Искусство Рима
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Искусство Рима

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Высокий Ренессанс в Средней Италии
МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ В БАХЧИСАРАЕ
Типологизация субкультур на современном этапе
Северный Ренессанс
ДВОРЦЫ КРУЖЕВНОЙ САНЫ
ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
Особенности формирования субкультур в истории Украины
ПАНАГЮРИШТЕНСКИЙ КЛАД В МУЗЕЕ ГОРОДА ПЛОВДИВА
ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В КУСКОВО
 

Искусство Рима

Этрусское искусство

История Древнего Рима охватывает период с VIII≈VII вв. до н. э. по V в. н. э. Древние римляне оставили после себя гранди╜озные архитектурные ансамбли, сооружения потрясающей инже╜нерной техники, реалистический, доходящий иногда до беспощад╜ности характеристик портрет в скульптуре, высоl 636d34dg 2;ие образцы мону╜ментальной живописи и произведения прикладного искусства. Римское искусство многое взяло, творчески переработав, у Древней Греции, но выросло оно на земле, где уже была собственная, древнеиталийская культура, начало которой восходит еще к III тысячелетию до н. э. и в которой наиболее интересным и развитым было искусство этрусков.

Происхождение и язык этрусков до сих пор полностью не выяснены. Большинство исследователей склоняются к их малоазийскому происхождению. Уже в VIII в. до н. э. этруски заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Города этрусков были прекрасно укреплены, соединялись благоустроенными дорогами и мостами. Это были маленькие военно-жреческие рабовладельче╜ские города-государства с царями во главе. Как и греки, этруски были язычниками, многобожниками, но их религия была мрачнее, в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, а главными богами были Юпитер, Юнона и Минерва (что соответ╜ствовало греческим Зевсу, Гере и Афине), и потому многие храмы имеют интерьер, разделенный на три целлы.

Архитектура этрусков близка греческой, но этруски использо╜вали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены ≈ из сырцового кирпича. Этрусский храм стоит на высоl 636d34dg 2;ом постаменте ≈ подиуме, к колоннаде портика ведет лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и статуями, но из терракоты. Эти скульптуры VII≈VI вв. до н. э., периода расцвета этрусков, по стилю соответствуют греческой пластике времени архаики, но много условнее, орнаментальное и динамичнее. Жилища этрусков имели строгую осевую композицию, но были самой разнообразной планировки, от прямоугольных до круглых. Представление о них дают сохранившиеся до нашего времени гробницы.




О жизни этрусков можно многое почерпнуть из росписей гроб╜ниц, высеченных в скале или возведенных из камня наподобие кургана. Стены гробниц расписаны сценами заупокойного культа, изображениями охот, пиров, состязаний, битв, сюжетами из мифо╜логии. Из них мы узнаем и многие детали быта: костюм, утварь, мебель, даже типы музыкальных инструментов (роспись гробницы ╚Пирующих╩; начало V в. до н. э., Тарквинии).

У этрусков рано развилась скульптура. Еще терракотовые по╜гребальные урны VII≈VI вв. до н. э., в которых хранился пепел умерших, имеют крышки с изображением фигуры или бюста усоl 636d34dg 7;╜шего, всегда портретного характера, лаконичного и выразительного. Такого же типа полуфигуры украшают крышки саркофагов. Изо╜бражение условно, в чем-то схематично, но одной-двумя деталями мастер умеет создать вполне реальный образ.

Этрусская керамика близка греческой по форме, но отличается техникой исполнения. Этруски обжигали сосуды до черноты, по╜чему они и получили название ╚буккеронеро╩ ≈ ╚черная земля╩, полировали так, что они походили скорее на изделия из бронзы или золота, и украшали либо процарапанным рисунком, либо рельеф╜ным изображением животных или птиц (собрание этрусских ваз в Эрмитаже). Этруски ≈ искусники в ювелирном деле, знали зернь и филигрань, но особенно славились в бронзовом литье. Именно этрускам принадлежит знаменитая Капитолийская волчица (начала V в. до н. э.), сохраняемая и по сей день в Риме как величайшая реликвия, ибо напоминает знаменитую легенду о создании Рима.

С V в. до н. э. начинается упадок этрусских городов, их главным соперником на море становятся Сиракузы. В IV в. до н. э. Этрурия попадает под власть Рима, и с этих пор римское искусство уже играет главную роль. Но традиции этрусского искусства несоl 636d34dg 4;ненно сказались на формировании искусства Древнего Рима.

