САД скульптур в СТОКГОЛЬМЕ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

САД скульптур в СТОКГОЛЬМЕ

художественная культура



Отправить его в другом документе САД скульптур в СТОКГОЛЬМЕ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Фламандское искусство XVII века
Греческая архаика
ПАЛАЦЦО ЛУКИ ПИТТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
СОКРОВИЩНИЦА ЭЛЬ-КАСНА
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Французское Возрождение
НА ЗЕМЛЕ СВЯЩЕННОЙ ОЛИМПИИ
Северный Ренессанс
МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ
 

САД скульптур в СТОКГОЛЬМЕ





Стокгольм расположился на 12 островах, и куда в этом городе ни

пойдешь ≈ в кl 151b11fb 6;нце концов повсюду выйдешь к воде В Старом

городе отражаются в голубом зеркале воды стрельчатые колокольни

церквей и фасады старинных домов. Рыцарские дворцы, средневековые домики с островерхими крышами и улочки шириной с коридор

соседствуют в Стокгольме с многоэтажными зданиями и отелями

сверхсовременного стиля


А в Лидингё, одном из районов шведской столицы, расположился ;


необычный Музей скульптуры ≈ Сад Миллеса На очень высоком, ї

крутом берегу залива, на поднимающихся друг над другом террасах '

выставлены произведения прославленного шведского мастера ≈ од- !

ного из немногих, кто получил известность за пределами страны і


А еще выше, за старыми деревьями, расположился дом самого



Миллеса, в кl 151b11fb 6;тором собраны не только его работы, но и редкостная

коллекция скульптурных шедевров Древнего Египта, Индии, Юггая,

античности и средневековья.


О Саде скульптур мечтал Миллес еще в начале XX века, но

сначала эта была только мечта, греза В 1906 году ему удалось купить

участок земли в тогдашнем пригороде Стокгольма, а впоследствии

он постоянно расширял его. В 1908 году здесь был построен дом, в

котором К. Миллес и его жена Ольга (художник-портретист) жили

до 1931 года. Затем, проведя 20 лет в США, они вернулись сюда и

жили здесь до самой кончины мастера в 1955 году


Но еще в 1936 году супруги подарили дом и Сад со всеми коллекциями городу, и в кl 151b11fb 6;нце 30-х годов Музей скульптуры был открыт


для публики. Да и сам Сад являет собой произведение искусства. Еще

самим Миллесом в нем были спроектированы галереи и колоннады,

боскеты из кустарника, а террасы соединили крутые пролеты лестниц

с живописно бегущими тропинками. Одни скульптуры поставлены

здесь рядом с высокими деревьями, другие ≈ посреди мощеной площади, напоминающей итальянскую пьяцетту.


Скульптурные произведения Миллеса необычайно оригинальны и

выразительны, хотя иногда и трудно назвать его мраморные фигуры

реалистическими. Порой они как будто неестественно вытянуты, пропорции человеческого тела смещены, и можно сказать, что таких

людей в жизни не бывает. Но всматриваешься пристальнее и видишь,

что они полны очарования и глубокого жизненного смысла.


Вот, например, крылатый конь Пегас летит куда-то вдаль, но только ╚положен╩ он на бок, и на крыле его в этом стремительном полете

находится всадник ≈ поэт. А вот скульптура ╚Перст Божий╩, на

гигантский палец поставлена фигурка удивленного чем-то человека со

смешно разведенными в стороны руками. Ничего божественного или

религиозно-мистического в этой фигурке нет. Может быть, он просто

изумлен и восторженно рад синему небу, зеленым аллеям Сада и

резвым балтийским волнам...


В Саду Миллеса можно увидеть не только отдельные статуи, но и

целые скульптурные композиции. Среди живой природы они постоянно меняются в зависимости от освещения и погоды, находясь как

бы в естественном круговороте природы. Скульптуры живут здесь

совершенно особой жизнью, отличающейся от той, которая была бы

им уготована на улицах и площадях города.


Сад состоит из трех основных террас, которые уступами спускаются к заливу Вертан. Вход в Музей расположен на самом верху, и уже

отсюда можно окинуть всю территорию Сада с его монументальными

фигурами и фонтанами. Отсюда же открывается великолепный вид на

залив, город и белые громады кораблей в порту.


