Архитектура XX века. Основные проблемы
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Архитектура XX века. Основные проблемы

художественная культура



Отправить его в другом документе Архитектура XX века. Основные проблемы Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Греческая архаика
СВЯТЫНИ И СОКРОВИЩА СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА
Постимпрессионисты
КОРОЛЕВСКИЕ ДВОРЦЫ БЕНИНА
Романское искусство
Культура харчування
ВАВЕЛЬСКИЙ ЗАМОК ПОЛЬСКИХ КОРОЛЕЙ
МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ
ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В КУСКОВО
 

Архитектура XX века. Основные проблемы

Углубление социальных противоречий западноевропейского об╜щества в начале века, возможно, наиболее отчетливо сказалось в архитектуре. Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой пе 616b13dg реуплотне╜ние застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи.

Одно из первых направлений рубежа XIX≈XX вв., как говори╜лось выше,≈модерн (Ар Нуво ≈в Бельгии, Сецессион ≈в Авст╜рии, Югендстиль ≈в Германии, Либерти ≈в Италии и т. д.) кос╜нулся не случайно прежде всего архитектуры и прикладного искус╜ства, т. е. тех видов искусства, которые несут функциональную нагрузку. Для модерна характерно выявление функционально-кон╜структивной основы здания, подчас вообще отрицательное отно╜шение к классическим традициям ордерной архитектуры, исполь╜зование пластических возможностей ╚ковкости╩ (и отсюда широкое введение кривых линий) металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это несомненно привело к новому образу зданий, таких, как доходные дома, богатые особняки, банки, театры, вокзалы. Но в модерне было также много стилиза╜торского декоративизма с обилием кривых линий и нагромождени╜ем декоративных элементов, склонности к иррационализму (напри╜мер, в творчестве Антонио Гауди, иногда доходящего до мистики: собор Ла Саграда Фамилиа, 1883≈1926, Барселона).

После Первой мировой войны разрушение структуры старых феодальных городов стало еще более интенсивным. Самым значи╜тельным направлением архитектуры западных стран в 20-е годы явился функционализм, выросший из рационального направления модерна и воплощенный в Баухаузе ≈ идеологическом, производ╜ственном и учебном центре художественной жизни не только Германии, но и всей Западной Европы; глава и идеолог направ╜ления≈В. Гроппиус. Первый этап истории Баухауза≈высшей школы строительства и художественного конструирования ≈ свя╜зан географически с Веймаром (1919≈1925), второй≈с Дессау (1925≈1932). Классический пример этого направления≈здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925≈1926). Функцио╜нализм был противоречивым архитектурным направлением, что нашло выражение во многих его крайностях: в утилитаризме Бруно Таута, в техницизме и рационализме Л. Мис ван дер Роэ. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (1887≈1965), начав╜ший свой творческий путь еще с кубистами, и вместе с Озанфаном, олицетворявший его по╜следний этап ≈ орфизм (см. их совместное сочинение 1918 г. ╚После кубизма╩), один из круп╜нейших архитекторов XX в., внесший принципиально важ╜ные как функциональные, так и формально-эстетические реше╜ния, под знаком которых архи╜тектура развивалась в течение десятилетий, а от многого не от╜казалась и по сей день. Доста╜точно вспомнить ╚пять принци╜пов╩ Ле Корбюзье: дом на стол╜бах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерье╜ра, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фа╜сада. Но Корбюзье никогда не абсолютизировал функциона╜лизм (в какой-то степени неким промежуточным явлением меж╜ду модерном и функционализ╜мом явился стиль, который вы╜разился более всего в оформле╜нии интерьера, в костюме, моде, утвари ≈╚Ар Деко╩, возник╜ший после выставки ╚Декора╜тивное искусство╩ в Париже в 1925 г. смесь неоклассицизма, модерна, отголосков дягилевских ╚Русских сезонов╩, экзотики Во╜стока ≈ при превалировании прямых линий и жесткой конструк╜ции функционализма Баухауза).



