╚Основные достижения культуры Древнего Китая╩
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

╚Основные достижения культуры Древнего Китая╩

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Греческая архаика
луврский ДВОРЕЦ
КОРОЛЕВСКИЕ ДВОРЦЫ БЕНИНА
ПОТАЛА
Культура харчування
Особенности формирования субкультур в истории Украины
АЛЬКАСАР И САРСУЭЛА
ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ
Раннехристианское искусство
 

Южно-Сахалинский Институт Экономики Права и Информатики

ДОКЛАД



По дисциплине: ⌠Культурология■


На тему: ╚Основные достижения культуры Древнего Китая╩.

















Г. Южно-Сахалинск.

2004 год.

ПЛАН


I.          ВВЕДЕНИЕ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he .................3

II.        ПИСЬМЕННОСТЬ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he ┘3

III.     ВЫДАЮЩИЕСЯ═ ПИСАТЕЛИ═ ДРЕВНЕГО═ КИТАЯ.................... 414h79he .....3

IV.            РЕЛИГИОЗНО √ ФИЛОСОФСКИЕ═ ВЗГЛЯДЫ:

1.     КУЛЬТЫ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he ..................4

2.     КОНФУЦИАНСТВО.................... 414h79he .................... 414h79he .................5

3.     ЛЕГИЗМ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he ..................5

4.     КОНФУЦИАНСКОЕ═ ВОСПИТАНИЕ═ И═

ОБРАЗОВАНИЕ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he .....6

5.     КОНФУЦИАНСТВО √ РЕГУЛЯТОР

ЖИЗНИ══ КИТАЯ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he ...7

══════════════════════ 6.══ ДАОСИЗМ══ И═ БУДДИЗМ.................... 414h79he .................... 414h79he ..................7

7.     ═НЕОКОНФУЦИАНСТВО.................... 414h79he .................... 414h79he ........8

8.     СЕКСТАНСТВО.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he .....9

V.══════ МАТЕРИАЛЬНАЯ══ КУЛЬТУРА:

1.        ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ШАН (ИНЬ).................... 414h79he .......9

2.        ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ЧЖОУ.................... 414h79he .................10

3.        ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ЦИНЬ═ И═ ХАНЬ.................... 414h79he 11

4.        ПЕРИОД═ ЮЖНОЙ═ И═ СЕВЕРНОЙ═ ДИНАСТИИ....11

5.        ПЕРИОД═ ГОСПОДСТВА═ ТАН.................... 414h79he ................12

6.        ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ СУН.................... 414h79he .................... 414h79he .12

7.        ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ МИН.................... 414h79he .................... 414h79he 13

8.        ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ЦИН.................... 414h79he .................... 414h79he .14

V.       ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he .................... 414h79he ...........15

VI.══════ ИСПОЛЬЗУЕМАЯ══ ЛИТЕРАТУРА.................... 414h79he .................... 414h79he ...................16




Введение.

════════ Культура═ Китая═ восходит═ к═ очень ═глубокой═ древности═ и═ отличается═ не═ только═ богатством═ своих═ материальных═ и═ духовных═ ценностей, но═ и═ огромной═ жизнестойкостью. Несмотря═ на═ бесчисленные═ войны, мятежи, разрушения, производимые═ завоевателями═ страны, культура═ Китая═ не═ только═ не═ ослабевала, а═ наоборот, всегда═ побеждала═ культуру═ завоевателей.

═══════ В═ течение═ всей═ истории═ китайская культура═ не═ утрачивала═ своей═ активности, сохраняя═ монолитность. Каждая═ из═ культурных═ эпох═ оставляла═ для═ потомков═ неповторимые═ по═ красоте, самобытности═ и═ разнообразию═ ценности. Произведения═ зодчества, скульптуры, живописи═ и═ ремёсел═ представляют═ собой═ бесценные═ памятники═ культурного═ наследия═ Китая.

═Каждая═ из═ культурных═ эпох═ тесно═ связана═ с═ социально-политическими, экономическими═ и═ другими══ особенностями═ данного═ исторического═ периода═ и═ представляет═ собой═ определённый═ этап═ развития═ культуры. Таких═ культурных═ эпох═ в═ истории═ Китая═ несколько. История═ и═ культура═ древнего═ Китая═ охватывает ═период═ от═ II═ в. до═ н.э. √ до III в. н.э. В═ эту═ эпоху═ входит═ культура═ Китая═ периода═ династии═ Шан (Инь)═ и═ династии═ Чжоу, а═ также═ культура═ империи═ Цинь═ и═ Хань. Культура═ Китая═ III √IX вв.═ охватывает═ два═ исторических═ периода: период ═Южных═ и═ Северных═ династий═ и═ период═ объединения═ Китая═ и═ создания═ танского═ государства. Культура═ Китая═ X √XIV вв. включает═ в═ себя═ период═ пяти═ династий═ и═ образования═ империи═ Сун, а═ также═ период═ монгольских═ завоеваний═ и═ правления═ династии═ Юань. Культура═ Китая═ XV √ XIX вв. √ это═ культура═ периода═ династии═ Мин, а═ также═ период═ завоевания═ Китая═ маньчжурами═ и═ правления═ маньчжурской═ династии═ Цин.═

════════ Обилие═ и═ разнообразие═ керамических═ изделий √ от═ бытовой═ посуды═ до═ жертвенных═ сосудов √ и═ их═ техническое═ совершенство═ свидетельствуют, что═ культура═ этого═ периода═ стояла, несомненно, выше═ яншанской. К═ этому═ времени═ относятся═ и═ первые═ гадальные══ кости, на═ которых═ имеются═ знаки, нанесённые═ с═ помощью═ сверления.


Письменность.

════════ Изобретение═ письменности═ является═ важнейшим═ признаком═ того, что═ общество═ вышло═ из═ периода═ варварства═ и═ вступило═ в═ эпоху═ цивилизации.═ Древнейшие═ китайские═ надписи═ дают═ возможность═ проследить═ процесс═ возникновения═ и═ первоначальное═ развитие═ иероглифической══ письменности.

══════ Развитию═ письменности═ содействовал═ переход═ от═ письма═ на═ узких═ бамбуковых═ дощечках═ к═ письму═ на═ шелке, а═ затем═ и═ на═ бумаге, впервые═ в═ мире═ изобретённой═ китайцами═ на═ рубеже═ нашей═ эры, - с═ этого═ момента═ писчий═ материал═ перестал═ лимитировать═ объём═ письменных═ текстов. В═ конце═ I═ века═ до═ н.э.═ была═ изобретена═ тушь.

═════ Для═ передачи═ всего═ богатства═ китайского═ языка═ применялись ═знаки (иероглифы), фиксирующие═ те═ или═ иные═ единицы═ языка. Подавляющее═ большинство═ знаков═ представляло═ собой═ идеограммы √ изображения═ предметов═ или═ сочетания═ изображений, передающих═ более═ сложные═ понятия. Но═ число═ применявшихся═ иероглифов═ было═ недостаточно. В китайском═ письме═ каждое═ односложное═ слово═ должно═ было═ выражаться═ отдельным═ иероглифом,═ и═ даже═ многочисленные═ омофоны - сходно═ звучащие═ слова-однослоги - в═ зависимости═ от═ их═ смысла═ изображаются═ разными═ иероглифами. Теперь═ число═ знаков═ было═ пополнено, с═ тем,═ чтобы═ учесть═ и═ более═ редкие═ понятия, и═ доведено═ до═ 18 тыс., знаки═ были═ строго═ классифицированы. Начали═ составляться═ словари.

══════ Так═ были═ заложены═ предпосылки═ для═ создания═ обширной═ письменной═ литературы, включающей═ не═ только═ поэзию═ и═ афоризмы, рассчитанные═ и═ на═ устное═ запоминание, но═ и═ художественную═ прозу, прежде═ всего═ историческую.


ВЫДАЮЩИЕСЯ═ ПИСАТЕЛИ═ ДРЕВНЕГО═ КИТАЯ

══════ Самым═ выдающимся═ историком-писателем═ был═ Сыма═ Цянь ( около═ 145 - 86 гг. до═ н.э.) Его═ личные═ взгляды, сочувствовавшие даосским═ настроениям, расходились═ с═ ортодоксальными═ конфуцианскими, что═ не═ могло═ не═ отразиться═ на═ его═ труде. По-видимому, за═ это═ инакомыслие═ историк═ попал═ в═ опалу. В═ 98═ г.═ до═ н.э.═ по═ обвинению═ в═ сочувствии═ к═ полководцу, оклеветанному═ перед═ императором═ Уди, Сыма═ Цянь═ был═ приговорён═ к═ позорной═ каре -═ кастрированию; реабилитированный═ позднее, он═ нашёл═ силы═ возвратиться═ на═ служебное═ поприще═ с═ одной═ целью -═ завершить═ труд═ своей═ жизни. В═ 91 г. до═ н.э. он═ закончил═ своё═ замечательное═ произведение══ ⌠Исторические═ записки■ (⌠Ши═ цзи■ ) - сводную═ историю═ Китая, включавшую═ также═ описание═ соседних═ народов═ от═ древнейших═ времён. Труд═ его═ повлиял═ не═ только═ на═ всю═ последующую═ китайскую═ историографию,═ но═ и═ на═ общее═ развитие═ литературы

══════ В═ Китае═ творило═ много═ поэтов═ и═ писателей═ в═ разных═ жанрах. В═ элегическом═ жанре - поэт═ Сун═ Юй ( 290 - 223 гг. до═ н.э. ). Лирика═ поэта═ Цюй═ Юаня ( 340 -278 гг. до═ н.э. )═ славится═ своей═ изысканностью═ и═ глубиной. Ханьским═ историком═ Бань═ Гу ( 32 -92 гг. ) в═ этом═ жанре═ создан═ труд═ ⌠ История═ династии═ Хань■ и═ многие═ другие.


