Английское искусство конца XVIII≈XIX века
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Английское искусство конца XVIII≈XIX века

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ТЕГЕРАНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Культура харчування
ВАТИКАНСКИЕ ДВОРЦЫ
Культура как одна из основ развития субкультур
ПАНАГЮРИШТЕНСКИЙ КЛАД В МУЗЕЕ ГОРОДА ПЛОВДИВА
ДВОРЕЦ, ПАГОДА И МАВЗОЛЕЙ НА АРОМАТНОЙ РЕКЕ
ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ВЕНЕЦИИ
Романтизм 20≈30-х годов XIX века
<ДОМ КОРОЛЯ> В БРЮССЕЛЕ
 

Английское искусство конца XVIII≈XIX века

События общественно-политической и экономической жизни Англии XVIII ≈ начала XIX в. имели прямое и косвенное воздей╜ствие на английскую культуру, прежде всего 616e48fg ; на полную бунтарства романтическую поэзию Байрона и Шелли и их предшественников, на сложение английского социального романа Диккенса, Теккерея, Ш. Бронте.

Английское искусство последней четверти XVIII ≈ первой тре╜ти XIX столетия вливается в мировое искусство со своим собствен╜ным отчетливо выраженным национальным лицом, со своим вос╜приятием действительности, своим мировоззрением и своей фор╜мальной системой. На рубеже XVIII и XIX вв. самые интересные достижения английского изобразительного искусства лежат в жанре пейзажа, прежде всего 616e48fg ; акварельного. Именно в пейзаже живопись Англии опередила континентальную Европу. Реальные связи с живописью континента воплощал Ричард Парке Бонингтон (1801 ≈ 1828), учившийся в Париже у Гро, друживший с Делакруа и запечатлевший в акварелях виды Нормандии и Парижа. Бонингтон был инициатором большого альбома литографий, изображающих старые города Франции,≈ коллективного труда многих художников под названием ╚Живописные путешествия╩. Бонингтон оставил прекрасные по рисунку и классически строгие по живописи пейзажи Франции (╚Партер в Версале╩, 1826), Италии, особенно Венеции.

Несомненно, самое существенное влияние на живопись XIX столетия из английских художников оказал Джон Констебл (1776≈ 1837). Сын мельника из Суффолка, Констебл никогда не был в других странах и изучал только ту живопись, которую мог видеть у себя на родине. Особое его 616e48fg ; восхищение вызывал Клод Лоррен, и некоторые ранние веши Констебла навеяны пейзажами француз╜ского классициста (╚Дедхемская долина╩, 1802). Из отечественных мастеров ему ближе всего 616e48fg ; был Гейнсборо.




Готические соборы, виды городка Солсбери, морской берег в Брайтоне, его 616e48fg ; родная река Стур, луга, холмы, долины, мельницы и фермы его 616e48fg ; ╚любимой старой, зеленой Англии╩ ≈ все это передано Констеблом достоверно-конкретно, но, кроме того, так, что зритель ощущает свежесть ветра, прохладную тень, залитое солнцем пространство, звук падающей воды и стремительность несущихся об╜лаков или дождевых туч. Констебл достигал искусной передачи быстро сменяющихся эффектов освещения, ощущения свежести зелени, жизни каждого предмета как бы на глазах зрителя ≈ благодаря тому, что одним из первых стал писать этюды на пленэре, на открытом воздухе, опередив таким образом в поисках необычай╜ной свежести колорита и непосредственности впечатления худож╜ников французской школы (╚Собор в Солсбери из сада епископа╩, 1823; ╚Телега для сена╩, 1821; ╚Прыгающая лошадь╩, 1825). Скром╜ные по размерам пейзажи Констебла близки к этюдам с натуры, а этюды имеют самостоятельное значение, хотя многие из них пред╜назначались для какой-то большой картины (╚Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов╩, около 1834). Передача мгновенного состо╜яния природы придает каждому из них особую прелесть незавер╜шенности и остроты. Сам художник писал о себе: ╚Возможно, жертвы, которые я приношу ради света и яркости, слишком велики, но ведь они главное в пейзаже╩. И далее: ╚Мое искусство никогда не пытается польстить имитацией, никого не ублажает гладкостью письма, никому не угождает скрупулезностью исполнения╩.


Дж. Констебл. Телега для сена. Лондон, Национальная галерея


Картины Констебла на парижских выставках 1824 и 1825 гг. явились подлинным откровением для французских романтиков. Делакруа писал в дневнике: ╚Констебл говорит, что превосходство зеленого цвета его 616e48fg ; полей достигается сочетанием множества зеле╜ных красок различных оттенков... То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету╩. Красно-коричнева╜тые и серебристые тона Констебла напоминают своей маэстрией венецианцев. Сочетая зеленое с белилами, он умел передать влаж╜ность зелени, на которой как будто сверкают капли росы.

