ТОПКАПЫ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ТОПКАПЫ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ
ТАЛЛИННСКИЙ КАДРИОРГ
ЗАГОРОДНЫЙ ДВОРЕЦ КАЦУРА В КИОТО
Раннехристианское искусство
<ДВОРЕЦ УРАНИИ> АСТРОНОМА ТИХО БРАГЕ
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК В ПРАЖСКОМ ГРАДЕ
КОРОЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛАЗЕНКАХ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА В БУДАПЕШТЕ
 

ТОПКАПЫ

В истории не часто случалось, чтобы город, бывший тысячу лет

столицей одного царства, в течение всего 24 часов превратился бы в

столицу другого царства, основанного и устроенного совершенно

другим народом - с другими верованиями, языком и преданиями.

Дворец Топкапы - <& 959i81ej #1044;ворец у пушечных ворот>' - был построен по указанию султана Мехмеда II после захвата турками Константинополя. Резиденция турецких правителей находилась здесь до

1839 года, а потом султан Махмуд II перенес ее на острый мыс,

располагавшийся между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог.

Дворец стал местом жительства овдовевших султанш, а сами султаны бывали здесь только один раз в году, чтобы приложиться к

плащу Пророка Мухаммеда и, омочив край плаща в воде, отдать

освященную таким образом воду придворным сановникам.

Итальянский писатель де Амичес писал о дворце Топкапы как о

<единственном в своем роде историческом памятнике, комментирующем и освещающем почти всю жизнь Оттоманской династии. На его

' Это название относится к XIX веку, а до этого его называли просто

Новым дворцом. В настоящее время во дворце Топкапы расположен Оттоманский музей.

колоннах и стенах, на стволах его деревьев записана самая интимная,

самая тайная летопись империи, 25 султанов жили здесь, здесь утвердилась династия. Здесь она достигла апогея своего величия, здесь же

началось ее падение Это была крепость, дворец, святилище.

Там была голова империи и сердце исламизма, это был город в

городе, величественная цитадель с многочисленным населением под

защитой целой армии. Эти старинные стены заключали бесконечное

разнообразие зданий, уголков, полных наслаждений, и уголков, полных ужаса.

Город, деревня, дворец, арсеналы, школы, мечети, где беспрерывно сменялись праздники, избиения, религиозные церемонии,




дипломатические аудиенции. Султаны здесь рождались, вступали на

трон, здесь их низвергали, бросали в темницы или зверски убивали.

Здесь сходились нити почти всех политических заговоров и раздавались крики мятежей; сюда стекалось золото и здесь текла самая

чистая кровь империи; здесь потрясали в воздухе огромным мечом,

сверкавшим над головами ста народов; сюда в продолжение трех веков встревоженная Европа, недоверчивая Азия и испуганная Африка обращали свои взоры, как на дымящийся вулкан, угрожающий

всему миру>.

Главными воротами, ведущими в Топкапы, были ворота Баб

Хумаюн (<Высочайшие>), находящиеся справа от храма Святой Софии. Каждое утро шли сюда жители средневекового Истанбула, чтобы посмотреть на головы казненных, которые обычно выставлялись

над этими воротами.

В глубине первого двора находились вторые ворота, более массивные - Орта капы (Средние), которые еще называют <Воротами

приветствия>. Над ними возведены две небольшие башни, которые

придают всему сооружению вид средневековой европейской постройки. Это были двойные ворота, и запирались они как со стороны

первого, так и со стороны второго двора.

В первом большом дворе возвышался печально знаменитый придворными мятежами <платан янычар>, вокруг которого собиралась с

требованием головы какого-нибудь ненавистного ей паши армия. И

янычары не уступали до тех пор, пока не исполнялось их желание и

ненавистная им голова не появлялась на острие пики.

Между обоими воротами образовывалось довольно большое пространство, на котором было построено особое помещение для палачей. Сановники, впавшие в немилость, часто здесь же лишались

своей головы. И не один паша, визирь или государственный министр почувствовал, как медленно и туго стягивается вокруг его

шеи упругая веревка.

Второй двор Топкапы, окруженный низкой галереей с мраморными колоннами, раньше назывался дипломатическим. В этом дворе находился священный камень, у которого раньше все (вплоть до

послов и пашей) должны были сходить с коня, чтобы дальнейший

путь продолжать пешком.

Закрытый со всех сторон квадрат второго двора, кроме колонн,

украшали еще и башни. В этом дворе послам иностранных государств приходилось ждать, сидя на долго сохранявшейся и потом

деревянной скамье. Это были очень неприятные и тревожные часы

ожидания, так как на этой же скамье сидели и предательски захватывались неугодные визири. Не имея возможности избегнуть приготовленной им засады, они тут же попадали в руки поджидавших

их палачей.