КУЛЬТЫ

══════ Сохранившиеся═ литературные═ источники, по═ большей═ части═ произведения═ так═ называемой═ классической═ литературы═ древнего═ Китая, позволяют═ проследить═ процесс═ возникновения═ и═ развития═ китайской═ религии,═ философии,═ права═ и═ возникновение═ очень═ древних═ социально-политических═ систем. Этот═ процесс═ мы═ можем═ наблюдать═ на═ протяжении═ целого═ тысячелетия.

══════ Китайская═ религия,═ так═ же═ как═ и═ религиозные═ воззрения═ всех═ народов═ древности, восходит═ к═ фетишизму, к═ другим═ формам═ культа═ природы, культа═ предков═ и═ тотемизма,═ тесно═ связанного═ с═ магией.

══════ Специфика═ религиозной═ структуры═ и═ психологических═ особенностей═ мышления═ всей═ духовной═ ориентации═ в═ Китае═ видна═ во═ многом.

══════ В═ Китае═ тоже═ есть═ высшее═ божественное═ начало - Небо. Но═ китайское═ Небо - это═ не═ Яхве,═ не═ Иисус, не═ Аллах, не═ Брахман═ и═ не═ Будда. Это═ высшая═ верховная═ всеобщность, абстрактная═ и═ холодная,═ строгая═ и═ безразличная═ к═ человеку. Её═ нельзя═ любить, с═ ней═ нельзя═ слиться, ей═ невозможно═ подражать, как═ и═ нет═ смысла═ ею═ восхищаться. Но═ в═ системе═ китайской══ религиозно-философской═ мысли═ существует,═ кроме═ Неба, и Будда (представление═ о═ нём═ проникло═ в═ Китай═ вместе═ с═ буддизмом═ из═ Индии═ в═ начале═ нашей═ эры), и═ Дао (основная═ категория═ религиозного═ и═ философского═ даосизма). Причём═ Дао═ в═ его═ даосской═ трактовке (существует═ и═ иная═ трактовка, конфуцианская, воспринимавшая═ Дао═ в═ виде═ Великого═ Пути═ Истины═ и═ Добродетели) близко═ к═ индийскому═ Брахману.═ Однако═ именно═ Небо,═ всегда═ было═ центральной═ категорией═ верховной═ всеобщности═ в═ Китае.

══════ Специфике═ религиозной═ структуры═ Китая═ свойствен═ и═ ещё═ один═ существующий═ для═ характеристики═ всей═ китайской═ цивилизации═ момент - незначительная═ и═ социально═ не═ существующая═ роль═ духовенства, жречество.════

══════ Все═ эти═ и═ многие═ другие═ важнейшие═ особенности═ религиозной═ структуры═ Китая═ были═ заложены═ в═ глубокой═ древности, начиная═ с═ эпохи═ Шан-Инь. У иньцев═ был═ немалый═ пантеон═ богов═ и═ духов,═ который═ они═ почитали═ и═ которому═ приносили═ жертвы, чаще═ всего═ кровавые, в═ том═ числе═ человеческие. Но═ с═ течением═ времени═ на═ передний═ план═ среди═ этих═ богов═ и═ духов═ всё═ более═ отчётливо═ выходил═ Шанди, верховное═ божество═ и═ легендарный═ родоначальник═ иньцев, их предок - -тотем. Шанди═ воспринимался═ как═ первопредок, заботившийся═ о═ благосостоянии═ своего═ народа.

══════ Смещение═ в═ культе═ Шанди═ акцента═ в═ сторону═ его═ функций═ первопредка═ сыграло═ в═ истории═ Китайской═ цивилизации═ огромную═ роль: именно═ оно═ логически═ привело═ к═ ослаблению═ религиозного═ начала═ и═ к═ усилению═ начала═ рационального, проявившегося═ в═ гипертрофировании═ культа═ предков, ставшего═ затем═ основой═ основ═ религиозной═ системы═ Китая.



═════ У═ Чжоусцев═ было такое═ религиозное═ представление, как═ почитание═ Неба.═ С═ течением═ времени═ культ═ Неба═ в═ Чжоу═ окончательно═ вытеснил═ Шанди═ в═ главной═ функции═ верховного═ божества. При═ этом═ на═ Небо═ перешло═ представление═ о═ прямой═ генетической═ связи═ божественных═ сил═ с═ правителем: чжоуский═ ван═ стал═ считаться═ сыном═ Неба, и═ этот═ титул═ сохранился═ за═ правителем═ Китая═ до═ XX═ века. Начиная═ с═ эпохи═ Чжоу═ Небо═ в═ его═ основной═ функции═ верховного═ контролирующего═ и═ регулирующего═ начала═ стало═ главным═ всекитайским═ божеством, причём═ культу═ этого═ божества═ был═ придан═ не═ только═ сакрально-теистический, сколько═ морально-этический═ акцент. Считалось, что═ великое═ Небо═ карает═ недостойных═ и═ вознаграждает═ добродетельных.

══════ Культ═ Неба═ стал═ главным═ в═ Китае, а═ полное═ его═ отправление═ - прерогативой═ лишь═ самого═ правителя, сына═ Неба. Отправление═ этого═ культа═ не═ сопровождалось═ мистическим═ трепетом═ или═ кровавыми═ человеческими═ жертвами.

══════ Также═ существует═ в═ Китае═ культ═ умерших═ предков, культ═ Земли, тесно═ связанный═ с═ магией═ и═ ритуальной═ символикой, с═ колдовством═ и═ шаманством.

══════ Все═ отмеченные═ системы═ верования═ и═ культов═ в═ древнем ═Китае═ сыграли═ огромную═ роль═ в═ становлении═ основной═ традиционной═ китайской═ цивилизации: не═ мистика═ и═ метафизические═ абстракции, но═ строгий═ рационализм═ и═ конкретная═ государственная═ польза; не═ эмоциональный═ накал═ страстей═ и═ личная═ связь═ индивида═ с═ божеством,═ но═ разум═ и═ умеренность, отказ═ от═ личностного═ в═ пользу═ общественного; не═ духовенство,═ направляющее═ эмоции═ верующих═ в═ русло, возвеличивающее═ бога═ и═ усиливающее═ значение═ религии, но═ жрецы-чиновники, исполняющие═ свои═ административные═ функции, частью═ которых═ были═ регулярные═ религиозные═ отправления. Все═ эти═ специфические═ особенности, складывавшиеся═ в═ иньско-чжоуской═ китайской═ системе═ ценностей═ за═ тысячелетие, предшествовавшие═ эпохе═ Конфуция,═ подготовили═ страну═ к═ восприятию═ тех═ принципов═ и═ норм═ жизни, которые═ навсегда═ вошли═ в═ историю═ под═ наименованием═ конфуцианства.


КОНФУЦИАНСТВО

══════ Конфуций (Кун-цзы, 551-479═ до═ н.э.) родился═ и═ жил═ в═ эпоху═ больших═ социалистических═ и ═политических═ потрясений,═ когда═ чжоуский═ Китай═ находился═ в состоянии═ тяжёлого═ внутреннего═ кризиса. Высокоморальный═ Цзюнь-цзы, сконструированный═ философом═ в═ качестве═ модели, эталона═ для═ подражания,═ должно═ было═ обладать═ двумя═ важнейшими ═в═ его═ представлении═ достоинствами: гуманностью═ и═ чувством═ долга. Конфуций═ разработал═ и═ ряд═ других═ понятий, включая═ верность═ и═ искренность (чжен), благопристойность═ и═ соблюдение═ церемоний═ и═ обрядов (ли). Следование═ всем═ этим═ принципам═ будет═ обязанностью═ благородного═ Цзюнь-цзы. ⌠Благородный═ человек■═ Конфуция - это═ умозрительный═ социальный═ идеал, назидательный═ комплекс═ добродетелей. Конфуций═ сформулировал═ основы═ того═ социального═ идеала,═ который═ хотел═ бы═ видеть═ в═ Поднебесной: ╚Пусть═ отец═ будет═ отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник √ чиновником╩, то═ есть═ пусть═ всё═ в═ этом═ мире═ хаоса═ и═ сумятиц═ станет═ на═ свои═ места, все═ будут═ знать═ свои═ права═ и═ обязанности═ и═ делать═ то, что═ им═ положено. И═ общество═ должно═ состоять═ из═ тех, кто═ думает═ и═ управляет - верхов, и═ тех, кто═ трудится═ и═ повинуется - низов.═ Такой═ социальный═ порядок═ Конфуций═ и═ второй═ основоположник═ конфуцианства═ Мэн-цзы (372 - 289═ до═ н.э. ) считали═ вечным═ и═ неизменным, идущим═ от═ мудрецов═ легендарной═ древности.

