ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

художественная культура



Отправить его в другом документе ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Греческая архаика
Реализм середины XIX века
Высокий Ренессанс в Средней Италии
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ
ТЕГЕРАНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ
МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА
ПЕКИНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ МУЗЕЙ
 

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ

Среди многочисленных грандиозных сооружений Санкт-Петербурга дворцы, безусловно, занимают первое мест&# 727i82fh 1086; - как по красоте

архитектуры, так и по богатству и пышности декоративных украшений. И самым величест&# 727i82fh 1074;енным из них является Зимний дворец,

колоссальное здание которого имеет вид чрезвычайно торжест&# 727i82fh 1074;енный и по праву считается одним из архитектурных шедевров.

Первый Зимний дворец строился почти одновременно с Летним

дворцом Петра I в 1710-1711 годы. Его возвели в глубине участка,

который простирался от невского берега до нынешней Миллионной

улицы, позже рядом прорыли Зимнюю канавку. Дворец был небольшим двухэтажным зданием, выстроенным на <голландский манер>, с двумя выступами по краям и центральным входом, к которому вело высокое крыльцо.

Он был перекрыт высокой черепичной кровлей, а украшали его

лишь небольшой нарядный портал, узкие пилястры по углам да

прямоугольные наличники окон. Во дворце было всего несколько

комнат, но впоследствии к нему пристроили набережные палаты.

Первый Зимний дворец оказался тесным уже через десять лет, и

тогда по проекту немецкого архитектора Г. Маттернови построили

второй Зимний дворец - на мест&# 727i82fh 1077;, где сейчас находится Эрмитажный театр. Как и первый, второй Зимний дворец не отличался раз

мерами: он был трехэтажным, имел высокую покатую крышу, подчеркнутый центр и скромно украшенный пилястрами фасад.

В одном из кабинетов старого дворца и скончался великий преобразователь России. Этот кабинет находился как раз под вторым

окном нижнего этажа Старого Эрмитажа. А.Л. Майер в своей книге

о старом дворце писал: <Действительно, при осмотре этого подвального помещения оказывается, что и теперь там видны стены какогото другого дома, который был как бы накрыт зданием Эрмитажа. А



один из старожилов рассказал нам, что в прежние времена в этом

подвале находили часто обломки позолоченных карнизов>.

На мест&# 727i82fh 1077;, где скончался Петр I, по повелению императрицы Екатерины II впоследствии была положена в землю плита с надписью.

Через пять лет архитектор Д. Трезини значительно расширил

второй Зимний дворец, пристроив к зданию два крыла и подчеркнув его центр четырьмя колоннами и пышно декорированным аттиком. Этот Зимний дворец считается третьим, но об интерьерах его

сведений сохранилось очень мало. Извест&# 727i82fh 1077;н лишь эскиз одной из

стен Белого зала, на котором изображены панели из красного мрамора и два гипсовых рельефа на восточные темы. Пять палат во

дворце были убраны <плитками заморскими>, а <низенькие шест&# 727i82fh 1100;

маленьких камор голанскими плитками>.

К тридцатым годам XVIII века он уже не мог удовлетворять требованиям, которые предъявлялись к царской резиденции Российской

империи. Возвратившаяся из Москвы после коронации в 1731 году

Анна Иоанновна не захотела жить в старом Зимнем дворце у Зимней

канавки, так как он казался ей слишком тесным. Она предпочла

вмест&# 727i82fh 1080;тельный дом фельдмаршала графа Ф.М. Апраксина, выделявшийся своими размерами, а также пышностью и богатством отделки.

После смерти графа его дом по завещанию достался императору Петру II, здесь временно и размест&# 727i82fh 1080;лся царский двор, а постройку нового

Зимнего дворца поручили обер-архитектору В. Растрелли.

Зодчий пристраивает к дому Апраксина с западной стороны новый корпус, развернув его наиболее длинным фасадом вдоль Адмиралтейства. В. Растрелли неоднократно расширял и переделывал третий Зимний дворец, большого труда стоило соединить хоромы

Ф.М. Апраксина с четырьмя соседними зданиями - домами сановников С. Рагузинского, П.И. Ягужинского, Кикина и З.Г. Чернышева. В результате его внутренняя планировка оказалась довольно

причудливой и запутанной, усложненной к тому же различными

пристройками и переходами. Видный общест&# 727i82fh 1074;енный деятель того

времени Ф. Прокопович писал об этом дворце: <Дом сей столь чюдного дела, что такого Россия до днесь не имела>.

