МУЗЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА В ПАРИЖЕ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

МУЗЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА В ПАРИЖЕ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Aпсоою ╚юAюрю йпхярх╩ йюй опеAярюAхрекэ псяяйIи пIй-йскэрспш
лелIпхюкэмше лсгех юммш юулюрIAIи
Высокий Ренессанс в Средней Италии
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ПЕКИНСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ МУЗЕЙ
ФОНТАНЫ ВЕРСАЛЯ
САД скульптур в СТОКГОЛЬМЕ
Романское искусство
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН
МУЗЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА В ПАРИЖЕ
 

МУЗЕЙ ИМПРЕССИОНИЗМА В ПАРИЖЕ





Огюст Ренуар

Бал в Мулен

де ла Галетт


Весной 1874 года семеро малоизвестных тогда художников, чьи

картины отвергались официальным художеств&# 555c25df 1077;нным Салоном устроили в центре Парижа собств&# 555c25df 1077;нную выставку Очень разные, они были

объединены идеей искать свою правду в искусств&# 555c25df 1077;, невзирая ни на

какие трудности За плечами у них лежали долгие годы упорного

труда и борьбы в одиночку, годы лишений и невзгод Большинств&# 555c25df 1086; из

них были настолько бедны, что часто нуждались в обыкновенном

куске хлеба Они не имели даже денег, чтобы снять помещение для

своей выставки На помощь пришел фотограф Надар ≈ один из

немногих их парижских друзей он предоставил им для экспозиции

свою мастерскую





Публика ходила на эту выставку лишь для того, чтобы посмеяться

╚Чрезвычайно комическая выставка'╩, ╚Сумасбродств&# 555c25df 1086;'╩, ╚Страшная

мазня'╩ ≈ такими выражениями пестрели статьи в газетах и журна

лах


Сейчас их имена знает весь мир Это были Клод Моне, Огюст

Ренуар, Камилл Писарро, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Поль Сезанн

Берта Моризо ≈ те, кого мы называем импрессионистами


Музей импрессионизма разместился в скромном двухэтажном

здании в самом центре Парижа ≈ на террасе парка Тюильри Шумный город живет в двух шагах отсюда, а здесь всегда царят тишина и

какое-то особое благоговение Вековые деревья берегут покои не

взрачного с виду домика, который в соседств&# 555c25df 1077; с роскошными дворцами кажется еще невзрачнее Да и название у него такое старинное и

старомодное ≈ ╚Зал для игры в мяч╩ Здание это было построено в

период Второй империи В те годы среди французской буржуазии

бьпи широко распространены аристократические обычаи, в число

которых входила и старинная игра в мяч Однако в конце XIX века

игра эта была вытеснена теннисом, а здание стали использовать для

устройств&# 555c25df 1072; временных выставок


Кроме того, ╚Зал для игры в мяч╩ прочно связан и с французской

историей В 1789 году в этом зале собрались депутаты Генеральных

штатов, чтобы объявить себя Национальным собранием и дать клятву

не расходиться до тех пор, пока не будет выработана Конституция


В годы Второй мировой воины здесь разместилась контора нацистов, в которую со всех районов оккупированной Франции поступали

захваченные немцами произведения искусств&# 555c25df 1072; После окончания войны в этом здании разместилась служба по возвращению похищенных

сокровищ


Музей импрессионизма был открыт только в 1947 году, а в 50-е

годы он был отреставрирован и переоборудован На первом этаже

Музея разместилась коллекция произведений Эдуарда Мане, среди

которых находятся и две его прославленные работы ≈ ╚Завтрак на

траве╩ и ╚Олимпия╩ Именно они вызвали в свое время целую бурю

негодования среди парижских мещан и обывателей


Но сначала была написана картина ╚Лола из Валенсии╩ В то время

в Париже выступала балетная труппа Мадридского королевского театра, и особенным успехом пользовалась прима-балерина Лола Поэты

посвящали ей стихи, писатель и композитор Захария Астрюк написал

в ее честь романс Для обложки его Эдуард Мане сделал рисунок,

который и послужил основой для будущей картины


╚Лола из Валенсии╩ была необычным портретом Художник изображает балерину не на сцене, не в момент выступления, а за кулисами

на фоне декорации Уже одним этим он дает понять, насколько мало

занимает его внешняя парадность Человек ≈ вот что ищет он прежде

всего Человеческое лицо глаза, улыбка ≈ вот чему была посвящена

его страстная, свежая живопись Краски его картин были чисты,

благородны и свежи


╚Лолу из Валенсии╩ французский поэт Шарль Бодлер назвал ╚сокровищем в розово-черном мерцании╩ Действ&# 555c25df 1080;тельно, цвет играет

огромную роль в портретах Э Мане, именно цветом привлекает он

внимание к испанской танцовщице Белое марево кружев, сквозь


которое просвечивают черные волосы, голубой платок и розовые рукава кофты, пышная юбка с разбросанными по черному фону красными и желтыми цветами и зелеными листьями, серо-розовые чулки и

балетные гуфли... Весь этот наряд кажется на удивление красивым, а

официальная критика назвала подобную живопись ╚пестрятиной╩.

