ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Aпсоою ╚юAюрю йпхярх╩ йюй опеAярюAхрекэ псяяйIи пIй-йскэрспш
Постимпрессионисты
ПОТАЛА
ТАЛЛИННСКИЙ КАДРИОРГ
ДВОРЕЦ ВЕЛИКИХ МАГИСТРОВ В ВАЛЛЕТТЕ
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ЦВИНГЕР
МУЗЕЙ В ВАВЕЛЬСКОМ ЗАМКЕ
Немецкое искусство XIX века
Готика и готическая субкультура
КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
 

ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ





В ноябре 1802 года венгерский граф Ференц Сечени передал свои

собрания и коллекции старины в дар нации. Разносторонне l 848i82ii 6;даренный и по-европейски образованный человек, он уже в конце

XVIII века сознательно стремился превратить семейную библиотеку и

семейные коллекции в собрания, имеющие важность для всей страны.


Коллекции его были поистине богатейшие. Чего стоит только одна

коллекция предметов старины и монет, ядро которых составили римские монеты из Сирмия. Собирая свою библиотеку, граф прежде всего

"стремился собрать книги венгерских авторов или те, которые были бы

так или иначе связаны с его страной. Уже с 1786 года он рассматривал

их как основу для ╚государственной библиотеки╩.


В сопроводительном документе при передаче ценностей нации говорилось, что библиотека должна всегда носить название ╚Bibliotheca

Hungarise Comitum Szechenyi Patriae sacrata╩, которое она и носит до




настоящего времени. В 1807 году был составлен каталог всех экспонатов и было выяснено, что граф Сечени вместе с библиотекой подарил

Венгрии 2675 монет и медалей, антикварные предметы и несколько

картин. Памятник Ференцу Сечени, установленный в саду Музея, ≈

это лишь скромный дар уважения и благодарности, которые питают

венгры к создателю своего Национального музея и своей Национальной библиотеки.



Сначала сокровища графа Сечени разместились в монастыре пештского Ордена святого Павла. Но потом коллекции стали быстро пополняться, музейные собрания увеличивались, и вскоре понадобилось

другое, более подходящее для музея помещение.


Долгое время Музей находился под покровительством королевского наместника герцога Иосифа, который с большой любовью относился ко всем делам и заботам Музея. В 1807 году по его поручению

пештский архитектор Йожеф Хилд разработал проект здания для Национального музея, однако он не был осуществлен: приобретенный

для этой цели участок земли оказался слишком маленьким. Кроме

того, участок оказался небезопасным и в пожарном отношении. Позже

его обменяли на другой, но строительство и после этого долгое время

задерживалось, так как не было достаточных средств.


Только в 1836 году Национальное собрание Венгрии вновь рассмотрело вопрос о создании в стране Национального музея и выделило необходимые для строительства деньги. На этот раз разработка

проекта была поручена пештскому архитектору Михаю Поллаку, и

летом 1837 года приступили к возведению здания Национального

музея. Однако в 1838 году случилось опустошительное наводнение,

которое надолго остановило все строительные работы. Окончательно

здание Музея было возведено только через десять лет после закладки


первого камня.


Здание Национального музея вошло и в историю венгерской революции 1848 года. В его саду происходили революционные выступления пештской молодежи и народные митинги, а в парадном зале музея

состоялось заседание верхней палаты Государственного собрания Венгрии.


После поражения национально-освободительной борьбы для Венгрии наступили тяжелые времена, что отразилось и на жизни Музея.

Все его собрания сначала хотели даже отправить в Вену, а сам Музей

обложили большими налогами. Но на защиту своего национального

сокровища вновь выступило общественное мнение. Чтобы собрать

нужные средства, в парадном зале Музея стали давать благотворительные концерты, на одном из которых выступил композитор Ференц


Лист.


Само венгерское правительство не l 848i82ii 7;роявляло никаких забот о своем Национальном музее: здание его постепенно ветшало, а собрания

и коллекции и вовсе не l 848i82ii 7;ополнялись. Исключение составляла лишь

Картинная галерея, для которой удалось приобрести несколько живописных шедевров.