═══════ Одной═ из═ важных═ основ═ социального═ порядка, по═ Конфуцию, было═ строгое═ повиновение═ старшим.═ Любой═ старший, будь═ то═ отец, чиновник, наконец,═ государь, - это═ беспрекословный═ авторитет═ для═ младшего, подчинённого, подданного. Слепое═ повиновение═ его═ воле, слову,═ желанию - это═ элементарная═ норма═ для═ младших═ и═ подчинённых, как═ в═ рамках═ государства═ в═ целом,═ так═ и═ в═ рядах═ клана, корпорации═ или═ семьи.

═══════ Успехам═ конфуцианства═ в═ немалой═ степени═ способствовало═ и═ то,═ что═ это═ учение═ базировалось═ на═ слегка═ изменённых═ древних═ традициях, на═ привычных═ нормах═ этики═ и═ культа.═ Апеллируя═ к═ самым═ тонким═ и═ отзывчивым═ струнам═ души═ китайца, конфуцианцы═ завоёвывали═ его═ доверие═ тем,═ что═ выступали═ за═ милый═ его═ сердцу═ консервативный═ традиционализм,═ за═ возврат═ к═ ╚доброму═ старому═ времени╩, когда═ и═ налогов═ было═ меньше, и═ люди═ жили═ лучше, и═ чиновники═ были═ справедливее, и═ правители═ мудрее...


ЛЕГИЗМ

══════ В═ условиях═ эпохи═ Чжаньго═ (V √ III═ вв. до═ н.э.), когда═ в═ Китае═ ожесточённо═ соперничали═ различные═ философские═ школы, конфуцианство═ по═ своему═ значению═ и═ влиянию═ стояло═ на═ первом═ месте. Но,═ несмотря═ на ═это,═ предлагавшиеся═ конфуцианцами═ методы═ управления═ страной═ тогда═ не═ получил═ признания. Этому═ помешали═ соперники═ конфуцианцев √ легисты.

══════ Учение═ законников - легистов═ резко═ отличалось═ от═ конфуцианского. В═ основе═ легистской═ доктрины═ лежал═ безусловный═ примат═ писаного═ закона. Сила═ и═ авторитет═ которого═ должен═ держаться═ на═ палочной═ дисциплине═ и═ жестоких═ наказаниях. По═ легистским═ канонам, законы═ разрабатывают═ мудрецы √ реформаторы, издаёт═ их═ государь, а═ осуществляют═ на═ практике═ специально═ отобранные═ чиновники═ и═ министры,═ опирающиеся═ на═ мощный═ административно-бюрократический═ аппарат. В═ учении═ легистов, почти═ не═ апеллировавших═ даже═ к═ Небу, рационализм═ был═ доведён═ до═ своей═ крайней═ формы, порой═ переходившей═ в═ откровенный═ цинизм, что═ можно═ легко═ проследить═ на═ примере═ деятельности═ ряда═ легистов √ реформаторов═ в═ различных═ царствах═ чжоуского═ Китая═ в═ VII √IV═ вв. до═ н.э.═ Но═ не═ рационализм═ или═ отношение═ к═ Небу═ было═ основным═ в═ противостоянии═ легизма═ конфуцианству.═ Важнее═ было═ то, что═ конфуцианство═ делало═ ставку═ на═ высокую═ мораль═ и═ другие═ традиции,═ тогда═ как═ легизм═ выше═ всего═ ставил═ закон,═ державшийся═ на═ строгих═ наказаниях═ и═ требовавший═ абсолютного═ повиновения═ сознательно═ оглуплённого═ народа. Конфуцианство═ ориентировалось═ на═ прошлое, а═ легизм═ бросал═ этому═ прошлому═ открытый═ вызов, предлагая═ в═ качестве═ альтернативы═ крайние═ формы═ авторитарной═ деспотии.

══════ Грубые═ методы═ легизма═ для═ правителей═ были═ более═ приемлемыми═ и═ эффективными, ибо═ они═ позволяли═ твёрже═ держать═ в═ руках═ централизованный═ контроль═ над═ частным═ собственником, что═ имело═ огромное═ значение═ для═ усиления═ царств═ и═ успехов═ в═ их═ ожесточённой ═борьбе═ за═ объединение═ Китая.

══════ Синтез═ конфуцианства═ и═ легизма═ оказался═ не═ столь уж═ сложным═ делом.═ Во-первых, несмотря═ на═ многие═ различия, легизм═ и═ конфуцианство═ имели═ немало═ общего: сторонники═ обеих═ доктрин═ мыслили═ рационалистически,═ для═ тех═ и═ других═ государь═ был═ высшей═ инстанцией, министры═ и═ чиновники √ его═ основными═ помощниками═ в═ управлении, а═ народ √ невежественной═ массой, которой═ следовало═ руководить═ должным═ образом═ для═ её═ же═ блага.═ Во-вторых, синтез═ этот═ был═ необходим: введённые═ легизмом═ методы═ и═ инструкции ( централизация═ администрации═ и═ фиска, суда, аппарата═ власти═ и═ т.п. ), без═ которого═ нельзя═ было═ управлять═ империей,═ в═ интересах═ той═ же═ империи═ следовало═ сочетать═ с═ уважением═ к═ традициям═ и═ патриархально-клановым═ связям. Это═ и═ было═ сделано.

══════ Превращение═ конфуцианства═ в═ официальную═ идеологию═ явилось═ поворотным═ пунктом,═ как═ в═ истории═ этого═ учения, так═ и═ в═ истории═ Китая.═ Если═ ранее═ конфуцианство, призывая═ учиться═ у═ других,═ предполагало═ за═ каждым═ право═ самому═ размышлять, то═ теперь═ входила═ в═ силу═ доктрина═ абсолютной═ святости═ и═ непреложности═ других═ канонов═ и═ мудрецов, каждого═ их═ слова. Конфуцианство═ сумело═ занять═ ведущие═ позиции═ в═ китайском═ обществе, приобрести═ структурную═ прочность═ и═ идеологически═ обосновать═ свой═ крайний═ консерватизм, нашедший═ наивысшее═ выражение═ в═ культе═ неизменной═ формы.


КОНФУЦИАНСКОЕ═ ВОСПИТАНИЕ═ И═ ОБРАЗОВАНИЕ

═══════ Конфуцианство═ воспитывало═ и═ образовывало.═ Начиная═ с═ эпохи═ Хань, конфуцианцы не═ только═ держали═ в═ своих═ руках═ управление═ государством, но═ и═ заботились═ о═ том, чтобы═ конфуцианские═ нормы═ и═ ценностные═ ориентиры═ стали═ общепризнанными, превратились═ в ═символ ╚истинно═ китайского╩. Это═ и═ привело═ к═ тому,═ что═ каждый═ китаец═ по═ рождению═ и═ воспитанию═ должен═ был═ прежде═ всего═ быть═ конфуцианцем, то═ есть═ с═ первых═ шагов═ жизни═ китаец═ в═ быту, обращении═ с═ людьми, в═ исполнении═ важнейших═ семейных═ и═ общественных═ обрядов═ и═ ритуалов═ действовал═ так, как═ это═ было═ санкционировано═ конфуцианскими═ традициями. Даже═ если═ он═ со═ временем═ становится═ даосом═ или═ буддистом, или═ даже═ христианином,-═ всё═ равно, пусть═ не═ в═ убеждениях, но═ в═ поведении, обычаях, манере═ мышления, речи═ и═ во═ многом═ другом,═ часто═ подсознательно, он═ оставался═ конфуцианцем.

══════ Воспитание═ начиналось═ с═ малолетства, с═ семьи, с═ приученных═ к═ культу═ предков, к═ соблюдению═ церемониала═ и═ т.д. Система═ образования═ в═ средневековом═ Китае═ была═ ориентирована═ на═ подготовку═ знатоков═ конфуцианства.