В левой стороне второго двора находится здание бывшего <дивана> (Зала заседаний), построенного в византийском стиле, с квадратной башней. Стены зала облицованы расписным фаянсом, а потолок

украшен золотыми арабесками. При желании султан мог присутствовать на заседаниях <дивана> невидимо и незаметно для всех.

Только сверкание бриллиантового пера на его чалме могло выдать

присутствие невидимого в полутемной отгороженной ложе, но грозного для всех повелителя.

В настоящее время рядом с <диваном> расположилась Оружейная

палата, в которой собрана богатейшая коллекция турецкого оружия,

начиная с луков и стрел. Здесь, в частности, выставлено и массивное

золотое ружье - подарок султану от английской королевы.

Из второго двора ворота Баб Саадет (<Ворота Благополучия>)

вели в третий двор, украшенный цветами и фонтанами. Над этими

воротами, которые располагались в конце кипарисовой аллеи, устроена островерхая кровля, покоящаяся на мраморных колоннах. Раньше <Ворота Благополучия> охранялись евнухами или белыми и черными рабами.

На третий двор, вокруг которого шли крытые свинцом галереи,

нога иностранца не ступала никогда. Прямо от ворот вход вел в

резиденцию султана. Внутренние стены и потолок Тронного зала

были расписаны фресками и украшены затейливым орнаментом, а

трон султана выполнен в виде дивана с балдахином. Султанский

трон возвышался на колонках, которые раньше были осыпаны драгоценными камнями.

Рядом с Тронным залом располагалась библиотека султана, в

которой насчитывалось 24 000 книг, манускриптов и редчайших пергаментных свитков. По стенам библиотеки развешаны портреты султанов.

Напротив Тронного зала, через двор, находились султанские покои и сокровищница, а сейчас здесь расположилось хранилище бывших ценностей султана. В нескольких залах собраны и выставлены

неисчислимые сокровища, и среди них трон иранского шаха Исмаила, захваченный в 1541 году султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые создают своим сиянием причудливый мозаичный узор.

В сокровищнице султанов хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над троном массивная золотая цепь

поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы

изумруд длиной 10 и шириной 4 сантиметра. Здесь же выставлены

украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие Мураду IV, а также расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона.

В отдельном зале экспонируется коллекция парадной одежды султанов из тонко расшитой парчи, тюрбаны с султанами из драгоценных

камней, а также представляющая большой интерес коллекция орденов

и медалей почти всех стран мира, которыми награждались турецкие

монархи. Напротив разместились реликвии Оттоманской империи: черный камлотовый плащ, знамя, жезл и лук Пророка Мухаммеда, мечи

халифов и тысячи других бесценных предметов, среди которых можно

отметить серебряный ковчежец с мощами святых.

Среди множества экспонатов музея есть один довольно необычный, взятый, может быть, из какого-нибудь византийского музея:



это мумифицированная человеческая рука, вделанная в серебряную

оправу.

Четвертый двор Топкапы был местом отдыха султанов. Он представлял собой небольшой сад с фонтанами. Сейчас в конце его находятся остатки колонны Готов, сооруженной императором Феодосием I

в честь победы над готами. Когда-то ее венчала статуя Византа легендарного основателя Константинополя.

В 1683 году немецкий путешественник Э. Кемпфер, проезжая

через Азербайджан, посетил Баку. Именно ему и принадлежит первое по времени описание Дворца ширваншахов- крупных феодалов и правителей Ширвана.

Самая верхняя часть города Баку, которая сильно возвышается

над гаванью, отличается прекрасным дворцом, который называется

царским (шахским). Он действительно выстроен на выступе скалы с

царственной роскошью и необыкновенным великолепием. Все сделано

из блестящего тесаного камня, столь искусно скрепленного, что ни в

каком месте не отличишь связи.

В XV веке столицей Ширвана была Шемаха - один из крупнейших городов не только Закавказья, но и всего Переднего Востока.

Здесь первоначально и находилась резиденция ширваншахов, но впоследствии из-за ряда политических соображений ширваншах Халилулла I избрал местом своего пребывания город Баку. На вершине

бакинского холма и была подготовлена площадка для возведения

комплекса дворцовых сооружений.

Холм, на котором стоит Дворец ширваншахов, к западу и отчасти

к югу имел крутую покатость. При планировании строительства эту

покатость нужно было устранить, для чего с запада по склону холма

насыпали очень много земли и устроили специальную подпорную

стену высотой около шести метров, которая и удерживала огромную

массу насыпанной земли. Таким образом получился верхний двор,

находящийся перед западным фасадом и главным порталом Дворца.'