А. Гауди. Собор ╚Ла Саграда Фамилиа╩ в Барселоне


Современная архитектура многим обязана именно функциона╜лизму 20-х годов: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудо╜ванием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных═ перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функциона╜лизма, оказавшего решаю╜щее воздействие на все по╜следующее развитие со╜временной архитектуры, были таковы, что их мож╜но было использовать при╜менительно к националь╜ным особенностям разных стран (многоэтажная за╜стройка только в город╜ских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах ≈ в Англии; са╜мые высокие жилые зда╜ния ≈ в предместьях Па╜рижа или Берлина). Наря╜ду с функционализмом в 20-е годы существовали такие направления, как архитектурный экспресси╜онизм (Э. Мендельсон), национальный романтизм (П. Крамер, Ф. Хёгер) и другие, но их влияние на дальнейшее развитие архитектуры незначительно.


Мис ван дер Роэ. Сиграм Билдинг. Нью-Йорк


В 20≈30-е годы сложились две противоположные теории стро╜ительства ≈ урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в осеннем Салоне 1922 г. в Париже представил диораму ╚Современный город на 3 млн. жителей╩, а в 1925 г.≈проект реконструкции центра Парижа (так называемый ╚План Вуазен╩), превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. В этих планах была выражена идея города будущего, ничего общего не имеющего со сложивши╜мися преимущественно в средние века европейскими городами.

Дезурбанисты шли от теории Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. в ставшей всемирно известной книге ╚Завтра╩,≈ от его идеи строительства небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в зелени административными и культурного назначения зданиями, с жилыми домами индивидуального плана, с не подлежащим застройке коль╜цом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада.

Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города (но не более 60 тыс. человек). Эти ╚ситэ-жарден╩ мыслились как самостоятельные промышленные рабочие поселки или как большие жилые комплек╜сы в предместьях больших городов. Примером может служить комплекс Ла Мюетт в Дранси под Парижем (архитекторы Эжен Бодуэн и Марсель Лодса, 1930≈1934). Идея городов-садов была особенно близка английским архитекторам (учитывая английский вкус, приверженность англичан к отдельным коттеджам, к непре╜менному саду при жилье).

Но город-сад на практике превращался либо в город-спальню, либо в роскошные виллы богатых людей. Родились и крайности теории. Так, немецкий архитектор Б. Таут в книге ╚Распад городов╩ отрицает города вообще, предлагая взамен поселки в 500≈600 человек под лозунгом ╚земля≈хорошая квартира╩. В 1930 г. в работе ╚Исчезающий город╩ американский архитектор Ф. Л. Райт выдвинул проект идеального поселения, где на каждую семью приходится акр земли, главным занятием людей становится земле╜делие, а общаются они между собой благодаря автомобилю. Город как таковой вообще не нужен, ибо современная техника дает в распоряжение людей скоростной транспорт, а дома у каждого есть телевизор (теория американского архитектора В. Гоэна). Так, в XX в. одновременно началось, с одной стороны, прославление механизированного стандарта быта, а с другой ≈ борьба с ним.


Ф.Л. Райт. ╚Дом-водопад╩. США, Пенсильвания

Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам дю О в Роншане


На протяжении последующих десятилетий обе теории варьируются и, несмотря на противоположность, в чем-то переплетаются. От дезурбанистических проектов идет, например, идея разобщения пешеходных и транспортных потоков, ставшая важнейшим прин╜ципом современного градостроительства. Еще в 1944 г. первым примером решения проблемы разуплотнения больших городов бла╜годаря городам-спутникам послужил проект ╚Большого Лондона╩. Проект восьми таких городов в радиусе 30≈50 км от Лондона принадлежит английскому архитектору Патрику Аберкромби. Позд╜нее появились ╚Большой Париж╩, ╚Большой Нью-Йорк╩ и т. д. Старые города развивались от центра к периферии с постепенным снижением плотности населения к окраине. Теперь все чаще в центре города остается лишь административный узел.