КОНФУЦИАНСТВО √ РЕГУЛЯТОР═ ЖИЗНИ═ КИТАЯ

════════ Централизованное═ государство, существовавшее═ за═ счёт═ ренты √ налога═ с═ крестьян, не═ поощряло═ чрезмерного═ развития═ частного═ землевладения. Коль═ скоро═ усиление═ частного═ сектора═ переходило═ допустимые═ границы, это═ вело═ к═ значительному═ снижению═ доходов═ казны═ и═ расстройству═ всей═ административной═ системы. Возникал═ кризис, и═ в═ этот═ момент═ начинал═ действовать═ конфуцианский═ тезис═ об═ ответственности═ императоров═ и═ их═ чиновников═ за═ дурное═ управление. Кризис═ преодолевался, но═ восстание, которое═ его═ сопровождало, уничтожало═ всё, что═ было═ достигнуто═ частным═ сектором. После═ кризиса═ центральная═ власть═ в═ лице═ нового═ императора═ и═ его═ окружения═ становилась═ сильней, а═ часть═ частного═ сектора═ начинала═ всё═ сначала. Конфуцианство═ выступало═ и═ как═ регулятор═ во═ взаимоотношениях═ страны═ с═ Небом, и - от ═имени═ Неба √ с═ различными═ племенами═ и═ народами, населявшими═ мир. Конфуцианство═ поддержало═ и═ вознесло═ созданный═ ещё═ в═ иньско - чжоуское═ время═ культ═ правителя, императора, ╚сына═ Неба╩, управляющего═ Поднебесной═ от═ имени═ великого═ Неба.

══════ Конфуцианство═ стало═ не═ просто═ религией, а═ также═ и═ политикой, и═ административной═ системой, и═ верховным═ регулятором═ экономических═ и═ социальных═ процессов √ словом, основой═ всего═ китайского═ образа═ жизни,═ принципом═ организации═ китайского═ общества, квинтэссенцией═ китайской═ цивилизации.

═══════ В═ течение═ двух═ с═ лишним═ тысяч═ лет═ конфуцианство═ формировало═ умы═ и═ чувства═ китайцев, влияло═ на═ их═ убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на═ их═ быт═ и═ уклад═ жизни. В═ этом═ смысле═ конфуцианство═ не═ уступает═ ни═ одной═ из═ великих═ решений═ мира, а═ кое═ в═ чём═ и═ превосходит═ их. Конфуцианство═ заметно═ окрасило═ в═ свои═ тона═ всю═ национальную═ культуру═ Китая,═ национальный═ характер═ населения. Оно═ сумело═ стать √ во═ всяком═ случае═ для═ старого Китая √ незаменимым.


ДАОСИЗМ══ И═ БУДДИЗМ

═══════ Большое═ распространение═ имела═ в═ древнем═ Китае═ и═ другая═ философская═ система, принадлежавшая═ Лао-цзы, резко═ отличавшаяся═ от═ конфуцианства═ своим═ ярко═ выраженным═ умозрительным═ характером. Впоследствии═ из═ этой═ философской═ системы═ выросла═ целая═ сложная═ религия, так═ называемый═ даосизм, который═ просуществовал═ в═ Китае═ свыше═ 2000 лет.

═══════ Даосизм═ в═ Китае═ занимал═ скромное═ место═ в═ системе═ официальных═ религиозно-идеологических═ ценностей. Лидерство═ конфуцианцев═ никогда═ им═ всерьёз═ не═ оспаривалось. Однако═ в═ периоды═ кризисных═ ситуаций═ и═ больших═ потрясений, когда═ централизованная═ государственная═ администрация═ приходила═ в═ упадок═ и═ конфуцианство═ перестало═ быть═ эффективным, картина═ нередко═ менялась.═ В═ эти═ периоды═ даосизм═ и═ буддизм═ подчас═ выходил═ на═ передний═ план, проявляясь═ в═ эмоциональных═ народных═ взрывах, в═ эгалитарных═ утопических═ идеалах═ восставших.═ И═ хотя═ даже═ в═ этих═ случаях═ даосско - буддийские═ идеи═ никогда═ не═ становились═ абсолютной═ силой, но, напротив, по═ мере═ разрешения═ кризиса═ постепенно═ уступали═ лидирующие═ позиции═ конфуцианству, значение═ бунтарско √ эгалитаристских═ традиций═ в═ истории═ Китая═ не═ должно═ преуменьшаться. Особенно═ если, принимать═ во═ внимание, что═ в═ рамках═ даосских═ сект═ и═ тайных═ обществ, эти═ идеи═ и═ настроения═ были═ живучи, сохранялись═ веками, переходя═ из═ поколения═ в═ поколение, и═ тем═ накладывали═ свой═ отпечаток═ на═ всю═ историю═ Китая. Как═ известно, они═ сыграли═ определённую═ роль═ и═ в═ революционных═ взрывах══ XX═ века.

══════ Немалое═ влияние═ оказали═ на═ китайский═ народ═ и═ его═ культуру═ буддийская═ и═ индо √ буддийская═ философия═ и═ мифология. Многое═ из═ этой═ философии═ и═ мифологии, начиная═ от═ практики═ гимнастики═ йогов═ и═ кончая═ представлениями═ об═ аде═ и═ рае, было═ воспринято═ в═ Китае, причём═ рассказы═ и═ легенды═ из═ жизни═ будд и═ святых═ причудливо═ переплетались═ в═ рационалистическом═ китайском═ сознании═ с═ реальными═ историческими═ событиями, героями═ и═ деятелями═ прошлого. Буддистская═ метафизическая═ философия═ сыграла═ свою═ роль═ в═ становлении═ средневековой═ китайской═ натурфилософии.

═ ══════С═ буддизмом═ связано═ в═ истории Китая═ очень═ многое, в═ том═ числе═ и, казалось═ бы, специфически═ китайское. Буддизм═ был═ единственной═ мирной═ религией, получившей═ широкое═ распространение═ в═ Китае. Но═ специфические═ условия═ Китая═ и═ характерные═ черты═ самого═ буддизма═ с═ его═ структурной═ рыхлостью═ не═ позволили═ этой═ религии, как═ и═ религиозному═ даосизму, приобрести═ преобладающее═ идейное═ влияние═ в═ стране. Как═ и═ религиозный═ даосизм, китайский═ буддизм═ занял═ своё═ место═ в═ гигантской═ системе═ религиозного═ синкретизма, которая═ сложилась═ в═ средневековом═ Китае═ во═ главе═ с═ конфуцианством.


НЕОКОНФУЦИАНСТВО

═══════ В═ истории═ и═ культуре═ средневекового═ Китая═ огромную═ роль═ играла═ обновлённая═ и═ модифицированная═ форма═ древнего═ конфуцианства, получившая═ название═ неоконфуцианство.═ В═ новых═ условиях═ централизованной═ империи═ Сун, для═ решения═ задач═ усиления═ административно - бюрократического═ начала═ необходимо═ было═ ╚обновить╩═ конфуцианство═ в═ соответствии═ с═ новыми═ социальными═ условиями, создать═ прочное═ теоретическое═ обоснование═ существующего═ строя, выработать═ принципы═ конфуцианской═ ╚ортодоксии╩, которые═ можно═ было═ бы═ противопоставить═ буддизму═ и═ даосизму.

═══════ Заслуга═ создания═ неоконфуцианства═ принадлежит═ целой═ когорте═ крупных═ китайских═ мыслителей. В═ первую═ очередь═ это═ Чжоу═ Дунь-и═ (1017 √ 1073 гг.), взгляды═ и═ теоретические═ разработки═ которого═ заложили═ основы═ философии═ неоконфуцианства. Положив═ в═ основание═ мира═ беспредельное═ и═ обозначив═ его═ ╚Великий═ Предел╩═ как═ основу, как═ путь═ космоса, в═ движении═ которого═ рождается═ сила═ Света (Ян), а═ в═ покое √ космическая═ сила═ Тьмы (Инь), он═ утверждал,═ что═ от═ взаимодействия═ этих═ сил═ проистекает═ рождение═ из═ первобытного═ хаоса═ пяти═ стихий, пяти═ родов═ вещества (вода, огонь, дерево, металл, земля), а═ из═ них √ множества═ вечноизменяющихся═ вещей═ и═ явлений. Основные═ принципы═ учения═ Чжоу═ Дунь-и═ были═ восприняты═ Чжан═ Цзаем═ и═ братьями═ Чэн, но═ самым═ ярким═ представителем═ философов═ сунского═ периода═ был═ Чжу═ Си (1130 √ 1200 гг.) именно═ он═ выступил═ как═ систематизатор═ основных═ принципов═ неоконфуцианства,═ на═ долгие═ годы═ определивший═ основные═ идеи, характер═ и═ формы═ обновлённого═ и═ приспособленного═ к═ условиям═ средневековья, конфуцианского═ учения.

══════ Как═ отмечают═ современные═ учёные, неоконфуцианство═ было═ более═ религиозным═ и═ склонным═ к═ метафизике,═ чем═ раннее═ конфуцианство,═ и═ вообще,═ средневековая═ китайская═ философия═ характеризовалась═ религиозным═ уклоном. В═ ходе═ заимствований═ у═ буддистов═ и═ даосистов═ различных═ сторон═ их═ учений═ была═ создана═ основа═ для═ разработки═ логического═ метода═ неоконфуцианства, который═ был═ возведён═ в═ ранг═ одной═ из═ важнейших═ частей═ конфуцианского═ канона, смысл═ которого═ заключался═ в═ том, что═ сущность═ знания √ в═ постижении═ вещей.

