ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУР
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУР

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



дтхзйе дплхнеофщ

МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В ЛИВАДИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НИГЕРИИ
ЭСКОРИАЛ - ДВОРЕЦ-МОНАСТЫРЬ
ВО ДВОРЦАХ МОНТЕСУМЫ
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК В ПРАЖСКОМ ГРАДЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИСКУССТВ ИМЕНИ ЖОРЖА ПОМПИДУ
'ЗОЛОТОЙ ДОМ' НЕРОНА
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУР

Проблема культурного разнообразия и возмол ности его упорядочивания давно волновала исследов<1 телей Интеллектуальное развитие научного знания в чем то сродни интеллектуальному развитию человека' осознс! ние различия опережает во времени осознание сходства.

В начале 20 века в антропологии процветал i исследовательская стратегия, впоследствии названна i 141i88db "историческим партикуляризмом" В ответ на спекуля тивные эволюционистские теории известный американски и антрополог Ф.Боас со своими учениками пытались co6pai i обширную документацию об основных элементах культу р американских индейцев и их точном географическом положении.

Ценность этого подхода заключалась в том, что он позволил собрать много объективных данных о культура \ что сделало возможным разграничение культур и культурных ареалов, проведение исторической рекои струкции, детальных исследований культурной трансмис сии и др Естественная ограниченность его заключалась и том, что этот метод сводился к механическому перечж лению "культурных черт" и констатации их присутствия или отсутствия в различных культурных общностя\ Например, типичный "лист черт" представлен на табл 1


Табл

Культурная черта






племена

А    В    С    Д

каменные топоры

 деревянные жилища

кожаная одежда

+    +     -     +

+    +     -     -

+     -     -     +

|пользование стрелами каменный очаг

ловля рыбы

+     -    +     -

+     +     -    +

+     -     -    +

экзогамность

 тотемные верования

 мужские пубертанные ритуалы

+     +     -    +

+     +     +   +

 +    +


Слева перечислены черты материальной культуры, особенности поведения и элементы духовной культуры, а сверху племена, знак + или - на пересечении показывает наличие или отсутствие культурных черт в данных племенах При всей своей четкости и наглядности "лист черт" не может дать. представление о процессах культурного развития и о Причинах культурного разнообразия Черты ранжированы Начиная с тем по материальной культуре (тип жилища, одежды, инструментов), через особенности поведения (типы стрсльбы из лука, техники приготовления пищи) к типам социальной организации  или религиозным верованиям (экзогамные кланы, тотемизм, ритуалы пубертанных Периодов)

Каждая черта могла быть определена как присут-ствующая или отсутствующая в данном обществе часто на

как мнений одного или двух, старейших по возрасту, информантов "Лист черт" внутренне определял культуру равную сумме ее черт, а поведение, которое может

может быь разнообразным в любом обществе, при таком

подходе представало гомогенным.

Такой подход не мог долго удовлетворять тех, кто стремился понять культуру в ее целостности и уникаль-ности. Наряду с развитием гештальт-психологии, которая рассматривала психологические сущности как целостности например, восприятие - есть целостный акт, а не сумма



ощущений об объекте) в культурной антропологии сформировался подход к пониманию культуры Kdi большего, чем сумма приписываемых ей черт. Для обозначения подобной целостности был предложен термин "конфигурация культуры"

Впервые эти идеи в сильной форме зазвучали и работах Рут Бенедикт, талантливой ученицы Ф Боаса В ei раннем исследовании "Концепция Духа-Попечителя и Северной Америке" она попыталась связать наличш. верований в Духа-Попечителя с другими культурными чертами, заложив, таким образом идею о внутренней связи и взаимозависимости культурных черт, характеризующим, ту или иную социальную общность

В ее работах произошел важный поворот в сторож большего  осмысления этнографических данных в русж психологической теории, что впоследствии вылилось i развитии школы "культура и личность", для которои характерным было построение таких целостных концепто! как "базовая" и "модальная" личность, "национальны и характер", речь о которых пойдет в разделе, посвященном непосредственно личности Здесь же отметим, что " поисках способов измерения культурной вариативности происходило типичное для человеческой мысли движение от поисков отличий к поиску сходства и взаимо обусловленности, или от анализа к синтезу

В  современной  научной  мысли  культурна'1 вариативность довольно часто исследуется в эволюцион ной перспективе, с точки зрения изменения среды обитания людей.

Существуют разные типы  среды  обитания Географические особенности, климат, ресурсы, способы выживания формируют разные типы культур. Существую) трансформации во времени, от охоты, собирательства и рыболовства как первого этапа раличных стилей жизни, ^ земледелию, индустрии, а затем - к обществам, основанным [ на обмене информацией и услугами. В развитых i экономических системах стран Европы, Северной Америки и Японии передача информации в настоящее время


ся одной из самых важных и доходных отраслей |омики. Это не значит, что в этих культурах уже не 1ятся, не занимаются земледелием, не производят |ры. это значит, что с развитием общества появляются &днительные виды деятельности и общество становится е сложным.

Культурные синдромы (Триандис)

Существует несколько культурных характеристик, рые изменяются в связи с изменением среды. Из этих ктеристик состоят так называемые "культурные ромы" (Tnandis, 1994)

Культурный синдром, по мнению Триандиса - это Беленный набор ценностей, установок, верований, норм и лей поведения, которьши одна группа культур отли-Цсл от другой

Сам Триандис выделил 3 культурных синдрома-рстота - сложность", "индивидуализм-коллективизм" и Крытость-закрытость" Другие исследователи выделяли ругие культурные синдромы или измерения (Hofstede, ),1984) Рассмотрим их по порядку.

Простота-сложность

Выявлено  что чем более сложной является ьтура, тем более внимательно люди в ней относятся ко йени (Levme & Bartlett, 1984)

Приведем пример, хорошо иллюстрирующий культурные различия в отношении ко времени на вопрос "Если у вас назначена встреча с другом, как долго вы намерены ждать его, пока не решите, что он не придет^" люди в индустриальных культурах (США, Япония) давали ответ в минутах, люди в культурах, средних по сложности (Греция, Италия) - в часах, а в наименее сложных (некоторые культуры Африки, Латинской Америки) - в сутках

Представления о времени различны в разных типах ьтур: на Западе время понимается как линейный вектор прошлого через настоящее к будущему. Во многих 1'льтурах Востока время рассматривается как непрерыв-


ность повторяющихся циклов в природе и человеческой жизни. В западных культурах принято делать одно дело в единицу времени и разговоры вести последовательно, а не одновременно. В других культурах (например. Саудовская Аравия) вполне приемлемо вести разговоры одновременно с несколькими людьми.

