ЭРМИТАЖ - ╚пустынный уголок╩
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ЭРМИТАЖ - ╚пустынный уголок╩

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

САМЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ
Высокий Ренессанс в Средней Италии
МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА
ВАВЕЛЬСКИЙ ЗАМОК ПОЛЬСКИХ КОРОЛЕЙ
Культура как одна из основ развития субкультур
ДАВЛАТ-АБАД- САД-ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО ТИМУРА
ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ВЕНЕЦИИ
ВОЕННЫЙ МУЗЕЙ В ДОМЕ ИНВАЛИДОВ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
ПОСЛЕДНИЙ ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА
 

ЭРМИТАЖ - ╚пустынный уголок╩





В 1718 году при раскопках в окрестностях Рима была найдена

мраморная скульптура богини любви и красоты Венеры. Ее сейчас же

купил Юрий Кологривов, который был послан в Италию, чтобы

наблюдать за обучавшимися там русскими художниками. Однако римский папа запретил иностранцам выво 555g63cf ;зить из страны произведения

древних мастеров. И тогда для переговоров в Италию выехал русский

дипломат Савва Рагузинский, но первоначальные переговоры не дали

никаких результатов. Вскоре посол Петра I предложил католической

церкви мощи святой Бригитты в обмен на скульптуру языческой

богини. Римский папа оказался в весьма затруднительном положении, но в конце концов ему ничего не оставалось делать, как подарить

Петру I статую Венеры в благодарность за терпимое отношение к

католикам.


В 1720 году после долгих странствий по рекам и по суше, в специальном ╚каретном станке на пружинках╩, в Петербург прибыла прекраснейшая Венера. В Летнем саду по этому случаю Петр I приказал




устроить праздник, а для охраны статуи возле нее велено было поставить гренадера.


Чарующая своей вечно юной красотой, мраморная богиня впоследствии была выставлена в Таврическом саду, отчего и получила название Венеры Таврической. Она и стала одним из первых произведений,


положивших начало коллекции, которая теперь называется ╚Эрмитажем╩.


╚Эрмитаж╩ ≈ слово французское, оно означает ╚пустынька╩, ╚уединенный уголок╩, ╚приют отшельника╩. Такие ╚эрмитажи╩ (по образу

Версаля) имелись во всех садах, дворцах и парках XVIII века. Предназначались они для отдыха и уединения в интимном кругу титулованных особ. В особых комнатах Зимнего дворца Екатерина II устраивает

и свой ╚Эрмитаж╩.


Рассказывают, что однажды императрица, проходя по пустым залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса ╚Снятие

с креста╩. Долго любовалась она этим полотном и тут же вознамерилась устроить Галерею. С этого времени Екатерина II стала ревностно

заниматься осуществлением своей мечты. Императрица приказала

собрать лучшие художественные произведения из многочисленных

загородных дворцов, а также отправила в большие европейские города

особых агентов, которые на аукционах приобретали все, что можно'

было найти лучшего по части живописи, ваяния, нумизматики, археологии и пр.


В свой ╚уединенный приют╩, смежный с дворцом государей, императрица Екатерина II приходила отдыхать от царственных забот.

Она любила эти маленькие искренние вечера, на которые собирала

вокруг себя очень ограниченный круг людей, иногда всего 12≈

15 человек. Здесь императрица сама забывала и требовала от других

забвения своего величия. Допускавшиеся в узкий круг посетители

должны были оставить этикет у дверей, запрещалось даже вставать

при ее приходе или когда она обращалась к кому-нибудь. В Эрмитаже

господствовали особые законы, которые Екатерина II сама и придумала ≈ ╚Правила, по которым поступать всем входящим в сии двери╩,

выставленные в передней комнате Эрмитажа. Вот, например, некоторые из них.


╚Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче

шпаги╩.


╚Садиться, стоять, ходить, как кто заблагорассудит, не смотря ни

на кого╩.


╚Спорить без сердца и горячности╩.


╚Не вздыхать и не зевать, и никому скуки или тягости не наносить╩.


╚Быть веселым, однако же ничего не портить, не ломать и ничего

не грызть╩.


╚Кушать сладко и вкусно, а пить со умеренностью, дабы всегда

всякий мог найти свои ноги, выходя из дверей╩.


Однажды императрица велела исполнить эти правила во всей строгости: заставила одного из провинившихся выпить знаменитый стакан воды. А шалунов-пажей заставляли выучивать наизусть страницу

из ╚Телемахиды╩ В. Тредиаковского.


