«Филiсiфия Л.Фaйaрбаха»
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

«Филiсiфия Л.Фaйaрбаха»

ЖЙМПУПЖЙС



пФРТБЧЙФШ ЕЗП Ч ДТХЗПН ДПЛХНЕОФЕ «Филiсiфия Л.Фaйaрбаха» Hits:



дтхзйе дплхнеофщ

S. Freud. Massenpsychologie und Ich-Analyse
жЙМПУПЖЙС БОФТПРПМПЗЙЮЕУЛПЗП НБФЕТЙБМЙЪНБ мАДЧЙЗБ жЕКЕТВБИБ (1804–1872)
 

Министерство сельского хозяйства РФ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»



Кафедра гуманитарных, социальных и экономических наук.






Контрольная работа

по дисциплине:

«Философия»





                 Тема: «Философия Л.Фейербаха»







                                   Ярославль 2009



                     Содержание:


1 Введение

2 Философский материализм Фейербаха

3 Ограниченность философии Фейербаха в понимании природы

4 Ограниченность философии Фейербаха в понимании общества

5 Заключение

6 Список литературы



                 




























                                 1 Введение


    КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ


 Фейербах  Людвиг  Андреас (1804-1872) - немецкий  философ.

   Родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально  настроенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста.

    Первоначальное образование  Фейербах получил  в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал  теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в универ-ситете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.

   С 1828г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории, филосо-фии, логике и метафизике. Хотя и в этих лекциях Фейербах про-должает оставаться последователем Гегеля, но в то же время он пытается  изложить логику «не как Гегель, не в смысле  абсо-лютной, высочайшей, последней  философии». 

  В 1830г. анонимно выходит сочинение  Фейербаха « Мысли о смерти и бессмертии». Однако вскоре стало известно, кто явля-ется  автором этого смелого для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его ав-тора. Основное содержание  этой работы шло вразрез с догма-тикой ортодоксального христианства. Философ отрицал  личное бессмертие. Жизнь отдельного  человека, доказывал он, вре-менна, преходяща: человек смертен. Вера  в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает  в глазах челове-ка цен 858h72gi ность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человече-ство единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом се-бе, на своем мире и на  своем настоящем». 

«Мысли  о смерти и бессмертии»  завершили  карьеру  Фейер-баха на поприще официальной академической философии. За издание этой работы, содержавшей отрицание идеи бессмертия души, Фейербах был лишен права преподавания и жил на сред-ства от небольшой фарфоровой фабрики, которая  принадлежа-ла его жене. Сосредоточившись на научной деятельности, жил


уединенно, не принимая участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки  получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал своих философских занятий. В 1833г. он опублико-вал книгу «История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем  большие монографии «О Лейбнице» (1837г.), «О Пьере  Бойле» (1838г.)

  Историко-философские труды доставили Фейербаху некоторую известность. По предложению журнала правогегельянцев он пи-шет рецензии на «Историю философии» Гегеля и «Философию  права» Шталя. В своем отзыве на последнее сочинение Фейер-бах резко критикует точку зрения автора, выводившего все пра-вовые учреждения из принципов христианской религии.

  В серии юмористических философских афоризмов «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах снова возвращается к проблеме  смерти и бессмертия. Отрицая индивидуальное бессмертие, фи-лософ отстаивает идею морального бессмертия. Человек дости-гает его тем, что творит непреходящее дело; писатель приобре-тает бессмертие благодаря влиянию своих сочинений.

   Убедившись в полной невозможности проявить себя на офи-циальном академическом поприще, Фейербах в 1837г.  пересе-лился в небольшую деревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вда-ли от культурных центров Германии, он жил почти безвыездно 25 лет. Длительное уединение  Фейербаха явилось одной из  причин его отставания от уровня науки того времени.

  Природа становится объектом его размышления: он учится  чи-тать и понимать ее. Из деревенской глуши Фейербах стремится  принять деятельное участие в духовной жизни страны и очень скоро он становится активным сотрудником органа  младогеге-льянцев. В их журнале он печатает ряд своих произведений и через него приобретает большое влияние нас радикальные  круги немецкого общества. Цезура всеми средствами препятст-вовала появлению работ Фейербаха. Запрещены были « О фи-лософии и христианстве» (1839г.) и «Предварительные тезисы  к реформе философии» (1842г.) Последнее произведение было  опубликовано за границей.

    Началом нового материалистического периода в творчестве  Фейербаха следует считать 1839г. Именно в этом году он окон-чательно порывает с гегелевской философией и становится ма-


териалистом. В произведении «К критике философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на по-зиции  материализма. Знаменитая книга  Фейербаха « Сущность  христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом  матери-алистической философии.

