КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛАЗЕНКАХ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛАЗЕНКАХ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

тульский МУЗЕЙ оружия
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
Французское Возрождение
СОКРОВИЩА ╚ЛЬВИНОЙ СКАЛЫ╩
ЗАМОК-ДВОРЕЦ В ФОНТЕНБЛО
ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
ИХЭЮАНЬ- САД БЕЗМЯТЕЖНОЙ РАДОСТИ
<ДОМ КОРОЛЯ> В БРЮССЕЛЕ
ДУР-ШАРРУКИН - ДВОРЕЦ САРГОНА II
Итальянское искусство XVII века
 

КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛАЗЕНКАХ

В настоящее время Лазенковский дворец в Варшаве расположен

на левом отлогом берегу Вислы. Но первоначально на этом месте

стоял укрепленный град Яздов, оборонявший переправу через Вислу. В 1246 году Яздов был захв&# 818c28di 1072;чен литовцами и русинами, все муж- 1

чины города были вырезаны, а женщины и дети уведены в плен. В

связи с этим трагическим событием в исторической хронике появилось упоминание о Яздове, которое стало считаться началом истории

и Варшавы, и Лазенок.

Вскоре Яздов на удивление быстро отстроился, разросся, но

следующего своего разрушения в 1281 году пережить уже не смог.

Дело усугубилось еще междоусобной враждой князей Мазовецких Конрада II и Болеслава II. Резиденция князей переместилась на

высокую скалу, на которой впоследствии и вознесся Королевский

замок.

Во время первой шведской войны Яздовский замок и бывшие

при нем сады, строения и зверинец были опустошены. После войны

они и вовсе остались без поддержки и постоянно разрушались, кроме главных зданий, которые приспособили для присутственных помещений и монетного двора.

После исчезновения в 1526 году династического рода князей

Мазовецких их удельное княжество перешло в состав Королевства

Польского. Имение Яздов было присоединено в Варшавскому воеводству и отдано в аренду, за исключением замка и зверинца.

Польские короли, посещая Варшаву, всегда останавливались в замке, а на сыром лугу под скалой охотились.

Управление замком взяла на себя королева Бона Сфорца. Она

сама была прекрасным знатоком музыки и литературы и потому

собрала вокруг себя образованных людей своего времени. Если король Зигмунт I не любил Варшаву и за все время своего правления

побывал в ней всего два раза, то королева Бона, наоборот, особенно




интересуется именно этими местами. Когда она и две ее дочери

(Анна и Катажина) жили в Яздове, который со временем получил

название Уяздов, сады и зверинец здесь процветали.

Королева Бона начинает благоустраивать Уяздов: она скупает

соседние земли, распространяет в них огородничество, сажает новые,

до того времени не известные в Польше сельскохозяйственные культуры, закладывает первые виноградники.

В Уяздове появляется большой деревянный дворец, которым

занимается Анна Ягеллонка. Именно она и основала то, что теперь называется Лазенками (в переводе это слово означает <купальни>).

Со скалы, на которой располагался дворец Анны Ягеллонки,

выбитая лестница вела вниз к источнику, около которого была устроена королевская купальня. Под скалой находилось обширное, заросшее лесом место, где содержались животные. На них уже не охотились, и они здесь именно содержались.

В зверинце Анны Ягеллонки была сооружена специальная беседка, откуда королева и ее гости могли наблюдать за естественной

жизнью зверей и птиц. В одной из поэм того времени есть такое

описание зверинца.

Там животные разные - олени,

Кролики, зайцы и серны.

В прудах плавают рыбы,

Весело распевают птицы.

В таком благоустроенном состоянии находился Уяздов в 1596 году,

когда его осматривал кардинал Гаэтано, прибывший послом к

польскому королю Сигизмунду III Ваза Деревянный дворец своей

тетки Сигизмунд III заменил каменным замком с внутренним двором и двумя башнями, имитировавшими оборонительные укрепления. Практической нужды в них не было, зато новый замок, высоко

поднявшийся на скале, служил своего рода маяком для речных судов, оповещая их о приближении к Варшаве.

Главным украшением Парадного зала нового дворца являлась

прекрасная картинная галерея, которая во время следующей шведской войны стала жертвой мародеров, как и весь замок, сильно пострадавший и лишившийся всех своих ценностей.

В 1668 году имение Уяздов король Ян-Казимир подарил Теодору Денхоффу - королевскому подкормию, который через шесть

лет переуступает права наследства на него своему зятю - маршалу

двора Станиславу Любомирскому. Последний в 1683 году исходатайствовал у сейма решение, по которому все уяздовские земли,

находившиеся в его аренде, передаются ему в собственность. Не

случайно поэтому Лазенки имеют два названия: Королевские и

Любомирские.

Станислав Любомирский выписал из Италии артистов и строителей, восстановил Уяздовский замок, придав ему современный для

того времени внешний вид, вновь завел сады и зверинец. Он построил изящные домики, среди которых особенно выделялся один отделанный мрамором, резьбой и картинками. Фасад этого домика

украшала составленная в виде ребуса надпись:

Этот дом ненавидит печаль

и любит покой

Предлагает купание'

и рекомендует сельскую жизнь,

И хочет принимать только

порядочных людей

Этот купальный павильон называли и Лазенками, и Ипокреной,

поскольку этот источник Геликона служил символом поэтического

вдохновения, так как покровительницами его были музы.

Центральный зал павильона занимал большой бассейн, в центре

которого бил высокий фонтан. Вода в бассейн вытекала из четырех

' Павильон находился между двумя рукавами канала, в который была

заключена вода текущего с юга на север ручья.