Территориальное планирование по районам, освоение больших пустых территорий для городов-спутников вызывает к жизни мно╜жество новых проблем: сохранение природных богатств, выбор прокладки трасс и др.



Э. Саарииен. Аэровокзал ╚Кеннеди╩ около Нью-Йорка


В 30≈40-х годах и в Англии, единственной стране, сохранявшей в архитектуре исторические стили (неоготику, неоклассику и пр.), побеждает функционализм континентальной Европы. Большое зна╜чение имел тот факт, что в Англии в это время живут бежавшие из нацистской Германии выдающиеся представители этого направле╜ния В. Гроппиус и Э. Мендельсон (объявленный ╚большевистским╩ Баухауз был закрыт в 1933 г.). Верные национальным традициям, английские архитекторы умело сочетали этот принцип и новатор╜ство даже в таком международном стиле, как функционализм. Так, шекспировский Мемориальный театр в Стрэдфорде на Айвоне (архитектор Элизабет Скотт, 1932), облицованный кирпичом раз╜ных цветовых градаций и отделанный в интерьере разными поро╜дами дерева, при общей композиции объемов, характерной для архитектуры функционализма, имеет романтический и поэтический облик, свободный от всякой стилизации и органичный английскому зодчеству.

В межвоенный пе 616b13dg риод для архитектуры всей Европы характерно применение металлических и железобетонных каркасов, строитель╜ство жилых домов из сборных железобетонных панелей. Поиск новых форм в связи с новыми конструктивными системами часто приводил к преувеличению роли техники, фетишизации техниче╜ской проблемы. Интернациональному стилю конструктивизма и функционализма Корбюзье и Мис ван дер Роэ (с ╚легкой руки╩ которого весь мир наводнен зданиями с навесными стеклянными стенами и плоскими крышами типа отелей ╚Хилтон╩) как бы противостоит ╚органическая архитектура╩ Ф.-Л. Райта с ее акцентом на уникальность, неповторимость архитектурного образа, сообразованность со вкусом заказчика, а, главное, с идеей проникновения здания в природу, в пейзаж (или, наоборот, пейзажа в здание. См. знаменитое творение Райта ╚Дом у водопада╩, или ╚Дом-водопад╩ в Пенсильвании). Во имя ╚идеи непрерывности╩ Райт призывал к отказу от ордерных принципов: от пилястр, колонн, балок, карни╜зов, антаблементов. Иногда здание стилизуется под природные формы: дерево, пчелиный улей и т. д., ибо, по мысли сторонников ╚органической архитектуры╩, ╚биологичность╩ придает живопис╜ность, романтизм архитектурному образу.

После Второй мировой войны проблемы градостроительной практики при всей ее масштабности и именно в силу этого не уменьшились, а увеличились. В осуществлении больших и интерес╜ных градостроительных проектов определенной преградой является частная собственность на землю. Не случайно исследователями было справедливо подмечено, что подобные проекты были вопло╜щены на территории городов, почти совершенно разрушенных войной, как, например, в английском городе Ковентри.

Развитие техники в середине и особенно во второй половине XX в. предоставило архитекторам необычайное разнообразие прак╜тических возможностей и художественных приемов. Пространст╜венные железобетонные конструкции используются как кривые (параболы, эллипсы, ╚висячая седловидная форма╩ и пр.), создаю╜щие новый эстетический образ. Качества ╚предварительно напря╜женного╩ бетона позволяют увеличивать пролеты перекрытий, что с особым успехом применяется при строительстве мостов, художе╜ственный образ которых в последние десятилетия наиболее ярко отражает эстетику инженерных сооружений. Сочетание логического и художественного мышления, рационализма и образности, воз╜можно, нигде так не проявляется, как в транспортных сооружениях (развязки больших городов, эстакады, многоярусные гаражи и т. п.), хотя именно транспортная проблема в современных городах явля╜ется и наиболее сложной, и во многом нерешенной.

