МОРИС МЕТЕРЛИНК (1862√1949)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

МОРИС МЕТЕРЛИНК (1862√1949)

известные личности



Отправить его в другом документе МОРИС МЕТЕРЛИНК (1862√1949) Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899√1961)
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСЩН (354≈430)
ЗОРОАСТР (628≈551 век до н.э.)
Цин
АВТОБИОГРАФИЯ Я КАПЛИН Лев Арсеньевич
КОРОЛЕВА ЕЛИЗАВЕТА I (1533≈1603)
Профессор Владимир Леонидович Махнач
ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ (100≈44 до н.э.)
ИЛЬЯ ПРИГОЖИН (1917√2003)
УМАР ИБН АЛЬ-ХАТТАБ (586≈644)
 

МОРИС МЕТЕРЛИНК (1862√1949)


Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать ≈ дочерью пр 616g61hg 077;успевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и пользовалась в городе большим уважением.

До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Как потом он сам вспоминал, детство ╚провел меж двумя монастырями╩, там ╚полный почтения слушал речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве╩. Затем в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию, провел среди отцов иезуитов ╚самое неприятное время╩ своей жизни.

Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис по-прежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опять-таки по настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне. Но, вырвавшись из-под опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и музыке.



В Париже юноша жил в доме знакомого семьи ≈ известного писателя-символиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным поэтом Вилье де Лилль-Аданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд ≈ вольный перевод книги фламандского философа-мистика Я. Раусбрука ╚Украшение любовного брака╩.

В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса ≈ в парижском ежемесячнике ╚Плеяда╩ была напечатана его новелла ╚Убийство невинных╩.

Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал работать юристом. Однако все свободное время он по-прежнему посвящал литературе, а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.

В 1889 году, опять-таки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу ≈ сборник стихов ╚Теплицы╩. Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же году в Брюсселе свою первую пьесу, ╚Принцессу Мален╩. Ее сюжет заимствован из сказки братьев Гримм. Но Метерлинк пр 616g61hg 077;вратил традиционную историю о злой королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и злого рока.

Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям, казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в парижской ╚Фигаро╩ 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо, в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал ╚самое гениальное произведение нашего времени╩.

Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему необходимо посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло сломать сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую пр 616g61hg 072;ктику и одну за другой написал несколько пьес ╚Непрошеная╩ (1890), ╚Слепые╩ (1890), ╚Семь принцесс╩ (1891), ╚Пелеас и Мелисанда╩ (1892). Большинство из них были основаны на традиционных сказочных сюжетах, но в каждой автор предлагал нетрадиционную развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались счастливо. Герои Метерлинка попадали в самые замысловатые приключения, совершали долгие путешествия и одерживали победы над силами природы и рока.

Я. Цисарж писал: ╚К 1900 году Метерлинк создал ряд пьес ("Слепые", "Пелеас и Мелисанда", "Смерть Тентажиля"), где внутренний мир человека пр 616g61hg 077;дставлен в виде аллегории. Внешнее действие, поступки персонажей не столь существенны, они либо фон, либо вообще отсутствуют. Герои его пьес пребывают в некоем изначально заданном и практически неизменном состоянии, которое, по мысли автора, и есть искомый символ, "область души", проводник и свидетель внутренней сути╩.

А вот характеристика ранних произведений писателя, данная в книге ╚Великие писатели XX века╩:

╚Многозначность символа заложена в основу пьесы М. Метерлинка "Слепые". Драматург придумывает странную землю ≈ остров в океане, ≈ населенную незрячими людьми. Блуждая в темноте, страхе и холоде, слепые ожидают прихода Неизвестного, своего рода мессии, который вызволит их из мрака. Шаги Неизвестного приближаются, но его видит лишь зрячий ребенок на руках у самой юной слепой.

Жизнь стариков слепых на острове можно отождествить с судьбой человеческой цивилизации; океан ≈ образ-символ смерти; мертвый проводник пр 616g61hg 086;поведует религию, от которой человечество уже отпадает; маяк на берегу океана ≈ наука; ребенок на руках у слепой ≈ образ-символ нового, трансцендентально-мистического искусства. Такова традиционная дешифровка образной системы М. Метерлинка; но символ на то и символ, чтобы количество его трактовок было неограниченным.

Мир символистских произведений М. Метерлинка неуютен, безотраден, движим воздействием сил, направленных против человека. Источник этих сил кроется в Неизвестном. Неизвестное может отождествляться у драматурга с образом смерти ("Там, внутри"), иногда является попыткой заполнить вакуум неверия, возникший в результате отрицания идей христианства╩.

В 1895 году в одном из гентских театров Морис познакомился с актрисой Ж. Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина, которая на пр 616g61hg 086;тяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и режиссерами.

Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами ╚Жизнь пчел╩ (1901) и ╚Мудрость и судьба╩. Самым известным из них стал первый, в котором писатель в аллегорической форме рассказал историю человечества.

К началу XX века Метерлинк пр 616g61hg 077;вращается в крупную фигуру прогрессивно-романтической драматургии. Недосказанность, смутное, но постоянное предчувствие приближающейся трагедии были характерны для раннего Метерлинка. Позднее в его пьесах начали появляться реалистические краски, герои стали активнее действовать. Синтез различных стилей и направлений позволил ему создать такие произведения, как ╚Монна Ванна╩ и ╚Синяя птица╩ ≈ безусловный шедевр мировой драматургии.

