших выгоревшей щетинкой травы покатых холмах. Различим, пожалуй, только ╚Квадратный зал╩, и то благодаря остаткам поваленных набок четырехлопастных кирпичных колонн, рухнувших еще в V веке во время очередного жестокого землетрясения╩.

Так искусствовед Ю.Я. Халаминский* в 1970-х гг. описывал руины Нисы ≈ первой столицы Парфянского царства, возникшего в III веке до н.э. Этот город заложил царь Митридат I, основатель династии Аршакидов, и его самая древняя часть носила название Митридатокерт ≈ ╚Построенный Митридатом╩.

Халаминский Ю Я Дорогами легенд М , 1978

Основателем Парфянского царства считается Аршак ≈ вождь кочевого племени парное. Название Парфия (или Парфиена) в древности распространялось на область, охватывавшую юго-западную часть современного Туркменистана и крайний северо-восток Ирана. После распада государства Селев-кидов здесь, как и в Греко-Бактрии, утвердились греко-македонские правители, однако около 250 года до н.э. власть в Парфиене перешла к парнам, и в 247 году до н.э. их предводитель Аршак принял царский титул. Первоначально новое государство было небольшим и, помимо Парфиены, включало в себя Гирканию ≈ область на юго-восточном побережье Каспийского моря. И вот этому-то основанному Аршаком царству, столицей которого была Ниса, суждено было стать ядром огромной парфянской державы ≈ одной из четырех великих империй начала нашей эры, грозного соперника Рима.

Рост территории Парфянского царства начался при Митридате I (171≈ 138 гг. до н.э.). Первыми под власть парфян перешли земли Мидии (северо-запад Ирана), а в 141 году до н.э. Митридат I был признан царем Вавилона. Его преемник Митридат II (123≈88 гг. до н.э.) продолжил завоевания на западе. К конц 939e46ij 91; его правления Парфия окончательно утвердилась в статусе ╚великой державы╩ древности.

Впрочем, Парфянское царство так и не смогло достичь того уровня экономического, социального и культурного единства, которого достигла Римская империя. По свидетельству древнеримского историка Плиния Старшего, Парфия представляла собой не единое государство, а скорее конфедерацию восемнадцати полуавтономных царств. Ниса, древняя метрополия, располагавшаяся теперь на северо-востоке обширной парфянской державы, в силу своей культурной слабости не могла претендовать на роль объединяющего начала и сохраняла свое значение лишь как сакральный центр, родовой заповедник Аршакидской династии. Столица страны была перенесена в Месопотамию ≈ в Ктесифон, а Ниса стала хранилищем древних царских святынь.

На рубеже I≈II вв. н.э. Парфянское царство стало клониться к упадку. Отдельные провинции империи, во главе которых стояли члены рода Аршакидов и других знатных парфянских семей, стали все более и более обособляться. В III веке аршакидская Парфия полностью распадается и на ее обломках возникает новое могущественное государство Сасанидов.

Одна часть древней столицы Парфии (ныне ≈ городище Новая Ниса) на много веков пережила государство Аршакидов. Поселение на этом месте существовало еще в XVIII веке. Расположенный рядом древний Мит-Ридатокерт ≈ ныне городище Старая Ниса ≈ погиб вместе с парфянской Династией. Вероятно, в конц 939e46ij 77; 1-й четверти III века он был разграблен и Разрушен.

Оба этих городища располагаются в 18 км к западу от современного Ашхабада. Археологические раскопки здесь начались после Великой Отечественной войны и продолжались на протяжении многих лет. Ниса была подробно исследована советскими археологами. Ученые Южнотуркмени-станской археологической комплексной экспедиции под руководством М.Е. Массона и Г.А. Пугаченковой обнаружили здесь замечательные памятники архитектуры, скульптуры, прикладного искусства.

Митридатокерт являлся царской резиденцией. Для простых смертных доступ в эту сильно укрепленную цитадель был закрыт вплоть до самого конц 939e46ij 72; Аршакидской династии. Неудивительно, что именно эта ╚святая святых╩ парфянских царей подарила археологам самые значительные и неожиданные открытия.

Территория Митридатокерта была окружена крепостными стенами, образующими неправильный пятиугольник площадью около 15 га. Вероятно, по углам крепости высились бастионы, а на всем протяжении стены через равные промежутки стояли 43 башни. К единственным воротам вел длинный (около 250 м) пологий подъем-пандус, на котором каждый входящий в город оказывался перед охранявшими ворота воинами как на ладони.



