Философия антропологического материализма Людвига Фейербаха (1804√1872)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Философия антропологического материализма Людвига Фейербаха (1804√1872)

философия



Отправить его в другом документе Философия антропологического материализма Людвига Фейербаха (1804√1872) Hits:



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

S. Freud. Massenpsychologie und Ich-Analyse
Философия антропологического материализма Людвига Фейербаха (1804√1872)
 

Философия антропологического материализма Людвига Фейер 111h76fb ;баха (1804√1872)


Людвиг Фейер 111h76fb ;бах является одним из выдающихся представителей немецкой классической философии. Из предыдущих лекций видно, что немецкая классическая философия не была однообразным и монолитным явлением. Философия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля отличаются друг от друга, а подчас и противоречат друг другу, хотя они и принадлежат к одному направлению √ идеализму. Философия Людвига Фейер 111h76fb ;баха прямо противостоит этому направлению. Он явился родоначальником материалистической линии в немецкой классической философии. В начале своего становления как философа и мыслителя он был на позиции Гегеля, считая себя его последователем и учеником. Он отдает должное гегелевской диалектике, которая побуждает к творческому подходу в рассмотрении бытия мира. Но постепенно он отходит от спекулятивного характера гегелевской философии, поскольку она не позволяет, по его мнению, понять подлинную природу человека, сущность религии и сущность природы. В концентрированной форме свою философскую позицию он выразил в своем фундаментальном труде ╚Сущность христианства╩ и ряде работ по проблемам природы, этики.

Свою философию он называет антропологической[1], а центральной проблемой ее он считает изучение сущности человека как естественного, природного существа. Без решения проблемы человека, по его мнению, не могут быть решены и все другие философские проблемы. Решение проблемы человека √ ключ к решению всех других философских и научных проблем. Свою философию он называет новой философией. ╚Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку╩ [3, т. 1, с. 202]. В своей философии Фейер 111h76fb ;бах ╚исходит из положения: я √ подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность, тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность╩ [3, т. 1, с. 186]. Именно поэтому он считает, что его ╚учение или воззрение может быть выражено в двух словах: природа и человек╩ [2, ч. 1, с. 267].



Для того, чтобы раскрыть подлинную, реальную сущность человека, Фейер 111h76fb ;бах считает принципиально важным признание первичности объективности, несотворимости и вечности природы. Природе ничто не предшествует. Материалист-философ есть именно тот мыслитель, который признает первичность природы. Исходя из этого, он критикует Гегеля именно за то, что последний предпосылает природе идею и дух, отчего гегелевская философия носит сугубо спекулятивный, а не реалистический характер.

Фейер 111h76fb ;бах образно сформулировал цель своей философии: ╚Я хочу прижать к своему сердцу природу, перед глубинами которой отступает в ужасе богослов; я хочу полюбить человека, но всего человека, которого может понять не богослов, не анатом или юрист, а только философ [3, т. 1, с. 242].

Как же Л. Фейер 111h76fb ;бах понимает природу и сущность человека? Он не претендует на окончательное решение этой проблемы. Ведь и в современную эпоху под этой проблемой нельзя подвести окончательную черту. Он преследует цель материалистически объяснить сущность человека, поскольку только материализм не противоречит естественнонаучному знанию. А поэтому и сама материалистическая философия только и может быть, по его мнению, подлинной наукой. Он считает свою философию наукой об абсолюте природы. Что же он понимает под природой? Природа ╚есть все, что ты видишь, и что не является делом человеческих мыслей или, если вникнуть в анатомию природы, природа есть существо или совокупность существ и вещей, чьи проявления, обнаружения или действия, в которых проявляется и существует их бытие, имеют свое основание не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах или причинах╩, отмечает он в своей работы ╚Сущность религии╩ [3, т. 2, с. 591]. Природа первична, ей ничто не предшествует, она не нуждается для своего существования ни в чем вне себя. Она самодостаточна и несотворима, а потому и вечна. Она существует не потому, что мы ее созерцаем, а потому, что она существует независимо от нашего созерцания. А потому и бытие не есть изначально ╚ничто╩, а бытие природы, которая всегда конкретна. Л. Фейер 111h76fb ;бах подвергает критике позицию Юма, Беркли, но особенно Гегеля по отношению к природе. ╚Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя╩, язвительно и саркастически замечает он, критикуя Гегеля. Бытие есть бытие природы, и ничего другого. А ╚образ этого бытия вне мышления √ материя, субстрат реальности╩ [3, т. 1, с. 84, 176]. В этом аспекте своей философии он продолжает традиции Спинозы, французских философов-материалистов, но и развивает основополагающие принципы материалистической философии.

