Религиозно-мистическая философия ╚Всеединства╩ и ╚Богочеловечества╩ (╚Богочеловека╩) В.С. Соловьева (1853√1900)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Религиозно-мистическая философия ╚Всеединства╩ и ╚Богочеловечества╩ (╚Богочеловека╩) В.С. Соловьева (1853√1900)

философия



Отправить его в другом документе Религиозно-мистическая философия ╚Всеединства╩ и ╚Богочеловечества╩ (╚Богочеловека╩) В.С. Соловьева (1853√1900) Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

S. Freud. Massenpsychologie und Ich-Analyse
Философия антропологического материализма Людвига Фейербаха (1804√1872)
Основные идеи философии И. Канта
Философские взгляды П.Я. Чаадаева (1794√1856) и его роль в становлении и развитии русской философии XIX века
Система и метод философии Гегеля
Религиозно-мистическая философия ╚Всеединства╩ и ╚Богочеловечества╩ (╚Богочеловека╩) В.С. Соловьева (1853√1900)
 

Религиозно-мистическая философия ╚Всеединства╩ и ╚Богочеловечества╩ (╚Богочеловека╩) В.С. Соловьева (1853√1900)


═════ Выдающуюся роль в развитии русской философской мысли XIX века сыграл Владимир Сергеевич Соловьев, религиозный философ-мистик и поэт.

═════ Он создал свою оригинальную философскую систему, получившая название ╚Философия Всеединства╩ и ╚Учение о Богочеловечестве╩. Она носила ярко выраженный религиозный, 141b12db мистический характер. В его поэзии также преобладали религиозно-мистические, философские мотивы.

═════ Исходной идеей учения о Всеединстве является положение о том, что ╚Бог есть все, то есть, что все в положительном смысле или единство всех составляет предмет собственное содержание, предмет или объективную сущность╩ [2, c. 109]. Другими словами, Бог есть Универсум. Кроме того, Бог есть Абсолютный субъект, все творящий из себя и дающий содержание всему существующему, в том числе и природному миру. Субстанция Бога заключается в том, чтобы быть всем или единством всего в вечном внутреннем акте╩ (Бога-субъекта). Сущность Бога по своему содержанию носит идеальный характер, который действенен. Его действенность заключается в том, что он везде утверждает себя, устраняя дуализм идеально-духовной и природной реальности. Поэтому он един не только в себе, но и во всем другом, что им порождается как Универсальным субъектом. В этом и состоит Всеединство Бога [2, c. 114]. ╚Всеединство╩ нигде и ни в чем не расщепляется, а присутствует всегда.

═════ Второй постулат его философии ╚Всеединства╩ состоит в том, что Бог есть первоначало, Первый образ всего существующего, его одного. В качестве первосущности Бог выступает как Отец, что и подчеркивает его абсолютное выражение как субъекта. Абсолют Бога как субъекта (Отца) выражается трояко:



═════ 1) он полагает все (творит), поскольку он уже обладает содержанием этого акта творения;

═════ 2) само полагание есть осуществление абсолютного содержания Бога как субъекта;

═════ 3) Бог как Абсолют сохраняет и утверждает себя в этом содержании, которое есть результат деятельности Бога как субъекта [2, c. 117].

═════ Всеединство Бога в реальности проявляется в форме триединства:

═════ 1) как первоначало всего он есть Бог √ отец;

═════ 2) Бог √ слово, которым изрекается Божественная Мудрость, София;

═════ 3) святой дух (нематериальная сущность Бога.

═════ Все эти три ипостаси Бога Абсолюта (Всеединство Бога в себе), и как своего другого, проявляется через волю как движущую силу Бога. Закономерно возникает в философии В.С. Соловьева и такой фундаментально значимый вопрос √ что же является телом Бога как Абсолюта? Он приходит к выводу, что таким телом является София. Он замечает: ╚София есть тело Божия, материя Божества╩, его идеальной сущности [2, c. 139].

