МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ

художественная культура



Отправить его в другом документе МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Фламандское искусство XVII века
Реализм середины XIX века
ПЛИМУТСКАЯ СКАЛА - РОДИНА АМЕРИКИ
ПАЛАЦЦО ЛУКИ ПИТТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ПЕТРОВСКАЯ КУНСТКАМЕРА
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ
Испанское искусство XVII века
ВЕЙМАРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
 

МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ

Небольшой городской поселок Мир впервые уп 737i82bh 086;минается в

1395 году в одной немецкой хронике. Тогда крестоносцы во главе с

гроссмейстером Тевтонского ордена К. фон Юнгингемом, потерпев

поражение у Новогрудска, напали на Лиду и Мир и опустошили их.

Некоторые события, происходившие в Мире и с Мирой, вошли

в историю, другие были забыты и ушли в прошлое, и только осталась одна большая и живая легенда - Мирский замок. В 1434 году

великий князь литовский С. Кейстутович подарил Мир боярину

Сеньку Гедыгольдовичу, от которого тот и перешел к князю Юрию

Ильиничу.

О дате возведения Мирского замка сохранились разные сведения. Историк М.А. Ткачев считает, что его сооружение началось на

правом берегу речушки Мирянки в 1506 году. Историк-любитель

А. Снежко называет 1508-1510-е годы.

В 1495 году князь Ю. Ильинич получил по великокняжеской

грамоте в наследование <двор Мир со всеми пользами, доходами,

прибылями и выгодами; со всеми к тому двору принадлежащими

бортями, платными конными выпасами, лугами, пастбищами, озерами, прудами, реками с рыбной ловлей у берегов>. Но замок в этой

грамоте не значится, хотя о нем, наверное, должно было бы быть

записано в первую очередь.

Впервые Мирский замок упоминается в 1531 году в судебных

актах по поводу спора между сыновьями Ю. Ильинича за право

наследования им. Сооружение это было величественным, и если бы

Мирский замок пришлось разобрать и перевезти на другое место,

для этого понадобилось бы 22 500 возов.

В одной из первых описей замка упомянуты <ребро и голень

великана, подвешенные на цепи к стене>. Возможно, называя кости

какого-то огромного животного, народная фантазия именно таким

образом увековечила величие легендарных строителей. Поистине достоин восхищения тот титанический труд, который наши далекие



предки вложили в эту каменную громадину.

Незаурядное мастерство строителей Мирского замка лучше всего

подтверждает само сооружение. Квадратное расположение его башен

и возведенные за их наружной линией стены давали возможность

вести обстрел не только прямо, но и вдоль стены. По тем временам

это была самая прогрессивная схема обороны, и только несовершенство самого огнестрельного оружия заставляло защитников замка

еще применять лук, арбалеты, смолы и другие традиционные способы защиты.

Кроме своего прямого назначения, оборонительные элементы

Мирского замка играли весьма важную роль и в декоративном оформлении, придавая всей его архитектуре праздничную торжественность. Безымянные зодчие вместо желаемой заказчиком <демонстрации силы> создали бессмертное <торжество красоты>.

В 1582 году новым владельцем замка города Мир стал князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка. Во время путешествия в Италию его привлекли загородные виллы богатых аристократов, в соответствии с архитектурой которых был перестроен и Мирский замок.

При возведении замка многое взяли от итальянского Ренессанса

(ритмическое расположение дверей и окон, просторные лестницы и

др.), но в его архитектуре оставались еще элементы готики (старая

система кладки, сложные переходы по башням и галереям и т.д.).

Ученые считают, что ведущую роль на разных этапах возведения

Мирского замка играли местные мастера, которые не всегда и не во

всем повторяли итальянские образцы. Хотя бойницы башен и переделали в большие окна, а стены оштукатурили, но общая архитектурная композиция замка не изменились и башни не исчезли.