Исходя из сформулированных материалистических принципов своей философии Л. Фейер 111h76fb ;бах рассматривает пространство и время как атрибуты материи, природы. Природа существует ╚здесь и ╚теперь╩, в пространстве и времени, а потому и развитие природы происходит в пространстве и времени. Но пространство и время, по Фейер 111h76fb ;баху, не условия, не предпосылки бытия природы, а формы ее бытия, не отделимые от самой природы. ╚┘Не вещи предполагают существование пространства и времени, а, наоборот, пространство и время предполагают наличность вещей, ибо пространство, или протяженность, предполагает наличность чего-то, что протяженно, и время √ движение: ведь время √ лишь понятие, производное от движения, предполагает наличность чего-то, что движется╩ [3, т. 2, с. 622]. Пространство и время не существуют без движущейся материи, она предшествует им. ╚Взгляд будто сама природа, мир вообще, вселенная имеет действительное начало, что, следовательно, никогда не было ни природы, ни мира, ни вселенной, есть убогий взгляд, ┘ есть фантазия, бессмысленная и беспочвенная фантазия, будто никогда не было ничего действительного, ибо совокупность всей реальности, действительности и есть мир или природа╩ [3, т. 2, с. 441]. Из признания первичности и самодостаточности природы Фейер 111h76fb ;бах приходит к выводу: природа существует не потому, что существуют идея и дух, а идея и дух существуют, поскольку существует природа, материя.

Как же исходя из материалистического принципа своей философии Л. Фейер 111h76fb ;бах решает центральную для него философскую проблему о природе и сущности человека? Он не преувеличивал, когда говорил о том, то для философии человек представляется большой загадкой и тайной. И для современной философии, философии ХХ√ХХI вв. человек остается смой трудной проблемой.

Для Л. Фейер 111h76fb ;баха ╚человек √ существо природы╩. ╚Человек не есть целью природы √ он есть высшее проявление ее жизненной силы╩ [2, ч. 2, с. 38√39]. Как природное существо, человек есть живое, телесное, чувствующее существо. Человек есть высшее существо природы с точки зрения его органического, физиологического и анатомического строения. Поэтому все ╚его существо отлично от животного╩. Он остроумно подчеркивает, что ╚даже желудок у людей, как бы презрительно мы на него не смотрели, не есть животная, а человеческая сущность╩ [2, ч. 2, с. 36].

Принципиально важным для Л. Фейер 111h76fb ;баха было дать материалистическую интерпретацию универсальности человека, универсальной сущности человека. Человек есть универсальное существо именно потому, что он есть природное существо изначально. А природа сама по себе ╚универсальна, бесконечна и безгранична.╩ И человек ╚не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободен╩, поскольку и сама природа и неограниченна и свободна, поскольку она существует независимо ни от чего [3, т. 1, с. 231].

