Евроцентризм в России: от мифа свободы ≈ к новому витку тоталитаризма
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура
экономика Сельское хозяйство Строительство архитектура Финансы бизнес бухгалтерский учет одежда справедливость страхование торговля




















































Евроцентризм в России: от мифа свободы ≈ к новому витку тоталитаризма

экономика


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 549


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Глобализация мировой экономики
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИЗА ФОРМЫ № 4
Государственный бюджет как экономическая категория
монополия
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Бухгалтерский учёт, анализ и аудит - Организация бухгалтерского учёта на предприятии Открытое акционерное общество Ландшафтстрой и задачи его совершенствования
Стоимость жизни и уровень потребления населения
АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
АНАЛИЗ ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА И НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Этика М
АНАЛИЗ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ
 

Евроцентризм в России: от мифа свободы ≈ к новому витку тоталитаризма

Все выступления как отечественных, так и западных либералов основывались на требованl 838e42ei 0;и немедленно раз╜ру╜шить все ╚тоталитарные структуры╩. Это и выдает тота╜литар╜ное мы╜шление ≈ ведь обозвать противника можно по-всякому, важна именно нетерпимость к его существованl 838e42ei 0;ю. Причем тоталитаризм наших либералов доведен до крайности, до некрофилии (в смысле Фромма) ≈ получения наслаждения от вида разрушения любых структур, в пределе ≈ наслаждения от саморазрушения.

Эта некрофилия, явно проявившаяся в начале века и ставшая, по мнению Фромма, предвестником фашизма (манl 838e42ei 0;фесты Маринетти), сегодня лишь нарастает. Это видно по кино и индустрии развлечений. В 30-е годы в американl 838e42ei 9;ких комедиях было почти обязательным мерзкое для ╚отсталого╩ человека зрелище разрушения дорогого угощения (╚тортом ≈ по морде╩). Потом стали снимать столкновения автомобилей и самолетов. Сегодня гвоздь фильмов ≈ зрелище катастроф, взрывов и пожаров. Модными стали гонки на огромных тракторах, давящих десятки автомобилей. хруст, треск, разлетаются куски.

Фромм задается вопросом: ╚Является ли некрофилия действительно характерной для человека второй половины ХХ века в Соединенных Штатах и других столь же развитых капиталистических или государственных обществах? Этот новый тип человека, конечно, не интересуется ни фекалиями, ни трупами; на деле, он даже чувствует такое отвращение к трупам, что делает их более похожими на живых, чем покойники были при жизни... Он делает нечто более важное. Он переключает свой интерес с жизни, с людей, с природы, с идей... одним словом, со всего живого; он превращает всю жизнь в вещи, включая себя самого и проявления своих человеческих способностей думать, видеть, слышать, желать, любить╩ [19, с. 347].



Вчитайтесь в эту сентенцию демократки Валерии Ново╜двор╜ской, которая является, несмотря на всю ее гротескность, важной частью демократического истеблишмента: ╚Свобода ≈ это гибель. Свобода ≈ это риск. Свобода ≈ это моральное превосходство... Может быть, мы сожжем наконец проклятую тоталитарную Спарту? Даже если при этом все сгорит дотла, в том числе и мы сами...╩ [5].

Но ту же самую безжалостность по отношению к российским структурам, и отнюдь не только политическим, мы видим и у интеллектуалов Запада. Видный идеолог социал-демократии (бывший видный коммунист) Фернандо Клаудин утверждал, что речь в СССР должна идти не о реформе, а о ╚лик╜ви╜дации путем разрушения всей экономико-политико-идеологической системы... о настоящей революции╩ [13].

То наполненное поистине религиозным смыслом понятие свободы, которому следуют радикальные ╚реформаторы╩, не остав╜ляет русскому народу никакого шанl 838e42ei 9;а приобщиться к лику не только свободного человека, но и вообще человека. Ибо в голове у наших радикалов ≈ культ сверхчеловека, убогая имитация Ницше. Та антропологическая модель, которая взята евроцентри╜ста╜ми-радикалами за исходную базу их идеологического похода, неизбежно ведет к тоталитаризму наихудшего толка ≈ к диктатуре ничтожного меньшинства, уверенного, что оно призванl 838e42ei 6; командо╜вать стадом, недочеловеками.

