В ЗАМКЕ ГРАФА ДРАКУЛЫ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

В ЗАМКЕ ГРАФА ДРАКУЛЫ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Культура харчування
ДВОРЕЦ НАВУХОДОНОСОРА II В ВАВИЛОНЕ
ПЕРСЕПОЛЬ- ПАРАДНАЯ СТОЛИЦА АХЕМЕНИДОВ
АФРИКАНСКИЕ МАСКИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ КОТ-Д'ИВУАРА
АЛМАЗНЫЙ ФОНД РОССИИ
ВЛАДИМИРСКИЙ МУЗЕЙ ╚ЧАСЫ И ВРЕМЯ╩
Голландское искусство XVII века
КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛАЗЕНКАХ
 

В ЗАМКЕ ГРАФА ДРАКУЛЫ

Влад III Дракула

Валашский господарь Влад III правил в Мутении (Восточной

Валахии) с 1456 по 1477 год (с перерывом). & 858b14hi #1054;н вошел в историю с

двумя прозвищами - Цепеш (<Сажающий на кол>) и Дракула (Дракон). Вторым прозвищем назывался еще отец графа Влада, принадлежавший к рыцарскому полувоенному, полумонашескому ордену

Дракона, основанному германским императором. От отца это имя

перешло к сыновьям, в том числе и к Владу.

Фигура валашского графа Цепеша-Дракулы оставила заметный

след в поздней средневековой литературе. Ему была посвящена русская повесть XV века, довольно популярная вплоть до XVIII века.

Однажды он созвал со всей страны к себе на пир нищих и странников; они пили, ели и веселились. <Чего вы еще хотите от меня?спросил Дракула. - Хотите, избавлю вас от всех нужд и печалей на

этом свете?>. Они ждали от него великих милостей и потому сказали: <Хотим, государь!>. Он приказал запереть дом и обложить его

огнем; все они сгорели.

Если какая-нибудь жена изменит мужу, он приказывал вырезать у

нее грешное место и привязать ее нагую к столбу посреди базарной

площади. Такая же казнь ожидала девушек, которые не сохранили

невинность, и вдов - за прелюбодеяние.

Он заставлял матерей есть своих детей; обрезал женщинам груди

и кормил этими грудями их мужей.

Он приказывал подавать себе обед среди трупов, посаженных на

кол, словно ему было так слаще есть и пить. Один из слуг не смог

стерпеть трупного смрада, заткнул нос и отвернулся. Дракула спросил его: <Ты что это?>. - <Не могу, государь, смрада этого выносить>, - ответил слуга Дракула велел и его посадить на кол: <Кол

тебя вознесет, - и смрад до тебя не дойдет!>

Действительно, как повествуют исторические хроники, холмы вокруг




замка Дракулы были усеяны столбами, на которых мучались жертвы

графа, разлагавшиеся на солнце и терзаемые хищными птицами.

Однако русских писателей более позднего времени этот сюжет

уже мало интересовал. На Западе было несколько иначе. К образу

графа Дракулы, конечно, не раз обращались на его родине - в Румынии, а в начале XX века английский романист Брем Стокер сделал Влада Цепеша-Дракулу главным героем своего романа - вампиром, пьющим кровь своих жертв.

Роман Б. Стокера сразу же сделался необычайно популярным. В

свое время он произвел сильное впечатление на русского поэтасимволиста А. Блока, который одному из своих корреспондентов

писал: <Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял еще и

глубину этого, независимо от литературности и т.д.>.

Когда Б. Стокер написал свой роман, мало кто из его читателей

знал, что существовал реальный Дракула. Даже историки довольно

долго не могли осознать, что Дракула-злодей и Дракула, героически

боровшийся с турками, - одно и то же лицо.

Влад Цепеш-Дракула, конечно же, производит впечатление личности патологической. Но не следует забывать, что в тюрьме он

провел больше лет, чем на троне. Он попал в плен к туркам, когда

ему было 12 лет; отца его убили, брата похоронили заживо, двоюродный брат предал его. Юный граф на себе испытал унижения,

предательства и потому рано усвоил, как дешево стоит человеческая

жизнь и что кровь порождает кровь, а смерть - смерть.

Таковы были реальные события из жизни реального графа Дракулы. Однако Б. Стокер в своем романе несколько отклонился от

исторической истины и сделал Дракулу выходцем не из румынского

княжества Валахия, а из венгерской провинции Трансильвании.

Многие почитатели таланта английского писателя пытались потом

повторить путь Джонатана Гаркера и найти замок Дракулы, но все

их попытки успеха не имели.

Граф Дракула жил в глубине Карпат - в одном из самых труднодоступных горных мест. Герой ехал в графский замок, когда наступал уже вечер. Покрытые могучими лесами горы вздымались по

обе стороны дороги; то там, то здесь виднелись расселины и серебристо блестели струи водопадов. Слева долину окружала темная зе

лень сосен, а справа поднималась мрачная скала, увенчанная таким

же угрюмым замком. Камень, брошенный из окна, пролетел бы,

наверное, футов сто, прежде чем коснулся земли. Подняться на скалу со стороны долины было невозможно: прямая и отвесная крутизна не пропускала ни одного прохожего. Неуязвим был замок и для

оружия - пращи, лука или мушкета.