═════ Бог как Абсолютное Всеединство приобретает особую форму бытия в виде мировой души, которая и активна, и самостоятельна, ╚можем сама избирать предмет своего жизненного устремления. Она всем обладает, беспредельная потенция бытия в ней удовлетворена, но не безусловно и потому не окончательно╩. Почему же? Потому, что Мировая Душа не имеет в себе собственного начала. Чтобы стать реальностью, она должна воспринять божественное начало, которое и становится ее содержанием, хотя и творчески усвоенным. Но как только Мировая Душа пытается отпасть от Божественного всеединства бытия, она теряет свободу и свою власть над собой. ╚Обособляясь, она отнимает себя у всего, она перестает объединять всех╩ [2, c. 164]. Мировой душе принадлежит важная роль √ объединять всех вокруг ценности Абсолютного Всеединства Бога. Также и природа, если она отпадает от Божественного единства, является ╚хаосом природных элементов╩.

═════ Как подлинный философ В.С. Соловьев ставит вопрос о сущности мирового процесса. По его мнению, ╚постепенная реализация идеального всеединства составляет смысл мирового процесса╩ [2, c. 165], а природа составляет необходимую стадию в этом процессе. После того, как Мировая Душа и объединяемый ею природный мир отпали от Божественной идеи и ее начала, природа распалась ╚на множество враждующих элементов╩. То есть, утратило единство внутри себя и единство с Божественным началом (Всеединством). Чтобы утраченное единство возродилось в форме абсолютного организма, в мировом природном процессе должно пройти и проходят три ступени:

═════ 1) космическая материя под воздействием сил тяготения стягивается в великие космические тела √ эпоха звездная или астральная;

═════ 2) когда эти тела становятся базисом для развития более сложных сил (форм мирового процесса) √ теплота, свет, магнетизм, электричество, химизм. Создается целостная гармоническая система;

═════ 3) наконец, третья ступень, благодаря всепроникающему эфиру, как чистой среды единства, приобретает форму бытия в виде жизни организма (живой природы).

═════ Такова своеобразная натурфилософия В.С. Соловьева, не лишенная черт эволюционности. Он был сторонником создания единства естественных наук (которые он хорошо знал), религии и философии, которые по своему раскрывают Всеединство Божественного начала во всем. Но природа, в том числе живая, лишь начало, внешняя оболочка для Божественной идеи всеединства. Лишь в человеке, как телесном, разумном и духовном существе, Мировая Душа впервые внутреннее соединяется с Божественным Логосом. А сознание человека есть сфера, где природа перерастает себя и переходит в область Абсолютного, возможного достижения Всеединства. Почему же именно в человеке и посредством человека возможно восстановление утраченного Всеединства? Прежде всего потому, что ╚человек √ образ и подобие Божие╩. Во-вторых, ╚сознание человека несет в себе вечную божественную идею╩, ╚в идеальном сознании человек имеет дух божий. Человек обладает безусловной, но формальной свободой беспредельного человеческого ╚Я╩, поскольку он представляет подобие Божие╩ [2, c. 171]. В-третьих, потому что ╚человек имеет ту же внутреннюю сущность жизни √ всеединство, которую имеет и Бог╩. Но самое главное, что человек как активное, действующее существо, свободен восхотеть иметь ее как Бог. ╚Он хочет сам овладеть ею или усвоит ее╩ [2, c. 172]. То есть, человек как сознательно духовное существо потенциально может возродить в себе всеединство. А как телесное существо человек ╚есть посредник между Богом и материей╩, является проводником ввсеединящего божественного начала. Человек как творение Бога, ╚первый человек╩ Адам, предстает вначале как целостное телесное и духовно-сознательное существо:

═════ 1) как телесное существо он предстает как стихия материального бытия (природы), подчиняющаяся животным инстинктам;

═════ 2) как сознательное существо он несет в себе понимание всеединства, связующего его с Богом;

═════ 3) он является свободным ╚Я╩, могущим определять себя по отношению к двум сторонам своего существа, утвердить себя в той или другой среде.