═══════ С═ приходом═ к═ власти═ китайской═ династии═ Мин═ императоры═ не═ выражали═ особой═ готовности═ принять═ конфуцианскую═ доктрину═ в═ качестве═ единственной═ опоры═ в═ государственном═ строительстве. Конфуцианство═ было═ сведено═ на═ положение═ лишь═ одного═ из═ трёх═ учений═ о═ постижении═ Пути═ Неба.



═══════ Развитие═ общественного═ сознания═ китайцев═ в═ минский═ период═ привело═ к═ возникновению═ индивидуалистических═ тенденций. Первые═ признаки═ такого═ рода═ персоналистических═ тенденций═ появились═ в═ самом═ начале═ минского═ времени. У═ минских═ мыслителей, и═ в═ первую═ очередь, у═ Ван═ Ян-мина═ (1472 √ 1529═ гг.), мерилом═ человеческих═ ценностей═ стала═ не═ столько═ конфуцианская═ социализированная═ личность, сколько═ личность═ персонализированная. Центральным═ понятием═ философии═ Ван═ Ян-мина═ является═ лянчжи (врождённое═ знание), наличие═ которого═ у═ каждого═ человека═ даёт═ право═ на═ достижение═ мудрости.

═══════ Ярким═ своеобразным═ последователем═ Ван═ Ян-мина═ был═ философ═ и═ писатель═ Ли═ Чжи═ (1527 √ 1602═ гг.). Ли═ Чжи═ акцентировал═ внимание═ на═ индивидуальном═ предназначении═ человека═ и═ поиске═ им═ своего═ Пути. Центральным═ понятием═ философии═ Ли═ Чжи═ было═ тун═ синь (детское═ сердце), некоторый═ аналог═ лянчжи═ Ван═ Ян-мина. Ли═ чжи═ резко═ расходился═ с═ Ван═ Ян-мином═ в═ оценке═ конфуцианской═ концепции═ человеческих═ отношений, полагая, что═ в═ их═ основе═ лежат═ насущные═ человеческие═ потребности, без═ удовлетворения═ которых═ никакой═ морализм═ не═ имеет═ смысла.

══════ Так,═ в═ результате═ сложного═ процесса═ синтеза═ религий, норм═ этики═ в═ позднесредневековом══ Китае═ возникла═ новая═ комплексная═ система═ религиозных═ представлений, был═ сформирован═ гигантский═ и═ постоянно═ обновлявшийся═ сводный═ пантеон═ божеств, духов, бессмертных, патронов √ покровителей═ и═ т.п.




СЕКСТАНСТВО

═══════ Всякое═ религиозное═ движение, представляющее═ собой═ проявление═ человеческих═ чаяний, социальных═ перемен═ и═ надежд═ на═ благой═ результат═ с═ верой═ в═ высшую═ предопределённость═ такого═ развития═ событий,═ всегда═ тесно═ взаимосвязаны═ с═ конкретными═ социально-политическими, культурными═ и═ прочими═ особенностями═ региона═ или═ страны═ в═ целом. Особую═ роль═ в═ религиозном═ движении═ в═ Китае═ играли═ народные═ секстанские═ верования, доктринальные═ принципы, ритуальные═ и═ организационно-практические═ формы которых═ наиболее═ полно═ сформировались═ к═ XVII веку. Религиозная═ активность═ сект═ всегда═ была═ достаточно═ широкой═ и═ многообразной, сохраняя═ при═ этом═ подчинённость═ основным═ целям═ и═ ценностям═ вероучения.


ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ШАН (ИНЬ)

═══════ В═ течение═ всей═ истории═ китайской═ культуры═ каждая═ из═ существующих═ эпох═ оставляла═ для═ потомков═ неповторимые═ по═ красоте, самобытности═ и═ разнообразию═ ценности.

═══════ Многие═ черты═ материальной═ культуры═ шан-иньского═ периода═ указывают═ на═ её═ генетические═ связи═ с═ неолитическими═ племенами, населявшими═ бассейн═ Хуанхэ═ в═ III в. до═ н.э. Немалое═ сходство═ мы═ наблюдаем═ в═ керамике, характере═ земледелия═ и═ применения═ сельскохозяйственных═ орудий. Однако═ по═ крайней═ мере═ три═ важнейших═ достижения═ присущи═ периоду═ Шан-Инь: употребление═ бронзы, возникновение═ городов═ и═ появление═ письменности.

═══════ Шанское═ общество═ находилось═ на═ грани═ медно-каменного═ и═ бронзового═ веков. В═ так═ называемом═ Иньском═ Китае═ происходит═ общественное═ разделение ═труда═ на═ земледельцев═ и═ специализированных═ ремесленников. Шанцы═ возделывали═ зерновые═ культуры, выращивали═ садово-огороднические═ культуры, тутовые═ деревья═ для═ разведения═ шелкопряда. Скотоводство═ также═ играло═ значительную═ роль═ в═ жизни═ иньцев. Самым═ главным═ ремесленным═ производством═ было═ бронзолитейное. Существовали═ довольно═ крупные═ ремесленные═ мастерские, где═ из═ бронзы═ изготовляли═ всю═ ритуальную═ утварь, предметы═ вооружения, детали═ колесниц═ и═ т.д.

═══════ В═ период═ династии═ Шан (Инь) получило═ развитие═ монументальное═ строительство═ и, в═ частности, градостроительство. Города (размером═ примерно═ в═ 6═ кв.км)═ строились═ по═ определённому═ плану, с═ монументальными═ зданиями═ дворцово-храмового═ типа, с═ ремесленными═ кварталами, бронзолитейными═ мастерскими.

═══════ Эпоха═ Шан-Инь═ была═ сравнительно═ недолгой. На═ место═ иньской═ конфедерации═ городов-общин═ встало═ раннегосударственное═ объединение═ в═ пределах═ нижнего═ и═ среднего═ течения═ Хуанхэ √ Западное═ Чжоу и═ культура═ пополняется═ новыми═ отраслями.

═══════ Образцы═ древнейших═ стихотворных═ произведений═ дошли═ до═ нас═ в═ надписях═ на═ бронзовых═ сосудах═ XI √ VI вв.до═ н.э. Рифмованные═ тексты═ этого═ времени═ имеют═ определённое═ сходство═ с═ песнями. В═ них═ был═ закреплён═ исторический, нравственный, эстетический, религиозный═ и═ художественный═ опыт, приобретённый═ за═ тысячелетия═ предшествующего═ развития.

═══════ Историческая═ проза═ этого═ периода═ представляет═ собой═ надписи═ на═ ритуальных═ сосудах, которые═ рассказывают═ о═ передаче═ земель, военных═ походах, наградах═ за═ победу═ и═ верную═ службу═ и═ т.д. приблизительно═ с═ VIII в. до═ н.э. при═ дворах═ ванов═ ведётся═ регистрация═ событий, посланий═ и═ создаётся═ архив. К═ V в. до═ н.э.═ из═ кратких═ записей═ о═ событиях═ в═ разных═ царствах═ составляются═ своды, один═ из═ которых √ летопись═ Лу, дошёл═ до═ нас═ в═ составе═ конфуцианского═ канона.

═══════ Кроме═ повествований, описывающих═ те═ или═ иные═ события,═ конфуцианцы═ зафиксировали═ в═ своих═ трудах═ и═ знания═ в═ области═ общественной═ жизни, однако═ потребности═ повседневной═ жизни═ вызвали═ появление═ зачатков═ целого═ ряда═ наук═ и═ их═ дальнейшее═ развитие.

═══════ Необходимость═ счёта═ времени,═ и═ составление═ календаря═ явились═ причиной═ развития═ астрономических═ знаний. В═ этот═ период═ вводится═ должность═ летописцев-историографов, в═ обязанности═ которых═ входило═ занятие═ астрономией═ и═ календарным═ вычислением.

═══════ С═ расширением═ территории═ Китая═ росли═ познания═ и═ в═ области═ географии. В═ результате═ экономических═ и═ культурных═ контактов═ с═ иными═ народностями═ и═ племенами, было═ накоплено═ много═ сведений═ и═ преданий, относительно═ их═ географического═ месторасположения, быта, специфических═ продуктов, производимых═ там, местных═ мифов═ и═ т.д.


ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ЧЖОУ

═══════ В═ период═ династии═ Чжоу═ медицина═ отделяется═ от═ шаманства═ и═ знахарства. Знаменитый═ китайский═ врач═ Бянь Цяо═ описал═ анатомию, физиологию, патологию═ и═ терапию. Он - один ═из═ первых═ врачей,═ кто═ производил═ операции═ под═ наркозом, используя═ для═ этого═ специальный═ напиток.