Старая Ниса была раскопана археологами практически полностью. Здесь были вскрыты ╚южный комплекс╩, который сегодня принято считать остатками царского дворца, и ╚северный комплекс╩, в состав которого входят ╚Квадратный дом╩ ≈ бывшая царская сокровищница ≈ и кладовые для хранения вина.

Очень интересной и важной находкой стал архив царского хозяйства ≈ около 2,5 тыс. глиняных черепков с текстами, содержащих по преимуществу документы хозяйственной отчетности. В числе их известные советские востоковеды В.А. Лившиц и И.М. Дьяконов обнаружили и прочитали ╚памятную записку╩, содержащую важные сведения о восшествии на престол парфянских царей и родословном древе первых Аршакидов.

Одна из главных построек Старой Нисы ≈ ╚Квадратный дом╩ (так окрестили его археологи). Первый камень в фундамент ╚Квадратного дома╩ был заложен, по-видимому, одновременно с основанием Митридатокерта. Здание представляло собой сложенную из кирпича-сырца замкнутую постройку с обширным внутренним двором (площадью 38x38 м) и двенадцатью кладовыми, располагавшимися по периметру здания ≈ по три с каждой стороны двора. Глухие стены здания были обращены наружу, внутрь вел только узкий вход, расположенный сбоку, в юго-западном углу здания.

Первоначальное назначение ╚Квадратного дома╩ не вполне ясно; М.Е. Массой и Г.А. Пугаченкова полагали, что это ≈ хранилище для инвентаря, сопровождавшего в загробный мир погребенных где-то поблизости первых парфянских царей. В последние же годы существования Митридатокерта ╚Квадратный дом╩ являлся царской сокровищницей. Об этом неоспоримо свидетельствуют весьма ценные находки, сделанные археологами среди его развалин.

Судя по всему, сокровищница была разграблена еще в древности ≈ скорее всего тогда, когда погибла разрушенная противниками Аршакидов, Старая Ниса. Однако немалое число художественных сокровищ осталось ле-экать под развалинами, дожидаясь своего часа. Значительная их часть, судя 00 всему, в свое время привезена из западных областей Парфянской державы и даже из еще более далеких областей и стран. Среди этих находок ≈ мраморные статуи, остатки парадной мебели, монеты античных причерноморских городов, позолоченные терракоты, изящные серебряные статуэтки, изображающие Афину, Эрота и других античных богов. Но самой сенсационной и значительной находкой в Нисе стали великолепные ритоны ≈ сосуды для вина в виде рога, сделанные из слоновой кости. Всего их было найдено, считая с обломками, около сорока.

Ритоны из Нисы ≈ выдающиеся и исключительно интересные образцы искусства древних резчиков по кости. Эти крупные, до 40≈60 см в высоту, сосуды (археологи датируют их II веком до н.э.) служили для ритуальных возлияний. Вероятнее всего, из них проливалось вино над жертвенником или священной чашей. Острый конец рога завершался резными фигурками богов, грифонов, крылатых слонов или изображением человека-быка Го-патшаха, могущественного покровителя вод и стад. Раструб ритона опоясывал широкий фриз, украшенный многофигурными сценами.

Сами ритоны, фигурки крылатых грифонов и других фантастических существ, завершающие их, являются персидскими. Такой своеобразный тип сосудов хорошо известен на Востоке, в частности в ахеменидском искусстве. Но рельефы, украшающие верхнюю часть ритонов, по сюжетам и по стилю чисто греческие. На одном из ритонов сохранилась даже надпись с именем греческого божества, сделанная греческими буквами. Таким образом, ритоны из Нисы можно считать сосудами персидского типа с греческим декором.

Но кто и где мог изготовить такой ╚гибрид╩? То, что эти ритоны имеют явно восточное происхождение, еще ничего не доказывает ≈ в эпоху эллинизма ритоны получили широкое распространение во всем античном мире. Так что ритоны из Нисы могли быть изготовлены либо греческими мастерами, воспринявшими восточные веяния, либо резчиками с Востока, хорошо знакомыми с греческой мифологией и античным искусством. Впрочем, по мнению специалистов, ряд мелких деталей указывает на то, что ритоны, найденные в развалинах ╚Квадратного дома╩, скорее всего попали сюда из Гандхары ≈ области на северо-западе современного Пакистана, ранее входившей в состав Греко-Бактрийского царства.