═════ Почему же ╚первый человек╩ Адам, как творение Бога, не в силах выразить, представить и воплотить в себе Всеединство? Потому что, считает Вл. Соловьев, он отпал от Идеи Бога, от Самого Бога, утратил свою первоначальную сущность, причем по собственной воле. Утратив единство с Богом, человек сталкивается с трагедией и разорванностью своего бытия. Что же послужило причиной такого трагического падения человека, утраты в себе Всеединства? Ведь Бог не понуждал, не склонял к такому падению. Отпадение от Бога и его сущности и есть грех. Что же приводит к грехопадению человека и всего человечества (весь мир человеческий живет во грехе)? Не установив причины и не устранив ее, невозможно возродить и восстановить всеединство как таковое, и всеединство человека и Бога. В начале своей истории, в первобытном состоянии, человек еще находится в единстве с божественным началом, в единстве жизни, поскольку природа подчиняется тоже Божественному началу. Первобытный человек еще бездуховен. Но как только человек становится духовным существом, наделенным еще и волей, его и подстерегает грехопадение. Поэтому, по идее Вл. Соловьева, грехопадение начинается с падения духа, дух человеческий становится греховным, а отсюда и меняется характер отношения телесного и духовного в человеке. Ведь сознание и дух первого человека отпадают от Бога, а не его тело. Квинтэссенцией отпадения от Бога и его Божественной сущности (Святого Духа) является эгоизм, который и становится источником зла, претендующего на универсальность. Более того, В.С. Соловьев подчеркивает, что источник эгоизма и зла находится внутри человека, а не вне его. Они порождаются внутренней волей субъекта, его субъективной свободой. ╚Зло есть свободное произведение индивидуальных существ╩, √ подчеркивает философ [2, c. 156]. Причиной грехопадения, а значит √ эгоизма и зла, √ являются соблазны, которым подвергается человек и которым он внутренне откликается и принимает. Каковы же соблазны, перед которыми не устоял ╚первый человек╩? Первым соблазном является материальное благо, которое он считает целью и предпочитает духовному благу. Жизненным принципом ╚оскудевшей души╩ первого человека становится ╚хлебом единым╩. А инстинктивная, животная, телесная природа наиболее этому соответствует. Причем, человек добровольно и свободно отдается этому влечению, не осознавая, что оно ведет к эгоизму и к злу. Так возникает рабство плоти.

═════ Второй причиной грехопадения и зла явилось ╚искушение √ сделать свою силу, данную ему Богом, орудием самоутверждения себя как Бога╩ (Буквально √ ╚Человек возомнил себя Богом╩). Им овладела гордыня, которая по происхождению является ╚грехом ума╩. Человек как бы возвышается над Богом (он уже не смиренный раб Божий).

═════ Третьим, последним и самым сильным искушением для первого человека явился соблазн утвердить ╚свое владычество над миром╩ во что бы то ни стало. Достижение этой цели возможно единственным средством √ насилием над миром и над другими людьми. Соловьев подчеркивает, что в этом случае зло становится сильнее блага. Это поклонение началу зла, которое владычествует над миром. Для человеческой воли ставится дилемма √ ╚чему она верит: силе Божьей или силе зла?╩. И первый человек, отпавший от Бога и сокрушенный соблазнами, начинает больше верить силе зла, надеяться больше на насилие, а не на миролюбие и любовь к ближнему. ╚Он √ падший Ангел, но не Ангел, служащий Богу╩ [2, c. 191]. После этого акта грехопадения, реализуемого через множество отдельных, индивидуальных, личностных актов, сама человеческая жизнь и сама человеческая история приобрела трагический характер. И сами люди без новой силы и нового ╚идеала человека╩ не в состоянии ее прервать, не могут восстановить Всеединство с Богом.



═════ И все же В.С. Соловьев верит в исторический прогресс, целью которого является восстановление и возрождение утраченного Всеединства с Богом, что и является подлинным смыслом и мотивом всей мировой истории. Но это задача может быть решена, если появится новый тип человека √ ╚Богочеловек╩, а человечество станет ╚Богочеловечеством╩, образцы которого и начала мы находим в облике и личности Иисуса Христа. Так рождается у В.С. Соловьева концепция ╚Богочеловека╩ и ╚Богочеловечества╩.