═══════ В═ области═ военной═ науки═ значительный═ вклад═ был═ внесён═ китайским═ теоретиком═ и═ полководцем═ Сунь √ цзы (VI √ V вв. до н.э.). ему═ приписывают═ авторство═ трактата═ о═ военном═ искусстве, где═ показана═ взаимосвязь═ войны═ и═ политики, указаны═ факторы, влияющие═ на═ победу═ в═ войне, рассматриваются═ стратегия═ и═ тактика═ ведения═ боевых═ действий.

═══════ Среди═ многочисленных═ научных═ направлений═ существовала═ сельскохозяйственная═ школа (нунцзя). В═ книгах, посвященных═ теории═ и═ практике═ ведения═ сельского═ хозяйства, собраны═ сочинения, где═ описываются═ методы═ и═ способы═ обработки═ почв═ и═ посевов, хранения═ продуктов, разведения═ шелковичного═ червя, рыбы═ и═ съедобных═ черепах, ухода═ за═ деревьями═ и═ почвами, выращивания═ скота═ и═ т.д.

══════ Период═ династии═ Чжоу═ ознаменован═ появлением═ многих═ памятников═ искусства═ древнего═ Китая. Вслед═ за═ переходом═ к═ железным═ орудиям, изменилась═ техника═ земледелия, вошли═ в═ обращение═ монеты, улучшилась═ техника═ ирригационных═ сооружений═ и═ градостроительства.

══════ Следом═ за═ крупными═ сдвигами═ в═ хозяйственной═ жизни, развитием═ ремёсел, произошли═ заметные═ перемены═ в═ художественном═ сознании, возникли═ новые═ виды═ искусства. На═ протяжении═ всего═ периода═ Чжоу═ активно═ развивались═ принципы═ градостроительства═ с═ чёткой═ планировкой═ городов, обнесённых═ высокой═ глинобитной═ стеной═ и═ разделённых═ прямыми, пересекающимися═ с═ севера═ на═ юг═ и═ с═ запада═ на═ восток═ улицами, разграничивающими═ торговые, жилые═ и═ дворцовые═ кварталы.

═══════ Значительное═ место═ в═ этот═ период═ занимает═ прикладное═ искусство. Широкое═ распространение═ получают═ бронзовые═ зеркала, инкрустированные═ серебром═ и═ золотом. Бронзовые═ сосуды отличаются═ нарядностью═ и═ богатством═ орнамента. Они═ стали═ более═ тонкостенными, а═ украшались═ инкрустацией═ драгоценными═ камнями═ и═ цветными═ металлами. Появились═ художественные═ изделия═ бытового═ назначения: изысканные═ подносы═ и═ посуда, мебель═ и═ музыкальные═ инструменты.

══════ К═ периоду═ Чжаньго═ принадлежит═ первая═ картина═ на═ шёлке. В═ родовых═ храмах═ наличествовали═ настенные═ фрески, изображавшие═ небо, землю, горы, реки, божеств═ и═ чудовищ.

═════ Одной═ из═ примечательных═ черт═ традиционной═ цивилизации═ древнекитайской═ империи══ становится═ культ═ образования═ и═ грамотности. Было═ положено═ начало═ официальной═ системе═ образования.

══════ В═ начале═ II века═ появляется═ первый═ толковый═ словарь, а═ позднее═ специальный═ этимологический═ словарь.

══════ Значительными═ были═ и═ научные═ достижения═ в═ Китае═ этой═ эпохи. Составленный═ во═ II в.═ до═ н.э.═ трактат═ содержит═ сжатое═ изложение═ основных═ положений═ математических═ знаний. В═ этом═ трактате═ зафиксированы═ правила═ действий═ с═ дробями, пропорции═ и═ прогрессии, применение═ подобия═ прямоугольных═ треугольников, решение═ системы═ линейных═ уравнений═ и═ многое═ другое. Особых═ успехов═ добилась═ астрономическая═ наука. Так, например, текст, датируемый═ 168 г. до н.э., указывает═ движение═ пяти═ планет. В═ I в. н.э. был═ создан═ глобус, воспроизводивший═ движения═ небесных═ тел, а═ так═ же═ прототип═ сейсмографа. Важным═ достижением═ этого═ периода═ является═ изобретение═ прибора, названного═ ╚указателем═ юга╩, который═ применялся═ как═ мореходный═ компас.

═══════ Ярким═ примером═ соединения═ теории═ и═ практики═ является═ история═ китайской═ медицины. Лекари═ применяли═ большое═ число═ препаратов═ из═ трав═ и═ минералов. Лекарства═ нередко═ включали═ в═ себя═ до═ десяти═ и═ более═ ингредиентов, а═ их═ применение═ очень═ строго═ дозировалось.

ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ЦИНЬ═ И═ ХАНЬ

═══════ Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н.э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной ╚ложкой╩, ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн (78-139 гг. н.э.) первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа П. Медицинский каталог 1 в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжуецзын (150-219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.


ПЕРИОД═ ЮЖНОЙ═ И═ СЕВЕРНОЙ═ ДИНАСТИИ

═══════ В═ период═ Южных═ и═ Северных═ династий═ ведётся═ активное═ строительство═ новых═ городов. С═ III═ по═ VI вв.═ в═ Китае═ построено═ более═ 400═ новых═ городов. Впервые═ стала═ применяться═ симметричная═ планировка═ городской═ застройки. Создаются═ грандиозные═ храмовые═ ансамбли, скальные═ монастыри, башни √ пагоды. Используются═ как═ дерево, так═ и═ кирпич.

═══════ К═ V═ веку═ появились═ статуи═ в═ виде═ огромных═ фигур. В═ грандиозных═ статуях═ мы═ видим═ динамику═ тел═ и═ мимику═ лиц.

══════ В═ V √ VI вв.═ среди═ разнообразных═ художественных═ изделий═ значительное═ место═ занимает═ керамика, которые═ по═ своему═ составу═ становятся═ очень═ близки═ к═ фарфору. В═ этот═ период═ получает═ широкое═ распространение═ покрытие═ керамических═ сосудов═ глазурью═ бледно-зелёного═ и ═оливкового═ цвета.

══════ Картины═ IV √VI═ вв.═ приобретают═ форму═ вертикальных═ и═ горизонтальных═ свитков. Они═ писались═ тушью═ и═ минеральными═ красками═ на═ шелковых═ полотнищах═ и═ сопровождались═ каллиграфическими═ надписями.

══════ Литературное═ творчество═ III √ IV вв. переживало═ бурный═ подъём. Можно═ встретить═ придворную═ литературу, насыщенную═ фольклором; устную═ поэтическую, которая═ в═ своей═ основе═ почти═ всегда═ имела═ реальные═ события. К═ этому═ периоду═ относится═ развитие═ нового═ поэтического═ жанра═ ╚ши╩ -═ стихов═ песенного═ типа, в═ основе═ которых═ лежат═ народные═ мелодии. Распространение═ имеют═ клериканская, конфуцианская═ житийная═ и═ буддийская═ литература.

══════ Период═ объединения═ Китая═ и═ создания═ Танского═ государства═ характеризуется═ мощным═ пафосом═ созидания. Небывалый═ размах═ строительных═ работ═ был═ присущ═ градоустройству.

══════ Столицы═ превращаются в═ крупнейшие═ ремесленные, торговые═ и═ культурные═ центры, где═ основное═ ядро═ составляли═ кварталы═ грандиозного═ дворцового═ комплекса, состоявшего═ из═ Императорского═ города═ и═ Запретного═ города. Из═ сохранившихся═ до═ наших═ дней═ остатков═ дворцов═ видно, что═ в═ архитектуре═ того═ времени═ наблюдалась═ тяга═ к═ монументальным═ формам═ и═ дворцы═ стали═ многоэтажными. Появились═ террасы, галереи═ и═ мосты, которые═ связывали═ здание═ с═ парками. Черепичные═ крыши═ всё═ чаще═ становятся═ двухъярусными. Прекрасным═ дополнением═ являются═ монастырские═ сооружения, которые═ приобретают═ особую═ парадность.

══════ Объединение═ страны, её═ подъём, а═ также═ могущество═ буддийской═ церкви═ способствовали═ расцвету═ китайской═ пластики. В═ скульптурных═ изображениях═ появляется═ большая═ плавность═ форм═ и═ одухотворённость═ образов, трёхмерность═ изображения.

══════ Расцвет═ творческих═ сил═ народа═ особенно═ ярко═ проявился═ в═ живописи═ танского═ периода.═ В═ её═ произведениях═ ярко═ проявилась═ любовь═ к═ своей═ стране═ и═ её═ богатой═ природе. Работы═ выполнялись═ на═ шёлке═ или═ бумаге═ в═ виде═ свитков. Прозрачные═ и═ плотные═ краски, напоминающие═ акварель═ и═ гуашь, были═ минерального═ или═ растительного═ происхождения.