  После «Сущности  христианства» Фейербах  выпускает в свет  целый ряд других произведений: «Основные положения  фило-софии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и др. В этих сочинениях он дает строгое изложение и обоснование сво-их материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышед-шие после революции 1848г.,  уже не оказывали такого глубоко-го воздействия на читателей, как его первые  материалистичес-кие сочинения. Так, например, вышедшая в 1857г. «теогония» не оставила почти никакого следа.

   Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фарфоровую фабрику в Брукберге, принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей пере-селился  в Рахенберг, недалеко от Нюрнберга. В это время он усиленно занимался  социалистической литературой, изучал 

«Капитал» К.Маркса и в 1870г. вступил в ряды немецкой социал-демократической партии.

   Умер Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен в Нюренберге. Депутат рейхстага от социал-демократической партии Антон Ме-ммингер возложил на могилу философа лавровый венок от име-ни социалистов-республиканцев земного шара, от имени Между - народной ассоциации рабочих, от имени социал-демократичес-кой партии Германии, от имени его друзей Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта и произнес надгробную ре-чь. Обращаясь к тысячам рабочих, принимавших участие в похо-ронах Фейербаха, оратор сказал: «Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга честь понести к могиле своего передового борца и товарища по страданиям. И вы навсегда сохраните в памяти имя Людвига Фейербаха и передадите его своим детям  внукам»












         

          2 Философский материализм Фейербаха


     Фейербах строит свою философию на базе противопостав-ления философии и религии как форм мировоззрения, которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят друг другу. В связи с этим он пытается в материалистическом духе переос-мыслить сущность христианства как одной из форм религии. В результате христианский Бог трактуется им не как особого рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий в сознании людей их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что: «божественная сущность - не что иное, как челове-ческая сущность, очищенная, освобожденная  от индивидуаль-ных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объек-тивированная, т.е. рассматриваемая  и почитаемая, в качестве  посторонней, отдельной сущности».

      Критика религии необходимым образом подвела его к критике  идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появля-ется тезис о возможности «перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, кото-рый позже применяет Маркс.

       Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция  фи-лософа даже по форме выступает как последовательное  про-тивопоставление материалистических тезисов гегелевской  сис-теме, или их «переворачивание». Вопрос о бытии в его системе  не просто очередная  постановка философской проблемы.  Он имеет практическое значение «для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находить-ся  в противоречии с действительным бытием, а напротив, дол-жна осмысливать именно это жизненно важное бытие».

      Фейербаховская концепция познания строится на материали-стически обоснованном положении об единстве субъекта и объекта, человека и природы, человека и человека. Философ  подчеркивает: «Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, т.е. абстрактный дух,


- словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но  действии-тельное и цельное человеческое существо».

    Познает человек, субъект  познания о нем, а не разум, как та-ковой, безымянный  разум. Человек является  мерой  разума. Ложное истолкование разума может привести, как это случилось  у Канта, к признанию границ разума в качестве его абсолютного ограничения. Фейербах настаивал на признании природы в ка-честве базиса духа и начала  всякого познания, непосредственно   чувственную его основу усматривает в единстве человека и при-роды, субъекта и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта раскрывается,  в конечном счете, как их вещес-твенное единство.

    Философ придает большое значение тому факту, что человек  не был продуктом какого-то отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим происхождением и су-ществованием взаимодействию всей природы в целом.

     Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и изменённого воспи-тания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом.

Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деяте-льности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.

   Материализм Фейербаха существенно отличается от ма-териализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассмат-ривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он ха-рактеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания че-ловека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в чело-веке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две сто-роны той реальности, которая называется организмом.                         Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом


преимущественно биологически, и каждый индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.



3 Ограниченность философии Фейербаха в понимании     природы


    Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Философия ставит и по-своему решает такие  вопросы, как вза-имодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и челове-ческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и при-роды на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

    В гносеологическом плане концепция реализуется как матери-алистический сенсуализм. Материализм  Фейербаха  носит  ант-ропологический характер. В чем он состоит?

    Взгляд Фейербаха  отличался  от механицизма, для него при-рода -  не механизм, а организм. В центре  философии, по Фей-ербаху, должен быть человек как природное, «родовое сущест-во». «Новая  философия,- писал он в произведении «Основные положения философии будущего»,- как философия  человечес-кая, по существу  есть также  философия  для человека…»

   Фейербаховская концепция познания строится на материали-стически обоснованном положении о единстве субъекта и объекта, человека и природы, человека и человека. Философ  подчеркивает: «Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, т.е. абстрактный дух, - словом, не разум, взятый  в абстрактном смысле, но  действи-тельное и цельное человеческое существо».

