Социология господства
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Социология господства

экономика



Отправить его в другом документе Социология господства Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Государственный бюджет как экономическая категория
монополия
Происхождение денег и развитие товарооборота
торговые стратегии
Сущность и механизм организации труда
Основные черты территориальной организации производительных сил
Основы организации компьютерной обработки экономической информации
Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика
⌠Грыжу■ экономики следует ⌠вырезать■
Коммерческие банки. Их функции.
 

Социология господства.


Как мы уже отмечали выше,═ рынок - это тот социальный═ порядок,═ кот 555f53cf 086;рый═ не нуждается в лигитимации,═ рыночные отношения не требуют господства,═ в═ них═ всегда═ работают═ механизмы═ взаимодействия.═ Господство═ возникает там,═ где присутствуют интерес и авторитет.═ Нас будет интересовать,═ главным образом,═ социология господства и подчинение ему.

Господство осуществляется в═ трех═ качествах:

╥        отношение господства,

╥        порядок═ господства,

╥        организация господства.

Господство можно рассматривать с двух точек зрения :

по принципу обоснования,

по═ организации.

═Мы═ будем═ исследовать═ типы господства═ с═ точки═ зрения═ обоснования.═ Существует═ три═ типа господства:═ ═

1.      пиететный,

2.      уставной,═

3.      харизматический.

Пиететное господство основано на выполнении═ некот 555f53cf 086;рых═ священных правил,═ традиций,═ на признании соответствующей личности , осуществляющей господство. Как правило, не существует общего правила═ отбора людей,═ реализующих этот тип господства.═ В качестве примера личностей, осуществляющих власть на основе пиетета, можно назвать русских самодержцев,═ либо монархов других стран.═ Характерная особенность состоит в том, что за личностью остается право на═ свободу произвола.═ На основе личностных симпатий и антипатий "правитель" решает участь подчиненного человека, а порой и целого народа.═ В данном типе нет никакого документа, устава, кот 555f53cf 086;рые бы ограничивали право правителя.



═ Второй тип═ господства - уставной.═ Он отличается от первого наличием права . Согласные с уставом подчиняются господству в соответствии с уставом.═ Человек, кот 555f53cf 086;рого касается господство, может опротестовать решение,═ противоречащее уставу. При этом вышестоящие инстанции не могут вмешивать в господство нижестоящих.

═ М.Вебер отмечает,═ что рациональной организацией═ господства является разделение властей. Причем такое разделение требует взаимный контроль между исполнительной,═ законодательной и═ судебной властями.═ Исторически социализм пытался ликвидировать это разделение властей.═ К.Маркс в "Практике Парижской коммуны" указывает на═ возможность═ объединения властей.═ Также как рынок приводит к дифференциации хозяйственной жизни общества, точно также уставной принцип требует разделения властей.═ В первом типе господства люди, реализующие власть, самолично управляют аппаратом подавления , правитель═ может═ использовать═ этот═ аппарат в своих личных интересах.═ Во втором типе механизм господства═ отделен═ от═ аппарата поддержки власти. Нравственные принципы демократии требуют, чтобы любой чиновник жестко был связан с законом,═ при этом государство так═ оплачивает их труд,═ чтобы исключить коррупцию.═ Для первого типа господства характерны - подданные, для второго - граждане.

Далее перейдем к рассмотрению харизматического═ типа господства.═ Осуществляющий господство имеет призвание═ к═ этому , т.е. этот тип господства предполагает вождя, кот 555f53cf 086;рый призван осуществлять власть. М.Вебер рассматривает это призвание как═ нечто необычное , что принципиально отличает харизматическое господство от уставного и пиететного. Вождь обещает внести в свое господство то,═ чего до него не было,═ либо то,═ что было забыто.═ Такие типы господства возникают тогда, когда появляются чрезвычайные ситуации.═ Иногда причина может лежать в духовной сфере жизни людей,═ а не только в материальной. Если люди теряют смысл и ориентиры жизни,═ то вождь претендует решить кризис смысла. М.Вебер рассматривал данный тип господства на примере христианского движения. Для харизматического движения характерно,═ что люди, идущие за призывом, выпадают из обычных, повседневных отношений, вступая в новые отношения. Например, сподвижники Христа должны были отказаться от семьи,═ профессии .═ Как бы мы сейчас не реагировали , Иисусу приписывали чудеса, не доступные обычному человеку. Можно также привести другие примеры харизматического господства из истории человечества.═ Например,═ ранний буддизм, Мао Дзедун в Китае, Де Голь во Франции и др.