Констебл не получил истинного признания на родине. Первыми оценили его 616e48fg ; французские романтики, с которыми Констебла сбли╜жала искренность в выражении чувств.

Типичным романтиком скорее можно назвать другого англий╜ского пейзажиста ≈Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775≈ 1851), с его 616e48fg ; гигантскими красочными полотнами, полными свето╜вых эффектов. В отличие от Констебла к Тернеру рано пришло признание. С одиннадцатилетнего 616e48fg ; возраста он стал выставлять свои акварели в цирюльне отца, копировать и раскрашивать эстампы, с пятнадцатилетнего 616e48fg ; ≈ участвовать в ежего 616e48fg ;дных выставках Королев╜ской Академии искусств. В 1802 г. он уже академик, в 1809 ≈ профессор в академических классах. ╚Все ему далось сразу и навсегда╩,≈писал В. Н. Петров. Но это не совсем так. Хотя жизнь его 616e48fg ; и вправду полна загадок. Он нелюдим, странен, ведет жизнь отшельника, анахорета и в свои многочисленные путешествия часто уезжает тайно, внезапно. Последний раз он исчез из дома в 1851 г.

Ему было 76 лет. Родственники разыскали его 616e48fg ; в лондонском предместье под чужим именем, уже умирающим. Он был почти слеп, потому что, как говорят его 616e48fg ; биографы, подолгу сидел в потемках, чтобы ╚лучше увидеть солнечный закат на Темзе╩.



Биографические сведения о художнике скудны, зато наследие его 616e48fg ; огромно, более 21 000 произведений на исторические, мифоло╜гические, жанровые сюжеты, но главное ≈ пейзажи. Он тщательно изучал природу, но ╚ему были нужны лишь некоторые стороны видимой реальности, от которой могла бы отталкиваться его 616e48fg ; фан╜тазия, создающая пейзаж, существующий только у Тернера╩. Сти╜хией Тернера было море, насыщенный влагой воздух, движение туч, взлет парусов, бушующие природные силы, от феерических снеж╜ных ураганов до яростных морских бурь (╚Кораблекрушение╩, 1805). Передача света и воздуха, фантастических световых эффектов, возникающих во влажной атмосфере, была главной его 616e48fg ; задачей, (╚Морозное утро╩, 1813). Не случайно он стал мастером акварели ≈ техники, столь любимой английскими художниками (виды Вене╜ции, швейцарские пейзажи). Его интересовали воздушная атмос╜фера, мгновенные изменения в природе, то ╚impression╩ ≈впечат╜ление от света и воздуха, поиск передачи которого через несколько десятков лет захватит целое поколение живописцев. Предметы в системе Тернера постепенно превращаются в красочное пятно и служат лишь материалом для колористически-декоративного по╜строения. В этой ╚беспредметности╩ ≈ основа тернеровского декоративизма. С 40-х годов в творчестве Тернера намечается внутрен╜ний кризис, совершается определенный упадок: размягчение фор╜мы, дисгармония цвета. Констебл говорил, что Тернер пишет ╚подкрашенным паром╩.

Английские пейзажисты стали известны на континенте на заре самых яростных битв академистов с романтиками. Их смелая сво╜бодная живописная техника, выраженная у каждого по-своему, их интерес к природе имели огромное влияние на искусство XIX в.

Романтическое направление в английской графике нашло вы╜ражение в творчестве Уильяма Блейка (1757≈1827), не только крупнейшего 616e48fg ; поэта, но и оригинального художника, в основном гравера и рисовальщика. Иллюстрации к Данте, Мильтону, к Биб╜лии, к собственным поэтическим произведениям ≈ это мрачные фантазии со сложными аллего 616e48fg ;риями, религиозно-мистическими символами, отражающие философию творчества художника, его 616e48fg ; трагическое мироощущение.

Совершенно в ином ╚ключе╩ работал Дж. Флаксман (1755≈ 1826), представляющий классицистическое направление в англий╜ском искусстве. В своих строгих и изысканных контурных рисунках к Гомеру и Данте он исходил из традиций греческой вазовой живописи.

Имена Блейка и Флаксмана в графике, а главное ≈живопись пейзажистов определили ╚лицо╩ английского искусства первой половины XIX в. Чтобы больше не возвращаться к проблемам английского искусства, скажем, несколько забегая вперед во вре╜мени, что в науке незаслуженно долго бытовало представление о некоем застое английского искусства в викторианский период (вторая половина XIX столетия), когда господствовало либо ╚офи╜циальное академическое искусство, либо пошлый мещанский жанр╩, а в портрете и пейзаже варьировались одни и те же надоевшие приемы. Вместе с тем это время дало такие имена, как Ф. Медокс Браун, которого недаром называли ╚Гольбейном XIX века╩, такие творческие объединения, как ╚Прерафаэлитское братство╩.

