МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

художественная культура



Отправить его в другом документе МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Aпсоою ╚юAюрю йпхярх╩ йюй опеAярюAхрекэ псяяйIи пIй-йскэрспш
БОЛЬШОЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ
Гомеровская Греция
ПЛИМУТСКАЯ СКАЛА - РОДИНА АМЕРИКИ
ТЕГЕРАНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ
СОКРОВИЩНИЦА ЭЛЬ-КАСНА
ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
 

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Весной 1910 года на 19-й курс Царскосельского лицея был принят

успешно выдержавший экзамены князь императорской крови Олег Констаl 323g66cd 5;тинович - сын великого князя Констаl 323g66cd 5;тина Констаl 323g66cd 5;тиновича,

правнук Николая I. Секретаl 323g66cd 8;ь Лицея А.А. Рубец вспоминал позднее,

что тогда <многие были смущены этим обстоятельством и опасались, чтобы это поступление не было фиктивным и тем самым не

было бы нарушено обычное течение лицейской жизни>.

Но опасения оказались напрасными. Простота и доступность,

благожелательное отношение к людям, чуждость этикету в неофициальной обстаl 323g66cd 5;овке помогли князю Олегу быстро и легко войти в

лицейскую семью и следовать ее заветаl 323g66cd 4; и традициям. Кроме того,

специальной резолюцией императора Николая II князю Олегу разреша

лось носить лицейский мундир. Если бы Его Высочество стаl 323g66cd 3; посещать занятия в военной форме, это только подчеркивало бы его высокое происхождение и воспринималось бы другими лицеистаl 323g66cd 4;и как

отступление от незыблемых традиций. Даже во время юбилейных

торжеств <по случаю столетия лицея в январе 1912 года князь Олег

находился в рядах воспитаl 323g66cd 5;ников своего курса, а не с особами императорской фамилии, также и в Зимнем дворце на обеде сидел вместе с

товарищами>.

Этому заветному дню посвятили свои книги многие выпускники

разных лет и поколений. Особое место в этом ряду занимает необычное издание- <Рукописи Пушкина. Автографы Пушкинского музея

Императорского Александровского Лицея. Выпуск I>. Этот дар преподнес Лицею князь Олег Констаl 323g66cd 5;тинович Романов.

Однако издание, столь успешно начатое, прекратилось на первом же выпуске, а имя издателя оказалось забытым. Небольшой



архив князя Олега Констаl 323g66cd 5;тиновича хранился сначала в Мраморном

дворце, а осенью 1920 года был перевезен в Пушкинский музей.

Мраморный дворец являлся собственностью великих князей. Он

принадлежал великому князю Констаl 323g66cd 5;тину Николаевичу, затем перешел его сыну Констаl 323g66cd 5;тину Констаl 323g66cd 5;тиновичу, семья которого владела дворцом до Октябрьской революции.

Однако, несмотря на свое общественное и архитектурное значение, Мраморный дворец долгое время оставался неизученным. В

1720 году на том месте, где он сейчас высится, располагался Почтовый двор, где Петр I часто <отправлял некоторым праздникам и

викториям торжества>. Пожар 1737 года уничтожил Почтовый двор,

а через 30 лет на этом месте архитектор А. Ринальди начал возводить здание Мраморного дворца, или <Каменный дом у почтовой

пристаl 323g66cd 5;и>.

Легенда так рассказывает о возведении Мраморного дворца.

Задумав постройку, Государыня пригласила одного из архитекторов-иностранцев и, показывая ему чертеж самою ею накиданного дворца, спросила его мнения об этом плане. Зная, что проект принадлежит Государыне, архитектор рассыпался в восторженных похвалах,

слушая которые Императрица сказала: <Если он так хорош, так возьмите на себя его постройку>. Согласие архитектора, конечно, немедленно было получено.

Требования к проекту были особенно изысканными, а ассигнованные на его сооружение деньги колоссальными, ибо дворец стро

ился по заказу императрицы Екатерины II для ее фаворита и верного помощника графа Г. Г. Орлова. В 1773 году Г Г. Орлов <отдарил>

Екатерину II за дворец: 24 ноября (по стаl 323g66cd 8;ому стилю), в день именин императрицы, он подарил ей один из самых больших тогда в

мире ограненных алмазов'. Но так как Григорий Орлов умер до

завершения строительства дворца, Екатерина II выкупила в 1783 году

у его наследников дворец для императорской семьи - за 1 500 000 рублей серебром

Участок, отведенный под строительство дворца, имел неправильную форму, и это осложнило его плановое решение. При выполнении Высочайше набросанного плана, архитектор был поставлен в

весьма затруднительное положение Следуя устаl 323g66cd 5;овившейся еще в

петровские времена традиции. Комиссия о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы требовала, <чтобы все дома, в одной улице стоящие до самого ее пересечения, в линию и не выступая крыльцами в улицу, одною сплошною фасадою и вышиною

построены были>.