Фасады дворца, протянувшиеся вдоль Невского берега почти на

150 метров, во многом еще сохранили черты архитектуры барокко

времени Петра I: это цветущее барокко - полновесное, звучное, сочное в деталях, все построенное на богатой и насыщенной пластике.

Однако в оформлении ряда внутренних дворцовых помещений чувствовалась уже рука большого мастера. Особенно нарядно выглядели Тронный зал. Аванзал и Театр. В Тронном зале, например, 50 резных

пилястр подпирали потолок, который был украшен великолепным

плафоном, исполненным французским живописцем Л. Каравакком.

Новый Зимний дворец строился с 1732 по 1737 год, и хотя он

был возведен очень изящно, но во многих отношениях оказался не

совсем удобным, из-за чего и был перест&# 727i82fh 1088;оен в царствование Елизаветы Петровны. <Особая комиссия>, составленная для строительства

нового дворца, решила сломать дом Ф.М. Апраксина - с одной стороны, дом С. Рагузинского - с другой, и на этом мест&# 727i82fh 1077; возвест&# 727i82fh 1080;

дворец по вновь начертанному В. Растрелли плану.

Ныне сущест&# 727i82fh 1074;ующий Зимний дворец своими размерами и великолепием отделки затмил все прежние. Возводя здание, зодчий

В. Растрелли сознавал, что сооружает не просто царскую резиденцию, потому сам подчеркивал, что дворец строится <для единой

славы всероссийской>. Своим гигантским объемом и большей, чем у

соседних зданий высотой, он величест&# 727i82fh 1074;енно возвышается над окружающим его пространством. Возведение его началось в 1754 году и

закончилось только во время царствования Екатерины II.

Зимний дворец был задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Создавая этот дворец, В. Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя

из конкретных условий. Например, северный фасад дворца, обращенный к Неве, тянется вдоль берега почти на 150 метров более или

менее ровной стеной и не имеет сколько-нибудь заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада.

Южный фасад Зимнего дворца, выходящий на Дворцовую площадь, является главным и имеет семь членений. Центр его выделен

широким, пышно декорированным ризалитом, который прорезают

три въездные арки. Из боковых фасадов наиболее интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и Дворцовой площади,

на которой В. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I, отлитую его отцом.

В этом громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности: его бесчисленные белые колонны то собираются в группы

(особенно выразительно и живописно на углах здания), то редеют и

расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головами амуров.

Разнообразие впечатлений, которые Зимний дворец производит

с разных точек зрения, зависит не только от различия фасадов и

расстановки колонн: значительную роль в этом играет и его декоративное убранство. Линии фронтонов, украшенных лепкой, изобилие

статуй и ваз, прихотливые изгибы сложных карнизов, нарядная раскраска, великолепно окаймленные колоннами и пилястрами углы

зданий - все это создает впечатление необычайной торжест&# 727i82fh 1074;енности

и жизнерадостности.

Радиус воздействия архитектурного объема Зимнего дворца был

очень значителен, особенно он был великолепен в XVIII веке. Одного из путешест&# 727i82fh 1074;енников того времени, подъезжавшего к Петербургу

со стороны Московского тракта, сильно поразила открывшаяся перед ним широкая панорама: <Не успел я, приблизившись к Петербургу, усмотреть золотые шпицы его высоких башен и колоколен

как увидел издалека превозвышающий все кровли верхний этаж,

установленный множест&# 727i82fh 1074;ом статуй, нового дворца Зимнего, который тогда только отделывался>.

Из внутренних помещений дворца, созданных В. Растрелли, барочный вид сохранила только великолепная Иорданская лест&# 727i82fh 1085;ица поистине царская, и частично Придворный собор. Иорданская лест&# 727i82fh 1085;ица вела к главной (Северной) анфиладе, состоявшей из пяти больших залов. Рядом с Парадной лест&# 727i82fh 1085;ицей находился Иорданский

подъезд, через который в праздник Крещения Господня члены императорской фамилии и высшее духовенство выходили к Неве для

совершения обряда великого водосвятия.

Кроме парадных залов, на втором этаже дворца размещались

жилые покои членов императорской семьи; первый этаж занимали

хозяйственные и служебные помещения, а на верхнем этаже располагались в основном квартиры придворных.

В 1762 году, после восшест&# 727i82fh 1074;ия на прест&# 727i82fh 1086;л Екатерины II, В. Растрелли вынужден был подать прошение об отставке, так как его творческая манера не отвечала вкусам новой российской императрицы.

Отделка интерьеров Зимнего дворца была поручена архитекторам

Ю.М. Фельтену, А. Ринальди и Ж. Б. Валлен-Деламоту, которые внесли ряд изменений в первоначальную планировку и оформление дворца.