Попытаемся дать краткую характеристику этого явления. Харизматическое господство - замкнутые социально═ закрытые═ отношения , харизматический вождь кот 555f53cf 086;рых претендует на исключительность,═ те же,═ кто вступает под влияние вождя, отбрасывает свое прежнее отношение═ к═ окружающим.═ Слабость движения в - организации,═ т.к. требуется увековечить достоинства вождя в истории.

═ Харизматический тип господства по своему происхождению является революционным. На место упорядоченных структур встает эмоциональное объединение людей,═ ограниченное узким составом участников. Рано или поздно перед ними встает проблема создания институтов,═ подобных тем, кот 555f53cf 086;рые они отвергли. Что делать, когда вождь умирает?═ Вопрос об учреждении организации встает вместе с вопросом о наследнике вождя. Он должен быть призван продолжить дело . Таким образом,═ вопрос о наследстве является первым шагом превращения═ вождя в форму повседневности . Теперь уже вождь отбирается из массы людей , но выбор не рассматривается как технический , а как харизматический процесс. Например, католическая церковь выбирает папу из кардиналов, и после выбора избранник наделяется особыми качествами , не свойственными другим людям. Но в данном случае особые качества передаются и самому институту церкви═ -═ происходит процесс институализации. Но существует══ другая══ форма══ переноса══ харизматического господства - должностной харизматизм.═ Эта форма господства является особо долговечной,═ и можно привести много исторических примеров его процветания. Один из примеров должностного харизматизма - институт президентства в США. В Америке демократия всегда связывалась с одним человеком на определенный срок, сама должность содержала в себе призвание совершать добрые дела.═ Это приводило═ к тому,═ что═ даже═ плохие президенты воспринимались американцами с должным терпением.



═ Необходимо отличать═ должностной харизматизм от личностного . Как правило,═ первый всегда приводит либо к═ пиететному,═ либо═ к уставному, но при этом сам харизм разрушается.

═ М.Вебер в харизматических типах господства увидел некую═ революционную силу,═ но вместе с тем харизматический тип господства - это приходящий тип господства. Как только этот тип сталкивается с повседневностью, он вынужден трансформироваться, и эти преобразования приводят как к традиционному , так и рационально лигитимному═ типу═ господства. Если мы═ будем рассматривать творчество М.Вебера,═ посвященное типам господства, то можно заметить, что предметом его исследования становятся некот 555f53cf 086;рые исторические циклы. Уход от повседневности путем харизматического господства, затем возвращение к повседневным формам правления, история перехода от традиционной власти к рационально-лигитимной═ -═ вот═ основные моменты творчества М.Вебера.

═ Но нельзя только харизматический тип положить в основу исторического═ движения.═ Исследование═ развития западной цивилизации влечет за собой═ рассмотрение═ дополнительно═ некот 555f53cf 086;рых═ понятий : церковная иерархия,═ политическая иерархия и город со своими формами господства.═ Давайте подробнее остановимся на истории развития западных городов.

═ В городах всегда существовали элементы═ капитализма,═ и═ сам город являлся экономическим и хозяйственным центром со своим рынком, где произведенные товары выносились на обмен, со своим центром управления. Иногда города становились политическими центрами , источниками империй,═ некот 555f53cf 086;рым городам удавалось завоевать право самим создавать свой устав. Создавалась городская община, основой кот 555f53cf 086;рой было бюргерство.═ Но тип господства в═ городах═ не═ соответствует ни государственной, ни церковной власти. Города определяют себя как учрежденческая структура внутри государства.═ Одной из═ особенностей развития западного города являлось участие граждан в управлении.═ Следует отметить, что не сословие выбирало администрацию города,═ а граждане, таким образом выбранные люди, на основе договора становились═ субъектами═ права.═ Однако,═ М.Вебер подчеркивает недолговечность свободных городов, но сама форма была изобретена и к ней можно было вернуться. Итак, город, как одна из═ форм═ господства,═ включился в борьбу с двумя другими формами господства: политической и церковной.