Человек отличается и рядом таких свойств, которые дают возможность, основание относить его к особому роду существ. Первое, что бросается в глаза, человек обладает мышлением, сознанием. Человек есть мыслящее, сознательное существо. Л. Фейер 111h76fb ;бах, как философ-материалист, рассматривает сознание как свойство человека как природного существа, а не сверхприродного существа. Он связывает бытие мышления с бытием особой материи, с особым субстратом, с мозгом, который принадлежит человеку как естественному, природному существу. Мозг как материальное образование, принадлежащее человеку, отличается высшей степенью сложности строения, по сравнению с подобным субстратом, присущего более простым в физиологическом и анатомическом смысле живым существам (животным). Для Фейер 111h76fb ;баха сознание есть высшая форма психического отражения. Он резонно отмечает, что ╚сознание в смысле самоощущения, в смысле способности чувственного различения, в смысле восприятия и даже распознавания внешних вещей по определенным явным признакам свойственно и животным╩. Тогда в чем же состоит сущность человеческого сознания? Она состоит в том, что человек как ╚субъект способен понять свой рол, свою сущность╩. Только то существо, предметом которого является его рол, его сущность, может познать сущность и природу других предметов и существ╩. Содержанием сознания является знание о внешнем мире и о самом себе, о внутренней жизни человека. Поэтому человек живет более сложной, двоякой жизнью. ╚Внутренняя жизнь животного совпадает с внешней, а человек живет внешней и особой внутренней жизнью╩ [3, т. 2, с. 30].

Человек, по Фейер 111h76fb ;баху, не только мыслящее и сознающее себя существо, но и существо общительное, он одновременно общается с ╚Я╩ и с ╚Ты╩ (другим ╚Я╩), а также общается с родом человеческим. Посредством мышления и слова человек ╚отправляет функции рода╩. Поэтому человек проявляет и приобретает свою сущность только в общении. Разум, воля и сердце присущи человеку потому, что он есть прежде всего природное, естественное существо, ибо ╚без тела, без жизни они ничто.╩ Духовный мир человека есть продукт, результат деятельности сознания, мышления человека, как природного и общительного существа, а не существа сверхприродного. Из особой сущности человека вытекает сущность человеческой воли, человеческого разума и чувства. Поэтому и познание предметов объективного мира есть также познание человеком своей собственной сущности. ╚Какой бы объект мы не познавали, мы познаем в нем нашу собственную сущность, чтобы мы не осуществляли, мы в этом проявляем самих себя╩ [3, т. 2, с. 35], свою неограниченную сущность как природного существа, а также мыслящего и общающегося. В связи с этим Л. Фейер 111h76fb ;бах критикует вульгарно-материалистическую интерпретацию сущности и содержания человеческого сознания, в частности Молешотта, который сводил деятельность сознания к деятельности мозга. Он резонно замечает, что мыслит не мозг, а человек, познает не мозг, а человек. Способность к познанию и свойство сознания не сводимы к свойствам мозга как особого рода материи, являющейся всего лишь субстратом, естественной основой мышления, но не самим мышлением.

На основе своей антропологически-материалистической концепции природы и сущности человека, сущности и происхождения сознания, Л. Фейер 111h76fb ;бах создает и свою теорию познания, хотя эта проблема и не является главной в его философии. Познание, по Фейер 111h76fb ;баху, есть отражение объективного мира в сознании человека в специфических образах и понятиях. Исходный принцип его гносеологии: ╚Мысленное бытие ┘ есть образ этого бытия вне мышления √ материя, субстрат реальности╩ [3, т. 1, с. 181]. Бытие первично, мышление вторично √ принцип его материалистической теории познания. Он продолжает идеи материалистического сенсуализма, утверждающего, что чувственный опыт есть источник познания. Поэтому на уровне чувственного познания сознание, мышление отображает бытие единичных вещей в образах, конкретных представлениях. Здесь образ еще мало отделим от предметности бытия. ╚Чувственное созерцание у большинства людей служит единственной мерой их рассудка, правилом их суждений, твердой точкой опоры при оценке вещей╩, замечает Л. Фейер 111h76fb ;бах [2, ч. 1, с. 528]. На уровне теоретического мышления познающий субъект отвлекается, абстрагируется от конкретной данности вещей, их индивидуальности с целью выявления различия в вещах, установления связи между ними. Познание на этом уровне стремится установить общее в бытие и получить знание об этом общем, о законах бытия мира. А это есть результат деятельности абстрактного мышления как сугубо духовной деятельности. Мышлению свойственна всеобщность, подчеркивает Фейер 111h76fb ;бах. Но ╚как только они (люди √ Г.Ч.) касаются духовной области, они попадают на гладкий лед, где ломают себе шеи и ноги╩,-образно замечает он [2, ч. 1, с. 528]. В этом плане он и говорит о том, что Гегель и процесс познания ставит с ╚ног на голову╩. Фейер 111h76fb ;бах не сомневается в том, что абстрактное мышление есть свойство человека как естественного природного существа. Но оно усиливается, развивается и утверждается только в общении, в обществе и в культуре.

