Французское искусство XVIII века
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Французское искусство XVIII века

художественная культура



Отправить его в другом документе Французское искусство XVIII века Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

САМЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ
лелIпхюкэмше лсгех юммш юулюрIAIи
Реализм середины XIX века
Высокий Ренессанс в Средней Италии
ПЛИМУТСКАЯ СКАЛА - РОДИНА АМЕРИКИ
ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС
Испанское искусство XVII века
ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В ТОКИО
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Французское искусство XVIII века
 

Французское искусство XVIII века

С началом нового, XVIII столетия совершенно 828d32di очевидно обоз╜начился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 г. ╚короля-солнца╩, последнее десятилетие лишь формально сохранявшего могущество, была просто завершающим событием в том длинно 828d32di м ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.

Начало регентства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Людовика XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета совершенно 828d32di противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаждений, развлечений, роскоши не столь тяжеловес╜ной, как в ушедшую пору, и жизненно 828d32di го распорядка не столь торжественно 828d32di го. Но в этом бурном веселье, торопливом желании успеть насладиться была и доля бравады, тревоги, предчувствие краткости мгновения, неизбежности расплаты за бездумье, надви╜гающихся грозных бедствий.

Многое меняется и в искусстве. Король перестает быть единст╜венным заказчиком произведений искусства, а двор ≈ единствен╜ным коллекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие десятилетия Франция превращается в центр художественно 828d32di й жизни Западной Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она становится во главе всей духовной жизни Европы.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим на╜правлением во Франции стало рококо. Многие исследователи и по сей день отказывают рококо в самостоятельности как стилю, считая его лишь ответвлением позднего барокко, потерявшим монумен╜тальность великого стиля. Тем не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине ╚галантного века╩ складывается в определенную стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более их видоизменяющую. Рококо ≈порождение исключительно светской культуры, еще уже ≈двора, французской аристократии, тем не менее оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на его дальней╜шее развитие. Велеречивое и патетическое искусство Лебрена, ораторское искусство, требующее ╚подмостков и котурнов╩, смени╜ло искусство более камерное, интимное, более тесно связанно 828d32di е с бытом, более искреннее. Мир миниатюрных форм не случайно свое главное выражение нашел в прикладном искусстве ≈ в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно 828d32di в интерьере (за исключением разве Германии и Австрии. Примером может служить дворец Сан-Суси в Потсдаме, арх. Г. В. Кнобельсдорф, 1745≈1747), где важным теперь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские дворцы знати, богатой буржуа╜зии,≈╚отели╩, сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру. Внутри же стены разбиты филен╜ками, нишами, обильно украшены живописью, лепниной, позоло╜той, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфо╜ром, зеркалами, часто установленными друг против друга, чтобы в них множилось, дробилось, делалось фантастичным отражение (╚Век зеркал и мемуаров╩, по меткому определению одного иссле╜дователя,≈ за постоянный взгляд на себя со стороны). Входят в моду стилизация под Восток: Китай (╚шинуазери╩), Японию (╚жапонез╩), Турцию (╚туркери╩). Светлые по колориту панно 828d32di , лепной орнамент, шелк обоев, золото украшений, хрустальные люстры, изящная, удобная, хотя и вычурная мебель с инкрустацией ≈все вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрели╜ще. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно 828d32di или станковых картин прозрачные, светлые (серо-голубоватые, сиреневые, розо╜вые, зеленоватые). Все искусство рококо построено на асимметрии, обостряющей ощущение изменчивости, мимолетности ≈игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин ╚рококо╩ возводят к слову ╚раковина╩, ╚рокайль╩. Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини≈нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые ╚триумфы╩ и ╚туалеты╩. Новые веяния проникли в Академию. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые ≈все это темы любви. В Священно 828d32di м Писании избираются преимущественно 828d32di те эпизоды, где можно повествовать о любви: Сусанна и старцы, Сарра, приводящая к Аврааму Агарь, и т. д. Но за всем театраль╜но-праздничным, легкомысленно 828d32di -бездумным в искусстве этого направления таилось немало сложностей. В нем впервые про╜явился стойкий интерес к изображению тонких интимных пере╜живаний, это был шаг к сентиментализму с его вниманием к ╚извивам╩ человеческой души. Портрет и пейзаж ≈не случайно очень важные в эту эпоху жанры. За легкомыслием, остроумием и насмешливой иронией рококо были и раздумья о судьбе чело╜века, о смысле существования. Всем этим аристократический стиль во многом способствовал демократической эпохе Просве╜щения. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие вырази╜тельным средствам искусства (в живописи ≈главным обра╜зом в колорите, недаром так любили в эту эпоху венецианцев и Рубенса). Ломаные ритмы изысканно 828d32di го менуэта, компози╜ционные хитросплетения коме╜дий Бомарше, особый жанр ро╜мана в письмах, живописные ╚галантные празднества╩ и ╚паутушеские сцены╩ имеют между собой нечто общее, что позво╜ляет им в целом создать образ Определенно 828d32di й эпохи.