═════ По философской версии В.С. Соловьева Иисус Христос √ особая личность. Он воплощает в себе и черты божественные, и черты человеческие. Он рожден от непорочного зачатия, ╚от святого духа╩. Он сын Божий, в котором в конкретной, индивидуальной форме воплощается Божественный дух, Божественная воля, Божественная Мудрость, Божественная истина и Слово. Бог в душе И. Христа возрождается как Божественное откровение во всей чистоте. Более того, Бог-Логос рождается в душе И. Христа заново, тем самым ликвидируется отпадение от Бога.

═════ Но кроме того, И. Христос и сын человеческий. Он лишь зачат непорочно, но рожден от женщины Девы Марии. И. Христу как суну человеческому ничто человеческое не чуждо. Он также подвержен искушениям. Но благодаря Божественному духу и Божественной воле он их преодолевает. Он исповедует иной принцип жизни √ ╚не хлебом единым жив человек╩, который помогает преодолеть искушение плоти. Он преодолевает гордыню ума √ он служит Богу и человечеству, силам небесным, он √ ангел и ╚раб божий╩. Цель его жизни √ воплощение послания Бога, его откровения, которые он вложил в его уста. Он Богочеловек, воспринявший человеческую натуру. Он добровольно, ╚свободно отрекается от славы Божьей╩, ╚он принимает на себя знак раба╩, ╚он в своей душе находит место для Бога╩. Он добровольно подчиняется служению истинному Богу [2, c. 189√191].

═════ Он обладает особым самосознанием √ осознанием в себе как субъекте, как личности, Божественного начала. Он ощущает на себе историческую миссию √ помочь людям вернуться к Богу, преодолеть отпадение от Бога. Для этого И. Христос использует не силу, не насилие, не принуждение, а силу убеждения и любовь, направленную на людей, которые генетически несут в себе черты ╚первого Адама╩. Поэтому каждый человек может приблизиться к идеалу Богочеловека, воплощенному в лике И. Христа. Но без веры в Бога и учение И. Христа это невозможно. В.С. Соловьев проницательно замечает, что это √достижимо, если человек преобразует себя, если он не просто воспримет свободно идеи и учение И. Христа, но найдет место для Божественного начала в себе, в своей душе и только в душе, а не в теле. Соловьев замечает, что телом Христовым до его воскрешения в пределах земного бытия является церковь. Что же он понимает под Богочеловечеством? Это √ ╚человечество,воссоединившееся с божественным началом через посредство И. Христа╩ [2, с. 194] в94]. Это √ та задача, которую призвано решить человечество, чтобы сохранить себя как таковое. Поэтому В.С. Соловьев считает, что его философия и учение о Всеединстве, Богочеловеке и Богочеловечестве не умозрительная философия, а связана с жизнью, с жизнью каждого индивида, поскольку и определяет и вскрывает ╚верховные начала для жизни╩.

═════ В Богочеловеке и Богочеловечестве преодолевается противоречие между Божественным предопределением как объективной необходимостью исторического процесса и свободной волей действующих в нем субъектов. В Богочеловеке и Богочеловечестве осуществляется становление и восстановление Абсолюта (совершенного Божественного начала). Таким образом, Богочеловечество есть плод усилий уже не И. Христа, а людей, рода человеческого, принявшего И. Христа как образец[2, c. 172]., в котором он находит и в себе восстанавливает подлинную человеческую сущность.