Искусство Римской республики

В IV≈III вв. до н. э. Рим су╜мел подчинить себе весь Апен╜нинский полуостров, в III≈II вв. римляне разбили Карфаген, за╜воевали Грецию и все Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощ╜ное военно-административное государство, ввели твердую упо╜рядоченность в свой быт, напо╜минавший быт казармы. Посто╜янный приток рабов из пленных давал дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась очень ско╜ро в могущественную рабовла╜дельческую державу древнего ми╜ра. Но на протяжении всей исто╜рии существования Римскую республику сотрясали восстания рабов, гражданские войны, борь╜ба за власть, что и привело к падению Республики и возник╜новению империи.

Вулка. Аполлон из Вей. Глина. Рим, Вилла Папы Юлия


Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их рели╜гия, а отсюда и художественная фантазия была прозаичнее гре╜ческой, их мировосприятие ≈ более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали мно╜гие религиозные представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые основы строительной тех╜ники. Уже в эпоху Респуб╜лики римляне создали свой прекрасный театр, острую комедию, мемуар╜ную литературу, строгие исторические сочинения, выработали кодекс зако╜нов (римское право яви╜лось основой всей евро╜пейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с грече╜ским искусством, кото╜рое римляне почитали за образец.

Рельеф с Алтаря мира Октавиана Августа. Мрамор. Рим


Во II в. до н. э. грече╜ский язык стал обычным в высшем обществе. Произ╜ведения греческого искус╜ства, прекрасные грече╜ские статуи заполнили об╜щественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как избран╜нику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным.

Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой (ее строительство в IV в. до н. э. начал Аппий Клавдий), римские легионеры шли на завое╜вание государств Средиземноморья.

Со II в. до н. э. римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, ибо снабжение Рима водой с Альбенских гор из-за непригодности воды из Тибра было одной из главных задач. Остатки каменного акведука со свинцовы╜ми и глиняными трубами, по которым шла чистая вода в город, и по сей день сохранились в окрестностях Рима. В период Империи водой десятка акведуков снабжались термы, фонтаны, дома горожан.

Открытие нового стро╜ительного материала ≈ бетона дало новые конст╜руктивные возможности сроительства гигантских зданий и сводчатых пере╜крытий. Снаружи здание облицовывалось мрамо╜ром или камнем. В куль╜товом зодчестве римляне использовали либо тип греческого периптера, по-этруски модифицируя его в псевдопериптер (распо╜лагали его на высоl 636d34dg 2;ом подиуме с лестницей и де╜лали углубленный портик, а колонны храма превра╜щали в полуколонны, не имеющие конструктивно╜го значения), либо тип ро╜тонды, круглого в плане храма, окруженного со всех сторон колоннами, как например, храм на так называемом Бычьем рынке в Риме (I в. до н. э.) с 10-метровыми коринфскими колоннами.

Колонна Траяна в Риме. Фрагмент. Мрамор


Во времена Республики центральной площадью Рима ≈ Фору╜мом, где кипела вся деловая, торговая и политическая жизнь великого города,≈ было место между холмами Капитолий и Палатин. Здесь размещались основные общественные здания ≈ сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы (в одном из них хранилась казна), трибуна, с которой выступали ораторы. Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам Рима. Размеры Форума в I в. до н. э. были 160х80 м, но облик его менялся во времени. Храмы наполнялись греческими скульптурами и другими предметами искусства, вывозимыми завоевателями отовсюду, в основном из городов эллинистического мира. В 55≈52 гг. до н. э. на Марсовом поле был построен театр Помпея ≈ уже самостоятельное здание, а не скамьи под открытым небом.



Римский скульптурный портрет ≈ одно из самых величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульпту╜ры, ставившей своей задачей создание идеально прекрасного образа гражданина греческого полиса, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели. Истоки римского портрета лежат в этрусском погре╜бальном портрете и в древ╜них обычаях самих римлян ставить в домах портрет╜ные изображения предков хозяина дома. Восковые отливки этих портретов-масоl 636d34dg 2; (или гипсовые слеп╜ки) хранили дома, несли в погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов точ╜ной передаче черт челове╜ческого лица. Трезвый, объективный, рациональ╜ный ум римлян способст╜вовал развитию именно портретного жанра. Брон╜зу как основной скульп╜турный материал сменил в I в. до н. э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой жесткостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с течением времени натуралистичность уступает худо╜жественному обобщению. В статуе в рост римляне решили другую проблему ≈ образ делового человека, оратора, гражданина Респуб╜лики. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур ≈ ╚тогатус╩.