А. Ватто. Жиль. Париж, Лувр


Предвестием этого направления в искусстве, но и (как это бывает со всяким большим мастером) явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направ╜ления, был художник Жан Антуан Ватто (1684≈1721), создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены во╜енных бивуаков, народные типы вроде написанно 828d32di го уже в годы расцвета ╚Савояра╩ ≈ мальчика с Савойских гор, идущего на зара╜ботки. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества ≈ аристократическое об╜щество в парке, музицирующее, танцующее, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, ≈ сцены беспечной жизни, переданные с утонченно 828d32di й грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем (╚Капризница╩) с налетом меланхолии и грусти (╚Праздник любви╩, ╚Общество в парке╩, ╚Затруднительное предложение╩). Колорит Ватто≈одно из сильнейших качеств его дарования ≈ построен на тонких ню╜ансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых (всегда смешанных) тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все оттенки тонов, так и в изображении Ватто даны все тончайшие оттенки лю╜бовного чувства. В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих про╜изведений ╚Паломничест╜во на остров Цитеру╩ (Киферу). Кавалеры и дамы отправляются на остров любви; как будто на наших глазах любовь зарождает╜ся, движения полны неу╜веренно 828d32di сти, взгляды ≈ сомнений, затем любов╜ное чувство растет. Эта тончайшая палитра чувств прежде всего создана са╜мим цветом: колеблю╜щимся, мерцающим, пе╜реливающимся один в другой, гаммой золоти╜стых оттенков, сквозь ко╜торые проступает основ╜ной серебристо-голубова╜тый тон, что в целом напоминает колорит венецианцев; светом, разбивающимся на блики. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVIII в., и для Ватто особенно 828d32di . Он не скрывает театрального приема в композиции: действие разыгрывается на переднем плане, который выглядит как площадка сцены; он всегда пишет кулисы ≈ обрамление этой главной сцены; как в театре, располагает группы фигур, освещая их искусственным светом рампы. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник. Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Его ╚Жиль╩ одиноко и печально стоит у края рампы, от всей его фигуры веет неизбывной грустью, и это пронзительно-грустное настроение тон╜ко передано статикой позы. Пейзаж в картинах Ватто≈также выдуманный театральный пейзаж, и это лишь усиливает общий оттенок ирреальности, призрачности, фантастичности изображе╜ния. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию.


А. Ватто. Лавка Жерсена. Фрагмент. Берлин, Шарлотенбург


В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу ≈ это вывеска антикварной лавки, которая так и называется ╚Лавка Жерсена╩. В правой части беседуют интересующиеся живописью дамы и кавалеры, в левой укладывают в ящики произведения искусства, среди них портрет Людовика XIV. Не хотел ли этим Ватто сказать, как быстротечна ╚слава мира╩, как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство?!

Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703≈1770), ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, гривуазности, пренебрежение к конструктивно╜му, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура ╚рокайльного языка╩, выразились в полной мере.

╚Первый художник короля╩, как он официально именовался, директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно 828d32di для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные де╜корации, книжные иллюстрации (XVIII в. вообще ╚золотой век╩ французской миниатюры), рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т. д. Станковые картины похожи на панно 828d32di , панно 828d32di могут смотреться и как самостоятельные произведе╜ния. И все это ≈ галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзанский пей╜заж ≈ разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно 828d32di -чувственно 828d32di е наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня ≈ богиня Флора (Помона, Ио, Калисто, Европа), а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Типичные сюжеты ≈ ╚Триумф Венеры╩ или ╚Туалет Венеры╩, ╚Венера с Амуром╩ (с Вулканом, с Марсом), ╚Купанье Дианы╩ и т. п.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объек╜том жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвеще╜ния Дидро, видевшего в нем яркое порождение всего, с чем боролись просветители, но не отказывавшего ему в высоком про╜фессионализме.



