ЭСКОРИАЛ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

ЭСКОРИАЛ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Aпсоою ╚юAюрю йпхярх╩ йюй опеAярюAхрекэ псяяйIи пIй-йскэрспш
ГАЛЕРЕЯ В ПЕЩЕРАХ АДЖАНТЫ
БЕЙКЕР-СТРИТ, 221-Б
ВМЕСТЕ С ИМПЕРАТОРОМ К ╚ХРАМУ НЕБА╩
ТЮИЛЬРИ
╚Основные достижения культуры Древнего Китая╩
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НИГЕРИИ
ЗДАНИЕ ПАРЛАМЕНТА В БУДАПЕШТЕ
МУЗЕЙ ВИКТОРИИ И АЛЬБЕРТА В ЛОНДОНЕ
 

ЭСКОРИАЛ





Испанский король Филипп II, не & 444g64fe #1083;ишенный художественных способностей, лично выбирал мастеров для постройки и украшения своих

дворцов, сам следил за выполнением работ, просматривал и нередко

исправлял архитекторские проекты заказанных им построек Особенно много внимания Филипп II уделял Эскориалу, который он задумал

возвести в честь победы испанцев над французами в 1557 году Уже

через шесть лет после этого счастливого для Испании события архитектор Хуан Батиста де Толедо приступил к разработке проекта Эскориала, который возвели в 50 километрах к северо-востоку от Мадрида,

среди пустынной возвышенности Монсанареса По некоторым сведениям, архитектор изучал и использовал опыт строителей собора святого Петра в Риме


Эскориал ≈ это не просто архитектурный ансамбль, резиденция

королей, библиотека, музей и крупнейший национальный архив

Мрачной громадой поднимается он, далеко видимый на темном фоне

Сьерра-Гвадаррамы Окруженный массивными, как у крепости, стенами с тяжелыми башнями, холодный и неприветливый замок Эль




Эскориал производил впечатление огромной глыбы серого гранита

Но, как сказал крупнейший испанский мыслитель Хосе Ортега-иГасет, это ≈ ╚столь дорогая для нас глыба ╩


Битва при Сент-Квентине во Фландрии 10 августа 1557 года в

день великой для испанцев победы, стала вдвойне знаменательной


датой, поскольку это был день святого Лаврентия Но именно в этот

день в ходе битвы была разрушена церковь его имени, и испанский

король, человек глубоко верующий, поклялся отстроить для святого

вместо разрушенной новую церковь Указ об основании Эскориала

составил сам Филипп II ╚Оный монастырь посвящается святому

Лаврентию, учитывая особую преданность нашу сему славному свя

тому, и в память о счастливой победе, одержанной нами в день его

святейших торжеств╩


Здание Эскориала строилось так, что в целом оно напоминало

выполненное в камне орудие пытки ≈ своеобразную сковороду, на

которой, по преданию, поджаривали святого Лаврентия Стены главного дворца походили на грандиозных размеров решетку, выступавший вперед дворец инфантов служил ручкой, четыре массивные башни, стоявшие по углам, ≈ ножками Филипп II хотел построить замок, который простоял бы века, напоминая миру о величии сильной

католической церкви


Монастырь и светский дворец ≈ это обычно вещи трудно совместимые И все же иногда случается, что светская власть поселяется под

одной крышей с духовной, хотя бы на время путешествующий монарх пользуется гостеприимством монастырского настоятеля или член

королевской семьи, в заботе о спасении своей души, жертвует монастырям и монахам, чтобы те молились о нем В Эскориале же Филипп

II хотел видеть монастырь, который одновременно бы служил и королевским дворцом


В пустынных предгорьях закипела работа Из разных концов империи везли в этот край строительные материалы Прекрасный, словно подернутый дымкой, беловато-серый пералехосский гранит, из гор

мрамор ≈ белый, коричневый, зеленый, зеленый с красными прожилками, из каменоломен Бурго де Осма ≈ яшму Караваны судов

доставляли в испанские порты ценнейшие породы деревьев с ВестИндских островов Все поглощал ненасытный Эскориал, который

обошелся испанской короне в шесть миллионов дукатов Казалось

что строительству никогда не будет конца Умирали короли, а дворец

оставался недостроенным


Называемый в Испании восьмым чудом света Эскориал скорее

похож на крепость Он раскинулся обширным прямоугольником (размер внешних стен 161х206 метров), и его безыскусные, по-военному