Ф. Медокса Брауна (1821≈1893) связывают с объединением ╚Прерафаэлитское братство╩, хотя, строго говоря, он не входил в него 616e48fg ;. Прерафаэлиты, однако, объявляли его 616e48fg ; своим главой, и он был близок с ними. Он писал в основном исторические и религиозные картины (╚Чосер при дворе Эдуарда III╩, 1845≈1851; ╚Лир и Корделия╩, 1849), но настоящим откровением для современников стали два его 616e48fg ; произведения жанрового характера: ╚Прощание с Англией╩ (или ╚Последний взгляд на Англию╩, 1852≈1855), посвя╜щенное злободневному сюжету (люди расстаются с родиной в поисках лучшей доли), и ╚Труд╩ (1852≈1865) ≈на тему не менее актуальную в самой развитой промышленной стране Европы, в котором художник не только изобразил людей труда (как это сделал Курбе в ╚Каменотесах╩ или Менцель в ╚Железопрокатном заводе╩), а противопоставил их праздным богачам.



Братство прерафаэлитов возникло в 1848 г. Художников-прера╜фаэлитов объединяло прежде всего 616e48fg ; преклонение перед искусством художников раннего 616e48fg ; итальянского Возрождения: Б. Гоццоли, Ф. Липпи, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли, то есть до Рафаэля (отсюда и название), но также и неприятие современной цивили╜зации, безликости современного искусства. Многое их роднило и с романтиками: любовь к старине, легендам, сказаниям. Они вы╜ступали за высоконравственные устои искусства. У прерафаэлитов был свой идеолог ≈художественный критик Джон Рескин (1819≈ 1900), провозглашавший идеи нравственного и художественного воспитания в духе ╚религии и красоты╩.

Каждый из художников братства прерафаэлитов был индивиду╜альностью и вскоре каждый из них, как это нередко бывает, пошел своим путем, не удовлетворяясь стилизацией искусства Кватрочен╜то. Данте Габриэль Россетти (1828≈1882; ╚Детство Марии╩, 1849; ╚Благовещение╩, 1850; ╚Беата Беатрикс╩, 1863; ╚Сон Данте╩, 1870≈1871) и Э. К. Берн-Джонс (1833≈1898; ╚Золотая лестница╩, 1876≈ 1880; ╚Король Кофетуа и нищенка╩, 1880≈1884; ╚Любовь среди развалин╩, 1893; иллюстрации к сочинениям Дж. Чосера, 1896) тяготели к символизму, к декоративному изыску. Холман Хант (1827≈1910; ╚Светоч мира╩, 1852≈1854; ╚Пробуждение совести╩, 1853≈1854) и Д. Э. Миллес (1829≈1896; ╚Лоренцо и Изабелла╩, 1849; ╚Христос в доме родителей╩, 1850; ╚Офелия╩, 1852; ╚Страж Тауэра╩, 1876) ≈достигали почти натуралистической достоверно╜сти в своих картинах на литературные и религиозные сюжеты с их резкими цветовыми соотношениями и тщательно выписанными деталями. Для прерафаэлитов вообще характерна дилетантская смесь натурализма со стилизацией ≈при слабом рисунке, подчас невнятной композиции и отсутствии пластической ясности.

Но наибольшие успехи прерафаэлитов лежат не в живописи, а в декоративном искусстве, в художественном оформлении книги. В 1860≈1880-х годах поэт, художник и общественный деятель Уильям Моррис (1834≈1896) вслед за Рескиным начал борьбу с обезличением в декоративном искусстве, неизбежным при машин╜ном производстве. Обращаясь к эстетике средневекового ручного труда, У. Моррис организовал художественно-промышленные мас╜терские изготовления мебели, обоев, шпалер, тканей, витражей, изделий из стекла и металла и пр., рисунки для которых помимо него 616e48fg ; исполняли некоторые прерафаэлиты (например, Берн-Джонс, используя излюбленные им средневековые рыцарские и религиоз╜ные сюжеты и мотивы).

Стилизаторство прерафаэлитов во многом предвосхитило стиль модерн рубежа веков. Влияние этих художников сказалось и на графике этого периода: искусство Обри Бердслея (1872≈1898), утонченное до вычурности, изысканное до извращенности, не╜сомненно, отталкивалось от символики и приемов прерафаэли╜тов, отличалось от них, однако, высочайшим профессиональным уровнем.