К концу XVIII века работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили архитекторы И.Е. Старов и Д. Кваренги. В результате многочисленных переделок были уничтожены величест&# 727i82fh 1074;енный Тронный

зал и Театр, устроена новая Невская анфилада помещений, которая

включала в себя Аванзал, а также Большой и Концертный залы.

В 1837 году, во время царствования императора Николая ? в Зимнем дворце случился большой пожар', почти полностью уничтоживший его великолепную отделку. Пожар, начавшийся в стене между

Петровским и Фельдмаршальским залами, быстро сделал свое дело,

и уже через три дня на мест&# 727i82fh 1077; пышной царской резиденции остались

только обгоревшие кирпичные стены да часть сводчатых перекрытий над подвалами и первым этажом. В огне погибли интерьеры,

созданные В. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферраном, К. Росси.

К счастью, удалось спасти все произведения изобразительного искусства, мебель, утварь и другое ценное имущест&# 727i82fh 1074;о.

Восстановительными работами, которые продолжались два года,

руководили архитекторы В П. Стасов и А. П. Брюллов. Согласно

повелению Николая I, большую часть дворца надлежало <восстановить в Прежнем виде>, и вскоре было не только восстановлено все

испорченное пожаром, но и отделано с еще большей роскошью.

Наружные фасады дворца, а также некоторые внутренние интерьеры (например, Иорданская лест&# 727i82fh 1085;ица, Большая церковь. Концертный зад) были восстановлены быстро. Однако при восстановлении

других Помещений архитекторам иногда приходилось изменять характер Декоративного украшения и его цветовую гамму, вносить в



их отделку элементы, которые были свойственны уже стилю позднего классицизма.

Совершенно особой красотой отличается Малахитовый зал Зимнего дворца. Убранство этого зала было создано после пожара

1837 года заново, а до него на этом мест&# 727i82fh 1077; располагалась гостиная

Александры Федоровны - жены Николая I, отделанная по проекту

О. Монферрана. А. П. Брюллов, проектируя Малахитовый зал, должен был использовать размеры прежней гостиной, а отделка зала

малахитом была сделана по желанию Николая I, хотя малахит тогда

в декоративной отделке парадных помещений применялся лишь

изредка.

Ярки^ сочный по цвету зеленый камень по своим качест&# 727i82fh 1074;ам

требовал большей позолоты, чем яшма, которой была отделана гостиная Александры Федоровны. Необычайное разнообразие оттенков

и прожилок малахита с давних пор привлекало к себе внимание

мастеров ц художников Урала, работавших по малахиту <в наборе> по способу русской мозаики. Для отделки Малахитового зала Петергофская гранильная фабрика использовала около 1120 килограммов

малахита

' О пожаре в Зимнем дворце можно подробно прочитать в книге

<100 великих катастроф>.

В Малахитовом зале можно бесконечно изумляться роскоши материала и богатству художест&# 727i82fh 1074;енных замыслов мастеров-оформителей. Золото, как потоки волшебного каскада, разлилось повсюду то охватывая ровным полотном целые части, то раздробляясь на

мелкие струи или горя в чудных узорах. По белым стенам, поднимаясь с белых мраморных подножий, стройно высятся малахитовые

колонны и пилястры с золотыми базами и капителями. А между,

ними на коротких стенах находятся малахитовые камины и по бо-|

кам золотые двери.═════════════════════════════════════════ |

С особой тщательностью В. П. Стасов восстановил Петровским

зал, посвященный памяти императора-преобразователя. Этот зал со-|

здавался архитектором О. Монферраном в 1833 году - за четыре)

года до пожара. Работа по его возведению шла одновременно с со-(

зданием смежного с ним Фельдмаршальского зала, поэтому все делалось в спешном порядке. В результате в качест&# 727i82fh 1074;е основных строительных материалов для конструктивных частей обоих залов вмест&# 727i82fh 1086;

кирпича и камня было использовано дерево.

Петровский зал весьма необычен по форме. Прямоугольный в

своей главной части, он завершался полукруглой нишей с приподнятой площадкой, на которой возвышался трон. Ниша, как и самиї

стены зала, была обтянута красной тканью с золочеными русскими)

гербами. Из центра крест&# 727i82fh 1086;вого свода спускалась изящная люстра, |

которую дополняли настенные бра и два больших канделябра, уста-|

новленных на пьедест&# 727i82fh 1072;лах по сторонам ниши.══════════════════ |

В отделке Петровского зала принимал участие скульптор П. Ка-|

тоцци, исполнивший мраморный барельеф под портретом Петра I, и|

живописец Б. Медичи, который расписал свод и нарисовал картины]

с сюжетами из жизни Петра Великого, расположив их под сводами.)

