ТОМАС МАНН (1875√1955)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ТОМАС МАНН (1875√1955)

известные личности



Отправить его в другом документе ТОМАС МАНН (1875√1955) Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564≈1642)
СВАНТЕ АРРЕНИУС (1859√1927)
ДЖОН СТЕЙНБЕК (1902√1968)
ИЛЬЯ ПРИГОЖИН (1917√2003)
АЛЬБЕР КАМЮ (1913√1960)
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН (1879≈1955)
БЕРНАРД ШОУ (1856√1950)
Мориц Август Беньовский (ок. 1746 ≈ 1786)
ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ (1858√1919)
ТОМАС МАНН (1875√1955)
 

ТОМАС МАНН (1875√1955)


Манн в статье ╚Бильзе и я╩ (1906) очень емко определил двуединый принцип своего творчества: ╚глубоко познавать и прекрасно воплощать╩.

Позднее в большом очерке ╚Парижский отчет╩ (1926) он писал о себе: ╚Я то 828c23fi ;же "буржуа" ≈ умники и всезнайки меня каждый день этим попрекают. Но понимание того, как в наши дни обстоит с историческим бытием буржуазии, уже означает отход от буржуазной формы существования и, пусть беглый, загляд в новое┘ Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть╩.

Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в Любеке. Он был вторым ребенком в семье Томаса Йохана Генриха Манна ≈ местного торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальных четырех детей.

Еще учась в гимназии, Томас стал создателем и автором литературно-художественного и философского журнала ╚Весенняя гроза╩.

В 1891 году умер отец. Еще через два года семья продала фирму и покинула Любек. Вместе с матерью и сестрами Томас переехал в Мюнхен, где стал работать клерком в страховом агентстве. В 1895√1896 годах он учился в Высшей технической школе.



В 1896 году он отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, пробовавшим тогда свои силы в живописи, в Италию. Там Томас начал писать рассказы, которые отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса ╚Маленький господин Фридеманн╩.

Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором юмористического журнала ╚Симплициссимус╩. Здесь он сблизился с кружком немецкого поэта Ш. Георге. Но довольно скоро он понял, что с членами кружка, которые провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса, ему не по пути.

В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в издательстве С. Фишера вышел его роман ╚Будденброки╩, принадлежащий к жанру ╚семейного романа╩. Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но, главное, любовь и признательность миллионов людей.

Р.Г. Секачев пишет: ╚В этом романе, первом в серии социальных романов, Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества╩.

Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в ╚Будденброках╩ он ╚создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции╩.

Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни другому.

Вот что пишет о романе Б. Сучков:

╚Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита ≈ в романе этот тип предпринимателей представлен семейством Хагенштремов ≈ отсутствует созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение: "Собственно говоря, каждый коммерсант мошенник". Эта его реплика вызвала приступ бешеной ярости у Томаса Будденброка, свято стоявшего на защите добродетели собственного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнуло и он потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую за словами его неудачника-брата.

Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, ≈ ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим двадцатым веком, Манн противопоставил, как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки ≈ Томас Манн это подчеркивает ≈ не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры╩.



Вторым успехом Манна стал рассказ ╚Тонио Крегер╩, вошедший вместе с семью другими новеллами в сборник под названием ╚Тристан╩ (1903). В нем молодой писатель показал противоречия между искусством и буржуазной жизнью.

В 1905 году Манн женился на дочери мюнхенского профессора-математика, Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь. У них было шестеро детей, из которых половина ≈ Эрика, Клаус, и Голо ≈ стали писателями.

В 1907 году появляется единственная пьеса Манна ╚Флоренция╩. В уста героев пьесы писатель вкладывает собственные суждения о буржуазной действительности: ╚Оглянитесь вокруг: все дозволено, ничто уже не является позором. Нет такого злодейства, от которого у нас теперь еще становились бы волосы дыбом╩. В пьесе он отстаивал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще.

Этой же теме посвящен и роман ╚Королевское высочество╩ (1909). Автор писал об этом произведении: ╚Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного ≈ одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь ≈ вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду "частных случаев", проповедует человечность╩.

Первую мировую войну Манн горячо приветствовал и отстаивал. Он выступил против пацифизма, общественных реформ и оказался противником своего брата, известного писателя Генриха Манна, сторонника демократических перемен. Но довольно скоро Томас отказался от своих ошибочных политических воззрений, и братья помирились.

В 1924 году вышел роман ╚Волшебная гора╩, ставший, по выражению Манна, ╚ключевым и поворотным пунктом╩ его творчества. Здесь писатель дал широчайшую картину борьбы идей своего времени. Этот роман Манн справедливо называл книгой ╚идейного отречения от многого, что было дорого, от многих опасных симпатий, волшебства и соблазна, к которым склонялась и склоняется европейская душа┘╩, и подчеркивал, что цель его книги ≈ ╚будущность╩.

Прошло почти тридцать лет со дня выхода в свет романа ╚Будденброки╩. За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров.

В этом же году Нобелевский комитет вынес решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы. В так называемой наградной формуле значилось: ╚Прежде всего за великий роман "Будденброки", который стал классикой современной жизни╩.

В 1933 году Манн совершает поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений. После чего обосновался в швейцарском городке Кюснахте на берегу Цюрихского озера. В этом же году вышел первый том тетралогии ╚Иосиф и его братья╩ (╚Былое Якова╩, 1933; ╚Юный Иосиф╩, 1934; ╚Иосиф в Египте╩, 1936; ╚Иосиф-кормилец╩, 1943). Это был протест писателя против антисемитизма и расизма: ╚Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным╩.

В 1936 году, после лишения немецкого гражданства, Манн становится подданным Чехословакии. Еще через два года писатель эмигрировал в США. В 1944 году он принял американское гражданство. Из-за океана писатель вел антифашистские программы для немецких радиослушателей.

В 1947 году Манн опубликовал роман ╚Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом╩. В нем он изложил свое понимание эпохи нацизма отнюдь не как случайного явления, но как закономерного этапа в немецкой истории, подготовленного всем ее прежним ходом.

В 1952 году Манн возвратился в Швейцарию и поселился в городе Кильхберге. Через два года вышел последний роман писателя ≈ ╚Приключения авантюриста Феликса Круля╩. Это сочинение о жизненном пути человека, ╚умеющего жить╩, сумевшего использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры. Его сомнительный облик стал отражением характера современного общества.

Умер Манн 12 августа 1955 года в Цюрихе.