Итальянское Возрождение
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Итальянское Возрождение

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Aпсоою ╚юAюрю йпхярх╩ йюй опеAярюAхрекэ псяяйIи пIй-йскэрспш
ПАЛАЦЦО ЛУКИ ПИТТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В ТОКИО
МУЗЕЙ ГОРОДА ПРАГИ
ДВОРЕЦ НА 'ЛЬВИНОЙ СКАЛЕ'
ЗАМОК-ДВОРЕЦ В ФОНТЕНБЛО
ДВОРЕЦ В ПАВЛОВСКЕ
ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ
МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
 

Итальянское Возрождение

╚Возрождение╩ (по-французски ╚Ренессан& 626b15hg #1089;╩, по-итальянски ╚Ринашименто╩) ≈термин, впервые введенный Джордже Вазари, архитектором, живописцем и истори╜ком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. Это грандиозное культурное движение было призвано, возрождая к новой жизни античность после тысячелет╜него ее забвения и оживляя лучшее в затухающем средневековье, открыть перспективы развития западной культуры Нового времени.

Культура Возрождения, связанная прежде всего с появлением в феодальном обществе буржуазии, зародилась в Италии. Термин ╚Возрождение╩ по отношению к культуре этой эпохи не случаен. Именно в Италии, на родине античности, возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь стано╜вится главной темой искусства. От античности идет осознание того, что самой совершенной формой в природе является человеческое тело. Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет антич╜ный период в искусстве. Как верно замечено историками искусства, следует помнить, что человечество никогда до конца не расставалось с античностью, разве только в самые глухие века варварства (VI≈ VIII вв.), и то, как мы знаем, в конце VIII столетия забрезжило так называемое ╚Каролингское возрождение╩, как бы ни был условен этот термин, затем ╚Оттоновское╩ конца Х≈XI в. Да и высокое средневековье, готика знала и античную философию, почитая Аристотеля, и историю, и поэзию. За культурой Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии, нового миро╜воззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой. Гуманисти╜ческая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессан& 626b15hg #1089;а характерно воспри╜ятие античности уже как далекого прошлого и потому ≈ как ╚иде╜ала, о котором можно тосковать╩, а не как ╚реальности, которую можно использовать, но и бояться╩ (Э. Панофски).

Античность приобретает в это время значение самостоятельной ценности. Отношение к ней становится, как верно замечено, не только и не столько познавательным, сколько романтическим, даже у такого знатока античности, как Мантенья. От античности Ренес╜сан& 626b15hg #1089; стал воспринимать человека как микрокосм, ╚малое подобие большого космоса ≈ макрокосмоса╩, во всем его многообразии. Для итальянских гуманистов главным было ≈ направленность че╜ловека на самого себя. Человек становился открытым миру. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках ≈ в этом принципиальное отличие от восприятия человека в древнем мире, в котором его ценили по степени причастности к миру богов. И художник в ренессан& 626b15hg #1089;ную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой.

Ренессан& 626b15hg #1089; совсем не был возвратом к античности, он создавал новую культуру, приближающую Новое время. Отсчет Нового времени с Ренессан& 626b15hg #1089;а идет только у историков искусства и культуры (для истории это еще средние века, и Новое время начинается с революций XVII столетия), ибо эпоха Возрождения ╚преобразовала умы, а не жизнь, воображение, а не реальность, культуру, а не цивилизацию╩.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII по первую половину XVI столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII≈XIV в.≈ Проторенессан& 626b15hg #1089; (предвозрождение) и Треченто; XV в.≈ раннее Возрождение (Кватроченто); конец XV≈первая треть XVI в.≈Высокий Ренессан& 626b15hg #1089; (реже в науке употребляется термин Чинквеченто).

В 1527 г. Рим был разграблен немецкими ландскнехтами, с 1530 г. Флоренция из свободного города-государства, города-ком╜муны становится обыкновенным центральным городом феодально╜го герцогства. Начинается феодально-католическая реакция (Контрреформация), и 1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI век. Кроме того, некоторые области Италии в этом развитии вообще запаздывают и культура, например, Венецианской республики еще все XVI столетие лежит в русле Возрождения.

Картина развития итальянской ренессан& 626b15hg #1089;кой культуры очень пестра, что обусловлено разным уровнем экономического и поли╜тического развития разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городов-государств, городов-коммун, их различной степенью связи с феодальными традициями.

Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессан& 626b15hg #1089;а были в XIV в. такие, как сиенская и флорентийская, в XV в.≈флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI в.≈ римская и венецианская.