ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В КУСКОВО
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В КУСКОВО

художественная культура



Отправить его в другом документе ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В КУСКОВО Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

БОЛЬШОЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ
лелIпхюкэмше лсгех юммш юулюрIAIи
Французское искусство XVIII века
МУЗЕЙ ╚ЗОЛОТО ПЕРУ╩
ВЯРКЯЙСКИЙ ДВОРЕЦ В ВИЛЬНЮСЕ
ВКУСНЫЕ МУЗЕИ
Культура харчування
Ранняя классика
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XIX ВЕКЕ
 

ШЕРЕМЕТЕВСКИЙ ДВОРЕЦ В КУСКОВО

Старинное предание так рассказывает о происхождении названия <Кусково>. Местность эта ранее представляла собой небольшой

кусок, со всех сторl 353b12ed 6;н окруженный владениями князя A.M. Черкасского. Вот этот-то <кусок> в 1715 году и купил у своего младшего

брата Владимира фельдмаршал Б. П. Шереметев- за 200 рублей

Купил <без людей> (то есть без крестьян), так как постоянно здесь

жили только дворl 353b12ed 6;вые люди, следившие за домом и псарней.

Строительные работы в новой усадьбе фельдмаршала начались в

1720 году, в эти годы стали отделываться и господские хорl 353b12ed 6;мы в

Кусково. Комнаты обиваются бархатными, камчатыми и китайскими лаковыми обоями, печи кое-где заменяются каминами, на дверях появляются нарядные резные наличники.

Однако Кусково недолго находилось во владении Б П Шереметева. В 1719 году фельдмаршал умер, так и не успев пожить в своей

подмосковной вотчине. Все владения перешли по наследству к его

сыну - П.Б. Шереметеву. Женитьба последнего в 1743 году на единственной наследнице богатейших имений канцлера A.M. Черкасского - княжне Варваре Алексеевне - почти вдвое увеличила шереметевские владения. В числе многих сел с десятками тысяч крепостных крестьян к П.Б. Шереметеву перешли Вешняки и Выхино, расположенные близко от Кускова. Вскоре здесь и стал создаваться

цельный дворцово-парковый ансамбль, получивший теперь широкую известность.

Середина XVIII века - это время, когда летние резиденции были

обязательны в быте богатых вельмож И П Б Шереметев стремился

сделать свое Кусково больше и красивее резиденций других вельмож, его загорl 353b12ed 6;дное имение не уступало даже царскому.

<Летний загорl 353b12ed 6;дный увеселительный дом>, как называли в то

время усадьбы-резиденции, возводился в Кусково с размахом К



1740-м годам <старые хорl 353b12ed 6;мы> фельдмаршала уже обветшали, поэтому их превратили в двухэтажный деревянный дом с нарядной

архитектурной отделкой фасадов, анфиладами парадных комнат, двусветным залом в центре вторl 353b12ed 6;го этажа Все это вполне удовлетворяло графа П Б. Шереметева, однако образовавшиеся еще при перестройке <трещины и расседины> привели к тому, что здание дворца

стало оседать и рассыхаться расходились стропила, а дождевая вода

затекала в щели карнизов Новые переделки, проводившиеся под

руководством зодчего Д В Ухтомского, мало помогли, и к началу

1770-х годов кусковский дом был разобран до основания.

Новое здание дворца решено было возводить одноэтажным, но

более просторl 353b12ed 5;ым, поэтому протяженность его фасадов увеличилась

в длину более чем на 20 метров, а в ширину - на 12 метров. Авторl 353b12ed 6;м

проекта нового дворца в Кусково архивные источники называют

французского архитектора Шарля де Вальи, проекты которl 353b12ed 6;го граф

П Б. Шереметев поджидал из Парижа с большим нетерпением. Но

документы эти относятся к 1774 году, когда работы по строительству дворца в основном уже подходили к концу были настланы

паркеты, в залах велись отделочные работы, уже привозили мебель,

картины и светильники Поэтому искусствовед И Глозман считает,

что участие французского архитектора ограничилось лишь исправлениями проекта, который был составлен в России Эти <поправки>

никак не могли изменить основные достоинства кусковского дворца его удивительно удачную планировку, а также изумительную по

своей продуманности и относительной простоте отделку внутренних

помещений.

Кусковский дворец строился в то время, когда было принято

разделять все помещения богатого дома на две части: парадную для

приема гостей и собственно жилую. Во время празднеств и приемов

хозяева покидали свое обычное обиталище и переселялись в парадную часть дома, где были и кабинеты, и спальни, и комнаты хозяйки.

