Эгейское искусство
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Эгейское искусство

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
СОКРОВИЩНИЦА ЭЛЬ-КАСНА
ВЯРКЯЙСКИЙ ДВОРЕЦ В ВИЛЬНЮСЕ
СТАРЫЙ ЗАМОК В БЕРЛИНЕ - ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ
БЕССМЕРТНЫЕ РУИНЫ ПЕРСЕПОЛЯ
ЭСКОРИАЛ - ДВОРЕЦ-МОНАСТЫРЬ
АЛМАЗНЫЙ ФОНД РОССИИ
ДВОРЕЦ ЦАРЯ МИНОСА НА КРИТЕ
ВОРОНЦОВСКИЙ ДВОРЕЦ В АЛУПКЕ
Эгейское искусство
 

Эгейское искусство

В формировании искусства наро╜дов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыгр 858h79ii 72;ло так называемое эгейское, или крито-микенское искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в III≈II тысячелетиях до н. э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии. В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще ╚догомеровские╩ города, которые можно датировать III тысячелетием до н. э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры. Вскоре Шлиман начал раскопки на Пелопоннесе; им и В. Дёрпфельдом были раскопаны Микены, а в начале XX в. английский археолог А. Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Он первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта, ему также принадлежит и периодизация эгейской культуры. Периоды, на которые Эванс предложил разделить эгейскую культуру, называют╜ся минойскими (ранний, средний и поздний) ≈ по имени леген╜дарного царя острова Крит Миноса. Это о Крите и его былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э.: ╚Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...╩

Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в. до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс. Кносский дворец, насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с большим мастерством, с учетом осо╜бенностей ландшафта.

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектур╜ного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения, в разных своих частях дворец был разноэтажным. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища ≈ гимнастическими залами, бассейнами (критянам был известен во╜допровод), открытыми площадками (как предполагают ученые, для театральных представлений и религиозных церемоний). Особенно╜стью строительной техники Кносского дворца, построенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху. Стены парадных зал дворца были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная, желтая краски составляют празд╜ничную гамму. Изображения ≈ это запечатленная реальность, цве╜ты, папирусы, листья пальм ≈пальметты, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди папирусов сказочные существа ≈ грифоны (львы с орлиными головами). На стенах Кносского дворца множество человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиоз╜ный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. Все это изображено живо, непос╜редственно, свободно, с непременными яркими реалиями быта. Ус╜ловность изображений человеческих фигур сказывается в том, по лицо обычно изображено в профиль, а глаза (глаз) ≈ в фас. В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей.





Фрагмент фрески Кяосского дворца. Гераклейон, музей



Львиные ворота в Микенах


Монументальной скульптуры на Крите не найдено. Не было и огромных статуй богов, так же, как и культовых сооружений ≈ храмов. Видимо, критяне поклонялись богам на природе, в священ╜ных рощах или пещерах. Но известен большой (более 2 м в высоту) раскрашенный рельеф с изображением ╚царя-жреца╩. Маленькие фигурки, резьба по камню, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика встречаются на Крите в большом количестве и все ≈ высокого художественного качества.

Это вазы стиля ╚камарес╩ (по названию пещеры, где они были найдены) со стилизованным геометрическим, растительным и зве╜риным орнаментом. Критяне особенно искусно умели передавать мир подводного царства: изображенный на одной из ваз осьминог кажется движущимся по ее поверхности, хищно охватывающим сосуд, как свою жертву.

В середине II тысячелетия до н. э. критским городам был нанесен удар иноземцами (ахейцами), вторгшимися с материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним наводне╜ние) ускорила разрушение критских городов. При греческом пра╜вителе Миносе, имя которого связывается со знаменитой легендой о Минотавре, Крит являл собой могучее еще государство (XV в. до н. э.). Кносский дворец вполне мог превратиться в воображении греков в легендарный Лабиринт, а фрески, изображавшие игры с быком, породили образ полубыка-получеловека, владетеля Лаби╜ринта Минотавра, пожиравшего прекрасных юношей и девушек ≈ дань, которую платили Афины грозному Криту каждые 9 лет, пока афинский царь, герой Тезей, не убил чудовище и не выбрался из Лабиринта при помощи нити, которую ему дала Ариадна.

С XV≈XIV вв. до н. э. центр эгейской цивилизации перемеща╜ется на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Жители этих мест ≈ греки-ахейцы строили свои города-крепости на высо╜ких холмах, укрепляли их стенами. Отсюда появилось название ╚акрополь╩ ≈ верхний город, где и возводились царские дворцы. Так, стены Микен длиной 900 м имеют толщину от 6 до 10 м, а Тиринфа ≈ 17,5м. И сложены из каменных глыб весом 5≈6т. Такую кладку не случайно назвали циклопической, она под стать гиган╜там-циклопам, а не простым смертным. Ворота в крепость Микены (XTV в. до н. э.) назывались Львиными, потому что над их пролетом расположена плита с изображением львов ≈ стражей ворот. И это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается Микенский дворец, ком╜плекс более упорядоченный, чем Лабиринт Кносского дворца. Микенская крепость-дворец ≈ прообраз греческого жилища. Цен╜тром его является мегарон ≈ большой парадный прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных сборищ и пиров. Вокруг очага 4 колонны поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Из эгейского дома с мегароном сложилась архи╜тектура античного храма.



Ахейцы отличались большей воинственностью, чем критяне. Это отразилось и в сюжетах фресок, где явно предпочтительнее сцены охоты и битв, но сам рисунок суше и четче, композиции статичнее и более склонны к симметрии, как более условен и стилизован орнамент на вазах.

О зодчестве ахейцев можно судить по сохранившимся гробницам ахейских царей. Они имеются двух видов: шахтовые, т. е. прямо╜угольные могилы в скале (XVI≈XV вв. до н. э.), и купольные, так называемые толосы (XV≈XIV вв. до н. э.). Самая знаменитая гробница была найдена Шлиманом у подножия Микенского акро╜поля и названа им сокровищницей Атрея ≈ по имени царя Атрея, отца Агамемнона, владетеля Микен и героя гомеровской ╚Илиады╩. К гробнице ведет коридор ≈дромос 36 м длиной и 6 м шириной: вход высотой в 10 м перекрыт монолитной плитой весом 100 т. Диаметр интерьера гробницы ≈14,5 м, высота куполообразного свода ≈13,2 м.

Гомер назвал Микены златообильными, и это справедливо. Археологи нашли немало золотых масок, которые накладывались на лица умерших; целые тонкие пластинки листового золота укра╜шали одежду умершего владыки, его оружие, утварь, отправляемые с ним в загробный мир. В женском уборе много драгоценностей: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов каких-либо животных и птиц или с рельефным изображением бурных сцен охоты.

Около 1240 г. до н. э. ахейские племена пошли войной на Троянское царство, эти события и послужили сюжетом для бес╜смертных поэм Гомера. Но храбрых ахейцев в середине XII в. до н. э. завоевали дорийские племена. Гибель Микен, Тиринфа и других городов Пелопоннесского полуострова означала конец эгейской цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыгр 858h79ii 72;ло огром╜ную роль в развитии искусства собственно Греции.