Искусство Ватто и Буше во второй половине века, когда идеалам рококо, как и самому заказчику этого искусства, уже был вынесен беспощадный приговор, продолжил блестящий мастер, живописец-импровизатор, художник редкостного таланта, восприимчивости, фантазии, темперамента Жан Оноре Фрагонар (1732≈1806). Глав╜ными достоинствами его живописи были свет и воздух. Будучи пенсионером в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении в Париж ≈ галантные празднества, бытовые картинки, идилличе╜ские семейные сцены, темы исторические и литературные, натюр╜морты, декоративные полотна. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Но чаще всего это галантно-любовные, иногда откровенно 828d32di эротические, чувственные сцены (╚Счастливые возможности═ качелей╩, 1768, ╚Поцелуй украдкой╩, 80-е годы). ╚Поцелуй ук╜радкой╩ демонстрирует ре╜алистическое мастерство Фрагонара, точную и тща╜тельную характеристику вещей, которой он научил╜ся у ╚малых голландцев╩. Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетель╜ствует и о его полезных уроках у Рембрандта. Не╜исчерпаемое══ богатство фантазии,══ необычайно смелый, какой-то текучий мазок, легкость письма, построенно 828d32di го на нежных, изысканных сочетаниях голубых, розовых, палевых тонов, смелые композиции почти современный по своей лаконичности ри╜сунок ≈ все это делает Фрагонара со всеми его незамысловатыми любовными картинками одним из блестящих художников эпохи.


Ж. Фрагонар. Счастливые возможности качелей. Лондон, собр. Уоллес


Портрет в первой половине и середине XVIII в. также занимает художников. Знаменательно, что портреты этого времени в основ╜ном женские. Особенно 828d32di знаменитыми становятся портретисты: Луи Токке, приезжавший и в Россию, чтобы написать портрет Елизаветы Петровны, и запечатлевший многих представителей российской знати (портрет А. М. Воронцовой в образе Дианы), и Жан Марк Натье, прославлявший парижанок в образах аллегорий и античных богинь, муз, нимф, весталок, утративших свою классическую вели╜чественно 828d32di сть и приобретших под кистью живописца черты пикан╜тности и кокетства.

Подобным вкусам, однако, вскоре предстояло измениться под влиянием новых эстетических воззрений, знаменовавших прибли╜жение новой эпохи.

Просвещение как идейное движение, начавшееся в Англии, формируется во Франции с 40-х годов XVIII в. Монтескье, Вольтер, Гольбах, Руссо происходили из разных слоев общества, но отноше╜ние к старому режиму, несостоятельность которого была для них очевидна, требование равенства, оценки человека по заслугам лич╜ности, а не по сословным привилегиям объединили мыслящих людей Франции. Так во Франции началась эпоха Просвещения, определенные нравственные, этические и эстетические принципы которого направили искусство в новое русло.

Раскопки античных городов, некогда погибших под лавой вул╜кана, работы немецкого ученого Винкельмана с его апологетикой античного искусства, его вышедшая в начале 60-х годов ╚История искусства древности╩ изменили эстетические идеалы, вкусы, тре╜бования.

Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVII в., а Эллада, ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. Стилизация греческого искусства окрашена в какой-то степени романтическим чувством. В моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная противоположность французскому регулярному. Мостики и хижи╜ны в нем возникают как случайные, руины наводят на размышление. В орнаментике используются греческие мотивы ≈ меандр, паль╜метты. Малый Трианон в Версальском парке (Жак Анж Габриэль, 1763≈1764) при классической простоте членений ≈ширина фаса╜да вдвое больше высоты, первый этаж вдвое выше второго и т. д.≈ в своем образном решении еще и очень лирическое, интимное сооружение, что и отвечало его назначению. Красота образа скла╜дывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рождающе╜гося неоклассицизма. Но уже в начатой через год (1764) архитекто╜ром Ж. Ж. Суффло в Париже церкви св. Женевьевы (с 1791 г.≈ Пантеон, место захоронения знаменитых людей Франции) усили╜вается героическое начало. И в будущем в творениях Клода Никола Леду суждено будет развиваться именно 828d32di этой героической линии нового классицистического направления (Парижская застава де ла Виллет).

Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. ╚Салоны╩ Дидро были первой формой критической литературы по искусству. В них было много назидательности, дидактики. По меткому заме╜чанию одного из исследователей, энциклопедисты во главе с Дидро были из тех ╚философов, на которых ничто неведомое не бросало своей освежающей тени╩. В их проповеди ╚торжества разума╩ немало самодовольства и ограниченно 828d32di сти, холодного и бесстраст╜ного анализа, сухой рассудочности ≈ при всем блеске ума. Утвер╜ждение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Обозначившийся в 60≈70-х годах интерес к голландскому реализму был вызван несомненным влиянием буржуазии. В русле этих новых эстетических идей развивается искусство Жана Батиста Симеона Шардена (1699≈1779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, ранее мало развитого жанра во Франции. Сначала это натюрморты с битой дичью в голландском или фламандском вкусе, в композицию которых входит живое существо, как, например, натюрморт с ободранно 828d32di й тушей и кошкой (1727). Затем художник находит свою тему ≈ это полные тихого очарования, живущие какой-то своей ╚тихой жизнью╩ вещи кухонно 828d32di го обихода: котлы, кастрюли, бачки (╚Медный котел╩, около 1734). Сведенный до минимума предметов мир самых простых вещей лишен всякой претензии, но исполнен пронзительной силы живописного мастерства. В натюрморте с серебряным кубком (около 1750) глубокие гармоничные коричне╜вые и синие тона, насыщенная оливковая зелень фона, коричнево-красные отблески на миске и яблоках объединяют в единое целое утварь, овощи, стол. Все приобретает под кистью мастера непрехо╜дящую ценно 828d32di сть и значение.



Ж. Б. Грез. Паралитик. Санкт-Петербург, Эрмитаж


Столь же искренен,══ достоверен и тонко живо╜писен Шарден в жанро╜вой живописи. В противо╜вес аристократическим галантным праздникам и пастушеским идиллиям на фоне буколического пейзажа Шарден, выра╜жая вкусы буржуазии, на╜чинает изображать разме╜ренно 828d32di сть, порядок, уют буржуазного быта (╚Мо╜литва перед обедом╩, око╜ло 1740; ╚Прачка╩, около 1735; ╚Женщина, моющая кастрюли╩, 1736). Добро╜порядочность и трудолю╜бие прославлены Шарденом без дидактики и морализирования, без патетики и эффектов, с теми самыми ╚мерой и порядком╩, которые он провозглашает как жизненный образец. Изумительное живопис╜ное мастерство, чистые тона с лессировками поверх их делают картины Шардена маленькими шедеврами.══════════════════

Ж.Б. Шарден. Натюрморт. Париж, музей Коньяк-Жей


С новых позиций выступает художник и в портрете. За несколько лет до смерти он исполняет пастелью автопортрет (1775): без тени╩ манерности он изображает лицо труженика и творца, которому открыто то, что не видит в человеке простой смертный.

Бытовому жанру, прославляющему скромный быт третьего со╜словия, который открыло творчество Шардена, суждено было пройти путь сложных превращений. Его дальнейшее развитие связано с именем Жана Батиста Греза (1725≈1805), в творчестве которого нашли выражение совсем иные принципы толкования темы. Кар╜тины Греза близки к сентиментальной драме, как раз возникшей в этот период, тому литературному жанру, в котором писал Дидро. ╚Вот поистине мой художник╩,≈ восклицал Дидро, посвятив Грезу не одну страницу своих ╚Салонов╩. Как сентиментальная, слезливая мещанская драма, так и все творчество Греза испытало на себе огромное влияние руссоистских идей, проповеди патриархальной идиллии и семейных добродетелей. Это было веяние времени, распространившееся по всей Европе. Только Грез проповедует это без шарденовских меры и вкуса и далеко не на том уровне мастер╜ства. ╚Отец семейства, объясняющий своим детям Библию╩ (1755), ╚Деревенская невеста╚ (1761), ╚Паралитик╩ (1763), ╚Балованно 828d32di е дитя╩ (1765) ≈все это ╚нравственная живопись╩, урок морали, изобрази╜тельная дидактика, когда художник превращается в рупор добродетели, а жи╜вопись служит иллюстра╜цией; недаром Грез любил литературные пояснения к своим картинам. Картина ╚Паралитик╩, за которым ухаживают его дети, имеет другое название ≈ ╚Пло╜ды хорошего воспитания╩, а ╚Балованно 828d32di е дитя╩ ≈ ╚Плоды дурного воспита╜ния╩. Здесь все предельно ясно, типаж к тому же од╜нообразен, а жесты зауче╜ны, позы театрально-эф╜фектны. Столь прослав╜ленные и позже имеющие неизменный успех у ме╜щанства знаменитые де╜вичьи ╚головки Греза╩ с возведенными горе глазами, с разбитым зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой, олицетворяющие печаль о потерянно 828d32di й невинно 828d32di сти, ╚замешаны╩ на большой доле эротики и фальши.

Ж.Б. Шарден. Молитва перед обедом. Париж, Лувр


Несомненно 828d32di , от Шардена, а не от Греза взял многое француз╜ский портрет этого времени. В нем намечается тяготение к утон╜ченно 828d32di му психологизму, к контакту зрителя с моделью. По этому же пути идут мастера пастельного портрета Перроно, Морис Латур.