Также культуры отличаются специфичностью или диффузностью социальных ролей. Чем более сложнои считается культура, тем более специфичны в ней роли, ч менее сложных культурах роли более диффузны, размыты

Например, в сложных культурах от продавца ожидается определенная модель поведения, основанная на его социальной роли, и покупателя совершенно не интересую! религиозные   взгляды   продавца,   его   партийная принадлежность и т.д. В менее сложных культурах например в Иране, религиозная принадлежность человека , главный определяющий фактор его социального поведения и это может влиять на оценку его социальной роли окружающими

Под понятиями специфичности - диффузностп некоторые психологи усматривают более глубокое ochobj ние в виде полезависимости и поленезависимости

Поленезависимость означает способность человек i выделить стимул из окружающей среды - например поленезависимые охотники способны увидеть коричневогч по окраске зверя в среде того же цвета. Полезависимосп означает что люди подвержены сильному влиянию среды которая формирует порептивные навыки, в результате чего им трудно выделить стимул из контекста Считается, что и охотничьих и собирательских культурах люди больш' поленезависимы, а в земледельческих - полезависимы (Bern 1979). Воспитание детей в охотничьих культурах основано на привитии навыков автономии и уверенности в себе, а и земледельческих культурах - послушания и конформности Практические следствия этих различий. В результат^ разного отношения ко времени может возникнут! непонимание: представители сложных культур могу] расценивать длительное опоздание или одновременны» разговор со многоми людьми как неуважение к ним лично


Различия в степени специфичности ролей также ут привести к непониманию: в культурах, где роли фузны, трудно разделить человека и его идеи, поэтому Гика идей небезопасна - она может быть воспринята как Тика данного человека в целом, что в таких культурах Впустимо. С другой стороны в культурах с диффузными Яями к вам могут демонстрировать хорошее отношение. Тая в душе полным ничтожеством, что практически ОЗможно в западных культурах.

Все эти различия должны быть понимаемы в »турном контексте. Нужно помнить, что человек Ствует правильно, даже если нам не нравится его |одсние. Не следует забывать о том, что представителям йтур с диффузными ролями поведение людей из культур Двда, напрмер, представляется грубым и высокомерным

Индивидуализм - коллективизм.

Это главное измерение культурной вариативности, 1яемое теоретиками разных дисциплин

Индивидуалистической   может   быть   названа Цьтура, в которой индивидуальные цели ее членов не Нес, если не более важны, чем групповые.

Коллективистская культура, наоборот, характери-ся тем, что в ней групповые цели превалируют над »идуальными

В каждой культуре люди имеют как индивидуа-гические, так и коллективистские тенденции сознания и |едения, однако относительно больший крен в сторону цивидуализма характерен для Запада, а в сторону Ялективизма - для Востока и Юга (Африка).

Данные конструкты популярны в социальных ^ках уже около ста лет, однако до недавнего времени не |ЛО систематических экспериментальных исследований в DM направлении Хофстед в 1980 году исследовал это |Мерение у нескольких тысяч служащих филиалов IBM в | странах. Затем другие исследователи (Bond, 1987), изучая |Ииости студентов колледжей в 21 культурах, также нашли измерение. Триандис с коллегами повторил некоторые


ш результатов Хофстеда еще в 15 культурах и такж^ выявил культурные отличия по этому измерению (Triandis Bontempo et al. 1986). Таким образом, многие годы исследователи работали с разными опросниками и внутри одной культуры и в разных культурах, в результате чего на сегодняшний день  мы  имеем ряд определяющим характеристик этого культурного синдрома.

Считается, что индивидуалистические культуры способствуют самореализации их членов.

Согласно иерархии потребностей А Маслоу, принятой западной философией и  психологией XX столетия как высшее достижение гуманистической психологии, главная цель жизни человека - это самоактуализация Каждая личность рассматривается как обладающая индивидуальны»' набором талантов и возможностей Актуализация этих возможностей рассматривается как высочайшая цел!, которой человек должен посвятить свою жизнь Стремление к самореализации обычно сопровождается субъективным чувством правоты и хорошего личностного самоощущения

Ценности же коллективистской культуры проиллю стрированы Сальчем и Гуфволи на примере Кении:

"    В кенийских  племенах  никто  не  является изолированным индивидом Его (или ее) неповторимость и уникальность - вторичный факт Прежде всего он (или она) отдельный представитель народа Его (или ее) жизш основана на этом факте экономически, социально \ физически  В этой системе групповая деятельность доминирующая,   ответственность   разделяется   между членами  группы,  каждый  из  которых  подотчетен коллективу Гармония и кооперация в группе основаны Ни коллективной деятельности и ответственности сильнее, чем на индивидуальной "( цит no Gudykunst et al, 1988)



Считается, что в индивидуалистических культурах люди заботятся в первую очередь о себе и членах своей семьи, в то время как в коллективистских культурах люди принадлежат к определенным группам, которые в свою очередь, должны заботиться о них в обмен на преданность членов группы ее интересам.

В индивидуалистских культурах личная или Я-идентичность превалирует над групповой или МЫ


Ктичностью, которая является определяющей для Постного поведения в коллективистских культурах.

При ответе на тест Куна и Макпартленда "Кто Я1'" , представители коллективистских культур склонны отвечат в I Терминах социальной принадлежности "я- сын, я- студент", а Индивидуалистических-в терминах личностных особенностей ( "я- творческий человек, я - добрый"). Доля ответов, указывающих на социальную принадлежность, колеблется в Коллективистских культурах в пределах 30-60%. а в индивидуалистических- 15-20%

В индивидуалистских культурах поведение личности Является ее мотивацией к достижению, а в коллекти-вких - принадлежностью к группе

Есть еще очень важное психологическое отличие ду   данными   типами   культур:   для   членов Инидуалистических культур характерной является универсальная шкала ценностей, которая используется при оценке как членов ингруппы (группы "своих", в которую входит индивид), так и членов аутгруппы (внешней по отношению к индивиду).

Представителям коллективистского типа культур, наоборот, свойственны частные системы ценностей: при оценке членов ингруппы - одни, при оценке членов аутруппы - другие, которые могут весьма сильно ичаться, как и поведение по отношению к "своим" и

"чужим".

