ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура
экономика




















































ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА

история


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1066


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК
ОРДЕН 'ПОБЕДА'
В РЕВОЛЮЦИЮ 1905
ГЕНРИ РОУЛИНСОН И БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ
Появление славянских племён (II √ I тысячелетие до н.э.)
ДАРИЙ I, ДАРАЯВАУШ ? √ 486 до н.э.
КОНДЕ ЛУИ II БУРБОН (ВЕЛИКИЙ КОНДЕ) 1621√1686
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, известен также как АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ 356√323 до н.э.
ГРАНТ УЛИСС СИМПСОН 1822√1885
В ЛАГЕРЯХ ГУЛАГА
 

ПАНАФИНЕЙСКАЯ АМФОРА

Художественная культура античного мира, охватывающая почт 828d35di ;и 15 веков существования государств Древней Греции и Древнего

Рима, оказала огромное влияние на всю последующую историю

человеческой цивилизации. Именно античный мир создал замечательные памятники архитектуры, скульптуры и живописи, и особое место среди них занимает древнегреческая вазопись. Шедеврами керамического искусства по праву считаются античные вазы

VI-V веков до нашей эры.

Незадолго до начала Первой мировой войны известный русский археолог И.И. Веселовский раскопал несколько курганов в

окрестностях кубанской станицы Елизаветинской. Эти огромные

земляные насыпи воздвигли над могилами своих вождей древние

меоты, населявшие Прикубанье во второй половине I тысячелетия

до нашей эры.

Еще в глубокой древности грабители почт 828d35di ;и полностью опустошили каменный склеп, находившийся под земляной насыпью, в

котором находился погребенный вождь. Не пощадили они и самого покойного, на котором было надето много золотых украшений и



Других драгоценностей. Кости человеческие потом были обнаружены вне склепа, вперемешку с костями захороненных в кургане лошадей. И все же в кургане оставались кое-какие предметы - же

лезные наконечники стрел и копий, железные мечи, бронзовые

украшения конской уздечки, железный чешуйчатый панцирь и

несколько глиняных амфор - больших остродонных сосудов для

хранения масла.

Одна из амфор, покрытая многофигурной росписью, привлекла

более пристальное внимание ученого, так как при раскопках редко

удавалось найти что-либо подобное. Амфора представляла собой

глиняный сосуд с высоким, расширяющимся к венчику горлом и

двумя вертикально поставленными ручками. Стройное, округлое

тулово амфоры, плавно сужаясь, переходит в короткую ножку на

круглом поддоне.

В Афинах существовал целый гончарный квартал Керамик, из

его мастерских выходили самые разнообразные сосуды: большие

двуручные амфоры, в которые наливали вино, мед или оливковое

масло; вместительные кратеры, в которых вино (по греческому обычаю) разбавлялось родниковой водой; изящные пиршественные

"килики"... Все это делали на ручном гончарном круге из лучшей

аттической глины, которую добывали в окрестностях Афин. Ее старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, отчего после обжига глина получалась оранжево-красного цвета. Готовые вазы долго сушили на солнце, затем расписывали густой глазурью, условно названной черным лаком.

Побывав в обжигательной печи, лак приобретал сочный металлический или неповторимый зеркальный блеск с оливковым отливом. Живописцы чернофигурного стиля полностью заливали лаком фигуры людей и животных, отдельные детали передавали процарапанными резцом линиями, а также белой и пурпурной краской. Секрет этого необыкновенного искусства не разгадан до сих

пор, потому качества красок и вызывают такое восхищение.

Изделия аттических гончаров завоевали широкую известность в

древнем мире, их высоко ценили этрусские аристократы и скифские цари. Не случайно большое количество великолепных афинских ваз найдено в богатых некрополях Этрурии и в курганах Южной Украины.

Амфора, найденная в Елизаветинском кургане, покрыта росписью в виде плоских четких силуэтов. Эта роспись украшает тулово

амфоры с двух сторон: на лицевой стороне изображена любимая

дочь Зевса - богиня мудрости и знания, покровительница Аттики,

непобедимая воительница Афина. По преданию, она повергла в

изумление всех олимпийских богов, родившись из головы Зевса

громовержца "в полном вооружении - в блестящем шлеме, с копьем и щитом". Такой она обычно изображается на произведениях

древнегреческого искусства, такой она предстает и на амфоре.