ниш, устроенных в стенах прямо над головами гостей. В купальном

зале, где находятся две ниши, опущенные ниже пола ванны, для

украшения стенных росписей были использованы сюжеты <Метаморфоз> Овидия.

От времени С. Любомирского сохранилось оформление еще двух

помещений. В Сенях, с выложенными мелкими изразцами стенами,

главная стена украшена двумя нишами В одной из них стоит скульптура <Отдыхающий Марс с маленьким Амуром у ног>, в другой аллегория <Золотого века>, сопровождаемая надписью <цветущая

Польша>. Смысл подобного сопоставления постоянно повторяется и

в более поздних декорациях Лазенок: <Когда Марс отдыхает, Польша

цветет>.

Польский король Август II, эстет и большой любитель искусст*

ва, полюбил Лазенки и в 1720 году взял в аренду от Любомирского

весь Уяздов вместе с принадлежащими ему землями, купальней и

зверинцем. Этот король еще больше благоустроил дворец, проложил

от Вислы Королевский канал и новую дорогу - Кальварию; на месте Ботанического сада он возводит Три Креста - символ Голгофы - и часовню Гроба Господня.

Август III, сын Августа II, мало интересовался Лазенками, отчего

они опять пришли в запустение. Сад и парк превратились в пастбище



для диких зверей, а один из ловчих даже устроил здесь гостиницу.

Вся местность вокруг Лазенок покрылась ольховым лесом, который разросся в болотных трясинах. Каналы и пруды были запущены, и только в самом дворце летом еще иногда давались балы и

концерты.

Новый поворот в истории Лазенок, как и в истории всей Польши,

произошел в 1764 году, когда к власти пришел Станислав-Август

Понятовский. Он задался мыслью заново перестроить весь Уяздовский замок, однако вскоре отказался от этого своего намерения и

ограничился лишь перестройкой Лазенковского дома в летний дворец, а зверинца - в благоустроенный парк.

Но даже и эти намерения осуществить оказалось нелегко. Прежде всего нужно было очистить воздух, зараженный миазмами от

совершенно заплесневевших прудов и каналов, да и сами их привести в надлежащий порядок. На мероприятия по очищению затрачиваются огромные средства, но долгое время все они оставались безуспешными. Лишь после многолетних опытов соорудили новые

каналы, а пруды наполнили свежей водой, проведенной из источника под Раковцем. Только тогда местность вокруг Лазенок стала здоровой и приятной, когда были срублены старые ольховые кусты и

посажены лиственные и хвойные деревья. Было вырыто много но

вых прудов, проложены новые пешеходные дорожки, низкие и старые места засыпаны и подняты, вырублены просеки.

В 1767 году С.-А. Понятовский присоединил к Лазенкам Бельведер, в котором хотел оборудовать королевскую фарфоровую мануфактуру. Однако опыт с фарфором не удался, зато фаянс оказался

отличным. Уже через десять лет С.-А. Понятовский отправляет в

подарок турецкому султану Абдул-Гамиду сервиз из 160 предметов.

На ровном месте, окруженный со всех сторон водой, расположился двухэтажный <Дворец на воде>, который представляет собой

четырехугольное строение с двумя крылами по бокам.

На пруду, перед главным фасадом Дворца, возвышается остров,

на котором среди искусственных развалин (изображающих руины

Пальмиры) под открытым небом была устроена сцена летнего театра. <Театр на воде> имел три ряда лавок под полотняными навесами.

А на ближайшем к острову берегу, отделенному от него каналом,

устроен амфитеатр на 1500 мест. Сверху амфитеатр украшен шестнадцатью фигурами из известняка, изображающими знаменитых

драматургов.

В Лазенках С.-А. Понятовским была построена и Кордегардия помещение для личной охраны короля, а вид на нее открывался

прямо из окон королевского дворца. Вслед за ней строится Белый

дом, окруженный каналом и предназначенный для самых близких

королю людей.

В 1775 году в Лазенках появляется еще одна постройка - Мыслевецкий замок, который впоследствии превратился в самый настоящий дворец. Замок отличается богатым внутренним декором, главным образом, стенными росписями. Все многообразие перспективной живописи в украшении залов этого дворца говорит о тяге С.-А.

Понятовского к путешествиям - тяге, которая во многом была связана с политической обстановкой того времени. Поэтому дворцовую

столовую украшают виды Венеции, Рима и Ватикана, принадлежащие кисти художника Плерша. В покоях западного крыла посетителей поражают фантастические руины - мастерски написанные полотна А. Эрлишка. Таким образом, в Лазенках возникли три дворца,

которыми польский король пользовался поочередно, в течение лета

переезжая из одного в другой.

Разнообразию впечатлений способствовало и устройство парка.

Занимательность его заключалась во множестве каналов, ручейков,

прудов и прудиков, мостиков и лужаек, между которыми были разбросаны живописные кофейни, в которых гости могли утолить голод и жажду непременно под открытым небом, чтобы острее ощутить своеобразную прелесть подобных пикников. Любимым развле

чением самого короля было плавание по каналам и прудам на богато

украшенных лодках под балдахином.

После смерти С.-А. Понятовского Лазенки, по праву наследства,

перешли в собственность его племянника - князя Иосифа Понятовского, а от него - его сестре Терезе Тышкевич. В октябре 1817 года

Лазенковский дворец со всеми находившимися в нем предметами,

принадлежащими домами, парками и землями был куплен русским

царем Александром I за 60 000 золотых червонцев.

Став собственностью русского императора и переходя по наследству, Лазенковский дворец все более украшался, так как во время

посещения Варшавы в нем останавливались члены царской семьи.