Например, коллективисты могут помогать и опекать членов своей группы и в то же время эксплуатировать членов аутгрупп Если, например, вы приглашены в дом Традиционного коллективиста, вам будет подано лучшее угощение - такое, какое редко видят члены его семьи в обычной жизни. Индивидуалист подаст такое угощение для нескольких близких друзей или соседей, когда же Предполагается много не очень близких гостей, то угощение будет довольно скудным и ординарным. Но индивидуалист будет вежлив с незнакомыми, общаясь в метро или по телефону, тогда как коллективист может третировать незнакомца, воспринимая его как досадную помеху (Triandis,1994)


Члены индивидуалистических культур образую i собственные дружеские привязанности и отношения, в г. время как члены коллективистских культур образуют дружеские отношения на основании тех, которые бьпи сформированы в начале жизни, при участии родителеи или других старших членов семьи или наставников.

Это хорошо проиллюстрировано описанием дружеским отношений в США (индивидуалистическая культура) и Японии (коллективистская культура), сделанном Д Кушманом и С Кингом "Японцы следуют, в основном, дв^м типам межличностных дружеских отношений- "тсукиаи" (межличностные отношения, культивируемые и поддержя ваемые как результат обязательств перед группой) и личные друзья (такой тип отношений, которые развиваются и> взаимных симпатий, интересов или общих ценностей"

Пример межличностных связей, основанных на взаимны \ симпатиях, интересах, ценностях, взаимном притяжении это дружба одноклассников одного пола, и таким связям свойственно сохраняться всю жизнь Количество личны» друзей обычно небольшое, но им отводится очень важнл функция в жизни индивида - с ними он может свободно и искренне обсуждать свои интересы и ценности, свои личнш проблемы, что помогает индивиду "отводить душу" так, к>и он не сможет сделать нигде в строго регламентированном японском обществе

Североамериканцы формируют дружеские связи одной единственного типа - по личному выбору Когда америкаж и встречает другого, кто восхищается тем же, что и он, тогда он делает попытки завязать дружбу. Подобные отношения по-видимому, имеют три основных измерения, довери (искренность), поддержание самоуважения и помогающч поведение Доверие характерно для отношений, основанный на подлинных и искренних чувствах Поддержание самоув^ | жения характерно для отношений, основанных на призна-нии и уважении социальной и личностной идентичности) другого. Помогающее поведение характеризует отношения основанные на взаимной помощи и поддержке в случл необходимости (Gudykunst et al , 1988)

Г Триандис считает, что ингруппа в коллективис i ских культурах имеет большое значение и оказывает


вильное влияние на жизнь индивида, в то время как Индивидуалистическим культурам это не свойственно.

Коллективистские   культуры    ставят    цели, потребности и взгляды ингруппы над индивидуальными, социальные нормы ингруппы ставятся выше, чем личная воля каждого; господствующие в ингруппе убеждения выше, чем верования и убеждения отдельного индивида. Щность кооперации в ингруппе выше, чем максимальная самореализация индивидов

Количество ингрупп, степень влияния для каждой ЙГруппы и глубина этого влияния зависят от того, |дяется данная культура индивидуалистической или вллективистской Увеличение количества ингрупп ведет к снижению их влияния и уменьшению его глубины. В идивидуалистических культурах человек может входить в разнообразные группы, влияние которых может быть Вотиворечиво и он сам склонен решать, как ему вступить.

Когда отношения по вертикали (родители - дети) входят в конфликт с отношениями по горизонтали ( между супругами), люди из коллективистских культур от дают •едпочтение отношениям по вертикали, а из индивидуали-УИческих - по горизонтали.

Поскольку индивидуалистические культуры имеют Можество разнообразных ингрупп, они оказывают |ньшее влияние на индивидов, чем ингруппы в |ллективистских культурах, в которых есть только (сколько главных ингрупп. Возможно, поэтому, в |Ппдных обществах, принадлежащих большей частью к Идивидуалистическим культурам, большое количество влитических партий, обществ, союзов и т.д., играет евольно слабую роль в детерминации поведения людей, рторое больше зависит от их личных симпатий и Илонностей.

Г.Триандис считает, что ингруппы в коллективист-ических культурах не равны по важности: в некоторых Иулыурах, например, на первом месте стоит семья, а в других - компания.


Набор ингрупп может быть разным: семейна?. ингруппа, отношения с членами которой рассматриваются как очень близкие; ингруппа компании, в которой человек работает (сотрудники, коллеги) отношения с которыми также могут рассматриваться как очень близкие -"вторая семья"; университетская ингруппа (однокурсники - также "братья и сестры"), и т.д. Аутгруппы в этом ряд\ представлены прежде всего иностранцами и членами других этнических групп.

Ингруппа становится особенно значимой, когда el-члены воспринимаются индивидом как имеющие общую судьбу. Такая группа воспринимается и трактуется индивидом как своя группа. Своя группа - это совокупность людей, сходных в важнейших особенностях: верованиях убеждениях, установках, моделях поведения, восприни мающих друг друга близкими и едиными особенно в ситуации внешней угрозы. Ситуация опасности особенно выявляет "общность судьбы" и делает принадлежность к данной группе регулятором поведения.

Некоторые исследователи выделяют личностное измерение, параллельное индивидуализму - коллективизму это   идиоцентризм   -   оллоцентризм   (idiocentrism-allocentrism).

Идиоцентризм на психологическом уровне соотно­сим с индивидуализмом на уровне культурном, а оллоцентризм на психологическом уровне сопоставим с коллективизмом.

Было установлено, что олло центристские тенденции представлены тремя факторами:

- подчинение индивидуальных целей групповым,

- восприятие группы как продолжения себя,

- сильная внутригрупповая идентификация. Отмечается также,  что люди  с сильными оллоцентристскими тенденциями демонстрируют сильную внутригрупповую поддержку, в то время как люди с идиоцентристскими  наклонностями  выглядят  более одинокими.


Измерение по линии индивидуализм - коллективизм играет ведущую роль и в других теориях культурной >иативности.

Т.Парсонс. в частности вывел культурно-вариативную модель само-ориентированных и коллективистски-ориенти­рованных, где само-ориентация означает преобладание частных интересов в системе ценностей личности, а коллективистская ориентация - преобладание общих интере­сов коллектива.