К началу строительства Мраморного дворца на набережной Невы

уже закончилось возведение Зимнего дворца и Эрмитажа, и перед

А. Ринальди встаl 323g66cd 3;а сложная градостроительная задача: не только

включить дворец в композицию дворцовой набережной, но и завершить ее облик. Участок за Красным каналом до Летнего сада не был

тогда застроен и являлся еще частью Царицына луга, но талантливый зодчий блестяще справился с этой задачей: Мраморный дворец

уравновесил собой массивный объем Зимнего дворца, расположенного в противоположной стороне набережной. Если огромный Зимний дворец словно бы распластаl 323g66cd 3;ся по земле, то Мраморный дворец,

приподнятый на гранитном цоколе, как будто <парит> над Невой.

Здание <Каменного дома у почтовой пристаl 323g66cd 5;и> в плане было

П-образным, на самом деле оно асимметрично, а явное стремление

зодчего скрыть эту асимметричность было вызвано теми изменениями, которые происходили уже в процессе самого строительства. Ни

один из документов тех лет не объясняет, каковы были эти изменения, но писатель А.П. Сумароков в <Обозрении царствования и

свойств Екатерины Великия> пишет, что <дворец Мраморный построен по плану императрицы, а потому с немалыми погрешностями,

примечателен он только по великолепию>.

Дворец, действительно, был великолепен. Для его сооружения

разыскание мраморов и агатов велось на Урале и в других местах

' Об истории алмаза <Орлов> подробно рассказывается книге <100

великих сокровищ>.

России. Из каменоломен Карелии и Эстляндии привозили мрамор;

<дикий камень>, как тогда называли гранит, поступал из Финляндии; из Итаl 323g66cd 3;ии доставлялся белый и цветной мрамор, с островов

Греческого архипелага - белый мрамор высшего качества для скульптурных работ. Над обработкой камня ежедневно трудились 100 человек.



Мастеров нанимали не только в Санкт-Петербурге <на торгах>,

но и привозили со всех концов огромной Российской империи. На

строительстве Мраморного дворца, которое продолжалось 15 лет (с

1768 по 1883 год), трудились скульптурных дел мастер И. Кинхер и

резных дел мастер Вассали, их талантливые ученики, а также тысячи

безвестных крепостных, творивших в камне, дереве и бронзе чудеса

небывалые.

Как уже указывалось выше, А. Ринальди при возведении Мраморного дворца ничем не ограничивали. В полное его распоряжение представили мрамор, гранит, бронзу и редкие породы дерева.

Однако талантливый зодчий не увлекся внешним блеском: глубокий и тонкий художник, он добивался выразительности не пышностью отделки, а верно найденными пропорциями, хорошо прорисованными детаl 323g66cd 3;ями и качественным исполнением художественного замысла.

Мраморный дворец прост по своей архитектурной форме, он со

всех сторон ограничен плоскими фасадами, но на них лежит печать

сдержанной и благородной простоты. Вся сила, вся выразительность

именно в этих плоских фасадах, облицованных гранитом и мрамором. Здесь не округлые колонны, связанные со стеной, а всего лишь

слабо выступающие из поверхности стены гладкие пилястры. Они

охватывают два верхних этажа дворца, поэтому нижний этаж играет

роль своего рода пьедестаl 323g66cd 3;а.

Главный фасад Мраморного дворца обращен к Красному каналу

и к Летнему саду. Между его ризалитаl 323g66cd 4;и (выступами) находился

парадный двор - курдонер Первоначально он отделялся от набережной канала монументаl 323g66cd 3;ьной декоративной стенкой, в центре которой располагались метаl 323g66cd 3;лические ворота, украшенные бронзовыми золочеными розетками. Сама стенка была облицована розовым

выборгским гранитом-рапакиви, такой же гранит покрывал и нижний этаж дворца.

Антонио Ринальди использовал природный камень так, чтобы

его цвет и фактура гармонировали с архитектурными формами дворца.

Кроме того, он стремился и <к гармоничному слиянию облика здания с северной природой - сероватой гладью невских вод и с неясными красками бледного неба>. Так, например, стены второго и

третьего этажей верхней части дворца облицованы серым сердобольским гранитом; из него же сделаны архитрав, верхний карниз и

наличники окон первого этажа.

А. Ринальди очень тонко чувствовал красоту природного камня

и его связь с окружающим ландшафтом, он глубоко проникся природой материала, в котором воплощал свой художественный замысел. При оформлении Мраморного дворца граниты и мраморы стаl 323g66cd 3;и

не просто декоративной облицовкой, но еще и составным элементом

каменной кладки стен, толщина которых достигала 1,5-2 метров

Два верхних этажа Мраморного дворца объединены большим

коринфским ордером, равным 12,5 метра при общей высоте всего

здания в 22 метра. Ордер диктует принципы композиционного решения фасадов дворца и их основные пропорции, поэтому-то колонны (выступающие из толщи стен) и членящие фасады дворца

пилястры придала им классическую строгость.

Общее решение фасадов Мраморного дворца сдержанно, а цельность и масштабность ему придают композиционный строй и архитектурная пластика. Но не меньшую роль играет в этом и тонкое

колористическое украшение, неразрывно с ними связанное. Нежная

цветовая гамма блеклых серых, розовых, белых и голубых тонов

придает дворцу особое очарование.

