ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ ПАВЛА I
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ ПАВЛА I

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Aпсоою ╚юAюрю йпхярх╩ йюй опеAярюAхрекэ псяяйIи пIй-йскэрспш
БОЛЬШОЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ
ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
ПЕКИНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ МУЗЕЙ
Типологизация субкультур на современном этапе
МУЗЕЙ ╚ЗОЛОТО ПЕРУ╩
ПОТАЛА
ГАЛЕРЕЯ В ПЕЩЕРАХ АДЖАНТЫ
 

ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ ПАВЛА I

К концу XVIII века село Гатчино было безъуездным городом СанктПетербургской губернии, приписанным к Царскому Селу. В XVIXVII веках эта территория была захвачена Ливонией и Швецией, но в

результате Северной войны Петр I возвратил ее России. Находившуюся здесь финскую мызу русский царь вместе с окрестными деревнями подарил своей любимой сестре - царевне Наталье Алексеевне.

Для нее на одном из прибрежных холмов Белого озера возвели двухэтажный деревянный дом с большими окнами, обращенн 535i88jf ;ыми в сад.

После смерти Натальи Алексеевны мыза неоднократно меняла владельцев, а в 1763 году императрица Екатерина II приобрела мызу для императорского дома и еще через три года подарила ее графу Г.Г. Орлову.

Для постройки загородного дома для графа был приглашен архитектор А. Ринальди. По его проекту в большом живописном парке, у

подножия Мариенбургских высот - близ источников реки Ижоры, и

возникло основное ядро Гатчинского дворца. Новое творение А. Ринальди строилось в немецком стиле, и облик дворца довольно необычен. Дворец, окруженн 535i88jf ;ый великолепным парком, состоял из главного

корпуса и двух боковых двухэтажных флигелей, сливающихся с ним

под прямым углом. Трехэтажный фасад дворца был замкнут с боков

двумя высокими пятигранными башнями - Сигнальной и Часовой.

Боковые флигеля были возведены в форме каре с башнями по

углам, а между ними раскинулся обширный зеленый луг. Фасады

дворца почти не имели украшений и оживляли их лишь чуть выступающие поэтажные пилястры, наличники да лопатки, не выделенн 535i88jf ;ые ни материалом, ни цветом. Очень скромным был и портик,

оформляющий вход в центральный парк дворцового ансамбля, но

величие всему сооружению придавали облицовка стен местным пудостским камнем - известняком.

Из внутренн 535i88jf ;их помещений дворца выделялся Белый зал - одно




из самых удачных творений А. Ринальди. Этот зал отличался своей

величиной и качеством отделки, а пять больших арочных застекленн 535i88jf ;ых проемов придавали всему интерьеру вид величественн 535i88jf ;ый и торжественн 535i88jf ;ый.

Особенн 535i88jf ;о замечательным в Белом зале был лепной декор. Колосья, ветви с листьями и цветами, завитки аканта и рога изобилия,

гирлянды из цветущих трав и плодов - все было подчинено принципам орнаментики, и в то же время передана естественн 535i88jf ;ая упругость словно только что срезанных стеблей, чуть никнущих от увядания. Мастера лепили узоры <наметом> - прямо на стене, поэтому

при всей общности черт каждая ветвь имела свои неповторимые

оттенки, расположение и форму листьев.

После смерти Г. Г. Орлова императрица Екатерина II купила дворец у наследников графа и подарила его своему сыну - великому

князю Павлу Петровичу. С тех пор на 30 лет Гатчина стала резиденцией наследника. Но занятый в это время строительством в Павловске и не имея достаточных средств, Павел не мог уделять большого

внимания Гатчине, хотя довольно часто жил здесь и оставлял свою

новую резиденцию только, на время.

На протяжении 10 лет Гатчинский парк оставался таким, каким

его задумал А. Ринальди, а сам дворец не подвергался изменениям в

течение 15 лет.