строгие и симметричные фасады могут показаться однообразными

Они раскинулись так широко, что их невозможно охватить взглядом,

и потому они кажутся бесконечными Впечатление это усиливается


тем, что гладкие стены фасадов, лишенные почти всяких украшений,

сливаются в общую массу Единственным их украшением являются

лишь традиционные для испанской архитектуры угловые башни


Выстроенный из серого гранита, Эскориал органически сливается

с серовато-голубоватыми далями пустынного пейзажа. Он встает мрачной тяжелой громадой, как бы олицетворяя сдержанный и неприступный нрав Филиппа II, стремившегося подчинить себе весь мир. Попытки подсчитать точное число окон и дверей Эскориала никогда не

дают одинаковых результатов, и в основном все сходятся на таких

цифрах ≈ около 1250 дверей и 2500 окон.


После смерти архитектора Хуана Батисты де Толедо руководство



сооружением Эскориала принял на себя зодчий Хуан де Эррера, который расширил и во многом изменил первоначальный проект. Возведение Эскориала продолжалось больше двадцати лет, и король Филипп II принимал в осуществлении этого проекта самое деятельное

участие. По преданию, он нашел в горах укромное место, чтобы оттуда

следить за ходом работ. Сейчас до этой ╚Вышки Филиппа╩ можно

добраться по узкой, извилистой дороге, которая ответвляется от главной улицы Эскориала. Преодолев довольно крутой и долгий подъем,

посетители могут любоваться прекрасным видом, который открывается на дворец с большой высоты.


Королевские покои были размещены в Эскориале таким образом,

чтобы непосредственно из них король мог пройти в церковь. Когда

Филипп II был уже стар и немощен, он все равно имел возможность

видеть главный алтарь церкви прямо со своего ложа. Королевские

покои, примыкающие к восточному приделу церкви, как бы ╚выпирают╩ из основной части ансамбля, поэтому их называют ╚рукоятью╩

решетки святого Лаврентия.


Наследники Филиппа II предпочитали более пышные и просторные апартаменты и к тому же не горели желанием непременно и всегда

видеть перед собою главный алтарь. Поэтому они расширили дворец,

сделав пристройки к северной стороне церкви, К югу от нее находится

двухъярусная галерея крестного хода, окаймляющая внутренний двор ≈

так называемый ╚Дворик евангелистов╩, украшенный скульптурными

изображениями четырех евангелистов.


Эскориал служил не только дворцом и монастырем, он стал и

усыпальницей испанского королевского дома. ╚Пантеон королей╩ расположен под главным алтарем церкви, и долгое время он и после

смерти Филиппа II оставался незавершенным.


Холодной строгостью отмечено архитектурное убранство и внут


ренних апартаментов Эскориала Сводчатые коридоры, серые гранитные галереи, многочисленные тайные ходы... Наиболее красиво и

выдержанно оформлена библиотека, размещенная в длинной галерее

у западного входа. Филипп II еще при жизни мог оценить и увидеть

ее во всей красе. Плафон библиотеки, которая хранит ценнейшее

собрание книг и рукописей, покрыт аллегорическими изображениями

наук и искусств.


И хотя король выбрал для архитектурного облика Эскориала стиль

ясный и строгий, без декоративных излишеств, он позаботился о том,

чтобы украсить внутренние покои дворца замечательными произведениями живописи. Поэтому Эскориал не только архитектурный памятник, но еще и картинная галерея ≈ одна из самых богатых в Европе.

Более пяти тысяч полотен насчитывается в ее залах. Она славится

прежде всего собранием полотен Тициана, но есть здесь и картины

Эль Греко, Веронезе, Тинторетто, Иеронима Босха и Веласкеса. Во

дворце экспонируется также ценная коллекция настенных ковров,

некоторые из них вытканы по эскизам Гойи и Рубенса.


Во внутренних двориках Эскориала стоят статуи ≈ превосходные

скульптуры греческих мастеров. Кроме этого, немало сокровищ таит

в себе ╚Реликарио╩, где находятся изделия из золота и серебра с

вкрапленными в них драгоценными камнями. Здесь же выставлено

Евангелие со страницами из чистейшего золота.