Морис Кантен де Латур (1704≈1788, с 1750 ≈ (╚живописец короля╩) ≈ один из непревзойденных мастеров камерного, в ос╜новном пастельного портрета, обычно это изображение филосо╜фов, общественных деятелей, художников, в которых мастер всегда умел подчеркнуть яркую индивидуальность модели (портрет Ж. Л. д'Аламбера, 1753, многочисленные, разнообразные по харак╜теристике автопортреты).

Французская скульптура XVIII столетия развивается иначе, чем в предыдущем веке. Собственно 828d32di , изменяются не задачи ее, а темы и еще решительнее ≈ формы. В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преимущественно 828d32di рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицистических черт ≈ во второй.

Монументальность форм, дух барокко предшествующей поры еще живет в двух группах укротителей коней, исполненных Гийомом Кусту (1677≈1746) для увеселительного замка в Марли (теперь на Елисейских полях). Но уже изображение им королевы Марии Лещинской в образе Юноны говорит о новом эстетическом идеале эпохи, быстрое движение, резкий поворот, исключающие медлен╜ный торжественный ритм, свойственный скульптуре XVII в., нога, обнаженная почти до бедра,≈ такое изображение никогда не могло появиться в век Людовика XIV.

Черты легкости, свободы, динамики, своеобразной живописно╜сти форм неожиданно 828d32di острого, свежего решения очевидны в скуль╜птуре молодого Жана Батиста Пигалля (1714≈1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственно 828d32di сти и изящества Меркурии, подвязывающем сандалию (1744). В лице видны живые черты натуры. Пигалль много работает и в монумен╜тальной скульптуре, в которой обнаруживает драматическое, геро╜ическое начало (надгробия), и в портрете, но славу ему приносят именно 828d32di небольшие жанрового характера вещи, в лепке которых много свободы, динамики, игры светотени, но и ясности пластиче╜ской моделировки.


Ж.А. Габриэль. Малый Трианон в Версальском парке

Ж.Б. Пигалль. Меркурий, завязывающий сандалию. Мрамор. Париж, Лувр

Ж.А. Гудон. Портрет мадам Гудон. Мрамор. Париж, Лувр


В жанрово-идеализированно 828d32di м направлении работают Жан Ба╜тист Лемуан (1704≈1778), Огюстен Пажу (1730≈1809). Наиболь╜ший успех выпал на долю Клода Мишеля, известного в искусстве как Клодион (1738≈1814) и работавшего преимущественно 828d32di в мел╜кой пластике. Но для всех его работ характерно тонкое чувство материала, неистощимая фантазия, неизменный артистизм.

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба такого блестя╜щего мастера, каким был Этьен Морис Фальконе (1716≈1791), если бы он не был приглашен в 1765 г. в Россию, где обрел и нужную ему идею, и привлекавшего его героя и, проявив талант монумен╜талиста, создал в ╚Медном всаднике╩ истинно 828d32di е произведение эпохи. Фальконе отдал большую дань рокайльной скульптуре, создавая модели для бисквита и фарфора и с 1757 г. работая начальником скульптурной мастерской на Севрской мануфактуре (первая Коро╜левская мануфактура французского фарфора была открыта еще в 1740 г. в Венсенне. В 1756 г. она была переведена в Севр). Но и до отъезда Фальконе в Россию совершенно 828d32di очевидно уже намечались в его творчестве новые черты, предвещающие классицизм.

Младший современник Фальконе ≈ Жан Антуан Гудон (1741 ≈ 1828), истинный историограф французского общества накануне революции, передал в своей портретной галерее духовную атмос╜феру эпохи. Среди портретов ученых, философов, людей искусства, женских образов, среди всех портретных фигур и бюстов, свиде╜тельствующих об аналитичности его ума и тонком даре психолога, заслуженно 828d32di выделяется статуя сидящего Вольтера (1781). Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Но он не поступился правдой и изобразил лицо старика с ввалив╜шимися щеками, проваленным ртом. Однако в этом лице так напряженно 828d32di живет неугасающий насмешливый ум великого скеп╜тика, что в целом произведение превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.

Гудоновский ╚Вольтер╩, как и работы молодого Давида, свиде╜тельствует о блистательном уровне, о жизненно 828d32di сти высокого гума╜нистического идеала французского искусства накануне Великой французской революции, открывающей в истории западноевропей╜ского искусства новую эпоху.═══════