В апреле 1594 года князь Радзивилл Сиротка приказал своему

наместнику произвести окончательный расчет с Мартином Забаровским за каменные работы, которые тот в разные годы выполнял в

Мирском и Несвижском замках. Это было первое известное по документам имя строителя.

К этому времени артиллерия усовершенствовалась, и старые стены замка уже не могли служить для нее препятствием. Теперь оборонительные функции стали выполнять земляные валы с бастионами по углам, опоясанные рвами с водой. На севере от земляных

валов был разбит <итальянский сад>, а с восточной стороны закладывался фольварк с многочисленными хозяйственными постройками и помещениями для слуг.

Изменился и сам замок. Вдоль северной и восточной стен построили дворец с подвалами, а вдоль южной и западной стен - одноэтажные службы. Княжеские покои располагались на третьем этаже.

Однако во время русско-польской войны в 1655 году Мирский

замок был разрушен: сломаны мельницы, сожжен фольварк, спущены пруды, опустошен и <итальянский сад>. Восстанавливать замок

начали лишь в 1685 году - через тридцать лет после окончания войны. Но из-за безденежья, хозяйственной разрухи и нехватки мастеров вернуть былое величие замку не удалось.

В последующие годы Мирский замок тоже часто страдал от разрушений, например, при подавлении восстания Т. Костюшко или во



>время Отечественной войны 1812 года. Тогда были разрушены и

сожжены дворец и одна башня, а также повреждены внешние укрепления.

После 1812 года никаких особо важных событий в самом замке и

вокруг него не происходило. Но чем больше он разрушался, тем

пристальнее приглядывались к нему любители старины. Чем больше

стены замка обрастали травой и деревьями, тем больше роилось вокруг него легенд и преданий. Иногда рассказывались самые невероятные истории о прежних его обитателях, особенно в этом отношении прославился Пане Коханку. Чего он только не <совершал>! От

пиратов на ореховой скорлупе убегал, а то у него был любовный

роман с сиреной, от которого в море и появилась селедка.

Только через 58 лет после Отечественной войны дворец был восстановлен, а в конце XIX века на юг от замка выкопали большой

пруд, для чего с этой стороны срыли бастионные укрепления.

В конце XIX века Мирским замком владел князь М.Н. Святополк-Мирский. Историк И.И. Иодковский в своей обширной статье <Замок в Мире> как бы между прочим замечал, что <нельзя даже

мечтать о его сохранении, так как замок находится в руках князя,

который уже ведет переговоры о продаже замкового кирпича>. Новые владельцы приказали вырубить и сад, который, как рассказывали старожилы, тогда цвел. Между замком и дворцом были посажены

деревья будущего парка, а в 1901 здесь появилась княжеская часовня-усыпальница.

Сам замок в это время пустовал, от дворцовых корпусов остались лишь наружные стены с зияющими пустотами на месте окон и

дверей. Из-за накопившегося мусора не было видно подвалов, <итальянский сад> настолько забросили, что никто не помнил даже его

названия.

В годы Первой мировой войны Мирский замок три года находился в прифронтовой зоне и, конечно, сильно пострадал. После

войны восстановительные работы продвигались очень медленно - в

год по одной комнате. Из всех залов был окончательно завершен

только <Слоновый зал>, названный так из-за камина с резными

слонами, который здесь предполагалось установить. В остальных

помещениях, и то по мере возможности, создавались только элементарные бытовые условия.

Свидетелем страшной трагедии стал Мирский замок и в годы

Великой Отечественной войны: гитлеровцы согнали сюда несколько

тысяч мирных граждан и расстреляли их в глубине бывшего <итальянского сада>. После изгнания фашистов жители сожженных и разоренных врагом окрестностей нашли в замке приют, хотя гулкие,

высокие залы совершенно не держали тепло, а толстые стены постоянно были сырыми.

После войны началось тщательное изучение архитектуры Мирского замка и его реставрация. Но даже и не до конца восстановленный комплекс замка восхищает своей архитектурной гармонией, слитностью с природой и продуманностью всех своих сооружений.