Парадные апартаl 323g66cd 4;енты Мраморного дворца занимали часть второго этажа и располагались там анфиладами вдоль главного и боковых фасадов. Самым красивым из всех внутренних помещений дворца

является Мраморный зал, замыкавший собой анфиладу парадных

залов и жилых покоев, выходивших на Неву. Сейчас это двусветный зал, но при А. Ринальди он был односветным, а в третьем этаже

над залом располагалась квартира.

Стены Мраморного зала на высоту нижнего яруса облицованы

разноцветным природным камнем, отделаны золоченой бронзой и

украшены беломраморными рельефными панно. Во второй ярус был

введен искусственный мрамор.

Каменное убранство Мраморного зала поражает не только своим



многоцветьем, нарядностью и убранством, но прежде всего мастерством исполнения, совершенством обработки камня, вкусом, красотой и соразмерностью в его подборе и расположении. Самые дорогие и яркие камни использовались для выделения главных детаl 323g66cd 3;ей

интерьера (пилястр, окон и дверей), а также являлись рамами для

скульптурных барельефов. Однородно окрашенные в нейтральный

серый цвет камни выступали в качестве фона.

При оформлении Мраморного зала А. Ринальди большое внимание уделил декоративной скульптуре, которая во многом определила

его художественно-образный строй. Известно, что первоначально в

зале находились барельефы <Камилл освобождает Рим от галлов> и

<Регул, возвращающийся из Рима в плен Карфагенский> (работы

М.И. Козловского). Они были высечены из белого мрамора, вставлены в золоченые рамы и размещены в средних простенках западной стены зала. В центральном простенке восточной стены располагался барельеф <Диана и Эндимион>, сделанный из белого мрамора

живописцем партикулярной верфи Ф. Шубиным и А. Валли, но при

реконструкции зала он был убран.

Одной из вершин творчества А. Ринальди как декоратора стаl 323g66cd 3;и

созданные по его рисункам паркеты. В Мраморном зале рисунок

паркета был составлен из изогнутых линий растительного и геометрического орнамента. А. Ринальди умело и искусно использовал

направление волокон древесины для выявления структуры и цвета

различных пород дерева в зависимости от направления световых

лучей. В Мраморном зале, освещаемом с трех сторон, этот прием

давал богатую игру светотени, но, к сожалению, этот паркет не

сохранился.

Мраморный зал, а также Шубинский, Лаковый и Зал, обитый

бархатом, были связаны с Парадной лестницей, которая в архитектуре Мраморного дворца занимает особое место. Вестибюля в его

традиционном понимании в Мраморном дворце нет, им по существу

является лестничная площадка, на которую вступает посетитель, входящий во дворец через главный вход.

Парадная лестница Мраморного дворца очень своеобразна и не

имеет аналогов в русской архитектуре, уникальна она и для творчества самого А. Ринальди. Парадная лестница расположена так, что,

несмотря на свое центральное месторасположение, она не вела прямо

в парадные залы, а разрывала замкнутую цепь помещений. Обход

по залам кругом всего здания, как это возможно в настоящее время,

первоначально не был предусмотрен.

Парадная лестница состоит из шести маршей, соединенных под

прямыми углами. Первые три марша лестницы, перекрытые цилиндрическими сводами, ведут во второй парадный этаж, следующие

три - в третий. Второй этаж - главный этаж Парадной лестницы:

он освещен не только тремя своими большими полуциркульными

окнами, но свет падает сюда также из окон третьего этажа и люкарн, в то время как первый этаж лестничного павильона слабо

освещен лишь двумя окнами. Такое освещение подчеркивает переход от более темной по цвету нижней части помещения к более

светлой (на уровне второго и третьего этажей) и перекликается с

цветовым решением дворцовых фасадов. Общий колорит самой Па

радной лестницы определяется серым мрамором: из него сделаны

наличники дверей и фланкирующие их колонны, обрамления ниш,

карнизы, балконы на лестнице, а также пилястры и колонны, которыми обработаl 323g66cd 5;ы пилоны лестницы.

Во время реконструкции Мраморного дворца в композицию Парадной лестницы были внесены некоторые изменения конструктивного и декоративного характера, и главное из них - реконструкция

центральной части перекрытия Сейчас мы видим здесь картину

И. Кристи <Суд Париса>, которая раньше находилась в Лаковом

зале дворца.

Ко времени окончания строительства Мраморного дворца в нишах Парадной лестницы помещались шесть статуй. Три из них были

исполнены Ф. Шубиным, которому принадлежала ведущая роль в

скульптурном убранстве всей лестницы. Он создал несколько статуй

и барельефов, из которых не все сохранились до настоящего времени: одни вообще были утрачены, другие хранятся в музеях.

Мраморный дворец строгостью и безупречной отделкой своих

фасадов завершал ряд парадных зданий, начинающихся у Зимнего

дворца. Он одинаково величественно смотрится как со стороны Невы,

так и со стороны Марсова поля.