Сцена посвящения. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи


Искусство Римской империи

В конце I в. до н. э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из Республики в Империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, т. е. божественным (27 г. до н. э.≈14 г. н. э.). Его прославляла римская литература, римская поэзия и, конечно, изо╜бразительное искусство. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и многих других императоров в бесчислен╜ных идеализированных статуях (так называемый августовский клас╜сицизм в период правления Октавиана). Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов V в. до н. э., но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда импера╜тор изображался в образе бога, чаще всего Юпитера.

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13≈9 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественной процессии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы. Каждый император в поисках славы сооружал новые пло╜щади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиану Августу приписывают слова, приводимые Светонием: ╚Я взял Рим глиняным, я оставляю его мраморным╩. Прежде всего он расширил Форум, восстановил на нем некоторые здания (Базилику Юлия, например), построил так называемый театр Марцелла (14 г. до н. э.).

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75≈82 гг. н. э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от латинского слова ╚колоссеум╩ ≈ колоссальный, по мнению же некоторых исследователей, слово ╚Колизей╩ возникло потому, что у амфитеатра Флавиев бы╜ла поставлена статуя Не╜рона в 39 м высотой, позже переделанная в фигуру Гелиоса на манер Колосса Родосского), по типу кото╜рого и по сей день соору╜жаются стадионы. В пла╜не Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Сте╜на высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый (послед╜ний) ≈глухой, разделен╜ный лишь окнами. Пер╜вый ярус украшен полу╜колоннами дорического ордера, второй ≈иониче╜ского, третий≈коринф╜ского, а верхний ≈ко╜ринфскими пилястрами. Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой, кстати, могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, как цилиндри╜ческий, так и крестовый (основные конструкции Колизея), а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором ≈ травертином, приме╜ненные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество. Плохая сохранность Колизея объясняется тем, что в средние века и вплоть до XVIII в. он служил каменоломней.

Круглый храм на Тибре в Риме


Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех-и пятипролетной, в честь того или иного императора. Так, в 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33 м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму. Мраморная арка высотой около 20 м служила, по сути, постаментом для скульптуры Тита. В аттике над пролетом была высечена посвятительная надпись, арку украшали рельефы с изображением побед╜ного шествия римлян, решенные пространственно, в сложных ракурсах и движении.

Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. Общий вид

Арка Тита в Риме


В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя ≈Помпеи, Стабии и Геркуланум. Начатые в XVIII в. раскопки Помпеи показали изумленной Европе жизнь римского города с 20 000 населения, его планировку, устройство жилищ, их убранство. В результате многолетних раскопок, не прекращающихся и по сей день, открылись улицы, довольно ши╜рокие, торговая площадь, административные здания, храмы, мас╜терские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома ≈ од╜но- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами. Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине. Крыша над бассейном, поддержи╜ваемая 4 колоннами, имела отверстие ≈ для наполнения бассейна дождевой водой и для освещения.



Этот принцип заимствован римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, частной, где проходила жизнь семьи, обязательным был перистиль ≈ внутренний двор прямоугольной формы, заимство╜ванный римлянами от греков, любимое место отдыха семьи. Фонтаны, ниши, статуи обиль╜но украшали перистиль. Вокруг атриума и перисти╜ля группировались также хозяйственные и жилые помещения.

Пантеон в Риме


Полы в богатых домах украшались мозаикой ≈ наборной живописью из естественных горных по╜род или цветных морских камешков ≈гальки,══ а также из цветной стеклян╜ной пасты (смальты). В до╜ме Фавна в Помпеях (на╜звание возникло от брон╜зовой фигурки фавна, найденной в доме) рас╜крыли мозаику площадью в 15 кв. м, изображавшую битву Александра Македонского с персидским ца╜рем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, даны портретные характеристики греческого полководца и воинов, изображены их одежды и оружие. Мастерству композиции соответствует красота колорита, построен╜ного на сочетании черного, белого, красного, желтого цветов.