Довольно любопытным является факт, что в результате распределения ролей в ингруппе, одно и то же поведение человека может восприниматься по-разному, причем самим индивидам оно кажется коллективистски - ориентированным (т.е.они уверены, что они "стараются для всех"), а с точки эрсния других индивидов (объединенных в большую референтную группу) их поведение представляется само-ориентированным (т.е. группа уверена, что индивид преследует свои частные интересы).

Парсонс в качестве примера привел административную власть, чьи действия могут быть направлены на свое собственное благополучие, на благополучие всей админи-п рации, благополучие  фирмы или даже всей страны. Однако, на что бы ни были действия административной яласти направлены, она склонна рассматривать их как коллективистски-ориентированные, а члены ингруппы (на любом уровне) - как само-ориентированные.

Как уже отмечалось, в индивидуалистических культypax цели индивидов имеют преимущество перед целями группы. Это не значит, тем не менее, что индивиды могут самочинно поставить превыше всего свои собственые цели и игнорировать интересы других. Индивидуальные цели и роли автономны или независимы от целей групп. Служащие фирмы могут вместе с коллегами разделять цели компании, но в то же время они вправе оставить эту фирму, если они находят большие возможности для профессио-нального или личностного роста еще где-то.

Гармония и сохранение мира - важные ценности |Лдсктивизма, поэтому любое несогласие в своей среде в данных культурах предпочитают тщательно скрывать ("не 1иосить сор из избы"). В индивидуалистических


культурах допускается конфронтация внутри группы,       а

иногда она воспринимается даже как желательная           -необходимость "впустить свежий воздух".

Уверенность в себе - ценность, значимая в обоих типах культур, но в разных значениях: в коллективистских культурах это означает • "Я не являюсь обузой для своей группы", а в индивидуалистических: "Я могу делать то, что мне надо"

Современные исследования разделяют коллекти­визм на два типа: горизонтальный -характеризует взаимную зависимость людей друг от друга и вертикальный-ознича^ служение индивида группе (Triandis, 1994). Оба типа коллективизма тесно коррелируют между собой.

Люди в индивидуалистических культурах часто отдают приоритет своим личным целям, даже когда они входят в конфликт с целями значимых групп (семья, рабочий коллектив, приятельская компания). Люди из коллективистских культур отдают примущество целям группы, что особенно заметно у тех, кто придерживается вертикального коллективизма.

Например, в коллективистских культурах люди могут жить рядом с состарившимися родителями, даже когда при этом страдает их работа, карьера или им не нравится климат данной местности. В индивидуалистических культурах взрослые дети выберут лучший климат или работу вне зависимости, близко это или далеко от их родителей Людям из коллективистских культур такое поведение может представляться эгоистическим.

В коллективистских культурах личность определя­ется через принадлежность к определенным группам, которые влияют на разные типы социального поведения.

Например, члены коллективистских культур часто (но не всегда) организованы в иерархическую структуру и имеют тенденцию

- заботиться о своем влиянии на членов своей группы,

- делиться с членами своей группы

- ощущать взаимную зависимость с членами своей группы

- чувствовать себя включенными в частную жизнь членов своей группы


- в сильной степени заботиться о целостности и сплочен­ности своей группы.

Члены же индивидуалистических культур эмоционально абстрагируются от членов своей группы и ощущают себя отдельными, независимыми, автономными личностями.

Коллективизм также влияет на различные стороны циальной жизни. Например, в автократических режимах бударство может руководить наукой, искусством, итикой, религией, чего не наблюдается в индивидуа-гических культурах.

Совсем недавно в нашей стране мы наблюдали вмеша­тельство государства в эти сферы человеческой деятель­ности, сейчас это уже кажется нелепым - происходит то, что можно назвать "разгосударствливанием" жизни.

Главная предпосылка индивидуализма, по мнению УГриандиса - уровень благосостояния. Хофстед нашел сильную   корреляцию   между   долей   валового щионального   продукта  на  душу   населения   и выраженностью   индивидуализма   (Hofstede,   1980). Читается, что финансовая независимость ведет к ?циальной и психологической независимости. Наиболее состоятельные и образованные слои общества в любой ^Льтуре имеют тенденцию быть более индивидуалисти-|ски-настроенными. Миграции, социальная мобильность (урбанизация также способствуют росту индивидуализма.

В то же время, проявление индивидуалистических или коллективистских тенденций зависит не только от Ьльтуры, но и от социального контекста: человек может Юоявлять коллективистские тенденции в семье и с близкими друзьями, и демонстрировать индивидуалисти-|ское поведение на работе или с незнакомыми людьми. ^    Чем отличаются люди, придерживающиеся норм цивидуализма   или  коллективизма?  Исследования казали, что в коллективистских культурах поведение эдей трактуется с позиций норм, принятых в данной Цультуре, а в индивидуалистических - объясняется |<ичностными особенностями и установками   самого |||Ндивида. В коллектвистских культурах успех человека чаще приписывается помощи других людей, деньгам и т.д.,


а в индивидуалистических культурах успех приписывается способностям личности Неудача, в свою очередь, в коллективистских культурах трактуется как следствие лени а в индивидуалистических - как результат неблагоприят­ного стечения обстоятельств.



В коллективистских культурах человек обычно сам приспосабливается к ситуации, чем меняет ситуацию "под себя", а в индивидуалистических культурах - наоборот стремится изменить ситуацию в "свою пользу". В коллективистских культурах тподям свойственно знать ( и рассказывать) больше о других, чем о себе, а в индивидуалистических культурах - наоборот, индивид больше склонен знать ( и говорить ) о себе, чем о других.

Практические советы для межкультурного общения Триандис с коллегами разрабатывали тренинг общения индивидуалистов с коллективистами и наоборот. Ими было предложено 46 рекомендаций, некоторые из которых мы считаем полезным привести здесь.