В новую российскую столицу еще в начале XVIII века стали поступать картины западных мастеров, особенно голландцев, которых любил Петр I. Когда он приезжал в Амстердам, то часто заходил в

мастерские художников, где любовался искусным изображением моря

и кораблей, а также сцен из жизни ╚голландских мужиков и баб╩.


Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в

Петербург прибыла первая крупная партия картин западноевропейских художников. Это была коллекция берлинского купца Гоцковского, состоящая из 225 картин. Гоцковский усердно скупал и собирал

произведения искусства для прусского короля Фридриха II. Однако

Семилетняя война настолько истощила королевскую казну Пруссии,

что Фридрих II отказался от покупки коллекции, и ее приобрела

русская императрица.


Постепенно Екатерина II увеличивала свой ╚пустынный уголок╩ и

собирала в него всевозможные сокровища ≈ картины, камеи, медали,

составила в нем прекрасную библиотеку.


Она добивалась славы ╚просвещенного монарха╩ и щедрого мецената, потому не скупилась на покупку произведений искусства. Так,

например, еще Петр I приобрел в Голландии небольшую коллекцию

гемм для Кунсткамеры. Но Екатерина II пошла дальше и создала в

Петербурге гигантский кабинет ╚антиков╩, как в то время называли

всякие резные камни. Размах приобретений царицы был настолько

велик, что она сама в шутку окрестила его ╚обжорством╩, ╚камейной

болезнью╩, а свое огромнейшее собрание гемм ≈ ╚бездной╩.


╚Болезнь╩ началась в 1799 году, когда в Риме умер живописец

А. Р. Менге. Екатерина II приобретает не только его полотна и картоны, но и камею ╚Персей и Андромеда╩. Эту камею художник

А.Р. Менге привез из Испании, где она испанскому королю показалась слишком дорогой. Своего художественного агента Гримма императрица извещает: ╚Камея с изображением Персея и Андромеды торжественно помещена в музее в нижнем этаже покоев... Она, в самом

деле, близка к совершенству╩.


По заказу Екатерины изготовляли резные камни лучшие мастера


Европы, и к концу XVIII века в Эрмитаже находилось уже свыше

10 000 гемм. ╚Моя маленькая коллекция резных камней такова, что

вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в

которых заключалась едва ли половина собрания, ≈ сообщает императрица Гримму. ≈ Это были те корзины, в которых у нас зимой



носят дрова╩.


Самой знаменитой камеей Эрмитажа является, конечно же, ╚Камея

Гонзага╩ работы неизвестного мастера. Она вырезана из трехслойного

агата, который древние называли ╚сардониксом╩. Первые упоминания

об этой камее относятся к XVI веку, когда она принадлежала Изабелле

д'Эсте, супруге правителя итальянского города Мантуи герцога Людовико Гонзага, отсюда и название камеи. Великий фламандский

живописец П.П. Рубенс, дипломат и страстный коллекционер резных

камней, называл эту камею ╚прекраснейшей в Европе╩. На протяжении веков эта ╚вещица╩ путешествовала из страны в страну, из рук в

руки. В 1814 году камеей владела Жозефина Богарнэ, первая жена

Наполеона Бонапарта, она и подарила в Париже Александру I этот

резной камень. Государь передал ╚Камею Гонзага╩ в Эрмитаж.


Создана камея была в III веке до н. э. в Александрии. На ней

изображены профили Птолемея Филадельфа, правителя эллинистического Египта, и его жены Арсинои. Это был тот самый Птолемей,

при котором существовал александрийский ╚Мусейон╩.


Высота камеи ≈ 15,7 сантиметра, ширина ≈ 11,8 сантиметра, высота

рельефа ≈ 3 сантиметра. Таких крупных камей в мире насчитывается

всего несколько штук. На сером фоне изображены лица царя и царицы. Профиль Птолемея словно освещен ярким светом, а голубоватобелое лицо его жены как будто покрыто легкой тенью.


Эрмитаж ≈ это продолжение Зимнего дворца, он состоит из трех

зданий, соединенных между собой галереями на арках. Первое из этих

зданий, ближайшее к Зимнему дворцу, было построено архитектором

Ламоттом в 1765 году как павильон ≈ в небольших размерах. Этот

павильон был своего рода рамкой для прекрасных висячих садов,

расположенных под открытым небом.


