ИСКУССТВО XX ВЕКА
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ИСКУССТВО XX ВЕКА

художественная культура



Отправить его в другом документе ИСКУССТВО XX ВЕКА Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В НЕАПОЛЕ
ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА
МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ
тульский МУЗЕЙ оружия
Французское искусство XVIII века
САД скульптур в СТОКГОЛЬМЕ
Романское искусство
Французский классицизм последней четверти XVIII ≈ первой трети XIX века
 

Искусство XX века

Художественная кулn 929e45dj 0;тура XX сто╜летия ≈ одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой кулn 929e45dj 0;туры. Это и понятно, ибо ни один век не знал таких трагических социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого ошеломляющего научно-технического прогресса, та╜кого широкого национально-освободительного движения. В обще╜кулn 929e45dj 0;турное развитие включились народы, ранее не имевшие про╜фессионального искусства. Территориальные границы изменились, и теперь почти невозможно нарисовать картину развития только западноевропейского искусства, не затрагивая искусства стран дру╜гих континентов. Поэтому мы и позволяем себе в этой главе более расширительные примеры.

В XX в. ╚европейское человечество╩ впервые столкнулось с глобальностью катастроф, с ощущением порвавшейся ╚связи вре╜мен╩, с утратой традиционных этических и эстетических ценностей. Все это породило трагический разлад в душах даже крупнейших самобытных художников, привело к девальвации образцов, к отсут╜ствию авторитетов. Каждый более или менее оригинальный мастер XX в. стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Размытость всех и всяческих критериев приводит к тоталь╜ной иронии, скепсису, чувству опустошенности, подчас к стремле╜нию паразитировать на художественных явлениях прошлого, одновременно и цитируя их, и подвергая осмеянию. Прекрасное подме╜няется безобразным, духовное ≈ бездуховным, подлинное искус╜ство ≈ подражанием или издевкой. И художник, и зритель остаются один на один с технократической цивилизацией, которая в XX в. вытесняет кулn 929e45dj 0;туру или ≈в лучшем случае ≈приспосабливает ее к своим прагматическим целям. Так создается одержавшая к концу столетия победу массовая кулn 929e45dj 0;тура и китч как ее крайнее выражение.

Несомненно, судить об искусстве легче ╚со ступенек времени╩ ≈ искусство XX века является еще скорее объектом изучения критика, чем историка. Тем более, что как бы в противовес специализации нашей эпохи научно-технической революции, многие мастера XX столетия выказали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах искусства: станковом, монументаль╜ном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скулn 929e45dj 0;птуре малых форм и пр.

Временное пространство в несколько десятилетий вмещает в себя одну творческую жизнь, поэтому представляется нецелесооб╜разным делить искусство нашего столетия на несколько резко отграниченных периодов, как это обычно принято: искусство на╜чала века, между двумя мировыми войнами, периода Второй миро╜вой войны, послевоенное, на современном этапе, что неизбежно привело бы, на наш взгляд, к неестественному нарушению единства творчества одного мастера.

Вместе с тем сложность характеристики творческих процессов XX века состоит еще и в том, что именно это столетие дало жизнь множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных, столкнуло авангард (именуемый в нашем искус╜ствознании модернизмом) с искусством традиционным, верным реалистическим принципам предыдущих веков,≈и часто в твор╜честве одного художника соединяются самые разнородные художе╜ственные направления и концепции.

XX век завершился, но время окончательных выводов и оценок искусства еще впереди; думается, что сейчас можно лишь просле╜дить его основные тенденции и закономерности.

Переходя к характеристике архитектуры и изобразительных искусств, напомним, что XX столетие с его трагедиями и противо╜речиями достаточно ярко выражено в творчестве таких мастеров, как Корбюзье, Райт, Пикассо, Шагал, Матисс, и целого ряда других, сумевших силой своей художественной индивидуальности каждый по-своему запечатлеть нашу сложную эпоху.