    Познает человек, субъект  познания о нем, а не разум, как та-ковой, безымянный разум. Человек является мерой  разума. Ложное истолкование разума может привести, как это случилось


 у Канта, к признанию границ разума в качестве его абсолютного ограничения. Фейербах настаивал на признании природы в ка-честве базиса духа и начала всякого познания, непосредственно   чувственную его основу усматривает в единстве человека и при-роды, субъекта и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта раскрывается, в конечном счете, как их вещес-твенное единство.

    Философ придает большое значение тому факту, что человек  не был продуктом какого-то отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим происхождением и су-ществованием взаимодействию всей природы в целом.

    Таким образом, со своей телесной стороны человек  пред-ставляется философу единым с бытием, ибо он есть продукт  этого бытия, порождение природы и состоит из тех факторов, которые образуют условия его возникновения и существования.

   Поскольку тело человека - важнейший компонент человеческой сущности, эта сущность, по Фейербаху, едина с бытием.                             Фейербах утверждает, что в силу своего природного происхож-дения человек является нуждающимся существом, он постоянно нуждается в том, чтобы восполнять за счет природы те «элемен-ты», которые вошли в состав его тела.



    Человек для  Фейербаха выступает, главным образом, как час-ть природы. Он не вскрывает специфическую, социальную при-роду человека, его активное, практическое отношение к природе.                        Человек, по Фейербаху, - порождение природы, он отражает  самую породившую его природы, ибо несет ее в самом себе, в своем теле, в своей эмпирической чувственности.     Универсальность природы определяет, универсальность челове-ческого чувственного познания. Фейербах называет сущностью человека природу как таковую». А то, в чем существо находит  свое удовлетворение, - пишет Фейербах, - есть его предметная сущность». Глаз, например, есть орган света. Объектом глаза является свет, а не звук и не запах. В объекте глаза раскрывает-ся его сущность.

    Человек, по Фейербаху, не только нуждается в предметах  внешнего мира, ощущает потребность в них, он одновременно ощущает и сами предметы. Для восприятия различных свойств  объективного мира природа, по мнению Фейербаха, породила  различные, соответствующие характеру этих свойств органы  чувств. «Природа вообще улавливается и воспринимается то-


лько через посредство самой себя, - говорит Фейербах, - т.е.  через посредство однородного, родственного; воздух - через посредство легкого, этого, так сказать, наиболее воздушного ор-гана. Свет - через посредство глаза, органа света. Звук - через   посредство эластичных, приходящих в колебательное состояние   орудий слуха. Твердое, материальное – через грубое орудие, ма-териалистического, органа осязания. Съедобное, питательное – через органы еды».

    Благодаря телу, субъект является одновременно и объектом, он включен в телесный материальный мир. Теми воротами, от-верстиями, пишет Фейербах, порами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание, служат чувства. Но раз человек обязан своим происхождением всей природе в целом, в нем, в его теле есть основание для восприятия любого чувствен-ного качества, есть соответствующие органы чувств.

 У человека как раз столько органов чувств, сколько именно не-обходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности. Породившая человека природа «навязывается человеку со всей  силой». По мысли Фейербаха, если  бы существовали предметы или отдельные свойства, восприятие которых было бы  невоз-можно имеющимися органами чувств, то природа позаботилась бы об увеличении числа воспринимаемых органов».

    Итак, фейербаховский сенсуализм связан с признанием  онто-логически обусловленной универсальности чувственного поз-нания. Мир открыт для головы человека, чувства являются от-верстиями головы. Ощущение есть результат воздействия   объективно существующих вещей на органы чувств. Горечь как  вкус есть субъективное выражение объективного свойства соли.  Ощущение есть субъективный образ объективного мира. 

   Человек, полагал Фейербах, а не Бог,- единственное существо, достойное любви. Религиозная же любовь- это лишь отчуж-денная, ложная форма подлинной - человеческой, родовой - любви. В произведении «Сущность христианства» он писал о любви как свойстве рода: «Человек является предметом любви, потому что он есть самоцель, разумное и способное к любви существо. Это есть закон рода, закон разума. Любовь должна  быть непосредственной любовью, и только непосредственная  любовь есть любовь. Но если я между другим и мною, осущест-вляющим род в своей любви, вклиниваю представление  личнос-ти, в которой уже осуществлен род, то этим я уничтожаю  сущ-


ность любви и нарушаю единство представлением третьего су-щества, находящегося вне нас; ведь это другое существо  явля-ется объектом моей любви не ради себя, т.е. не ради своей су-щности, а потому только, что имеет сходство или нечто общее с

этим прообразом». Бог, таким образом, как бы встает между  че-ловеком и человеком и мешает искренности этих отношений.

