ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ

художественная культура



Отправить его в другом документе ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Фламандское искусство XVII века
Реализм середины XIX века
Высокий Ренессанс в Средней Италии
СВЯТЫНИ И СОКРОВИЩА СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА
ПЛИМУТСКАЯ СКАЛА - РОДИНА АМЕРИКИ
ПАЛАЦЦО ЛУКИ ПИТТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА
ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
 

ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ





Лукас Кранах

Мартин Лютер


Первое l 858i82fi 6;фициальное упоминание о Веймаре относится к Х веку,

когда император Отгон I подписал документ о созыве князей в ╚Вимаре╩ У названия древнего замка и поселения вокруг него было

несколько различных вариантов, но все они означали ╚Светлое l 858i82fi 6;зеро╩

Оно располагалось где-то в городской части поймы Ильма, и, воз

можно, нынешнее Лебяжье озеро в Веймаре осталось от него


К середине XIII века Веймар стал уже городом со своими ремесленными мастерскими и рынком, а еще через 100 лет у него было уже

собственное l 858i82fi 9;амоуправление из двенадцати членов Городского совета

Но в 1372 году Веймар на долгие годы подпал под власть саксонских

князей Город оказался в стороне от бурной политической и торговой

жизни Германии, и, может быть, именно это помогло ему уцелеть в



годы Реформации и Тридцатилетней войны


Сейчас старый город занимает лишь небольшую часть нынешнего

Веймара А во времена Гете и Шиллера он, собственно, и был тем

самым Веймаром, куда стремились попасть образованные люди со


всей Европы


В одном из сохранившихся старых зданий последний год жизни

проживал художник Лукас Кранах Старший Он приехал сюда в сентябре 1552 года, сопровождая своего опального князя Иоганна-Фридриха Саксонского Князь был освобожден императором Карлом V из

плена, но за строптивость и вероотступничество сослан в Веймар


В Веймаре 80-летний художник нашел силы начать работу над

большим алтарным триптихом для главной местной церкви ≈ храма

святого Петра и святого Павла, который теперь является его главным

сокровищем. Триптих был исполнен семейством Кранахов, где они в

середине его представили сцену Распятия, а на боковых створках

изобразили курфюрста Иоганна-Фридриха Великодушного с супругой и тремя сыновьями.


Общий замысел алтаря принадлежал Кранаху Старшему. На фоне

ветхозаветных и евангельских сцен зритель видит распятого Христа с

фигурами предстоящих Иоанна Крестителя, самого Кранаха и Лютера. В левой части триптиха воскресший Христос попирает Смерть и

Дьявола, а последнего пронзает еще и копьем.


Одним из старейших архитектурных памятников Веймара является

резиденция герцогов, которая возводилась на одном и том же месте с

Х века. Но по какому-то фатальному совпадению замок несколько раз

сгорал дотла от случайных пожаров. Нынешний комплекс герцогской

резиденции сложился к началу XIX века, и от древнего замка в нем

осталась только нижняя половина высокой дворцовой башни.


С конца XVII века правители-герцоги стали усиленно подражать

культурной жизни французского королевского двора в Версале. Один

из них, герцог Вильгельм Эрнст, даже завел постоянную труппу

драматических и оперных артистов. В Веймар приглашались известные в Германии музыканты, а в 1708 году туда пригласили молодого,

но уже известного органиста И.-С. Баха. И хотя главным развлечением веймарского двора оставалась музыка, герцогом была создана большая библиотека, собрана коллекция медалей и устроена Художественная галерея.


Следующий герцог Эрнст-Август впоследствии значительно умножил живописное l 858i82fi 9;обрание веймарского дворца. Но в мае 1774 года

резиденция опять загорелась от удара молнии, и в пожаре много

картин погибло: среди них были полотна Тициана, А. Дюрера,

П. Веронезе, Тинторетто, Кранаха, Рубенса и других художников.

Впоследствии художественная коллекция пополнилась вновь, во многом благодаря И.-В. Гете, и даже превзошла прежнюю по объему и

разнообразию экспозиции.


Ценнейшим разделом Художественной галереи в Веймаре являются художественные полотна XIV≈XVI веков, и прежде всего картины,

созданные Лукасом Кранахом Старшим и его сыновьями. Среди них

выделяется несколько портретов Лютера кисти Кранаха Старшего, в

том числе один из самых известных, на котором Лютер изображен в


виде ╚рыцаря Ёрга╩. На некоторых других полотнах, написанных

Кранахом на евангельские темы, также узнаются портреты Лютера и




его сподвижника Филиппа Меланхтона.


Лучшей картиной Кранаха Старшего в Художественной галерее

Веймара является ╚Осмеяние Христа╩, год написания которой исследователи относят иногда к 1515-му, а иногда к 1540 году. На ней

зрителя поражает прежде всего реализм человеческой нетерпимости,

обращенной к уже поникшему Христу.


В веймарском собрании находятся и полотна других известнейших

европейских мастеров XV≈XVI веков. И настоящей жемчужиной среди них является небольшая ╚Мадонна с вишнями╩ Дирка Баутса.

Картина эта, типичная для своей эпохи и своей художественной

школы, вместе с тем отличается своеобразием и особой одухотворенностью. Многозначность символов (например, птичка в руках младенца Христа) соединена с естественным настроением изображенных

на картине образов. А кроме того, очень красива цветовая гамма

полотна, построенная на гармонии белого, синего и телесного цветов

с яркими вкраплениями красного (вишня и одежды Марии).


Среди произведений итальянских мастеров выделяется П. Веронезе с двумя небольшими картинами ≈ ╚Распятие╩ и ╚Святая родня╩, а

испанская живопись представлена известной картиной X. Риберы

╚Мадонна со святым Бруно╩. Однако основу всего веймарского собрания составляют полотна голландских мастеров. Обычно в экспозиции

Художественной галереи их выставлено около 30≈40, а в запасниках

Музея хранятся фонды гораздо внушительнее. Здесь и полотна Адриана и Исаака ван Остаде, Филиппа Воувермана, Момпера, Симона де

Воса, Дирка Баутса, Хальса и других мастеров.


Произведения немецких художников представлены замечательным

портретом историка искусства И. Винкельмана, который принадлежит

кисти Антона Марона. Знаменитый ученый, знаток и исследователь

античности изображен на полотне сидящим за столом, в халате и

тюрбане на фоне бюста Гомера. На раскрытой перед ним книге лежит

гравюра с изображением античной статуи. Очень живо изобразил

художник доверительный взгляд И. Винкельмана, направленный на

зрителя, а выразительным жестом руки ученый как бы приглашает к


беседе на любимую им тему.


Французский живописец Жан-Луи Вуаль в 1781 году написал

портрет русского принца Павла, сына Екатерины II и Петра III. Портрет парадный, и Павел изображен на нем в парадном мундире и с

орденами на фоне облачного романтического неба. В глядящем на


зрителя молодом человеке ничто не предвещает будущего императора

Павла I (╚Норда╩, как назвал его Г Р Державин)


А в одном из залов первого этажа Веймарской художественной

галереи посетителей подстерегает неожиданная встреча с русскими

иконами XV≈XVI веков Их здесь несколько десятков ≈ разных

школ, и все они находятся в великолепной сохранности. В небольшой

экспозиции представлена новгородская икона конца XV века ╚Рождество Марии╩ и небольшая икона московской школы с поясным изображением Максима Грека. Последняя икона очень интересна сочетанием иконографической строгости и реалистической, почти светской

трактовки исторического лица.