После пожара зодчий В.П. Стасов лишь немного изменил характер обработки стен Петровского зала, введя вмест&# 727i82fh 1086; одиночных пилястр парные. Современники, сравнивая облик Петровского зала

после восстановления его в 1838 году с прежним видом, отмечали,

что <он много выиграл в отношении легкости и величия>. И действительно, В.П. Стасов много сделал для улучшения художест&# 727i82fh 1074;енных достоинств интерьера Петровского зала. В частности, прежде

имитированные под порфир колонны великолепного обрамления

портрета Петра I были заменены колоннами из натуральной серой

яшмы.

Была заменена и прежняя обивка стен новой - из лионского

бархата. Эту обивку исполнили во Франции на лионской фабрике

Ле-Мира. Новые панно тоже были украшены гербами Российской!

империи - двуглавыми орлами, причем в центре каждого панно

помещался герб большего размера. На четырех углах расположились

медальоны с вензелем Петра I, и каждое панно окаймлено бордюром

из лавровых листьев. Как гербы, так и бордюры с вензелями выполнены вручную - шитьем серебряными, а мест&# 727i82fh 1072;ми и позолоченными

нитками.

Художник Б. Медичи не только восстановил прежнюю живопись, но, помимо орнамента в центре продольных стен зала и под

сводами, были написаны картины, изображающие Петра I во время

баталий под Полтавой и Лесной.

Главную роль в композиции Петровского зала играет апсида,

отделенная от прямоугольной части зала аркой, покоящейся на четырех колоннах и четырех пилястрах. В глубине апсиды находится

портал, в центре которого на фоне красного бархата, вышитого лавровыми ветвями, помещена картина, изображающая Петра I с римской богиней войны и мудрости Минервой. Картина эта была написана в 1730 году в Лондоне венецианским художником Амикони по

заказу русского посланника при английском дворе А. Кантемира,

поэта и сатирика. На картине Минерва, на фоне моря и кораблей,

ведет за руку Петра Великого, над головой которого поддерживают

корону парящие гении.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских

императоров, но после убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. В Зимнем

дворце стали проводиться лишь особо торжест&# 727i82fh 1074;енные церемонии,

только в 1894 году, когда на прест&# 727i82fh 1086;л вступил Николай II, императорская фамилия вернулась в Зимний дворец. В связи с этим бывшие покои императора Николая I были заново отделаны - уже в

стиле модерн.

В феврале 1917 года Временное правительство, несмотря на протест&# 727i82fh 1099; деятелей культуры, размест&# 727i82fh 1080;ло в Зимнем дворце министерские и правительственные учреждения. Так, министерства Временного правительства заседали в Малахитовом зале, а в бывших покоях

императора Александра III восседал А.Ф. Керенский.

Чтобы успокоить деятелей культуры, Временное правительство

решило из Петербурга ценное дворцовое имущест&# 727i82fh 1074;о эвакуировать в

Москву. Но несмотря на то, что часть ценностей и была вывезена,

Зимний дворец по сущест&# 727i82fh 1074;у был превращен в казарму.

Гарнизон Зимнего дворца, первоначально состоявший из 9001000 человек, к началу Февральской революции увеличился до 2000 человек. Кроме того, на защиту Временного правительства были переброшены две роты женского батальона: сам А.Ф. Керенский имел

очень большой личный караул и менял его весьма часто. Его караул

размещался в парадных залах Зимнего дворца, где казаки и юнкера

портили картины, пачкали обивку стен и заливали чернилами мебель.

В ночь с 25 на 26 октября захваченный красногвардейцами, солдатами и матросами Зимний дворец в течение трех дней находился в

руках хулиганствующей толпы, которая испортила и обезобразила

значительную часть его внутреннего убранства.

В <Военной галерее 1812 года> Зимнего дворца, созданной К. Росси,

запечатлен подвиг русского народа в разгроме Наполеона. В мире

сущест&# 727i82fh 1074;уют две портретные галереи, посвященные разгрому Наполеону: вторая в Виндзорском замке, где в <Зале памяти битвы при

Ватерлоо> выставлены портреты, написанные Т. Лоуренсом.

Выставленные в <Военной галерее 1812 года> Зимнего дворца

портреты не только украшают стены, но и являются органическими

составными частями интерьера, как цельного архитектурно-художест&# 727i82fh 1074;енного произведения. Художник Д. Доу приступил к работе над

портретами в 1819 году, а к 1826 году большая часть портретов была

уже готова, и К. Росси приступил к созданию портретной галереи.