Свойственное евроцентризму разделение человечества на под╜виды перенесено российскими демократами внутрь страны и при╜ло╜жено к большинству населения. Никогда ранее в России элита (вер╜нее, те, кто относил себя к элите) не осмеливалась декла╜рировать такого презрения к народу своей страны, противо╜постав╜ляя его меньшинству. Новодворская просто выходит из себя: ╚Холопы и бандиты ≈ вот из кого состоял народ. Какой контраст между нашими самыми зажиточными крестьянами и аме╜ри╜канl 838e42ei 9;кими фермерами, у которых никогда не было хозяина!╩ [5]. Здесь мадам Новодворская ради красного словца переписывает историю, даже противореча основным мифам евроцентризма. Американl 838e42ei 9;кие фермеры ≈ согнанl 838e42ei 5;ые с земли крестьяне Англии, прошедшие ╚нормальные╩ этапы рабства и длительного феодального период. Русские же крестьяне, напротив, так и остались ╚недоразвитыми╩, ибо не знали рабства и пережили (и то не во всей России) очень короткий период позднего, уже вырожденного феодализма, не успевшего разрушить коммуну. Именно у них не было хозяина.

Но сегодня мы наблюдаем еще одно важное явления: новая элита, как будто чувствуя себя загнанl 838e42ei 5;ой в угол, проявляет большую агрессивность по отношению к массе. Одновременно проявляется романтическая, почти болезненная солидарность между представителями ╚своего клана╩, что очень красноречиво выражают пропагандируемые телевидением ╚их╩ праздники, вечеринки, все эти ╚возьмемся за руки, друзья╩. Вот лирическое признанl 838e42ei 0;е той же Новодворской: ╚Верочка Засулич стреляла в Трепова? Ее оправдали? Этой минутой я буду гордиться даже в акульих зубах. Трепов приказал высечь политзаключенного, студента, неформала. Я бы тоже стреляла в него...╩.

Прекрасно, что в акульих зубах Новодворская будет думать именно о Верочке Засулич (хотя такую самоотверженную акулу еще надо поискать). Но ведь не в гордости за Верочку дело. И не в идеалах Верочки ≈ в своих идеалах Новодворская солидарна именно с Треповым и сегодня требует давить, как бешеных собак, именно таких, как Верочка. Мы видим оправданl 838e42ei 0;е терроризма, причем не как средства политической борьбы, а как орудия кланl 838e42ei 6;вой мести элиты. Не стала бы наша демократка стрелять в министра, приказавшего высечь простого обывателя. Но студента! Да еще неформала! Наших бьют! Такое перенесение приемов кланl 838e42ei 6;вой мести и кланl 838e42ei 6;вой солидарности в современное, ╚демократическое╩ общество ≈ это и есть верный признак фашизма.

Соучаствующая в ╚реформированl 838e42ei 0;и╩ России часть интеллигенции склоняется к тоталитаризму и в силу своего болезненно мессианl 838e42ei 9;кого мироощущения. Эти люди настолько искренне верят в свою избранl 838e42ei 5;ость, в свое интеллектуальное и моральное превосходство над массой сограждан, что теряют чувство меры и доходят до смешного. Вот пианl 838e42ei 0;ст Николай Петров вздыхает о ╚грузе ответственности╩ цивилизованl 838e42ei 5;ого человека: ╚Пре╜красно понимаю, что заставило моего великого друга Мстислава Леопольдовича Ростроповича в том знаменитом августе написать завещанl 838e42ei 0;е и прилететь в Москву. Какое-то очень острое ощущение, что не на кого страну оставить... Не оставлять же, в конце концов, мою страну вороватым чиновникам и бестолковым люмпенам?╩ [6].

Не будем говорить о том, в какое состояние уже привели страну соратники Мстислава Леопольдовича и насколько ╚невороватыми╩ оказались чиновники-демократы. Заметим лишь, что пианl 838e42ei 0;ст слово в слово повторяет доводы радикальных социал-дарвинистов, которых довел почти до истерики кризис 30-х годов. Тогда в Англии видный ученый сэр Джулиан Хаксли (внук ╚буль╜дога Дарвина╩ Томаса Хаксли) тоже предупреждал о необходимости мер, не допускающих, чтобы ╚землю унаследовали глупцы, лентяи, неосторожные и никчемные люди╩. Чтобы сократить рождаемость в среде рабочих, Хаксли предложил обусловить выдачу пособий по безработице обязательством не иметь больше детей. ╚Нарушение этого приказа, ≈ писал ученый, ≈ могло бы быть наказанl 838e42ei 6; коротким периодом изоляции в трудовом лагере. После трех или шести месяцев разлуки с женой нарушитель, быть может, в будущем будет более осмотрительным╩ (см. [40, с. 231]). Ну разве это отличается от отношения к аборигенам колонизаторов, органl 838e42ei 0;зующих кампанl 838e42ei 0;и стерилизации?