Как всегда стремительная, движется Афина к какой-то цели. В

правой руке, согнутой в локте, она держит копье; в левой - щит,

в центре которого изображена голова Горгоны Медузы. Профиль

богини очерчен резко, глаз изображен почт 828d35di ;и в фас, голову Афины

венчает шлем с высоким гребнем, из-под которого видны ниспадающие на плечи волосы

На Афине надет длинный прямой хитон, украшенный цветами;

поверх него накинут короткий плащ, спадающий с плеч крупными

складками; на груди - эгида (панцирный нагрудник) с изображениями змеиных голов.

Справа и слева от богини две колонны со стоящими на них

петухами - символами спортивных состязаний По форме сосуда,

сюжету и стилю росписи, характеру надписи ученые относят эту

амфору к числу панафинейских сосудов, которые изготовлялись в

керамических мастерских Афин специально для праздника Панафиней

По преданию богиня Афина получила власть над Аттикой за то,

что подарила стране "плодоносную оливу" - дерево, которое, по

предсказанию богов-олимпийцев, должно было дать "богатство всей

стране и побуждать жителей к труду земледельцев и возделыванию

почвы". Поэтому Афина почиталась сначала как земледельческое

божество, и посвященный ей праздник носил земледельческий характер. С появлением у афинян государственности богиня Афина




стала символом благополучия и единства государства, а Панафинеи - своего рода демонстрацией мощи, силы и сплоченности

афинского народа.

С особой пышностью и торжественностью проводились Великие Панафинеи - один раз в 4 года, в конце июля или начале

августа. Праздник продолжался шесть дней, и все это время в Афинах царили бурное оживление и радость. Множество развлечений

ожидало афинских граждан и гостей, основное место среди них

занимали торжественные религиозные обряды и жертвоприношения, а также спортивные игры, которым посвящались первые дни

праздника.

Греки очень любили спортивные состязания. Древнегреческий

автор Лукиан так описывает отношение эллинов к играм' "Множество народу собирается на игры для того, чтобы смотреть на состя

зания... Все хвалят состязающихся, а победителя считают равным

богу".

Участники соревнований делились на три возрастные категории: мальчиков, безбородых (юношей) и мужей (взрослых граждан). Спортсмены выступали обнаженными, чтобы нагляднее продемонстрировать свою физическую красоту, силу и ловкость. Эти

качества больше всего ценились афинскими гражданами, так как

считались дарами богов.

Среди многочисленных видов состязаний (бег, прыжки в длину, метание диска, копья и т.д.) древнейшими и наиболее популярными были борьба и кулачный бой, очень распространен был панкратий - соединение кулачного боя и борьбы. Время выступления

бойцов в этих видах спорта не ограничивалось, борьба велась до

поражения одного из противников, после чего победителю предстояло сразиться с эфедром.

Победитель, кроме всеобщего признания, получал еще и ценную награду - священное оливковое масло, разлитое в прекрасные амфоры, которые в честь праздника и получили название панафинейских

На обратной стороне описываемой амфоры как раз и изображен кулачный бой, а в центре композиции помещены бойцы. На

них нет никакой одежды, только кисти рук обвиты кожаными ремнями, предохранявшими их от повреждений и способствовавшими

усилению удара. Художник, расписывающий вазу, изобразил заключительный момент боя, когда один из борцов терпит поражение.

Победитель с поднятой вверх правой рукой наклонился над опрокинутым на землю противником; а тот, опираясь на одну руку и

подняв другую, просит о пощаде.

Слева возле столба стоит атлет, наблюдающий за боем. Это и

есть эфедр - очередной боец, который по греческим правилам

кулачного боя должен сразиться с победителем. Победа во втором

туре была решающей для окончательного определения победителя

в этом виде спорта

У всех изображенных на амфоре бойцов маленькие головы с

короткими волосами, начесанными на уши. Правильные, классические черты лица не передают индивидуального портретного сходства, обнаженные стройные юноши - это изображение идеального человека.

Справа от центральной сцены в величественной позе с жезлом

в правой руке стоит судья, внимательно следящий за ходом боя. На

нем надет длинный плащ, перекинутый через левое плечо, на голове - пурпурный венок. Помимо художественной рукописи, на

амфоре вдоль одной из колонн с петухами черным лаком сделана

надпись по-гречески, свидетельствующая, что ваза являлась "наградой из Афин"

Панафинейские амфоры пользовались большой популярностью

в Древней Греции, о чем свидетельствуют своеобразные "подделки", которые впоследствии часто находили при археологических

раскопках. Точно повторяя форму сосуда и его роспись, они не

имели государственного клейма, а только подтверждали принадлежность амфор панафинейскому празднику. Возможно, амфору

из Елизаветинского кургана получил в качестве приза какой-нибудь грек, который впоследствии мог переселиться в Северное Причерноморье и захватить с собой драгоценный трофей.