Создание гигантских новых городов (правда, не в Европе, а в основном в Латинской Америке, например Сан-Паулу или Бразилиа в Бразилии) ≈ свидетельство высокой профессиональной культу╜ры, художественного мастерства в решении объемно-пространст╜венной застройки. Оно вызвало к жизни такие проблемы, как соотношение вертикалей (высотных) и горизонталей (протяженных домов); соотношение зданий с зелеными массивами; проблемы использования материалов разных фактур и качества: от облегчен╜ных, вроде алюминия и разных пластических масс, пленочных синтетических материалов, до испытанного веками дерева; наконец, проблемы полихромии, особенно важные при стандартизации со╜временного строительства.

В современной архитектуре нет какого-либо одного ведущего направления. Как и у живописцев, скульпторов, графиков совре╜менности, в творчестве архитекторов сосуществуют и борются тенденции новаторские и консервативные. Наиболее распростра╜ненным типом построек общественного назначения в Западной Европе являются те (идущие от техницизма Л. Мис ван дер Роэ), художественный образ которых можно было бы определить как ╚стеклянный параллелепипед╩: прямоугольный металлический кар╜кас с навесными стеклянными стенами-ограждениями, не являю╜щимися несущими опорами (контора фирмы Тиссен в Дюссельдор╜фе, архитекторы Г. Хентрик и Г. Петшнигг, 1957≈1960).

В Германии наблюдается соединение функционализма с экс╜прессионизмом и органической архитектурой Ф. Л. Райта. Так ра╜ботает в основном Ганс Шарун (Шароун). В последние годы жизни искания Шаруна сосредоточены были в основном на трех архитек╜турных типах: жилой дом (жилой квартал), школа и театр, вернее, театрально-концертное здание,≈ибо, по мнению мастера, именно эти три типа оказывают наибольшее влияние на духовную жизнь людей. В 1956≈1960 гг. в одном из кварталов Штутгарта по его проекту построены два жилых дома (╚Ромео╩ и ╚Джульетта╩). Слож╜но решены пространственные связи квартир между собою (на одном этаже их планировка нигде не повторяется, широко применяется неправильной формы комната), а также двух домов друг с другом и с ландшафтом. По собственному определению автора, в задачу входило ╚дать простор импровизации... предоставить свободу вы╜бора╩. В здании Берлинской филармонии Шарун спроектировал зал на 2200 мест так, что оркестр помещается в центре зала, зрители из любой точки зала видят, сидящих напротив и оркестр, что делает их не только слушателями, но и соучастниками концерта; по выражению одного исследователя, создается полное впечатление, что находишься внутри оркестра.



Современные архитекторы работают как над решением образа отдельного здания, так и города в целом. Разочарования в возмож╜ностях улучшить сложившийся облик города породили много ин╜тересных идей новых городов: параллельных (рядом с Парижем ≈ новый Париж, новый Рим, новый Лондон и т. д.; французский проект), надводных (японский проект), мостовых (на мостах над водой, американский проект), ╚динамического города╩ (╚диаполис╩ греческого архитектора К. Доксиадиса).

Особый тип зданий представляют городские особняки и виллы, в строительстве которых принимают участие, как правило, самые крупные современные зодчие. Благодаря неограниченным матери╜альным возможностям здесь воплощаются идеи вписанности здания в пейзаж, на самом высоком техническом уровне решаются про╜блемы комфорта (автоматика, акустика, светотехника, радиоэлект╜роника и пр.).

В последние годы значительно меньше внимания стало уделять╜ся проблеме массового жилища, квартире многоэтажного дома, проекту квартала, целого поселения в сравнении с решением образа уникального здания. Это следствие разочарования многих молодых архитекторов в ╚переустройстве общества архитектурою╩. От орга╜нической архитектуры Райта, проповедующей, как уже говорилось, связь с природой, обращение к человеческой индивидуальности (╚в мире должно быть столько типов зданий, сколько индивидуумов╩), отталкивается архитектура, противостоящая нивелирующей стан╜дартизации жизни, но в условиях современного общества доступная только определенным социальным слоям.