Ряд помещений <Военной галереи>, располагавшихся между Мраморной галереей и Белым залом, он объединил в один узкий и

длинный зал, искусно оформил его и расположил в нем более 300 портретов участников Отечест&# 727i82fh 1074;енной войны 1812 года

К. Росси искусно сгруппировал портреты на стенах, выделив

особые мест&# 727i82fh 1072; для больших портретов М.И. Кутузова, М.Б. Барклаяде-Толли и некоторых других военачальников. Узкое помещение

зодчий расчленил на три части декоративными портиками, чем избежал ощущения монотонности от чрезвычайно вытянутого зала.

<Военная галерея> была полностью уничтожена пожаром 1837 года,

удалось спасти только портреты и канделябры. Воссоздать ее в прежнем виде было невозможно, в частности, еще и из-за некоторого

изменения в планировке самого Зимнего дворца. Поэтому в силу

вынужденных переделок <Военная галерея 1812 года>, созданная



В.П. Стасовым, явилась по сущест&# 727i82fh 1074;у новым архитектурным произведением.

В сравнении с прежним интерьер В.П. Стасова в <Военной галерее> более параден. Если К. Росси главное мест&# 727i82fh 1086; отводил портретам

полководцев, то теперь несравненно большее значение приобрели

элементы декоративного убранства: густая роспись свода, барельефы

в отделке дверных проемов, фризовые вставки под портретами героев и т.д. Кроме того, между колоннами были поставлены канделябры из серо-фиолетовой яшмы, и все эти элементы В.П. Стасов свел

к единой гармонии, придав <Военной галерее 1812 года> подчеркнуто торжест&# 727i82fh 1074;енный облик.

На мест&# 727i82fh 1077; нынешнего Георгиевского зала до пожара находилась

<Мраморная галерея>, построенная Д. Кваренги в 1791-1796 годы и

соединявшая Зимний дворец с Малым Эрмитажем и галереей <Висячего сада>.

После пожара при переустройстве была изменена и планировка

этого зала, например, были убраны печи, а вмест&# 727i82fh 1086; них устроено

воздушное амосовское отопление Над этим залом поверх медных

листов с особой тщательностью были уложены слои пропитанного

специальным составом войлока и водонепроницаемой ткани - для

утепления и предохранения зала от протечек.

Все эти меры предосторожности были вызваны, помимо особого

назначения Георгиевского зала, еще и громадными его размерами.

Ведь площадь зала составляет 800 квадратных метров, а его объем

равняется 10 000 кубических метров.

Архитекторы В. П. Стасов и Н.Е Ефимов отделывали его уже

как тронный зал Российской империи, чем и объясняется необыкновенная и в то же время строгая роскошь его убранства. Георгиевский зал весь облицован массивными плитками из итальянского

мрамора, его колонны и пилястры увенчаны бронзовыми литыми и

чеканными капителями коринфского ордера, позолоченными через

огонь.

Медный потолок Георгиевского зала богато украшен как бы лепкой, в действительности же она представляет собой накладное бронзовое литье, тщательно прочеканенное и позолоченное. Богатым узорам потолка соответствует и прекрасный паркетный пол, выложенный из 16 пород дерева фигурной мозаикой и покрытый резным

рисунком.

Над тронным мест&# 727i82fh 1086;м, выше балкона, в стену был вделан огромный барельеф, изображающий Георгия Победоносца в образе всадника-воина в шлеме, поражающего копьем дракона. Стена за троном затянута бархатным малиновым полем, на котором золотом был

вышит громадных двуглавый императорский орел, а вокруг него гербы царств и владений, наименования которых входили в императорский герб.

Георгиевский зал - <Большой тронный зал> Зимнего дворца являлся мест&# 727i82fh 1086;м проведения всех торжест&# 727i82fh 1074;енных церемоний, демонстрировавших мощь и величие Российской империи.

Канцелярия строений, образованная в Санкт-Петербурге в

1709 году, сначала называлась Городовой канцелярией. Она составляла проекты для всех зданий, и проекты эти расходились по всему

Санкт-Петербургу. Все застройщики возводимого города обязаны были

приходить в Канцелярию строений и брать типовые чертежи, так что

это учреждение было не только административным, но и архитектурно-проектным центром всего строительства в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем в северной столице работало уже несколько градостроительных комиссий, которые обслуживали архитектурные потребности города, направляли и регулировали его облик. Во главе их

стояли крупные мастера-архитекторы - А. Квасов, К. Росси,

И. Старов и другие.