Индивидуалисту, контактирующему с представителями коллективистской культуры, следует научиться обращать внимание на групповое членство и особенно на установки авторитетных лиц группы (они в сильной степени влияют на поведение членов группы). Когда коллективисты меняют ин-группу, необходимо ожидать изменений в их поведении

Индивидуалисту необходимо отказаться от стандартов своей культуры в определении, например, времени, которое человек проводит в группе - у коллективистов такое время намного больше Индивидуалисту следует понимать, что когда в коллективистской культуре возникает конфликт между вышестоящим и нижестоящим, очень велика вероятность того, что конфликт решится в пользу вышестоящего вне зависимости от его правоты    В коллективистских культурах нормально пренебречь встречей с другом того же пола и возраста, если человек получил приглашение от вышестоящей персоны, при этом предполагается, что друг "поймет"

Лучший способ заставить коллективиста сделать что-либо - это убедить авторитетных для него людей, что такое поведение желательно и способствует целям группы


Необходимо помнить, что коллективисты чувствуют себя некомфортно в ситуации соперничества; стреление к гармонии и кооперации внутри группы - их основная забота, поэтому публичная критика в коллективистских культурах более недопустима, чем в индивидуалистических.

Коллективисты нацелены на долговременные отношения, они не стремятся делать бизнес с первой встречи - должно появиться доверие к партнеру, а для этого нужно время Часто деловые контакты между индивидуалистами и коллективистами бывают неудачными из-за разности целей индивидуалисты сразу нацелены на бизнес, а колективисты хотят  сначала   установить   добрые   межличностные отношения  Одно из самых сильных разочарований коллективиста- когда он понимает, что индивидуалист не станет ему близким другом

Коллективисты часто скромны и не хвастаются своими достижениями, у индивидуалистов другая стратегия - "сам себя не похвалишь, никто не похвалит". При распределении наград и ресурсов коллективисты используют принцип справедливости с членами аутгруппы и принцип равенства с членами ингруппы, а индивидуалисты используют принцип справедливости в обеих ситуациях. Это рождает непонима­ние' коллективист рассматривает индивидуалиста как члена ингруппы, а тот - нет Для коллективиста использование индивидуалистом пинципа справедливости выступает как сигнал отвержения его индивидуалистом.

Коллективисты чувствуют себя комфортно в отношениях неравного статуса  Им нарвитсмя и они считают правильным оказывать уважение авторитету и самому чувствовать себя "начальником" когда общаешься с нижестоящими   Многие   индивидуалисты,   наоборот, чувствуют себя некомфортно, когда попадают в отношения с неравным статусом. Они часто говорят. "Зовите меня по имени", но что еще хуже - они сами начинают называть по имени коллективиста намного раньше, чем он сам к этому будет готов.

Существуют исследования, которые показывают, что англичане  немцы были более успешны в контактах с населением колоний в XIX веке, чем американцы, т к они лучше умели общаться с местной иерархией


Дарение и оказывание услуг особенно важно в коллективистских культурах, при этом взаимодействие часто строится   на   бескорыстной   основе   Коллективист. рассматривающий индивидуалиста как члена ингруппы, может обидеться, если тот предложит ему деньги за какую-то оказанную ему услугу. Единственная подходящая плата -оказать ему встречную услугу.

Триандис пишет: "Мудрость межкультурного взаимодей­ствия заключается в том, чтобы не спешить с умозаключе­ниями, когда люди делают, на ваш взгляд, что-то странное. Подыгрывайте им, пока не поймете эту культуру. Например, во многих колективистских культурах служащие (в том числе и государственные) ждут от заказчика, помимо оплаты услуги, особой благодарности для себя лично. Индиви­дуалисты  рассматривают  это  как  взятку,  но  в коллектвистских культурах, где личный доход скуден, а все распределяется между всеми, это воспринимается совершен­но HopManbHO"(Triandis, 1994).

В коллективистских культурах люди часто сопровождают друг друга и делают личные дела вместе. Это создает дискомфорт для индивидуалиста, который нуждается в автономии и в том, чтобы "побыть одному". При этом коллективист чувствует себя неуютно, ели индивидуалист не хочет быть с группой. Если индивидуалист назначит встречу коллективисту, он вполне может ожидать, что тот явится не один, а в сопровождении. Причем, чем многочисленнее сопровождение, тем выше статус персоны, поэтому индивидуалист  должен   понимать,   что   прийти   в сопровождении - не означает оказать давление на него, просто коллективист показывает свой статус. При этом индивидуалист, приходя на встречу один, рискует, что коллективист сочтет его социально незначимой персоной.

Коллективисту, чтобы успешно взаимодействовать с индивидуалистом, надо научиться меньшее внимание обращать на группы, на демографические характеристики (пол, возраст и др.) и не ждать поведения в соответствии с некими групповыми нормами, а большее внимание обращать  на установки, и  предпочтения данного конкретного человека.

Коллективисту следует помнить, что индивидуалисты гордятся своими прошлыми и нынешними достижениями,


своим личным успехом, своей компетентностью Это -важные аспекты их самоконцепции  При этом они эмоционально не привязаны к своим ингруппам, за исключением своей собственной семьи (супруг (а) и дети). Если возникает конфликт между отношениями по вертикали и по горизонтали, индивидуалист предпочтет горизонталь­ные отношения (например, в конфликте супруга со старшими родственниками он будет на стороне супруга) Это может казаться странным коллективисту

Индивидуалисту привычны стратегии соперничества особенно в ситуации, где явно идет сравнение с другими Это • не свидетельство его враждебности, а просто ответ на условия жизни, которые требуют соревновательности Коллективист, который пытается убедить индивидуалиста в чем-то, должен приводить личностно-значимые аргументы, а также - комплименты достижениям и компетентности индивидуалиста. Идеи групповой гармонии, кооперации, избегания конфронтации не вдохновляют индивидуалиста.

Взаимодействие с  индивидуалистом  может быть дружеским с первой минуты, но официальным и кратковременным. Время - деньги для индивидуалиста и с ним можно делать бизнес сразу, т.к любые промедления для него - напрасно потерянное время. Ваши отношения с ним будут длиться столько времени, сколько ему нужно или выгодно, т.к в его восприятии результат этих отношений должен быть существеннее, чем затраты на них. Особое внимание   следует   обращать   на   контракты:   в индивидуалистических культурах подпись значит очень много, а в коллективистских - не так значима подпись, как решающее слово

Коллективисту не следует ждать от индивидуалиста распределения ресурсов и наград по принципу равенства -только по принципу справедливости, в зависимости от личного вклада. Поэтому не стоит рассчитывать на уважение индивидуалиста только вследствие вашего статуса (принадлежность к высшим слоям общества, формальное образование, пол и т.д.). Вы должны заслужить уважение тем, что и как вы делаете. Поэтому, общаясь с индивидуалистом,   не   будьте   слишком   скромны, рассказывайте о своих достижениях. Но делать это надо не прямо и очень умело. Индивидуалисты не любят поведения


ни "начальственного , ни слишком приниженного, они ценят горизонтальные, т.е равные отношения

Также не ожидайте, что они будут терпимо относиться к противозаконному поведению, например, жульничеству или увиливанию от уплаты налога, что часто "с пониманием" воспринимается в коллективистских культурах (т.к. личные отношения важнее, чем отношения личности с законом и государством)

Когда вы гостите в индивидуалистической культуре, не ждите, что вас будут часто сопровождать в ваших делах и поездках - индивидуалисты многие вещи делают в одиночку и ждут того же от других. Индивидуалист предпочитает работать в ситуации, когда его индивидуальные усилия будут замечены и оценены и не любит групповой работы, когда вознаграждается вся группа или ее верхушка, а индивиды при этом анонимны.