Стены дома расписывались фресками. Во II в. до н. э. чаще всего фреска подражала цветному мрамору и разным породам камня, чему римляне тоже научились от греков (так называемый инкрустационный стиль). В I в. до н. э., еще в период Республики, стиль росписей несколько изменился. Росписи стали включать разные архитектурные детали ≈ колонны, карнизы, пилястры, капители, иногда это большие многофигурные композиции, как, например, сцена мистерии, посвященной культу Диониса, на красном фоне стены в Вилле мистерий близ Помпеи. Фигуры Диониса, его жены Ариадны, участников мистерии, танцовщиц поражают гармонией, пластикой движений. Колорит изыскан и сложен: золотисто-жел╜тое, золотисто-розовое сочетается с сиреневым, пурпурным, лило╜вым (так называемый архитектурный стиль). Позднее уже в период Империи, создается третий стиль, который часто называют ╚египтизирующим╩ или ╚канделябрным╩ (по египетским мотивам и по мотиву, более всего напоминающему канделябр).

В I в. н. э., особенно во второй половине, росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвига╜ющей пространство комнат, предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки, холмы и площади, жанровые сцены, натюрморты (дома в Геркулануме). В центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на мифологический сюжет (так называемый фантастический стиль).

Во II в. н. э., в период наивысшего могущества, Римская держава простиралась от Испании и Галлии на западе до Египта и Сирии на востоке.

Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна (109≈ 113 гг.), построенный архитектором Аполлодором. Его площадь ≈ 116х95 м. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, на площади стояла колонна Траяна и храм в его честь. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна, которую в XVI в. заменили статуей апостола Петра. После смерти императора урну с его прахом поместили в пьедестал колонны. Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные собы╜тия похода Траяна против даков (101≈103 и 106≈107 гг.): соору╜жение моста через Дунай, переправу, битву с даками, их лагерь, осаду крепости, самоубийство вождя даков, шествие пленных, триумфальное возвращение Траяна в Рим. В рельефах 2500 фигур, 90 раз повторяется изображение Траяна ≈ все трактовано глубоко реалистически, но пронизано пафосоl 636d34dg 4; прославления победителя.


Пантеон. Внутренний вид. Разрез



Портрет сириянки. Мрамор.

Санкт-Петербург, Эрмитаж




Портрет Филиппа Аравитянина. Мрамор. Санкт-Петербург, Эрмитаж




При императоре Адриане (117≈138 гг.) был возведен и другой знаменитейший памятник римской архитектуры ≈ Пантеон, ╚Храм всех богов╩, построенный из камня, кирпича и бетона в 118≈125 гг., круглое в плане здание высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-крас╜ного гранита; основное внимание уделено интерьеру. Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодче╜ства. Отделка интерьера относится к III в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов (в одной из ниш сейчас могила Рафаэля), а верхний расчленен пилястрами из цвет╜ного мрамора. Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Сокра╜щающиеся в перспективе кессоl 636d34dg 5;ы (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоl 636d34dg 2;им. Освещение интерьера решено отверстием, ╚окном╩ в куполе (диаметр его 9 м, так называемый глаз Пантеона). Пол под ╚окном╩ имеет незаметный скат для стока воды. Сложнейший комплекс представляет Вилла Адриана в Тибуре (Тиволи). По типу этрусского тумулуса был начат мавзолей Адриана в Риме, в средние века переделанный в замок св. Ангела.

II век ≈ время наивысшего могущества Римской империи. Ее легионы стояли в Британии и Египте, в Северном Причерноморье и Малой Азии. И везде римляне приносили свой образ жизни, свои вкусы и художественный опыт.



Римлянами был создан еще один тип сооружения ≈ термы, общественные бани. Термы ≈ это не просто бани в современном понятии слова, это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. До нашего времени сохранились руины терм Каракаллы (211≈216) площадью более чем 11 гектаров.

Римское зодчество в эпоху Империи достигло очень высоl 636d34dg 2;ого технического и художественного совершенства и послужило образ╜цом для многих последующих веков.

Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. В портретах этого времени мы ╚читаем╩ всю жестокую историю Рима: произвол ее правителей, праздный быт утратившей интерес к общественной деятельности римской знати, о которой Ювенал писал: ╚Свирепей войн налегла на нас роскошь╩. Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой лич╜ности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (I в., вторая половина, например, портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный гре╜ческому (II в.≈ эпоха Адриана, например, изображения любимца императора Антиноя), и сатирический, обличительный пафос пор╜третов последних веков существования Рима (III≈IV вв.). Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в пор╜третах I в., со II в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В III≈IV вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптур╜ная моделировка. Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, особенно усилившаяся после эдикта Каракаллы о распростра╜нении прав римского гражданства (212 г.), по╜родила много портретов людей неримского проис╜хождения. Глубокой тон╜кой психологичностью, элегической грустью пора╜жает высоl 636d34dg 2;оодухотворен╜ный образ женщины в портрете, условно называе╜мом портретом сириянки.