К началу 1790-х годов архитектор В. Бренн 535i88jf ;а почти закончил

отделку парадных залов дворца в Павловске, что и позволило привлечь его к работам в Гатчинском парке. Три года работы В. Бренн 535i88jf ;а

в Гатчине ограничивались преимущественн 535i88jf ;о только парком, так как

средств, скупо отпускаемых императрицей, на все не хватало. Но к

1796 году открытые колоннады Гатчинского дворца, возведенн 535i88jf ;ые

А. Ринальди, стали постепенн 535i88jf ;о разрушаться <от верхнего неумеренн 535i88jf ;ого груза, как-то от лежащего на них карниза с парапетом и потолков с крышкою, а притом часто от мокроты и морозов>. Как стало

видно из последующего экспертного заключения, это был инженерный просчет А. Ринальди, который не учел к тому же и местных

климатических условий.

Спасение разрушающегося Гатчинского дворца было поручено

архитектору В. Бренн 535i88jf ;у, который дополнил и частично перестроил

его. Зодчий предложил заложить открытые лоджии черницким камнем, превратив их в застекленн 535i88jf ;ые галереи, что не только обеспечивало достаточную прочность конструкции верхнего этажа, но и защищало своды нижнего от сырости. Новые закрытые галереи решено было украсить живописью.

В мае 1976 года деньги, необходимые для переделки Гатчинского

дворца, были отпуЩены, а со вступлением Павла I на российский престол работы начались с еще большим размахом. В ноябре 1796 года император издал указ: <Собственн 535i88jf ;ую нашу мызу Гатчину переименовать

городом>, - и с этого времени начинается новый этап в истории Гатчинского дворца. Павел I хотел превратить бывший орловский дворец в

императорскую резиденцию с богато отделанными парадными интерьерами, и разработка нового проекта дворца была поручена В. Бренн 535i88jf ;у.

Отдельные части главного дворцового корпуса В. Бренн 535i88jf ;а решил

перепланировать, чтобы убрать ненужные помещения, а одноэтажные Кухонное и Конюшенн 535i88jf ;ое каре не только перепланировать заново, но также надстроить на два этажа. Зеленый луг перед дворцом

был превращен в плац для учений и парадов, позднее его обнесли

бастионной стеной с амбразурами для пушек и окружили рвами с

подъемными мостами.

Архитектору приходилось одновременн 535i88jf ;о проектировать и строить, причем сроки на то и другое давались минимальные. Чтобы

привести в порядок все помещения дворца, продумав и обеспечив

необходимое внутренн 535i88jf ;ее убранство, необходимо было иметь необычайный талант, выдумку, организаторские способности, а также трудолюбие чрезвычайное. И к 1800 году все работы по перестройке

Гатчинского дворца были закончены.

Центральное место среди парадных интерьеров бельэтажа занимал Белый зал А. Ринальди. В этом зале В. Бренн 535i88jf ;а переделал плафон, вставив в него живописный холст <Геркулес на распутье между

пороком и добродетелью> (работа итальянского художника XVIII века

Д. Бонито). В стены зала были вмонтированы скульптурные барельефы, в том числе и подлинные античные.

В Белом зале, как и в некоторых других помещениях дворца, В.

Бренн 535i88jf ;а сохранил лепку и наборные паркеты, но большую часть парадных интерьеров Гатчинского дворца он отделал заново. К их числу

относятся, прежде всего, Мраморная столовая. Тронная Павла I, Малиновая гостиная и Парадная опочивальня Марии Федоровны. В. Бренн 535i88jf ;а, как никто другой из архитекторов периода классицизма, любил и

умел использовать цвет, отчего в оформленн 535i88jf ;ых им интерьерах всегда

рождается ощущение праздничной приподнятости и торжественн 535i88jf ;ости.

Приступив к переделке отдельных частей Гатчинского дворца в

середине 1790-х годов, архитектор внес определенн 535i88jf ;ое разнообразие в

планировку дворцовых анфилад: в частности, появились залы овальные, а также выгнутые и вогнутые по дуге. В. Бренн 535i88jf ;а увеличил

объемы некоторых помещений тем, что на месте нескольких небольших залов создавал один парадный.