Однако со временем положение Музея стало меняться к лучшему,

в его собраниях накопились уже такие сокровища и богатства, что

некоторые из них выделились в отдельные музеи. Еще в 1814 году

коллекция предметов старины, медалей и монет была отделена от

библиотеки, а в 1872 году в рамках Национального музея был образован самостоятельный Этнографический музей. В этом же году от

него отделился Музей прикладного искусства.


В недрах Национального музея зародился и Музей естественной

истории. Его основательницей стала Юлианна Фештетич ≈ супруга

Ференца Сечени, которая еще в 1808 году подарила Музею свою



богатую коллекцию минералов.


Нумизматический кабинет Венгерского национального музея хранит в своих коллекциях древнегреческие и древнеримские монеты,

монеты кельтских племен и, конечно, венгерские монеты ≈ все образцы от момента их появления вплоть до наших времен. Наиболее

ценными экспонатами Нумизматического кабинета являются слитки

римской эпохи (найденные в селе Красна), золотые солидусы V века

из Сиканча, динарий короля Иштвана I, золотые монеты в 100 и

50 дукатов трансильванского князя Михаила Апоффи.


Одной из национальных реликвий венгерского народа считается

корона святого Стефана. История ее довольно необычна. Во-первых,

корона состоит из двух частей, каждая из которых ранее существовала

отдельно от другой.


Верхняя корона была сделана в виде шлема из тонких золотых

пластин. В 1000 году папа Сильвестр II (который, как гласила молва,

обладал магической силой) возложил ее на голову венгерского короля

Иштвана (Стефана) в ознаменование принятия им христианства.

Нижнюю корону, напоминающую диадему, прислал 75 лет спустя

королю Гезе I византийский император Михаил Дука ≈ в знак признания венгерских королей равными себе. Нижняя часть короны охватывает лоб и сделана из золотой полосы, украшенной жемчужинами. Над ней возвышаются покрытые голубой и зеленой перегородчатой эмалью треугольники и полукружия. По центру полосы вставлены крупные драгоценные камни и византийские миниатюры по эмали

с ликами христианских святых.


Обе эти короны были соединены в одну предположительно в

XII веке. Единую корону позднее увенчал двойной (шестиконечный)

крест, что должно было придать еще больший авторитет власти венгерских королей.


Судьба этой короны весьма любопытна. В средние века ею, как



символом власти, распоряжались не l 848i82ii 9;ами короли, а бароны-хранители. Каждый претендент на венгерский престол стремился быть коронованным именно этой короной, но далеко не l 848i82ii 2;аждому это удавалось.


В 1301 году король Вацлав II увез ее с собой в Богемию, а потом

передал ее принцу Баварии. Принц Отто, по всей вероятности, потерял ее в болоте. Сильно погнутую ее нашли позже, и в 1439 году вдова

короля Альберта передала ее императору Фридриху IV, который хранил ее при своем дворце в Вене. Когда в 1780 году на венгерский

престол взошел Иосиф II, император Фридрих IV передал корону в

королевскую сокровищницу.


Последний раз корона использовалась по своему назначению в

1916 году, когда ею короновался император Австрии Карл I. Тогда во

дворце в Буде для короны, которую охраняли 24 человека, выделили

специальную комнату. Там она и оставалась вплоть до 1944 года.

Когда части Советской Армии подошли к Будапешту, венгерскими

ценностями (документами, золотом и ювелирными украшениями) был

нагружен целый поезд для отправки в США. Среди этих вещей находился черный массивный ящик, надежно запертый и тщательно охраняемый: в нем и находилась корона святого Стефана.


В ходе столь бурных перипетий отдельные элементы короны были

повреждены, а крест погнулся. Только через 33 года она вернулась в

Будапешт и сейчас хранится в одном из залов Национального музея.

На протяжении многих веков (с небольшими перерывами) изображение этой короны являлось неотъемлемой часть венгерского национального герба.