МЭН-ЦЗЫ (371≈289 до н.э.)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

МЭН-ЦЗЫ (371≈289 до н.э.)

известные личности



Отправить его в другом документе МЭН-ЦЗЫ (371≈289 до н.э.) Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Валентина Ивановна Соловьева (род в 1951)
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СЕМЕНОВ (1896√1986)
СИМОН БОЛИВАР (1783≈1830)
ПЬЕР КЮРИ (1859√1906)
Лафайет Рон Хаббард (1911 ≈ 1986)
ЦИНЬ ШИХУАНДИ (259≈210 до н.э.)
Григорий Ефимович Распутин (1872 ≈ 1916)
АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР (1875√1965)
ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ ЧЕРЕНКОВ (1904√1990)
 

МЭН-ЦЗЫ═ (371≈289 до н.э.)═══ Китайский философ Мэн-Цзы был самым известным преемнико& 939i85hj #1084; Конфуция. Его учение, изложенное в "Книге Мэн-Цзы", высоко уважалось в Китае в течение многих веков. Философа часто считали "вторым мудрецом", то есть вторым по мудрости после самого Конфуция, хотя их разделяло более двухсот лет.═ Мэн-Цзы родился около 371 года до нашей эры в маленьком государстве Цу. Эпоха, в которой он появился на свет, последняя стадия правления династии Чу, расценивается китайцами как "Период воюющих государств", поскольку Китай═

был тогда политически раздроблен. Хотя Мэн-Цзы был воспитан в традициях Конфуция и всегда страстно поддерживал его теории и идеалы, в конце концов он стал уважаем как ученый и философ благодаря своим собственным заслугам. И трудам. Большую часть своей взрослой жизни Мэн-Цзы провел в путешествиях по Китаю, предлагая свои советы различным правителям, к некоторое время был чиновнико& 939i85hj #1084; в государстве Чи, но в целом не имел постоянного политического поста. В 312 году до нашей эры в возрасте пятидесяти девяти лет он вернулся домой в Цу, где прожил до конца жизни. Год его смерти точно не известен, но считается, что философ умер около 289 года до нашей эры.═ У Менция были ученики, но его влияние на Китай в основном зависит от "Книги Мэн-Цзы", в которой изложены основные принципы его учения. Хотя говорят, что ученики подвергли этот труд некоторой редакции, несомненно, в основном в нем содержатся идеи самого Менция.═ "Книга Мэн-Цзы" идеалистична, оптимистична, выражает твердую веру, что природа человека в основном добрая. Во многих смыслах политические идеи Мэн-Цзы сильно отличаются от идей Конфуция; особенно твердо первый верил в то, что государь должен управлять главным образом моральным примером, а не силой. Мэн-Цзы был более "народным человеком", чем Конфуций. "Небеса видят и слышат так же, как люди", ≈ одно из наиболее известных его утверждений.═ Мэн-Цзы подчеркивал, что самой важной частью любого государства является народ, а не правитель. Обязанность главы страны ≈ заботиться о благополучии своего народа; особенно он обязан обеспечить моральное управление с приемлемыми условиями жизни. В правительственной политике философ поддерживал: свободу торговли, низкие налоги, охрану природных ресурсов, 'более справедливое разделение достояния, чем существующее, и заботу правительства о пожилых и малоимущих людях. Мэн-Цзы верил, что императорская власть происходит от небес, но правитель, не думающий о благополучии своего народа, потеряет "благословение небес" и будет свергнут. Поскольку первая часть этого положения противоречит второй, философ подчеркивал (задолго до Джона Локка), что люди имеют право восставать против несправедливых правителей. Эту идею особенно приняли в Китае.═ Теперь, оглядываясь на историю человечества, можно сказать, что идеи Мэн-Цзы более популярны среди подчиненных, нежели среди правящих. Следовательно, не стоит удивляться, что проповеди философа не были приняты современными ему правителями. С течением времени, однако его взгляды стали значительно популярнее среди стороннико& 939i85hj #1074; Конфуция и китайского народа. Репуташ Мэн-Цзы, и до того высокая, стала еще выше во время подъема неоконфуцианства в одиннадцатом и двенадцатом столетиях═ На западе, конечно, Мэн-Цзы фактически не имел никакого влияния. В частности потому, что писал на китайском языке. "Дао де цзин", созданный Лао-Цзы примерно в то же время, что и "Книга Мзи-ЦзьГ, переведен на европейские языки много раз только из-за того, что многие люди нашли выраженные там идеи интригующими. Но лишь несколько жителей Запада нашли "Книгу Мэн-Цзы" особенно оригинальной или острой.═ Может звучать привлекательно идея о заботе правительства по отношению к пожилым и малоимущим; также привлекательно звучит поддержка низких налогов. Но американский политик, объявивший в своей программе эти две идеи без целого ряда оговорок, похож, заслужит недоверие и со стороны либералов, и со стороны консерваторов. Точно так же Менций -указывает, что, с одной стороны, поддерживает более справедливое распределение достояния страны, а с другой - одобряет свободную торговлю и низкие налоги, даже не касаясь возможных противоречий этих двух политик. Это может звучать придирчиво по отношению к Менцию, который ведь все-таки не избирался в Конгресс. Есть что сказать и в пользу философа, который представляет рад ценных (правда, частично несостоятельных) основных принципов, хотя он не указывает, как разрешить противоречия между этими принципами. Тем не менее═



на протяжении веков такие философы, как, например, Макиавелли, выразившие свои пристрастия более четко, чем Мэн-Цзы, оказали более сильное влияние на человеческую мысль. Но труды Мэн-Цзы оказали воздействие на Китай. Хотя его значение для конфуцианства далеко не такое велико& 939i85hj #1077;, как значение Святого Павла для христианства (кстати, Мэн-Цзы не хватало необычной способности Павла обращать в свою веру), он был, бесспорно, невероятно влиятельным писателем. В течение примерно двадцати двух веков его идеи изучались в регионе, в котором жило более 20 процентов населения мира. Лишь немногие философы оказали столь масштабное влияние.