Каждый <именитый> человек должен был построить в столице

свой дом. Везло тому, кто получал сухой участок земли; хуже приходилось тем, кому попадались болото или топь. Некоторым по

царскому указу приходилось ставить два, а то и три дома, но ведь

сразу во всех жить не будешь! Вот часто и получалось, что здания

стояли снаружи полностью оштукатуренные и окрашенные, а внутри оставались пустыми - без всякой отделки.

Петр I с самого начала хотел новый город застраивать каменными домами. К числу первых каменных жилых строений Санкт-Петербурга принадлежит дворцовая усадьба <светлейшего князя>

А.Д. Меншикова - первого генерал-губернатора города. Дворец начал возводиться в 1710 году на невском берегу- в восточной части

Васильевского острова. Первоначально Васильевский остров весь был

подарен А.Д. Меншикову, но потом Петр I отобрал свой подарок,

когда замыслил сделать Васильевский остров центром быстро растущего города.

Но быстро возвест&# 727i82fh 1080; большие каменные палаты было невозможно: не хватало мастеров-строителей, да и строительных материалов

сначала тоже не хватало. Однако генерал-губернатору нужна была

вмест&# 727i82fh 1080;тельная резиденция, большая и достаточно роскошная, чтобы

достойно представлять новую столицу государства, только что одержавшего славную победу под Полтавой и взявшего Выборг. Поэтому А.Д. Меншиков сначала заложил на Васильевском острове, подальше от невского берега, деревянные хоромы.

Чтобы обустроить низменную и болотистую мест&# 727i82fh 1085;ость, от Невы

до самых хором выкопали канал, который не только осушал берег,

но и служил парадным подъездом к деревянным хоромам. В этом

канале 11 июля 1710 года А.Д. Меншиков выкупал своих гостей,

заставив их два часа во всем наряде сидеть в воде и осушать заздравные чаши.

Дворец был возведен с высокими слуховыми окнами, пилястры

с пышными капителями, наличники окон и высокое ступенчатое

крыльцо - все делало этот дворец самой парадной постройкой столицы. Долгое время хоромы эти пышно называли Летним дворцом

А.Д. Меншикова, или <Посольским домом>. В его главном зале могло размест&# 727i82fh 1080;ться сразу более 100 человек, что по тем временам было

достаточно вмест&# 727i82fh 1080;тельным. В конце октября 1710 года здесь торжест&# 727i82fh 1074;енно праздновали брак Анны Иоанновны с герцогом Курляндским. Во время свадьбы гостям было преподнесено зрелище, характерное для той эпохи: из двух гигантских пирогов вышли два карлика и тут же на столе, между тарелок, протанцевали менуэт.

Отделка и убранство Посольского зала отличались новизной и богатством. Все стены его и потолок были обиты узорчатой тканью, которая заменила архитектурную отделку и прикрывала трещины в стенах.

Каменный дворец для А.Д. Меншикова начал строить итальянский архитектор Д.М. Фонтана, приехавший в Россию еще в

1703 году. Строительство велось <с поспешностью>, и уже к осени

1711 года здание было подведено под кровлю и частично отделано.

В частности, было закончено возведение первого этажа дворца: в

нем настлали полы, оштукатурили стены и поставили оконные переплеты. 1 октября 1711 года было <веселье в палатах у светлейшего князя>.

Весь 1712 год А.Д. Меншиков отсутствовал, командуя русскими

войсками в Померании, но в его дворце одна за другой игрались

свадьбы петровских вельмож (Я.Ф. Долгорукова, Б.П. Шереметева

и др.), у которых каменных домов еще не имелось.

В 1712 году продолжать строительство дворца оказалось некому,

так как Д.М. Фонтана уехал в Швейцарию. В 1713-1727-е годы

каменные палаты А.Д. Меншикова возводились под руководством

<мастера палатного и гипсового дела> Г. И. Шеделя. Из всех петербургских архитекторов Г. И. Шедель был наиболее чужд барочному

стилю, он не боялся углов и прямых линий даже на фронтонах,

любил гладкую колонну без всякой капители.

Принимали участие в строительстве и отделке дворца и архитекторы Д. Трезини, В. Растрелли, Г. Маттарнови и Ж.-Б.А. Леблон.

Идеи архитекторов-иностранцев воплощали в жизнь русские мастера-строители и работные люди. Во все концы российского государства летели царские указы о присылке в Петербург мастеровых людей. Сам А.Д. Меншиков, как генерал-губернатор и фельдмаршал,

повелел искать строителей не только среди крепостных людей, но и

среди рекрутов.