Разумеется, этот приступ элитарности, овладевший частью интеллигенции, направляется в нужное идеологическое. Исаак Фридберг, вздыхая о таланте, тут же увязывает его с частной собственностью ≈ без нее, дескать, какой же может быть талант. Мол, во все времена в ╚правильных╩ странах, но не в России, действовал ╚универсальный механl 838e42ei 0;зм защиты таланта, определенный коротким словом ╚успех╩... Во всем мире этот механl 838e42ei 0;зм успешно действует, имя ему ≈ буржуазная частная собственность. Это универсальный механl 838e42ei 0;зм защиты таланта, если хотите, генетической элиты нации╩.

Выходит, до появления буржуазии талантов не существовало. Так буржуазное (то есть историческое, преходящее) станl 838e42ei 6;вится универсальным, обладатели частной собственности ≈ генетической элитой нации, а страны рыночной экономики ≈ всем миром. Россия в него, разумеется, не включена, и таланты у нас если и были, то лишь как ростки Запада на местной антиинтеллектуальной и нетворческой почве.

Вот Виталий Коротич поучает из какого-то американl 838e42ei 9;кого университета: ╚Я уже говорил как-то, что никак не привыкну, когда в число народных добродетелей включают способность утопить персидскую княжну в Волге или пройтись вдоль по Питерской с пьяной бабой. Что же до машины, которая может работе помочь, так это уж, извините ╚англичанl 838e42ei 0;н-мудрец╩...╩ [4]. Надо же, никак не привыкнет, когда... А зачем ему, шестерке идеологических служб ≈ то советских, то антисоветских ≈ привыкать к русским песням? И ведь как недоволен: ╚я уже говорил как-то╩, и приходится еще раз повторять ≈ отвыкайте от этих гадких песен.

Прогноз поведения этой занl 838e42ei 0;мающей все более четкую антинациональную позицию и овладевшей собственностью элиты неблагоприятен еще и потому, что она представляет собой культурный продукт (пусть и побочный, но важный) именно тоталитарной компоненты советского строя. Это ≈ люди, лишенные корней и ставшие в духовном плане марионетками номенклатурной системы. При этом неважно, думали ли они и чувствовали так, как требовала эта система ≈ или наоборот, были ее диссидентами, ее ╚зеркальным╩ продуктом. Важно, что их чувства и мысли были функцией системы.

Николай Петров, преуспевающий музыкант, делает поистине страшное признанl 838e42ei 0;е (сам того, разумеется, не замечая): ╚Когда-то, лет тридцать назад, в начале артистической карьеры, мне очень нравилось ощущать себя эдаким гражданl 838e42ei 0;ном мира, для которого качество рояля и реакция зрителей на твою игру, в какой бы точке планеты это ни происходило, были куда важней пресловутых березок и осточертевшей трескотни о ╚советском╩ патриотизме. Во время чемпионатов мира по хоккею я с каким-то мазохистским удовольствием болел за шведов и канадцев, лишь бы внутренне остаться в стороне от всей этой квасной и лживой истерии, превращавшей все, будь то спорт или искусство, в гигантское пропагандистское шоу╩ [6].

Просто не верится, что человек (даже ╚шести╜десятник╩) может быть настолько манl 838e42ei 0;пулируем. Болеть за шведских хоккеистов только для того, чтобы показывать в кармане фигу системе! Не любить ╚пресловутые березки╩ не потому, что они тебе не нравятся, а чтобы ╚внутренне╩ быть независимым от официальной идеологии. Но это и значит быть активным участником ╚квасной и лживой истерии╩, ибо держать фигу в кармане, да еще ощущая себя мазохистом (прямо герой, новая Верочка Засулич) ≈ было одной из ключевых и весьма неплохо оплачиваемых ролей в этой истерии. Подавляющее большинство нашего ╚человеческого стада╩, которое к номенклатуре не липло, было от этого влияния свободно. И люди любили или не любили березки, болели за наших или за шведов потому, что им так хотелось.

