СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА
ГАЛЕРЕЯ БОРГЕЗЕ
СОРОКАКОЛОННЫЙ ДВОРЕЦ В ИСФАГАНЕ
Французский классицизм последней четверти XVIII ≈ первой трети XIX века
ВМЕСТЕ С ИМПЕРАТОРОМ К ╚ХРАМУ НЕБА╩
ЗАМОК-ДВОРЕЦ В ФОНТЕНБЛО
ИСКУССТВО XX ВЕКА
ДВОРЕЦ, ПАГОДА И МАВЗОЛЕЙ НА АРОМАТНОЙ РЕКЕ
ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛИВАДИИ
 

СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ

Дворец Республики и Собор

История сооружения этого дворца начинается в 1443 году, когда на

берегах Шпрее для курфюрста Фридриха II был возведен замок. Впоследствии этот дворец перестраивался, и в XVI веке он представлял собой прямоугольное здание, стороны которого равнялись 167 и 115 метрам, а высота - 33 метрам. В нем было пять больших ворот и четыре

этажа, в которых размещалось 1283 комнаты. Архитектор Тейс пристроил к замку со стороны площади новый флигель, а в 1580-1595-е

годы при курфюрсте Иоанне Георге было закончено возведение построек на восточной стороне и образовано два внутренних двора.

Но от сооружений той далекой эпохи к началу XX века сохранилась только одна часть, которая в 1699-1716-е годы была включена

в ансамбль, возведенный архитекторами А. Шлютером, Э. фон Гэтэ

и Бэмом. Эта старинная часть долгое время образовывала живописный восточный фасад замка, омываемый правым руслом Шпрее.

Особенно интересной в этой части была средневековая круглая башня <Зеленая шляпа>.

Три дворцовых фасада нового сооружения носили различный характер. Северный фасад, возведенный А.Шлютером, производил впечатление мрачное и холодное. Это впечатление отчасти сгладилось

позднейшей пристройкой террасы с бронзовой шеренгой предков Гогенцоллернов. Главный вход в замок со стороны представлял собой

подражание Триумфальной арке римского императора Септимия Севера. Его украшали две скульптурные бронзовые группы <Всадников,

укрощающих лошадей> (работа скульптора П. К. Клодта), подаренные

королю Фридриху Вильгельму IV русским царем Николаем I.

Холодный и горделивый вид имеет и западный фасад замка,

сооруженный архитектором Э. фон Гэтэ. Монументальный портик с

этой стороны украшали два горельефа О. Лессинга, а колоссальной




высоты купол (около 71 метра) над дворцовой капеллой был воздвигнут лишь при короле Фридрихе IV. В центре большого западного двора стояла прекрасная скульптурная группа <Георгий Победоносец, побеждающий дракона>. В этом же дворе ежедневно, в полдень, происходила церемония смены королевского караула.

Южный фасад замка, тоже построенный А. Шлютером, имеет вид

более величественный и красивый, а главное - более приветливый.

Внутреннее убранство старого королевского замка б 424g69be 99;ло исполнено архитектором А. Шлютером в барочном стиле В восточном

флигеле одного из больших внутренних дворов располагался Швейцарский зал, а слева от него размещались две прихожие.

Украшением дворца являлся Рыцарский (Тронный) зал, роскошно декорированный в стиле барокко. Над четырьмя его дверями

размещались рельефы, представлявшие четыре стороны светы. Украшавшая Рыцарский зал люстра из горного хрусталя была доставлена

сюда из вормского рейхстага, здесь же находились и массивные колонны из серебра, поднесенные королю военными офицерами, и

такой же массивный трон.

Белый зал (31,5х15,7 метра) предназначался для всякого рода торжеств и орденских праздников, открытий работы ландтага, рейхстага и других церемоний. Галерею Белого зала украшали парижские

гобелены со сценами подвигов Дон Кихота

Старый королевский замок в Берлине видел в своих залах много

исторических лиц. В нем родился Фридрих Великий, в старой придворной капелле он был крещен, впоследствии капелла б 424g69be 99;ла пре

вращена в зал Черного орла. Осенью 1806 года в замке жил Наполе- ?