Вот тогда Э. Мане и решил написать картину ╚Завтрак на траве╩, как

пощечину буржуазному вкусу.


Сюжетом картины, которая сначала значилась в каталоге выставки

под названием ╚Купание╩, Мане выбирает мотив эпохи Возрождения.

Фигуры людей на ней были написаны строго и сдержанно, в живопись врывались воздух, солнце и чистый цвет. Но критики всю свою

ярость сосредоточили на ╚неприличии╩ сюжета и не захотели заметить

то новое, что содержалось в живописи Э. Мане.




Скандал с ╚Завтраком на траве╩ нисколько не поколебал художника. Вскоре он написал картину, которая тоже стала предметом самых.

яростных нападок. Это была ╚Олимпия╩, композиция которой напоминала тициановскую Венеру. Перед картиной толпились возмущенные зрители, назвавшие ее ╚батиньольской прачкой╩, а газеты называли ее нелепой пародией.


Во все века Венера почиталась как идеал женской красоты, в Лувре

и других музеях мира есть много картин с обнаженными женскими

фигурами, а Мане призывал искать красоту не только в далеком

прошлом, но и в современной жизни. Вот с этим-то никак и не хотели

примириться просвещенные мещане. ╚Олимпия╩, лежащая на белых

покрывалах, обнаженная натурщица, ≈ это не Венера прошлых веков. Это современная девушка, которую, по выражению Эмиля Золя,

художник ╚бросил на полотно во всей ее юной... красоте╩.


Кажется, что еще ни одна картина не вызывала такой ненависти и

насмешек, всеобщий скандал вокруг нее достиг здесь своей вершины.

На художника ополчились все газеты, от него отворачивались знакомые...


Более ста лет назад Эмиль Золя писал в газете ╚Эвенмен╩: ╚Судьба

уготовила в Лувре место для ╚Олимпии╩ и ╚Завтрака на траве╩, но

понадобилось много лет, чтобы его пророческие слова сбылись Теперь в Музее импрессионизма зрители стоят перед этими полотнами

благоговейно и почтительно.


На первом этаже Музея выставлены и полотна ╚живописца радости╩ Огюста Ренуара. ╚Он любит солнце, которое может все озарить,

и его художеств&# 555c25df 1077;нное сердце ≈ само такое солнце. У него нет глаз для

скорбного и уродливого: он видит цветы, лучи солнца, детей, преле


стных женщин ≈ и все это играет, просто радуясь жизни и воздуху╩. ≈ писал А. В. Луначарский о творчеств&# 555c25df 1077; О. Ренуара.


Действ&# 555c25df 1080;тельно, пишет ли художник природу (╚Дорога в траве╩),

обнаженную натуру (╚Натурщица на солнце╩), жанровые сценки на

открытом воздухе ≈ везде он остается солнечным художником, ╚окунающим╩ натуру в лучезарные потоки света. Молоденькие модистки,

собравшиеся повеселиться в саду монмартрского кабачка ╚Мулен де

ла Галетт╩, под кистью Ренуара превращаются в прелестные создания ≈ женств&# 555c25df 1077;нные и непосредств&# 555c25df 1077;нные. Картины его насквозь

пронизаны солнцем, его свет играет на розовых и голубых женских

платьях, на темных костюмах и соломенных шляпах мужчин, переливается на стаканах, синими и желтыми бликами ложится на песочную площадку.


Полотна Огюста Ренуара переходят и на второй этаж Музея импрессионизма. Кроме них. здесь выставлены картины Клода Моне,

К. Писарро, П. Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена и других

художников. И одним из шедевров является картина К.Моне ╚Впечатление╩. давшая название всему направление импрессионизма (пофранцузски ╚impression╩ ≈ впечатление).


За два года до той знаменитой выставки Клод Моне написал из

окон гостиницы, в которой тогда жил, картину Гаврского порта. Лес

корабельных мачт, стушеванные контуры портовых кранов, зыбкий

туман, чернеющие лодки... Поднявшийся над горизонтом четко очерченный багровый шар солнца висит в молочной дымке и отбрасывает

на воду алые отсветы. Чтобы сохранить свежесть впечатления, надо

было работать на едином дыхании, очень быстро ≈ смелой рукой и

без колебаний. Эдмон Ренуар; брат художника, к названию ╚Впечатление╩ прибавил еще два слова: ╚Восход солнца╩. Таким это название

и осталось.


