Основные черты философии А. Шопенгауэра как философии ╚волюнтаризма╩
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Основные черты философии А. Шопенгауэра как философии ╚волюнтаризма╩

философия



Отправить его в другом документе Основные черты философии А. Шопенгауэра как философии ╚волюнтаризма╩ Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Основные идеи философии И. Канта
Философия жизни Ф. Ницше
Философия и мировоззрение. Специфика философии
Философские взгляды П.Я. Чаадаева (1794√1856) и его роль в становлении и развитии русской философии XIX века
Британская философия XVII √ XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм)
Социально-философская проблематика фрейдизма и неофрейдизма
Основные черты философии А. Шопенгауэра как философии ╚волюнтаризма╩
 

Основные черты фило 949e48ij 89;офии А. Шопенгауэра как фило 949e48ij 89;офии ╚волюнтаризма╩

═════

═════ Как и всякий подлинный фило 949e48ij 89;оф, А. Шопенгауэр пытается найти беспристрастный ответ на фундаментальный фило 949e48ij 89;офский вопрос: ╚В чем сущность бытия мира, и что правит миром?╩. Свои основные фило 949e48ij 89;офские принципы решения этой проблемы он выразил в своей наиболее известной работе ╚Мир как воля и представление╩ (1818 г.). Она направлена была против фило 949e48ij 89;офии Гегеля, которую он подвергает беспощадной критике. Как нам теперь известно из предыдущих лекций, Гегель считал, что бытие мира есть самореализация объективной идеи и объективного духа, творящей и сило 949e48ij 81; которых является Божественный разум. Благодаря его деятельной силе и в природе, и в обществе, и в истории нарастает потенциал разумности и совершенности. А история человечества представляет собой прогрессивное развитие объективного духа и объективного разума в своей свободе. И природа, и общество, да и мир в целом идут в своем развитии от менее совершенных форм бытия к более совершенным формам бытия, от минимальной свободы к максимальной свободе. Так или иначе, Гегель признавал прогресс в развитии природы, общества и истории, хотя и в виде прогресса саморазвития объективного духа, в его разумности. В этом плане Гегель не сомневался в прогрессе человеческой истории и выражал веру в него, а значит и в человека.

═════ А. Шопенгауэр резонно возражает Гегелю: если в бытии мира, особенно в истории, все более утверждается сила Разума, то почему в мире столько зла, насилия, так много крови, так много бессмысленных войн, в которые человечество было погружено на всем протяжении своего существования? Он подвергает резкой критике всю систему фило 949e48ij 89;офии Гегеля. Так, фило 949e48ij 89;офия А. Шопенгауэра демонстрирует разрыв не только с Гегелем, но и с немецкой классической фило 949e48ij 89;офией. Что же А. Шопенгауэр противопоставляет идее господства Мирового духа и разума?



═════ Он исходит из постулата: сущность мира (безграничная вселенная) составляет Мировая Воля, стремящаяся к своей тотальной самореализации и подчинению среды, в которой она существует и действует. Действие мировой воли носит не только космический, но бессознательный, неразумный характер. Она не имеет ни фиксированного начала, ни фиксированного конца: как бы находится вне пространства и времени, стремясь к безграничному самоутверждению и господству. Сферой ее действия является и неживая, и живая природа. Она, стало быть, универсальна. Мировая Воля ╚самодовольно любуется на себя в своем творении╩ [2, c. 76]. Жизнь, бытие живого, органического мира, составной частью которого является и человек, есть наиболее концентрированное и совершенное выражение Мировой Воли. Для мировой воли характерна особая сущностная сила √ устремленность к размножению, инстинкт размножения, который стремится к преодолению всех (любых) препятствий, мешающих демонстрации силы и энергии инстинкта размножения. А. Шопенгауэр обозначает силу мировой воли понятием ╚воля к жизни, инстинкт жизни╩, который носит бессознательный характер. Мировая Воля создает и творит все, в том числе и Разум, который ей нужен только в качестве возбуждения, после чего она развивается и действует в соответствии с ╚инстинктом размножения╩, ╚инстинктом жизни╩. Мировая Воля, как воля к жизни, не может быть подчинена никакому контролю, а уж тем более контролю со стороны человеческого разума. У мировой воли нет никакой разумной цели, кроме цели подчинения ей всего противостоящего. Она самодостаточна в себе. Поэтому понятие рациональности и целеполагаемости к ней не применимы. В целом можно сказать, что А. Шопенгауэр создает фило 949e48ij 89;офскую концепцию бытия мира, человека и человеческой истории, которую можно обозначить как фило 949e48ij 89;офию волюнтаризма. Исходя из этого, А. Шопенгауэр считает, что ╚всякая фило 949e48ij 89;офия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный предмет ее изучения, она по существу своему только размышляет и исследует, а не предписывает╩. А всякие попытки фило 949e48ij 89;офов рационально понять и объяснить ╚становление, произрастание, происхождение╩ бытия мира и его сущности он называет ╚вздором╩ [1, ч. 1, с. 56]. Фило 949e48ij 89;офия А. Шопенгауэра в значительной степени носит и иррационалистический характер. По Шопенгауэру, именно сила Мировой Воли правит миром, но не Разум. Причем, следуя традиции древне-индийской фило 949e48ij 89;офии, он Мировую Волю рассматривает как живую силу. Воля тождественна жизни, которой присущи пульсирующие процессы.