он, а в 1848 году с одного из балконов дворца Фридрих Вильгельм II ?

обещал созвать прусский парламент.═══ ════════════════════════|

В первом этаже старого замка располагались королевские покои ^

Фридриха Вильгельма II, которые предназначались для высоких го- ;

стей. Здесь в 1913 году гостил русский император Николай II, при- |

бывший в Берлин на торжества по случаю бракосочетания дочери 1

Фридриха Вильгельма II.

В годы Второй мировой войны старый королевский замок был

разрушен, но это место не могло стать просто площадью, так как он

был связан с целым рядом исторических событий. В марте 1973 года

Политбюро ЦК компартии Германии приняло решение возвести здесь.;'

Дворец Республики. Большим творческим коллективом руководил \

архитектор X. Граффундер, а в художественном оформлении Дворца ?

приняли участие более 100 мастеров искусства.══════════════════ \

Дворец строился очень быстро, в напряженном темпе, и был J

возведен за три года. Вытянутый по горизонтали, по своим внешним и внутренним объемам Дворец Республики очень прост. Но j

продуманность его пропорций, умелое использование красивых и 1

прочных материалов (мрамора, гранита, дерева, стекла и металла), а 1



также немецкая тщательность отделки всех элементов здания прида- \

ют ему законченную гармонию.

Площадь нижнего вестибюля Дворца Республики в общей сложности составляет более 1000 квадратных метров. Множество плафонов, собранных в самых различных вариациях, излучали мягкий свет.

Этот свет струился, отсвечивал в термостеклах, преломлялся в <Стеклянном дереве>, которое часто называли <Стеклянным цветком>.

Ствол <Стеклянного дерева> был выполнен из нержавеющей стали, ;

а на нем укреплены полукружные сегменты высотой в три метра из

кристаллического зеленого стекла. Своими рифлеными волнообразными поверхностями, отшлифованными и собранными к центру,

они образовывали сферическую поверхность, которая сверкала и'

переливалась тысячами отсветов.

Это было первое <чудо>, которое встречало посетителей в главном фойе Дворца Республики. Поднимаясь по галерее, он знакомился со вторым <чудом> - 16 настенными живописными произведениями, которые располагались и по второму этажу фойе. Большие

картины, вставленные в светлые мраморные стены, уже издали привлекали внимание своими мощными цветовыми аккордами. Все картины специально создавались для украшения Дворца Республики, и

потому они имеют одинаковую высоту - 2,8 метра, но по ширине

все они отличаются друг от друга.

Шестнадцать разных художников, каждый со своими взглядами,

убеждениями, своим творческим устремлением, излюбленными темами и сюжетами. Всем им была предоставлена полная творческая

свобода, и каждый <спел> именно свою песню. Среди картин- такие полотна, как <Исследуй, пока не познаешь>, <Вчера- сегодня>,

<Творческие силы>, <Люди на пляже>, <Хлеб для всех> и другие.

Однако тематические и сюжетные отличия полотен, эмоциональность каждой картины, особенности художественных средств выражения не мешают общему единству, а наоборот, дополняют и разнообразят его. Спокойное лирическое настроение одних сменяется нервным ритмом напряженной борьбы других, философско-эпические

образы соседствуют рядом с будничными житейскими мотивами.

Вечером, когда зажигались многочисленные светильники самых

причудливых форм, Дворец Республики' приобретал особый, почти

фантастический облик. В нем словно вспыхивали и не гасли гигантские фейерверки, как бы застывшие по мановению волшебной палочки в причудливых и ярких созвездиях.

' После воссоединения Германии Дворец Республики, вероятно, изменит свое назначение. Пока сведений об этом у составителей нет.