В драме ╚Монна Ванна╩ (1902) Метерлинк впервые перенес своих героев в ситуацию реально-историческую, в Италию XV века.

╚Нельзя считать, что Метерлинк создал реалистическую драму, "Монна Ванна" ≈ произведение романтическое с исключительными ситуациями и исключительными героями, ≈ писал Л. Андреев. ≈ Но как высоко романтизм поднял героя Метерлинка! Монна Ванна далеко ушла от марионеток первых драм, она вплотную пр 616g61hg 080;близилась к героям Верхарна. Персонажи "Монны Ванны" не ждут от неизвестности решения своей участи, а сами вырабатывают принципы своего поведения.



В "Монне Ванне" изображены "реальные несчастья", при всей романтической условности обстоятельств. Родина в опасности, город Пиза осажден, народ голодает, ≈ вот перед какими фактами ставит теперь Метерлинк своих героев. Он как будто сохраняет любовный "треугольник" ≈ Монна Ванна, ее муж Гвидо и обожающий Ванну Принчивалле. Но "треугольник" этот отнюдь не традиционный. Принчивалле командует осаждающими город Пизу войсками, а к тому же он наемник. Благодаря этому взаимоотношения главных героев сплетаются в сложный клубок; они со страстью обсуждают не только проблемы любви, но проблемы долга, отношения к родине.

В горячих дискуссиях (каким далеким кажется теперь "театр молчания"!) герои вырабатывают высший критерий оценки нравственности ≈ им оказывается общественный долг, долг перед родиной, перед народом. Монна Ванна говорит: "Спасение моих сограждан для меня выше всего". Действуя в соответствии с этим пониманием долга, Монна Ванна и превращается в подлинную героиню, в олицетворение высшего понимания любви╩.

В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу ╚Синяя птица╩, которая принесла ему всемирную известность. Философская сказка ╚Синяя птица╩ ≈ уникальная для литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья. ╚Все симпатии Метерлинка на стороне бедных, ≈ отмечает Л. Андреев. ≈ Не из богатого дома, а из хижины дровосека Фея начнет поход за Синей птицей, ≈ лишь обитателям бедных хижин Метерлинк доверяет поиски истины. Поиски символической птицы противопоставляют не только бедных богатым. Они противопоставляют романтическую "Синюю птицу" символистской драматургии Метерлинка. Там был застывший, мертвый мир ≈ здесь все в движении, здесь смысл в поиске, в походе. Там все было заранее задано, все изначально обусловлено, и человек был марионеткой в руках идеалистического детерминизма ≈ здесь все впереди, все зависит от поисков, от инициативы, смелости искателей истины. И сам процесс поисков, само движение возвышает людей, совершенствует их, открывает перед ними новые горизонты╩.

В течение нескольких лет ╚Синяя птица╩ обошла сцены всего мира и драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих героях, что в 1918 году написал продолжение ╚Синей птицы╩ под названием ╚Обручение╩, в котором завершил историю мальчика Тильтиля.

Кроме пьес писатель выпустил несколько критических книг и сборников стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка ╚Бургомистр Стильмонда╩ (1918), в которой он призывал к сопротивлению пр 616g61hg 086;тив немецких захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда писателя в США.

В 1911 году Метерлинку была пр 616g61hg 080;суждена Нобелевская премия по литературе ╚за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией╩. Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение.

С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили из-за возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.

В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р. Даон, исполнявшей роль в ╚Синей птице╩. Они поселились в столице Франции. В это время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую книгу ≈ ╚Жизнь термитов╩. Под видом муравейника Метерлинк изобразил тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых европейских странах. Он показал превращение людей в механических, тупых исполнителей чужой воли.

Метерлинк написал много. ╚Но Метерлинка-драматурга знают по "театру смерти", по романтическим пьесам конца пр 616g61hg 086;шлого ≈ начала нашего века, ≈ считает Л. Андреев. ≈ К кануну Первой мировой войны слава Метерлинка достигла зенита, тогда он был увенчан лаврами Нобелевского лауреата. Потом он был иждивенцем этой славы.

Из полутора десятков поздних драм Метерлинка мало что опубликовано, и не случайно. Они звучат как заигранная пластинка, в которой трудно, а то и невозможно расслышать прелесть некогда созданной мелодии. Без конца варьируется все тот же мотив жертвенности, самоотверженной любви, иллюстрируемой ситуациями псевдоисторическими и псевдосовременными, а то и вовсе искусственными, вымученными. Очень часто жертвенность оказывается признаком святости, и таковая демонстрируется без всякого стеснения╩.

В 1932 году король Бельгии пожаловал писателю титул графа. Когда началась Вторая мировая война и Франция была захвачена немецкими войсками, Метерлинк перебрался в Португалию. Однако уже в 1940 году писатель был вынужден совсем покинуть Европу и вместе с женой уехать в США. Там он прожил всю войну. В 1947 году писатель возвратился в Ниццу, в свой особняк ╚Пчельник╩. Здесь он и скончался от сердечного приступа 6 мая 1949 года.