Когда в 1714 году дворец оказался одним из главных зданий

планируемого центра, многое в нем было переделано, достроено и

изменено таким образом, чтобы дворец приобрел новый облик-более масштабный и роскошный. Каменный дворец А.Д. Меншикова поражал современников прежде всего своей высотой: вмест&# 727i82fh 1077; с

цокольным этажом это было четырехэтажное здание под высокой

кровлей. Не было в Санкт-Петербурге того времени здания более

высокого и роскошного.

К 1727 году дворец представлял собой в плане замкнутый



четырехугольник с двумя внутренними дворами и проездными

воротами на север, восток и запад. Все его здания (и северные

боковые двухэтажные флигеля, и здания со стороны сада) были

оформлены одинаково, но самым пышным был центральный корпус. Его фасад поэтажно декорировался пилястрами разных ордеров, по центру фасад венчала балюстрада с резными деревянными статуями, а на боковых ризалитах размест&# 727i82fh 1080;лись затейливые фронтончики с огромными золочеными княжескими коронами.

А.Д. Меншикову очень льстило его княжеское звание, хотя в

письмах и большинстве официальных документов он никогда не

подписывался этим титулом. Однако свои дворцы, в Санкт-Петербурге и в Ораниенбауме, он украсил княжескими коронами и гербами и снаружи, и внутри.

Центральный вход во дворец выделялся высоким крыльцом с

портиком на деревянных колоннах. Над портиком вдоль центральной части фасада проходил деревянный балкон, откуда подъезжавших гостей встречали звуки музыки'.

Парадная дверь вела в вест&# 727i82fh 1080;бюль, сводчатый потолок которого

поддерживали два ряда гладких приземистых колонн. В конце вест&# 727i82fh 1080;бюля находилась лест&# 727i82fh 1085;ица, деревянные пологие ступени которой

были вставлены в каменные стены. Перила лест&# 727i82fh 1085;ицы, очень простые по рисунку, на верхней площадке изменялись в узорное плетение двух латинских букв Р с А и М, то ест&# 727i82fh 1100; обычной монограммы

Петра I (Peter Primus) с монограммой А.Д. Меншикова.

С площадки лест&# 727i82fh 1085;ицы через среднюю дверь гости проходили в

Большой зал, который еще назывался Ассамблейным. Он был двусветным - с пятью окнами по фасаду: большим окнам-дверям на

противоположной стене соответствовали большие зеркала, повторявшие форму окон. Такое оформление Большого зала несколько напоминало прославленную Зеркальную галерею Версаля, созданную архитектором А. Мансаром.

Богатое живописное и скульптурное оформление Большого зала

было посвящено прославлению военных побед России. Кроме того,

княжеские короны и знаки ордена Андрея Первозванного, которым

А.Д. Меншиков был награжден одним из первых в Российском государстве, украшали не только этот Ассамблейный зал, но и парадные спальни в обоих его дворцах. Живописное и скульптурное

убранство Большого зала было посвящено прославлению военных

побед России и успехам самого князя в Северной войне.

В праздничные дни в Большом зале ставили столы в форме скобы. Князь А.Д. Меншиков был по-русски хлебосолен и не жалел

никаких угощений: бывало, что столы накрывали по три раза в

день. Один из гостей, камер-юнкер Берхгольц, побывавший на празднике в Меншиковском дворце, писал впоследствии: <Извест&# 727i82fh 1085;о, что

нигде в Петербурге так хорошо не обедают, как у князя>.

Вечером в праздничные дни, в восьмом часу, дворец обычно

<люминовали> - в окнах устанавливали пирамиды с зажженными

свечами. <Светлейший князь> вообще жил очень роскошно, о чем

' К сожалению, все наиболее характерные архитектурные детали Меншиковского дворца со временем исчезли: высокая, крутая с переломом

кровля, шест&# 727i82fh 1100; статуй над фронтоном, княжеские короны и вазы над боковыми фронтонами. Красивые колонны у входа были заменены четырехгранными столбами, исчезло и ступенчатое крыльцо - необходимая

принадлежность всех построек петровского времени.

свидетельствует великолепное убранство всего дворца, в котором

насчитывалось более 150 комнат.

Половина князя, размещавшаяся к востоку от Большого зала,

состояла из семи комнат, включая и парадную приемную. До наших

дней сохранилось пять из них, и в их числе <Ореховая> - кабинет

князя. Название ему дала необычная и редкая по тем временам отделка стен кабинета натуральным деревом. Это был небольшой кабинет, всего в пять окон, но очень светлый.

Ореховая комната служила парадным кабинетом и мест&# 727i82fh 1086;м для

ведения секретных дел и приема особо важных гостей. Комната выглядела как капитанский мостик корабля, из окон которого открывался очень красивый вид на Неву, Адмиралтейство и церковь Исаака

Далматского, рядом с которой находился еще один дом А.Д. Меншикова, который он сдавал внаем.