В отношении к природе индивидуалист больше ощущает себя ее хозяином и преобразователем, в меньшей степени склонен подчиняться ей или жить с ней в гармонии. Ориентация на будущее - главная в ряду временных ориентации индивидуалиста, в то время как коллектвисты больше склонны ориентироваться на прошлое (своих предков, историю своей страны и культуры). (Triandis, 1994). Преимущества   и   недостатки   индивидуализма   и коллективизма.

Преимущества коллективизма. В традиционных культурах обычно ниже уровень преступности, что связано с типом социализации - забота о детях, поощрение взаимной зависимости позволяет избежать проблем, связанных с преступностью, алкоголизмом и наркоманией. Развитие экономики и резкая вестернизация общества способствует росту индивидуализма в его жестких и неприглядных формах и так называемая "волчья" философия (угнетение слабых, неспособных конкурировать и выталкивание их на тропу криминала) воспринимается как неибежная плата за успех тех. кто способен кконкуренции

Исследования Неррола показали, что если у подростка есть хотя бы пять домов, где он может "без спросу" залезть в холодильник (показатель степени его принятия в этих домах), то вероятность того, что он станет


на тропу преступления равна нулю. Культуры, которые позволяют детям быть зависимыми, имеют в результате меньше проблем с алкоголизмом и наркотиками «Недостатки коллективизма: Авторитаризм и давление на на Личность в колективистских культурах выше - детей часто заставляют выбирать не то, что нравится им самим, а то, чТО нравится родителям. В масштабе общества выше вероятность автократических режимов, в которых часты Преследования инакомыслящих. Ценность отдельной Человеческой личности и даже человеческой жизни часто очень низкая. Большая конкуренция между отдельными группами за власть, в результате которой никто не думает о народе в целом.

Преимущества индивидуализма:  Акцент  на правах втдельной личности, демократия, мультикультурализм. Наказывается один человек и только за свои проступки в | |0ответствии с законом. Личность может развивать свои таланты и это выгодно всему обществу, т.к. экономика

развивается в результате энергии отдельных людей. Недостатки индивидуализма: Одиночество, семейные Конфликты, разводы, нарциссизм. Свобода приводит к Отчуждению, детской преступности, ранним беремен­ностям, наркотикам, самоубийствам, убийствам, СПИДу. Моральные авторитеты отсутствуют и все держится на законах. Возрастает риск сердечно-сосудистых заболева­ний.

Исследования показали, что высокая ценность и Ожидание богатства негативно коррелируют с успехом и благосостоянием. когда деньги- основной мотив поведения |Личности. Оказалось, что поведенческие нарушения и ЕЦреступления вышесреди материалистов. Также высокий уровень дистрессов связан с высоким стремелением к |Ласти, с желанием контролировать, подавлять других -Комплексом мотивов, свойственных индивидуалистическим

Культурам.

Сейчас   многие   международные   корпорации осознали, чо индивидуализм в какой-то степени тормозит развитие экономики - сложность обучения персонала


требует больших затрат от компании на подготовку служащих которые в любой момент могут уйти в другую компанию   повинуясь   психспогии  индивидуализма Поэтому компании не желая готовить персонал для своих конкурентов часто не хотят тратиться на достойное обучение своих сотрудников

Необходим синтез полезного из этих двух культурных тенденции или синдромов Следует отметить что в мировом масштабе пересиливает психотогия охотника  (первичная  основа индивидуализма) над психологией земледельца (основа кочлективизма) Это неизбежно кризисом хищнического отношения к Земле что мы уже и наблюдаем Поэтому в ближайшее время именно коллективистская культура и психология должна сказать свое веское слово и человечесгво чтобы не погибнуть должно сменить психологию растраты на психологию сбережения

Подобное измерение культур   по направлению индивидуализм коллективизм проводится в антропологии кросс культурной психологии сравнительнои социологии и философии Более того подобное деление проводится и а Западном и Восточном анализе культур

Индивидуализм высок в США и вообще в англоязычных странах Коллективизм был найден в странах южной Европы (южная Италия Греция) и в большинстве стран Азии Африки и Латинской Америки Согласно измерениям Г.Хофстеда культурами индивидуа листического типа являются культуры США Австралии Великобритании Канады Нидерлатов Новой Зеландии Швеции Бельгии Дании Франции Италии Ирландии Германии и др

Коллективистскими культурами согласно этим же измерениям можно счтать культуры Кореи Пакистана Перу  Тайваня  Колумбии   Венесуэлы   Коста Рики Гватемалы Эквадора Индонезии Португалии Японии Китая и др

Русскую культуру 1асто причисляют к культурам кол юктивистекого типа


Проведенные в 1994 95 г иссчедоаания русских дна пор

что при контакте с культурами коллективистского типа (Казахстан Узбекистан Азербайджан) русские огмечают у себя (как наиболее типичные) черты   свойственные представителям индивидуалистического типа культур сдержанность,  холодность разобщенность и др При контакте же с культурами индивидуалистического типа (страны Балтии) они напротив отмечают у себя (как наиболее типичные) черть коллективизма: гостеприимство общительность, жертвенность и др Лебедева 1995, 1997)

Несмогря на такую ситуативность обусловленную евроазиатским положением России следует помнить что ценности традиционной русской культуры и ее духовной основы - православия распотагаются ближе к полюсу коллективистически ориентированных кучьтур