Кусковская же усадьба с самого начала возводилась только для

приема гостей, что и обусловило офорl 353b12ed 4;ление его дворцовых интерьеров. Обычное для того времени деление помещений на приемные

и жилые комнаты здесь было сохранено, но те и другие стали слу

жить одной цели - приему гостей. Наряду с высокими покоями для

приема гостей стали служить и небольшие комнаты, и даже антресоли, зато внутренне убранство дворцовых покоев в Кусково отличалось богатством и пышностью.

В <Парадные сени> - вестибюль дворца - ведет большая двустворчатая стеклянная дверь. В вестибюле и стены, и украшающие

их пилястры расписаны под розовый и серый мрамор, но это не

отделка <фальшивым мраморl 353b12ed 6;м>, который вошел в моду в конце

XVIII века. Художники, расписывавшие <Парадные сени>, и не стремились создать иллюзию мраморl 353b12ed 5;ой облицовки. Роспись сделана

масляной краской по штукатурке и передает лишь прихотливую игру

слоев мрамора, однако исполнено это все так, что посетитель искренне убежден, будто находится он в мраморl 353b12ed 5;ом зале.

Парные пилястры и большие декоративные вазы в нишах, отлитые из алебастра, с нарядной лепкой из гипса и <тисненой бумаги>,

придают <Парадным сеням> еще большую величественность. Вверху

над нишами расположены панно, изображающие сцены прославления античных героев. Эти сцены, выполненные гризалью, а также

изображение воинских доспехов и герб Шереметевых над входом в

вестибюль должны были напоминать гостям о заслугах фельдмаршала Б.П. Шереметева.

Нарядность этому и без того торжественному вестибюлю придают и фонарь с хрустальными подвесками в форl 353b12ed 4;е дубовых листьев,

и мраморl 353b12ed 5;ые канделябры с фигурами юношей и девушек, поддерживающих рога изобилия.

Из <Парадных сеней> открывается вид на южную анфиладу парадных залов дворца. Чтобы главная анфилада казалась длиннее, на

одном ее конце сделано окно, а на другом было повешено большое



зеркало, благодаря чему она кажется просто бесконечной.

Налево от вестибюля располагается <Прихожая-гостиная>, менее

торжественная по своему убранству, чем <Парадные сени>, зато более праздничная. Причем приемы ее офорl 353b12ed 4;ления просты: невысокая

(вровень с подоконником) деревянная панель с прямоугольными

филенками служит как бы цоколем для простенков, затянутых голубой шелковой тканью. Большие зеркала в резных золоченых рамах заполняют узкие простенки между окнами; высокая печь с многоцветными русскими изразцами, картины над мраморl 353b12ed 5;ым камином

и над дверями - все это образует яркие декоративные пятна, которые весело оживляют гостиную.

Однако ткани, первоначально украшавшие стены дворца, в

1812 году были уничтожены французскими войсками маршала

М. Нея, квартировавшими близ Кускова. Впоследствии стены двор

цовых залов и мебель были обиты тканями, восстановленными в

1949- 1953-х годах экспериментальными мастерскими Академии архитектуры СССР. Работа выполнялась в соответствии со старинными описаниями дворца и на основе образцов тканей XVIII века,

хранившихся в различных музеях страны. Сложность рисунка и

большая плотность тканей не позволили применять для их изготовления технику, поэтому все изготовлялось на ручных жаккардовых станках.

Стены <Вторl 353b12ed 6;й гостиной> в кусковском дворце были украшены

огромными коврами, вытканными в зеленых тонах фламандскими

<мастерами шпалерного дела>. В этой гостиной устраивались небольшие домашние концерты, поэтому посреди нее стоял стол с

выдвижными пюпитрами, предназначавшийся для ансамбля из восьми

музыкантов. До настоящего времени сохранился столик для хранения нот, относящийся к 1880-м годам. На его верхней доске - изображение усадьбы Кусково, набранное из кусочков различных порl 353b12ed 6;д

дерева. При наборе были использованы и привычные груша, липа,

береза, а также и такие редкие в то время сорта, как чинара, черное

>дерево, карельская береза.

Первой комнатой западной анфилады является <Парадная спальня>, устроенная в подражание <царственным особам>, которые принимали близких им лиц при утреннем вставании. В каждом дворце

(русском и иностранном) были такие парадные опочивальни, была

она и в Кусково. Однако парадные спальни были скорее роскошной

привычкой, так как по назначению они, как правило, не использовались.

В кусковском дворце парадный характер спальни подчеркивался

всем великолепием ее убранства - от отделки комнаты до ее меблировки. Стены спальни украшены декоративной лепкой: гирлянды

из цветов и листьев вьются вокруг рам картин, украшают вазы и,

как вьюнки, заплетаются по деревянной балюстраде, отгораживающей стоящую в нише кровать.

В XVIII веке в убранстве <Парадных спален> были довольно распространены готические ширмы с их островерхими зубцами и цветами трилистника. Наружные стенки таких ширм украшались гравюрами мифологического и <галантного> (любовно-развлекательного) содержания.