ПЕРИОД═ ГОСПОДСТВА═ ТАН

══════ Танский═ период, ставший═ временем═ расцвета═ страны═ и═ золотым═ веком═ китайской═ поэзии, подарил═ Китаю═ подлинных═ гениев, среди═ которых═ Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Они═ являлись═ не═ только═ поэтами═ своего═ времени, но═ и═ провозвестниками═ новой═ эпохи, ибо═ в═ их═ произведениях═ уже═ заложены═ те═ новые═ явления, которые═ в═ дальнейшем═ станут═ характерными═ для═ целого═ ряда═ писателей═ и═ обусловят═ взлёт═ духовной═ жизни═ страны. Проза═ VII √ IX вв. продолжала═ традиции═ предшествующего═ периода, представляющего═ собой═ сборники═ побасенок, анекдотов. Эти═ произведения═ получают═ своё═ развитие═ в═ виде═ авторских═ новелл и═ имеют═ форму═ писем, докладных═ записок, притч═ и═ предисловий. Отдельные═ сюжеты═ новелл═ впоследствии═ легли═ в═ основу═ популярных═ драм.


ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ СУН

═══════ В═ сунский═ период═ Китай═ вновь═ становится═ одним═ из═ передовых═ государств═ своего═ времени. Наблюдается═ значительный═ подъём═ в═ развитии═ ремесла═ и═ торговли, что═ сопровождается═ ростом═ городов, зодчество═ занимает═ ведущие═ позиции═ в═ строительстве. Китайские═ мастера═ возводят═ дворцы═ как═ в═ своей ═стране, так═ и═ зарубежом. Разнообразнее═ стали═ типы═ сооружений═ городов, используются═ новые═ материалы═ и═ приёмы═ возведения═ строений, становятся═ всё═ более═ изящными, с═ высокохудожественной═ декоративной═ отделкой═ деревянных═ конструкций, фасадов═ и═ интерьеров.



══════ В═ X═ веке═ на═ юге═ страны═ появляются═ пагоды, украшенные═ скульптурными═ мотивами═ в═ виде═ группы═ фигур═ божеств.

══════ В═ период═ XII √ XIII вв. зодчество═ становится═ пейзажным, что═ выразилось═ в═ развитии═ особого═ вида═ искусства √ ландшафтных═ садов, воплощавших═ в═ себе═ всё═ наиболее═ типическое═ и═ ценное, что═ можно═ было═ увидеть═ в═ самой═ живой═ природе.

══════ Пластика═ сунского═ периода═ намного═ бледнее═ и═ менее═ возвышенная. Скульптуры═ X √ XIII вв. теряют═ свою═ монументальность, в═ них═ всё═ чаще═ просматриваются═ черты═ декоративности, манерности═ и═ даже═ лиризма.

══════ С═ началом═ книгопечатания═ в═ Китае═ (X в.) происходит═ значительный═ скачок═ в═ развитии═ литературы═ и═ научных═ знаний. Публикуется ═множество═ работ═ по═ различным═ областям═ истории, археологии, отражающих═ большой═ интерес═ китайцев═ к═ своему═ прошлому. Широкое═ распространение═ книгопечатания═ способствует═ письменному═ закреплению═ произведений═ народного═ творчества.

══════ Особого═ развития═ в═ сунский═ период═ достигает═ литературный═ жанр ╚Цы╩,стихи═ которого═ стоят═ в═ одном═ ряду═ с═ лучшими═ произведениями═ танского═ периода. Литераторы═ этого═ периода═ писали═ классические═ стихи═ ╚ши╩═ и═ ╚цы╩,идущие═ от═ народной═ песни,═ оды √ философскую═ ритмическую═ прозу, традиционные═ стихи, ри сующие═ картины═ природы, патриотические═ мотивы. В═ этот═ период═ формируются═ сборники═ типа═ эссе, содержащие═ рассказы, новеллы, автобиографические═ эпизоды, анекдоты. В═ средневековой═ прозе═ Китая, начиная═ с═ IX века═ и═ вплоть═ до═ XIX века═ пользовались═ огромной═ популярностью═ лаконичные═ изречения √ цзацзуань, отличающиеся═ оригинальной═ литературной═ формой.

══════ Отличительной═ чертой═ культуры═ является═ усиление═ демократических═ тенденций, расцвет═ художественного═ творчества, рассчитанного═ на═ массовую═ аудиторию═ и═ представляющего═ собой═ городскую═ повесть, бытовую═ музыку, театрализованные, песенно-танцевальные═ и═ фарсовые═ представления. Приобретает═ широчайшее═ распространение═ драматургический═ жанр, где═ прозаический═ монолог═ или═ диалог═ чередуются═ со═ стихотворными═ ариями.

══════ Период═ Сун═ является═ яркой═ страницей═ в═ истории═ китайской═ живописи. В═ ней═ на═ протяжении═ X √ XI вв. происходят═ значительные ═перемены. Природа═ в═ произведениях═ художников═ всё═ более═ героизируется, в═ ней═ воплощается═ образ═ всего═ мироздания. Живописцы═ этого═ периода═ вырабатывают═ новые═ взгляды═ на═ пространственное═ построение═ пейзажных═ картин-свитков, их композицию ═и═ тональность. В═ картинах═ исчезает═ многолюдность, появляется═ монохромная═ гамма═ чёрной═ туши.

═══════ В═ тесном═ соприкосновении═ с═ живописью═ развивалось═ и═ прикладное══ искусство.═ В═ период═ Сун═ создаются═ великолепные═ шелковые═ ткани ╚кэсы╩, на═ которых═ воспроизводились═ рисунки═ известнейших═ мастеров═ живописи.

══════ Расцвет═ керамики═ стал═ результатом═ творческого═ поиска═ многих═ керамистов═ Китая. При═ определённых═ успехах═ в═ области═ производства═ фарфора, главным═ достижением═ являются═ изделия═ из пластической═ глины. Особой═ красотой═ и═ изысканностью═ отличаются═ изделия═ из═ камня═ и═ лака, а═ также═ бронзовые═ сосуды, украшенные═ инкрустацией═ из═ золота═ и═ серебра═ с═ рельефными═ изображениями═ цветов, рыб═ и═ птиц.═

═════ ══Художественные═ изделия═ Китая═ в═ юаньский═ период═ отличаются═ высоким═ мастерством═ и═ качеством═ исполнения. Керамические═ изделия, изделия═ из═ ткани,═ эмали, лака═ в═ XIII √ XIV═ вв. в═ большом═ количестве═ вывозились═ за═ пределы═ Китая═ в═ страны═ Ближнего═ Востока═ и═ Европу, где═ их═ очень═ высоко═ ценили.


ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ МИН

═══════ Победа═ над═ иноземными═ захватчиками═ и═ установление═ власти═ династии═ Мин═ способствовали═ общему═ подъёму═ творческих═ сил═ народа, что═ нашло═ отражение═ в═ развёрнутом═ городском═ строительстве, а═ также═ в═ развитии═ торговли═ и═ ремёсел. Непрекращающиеся═ набеги═ кочевников═ на═ севере═ страны═ вынуждают═ правителей═ заботиться═ об═ укреплении═ Великой═ Китайской═ стены.═ Её═ достраивают═ и═ облицовывают ═камнем═ и═ кирпичом.═ Сооружается═ ряд═ дворцовых═ и═ храмовых═ ансамблей, усадеб, а═ также═ садово-парковых═ комплексов. И, хотя═ в═ строительстве═ по-прежнему═ основным═ материалом═ является═ дерево, в═ дворцовом, храмовом, крепостном═ зодчестве═ всё═ шире═ стали═ применяться═ кирпич═ и═ камень═ с═ активным═ использованием═ в═ красочном═ оформлении═ сооружений═ их═ фактуры═ и═ цвета.

════════ Китайская═ монументальная═ скульптура═ в═ минский═ период, несмотря═ на═ общий═ упадок, сохраняет═ своё═ реалистическое═ начало. Даже═ в═ буддийских═ деревянных═ статуях═ этого═ времени═ просматриваются═ жизненность═ трактовки фигур═ и═ огромное═ богатство═ художественных═ приёмов. В═ мастерских═ изготовлялись═ прекрасные═ статуэтки═ и═ фигуры═ животных═ из═ дерева, бамбука, камня. Мелкая═ пластика═ поражает═ высоким═ мастерством═ и═ глубиной═ проникновения═ в═ образы.

════════ Литература═ периода═ Мин √ это, прежде═ всего, романы, повести. Одной═ из═ наиболее═ стойких═ литературных═ китайских═ традиций═ была═ афористическая═ словесность, корни═ которой═ уходят═ к═ изречениям═ Конфуция.

════════ В═ период═ династии Мин, особенно, начиная═ с═ XVI═ столетия, китайский═ театр═ привлекал═ к═ себе═ всё═ большее═ внимание═ литераторов═ и═ знатоков═ искусства. Театр═ знаменовал═ собой═ появление═ новой═ театральной═ формы, сочетающей═ в═ себе═ высокую═ драматургию═ с═ совершенным═ музыкальным, сценическим═ и═ актёрским═ искусством.