═════ Человек как живое существо, наделенное разумом, весь без остатка включен в действие Мировой Воли, стремящейся к безграничному проявлению своей силы (мощь жизни, инстинкт жизни) в виде подчинения. В человеке Мировая Воля, по Шопенгауэру, достигает ╚высшей ступени╩, особой энергии. Бытием человека, конкретного индивида движет бессознательная воля к жизни, инстинкт жизни, которая не поддается рациональному пониманию и объяснению.

═════ А. Шопенгауэр в своей фило 949e48ij 89;офии рассматривает и такую фундаментальную проблему как проблему сущности бытия человека, как представителя человеческого рода и как индивидуальности, которые включены в бытие мира как проявления Мировой Воли. Поэтому и бытие человека он связывает с бытием Мировой Воли.

═════ По своему содержанию Мировая Воля есть зло, поскольку она стремится к подчинению всего, что препятствует ее размножению и увеличению. Она как бы обладает в себе тотальным эгоизмом, который является движущей сило 949e48ij 81; ее борьбы за самоутверждение. Человек по своей природе является эгоистом, проистекающим из инстинкта, воли к жизни. ╚В сознании человеческом он достигает высшей ступени, а обусловленное им соперничество индивидов проявляется самым ужасным образом╩, приобретая форму ╚войны всех против всех╩, которая становится законом повседневной жизни людей, рода человеческого. Жизнь предстает в реальности как бесконечная цепь страданий и мук, как ╚ужас жизни╩. В ней торжествует зло, а не добро. Ни сам человек, ни общество, ни государство ╚не способны преодолеть эгоизм, зло и страдания╩, √ считает А. Шопенгауэр [1, ч. 1, с. 93√94]. Стремление к счастью, в котором люди видят смысл жизни, неосуществимо, а счастье недостижимо.

═════ Счастье есть лишь мечта, носящая ╚маскарадные костюмы, тревожившие и манившие нас в ночь карнавала╩. Счастье в жизни всего лишь грезы, таковыми предстают для нас явления жизни, они покров Майи[1]. Свое созерцание жизни мы воспринимаем за сущность жизни, по своей воле и желанию впадая в иллюзию и обман [1, ч. 1, с. 95].

═════ А. Шопенгауэр ставит и гносеологическую проблему √ можем ли мы познать сущность жизни, отыскать в ней положительные и позитивные ценности, которые нам сулят внешние стороны жизни? Что скрывается за явлениями? Ведь познание есть срывание покрывала, ╚вуали╩ с тайны бытия, как своего собственного, так и мира в целом. И когда познающий субъект выходит за границы явлений (мир представлений), то перед ним открывается подлинная сущность Мировой Воли. Она на самом деле есть Зло.



═════ Само познание лишь увеличивает наши страдания бытия, поскольку то, что мы воспринимали как истину, оказывается обманом и иллюзией. Человек в жизни сталкивается с неразрешимым противоречием, антиномией √ между стремлением к счастью, проистекающим из воли к жизни, и невозможностью его реального достижения.