Отделке Орехового кабинета князь уделял особое внимание, а

потому его переделывали не менее трех раз. Отделка, дошедшая до

нас почти без изменений, относится к 1716-1718 годам.

Большая часть интерьеров Меншиковского дворца на протяжении столетий подвергалась значительным переделкам, поэтому тем

большую ценность приобретает то, что чудом сохранило свое первоначальное оформление. Одним из таких сохранившихся интерьеров

и является Ореховый кабинет. А в нем самом главной достопримечательностью является великолепный живописный плафон, исполненный на холсте в масляно-темперной технике.

В ходе рест&# 727i82fh 1072;врации, начавшейся во дворце в 1967 году, под живописным плафоном Ореховой комнаты была обнаружена фреска, выполненная в первой четверти XVIII века. Фреска изображает фигуру

молодого воина, стоящего в полный рост на фоне зловещего неба,

обагренного всполохами пожарищ. Воин облачен в доспехи античного

полководца, в левой руке он держит круглый щит, правой сжимает

острый меч. Тут же изображен чертеж с контурами крепости.

Воин попирает трофеи поверженного врага: турецкие и шведские знамена, лук и колчан со стрелами, кривой ятаган и орудийные

ядра. Лес знамен и боевых труб, веерообразно расположенных над

воинскими атрибутами, объединяет все элементы композиции в неразрывное целое.

Некоторые исследователи предполагают, что это может быть портрет молодого Петра I, которого А.Д. Меншиков с полным основанием считал своим благодетелем. Поэтому нет ничего удивительного

в том, что он хотел иметь такой портрет в кабинете, где не раз бывал

и сам царь. Но тогда вряд ли <светлейший князь> мог позволить,

чтобы фигуру царя замазали и покрыли декоративным плафоном.

Лицо молодого воина - с усами, полными губами, светлыми и

слегка навыкате глазами - это скорее аллегорическое изображение

воина-победителя с чертами, напоминающими Петра I.

Меншиковский дворец, отличающийся простотой планировки,

имеет анфиладное расположение залов. До наших дней хорошо сохранился вест&# 727i82fh 1080;бюль с парадной лест&# 727i82fh 1085;ицей, своды которой поддерживают два ряда гладких колонн, а также изразцовые голландские

печи. Более или менее уцелела и изразцовая облицовка стен в ряде

комнат второго этажа.

После ссылки А.Д. Меншикова в Березов его дворец на Васильевском острове поступил в государственную казну, и в 1832 году в

нем размест&# 727i82fh 1080;лся Сухопутный шляхетский корпус, который с 1800 года

стал называться Первым кадетским корпусом.

Кадетский корпус был не только военным учебным заведением,

но и, как говорил историк А.В. Висковатов, <колыбелью славы многих героев и знаменитых мужей России>. Из его стен вышли поэт и

драматург А.П. Сумароков, первый актер профессионального русского театра Ф.Г. Волков, декабристы К.Ф. Рылеев и Ф.Н. Глинка.

Передача Меншиковского дворца Кадетскому корпусу повлекла

за собой значительные изменения в его облике. В конце 1750-х

годов к нему пристроили восточный флигель, симметричный западному, который был возведен еще при А.Д. Меншикове.

Ассамблейный зал дворца был превращен в церковь Кадетского

корпуса. В нее перенесли алтарь и иконостас Воскресенской церкви,

которая к тому времени уже совсем обветшала. В 1765 году этот зал

еще раз основательно перест&# 727i82fh 1088;оили, придав окнам второго этажа полуциркульное завершение, а окна третьего этажа сделали овальными. Устроенную здесь церковь вновь освящали во имя Рождест&# 727i82fh 1074;а

Иоанна Предтечи.

Сейчас в глубине Большого зала видны алтарная преграда, сделанная для церкви вмест&# 727i82fh 1086; восточной стены, и два больших подсвечника с фигурами ангелов, которые были сделаны еще для церкви

меншиковской усадьбы.

После октябрьской революции 1917 года церковный зал был разграблен, Музей Кадетского корпуса, который к тому времени занимал значительную часть дворца, - разорен и закрыт. Более тридцати

лет Меншиковский дворец занимало Ленинградское военно-политическое училище, а потом и другие учреждения.

В 1967 году дворец передали Государственному Эрмитажу, и после

долгих лет рест&# 727i82fh 1072;врации удалось частично воссоздать его первоначальный облик. В настоящее время в залах дворца развернута музейная

экспозиция, посвященная русской культуре первой трети XVIII века.