     Фейербах указывал на то, что именно в сфере  межчелове-ческого общения осуществляется реализация человеком своей родовой сущности. Человек, отправляя функции рода, превра-щает сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих  способ-ностей.

     Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично характеризуя любовь, в частности в брач-ных отношениях, Фейербах стремился именно на этих  нравст-венно-психологических началах создать теорию созидания  об-щества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

      Но раз с качественной стороны природа полностью  представ-лена в человеке, объектом его желания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо не есть больше особое, субъектное существо, - пишет философ, - но существо универ-сальное, так как предметом познавательного стремления  чело-века является вселенная, а ведь только существо  космополити-ческое может сделать космос своим предметом. Подобное  раду-ется  подобному. Правда, звезды не являются предметом  непос-редственного чувственного созерцания, но самую суть мы знаем, - то, что они подчинены тем же законам, что и мы».

























4 Ограниченность философии Фейербаха в понимании общества


      Отношение философии к духовному миру человека опреде-ляется системой базовых ценностей, которые лежат в основе взаимодействия человека и общества

      Фейербах явился родоначальником антропологического мате-риализма, но в то же время он оставался идеалистом в понима-нии общества. Он утверждал, что исторические эпохи различают-ся переменами в религиозном сознании. Христианство провозг-лашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяю-щую мораль, отношение человека к человеку.

       По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчужденная сущность человека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмер-тию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека и его идущая от родовой сущности идеальная сущ-ность. Исходным пунктом воззрений Фейербаха является идея, выраженная в концептуальном афоризме: «Не Бог создал  чело-века, а человек создал Бога». Тайну христианства Фейербах  усматривал в объектировании человеком своих сил, которым он придал потусторонний, отчужденный от самого человека смысл.

      Сосредоточившись на человеке, на его чувствах дружбы и любви, афористично ярко характеризуя любовь, в частности в брачных отношениях, Фейербах стремился именно на этих нрав-ственно-психологических началах создать теорию общества, в котором царствовали бы любовь и справедливость.

   Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится   двигателем общественного развития. Его философия завершила  классический этап немецкой философии и заложила основы   не-мецкого материализма. Историческая заслуга Фейербаха заклю-чается в том, что он возродил на немецкой почве, отстоял  и раз-вил передовые традиции материализма XVII –XVIII веков. Фейербах доказывал, что новая философия, пришедшая на сме-


ну старой философии, должна носить по существу антропологи-ческий характер.

   Разработанная Фейербахом материалистическая трактовка  субъекта и его атеистическое мировоззрение оказали серьезное  влияние на последующих мыслителей, в частности, на К.Маркса и Ф.Энгельса.

     В социальном плане, где концепция Фейербаха последовате-льно выступает с антирелигиозных позиций по отношению к ро-ли религии в обществе. Верования человека должны находиться внутри, а не во вне. Религии, по мнению философа, должны быть упразднены, для того, чтобы человек вел более активную жизнь  в обществе, повышал свою политическую активность. Это, в свою очередь, является условием действительной свободы че-ловека. И здесь философия Фейербаха оказывается наиболее противоречивой. С одной стороны, он отрицает религию, а с другой - всячески подчеркивает роль чувственности и эмоци-ональных переживаний, влияющих на человека. Поэтому и воз-действие на сознание человека с целью изменения его мировоз-зренческих установок необходимо должно опираться на «чувст-венные аргументы».

      В результате он приходит к выводу о необходимости созда-ния «новой религии», которая заменит старые, и в этом качестве должна выступить предлагаемая им «новая философия»; это некий синтез преимуществ религии как формы эмоционального воздействия на человека и философии, которая рассматривает  эмоциональные структуры как онтологические предпосылки.

   Любовь, именно половая любовь, по Фейербаху, великая  соци-альная сила. Ее роль, прежде всего нравственная, исторически  возрастает. В любви, по Фейербаху, проявляется единство чело-веческого рода, подлинная человечность человека. Но при всем  при том отношения любви вписаны в социально-исторический контекст, оставленный без внимания основоположником антропо-логического материализма. Поэтому Энгельс и заключал, что в философии, религии и этике выступает наружу действительный идеализм Фейербаха. Этот исторический идеализм связан с аб-солютизацией человеческих отношений, основанных на взаим-ной склонности - любви, дружбе, сострадании, самопожертвова-нии, одним словом, на чувстве сердечного отношения между че-ловеком и человеком.