Открытость - закрытость

В закрытых ку ibiypax тюди должны вести себя в ответствии с групповыми нормами и нарушение норм строго карается В открытых культурах наблюдается большая терпимость к отклонению поведения индивидов от общепринятых норм.  Итересным является то что в Закрытых культурах люди в качестве компенсации за недопустимость   ненормативного   поведения   чаще отклоняются в нереальное поведение в мир искусства |узыки   фантазии   анекдотического   воприятия  и осмысления жизни чем в открытых культурах Людям в закрытых кутьтурах также больше присущи чувство тревоги и угрозы, т. к. их поведение легко может быть )йктовано как несоответствующее нормам



Хороший пример  закрытой  культуры    недавняя советская действительное ь в которой литература искусство иносьазатетыюго и юмористического жанра дос игали 1 еобь кновеных вь сот (М Булгаков М Зощенко И Шварц и др) а лвторь и исполнители этого жанра в театре и на чс -раде были всеобщими любимцами (А Раикин М Жванецкии М Задорное комедии Л 1 аидая и др )

В качестве возможного источника закрьпости Некоторые двторы считают культурную гомогенность, а


"открытость". возможно, связана с культурной неоднород ностью или маргинальностью Это предположение исходю из того. что данное измерение считается очень близким к измерению  Хофстеда  "избегание  неопределенности' (Hofstede,1980), согласно которому, культуры, где этот показатель был высок - Япония и Греция были более культурно однородными, чем те культуры, где он был низок (Гонконг, Таиланд - здесь, по мнению исследова­телей. Восток в лице Китая встретился с Западом в лице Англии).

Для людей из "закрытых" культур важны предсказуемость, определенность и безопасность: им важно знать, что другие люди намерены делать, и если те поступают непредсказуемо и неожиданно, это сильно расстраивает членов "закрытых" культур

Индивиды из "закрытых" культур склонны вос­принимать людей из "открытых" культур как недисципли­нированных, своевольных и капризных, в то время как люди из "открытых" культур, в свою очередь, трактуют их поведение как ригидное, негибкое и бескомпромиссное.

Здесь также необходимо отвлечься от конкретных персон и подумать об условиях жизни в данных культурах и аспектах социализации в "закрытых" культурах индиви­ду приходится очень несладко, если он отступит от норм поэтому он вынужден их соблюдать и ждать этого соблюдения от других ( поэтому так часто коллективный гнев в "закрытых" культурах направляется на смельчака осмелившегося преступить нормы' "нам нальзя а ему можно"^"). А в "открытых" культурах, чтобы чего-то достичь, необходимо быть свободным, в том числе и от ограничивающих индивидуальное творчество и деятель­ность норм  Подобный анализ помогает избавиться от собственного этноцентризма при анализе поведения людей из других культур.

Психологические измерения культур ( Хофстед).

Еще три измерения культур были предложены Хофстедом на основании большого эмпирического кросс-

ультурного исследования, в результате которого им были Ыделены (помимо индивидуализма) три основания, по бторым были получены значимые отличия в обсследован-1Ых им культурах.

Он назвал их таким образом- дистанция власти Dower distance), избегание неопределенности (uncertainty IVoidance)  и  маскулинность-феминность  (masculinity-iminity) (Hofstede.1980).

Избегание неопределенности.

Культуры в исследовании Хофстеда были условно Поделены на культуры с высоким и низким уровнями Нетерпимости к (или избегания) неопределенности.

Культуры с высоким уровнем избегания неопреде­ленности (в основном, культуры коллективистского типа) Имеют очень низкий уровень толерантности к неопределен­ности, что выражается в высоком уровне тревожности и тенденции к "выбросу энергии" (агрессивному поведению).

Индивидам из таких культур свойственна высокая Потребность в формализованных правилах и нормах 'Поведения и в "абсолютном доверии". Данные культуры ^акже характеризуются низкой толерантностью к людям ^Или группам с отличающимися идеями или поведением.

•      В культурах с высоким уровнем избегания Неопределенности индивидам как бы "разрешается" ВГрессивное поведение, даже если при этом они Предпочитают сдерживать агрессию, избегая конфликта и Конкуренции В таких культурах присутствует   ярко Выраженная тенденция к внутригрупповому согласию, Поэтому отклоняющееся поведение членам данных культур Не разрешается В то же время данные культуры Мрактеризуются тенденцией к ярко выраженным проявле-

•Ниям эмоций в отличие от культур с низким уровнем

' И1бегания неопределенности.

Культуры   с   низким   уровнем   избегания Неопределенности имеют более низкий уровень стрессов, Принимают разногласия в своей среде и характеризуются большей склонностью к риску.


Индивиды из культур с высоким уровнем избегания неопределенности   больше   сопротивляются   любым изменениям, имеют более высокий уровень тревожности, нетерпимы к двусмысленности, больше беспокоятся о будущем, считают верность своему правительству (любым властным структурам) самой большой добродетелью, имеют низкую мотивацию к достижению, мало склонны

к риску

Известно, что внутриэтнические связи и социальная поддержка способствуют снижению неопределенности, при их разрушении неопределенность резко возрастает.

Высокий   уровень избегания неопределенности характеризует культуры стран Латинской Америки, Африки, а также культуры стран Ближнего Востока, Грецию, Бельгию, Францию, Испанию, Израиль, Японию, Корею, Португалию, Югославию и др.

Низкий  уровень  избегания  неопределенности характерен для культур таких стран как Дания, Велико­британия, Гон Конг, Ямайка, Сингапур, Малайзия, Ирлан­дия и ряда других. В России подобных исследований, к сожалению, не проводилось.

Дистанция власти.

Дистанция власти определяется как "степень неравномерности распределения власти с точки зрения членов данного общества".

Индивиды из культур с большой дистанцией власти считают, что власть - это наиболее важная часть общественной жизни. А раз так, то облеченные властью рассматривают своих подчиненных как сильно отличаю­щихся от них самих, и наоборот.

В культурах такого типа акцент делается в основном на принудительную власть, в то время как в культурах с низкой дистанцией власти господствует мнение, что только легитимная власть подлинна, и компетентная власть предпочитается власти простой силы и принуждения.

Сравнивая показатели по шкале дистанции власти с результатами других кросс-культурных измерений, Хофстедт


установил, что родители из культур с высоким уровнем дистанции власти поощряют в своих детях обязательность и исполнительность, а студенты в данных культурах демонстрируют более конформное поведение и   более авторитарные  установки,   чем в культурах с низкой дистанцией власти.