На основе материалистического понимания сущности сознания и познания Фейер 111h76fb ;бах приходит к выводу, что содержанием сознания является знание, а мышление есть способ достижения истинного знания о бытие. В силу того, что материализм его носит в значительной степени созерцательный характер, а познание есть тоже созерцание, хотя и в форме абстрактного мышления, критерием истинности знания Фейер 111h76fb ;бах считает соответствие знания свойствам и законам природного мира и бытия. Ошибки в действии, в практике проистекают именно из несоответствия знания и бытия.

Но основной задачей своей философии, как мы уже отмечали, Фейер 111h76fb ;бах считает критику и разоблачение религии и религиозной морали. Этому и посвящена его работа ╚Сущность христианства╩. Поэтому его философия была не только антропологической и материалистической, но носила и ярко выраженный атеистический характер.

╚Человеку следует отказаться от христианства √ лишь тогда выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком, ибо христианин не человек, а ╚полуживотное √ полуангел╩. ╚Лишь тогда он совершенный человек, лишь тогда в нем больше не будет места, в котором смог бы свить себе гнездо потусторонний мир╩ [3, т. 1, с. 342]. Всестороннему развитию человека как естественного, природного и как духовного существа, прежде всего и препятствует религия и религиозное сознание. Именно она делает его несвободным.



Каковы корни и основания религии, в чем ее сущность? Для ответа на эти вопросы Л. Фейер 111h76fb ;бах исходит из основополагающего принципа своей антропологической философии √ ╚только антропология является ключом к скрытым тайнам религии╩ [1, с. 64]. Религия проистекает из естественной, природной сущности человека, как существа чувственного и переживающего. Вот почему Фейер 111h76fb ;бах считает, что в религии главное, прежде всего, чувства, эмоции и переживания. Основания религии находятся и обнаруживаются в плоскости взаимодействия человека и природы. Он выделяет психические, практические и социальные корни, основания возникновения и существования религии, понимаемой им как вера в сверхъестественное и чудо.

Психологические причины, корни религии Л. Фейер 111h76fb ;бах связывает с чувством зависимости человека от стихийных сил природы, от которых он тотально зависел, особенно на ранних ступенях развития человеческой истории. Бытие природы тотально определяло бытие человека. Бессилие человека перед природой и порождало чувство страха у человека за свое бытие.

Второй составляющей психологической основы возникновения религии является естественное чувство страха перед смертью. Именно тайна бессмертия и страшит, и привлекает человека.

Психологические предпосылки религии порождают гносеологические причины ее возникновения √ бессилие человека познать действительные законы природы, ее тайны, а стало быть и познать тайну бытия человека как естественного, природного существа. ╚Изменчивость природы, именно в явлениях, в наибольшей степени заставляющих человека чувствовать свою зависимость от нее ┘ есть предмет религиозного почитания╩,-подчеркивает Л. Фейер 111h76fb ;бах [2, ч. 1, с. 266]. Бессилие познать тайны природы, а значит и тайну человека и его бытия как естественного, природного существа, вызывает у человека трепет религиозного чувства, преклонения перед этой тайной, чувство страха перед непознанным и неизвестным. Ведь человек более всего боится непонятного и неизвестного, которое порождает состояние психологического беспокойства.