════════ Искусство═ минского═ периода═ стремилось═ прежде═ всего═ к═ сохранению═ традиций═ танского═ и═ сунского═ времён. Именно═ в═ этот═ период═ зарождается═ повествовательный═ жанр. По-прежнему═ значительное═ место═ в═ живописи═ этого═ периода═ занимают═ произведения═ пейзажной═ живописи═ и═ живописи═ ╚Цветов═ и═ птиц╩.

════════ Значительное═ место═ в═ художественной═ культуре═ Китая═ занимали═ различные═ виды═ декоративно-прикладного═ искусства. Одним═ из═ главных═ его═ видов═ становятся═ изделия═ из═ фарфора,═ которые═ выдвинуты═ на═ первое═ место═ в═ мире.

═══════ Начиная═ с═ периода═ Мин═ широкое═ распространение═ получает═ техника═ перегородчатых═ и═ расписных═ эмалей. Изготовлялись═ многофигурные═ рельефные═ композиции═ из═ красного═ резного═ лака. Можно═ было═ увидеть═ вышитые═ картины,═ выполненные═ цветной═ гладью.


ПЕРИОД═ ДИНАСТИИ═ ЦИН

═══════ Архитектура═ цинского═ периода═ приобретает═ свои═ характерные═ черты, выраженные═ в═ стремлении═ к═ пышности═ форм, обилию═ декоративного═ убранства. Дворцовые═ здания═ приобретают═ новые═ черты═ в═ связи═ с═ дробностью═ орнаментальных═ деталей═ и ═яркой═ полихромностью═ своей═ отделки. Для═ орнаментации═ зданий═ применялись═ различные═ материалы, это═ и═ камень, и═ дерево, и═ глазурованные═ многоцветные═ керамические═ плиты. Значительное═ внимание═ уделяется═ сооружению═ парковых═ ансамблей. XVIII √ XIX═ вв.═ характеризуются═ интенсивным═ строительством═ загородных═ резиденций, пышность,═ нарядность═ и═ богатство═ архитектурных═ форм═ которых═ говорят═ о═ вкусах═ того═ времени═ и═ богатстве═ их═ обитателей. В═ оформлении═ их═ применялись═ не═ только═ яркие═ краски═ и═ позолота, но═ и═ фарфор═ и═ металл.

══════ Традиции═ народного═ творчества═ с═ его═ оптимизмом═ и═ стремлением═ к═ передаче═ реальных═ образов═ нашли═ своё═ наибольшее═ выражение═ в═ скульптуре. В═ работах═ безызвестных═ мастеров-резчиков═ из═ слоновой═ кости, дерева, корня═ и═ бамбука═ можно═ встретить═ образы═ простых═ людей √ пастухов, охотников, стариков, скрытые═ под═ обликом═ божеств.

══════ В═ цинский═ период═ в═ классической═ прозе═ и═ поэзии═ появляются═ довольно═ видные═ мастера. В═ области═ повествовательной═ литературы═ выделяется═ жанр═ новеллы.══ В═ 1701 √1754 гг.═ закладываются═ основы═ сатирического═ эпоса. В XVIII √ XIX═ вв.═ по-прежнему═ пользовались═ большой═ популярностью═ изречения═ китайских═ писателей═ цзацзуань.

═ ═════Театральное═ искусство═ в═ цинский═ период═ претерпевает═ значительные══ изменения. Во═ второй═ половине═ XVII веке═ новая═ маньчжурская═ династия═ сделала═ куньцюй═ придворным═ театром. Развитие═ театрального═ жанра═ куньцюй═ внесло═ немало═ изменений═ в═ вокальную═ технику. Арии═ стали═ исполняться═ в═ более═ живом═ темпе, позволяя═ координировать═ пение, слово═ и═ сценическое═ движение. Около═ середины═ XIX века═ музыкально-драматический═ театр═ всё═ более═ приобретает═ черты═ национального═ театра ═классической═ драмы.

═══════ В═ живописи═ XVII √ XIX═ вв. значительное═ место═ занимает═ копирование═ лучших═ произведений═ прошлого. Создаются═ декоративные═ панно, написанные═ краска - ми═ на═ шёлковой═ ткани. Другое═ направление═ в═ живописи═ конца═ XVII √начала══ XVIII века═ представляют═ работы═ авторов, знакомых═ с═ европейской═ гравюрой═ и════ линейной═ перспективой. Продолжает═ своё═ существование═ и═ жанр═ повествователь √═════ ной живописи.══

═══════ Особое═ место═ в═ культуре═ Китая═ цинского═ периода═ занимает═ декоративно-прикладное═ искусство.═ Китайские═ керамисты═ достигают═ новых═ успехов═ в═ производстве═ художественного═ фарфора, который═ украшается═ росписью═ блестящими═ прозрачными═ эмалевыми═ красками. Для═ украшения═ дворцовых═ ансамблей, особенно═ их═ интерьера,═ европейские═ архитекторы═ и═ художники═ используют═ китайские═ вышивки, фарфор, изделия═ из═ лака═ и═ эмали.

══════ Китайские═ народные═ мастера═ создавали═ самые═ разнообразные═ изделия═ прикладного═ искусства. Мастера-резчики, несмотря═ на═ трудности═ работы═ с═ твёрдыми═ породами═ камня, вырезают═ из═ нефрита, розового═ кварца, горного═ хрусталя, слоновой═ кости══ различные═ принадлежности.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

══════ Китайская═ культура═ всех═ времён═ развивалась═ в═ условиях═ различных═ противоречий═ внутри═ страны, установления═ господства═ и═ закабаления═ Китая═ капиталистическими═ государствами. Но═ даже═ в═ таких═ условиях═ развитие═ культуры═ получает═ дальнейшее═ развитие.

══════ Сохранившиеся═ материальные═ и═ литературные═ источники═ позволяют═ проследить═ процесс═ развития═ китайских═ религиозно-философских═ взглядов, возникновение═ социально-политических═ систем. Мы═ видим,═ как═ развиваются═ градостроительство, архитектура, пластическое═ искусство; создаются═ сокровищницы═ поэзии═ и═ прозы; возникают═ значительные═ произведения═ изобразительного═ искусства, в═ том═ числе═ и═ портретная═ живопись; образуется═ общенациональная═ форма═ театра, а═ позднее═ и═ музыкальная═ драма. А═ красота═ китайского═ фарфора, вышивок, расписных═ эмалей, резных═ изделий═ из═ камня, дерева, слоновой═ кости═ по═ своему═ изяществу═ и═ художественной═ ценности═ претендуют═ на═ одно═ из═ ведущих═ мест═ среди═ подобных═ изделий═ в═ мире. Значительными═ были═ и═ естественно - научные═ достижения═ в═ области═ образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания═ и═ т.д. Достигнуты═ успехи═ в═ экономическом═ развитии, расширении═ внешних═ сношений.

══════ Культура═ Китая═ оказала═ большое═ влияние═ сначала═ на═ развитие═ культуры═ многочисленных═ соседних═ народов, населявших═ обширные═ территории═ позднейших═ Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи═ и═ Японии. Позднее═ на═ большое═ число═ ведущих═ держав═ средневекового═ мира. Значительную═ лепту═ китайская═ культура═ внесла═ и═ в═ развитие═ мировой═ культуры. Её═ самобытность, высокая═ художественная═ и═ нравственная═ ценность═ говорят═ о═ творческой═ одаренности═ и═ глубоких═ корнях═ китайского═ народа.


══════════════



























ИСПОЛЬЗУЕМАЯ═══ ЛИТЕРАТУРА:


АВДИЕВ═ В. И.


╚ИСТОРИЯ══ ДРЕВНЕГО══ ВОСТОКА╩ -

МОСКВА, 1953 г.


ВАСИЛЬЕВ═ Л. С.


╚ИСТОРИЯ══ РЕЛИГИИ═══ ВОСТОКА╩ -

МОСКВА,═ 1983 г.


ГОГОЛЕВ═ К. Н..


╚МИРОВАЯ══ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ══ ЛИТЕРАТУРА╩-

МОСКВА,1997 г.


ПОД══ РЕД.══ ДЬЯКОНОВА══ И═ ДР.


╚ИСТОРИЯ═ ДРЕВНЕГО═ МИРА╩ -


КН. II═ ╚РАСЦВЕТ═ ДРЕВНЕГО═ ОБЩЕСТВА╩ -


СТАТЬЯ══ СТЕПУГИНА═ Т.═ В.


╚ИДЕОЛОГИЯ═ И═ КУЛЬТУРА═ КИТАЯ═ ПЕРИОДА═ РАСЦВЕ-

ТА═══ РАБОВЛАДЕНИЯ╩


МОСКВА, 1982 г.

══════════════════════




═════════════════════








══

═════════════════════════════════════ ═══════════