Конная статуя Марка Аврелия. Бронза. Рим, Капитолийская площадь


Около 170 г. была от╜лита конная статуя импе╜ратора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих евро╜пейских монументов. В XVI в. Микеланджело по╜ставил ее в центре площа╜ди на Капитолии. ╚Философ на троне╩, стоик, Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье. В своем дневнике он писал:═ ╚Время человеческой жизни ≈ миг, ее сущность ≈ вечное течение, ощущение ≈смутно, строение всего тела ≈бренно, душа ≈не╜устойчива, судьба ≈ загадочна, слава ≈ недостоверна╩.

Со второй половины II в. глубокий экономический и социаль╜но-политический кризис, в который вступает Римская империя, порождает среди прочих и конфликт между индивидом и обществом. И это находит отражение в портрете.

III век ≈ период кровавых гражданских войн в истории Рима. Рабовладельческий способ производства (а с ним и рабовладельче╜ское мировоззрение) исчерпывает себя, идет бурное расслоение в рабовладельческом классе, появляются свободные арендаторы ≈ колоны, складываются элементы новых форм существования, пред╜восхищающие феодализм, но развитие их тормозится рабовладель╜ческими отношениями.

В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, с востока наступали персы. Города гибли от эпидемий, голода, зем╜летрясений. Скульптурный портрет этого времени полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Императоры, поднятые на щит копьями солдат, ╚фракийцы╩ и ╚аравитяне╩, не жили интересами государства, они проводили время в походах и редко умирали своей смертью.

Раннехристианский саркофаг. Мрамор. Сиракузы, Национальный музей


Их скульптурные изображения глубоко правдивы, жизненны и беспощадно разоблачительны. Это исторические документы эпохи, выраженные языком искусства. Мучительное раздумье, страх, неу╜веренность, отчаяние на лицах в этих портретах отражают трагиче╜ские противоречия века (портрет Филиппа Аравитянина). Несоl 636d34dg 4;╜ненно, огромные пространства античного мира дали возможность развиться разным школам. Но в целом римская скульптура с конца III в. теряет чувство гармонии, столь свойственное античному мировосприятию. Рельефы триумфальных арок, саркофагов, алта╜рей беспокойны по настроению, перегружены деталями, в них отсутствует ясность композиции, фигуры деформированы, сами формы измельчены.

Античность погибала. Мистические восточные культы, сложные теологические учения, распространявшиеся как в провинциях, так и в самом Риме, также нашли отражение в искусстве. Но главное изменение приносила новая религия ≈ христианство, возникшее в I в. и до 313 г. бывшее религией неофициальной. Согласно антич╜ному мировоззрению, человек ≈ игрушка рока, игрушка в руках богов, но он же и мера всех вещей, достойный предмет искусства. Христианство проповедует презрение к земной жизни, к человече╜скому телу как сосуду греха и соблазна. Это был разрыв с антично╜стью, античным мировоззрением, античным эстетическим идеалом. Искусство приходило к победе символичности, к более условному, ╚графическому╩ языку. Приближались средние века.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами. И искусству новой эпохи ≈ средневековья ≈ предстояло уже очень сложным путем развивать черты позднеантичного мира.


* * *

Особую страницу представляет в античные времена искусство Северного Причерноморья, где в период расцвета греческой поли╜сной системы были основаны греческие города-государства; Ольвия, Херсоl 636d34dg 5;ес, Феодосия, Пантикапей и др. С I в. н. э. Северное Причерноморье попадает в орбиту влияния Рима. К середине IV в. Причерноморские города хиреют. История их тесно связана с общей историей античных государств. Но нельзя забывать, что искусство Северного Причерноморья существовало и развивалось в тесном общении с искусством местным, испытав сильное влияние прежде всего скифов, а с первых веков новой эры ≈ сарматов. Сочетание греческой и местной культуры и дало искусству Северного Причер╜номорья самостоятельность в решении архитектурных конструкций, специфику сюжетов в живописи и большое декоративное мастер╜ство, определив лишь ему присущий облик.