Клод Моне с наибольшей последовательностью разрабатывал принципы импрессионистской манеры живописи' писал отдельными мазками чистого цвета, пытался передать освещение, изменчивое в разное

время дня и года. Эти его поиски отражены в серии ╚Руанский собор╩,

хотя в самом Музее импрессионизма находится лишь пять из

25 композиций.


Клод Моне пишет портал знаменитого Руанского собора, и свет

играет на каменном кружеве и скульптурах собора, отбрасывает тень

и раств&# 555c25df 1086;ряет очертания здания в светло-воздушном мареве. Этюды ни

один не повторяют друг друга: на одном собор изображен в серых

гонах (характерных для пасмурного дня), на других собор кажется




нежно-розовым в лучах восходящего солнца, на третьих он переливается золотом, особенно ярко выделяющимся на фоне голубого неба.


Выставленные в Музее импрессионизма картины Клода Моне не

имеют привычных рам, они просто ╚вставлены╩ в стену. Такой принцип размещения экспозиции поначалу поражает посетителей, но ведь

художник и хотел ╚поймать мгновение╩, вызнать у зрителей иллюзию

быстрой смены освещения, изменяющего видимый мир


Эдгар Дега, на первый взгляд, казался человеком странным и

противоречивым. Его настоящая фамилия де Га, но он еще смолоду

отказался от аристократической приставки. Его готовили к блестящей

карьере, но он бросил юридическую школу ради Школы изящных

искусств. Он был склонен к молчаливому одиночеств&# 555c25df 1091;, не терпел

шума, презирал рекламу и славу. С годами его замкнутость стала

легендой. И вместе с тем темы для своих картин он черпал в самой

гуще городской жизни


Пейзажей он почти не писал, он всегда влюбленно наблюдал и

писал человека. Свои картины он не рисовал на месте, поставив своим

принципом ╚Наблюдать, не рисуя, и рисовать, не наблюдая╩


Он был первым из европейских художников, кто совершенно поновому увидел балет. В ╚Танцевальном классе╩ и ╚Голубых танцовщицах╩ изображены балерины ≈ но не сцене, а за кулисами во время

репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли

утомление, парадные улыбки и традиционное изяществ&# 555c25df 1086; исчезли.

Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения ≈ у балерин! ≈ угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям...


И вместе с тем полотно, созданное Дега. прекрасно той истинной

красотой, которая присуща только настоящему искусств&# 555c25df 1091;. В ╚Голубых

танцовщицах╩ само радужное мерцание чистых красок вызывает мелодию танца. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на

корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты,

легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях.


Дега был блестящим рисовальщиком. В отличие от других импрессионистов, превыше всего ставивших цвет, он по-настоящему понимал выразительность линий. А критики упрекали его в том, что он

╚срезает╩ предметы и людей, что он просто не умеет разместить желаемое на полотне и уложиться в размеры картины.


Кроме живописи. Эдгар Дега увлекался и скульптурой. В специальной витрине Музея импрессионизма выставлены небольшие фигуркк его прачек, танцовщиц, обнаженных натурщиц и лошадей.


Одновременно с импрессионистами выступил и Поль Сезанн, сын

мелкого банкира из Экса Но вскоре Сезанн отошел от них. Он хотел

передать на своих полотнах не световые эффекты или изменчивость

воздуха, а, наоборот, ≈ устойчивость и определенность окружающего

мира Взяв живописную технику импрессионистов, он хотел ввести ее

в пределы строго продуманной формы. Поэтому на его холсты ложились плотные, уверенные мазки, изображенные на картинах фигуры

и предметы приобретали весомость и материальные черты


Сам Сезанн говорил. ╚Глаз и ум должны дополнять друг друга.

Надо усиленно работать над их взаимным развитием╩ И он был

тружеником из тружеников. До последнего дня жизни работа была его

единств&# 555c25df 1077;нной страстью. Посылая свои работы в Салон, он даже не

рассчитывал, что их там примут. Художник писал Камиллу Писарро,

что испытывает наслаждение оттого, что его работы заставляют Академию ╚краснеть от ярости и отчаяния╩.


Полотен Поля Сезанна в Музее сравнительно немного, и все они

относятся к 70≈80-м годам его творчеств&# 555c25df 1072;. Это пейзажи парижских

окрестностей, натюрморты (цветы, яблоки, апельсины, лук), а также

фигурные композиции ≈ ╚Игроки в карты╩ и ╚Женщина с кофейником╩.


Жизнь этих людей (а также тех, кого мы называем постимпрессионистами) была наполнена радостным, вдохновенным трудом. Поэтому, несмотря на то что постоянная и порой безвыходная нужда

преследовала их во все времена, так радостно, так безмятежно солнечно их искусств&# 555c25df 1086;.