Л. Фейер 111h76fb ;бах═ указывает и на практические причины возникновения религии, связанные с бытием человека как природно-предметного существа, с присущим ему комплексом естественных потребностей и интересов, реализация которых выступает как неотвратимая необходимость. Полнота их реализации в их неограниченности и свободе выступает для человека в образе счастья. Стремление к счастью является для человека наиболее естественным стремлением, целью, к которой он устремляет свою волю. И в тоже время, в реальном процессе жизни человек сталкивается с невозможностью его достижения. С неразрешимым противоречием между нуждой, необходимость счастья и невозможностью его достижения. А нужду в полноте реализации естественной потребности человека в счастье отменить невозможно. Ее неотменяемость порождает надежду на его достижение. А в силу бессилия и невозможности их реального осуществления сама надежда приобретает иллюзорный характер. Но сохраняется как надежда в форме веры в чудо, веры в сверхъестественное осуществление, веры в Бога, преодолевающего реальные жизненные препятствия на пути к осуществлению надежды и на счастье, и на бессмертие.

Л. Фейер 111h76fb ;бах отмечает и общественные, социальные причины возникновения и существования религии, которыми являются социальная несправедливость, разделение общества на бедных и богатых. Этой проблеме он уделяет меньшее внимание, но все же указывает ее значение для объяснения причин появления религии.

Поскольку религиозное чувство, религиозная вера в Бога и чудеса есть сугубо человеческие явления, то и религия не могла возникнуть без участия человека, без его творческих возможностей. Человек отличается от всех других живых существ тем, что он способен к фантазии, воображению, творению идеального, сверхприродного или, как сейчас модно выражаться, виртуального мира. Бог есть творение человека, созданное его воображением и фантазией. Он нуждается в нем, чтобы преодолеть свои человеческие слабости. Человек приписывает Богу сугубо человеческие свойства, качества: волю, разум и т.д., возводя их в Абсолют, придавая им сверхприродные и сверхчеловеческие свойства и масштаб, который невозможно превзойти и с которым невозможно что-либо сопоставить. По Л. Фейер 111h76fb ;баху, Бог есть отчужденные от природы и человека силы и возможности, существующие в идеальной и бестелесной сущности, не имеющей ни границ пространства, ни границ времени. Бог есть всезнающая и везде присутствующая сила, наделенная сугубо человеческими качествами √ добром, красотой, истиной, умом, справедливостью и т.д. Бог есть в тоже время и абсолютная воля, склонная творить добро. Бог в тоже время проявляет и сугубо человеческие свойства √ он гневается, он любит, он милосерден, он справедлив, он милостив и т.п. А поскольку Бог есть абсолютное, совершенное воплощение человеческих надежд и чаяний, то к нему отношение строится только на основе любви и абсолютной веры. Фейер 111h76fb ;бах подчеркивает, что эта вера и любовь приобретает чисто религиозный характер √ слепого и вынужденного поклонения. Любовь, как человеческое чувство, покидает земную твердь, уносясь к небу Бога, а потому только религиозное чувство любви достойно называться святым. Л Фейер 111h76fb ;бах подчеркивает, что человек, подпадая под силу религиозного чувства, теряет свою свободу, как естественное, природное существо. А религия и особенно церковь используют человеческую веру в Бога в целях подчинения и порабощения человека. Поэтому подлинное освобождение человека от религиозной зависимости Л. Фейер 111h76fb ;бах видит в противопоставлении религиозной вере в сверхъестественное в естественную веру в силу природы, а вере в Бога противопоставляет веру в человека как естественного и природного существа, в неограниченные возможности его разума, воли и творческих сил. Свою новую религию Л. Фейер 111h76fb ;бах называет естественной, которая ближе к человеку, чем к Богу. Для Фейер 111h76fb ;баха подлинно человеческая любовь проявляется в отношениях между ╚Я╩ и ╚Ты╩, когда в другом (в ╚Ты╩) человек видит отзвук своих надежд, своего сердца, своих устремлений. Он и половому чувству любви возвращает качества естественности, но при том условии, если оно одухотворяется.