Для убранства дворца В. Бренн 535i88jf ;а использовал бронзу, ткани, мебель, зеркала, статуи, картины, закупленн 535i88jf ;ые в Италии и Франции

или исполненн 535i88jf ;ые на мануфактурах Санкт-Петербурга по специальным заказам. Особой праздничностью отличались интерьеры центрального корпуса, окна которого были обращены к озерам парка.

Мраморная столовая, например, по периметру была оформлена колоннадой нарядного коринфского ордера на белых мраморных пьедесталах. Эта столовая была создана на месте двух комнат, которые

В. Бренн 535i88jf ;а решил оформить в виде одного парадного зала.

С этой целью у наследников графа З.Г. Чернышева и были куплены колонны из каррарского мрамора, привезенн 535i88jf ;ые когда-то из

Италии. В убранство Мраморной столовой В. Бренн 535i88jf ;а включил и

живописные плафоны <Аполлон и музы> (работа живописца Г. Лохова) и <Вакх и Ариадна> (работа неизвестного итальянского мастера



XVIII века). Украшением столовой являлся и беломраморный камин

с портретным изображением Павла ? в медальоне.

Рядом со строго величавой Мраморной столовой расположилась

Тронная Павла I, устроенн 535i88jf ;ая на месте кабинета графа Г. Орлова.

Этот кабинет был в свое время отделан А. Ринальди росписью и

паркетом, который считался лучшим во дворце по изысканности

рисунка. Паркет был исполнен на переплетениях растительных орнаментов и тонко <живоцисан> цветными пластинами различных

драгоценн 535i88jf ;ых пород дерева.

В. Бренн 535i88jf ;а оставил паркет прежним, но переделал потолок и стены

комнаты, придав ей черты парадной торжественн 535i88jf ;ости. В художественн 535i88jf ;ом убранстве Тронной залы основную роль играли большие гобелены

из серии <Страны света> - аллегорические изображения <Азии> и <Африки>. Напротив окон, над камином, находился малиновый гобелен

<Церера> из серии <Боги>. Гобелены были обрамлены резными золочеными рамами, гармонично сочетавшимися с золочеными украшениями

дверей, десюдепортов, лепных деталей стен и венчающего карниза.

В простенках между окнами Тронного зала, на возвышении под

малиновым бархатным балдахином, был установлен трон, привезенн 535i88jf ;ый в Гатчину из Петербурга. В. К. Шуйский предполагает, что трон

раньше находился в Летнем дворце, построенн 535i88jf ;ом В. Растрелли.

Тронная зала Павла I соединяла собой торжественн 535i88jf ;ую Мраморную

столовую и Малиновую гостиную, предназначавшуюся для парадных

приемов императрицы. Гостиная названа так по цвету малинового бархата на резной золоченой французской мебели и по цвету трех больших гобеленов, покрывающих стены зала. Эти гобелены, выполненн 535i88jf ;ые в 1776- 1780-е годы на Королевской мануфактуре Парижа, изображали сцены из знаменитого романа испанского писателя М. Сервантеса <Дон-Кихот>. В 1941 году гобелены были эвакуированы из Малиновой гостиной, и сейчас они находятся в Павловском дворце.

В боковом крыле между центральным корпусом и Кухонным

каре В. Бренн 535i88jf ;а создал три зала: Овальную комнату, Чесменскую и

Малиновую галереи. Овальная комната и Чесменская галерея были

связаны между собой композиционно и объединены единым художественн 535i88jf ;ым замыслом. По одному принципу членились плафоны

обоих интерьеров, например, в глубоких распалубках свода архитектор разместил плоскости люнетов. Характер паркетного узора в обоих залах тоже был общим.