═════ А. Шопенгауэр рассматривает в своей фило 949e48ij 89;офии нравственно-этические проблемы бытия человека, опять таки исходя из принципа воли к жизни, инстинкта жизни. Он понимает, что без добродетели и великодушия не может быть преодолен эгоизм животного инстинкта. Но как только человек, движимый нравственным состраданием, воспринимает страдания другого, ╚во всех существах узнающий себя╩, он открывает страдания═ и несчастья Вселенной. Даже индивидуальная Воля к жизни не способна преодолеть всеобщего страдания и несчастья. Всякое желание его преодолеть приводит не к снятию страдания в виде сострадания, а увеличивает масштабы страдания. Поэтому человек может только созерцать, но не преодолевать страдания, которые становятся атрибутом человеческой жизни. В связи с этим он критикует религиозную, христианскую мораль, которая дарит человеку возможность, надежду преодолеть страдания, после искупления первородного греза и попадания в потусторонний мир, в божественный рай, где и достижима блаженная жизнь.

═════ А. Шопенгауэр видит достижение благой жизни, преодоления страданий в укрощении воли к жизни, ╚не на миг, а навсегда╩. Когда ╚человек доходит до состояния добровольного отречения, резингнации, истинной безмятежности и совершенного отсутствия желаний╩. То есть отказа от воли к жизни. ╚Нет воли, нет мысли, нет мира. Перед нами только небытие. Перед нами остается, конечно, только ничто╩ [1, ч. 1, с. 95√96].

═════ Под ╚ничто╩, ╚небытием╩ А. Шопенгауэр подразумевает растворение индивида в мире, в самой жизни. Тогда человек достигает состояния блаженства, нирваны, поскольку индивидуальная воля отказалась от борьбы с обстоятельствами жизни страдательного характера. В этом положении видится влияние брахманизма, течения в древнеиндийской фило 949e48ij 89;офии, которой он увлекался. Отказ от воли к жизни снимает напряженность самой жизни. Поэтому он рассматривает самоубийство не как грех с точки зрения христианства, не как слабость человека, а как ╚феномен утверждения╩ воли к жизни. Поэтому он отказывается вовсе не от воли к жизни, а только от самой жизни, разрушая ее отдельное проявление [1, ч. 1, с. 96]. Самоубийство бесплодно и безумно, поскольку оно не уничтожает волю к жизни как таковую. Оно устраняет помехи жизни √ страдания. Человек в этом деянии обнаруживает свою свободу воли. Ведь самоубийство равно со смирением бытия. Безусловно, в этом видится влияние стоиков на миросозерцание А. Шопенгауэра. Но в этом заключается и пессимизм всей его фило 949e48ij 89;офии и мистицизм.

═════ И все же, каково же предназначение человека, какую роль он может играть? Если цель жизни как можно ближе подойти к ╚не существованию╩, к ничто, то историческая миссия человека заключается в продолжении человеческого рода. А половые влечения есть выражения инстинкта жизни, воли к жизни, которые поэты идеализируют, придавая им иллюзорные черты идеально-духовного порядка, называя их любовью. Их недостижимость лишь увеличивает страдания бытия человека. Отсюда А. Шопенгауэр делает вывод, что самая лучшая форма бытия √ аскетический и мистический образ жизни.

═════ Безусловно, фило 949e48ij 89;офия А. Шопенгауэра носит явно пессимистический характер. В ней отчетливо присутствует иррационалистический момент. Но в тоже время он в такой парадоксальной форме фило 949e48ij 89;офствования отразил трагические аспекты бытия человека, истории человеческого рода, с его точки зрения непреодолимые. Оптимизм же фило 949e48ij 89;офского взгляда на бытие мира, на жизнь в целом заключается не в отрицании трагедии в человеческой истории, наличия в ней зла, а в преодолении трагических обстоятельств и зла. Их отменить нельзя, но можно так минимизировать сферы их проявления, что они перестанут быть тотальной опасностью для бытия человека и человеческого рода.

═════

Библиографический список

═════ 1. Мир фило 949e48ij 89;офии? Книга для чтения: В 2 ч. √ М.: ИПЛ, 1991.

═════ 2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. √ М.: Просвещение, 1992.




[1] Майя √ понятие в древней и средневековой индийской фило 949e48ij 89;офии, означающее иллюзорность всего воспринимаемого мира.