Вскоре ╚Эрмитажный павильон╩ уже не мог вместить все коллекции, и архитектор Фельтен присоединил к нему в 1775 году новое

трехэтажное здание. Нижний этаж этого здания со времен царствования Николая I служил залом заседаний Государственного Совета. В

двух других этажах расположились картинная галерея, а также коллекции камей, медалей, драгоценных камней, эстампы, собрание минералов.


Галерея эта была воздвигнута по самому точному образцу (в размерах и украшениях) знаменитых лож Ватикана. Великолепные произведения были списаны на полотне в самом Риме.


Третье здание, воздвигнутое в 1788 году архитектором Кваренги,

с двумя первыми соединено сводом, перекинутым через Зимнюю

канавку, вытекающую из реки Мойки. В нем располагался Эрмитажный театр.


В 1772 году в семнадцати деревянных ящиках на судне ╚Ласточка╩

прибыл в Кронштадт драгоценный груз, который отправил из Франции знаменитый философ-просветитель Дени Дидро. Сам страстный

любитель искусства, он закупил для русской императрицы картины из

знаменитой коллекции Жозефа-Антуана Кроза и барона де Тьера. Так

в Эрмитаже навечно поселились ╚Даная╩ и ╚Святое семейство╩ Рембрандта, ╚Мадонна с безбородым Иосифом╩ Рафаэля, ╚Юдифь╩ Джорджоне, портреты кисти Ван Дейка, ╚Даная╩ Тициана и другие картины.


В настоящее время Эрмитаж располагает одной из богатейших

коллекций произведений Рембрандта, в которую входят 24 картины,

почти все офорты и несколько рисунков великого художника. Они

собраны в отдельном зале, который открывается небольшой картиной

╚Старик-воин╩, изображающей человека, которого принято считать

отцом Рембрандта.


Продолжают коллекцию знаменитые ╚Флора╩ (портрет Саскии,

жены художника, написанный в год женитьбы), ╚Даная╩, ╚Святое

семейство╩, ╚Возвращение блудного сына╩, ╚Портрет старика в красном╩.


В отдельном зале собраны и произведения Пауля Рубенса. Среди

них ╚Снятие с креста╩ ≈ одно из ранних монументальных полотен

мастера, ╚Пир у Симона фарисея╩, ╚Союз Земли и Воды╩. К периоду

зрелого творчества относится ╚Портрет камеристки╩, среди поздних

монументальных произведений ≈ ╚Вакх╩.


По повелению Екатерины II была приобретена и библиотека Вольтера, вскоре после смерти философа. Она состояла из 6800 томов, в

том числе в ней было 37 рукописей. Книги находились в прекрасном

состоянии и в том самом виде, как ими пользовался философ в своем

Фернейском замке. Стараниями верного Вагнера, секретаря Вольтера,

все было сохранено в целости. Даже многочисленные бумажные закладки были в тех самых местах, где их оставил Вольтер.


Если Петр I старался привлечь в Кунсткамеру всякого посетителя,

то Эрмитаж с самого начала был типичным музеем закрытого типа,

совершенно недоступным для широкой публики. ╚Эрмитаж╩ ≈ не


публичный музей, а продолжение императорского дворца╩, ≈ так

охарактеризовал его в 1802 году граф Д. П. Бутурлин, один из первых

директоров Эрмитажа. Сама Екатерина II в письме о приобретении

коллекции резного камня писала: ╚Всем эти любуются только мыши

и я╩.


Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда

Николай I торжественно открыл ╚Императорский Музеум╩ ≈ первый

в России художественный музей. Но хотя музейные коллекции и



были выделены в отдельную музейную половину, Эрмитаж оставался

продолжением царских апартаментов. В музейных залах, среди произведений искусства, часто устраивались различные увеселения и празднества, что было вредно картинам, требующим специальных условий

хранения.


Кроме того, Николай I ввел специальные ╚оградительные правила╩. Печаталось очень ограниченное число билетов, ╚чтобы избежать

большого числа посетителей╩. Должны были писать прошения на

посещение Музея и студенты Училища живописи и ваяния. Выдающийся художник-передвижник В. Г. Перов в своих воспоминаниях

приводит пример такого прошения директору Эрмитажа: ╚Имею

надобность сделать копии с некоторых картин, находящихся во вверенном Вам втором отделении Императорского Эрмитажа, а потому

покорнейше прошу Ваше превосходительство приказать выдать мне

билет для входа и копирования╩. Сейчас уже, конечно, невозможно

представить Эрмитаж ╚уединенным уголком╩, ╚жилищем отшельника╩.