Участок, на котором расположены Дворец и примыкающие к

нему сооружения, разделяется на три двора, лежащие на разных уровнях. Сам Дворец находится на первой плоскости Главный вход в

него, украшенный высоким порталом, был устроен в западном фасаде. Лестница портала вела в высокий восьмиугольный зал, перекрытый куполом. Из этого зала два стрельчатых проема вели в восточную и южную части дворца, а в остальных гранях зала были устроены очень высокие, под самый купол, стрельчатые ниши.

В двух широких нишах были проделаны щелевидные отверстия,

через которые попадали в комнаты первого этажа дворца, где, по

предположениям исследователей, находились служебные помещения.

Этими щелевидными оконцами, по всей вероятности, могли пользоваться для вызова слуг.

За Парадным залом дворца находился Малый проходной зал тоже восьмиугольный. Из этого зала можно было пройти в жилые

комнаты дворца (которые по своим размерам были весьма невелики), а также в комнату, образовывавшую собой восточный трехгранный фонарь. Освещалась эта комната тремя двусветными окнами и

раньше была перекрыта стрельчатым сводом.

По первому этажу дворцового здания тоже были устроены узкие

щелевидные окна. Дворец ширваншахов не был укреплен, и этих

бойниц типа окон не хватало для обороны. Да и количество их

весьма невелико - всего 22 окна по всем фасадам, так что они не

были приспособлены для обстреливания окружающей дворец территории. Однако следует отметить и то, что столь узкие оконные проемы не давали человеку возможности проникнуть во дворец так

как пролезть через них было просто невозможно.

Дворец ширваншахов выстроен из апшеронского известняка

который имеет весьма ценную особенность: молочно-белый после

обтесывания, он со временем приобретает красивый охристо-золоти

стый оттенок. Стены дворца выложены из камней разных размеров,

но азербайджанские мастера XV века обтесали их настолько тщательно и тонко, с таким особенным умением и вкусом, что швов

кладки не видно. Кроме того, один ряд камней выкладывался узким, другой широким, что уже само по себе создавало узор. Одни

слои известняка клались горизонтально, другие вертикально, и это

различие в кладке тоже давало весьма ощутимый эффект цвета:

одни камни выглядели светлее, другие - темнее.

На одной плоскости с Дворцом находится и диван-хана, расположенная к северу от Дворца и частично примыкающая к нему.

Диван-хана состоит из небольшого квадратного дворика, с трех]

сторон окруженного сводчатой галереей с колоннами. Посреди

дворика находится ротонда, центральная часть которой представляет восьмиугольный зал. И зал, и галерея покоятся на массивном цоколе толщиной в полтора метра. Стрельчатые дверные проемы зала снаружи обрамлены рамками, в некоторых из них находятся вырезанные в камне геометрические фигуры и растительные орнаменты.

По предположениям ученых, диван-хана была <судилищем>, а исходили они в своем предположении из надписи, помещенной над входом в

ее центральный зал. Надпись эта является одним из стихов Корана.

Сказал бог, - ему хвала и благословение: и бог зовет в дом мира и

направляет на прямой путь, кого он хочет. Тем, которые делают

добро, будет добро, и с избытком: ни пыль, ни бесславие не покроют

их лиц, они будут жителями рая, в котором они будут вечно.

В центральной ротонде, как предполагают историки, во время

заседаний находился сам ширваншах, а в галерее располагались знатные

феодалы. В скале под цоколем ротонды была устроена купольная

подземная комната в виде колодца пятиметровой глубины и предназначалась она, скорее всего, для провинившихся заключенных.



Об этой мрачной комнате до сих пор рассказываются леденящие

душу истории: тут и отрубание головы над отверстием в полу ротонды; и подземные каналы, по которым отрубленная голова катится

прямо в море; и подвижная колонна, под которой находится отверстие, куда сбрасывают осужденного преступника.

Среди жителей Баку долгое время существовало поверье, что

куполообразная комната - это один из сухих колодцев, находившихся во дворе диван-ханы. Колодец этот имеет чудодейственную

силу, которая способна возвратить молоко роженицам, утерявшим

его. По-азербайджански он называется <Сюд-куйуси>, что означает

<Молочный колодец>. Неудивительно поэтому, что территория диван-ханы, да и всего Дворца ширваншахов, почиталась священным

местом.