Но главное единство было в другом: парадный апофеоз победы,

торжественн 535i88jf ;о отраженн 535i88jf ;ый в оформлении Чесменской галереи, находил свое логическое завершение в мирной идиллии, которой посвящалась декорация Овальной комнаты. Если в отделке Овальной комнаты основную роль играла живопись, то в Чесменской галерее,

посвященн 535i88jf ;ой победам русского флота под Чесмой в 1770 году,лепка. Название же свое галерея получила благодаря трем большим

полотнам, вмонтированным в ее стены. Картины представляли собой копии с произведений Ф. Гаккерта, находившихся в Пикетной

зале Большого дворца в Петергофе.

В первом этаже центрального корпуса располагались личные покои

Павла I, из которых можно было выйти в Собственн 535i88jf ;ый сад, а по

винтовой лестнице на берег Серебряного озера - через подземный ход

и ущелье, устроенн 535i88jf ;ое в виде галереи, которая называлась <Эхо>. Расположенн 535i88jf ;ое зигзагами, ущелье это наружу выходило каменн 535i88jf ;ым сводом с

железной решеткой в виде двери. Стоило, стоя против ущелья, произнести какое-нибудь слово или фразу, они сначала заглохнут и как

будто даже совсем пропадут. Но уже через минуту слово, пробежав по

всем галереям и коридорам ущелья, вдруг отчетливо повторится каким-то чужим голосом - настолько неестественн 535i88jf ;ым, что вы, уже забыв свое слово, невольно приходите в неописуемый трепет.

В годы Великой Отечественн 535i88jf ;ой войны Гатчинский дворец был

разрушен, погибло и его богатое внутренн 535i88jf ;ее архитектурно-художественн 535i88jf ;ое убранство. Но в настоящее время по проекту архитектора

М.М. Плотникова во дворце ведутся реставрационные работы, и в

первую очередь планируется восстановить Белый зал. Малиновую

гостиную и Чесменскую галерею.

Опала и отчуждение были уделом будущего российского императора Павла I при жизни его матери, императрицы Екатерины II.

Отсюда и развилось его нетерпимое отношение ко всему <екатерининскому>: наследник российского престола не любил Царское Село,

часто приближал к себе тех, кого Екатерина II изгоняла.

Живя в Гатчине, Павел I хотел возвести здесь замок, в котором

бы он мог чувствовать себя спокойно и уверенн 535i88jf ;о. Тогда это осуществить не удалось, но когда он стал императором, Павел I решил

построить в Санкт-Петербурге свою собственн 535i88jf ;ую резиденцию, так

как Зимний дворец слишком напоминал ему мать.

Михайловский замок, как рассказывает предание, построен по

следующему случаю.

Однажды у Летнего дворца стоял в карауле солдат. Вдруг ему

явился юноша в небесном сиянии и сказал, что он- архангел Михаил - приказывает ему пойти к Государю и сказать, чтобы на месте

этого дворца был построен храм Солдат сообщил о своем видении

начальству, и, когда об этом сообщили императору, которому тоже

было видение, тот ответил. <Мне уже известно желание архангела

Михайли, и воля его будет исполнена>

После этого Государь распорядился начать строительство нового

дворца с церковью, посвященн 535i88jf ;ой архангелу Михаилу, и назвать дворец

Михайловским замком Его решено было возвести на участке, омываемом Фонтанкой и Мойкой, - там, где стоял обветшалый деревянный Летний дворец, построенн 535i88jf ;ый в 1746 году архитектором В.

Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Здесь в 1754 году

и родился Павел I, рассказывают, что он впоследствии будто бы

сказал. <Хочу умереть на том месте, где родился>

>



Летний деревянный дворец Елизаветы Петровны - один из самых

загадочных из несохранившихся дворцов Санкт-Петербурга. До нас не

дошли ни предметы его убранства, ни даже их воспроизведения, однако архивные документы позволяют ученым утверждать, что летняя

императорская резиденция имела в большей степени увеселительный

характер В дворцовом саду располагались фонтаны, карусель, выполненн 535i88jf ;ая по чертежу столярного мастера ан Болеса, и <висячая> на

дереве резная беседка для обзора. Был здесь и птичий грот с подъемным полом, бассейном и резными ландшафтами, к которым из дворца

вел помост <на столбах с пилястрами и прорезными решетками'.