     Социальный идеал Фейербаха является идеалом мелкобур-

жуазной демократии. Фейербах резко критиковал феодальные порядки в Германии и требовал политической свободы и устано-вления республики. Опыт капиталистического развития передо-вых европейских стран давал Фейербаху возможность сделать вывод о том, что капитализм не устраняет социального неравен-ства.

     Он полагал, что счастья и справедливости можно достичь на пути создания общества мелких частных собственников. Фейер-бах весьма противоречив в своих взглядах. С одной стороны,  ненависть к социальной несправедливости, субъективное непри-ятие буржуазных общественных порядков. С другой стороны, как следствие теоретической незавершенности философского мате-риализма, высказывание такого рода: «Основное стремление к самосохранению, к самоутверждению, следовательно, стремле-ние к инертности. Желания человека, по крайней мере, обосно-ванные, не взятые с потолка, не выходят за пределы того, что он есть по своей существенной характерной определенности.… Так вообще человек не желает быть иным, чем он уже есть, и иметь что-либо иное, чем-то, что он уже имеет. Но хочет все это свое иметь в превосходной степени, в умноженном и увеличенном виде».





















                             5 Заключение


    Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме объек-та, или в форме созерцания, а не как чувственная человеческая деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеа-лизм, конечно, не знает действительной, чувственной деятель-ности как таковой. Фейербах хочет иметь дело с чувственными объектами, действительно отличными от мысленных объектов, но самоё человеческую деятельность он берёт не как предмет-ную деятельность. Поэтому в «Сущности христианства» он рас-сматривает, как истинно человеческую, только теоретическую деятельность, тогда как практика берётся и фиксируется только в грязно-торгашеской форме её проявления. Он не понимает, поэтому значения «революционной», «практически-критической» деятельности.

     Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действи-тельный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой ра-боты главное-то остаётся ещё не сделанным. А именно, то об-стоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, мо-жет быть объяснено только саморазорванностыю и самопротиво-речивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своём противоречии, а затем практически революционизирована путём устранения этого про-тиворечия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практи-чески революционно преобразована. Ход развития Фейербаха есть ход развития гегельянца, - правда, вполне правоверным гегельянцем он не был никогда, - к материализму. На известной ступени это развитие привело его к полному разрыву с идеалис-тической системой своего предшественника. С неудержимой си-лой овладело им, наконец, сознание того, что гегелевское до-


мировое существование “абсолютной идеи”, “предсушествование логических категорий” до возникновения мира есть не более, как фантастический остаток веры в потустороннего творца; что тот вещественный, чувственно воспринимаемый нами мир, к которо-му принадлежим мы сами, есть единственный действительный мир и что наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телес-ного органа - мозга. Материя не есть продукт духа, а дух есть лишь высший продукт материи. Это, разумеется, чистый матери-ализм. Но, дойдя до этого, Фейербах вдруг останавливается. Он не может преодолеть обычного философского предрассудка, предрассудка не против самого существа дела, а против слова “материализм”. Он говорит: “Для меня материализм есть основа здания человеческой сущности и человеческого знания; но он для меня не то, чем он является для физиолога, для естество-испытателя в тесном смысле, например для Молешотта, и чем он не может не быть для них сообразно их точке зрения и их специальности, то есть он для меня не само здание. Идя назад, я целиком с материалистами; идя вперед, я не с ними”.

     Фейербах смешивает здесь материализм как общее мировоз-зрение, основанное на определенном понимании отношения ма-терии и духа, с той особой формой, в которой выражалось это мировоззрение на определенной исторической ступени, именно в XVIII веке. Больше того, он смешивает его с той опошленной, вульгаризированной формой, в которой материализм XVIII века продолжает теперь существовать в головах естествоиспытате-лей и врачей и в которой его в 50-х годах преподносили странст-вующие проповедники Бюхнер, Фогт и Молешотт. Но  матери-ализм, подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-исторической области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор, как и истории, было дано материалис-тическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма.













                 6 Список литературы


1 Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т.1 М.,    1955 С. 204

2 Любутин К.Н., Чупров А.С. Истоки  философской антропологии. Кант. Шопенгауэр. Фейербах.- Челябинск, 2005. С. 205

3 Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998 С.165

4 Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.3

5 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2,3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.