К его бесценным сокровищам относится, например, коллекция

древнего золота, зарождение которой относится еще к петровскому

времени. В конце XVII века в приалтайских степях, между Иртышом

и Обью, промышляли ╚бугровщики╩ ≈ искатели ценностей в надмогильных курганах (╚буграх╩, как их тогда называли). Грабители расхищали богатые захоронения древних кочевников, в которых находились золотые украшения. Многое из найденного кладоискателями

безвозвратно погибло, так как было переплавлено в слитки. Однако

довольно значительную часть золотых изделий приобрел уральский

заводчик Никита Демидов ив 1715 году преподнес их в дар по случаю

рождения сына Екатерине ≈ супруге Петра I.


Заинтересовавшись своеобразными древностями, Петр I издает указ

собирать ╚старые вещи╩ и делать чертежи, ╚как, что найдут╩. И потекли в столицу все новые и новые находки, так и возникла Сибирская

коллекция Петра Великого. В нее входит более 250 великолепных


украшений ≈ ажурные парные пряжки и застежки, спирально изогнутые браслеты и гривны, перстни и серьги, а также бляхи от конских сбруй.


В середине XIX века нашли сокровища, которые образовали ядро

всемирно известной коллекции Древности Боспора Киммерийского.

А в 1897 году на одной из улиц Майкопа раскопали скифский курган,

сокровища которого тоже пополнили коллекцию Эрмитажа. В могиле

вождя одного из прикубанских племен лежало множество драгоценнейших украшений. Голову умершего венчали две золотые диадемы с

розетками, шею обвивали ожерелья из золотых, сердоликовых и бирюзовых бус.


Ткань полога украшали нашитые на нее мелкие бляшки в виде

колец и фигурок шагающих бычков и львов. Из кургана Куль-Оба

происходит роскошная золотая гривна, витой обруч которой украшен

инкрустацией из синей эмали и пластичными фигурками скифских

всадников.


Памяти Петра І в Эрмитаже посвящен отдельный Петровский зал.

Своды его расписаны золотым узором, в который искусно включены

короны, двуглавые орлы и латинские вензели. На боковых стенах зала

размещены две картины, написанные на холсте ≈ ╚Полтавский бой╩

и ╚Сражение под Лесной╩. На переднем плане каждой картины изображен Петр Великий на коне.


В глубине зала на щите помещен парадный аллегорический портрет, созданный итальянским художником Амикони в 1730 году. На

портрете русский царь изображен на фоне моря и кораблей, в сопровождении Минервы ≈ римской богини мудрости и войн. Под портретом стоит трон, сделанный в Лондоне в начале XVIII века. Спинка

и сиденья трона обиты бархатом, на котором золотыми нитями вышиты двуглавые орлы. С потолка Петровского зала спускается серебряная люстра, вдоль стен стоят серебряные столы и торшеры.


Во время Великой Отечественной войны Петровский зал сильно

пострадал от снаряда, попавшего в соседнее помещение. От взрывной

волны упала и расплющилась люстра. Она разбила паркет, рисунок

которого был набран из кусочков цветного дерева.


Среди сокровищ Эрмитажа находится и самая большая ваза России. Да и не только России! Колыванская ваза, изготовленная из

яшмы и весящая 19 тонн, является самой большой вазой в мире.


Мастера Колыванской гранильной фабрики работали над ней в

течение четырнадцати лет и закончили ее в 1843 году. Из огромной

глыбы серо-зеленой яшмы по рисунку архитектора А. Мельникова


выдалбливалась, вырезалась огромная ваза, предназначенная для первого императорского музея ≈ Эрмитажа


Чтобы доставить в Петербург драгоценный груз с Алтая, понадобилась повозка, в которую впрягли 160 лошадей. Уложенная на спе-циально спроектированные телеги, ваза начала свой путь из Барнаула

в Петербург по рекам Чусовая, Кама, Волга, Шексна Благополучно

добравшись до Зимнего дворца, ваза заняла специально построенный

для нее зал, который стал называться Залом большой вазы А саму

вазу стали называть Колыванской по месту ее изготовления


Высота Колыванского чуда больше 2,5 метров, а размер овальной

чаши ≈ 5х3,25 метра, но смотрится она удивительно легкой и изящной.


Яшма ≈ один из наиболее твердых цветных камней Несмотря на

обилие мелких трещинок в гигантской глыбе, которые были заделаны

искусными вставками, ваза получилась на славу. ╚Царь-ваза╩ да и

только'