Именн 535i88jf ;о при возведении этого дворца впервые и раскрылся талант В. Растрелли. Фасады широко раскинувшегося деревянного здания были украшены колоннами, пилястрами и декоративными скульптурами. Его парадные помещения образовывали восхитительную

анфиладу, которая протянулась на десятки метров.

А первоначальная архитектура и украшения Михайловского замка принадлежали самому императору, о чем свидетельствуют карандашные наброски Павла I, хранившиеся когда-то в архиве Марии

Федоровны. Михайловский замок мало походил на дворцовые сооружения Петербурга: в отличие от них он выглядит суровым, холодным и даже мрачно-замкнутым. Российский государь отталкивался от распространенн 535i88jf ;ой в европейских странах (в частности, в

Германии) схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренн 535i88jf ;им двором и круглыми угловыми башня

' Подробнее о Летнем дворце Елизаветы Петровны можно прочитать

в журнале <Мир музея> (1993, № 3).

ми. Планы такого замка впоследствии обнаружили среди собственн 535i88jf ;оручных чертежей Павла I.

Разработку проекта этого замка император поручил архитектору

В. И. Баженову. Тому не пришлось разрабатывать новую композицию, так как она у него фактически была уже создана для Гатчинского дворца, задуманного им в виде квадратного каменн 535i88jf ;ого сооружения с внутренн 535i88jf ;им двором восьмифанной формы. В.И. Баженов

воспользовался своими прежними чертежами, а далекий от совершенства проект императора, видимо, вызвал у него ряд откровенн 535i88jf ;ых

замечаний. Следствием этого и явилось отстранение его от должности руководителя строительных работ. Доработал баженовский проект и возглавил строительство Михайловского замка архитектор

В. Бренн 535i88jf ;а, строивший его под наблюдением <особой комиссии>.

Искусствовед В. К. Шуйский в своей книге о творчестве В. Бренн 535i88jf ;ы тоже отмечает, что архитектор видел профессиональное несовершенство проекта Павла I и потому поставил перед собой задачу

творчески переработать его. В. Бренн 535i88jf ;а <разработал ансамбль, включив в него плац-парадную площадь, отдельно стоящие кордегарии,

экзерциргауз (манеж) и конюшенн 535i88jf ;ый корпус. В соответствии с принципами романтизма дворец и площадь перед ним предполагалось

окружить каналами, наполненн 535i88jf ;ыми водой, с переброшенн 535i88jf ;ыми через

них подъемными мостами>.

После этого композиция Михайловского замка стала более уравновешенн 535i88jf ;ой. Восьмигранный двор занял центральное положение,

значительно изменились планировка и конфигурация помещений,

в ряде случаев улучшились их пропорции. В дальнейшем в проект

тоже вносились изменения, но уже не менявшие его сущности.

Например, изменились конструкция кровли, завершения церкви и

Овального зала, а также скульптурное украшение Михайловского

замка.

В соответствии с проектом В. Бренн 535i88jf ;ы была пересмотрена и смета

<на построение, отделку и уборку Михайловского замка со всеми к

оному принадлежностями>. В 1798 году ассигнуется дополнительная

сумма, в несколько раз превосходящая первоначальную, хотя и та была

весьма внушительной - более трех с половиной миллионов рублей.

Возведение Михайловского замка началось сразу же по утверждении проекта, а церемония закладки первого камня, на которой

присутствовали царская фамилия со своей свитой, состоялась 26 февраля 1797 года. Ритуал соблюдался неукоснительно: стояли выстроенн 535i88jf ;ые в каре войска, а неподалеку вытянулись вереницы парадных

экипажей. После торжественн 535i88jf ;ого молебна прокатились громоподобные раскаты орудийного салюта Петропавловской крепости.