Л. Фейер 111h76fb ;бах связывает общественный прогресс с развитием человека как природного, естественного существа, с развитием и реализацией его природных дарований, а нес совершенствованием религиозной веры. Он убежден в том, что религия по своей сути является препятствием для прогресса человека и общества.

Исходя из принципа антропологического материализма, Л. Фейер 111h76fb ;бах решает и извечную проблему бытия человека √ проблему этики и морали. Он в данном случае следует традиции √ связывать мораль с бытием свободной воли и счастьем, как цели бытия человека, как человеческой потребности. Волю он рассматривает как проявление всей сущности человека. ╚Моя воля есть следствие моей сущности, ибо я существую, прежде чем хочу, бытие может существовать без воли, но нет воли без бытия╩. Носителем воли является не человек вообще, а конкретный человек во всей своей индивидуальности. ╚Ибо что такое воля, как не желающий человек?╩ √ подчеркивает Л. Фейер 111h76fb ;бах [3, т. 1, с. 499, 452]. Она есть выражение внутренней необходимости человека как природного, естественного существа, с неотвратимостью стремящегося к счастью. Он определяет счастье как ╚такое состояние, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет своим индивидуальным, характерным потребностям и стремлениям, относящимся к его сущности и к его жизни╩ [3, т. 1, с. 579]. Этика Л. Фейер 111h76fb ;баха носит ярко выраженный эвдемонистический характер[2]. Центральное понятие морали и этики √ добро √ он понимает как то, ╚что соответствует человеческому стремлению к счастью; зло √ то, что ему заведомо противоречит╩.

В то же время Л. Фейер 111h76fb ;бах считает, что сугубо индивидуалистическое и эгоистическое стремлением к счастью не порождает морали и добро. Подлинная мораль и подлинное добро пробуждается к жизни во всей своей подлинности лишь в акте общения между ╚Я╩ и ╚Ты╩. ╚Там, где вне ╚Я╩ нет никакого ╚Ты╩, нет другого человека, там нет и речи о морали, только общественный человек является человеком╩, √ подчеркивает Л. Фейер 111h76fb ;бах [3, т. 1, с. 617]. Он противник как религиозной морали, так и кантовской теории выведения морали из чистого разума. Л. Фейер 111h76fb ;бах═ утверждает, что мораль, добро, совесть есть требование самой жизни человека как естественного существа, вынужденного вступать в отношения с другими людьми, с другим ╚Я╩ и другим ╚Ты╩. Поэтому мораль возникает как выражение нужды, необходимости жить вместе, в связи с другим ╚Ты╩. Счастье в одиночку невозможно. Моральный закон должен служить человеку, а критерием морали должно быть благо человека. По Фейер 111h76fb ;баху, нет добродетели без счастья, так же как невозможно счастье без добродетели. Поэтому и совесть, как внутренний закон моральной жизни индивида, утверждается в общении с другими людьми. Для него мораль скорее ╚опытная наука╩, чем наука теоретическая.

Таким образом, и к сфере морали Л. Фейер 111h76fb ;бах применяет выработанный им принцип антропологического материализма. Его теория носила ярко выраженный практически атеистический характер.

Подводя итог рассмотрению сущности философии Л. Фейер 111h76fb ;баха, можно сделать вывод: он везде, в отношении всех философских вопросов старается следовать принципу материалистического монизма, хотя и в своеобразной форме √ в виде антропологического материализма.


Библиографический список

1. Быховский Б. Людвиг Фейер 111h76fb ;бах. √ М.: Мысль, 1967.

2. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. √ М.: ИПЛ, 1991.

3. Фейер 111h76fb ;бах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. √

═════════ М.: Госиздат, 1955.





[1] Антропология √ наука о человеке.

[2] Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) √ направление в этике (возникло в античности), признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к счастью.