═════ Особую роль в становлении Всеединства Богочеловека и Богочеловечества В.С. Соловьев придает любви, притом половой любви, вполне земного человеческого чувства. Хотя часто он употребляет понятие любовь в более широком смысле, как filia. В своей специальной работе ╚Смысл любви╩ он раскрывает связь половой любви с Всеединством и Богочеловечеством. Во-первых, идеи Всеединства ╚осуществляются в момент полового влечения, когда внутреннее единство или общность с другим (со всем) конкретно воплощается в отношении к единичной особи другого пола, представляющей это дополнительное ╚Все╩ √ в одном [3, c. 99]. Во-вторых, любовь разрушает непроницаемость, закрытость людей друг от друга, неся в себе открытость и проницаемость, а также и чистоту. В-третьих, половая любовь есть наиболее действенная сила √ она рождает новую жизнь, преобразует людей и сочетает (сизигия √ лат.) их в единое целое. Она деятельное, оплодотворяющее начало и полнота жизненных условий и возможностей. В-четвертых, она для человечества инструмент всеединства. Любовь, как родовое чувство, воплощается в культуре. Бог, предвидя грехопадение человека, перенес в человека любовь, наделил нас ею. В-пятых, любовь облагораживает людей, поскольку она имеет цель в себе. В момент любви, говорит В.С. Соловьев, забывают о себе, перестают быть эгоистами. В-шестых, половая любовь как инструмент Всеединства, может воплотиться только в любви к женщине. Поскольку она есть высшее воплощение красоты природы. Но кроме того, она обладает и совершенной душой. Женщина рождает новую жизнь не только физически, но рождает духовно, ╚воскрешая из мертвых╩. Поэтому эротическая любовь, эротическое влечение находит наиболее полное воплощение в духовном чувстве любви к женщине. Она, кроме того, совершенное воплощение Софии, которая никогда не умирает, в отличие от тела [1]. Расширяя горизонт действия любви,═ В.С. Соловьев подчеркивает, что распространение ее на сферу межличностных отношений позволяет преодолеть атомизм и индивидуализм, характерные для современного ему западного мира, и тем самым, достигается реальное осуществление Всеединства. Он универсализирует любовь, придавая ей космический характер, но идущая изнутри, ╚соединяя многих╩ [1].

═════ Особое место в воплощении идеи Всеединства как смысла исторического процесса В.С. Соловьев отводил церкви. В ней он видел особый институт, призванный помочь людям обрести практическое Всеединство. В 80-х годах он выступает даже за союз католической и православных церквей. Позднее он отходит от этой идеи, считая, что только православие, православная церковь и русский народ способны осуществить дело Всеединства. Католическая вера и католическая церковь не способны это сделать по ряду причин. Во-первых, потому что католическая церковь стремится насильно покорить ╚мир, лежащий во грехе╩. Во-вторых, потому что ╚здесь движущее начало √ ╚властолюбие╩. Народы покоряются не Христу, а церкви (подчеркнуто мной √ Г.Ч.). И то, и другое В.С. Соловьев считает формами скрытого неверия [2, c. 195]. Он был сторонником теократического общества, поскольку, по его мнению, только в нем возможно воплощение идеала добра и справедливости на основе идей Всеединства и всех соединяющей космической любви. В конце жизни им все более овладевали сомнения и в реализуемости практически идей Всеединства и ╚идеала добра в реальной жизни╩. ╚Дело не только в том, что зло является фактом человеческой истории, но и в том, что добро доброго человека не делает злого добрым. Действительное благодеяние увеличивает добро в добром и зло √ в злом╩. Он даже говорил об Апокалипсисе как конце всемирной истории [4, c. 167].

═════ Значение философии В.С. Соловьева выражается не в том, что он решил поставленные им самим же фундаментальные философские проблемы бытия человека и человеческой истории. Это не под силу ни одному мыслителю. Величие В.С. Соловьева как философа и мыслителя заключается в том, что он поставил эти важнейшие философские вопросы и призвал к постоянному размышлению над ними. Ведь пока человечество размышляет над ними, оно сохраняется как подлинное человечество, в котором присутствует частица Божественного начала.

═════

Библиографический список

═════ 1. Козырев А.П. Смысл любви в философии Вл. Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. √ 1995. √ № 7.

═════ 2. Соловьев Вл. Чтение о Богочеловечестве (лук и стрела). √ СПб.: Художественная литература, 1994.

═════ 3. Соловьев В.С. Смысл любви // Русский космизм. √ М.: Педагогика-Пресс, 1993.

═════ 4. Суханов К.Н., Чупров А.С. Знаменитые философы XIX√ХХ веков: Очерки идей и биографий. √ Челябинск: Околица, 2001.