Потолок <Парадной спальни> в Кусково украшен плафоном, который изображает <Невинность на распутье между мудростью и любовью>. Мудрость и Любовь воплощены в росписи в виде античных

богинь Минервы и Венеры, а Невинность - в образе девушки в

белой одежде.

К <Парадной спальне> примыкает так называемый <Кабинетконторl 353b12ed 6;чка>, который относится к числу относительно небольших

помещений, предназначавшихся для личного пользования (деловых

приемов) самого владельца усадьбы. Сюда приходили с докладами

<управители>, которым было поручено смотреть за многочисленными имениями графа П.Б. Шереметева.

Дубовая облицовка стен этого кабинета и сравнительно небольшое количество позолоты придавали ему скромный и даже несколько строгий вид. Однообразие дубовой обшивки этого кабинета оживлялось множеством картин, которые симметрично (по размерам и



сюжетам) были врезаны в стены. В 1786 году картины вынули, так

как граф приказал затянуть простенки кабинета шелком. Но в

1812 году обивка дворца, как уже указывалось выше, была уничтожена солдатами наполеоновской армии, и потому оставшиеся проемы были заделаны дощечками и частично завешаны случайными

произведениями живописи. Впоследствии постарались подобрать соответствующие картины для восстановления <Кабинета-конторl 353b12ed 6;чки> в его первоначальном виде.

Под кусковский парк отводилась площадь более 30 гектаров, что

втрое превышало территорl 353b12ed 0;ю Летнего сада и почти равнялось основной части царскосельского парка. Парк был разбит в середине

XVIII века на месте довольно скудного и болотистого ландшафта, но

преображенный усилиями талантливых архитекторl 353b12ed 6;в, художников и

садовников он превратился в райский сад, который таил в себе много диковинок и развлечений.

Путешествуя по лабиринту стриженых липовых аллей и любуясь

беломраморl 353b12ed 5;ыми скульптурами, гости знакомились с древней исторl 353b12ed 0;ей, географией, античной мифологией. В тени крытых зеленью

беседок можно было насладиться пением птиц, в Оранжерее - полюбоваться редкостной коллекцией южных деревьев, многие из которых были искусно подстрижены в виде людей и животных.

Павильоны с их окружением воспроизводили в кусковской усадьбе уголки далеких стран и позволяли гостям <посетить> эти страны,

понять главное в укладе их жизни. В Итальянском домике, например, царил дух высокого искусства, а в Голландском - пленяла уютная

и милая обстановка домашнего жилища.

В парке усадьбы Кусково в изобилии встречались беседки, кофейни, китайские башенки и пагоды с колокольчиками, мелодично

звеневшими на ветру. Были тут и <Индийская беседка>, и <Храм

Дианы>, и <Хорl 353b12ed 6;шим людям приют>, и другие. В черной пещере

лежал огнедышащий дракон, изрыгавший из пасти пламя; в другой

пещере расположился каменный лев, надпись к которl 353b12ed 6;му на латыни

гласила: <Не ярится, но не укротим>. В особом колодце сидел философ Диоген, сделанный из алебастра и расписанный под цвет натурального человеческого тела. Он держал в руках гусиное перо, а

перед ним стояли две чашки и кувшин.

В стоге сена размещалась беседка в виде русской избы, где за

дубовым столом на деревянных скамьях сидели двенадцать восковых крестьян. Мужички, повинуясь скрытому в них механизму,

чокались кружками и размахивали руками.

Все эти увеселения и забавы находились в пейзажном парке

<Гай>, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился. Но

граф П.Б. Шереметев был большой шутник и оригинал. Так, например, на одной из дорl 353b12ed 6;г устроили потайной фонтан: стоило только

открыть кран и на проходящего выливались потоки воды. Правда,

такая шутка дозволялась только в жаркое время.

Не раз владелец кусковской усадьбы поражал современников

пышными приемами, необычными сюрпризами, театральными и

музыкальными новинками. Пушечная пальба с яхты на Большом

пруду, роговые оркестры, музыканты на затейливых лодочках и корабликах, качели и карусели на аллее игр, пышные фейерверки в

ночном небе - все это привлекало в кусковскую усадьбу множество

народа.

В своем <Путешествии вокруг Москвы> Н.М. Карамзин писал:

<Бывало всякое воскресенье, от мая до августа, дорl 353b12ed 6;га Кусковская

представляла улицу многолюдного горl 353b12ed 6;да и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гондола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам

большого озера (так можно назвать обширный кусковский пруд).

Спектакль для благорl 353b12ed 6;дных, разные забавы для народа и потешные

огни для всех составляли еженедельный праздник Москвы>.