В социальных организациях таких культур господ-»ует более жесткий стиль управления; подчиненным Лиственен больший страх   выразить несогласие с |Иальством, потерять доверие сослуживцев в сравнении с ^льтурами с низкой дистанцией власти.

Далее, сравнивая это измерение с данными Триандиса, Хофстед нашел, что члены культур с низкой дистанцией власти рассматривают уважение к личности и равенство как условия "пути к благоденствию", а члены культур с высокой дистанцией власти рассматривают в качестве таких условий такт, услужливость и деньги.

Иными словами, "путь к благоденствию" в |иимании членов культур с низкой дистанцией власти Иючает знания, любовь и счастье, а в понимании членов культур с высокой дистанцией власти - родовитость, наследство,   скупость,   хитрость и, временами, даже нечестность.

Согласно данным Хофстеда, высокий уровень дистанции власти характерен для большинства африкан-ских, латиноамериканских и арабских культур, а также для стран: Индия, Индонезия,  Малайзия, Филиппины, Ыгапур, Турция, Таиланд, Югославия, Бельгия, Франция

Культуры с низкой дистанцией власти - это Австрия, Дания, Израиль, Швеция, Швейцария, Финлян-М. Германия, Великобритания, Канада, США и др. В России подобных исследований не проводилось, но можно Оказать предположение, что она относится скорее к |^ьтурам с высокой дистанцией власти.

Маскулинность - феминность.

Высокая  степень маскулинности (выраженности |ужского начала"), согласно Хофстеду, означает высокую


ценность в данной культуре материальных вещей, власти » представительности, в то время как культуры, в которых i качестве главных ценностей превалируют сам человек, ег. воспитание и смысл жизни, считаются феминными (или основанными на "женском начале").

В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в половых ролях, исполнительность, амбициоз ность и независимость. В культурах феминного тип.1 половые роли обычно не столь строго фиксированы и упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу

Хофстед сопоставлял измерение "маскулинность-фемиь ность" с результатами кросс-культурных исследований Он нашел, что по сравнению с людьми из феминных культ\1 люди в маскулинных культурах имеют более сильна мотивацию к достижению, в работе они видят смысл жизни склонны считать интересы компании своими собственными интересами и центром своей личной жизни, склонны очеш напряженно работать

В данных культурах существуют значимы^ расхождения в оценке мужчин и женщин, занимающи одно и то же положение, в сторону более высокой оценки мужчин, а признание, успех и конкуренция рассматрива ются как главные источники удовлетворенности работой

Коммуникацию  в  феминных  культурах  хорош иллюстрирует описание эмоционального поведения в Иран^ сделанное Холлом. "В Иране от мужчин ожидается проявление эмоций Иранские мужчины читают стихи, они чувствительны и имеют хорошо развитую интуицию. И1 часто можно увидеть обнимающимися или пожимающими руки Женщины же, напротив, должны быть практичесь холодными Они демонстрируют многие из черт, свойствен ных американским мужчинам Один наблюдательны и чиновник из Иностраной службы сказал: "Если Вы хоти-ii сохранить американское представление об эмоциональных и интеллектуальных ролях, Вам лучше уехать отсюда " Чтоб;

дополнить эту иллюстрацию, необходимо добавить, что женщине в Иране предписывается при этом быть смиреннои и покорной, (цит по Gudykunst et al.,1988).

Иногда люди из маскулинных культур смотрят н i людей из феминных культур с взаимным пренебрежением


| первых вторые недостаточно деятельны, а для вторых Цыс недостаточно заботливы  Примерами могут Щить Швеция (феминная культура), которая помогает |Иым странам больше других стран в мире и Япония вКулинная культура), которая по этому показателю упес" всех

Культурами  "маскулинного  типа"  считаются ^туры стран Австралии, Австрии, Колумбии, Германии, Шкобритании. Ирландии. Италии, Японии, Мексики. диппин. Южной Африки, Швейцарии. Венесуэлы |А. Канады и др.

Культурами "феминного типа" являются, согласно врениям Хофстеда, культуры стран Чили, Коста-Рики, НИИ, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Югославии Гласно мнениям некоторых зарубежных исследователей, Россия также может считаться культурой "феминного" к.

Используя данные измерения, необходимо помнить, со временем общества и культуры, а также их |льные сегменты претерпевают значительные измене-||, Так, считается, что индивидуализм распространяется по миру пропорционально росту благосостояния. Согласно данным исследований, студенты в Японии в настоящее |мя более являются индивидуалистами, чем коллективис-|И, несмотря на то, что, в целом, японская культура -коллективистская (Triandis, Bontempo et al.,1988)

Когда в обществе наблюдается рост миграций и социальной мобильности, это также способствует распро­странению индивидуализма. В исследовании мигрантов установлено, что одни культурные элементы а процессе вккультурации в новой культуре исчезают, другие -наоборот, укрепляются (Triandis et а1, 1986, Berry, 1990) Ученые высказывают гипотезу, что наиболее отличные культурные отличия (в одежде, например) в процессе аккультурации исчезают, средне-отличные (обычаи питания, например) - адаптируются ;i трансформируются, а наименее отличные, внутренние (религиозные верования, ценности) -утверждаются и усиливаются Таким образом, не следует


ожидать измений всех культурных элементов в одну сторон)

(например, в сторону исчезновения)

В заключение следует сказать, что множественность культурных различий учит нас толерантности к ним и даже определенной радости и наслаждению их наличием и их богатым разнообразием. Для этого нужно учиться понимать другие культуры "изнутри". Когда мы осознаем, что если бы мы сами выросли в данной культуре, мы, возможно, верили, ценили и делали то же и так же как представители другой культуры, мы начинаем лучше понимать их (и себя тоже!) и с этих позиций мы можем воспринять эти различия с благодарностью и научиться многому полезному от представителей других культур.

Заканчивая обзор измерений культурной вариатив-ности следует сказать, что в современной кросс-культур-нои психологии измерения, предложенные Хофстедом, считаются наиболее представительными, т.к. они основаны на исследова ниях, проведенных в 66 культурах, в трех регионах мира.

В  разделе,  посвященном  влиянию  культурное разнообразия на общение, будет представлено влияние каждой ' из указанных культурных измерений на аспекты человеческоп коммуникации, что позволяет хотя бы приблизитеяьн( ориентироваться в сложном и многогранном мире разно образнейших культурно-обусловленных вариантов взаимодейсл вия людей между собой.