Одной из важнейших монументальных построек Старой Нисы являлся так называемый ╚Квадратный зад╩. Его назначение до конц 939e46ij 72; не прояснено. Предполагается, что во времена первых Аршакидов это был храм огня. Позднее, когда столица Парфиены переместилась и Ниса осталась лишь почитаемой древней резиденцией, этот храм стал родовой святыней царской Династии, где возжигался огонь в честь усопших и обожествленных парфянских царей. Предположения о том, что ╚Квадратный зал╩ мог служить залом официальных приемов, остаются пока неподтвержденными. Впрочем, несомненно, что здесь проводились какие-то важные церемонии ≈ уж слишком пышно и торжественно был оформлен этот зал. По своему устройству он представляет собой типичный иранский ╚храм огня╩, но в его внутреннем убранстве заметны греческие черты.

Все сооружение возвышалось на сплошной двухметровой платформе из кирпича-сырца. Площадь зала, в который вели три прохода, составляла 400 кв. м (20x20 м), высота ≈ 10 м. Зал перекрывала плоская деревянная кровля с большим световым люком в центре, опиравшаяся на четыре центральных столба, сооруженных из кирпича особой лекальной формы. Стены трехметровой толщины делились на два яруса: нижний был оштукатурен и побелен, а верхний ≈ выкрашен в темно-красный цвет. Капители пристенных колонн пестрили голубым, розовым, кремовым и малиновым цветом, стены расписаны бело-красно-черным орнаментом. Между колоннами в нишах верхнего яруса стояли 2,5-метровые глиняные статуи мужчин в латах, плащах и шароварах и женщин, задрапированных в длинные, ниспадающие складками белые мантии и облаченных в ярко-красные╩ головные уборы. Вероятнее всего, это были изображения обожествленных предков парфянских царей.

В ансамбль священных построек Старой Нисы входил и так называемый ╚Круглый храм╩ ≈ цилиндрическое здание, покрытое высоким черепичным шатром и стоявшее на массивном квадратном основании. Возможно, это была усыпальница парфянских царей: хотя никаких погребений здесь не было обнаружено, сам тип постройки восходит к очень древним конц 939e46ij 77;пциям погребальной архитектуры. По своему построению и ряду деталей ╚Круглый храм╩ напоминает греческий храм Арсинойон на острове Само-фракия (И в. до н.э.), посвященный культу Великих богов ≈ Кабиров. Впоследствии этот культ слился с почитанием божественных близнецов Диоскуров, которые считались покровителями династии Селевкидов.

Все же ╚Круглый храм╩ в Старой Нисе существенно отличается от своего греческого ╚собрата╩ (или прототипа?). Его устройство весьма близко расположенному рядом ╚Квадратному залу╩. В центральный зал ╚Круглого храма╩ (его диаметр составлял 17 м) первоначально также вели три прохода, два из которых позднее были заложены. Стены зала так же делились на два яруса, так же были расчленены колоннами, между которыми в нишах так же стояли большие раскрашенные глиняные статуи ≈ но уже не обожествленных царей, а богов. Свет, падавший из верхнего фонаря, озарял белизну стен, оттененную лишь терракотовым греческим фризом.

Второй храм Старой Нисы, ╚Башенный храм╩, сохранился хуже всего. В одном из его святилищ на постаменте высилась статуя. Высказывалось предположение, что это могло быть изображение основателя династии парфянских царей Аршака. Но самую большую известность среди скульптур, найденных в Нисе, получила так называемая ╚Родогуна╩.

Эта невысокая (около 60 см) мраморная фигура обнаженной женщины несомненно была привезена в парфянскую столицу из Средиземноморья ≈ вероятнее всего из Александрии. Женщина изображена в канонической позе Афродиты, выжимающей мокрые волосы. Однако ее суровое и властное лицо навело ПА. Пугаченкову на мысль, что скульптор изобразил здесь не греческую богиню любви, а переданную в ее облике парфянскую царевну, отважную дочь Митридата I ≈ Родогуну.

Образ Родогуны был чрезвычайно популярен в парфянской среде. Она была женой сирийского наместника. Однажды, когда принцесса мыла волосы, пришла весть, что восстало одно из покоренных племен. Кое-как скрутив узлом недомытые пряди, Родогуна надела доспехи, вскочила на коня и кинулась в бой, дав обет домыть волосы лишь после победы...

Раскопки в Старой Нисе, древнейшем из парфянских поселений, открыли археологам многие тайны своеобразнейшей культуры Парфии. И не только Парфии ≈ по мнению специалистов, Ниса дала об эпохе греческого господства больше сведений, чем сами греческие поселения. В то же время раскопанные постройки Старой Нисы типологически отражают как иранские, так и еще более древние восточные традиции. Даже на поселениях Греко-Бактрии археологи не встречали ничего подобного! Синтез местных и греческих начал проявился в Парфии гораздо сильнее, и исследования в Старой Нисе со всей отчетливостью высветили эту особенность парфянской культуры.