Помимо скульптур небольшого размера, относящихся к начальному периоду творчества Миллеса, в Музее представлены и повторения

известных монументов, фонтанов и скульптурных групп. В некоторых случаях композиции составлены из произведений, созданных в

разное время и для разных мест Так, например, центральная группа

фонтана ╚Похищение Европы╩ поставлена в прямоугольный бассейн,

куда помещены также наяда на дельфине и рыба ≈ деталь от фонтана

Посейдона.


Сам фонтан Посейдона в Саду скульптур оформлен несколько


иначе, чем тот, который расположен на площади перед музеем Гете|

борга. Здесь представлена лишь центральная фигура морского бога -J

реплика, подаренная Миллесу шведским государством в 1955 году, і

день его 80-летия. Миллес прожил долгую творческую жизнь и сумел

создать поразительно много. Только в Стокгольме установлено боле^

десяти его монументальных произведений.




Одно из самых ╚классических╩ его произведений ≈ скульптурная |

группа ╚Отблеск солнца╩. Ее тема ≈ движение, стремительное и не-^

истовое. В Саду Миллеса эта группа установлена в бассейне фонтана'

╚Похищение Европы╩ на нижней террасе. Как бы преодолевая сопротивление морских волн, несется на дельфине наяда. Ее волосы ветре-;


паны ветром, глаза широко раскрыты, из приоткрытого рта будто1

вырывается прерывистое дыхание. Одной рукой она держится за дель-^

фина, другая в переполняющем ее восторге закинута за голову. Под^

струями воды бронза скульптуры, отражая солнечные блики, перели-1

вается множеством оттенков.


Эта работа открыла целую серию произведений Миллеса на мифологические сюжеты ≈ с персонажами водной стихии. Струи воды в

каждой работе имеют не только разное направление по отношению к

самой скульптуре, но и выбрасываются с разной силой. В ╚Фонтане

Ионы╩, например, они образуют бурный каскад, а в ╚Фонтане Дианы╩

падают легкими, тонкими струйками. В ╚Фонтане Сусанны╩ цветут

белые и розовые лилии, плавают золотые рыбки, отражаются окружающие фонтан плакучие ивы. В 1925 году эта работа получила Гранпри на выставке декоративного искусства в Париже, а без воды все бы

это выглядело намного беднее.


На широкой площадке нижней террасы в Музее скульптуры стоит

монумент Фольке Фильбитера. Для массивной скульптуры всадника

Миллес сделал постамент в виде природных камней, что связано и с

сюжетом самой легенды: герой переходит вброд реку в поисках своего

пропавшего внука. Пьедестал в форме скалы только подчеркивает

связь статуи с природным окружением, указывает на присущее ей ;


самой ╚пейзажное╩ начало.


У Миллеса-скульптора мало трагических мотивов, но здесь они

воплощены через резкие динамические контрасты в построении скульптурной группы: подчеркнута утрированность всех форм, а поворот

головы коня и корпуса сделан в разные стороны. Особенно это заметно в положении статуи на небольшом, будто шатающемся пьедестале

неправильной формы.


С верхней террасы Сада посетитель может спуститься по лестнице,


пройти мимо нескольких фонтанов и попасть во дворик, который

условно назван ╚маленькой Австрией╩. Это своего рода лирический

привет стране, в кl 151b11fb 6;торой родилась жена Миллеса. Здесь, в кl 151b11fb 8;охотной

часовенке, находится могила супругов Миллес, а над ней ~ средневековая деревянная скульптура ╚Мадонна с младенцем╩


Справедливо замечено, что каждый скульптор обладает собственным чувством пространства. У Миллеса в Саду скульптур ╚свое╩

пространство. Вместе с помощниками (в их числе был и его брат

Эверт, архитектор) Миллесом были специально спроектированы разные точки зрения на каждую скульптуру. Учитывалось все: как она

видна с близкого и дальнего расстояния, с верхнего или нижнего

уровня Сада, от освещения и погоды.


Всю жизнь Миллес и его жена не только коллекционировали произведения живописи и скульптуры, но и привозили из разных стран

детали старинных зданий. Размещенные среди зелени, они дают посетителям разнообразные впечатления, образуя для статуй Миллеса

второй ╚фон╩. Несмотря на свободу маршрутов движения в этом

Музее скульптуры, зрителя как будто постоянно ведет незримая рука

мастера.


Сад скульптур в Стокгольме ≈ один из первых музеев подобного

рода в Европе Сам Миллес ощущал его как истинный ╚дом╩ для

скульптур, в кl 151b11fb 6;тором люди могут созерцать их, любоваться их красотой, размышлять над их смыслом.