Отделка диван-ханы не была завершена. На капителях и базах ее

колонн, а также в рамках, окружающих стрельчатые проемы ротонды, можно обнаружить ряд незаконченных мест. Так, на одних капителях остались места, где должны были быть украшения; на других вырезана только часть их контура. Поэтому особую красоту и

прелесть диван-хане придает ее главный портал, украшенный своего

рода ковровой резьбой по камню: краски и глазурованные цветные

изразцы здесь не употреблялись.

На второй плоскости - несколько ниже Дворца и диван-ханы располагается мавзолей Сеида Яхьи Бакуви. Это восьмигранное здание, верхняя часть которого представляет собой шатер в виде восьмигранной пирамиды. Народное предание гласит, что в мавзолее

похоронен Сеид Яхьи Бакуви, один из придворных ученых ширваншаха Халил-уллы, который занимался медициной, математикой и

астрологией. В настоящее время это сооружение более известно под

названием <Мавзолей дервиша>.

В старину к нему была пристроена мечеть, перекрытая куполом,

опиравшимся на четыре каменные колонны, стоявшие внутри мечети. Во время пожара 1918 года эта мечеть сгорела.

Под зданием мавзолея находится склеп. В 1920-х годах при обследовании мавзолея и руин старой мечети ученые обнаружили в

склепе разрозненные кости двадцати человеческих скелетов. Исследователи считают, что место, где стоит мавзолей, и вокруг него некогда было кладбищем. Во время строительства мечети и рытья котлованов под фундаменты были нарушены некоторые погребения, а

кости из могил потом сложили в склепе под мавзолеем.

На третьей плоскости дворцового комплекса располагается усыпальница ширваншахов, возведенная в 1435 году. Здание ее перекрыто каменным куполом, украшенным охватывающими его рельефными шестилучевыми звездами. Вход в усыпальницу ведет через

портал, имеющий стрельчатую арку. В верхней части портала в камне вырезаны цветы и листья, а над ними арабской вязью исполнены

две надписи следующего содержания.

Сказал Аллах всесвятой и всевышний: в тот день простит вас

Аллах, ибо он милосердный из милосерднейших.

Сказал пророк - над ними самые лучшие благословения молитвы и

(ему) самые совершенные приветы: <Вы непременно увидите господа

вашего воочию>.

Текст второй надписи - это хадис, то есть предание относительно того, что делал и что говорил пророк Мухаммед. Изречения эти

не вошли в Коран, но приписываются Мухаммеду.

К дворцовому ансамблю ширваншахов принадлежит и мечеть почти прямоугольное в плане здание с порталом со стрельчатыми

сводами. Портал обрамлен широкой рамой, высеченной в камне, но

резьбой он не украшен.

Внутренняя отделка мечети, карнизы и побелка, а также окраска

стен портала сделаны значительно позже - в конце XIX или начале

XX века - и к старине отношения не имеют

На минарете мечети, под верхней кольцевой площадкой, находятся сталактитовые украшения. Несколько ниже их минарет опоясывают рельефные надписи, а в конце XIX века вокруг минарета

была поставлена железная решетка.

В течение нескольких столетий своего существования Дворец

ширваншахов, естественно, был свидетелем многих исторических событий. В Баку хозяйничали сефевиды, в 1578 году его захватили

турки, в 1723 году во время захвата Баку войсками Петра I пострадали южный и восточный фасады Дворца.

В 1820-х годах в Баку побывал кавалер Гамба, королевский консул

в Тифлисе, который отмечал, что <Дворец ханов представляет из себя

развалины, среди которых живут 30 бедных семейств татар и персов>. В

1842 году Баку посетил профессор Казанского университета Березин,

совершавший научную командировку по странам Ближнего Востока. В

своем путевом дневнике он писал о Дворце ширваншахов: <Это здание

довольно пострадало от времени, а еще более от лености человека,

который, чтобы много не трудиться, берет отсюда камни на постройку

дрянного домишки и без стыда разрушает древность. Кровли уже не

существует, она вся упала: стены в верхнем этаже также большой частью обвалились, и нижний этаж почти совершенно засыпан>.

В таком руинном состоянии Дворец находился до середины

XIX века, когда его в 1857 году передали российскому военному ведомству. Военное ведомство произвело частичный ремонт Дворца и

одновременно весьма значительно перестроило его, приспосабливая

дворцовые здания под склады военного снаряжения. Этими перестройками Дворцу, как величественному историческому памятнику,

был нанесен огромный ущерб.

После октябрьской революции, когда в Азербайджане была установлена советская власть, решением нового правительства создается

Комиссия по охране памятников искусства и старины. И с 1932 года

во Дворце ширваншахов начали проводить ремонтно-реставрационные работы.