Для торжественн 535i88jf ;ой церемонии из куска красивого мрамора изготовили закладной камень с высеченн 535i88jf ;ой на нем надписью: <В лето

1797-е месяца февраля в 26 день положено основание сему зданию

Михайловского замка>. Были приготовлены также яшмовые камни

в виде кирпичей с вензелями, серебряный молоток, серебряные вызолоченн 535i88jf ;ые блюда и лопатки, выполненн 535i88jf ;ые по рисунку В. Бренн 535i88jf ;ы,

а также золотые и серебряные монеты всех достоинств

На другой день начались основные строительные работы, каторжные и изнуряющие: рытье котлованов в промерзшем грунте, забивка свай, кладка фундаментов. По распоряжению Павла I строительство велось днем и ночью - при свете фонарей и факелов, так

как император требовал отстроить замок вчерне в тот же год. В

наиболее напряженн 535i88jf ;ые периоды число людей, одновременн 535i88jf ;о занятых на строительстве, достигало 6000 человек.

Для широко развернувшегося строительства его необходимо было

обеспечить материалами, поэтому для ускорения дела были разобраны несколько павильонов в Царском Селе, использован находящийся

в распоряжении А. Ринальди мрамор для строившегося по его проекту Исаакиевского собора и разобран дворец в Пелле - имении

И.И. Неплюева.

Это имение было куплено императрицей Екатериной II в

1784 году - в год смерти ее любимца А.Д. Ланского. Здесь императрица в грустные минуты, <под впечатлением печальной мизантропической фантазии>, в дикой и лесистой местности на берегу Невы,

вдали от Петербурга, задумала построить замок, чтобы жить в нем

уединенн 535i88jf ;о.



Купив мызу И. И. Неплюева, Екатерина II возвратила ей название <Пелла> - по месту рождения Александра Македонского. Императрица повелела архитекторам И. Старову и Козлову воздвигнуть

великолепный замок, строительство которого продолжалось до

1794 года.

Дворец <Пелла> представлял собой несколько отдельно стоявших строений (павильонов), отличавшихся друг от друга по характеру зданий. Два из них стояли на берегу озера, а между ними размещался огромный дворец, в котором особенн 535i88jf ;о прекрасным был большой зал, оформленн 535i88jf ;ый в помпеянском вкусе. По сторонам дворца

шли служебные помещения, кухни, оранжереи, сараи - и все эти

постройки соединялись галереями, арками, колоннадами так, что

составляли как бы одно огромное здание.

Вот эту великолепную постройку при Павле I разобрали до самого фундамента, а весь строительный материал перевезли в СанктПетербург для возведения Михайловского замка. К концу октября

1797 года стены замка были подведены под крышу, а для защиты от

дождей и снега его покрыли временн 535i88jf ;ой кровлей. В следующем году

началась внутренн 535i88jf ;яя и наружная отделка замка, однако готовиться к

ней начали значительно раньше.

В Риме было заказано большое количество копий с античных

скульптур, выполненн 535i88jf ;ых из белого мрамора. Среди них - портреты

Марка Аврелия, Антиноя, различные изображения Венеры, статуи

Аполлона Медицейского, Вакха, Пандоры, а также несколько скульптурных групп: <Лаокоон>, <Амур и Психея>, <Диана и Эндимион>.

<На живопись, выписание из чужих краев живописцев и заказ иностранным живописцам> предполагалось употребить 150 000 рублей.

К выполнению живописных работ привлекались и русские художники. Например, С.Ф. Щедрину поручили написать восемь картин <в Большой передней зале>, А.Е. Мартынову - <шесть больших

картин для библиотеки Его Императорского Величества в среднем

зале>, Г. И. Угрюмову - <две большие картины для Кавалергардского зала>.