Современная архитектура в своих поисках опирается на многие принципиальные решения функционализма, а также органической архитектуры. Так, в одной из последних работ Ле Корбюзье иссле╜дователи справедливо видят стремление сблизить и объединить сильные стороны как функционализма, так и органической архи╜тектуры. Из этого сплава Ле Корбюзье сумел создать совершенно самостоятельный образ, противопоставив школе Миса не только иные принципы, но и иные формы (прежде всего вместо металлостеклянных призм тяжелую пластику железобетона). Первый шаг был сделан давно в жилом доме, исполненном Корбюзье в Марселе, второй ≈ в капелле Нотр-Дам дю О в Роншане. Корбюзье дал толчок принципиально важным для дальнейшего развития поискам, необычайно обогатившим современную архитектуру. Примером может служить творчество финского архитектора А. Аалто, амери╜канского Ээро Сааринена. В практику 50≈60-х годов прочно вошли ╚висячие покрытия╩, ╚своды-оболочки╩, резко изменившие пред╜ставление архитекторов об объеме и пространстве и расширившие их творческие возможности. Соотношение функционального и художественного находит выражение в общественных сооружениях. Стало правилом использовать спортивные постройки как универ╜сальные трансформирующиеся залы. Постоянно идут поиски наи╜более экономичной и удобной, но и художественно выразительной формы и образа вокзала. Так, ╚идея полета╩ ≈ не грубая аналогия с реальной птицей, а лишь ассоциация с ней, ╚волнующее ощущение путешествия╩, как определил свое решение сам автор, выражены в проекте аэровокзала около Нью-Йорка, исполненном Ээро Саариненом в 1958 г. (проект осуществлен уже после смерти зодчего). В здании нет ни одной строго геометрической формы, не говоря уже об окружности или прямом угле. Сааринен стремился к созданию пластической формы, ╚в которой обеспечена непрерывность всех архитектурных элементов╩. Своим ясно выраженным художествен╜ным обликом здание как бы психологически подготавливает людей к полету.

Аэровокзал близ Вашингтона, созданный по проекту Сааринена в 1963 г., прост и рационален как по функциональному, так и по объемно-пространственному решению (четкое разделение прибы╜вающих и улетающих пассажиров, приема и выдачи багажа, замена переходных галерей, ведущих к самолетам, салонами-автобусами на 90 человек с подвижным уровнем пола в зависимости от пола вокзала и высоты кабины самолета). Железобетонное плиточное перекрытие главного операционного зала второго этажа (180х45 м), опирающееся на два ряда наклонных пилонов, напоминают, по меткому определению А. В. Иконникова, ╚гигантский тент╩ и про╜изводит большое впечатление ясно выраженной тектоникой. Мощ╜ные пилоны-устои и гигантское висячее покрытие приобретают неожиданную легкость и даже ажурность благодаря нарочито тяже╜ловесной по пропорциям контрольной башне, поставленной рядом.

Убедившись в определенной узости международного стиля ≈ функционализма, современные архитекторы пытаются развить те стороны, которые ими не учитывались ранее: пластические возмож╜ности архитектурных форм, индивидуальные запросы, связь с на╜циональной культурой. В последние годы особенно актуальной становится проблема соотношения национального и интернацио╜нального в национальной архитектуре отдельных стран. Несомнен╜но, что истинный путь здесь лежит в преодолении как космополи╜тических нивелирующих тенденций, так и бесперспективных по╜пыток реставрации и стилизации многих, уже ушедших в прошлое местных архитектурных форм, в использовании истинных традиций и живых современных потребностей, на которых и должны стро╜иться национальные архитектурные школы. В условиях современ╜ного общества этот творческий процесс поисков и находок, разу╜меется, сложен и неровен и имеет массу камней преткновения.