Серые мрачные стены замка без каких-либо украшений производили тяжелое впечатление. Массивные дубовые ворота были обиты полосами железа. Когда-то двор замка, видимо, был мощеным,

но со временем зарос бурьяном; заглох и сад, в котором все перемешалось и перепуталось так, что исчезли даже дорожки.

Герой подъехал к замку Дракулы глухой полночью. Кругом царила темнота, <только разбитые зубчатые стены замка неровной линией вырисовывались на фоне залитого лунным светом неба>.

Странным показался Джонатану Гаркеру и хозяин замка.

Выразительный орлиный профиль, тонкий нос с горбинкой и

особым изгибом бровей, высокий выпуклый лоб и густые волосы,

лишь немного редеющие на висках; нависшие кустистые брови, почти сросшиеся на переносице. Рот под большими усами казался жестоким, очень острые белые зубы не полностью прикрывались губами, ярко-красный цвет которых свидетельствовал о жизненной силе,

необычной для человека его возраста У него бледные, заостренные

кверху уши, широкий и энергичный подбородок, щеки худые, но не

дряблые. Основное впечатление - поразительная бледность лица>.

Издали при свете огня его руки, лежавшие на коленях, выглядели



белыми и тонкими, а вблизи оказались грубыми - широкими, с короткими толстыми пальцами. Странно, что на ладонях росли волосы.

Мебель в комнатах графа состояла из нескольких разрозненных,

покрытых слоем пыли предметов, которыми словно бы никогда не

пользовались. У стены в одной из комнат, в углу, - куча золота:

римские, английские, австрийские, венгерские, турецкие и греческие монеты, которые пролежали в земле не менее 300 лет. Тут же

лежали украшения, даже с бриллиантами, но все старые, испачканные землей.

Столовые сервизы в замке были из золота и такой прекрасной

работы, что цены им просто не было. Шторы, обивка стульев, кушеток и драпировок в спальне Джонатана Гаркера были выполнены из

роскошных, изысканных тканей, баснословно дорогих уже в те времена, когда их покупали. Сразу было видно, что они старинные, но

хорошо сохранились.

Но ни в одной из комнат не было зеркала. А однажды герой

обнаружил в замке тоннель, в конце которого оказались руины ста

рой часовни, служившей и усыпальницей. Крыша часовни была разрушена, а ступени вели вниз - в склепы. В одном из больших ящиков, на куче свежей земли лежал граф! Лежал он неподвижно, без

дыхания, без биения сердца, но в глазах его горела лютая ненависть.

Впоследствии ученые установили, что более всего романному

описанию замка графа Дракулы соответствует замок Яноша Хуньяди - знаменитого воеводы Трансильвании, регента Венгерского королевства. Замок Я. Хуньяди стоял на горе на знаменитой излучине

Дуная. Внизу находилась Башня Соломона, в которой под неусыпной охраной содержались опасные государственные преступники.

Камеры в ней были крохотные, в некоторых - зарешеченные окна,

из которых открывался вид на Дунай. С массивными стенами, маленькими башенками и поднимающимся мостом такой замок был

идеальным местом для похождений графа Дракулы.

Замок же настоящего графа Влада Цепеша-Дракулы располагался высоко над берегом реки Арджеш. Тырговиште, столица графа

Дракулы, в его времена был весьма внушительным городом, далеко

выходившим за пределы городских стен. На озерах, расположенных

за Тырговиште, Дракула ловил форель и устраивал праздники.

Роскошный замок графа с великолепными садами, церковью и

многочисленными служебными пристройками был окружен боярскими домами. Замок в Тырговиште начал строить в начале XV века

грозный Мирча - дед Дракулы. В его дворе до сих пор видны остатки дворцового фундамента. В подвале замка, где хранился и запас

княжеских вин, находились тюрьма и камеры пыток. Печально известный Тронный зал скорее всего располагался на первом этаже.

Ученые предполагают, что в этом зале сам Дракула, его отец Дракул

и дед Мирча были провозглашены господарями Валахии.

В Тронном зале проходили торжественные празднества и религиозные службы, здесь же произошла и история, которая упоминается во всех рассказах о графе Дракуле.

Замок реального графа Дракулы, как уже указывалось выше,

тоже располагался на самом краю пропасти, а кругом, куда ни посмотришь, - зеленое море деревьев. С высоты кое-где среди них

можно было увидеть глубокие впадины, пропасти и ущелья, в которых серебряными нитями вились речки. Но в 1462 году, после бегства графа в Трансильванию, замок его частично разрушили турки,

а завершили все землетрясения 1913 и 1940 годов. В Музее военного

искусства в Бухаресте выставлено несколько экспонатов времен графа Дракулы, а его знаменитый замок реконструирован в музейном

парке.