К главному фасаду замка, облицованному гранитом и мрамором,

подводили три каменн 535i88jf ;ых моста: средний и два боковых, располагавшихся под углами. Средний мост, как и центральный проезд главных ворот, предназначался для царственн 535i88jf ;ых особ и иностранных

послов.

Главным южным фасадом замок выходил прямо на гранитный

берег канала, отчего казался с этой стороны прямо вырастающим из

воды. <Своим неприступным видом, - пишет В.К. Шуйский, - постройка напоминала средневековые рыцарские замки и крепости.

Это впечатление усиливал гранитный парапет площади с полубастионами и амбразурами для шести бронзовых пушек, смотревших в

сторону тех, кто приближался к замку. Такое же количество пушек

было обращено в сторону Невы>.

Под сделанным из пудожского мрамора аттиком главного фасада

Михайловского замка находится большой барельеф, изображающий

историю, с различными эмблемами сухопутных и морских побед,

искусств и художеств. Портал поддерживают четыре колонны из

красного мрамора, из такого же мрамора сделаны восемь боковых

скульптур.

Одним из наиболее примечательных элементов убранства дворцовых павильонов являются гипсовые рельефы, установленн 535i88jf ;ые над

полуциркульными окнами первого этажа. Долгое время считалось,

что рельефы выполнены на сюжеты <библейских сцен>, потом их

стали называть <античными темами>, <сценами из античной жизни> и т.д.

М.Г. Колотов и Ю.И. Трубинов, подробно и внимательно изучившие их, считают, что из семи оригинальных композиций пять

представляют собой сцены из греческих мифов о Дионисе. Открывается этот цикл сценой, которая изображает рождение бога, когда

младенец-Дионис появляется на свет (второй раз) из бедра Зевса, а

принимает его на руки Гермес, сзади которого стоит Персефона.

Далее следует панно, представляющее встречу Диониса с нимфами, которые предлагают юному богу на выбор колосья пшеницы и

виноградные гроздья. Веселый и прекрасный бог, дающий людям

силы, радость и плодородие, конечно, выбрал виноградные гроздья.

Третья композиция представляет, как Дионис вручает двум пляшущим вокруг него менадам сочные виноградные кисти. На четвертом рельефе бог, воплотившийся в прекрасного юношу, ведет за

собой утомленн 535i88jf ;ого коня, а сопровождающие его менады несут на

головах сосуды с вином.

Завершает дионисийский цикл сюжет, в котором Дионис изображен восседающим на скале: бог увенчан венком из виноградных

листьев, а в руках держит виноградные гроздья. Стоящие перед ним

нимфы вливают вино в огромный сосуд - пифос.

Декор Михайловского замка отличает прекрасная лепка, умелая

компоновка сюжетов и другие художественн 535i88jf ;ые достоинства его: весь

он пронизан светлым и радостным мироощущением. <Выбор и трактовка его сюжета, - пишут авторы исследования, - несколько диссонируют с суровым обликом массивного павильона, на фасадах которого уместнее бы выглядели батальные сцены>. Причина подобного несоответствия кроется в том, что панно эти первоначально предназначались для оформления Мраморной столовой Гатчинского дворца, где

сцены дионисийского цикла выглядели бы на своем месте. В дальнейшем на фасадах Михайловского замка оказались их повторения: более

того, украшение парадной столовой в Гатчине повторилось в оформлении не только павильонов, но и интерьеров Михайловского замка.

Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще не успели даже просохнуть стены нового здания, и, по свидетельству очевидцев, в помещениях замка <стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду

господствовала темнота>. Но прожить здесь ему пришлось всего сорок дней: 11 марта 1801 года Павел I был задушен в собственн 535i88jf ;ой

спальне гвардейцами-заговорщиками.

После смерти императора замок был заброшен до 1823 года, а

потом его передали в ведение Военн 535i88jf ;о-инженерного ведомства, отсюда и второе его название - Инженерный замок. Тогда же были

засыпаны рвы, а по соседству проложена Садовая улица.