Люди, обладающие такими комплексами и так болезненно воспринимающие свои отношения с родной странl 838e42ei 6;й (чего стоит одно названl 838e42ei 0;е статьи Н. Петрова: ╚К унижениям в своем отечестве нам не привыкать╩ ≈ это ему-то, народному артисту), конечно, несчастны. Они, оказавшиеся духовно незащищенными, действитель╜но являются жертвами системы. Но они же, придя к власти, более других склонны к тоталитаризму. Ибо они не связаны этической нитью с презираемыми ими массами сограждан. Страданl 838e42ei 0;я, которые несет большому числу людей их тотали╜та╜ризм, во многом связаны с удивительной атрофией у них чувства ответственности.

Сегодня сильные мира сего говорят о своей безответственности с небывалым, демонстративным цинизмом. Вот посол Испанl 838e42ei 0;и в ООН, принимавший очень активное участие в балканl 838e42ei 9;ком вопросе, заявляет: ╚В Югославии были совершены все ошибки, которые только можно совершить╩. Но ведь это чудовищное заявление. Из-за ваших ошибок разрушена цветущая страна, но и мысли нет исправлять ошибки, как-то поправить дело, все сводится к манl 838e42ei 0;акальному стремлению начать бомбардировку сербов.

Примечательно, что на другой странl 838e42ei 0;це ≈ статья Горбачева, который упрекает Клинтона в ╚коррект╜но не оформленных╩ бом╜бар╜дировках Ирака. Как обычно, все утверждения М. С. Горбачева окру╜глы, туманl 838e42ei 5;ы ≈ не к чему придраться. А в целом ощущение такое, будто проглотил что-то нехорошее. Ибо все, к чему он ни прикасается своим пером, теряет свое человеческое измерение, свою этическую компоненту, превращается в объект аппаратной технологии. Бросил он взгляд и в сторону Югославии ≈ требует ╚создать механl 838e42ei 0;зм международного контроля над кризисами, отсутствие которого имело такие отрицательные последствия в югославской трагедии╩. Какие механl 838e42ei 0;змы, какой контроль? Юго╜славская трагедия была целенаправленно сконструирована именно ╚междуна╜род╜ным механl 838e42ei 0;змом╩, никто этого даже и не отрицает. А Горбачев видит всю суть трагедии в том, что не было между╜на╜родного механl 838e42ei 0;зма ≈ из тех же политиков и тех же экспертов, которые спокойно делают свои ╚ошибки╩. При той разрушительной силе, которой обладает сегодня Запад, влияние на необратимые решения оказывает элита, превратившаяся в коллективного идиота.

Я попал в 1992 г. в Испанl 838e42ei 0;и на совещанl 838e42ei 0;е видных интеллектуалов и экспертов по Югославии, как случайно оказавшийся поблизости человек из ╚демократической России╩. Это собранl 838e42ei 0;е, органl 838e42ei 0;зованl 838e42ei 5;ое известным культурным центром ордена иезуитов, резко отличалось в лучшую сторону от подобных и типичных ╚круглых столов╩, которые можно постоянно видеть по телевидению. Органl 838e42ei 0;заторы ≈ люди исключительно образованl 838e42ei 5;ые, с глубоким религиозным и социальным чувством. И что же услышали участники от приглашенных из Брюсселя экспертов? Что надо немедленно бомбить сербов и начинать сухопутные действия. Приглашенные натовские военные просто взмолились: ╚Но, господа, это будет кровавая баня!╩ (имелась в виду, естественно, не кровь сербов). Ответом было, ≈ трудно поверить ≈ что налогоплательщик отрывает от своего семейного бюджета трудовые (чуть не написал рубли) франl 838e42ei 2;и, песеты и т.д., чтобы содержать армию, и армия обязана удовлетворить желанl 838e42ei 0;е налогоплательщика. ╚Но НАТО не имеет технологии для войны на Балканах. Мы готовились к большим танl 838e42ei 2;овым операциям на европейской равнине╩, ≈ военные все пытались повернуть к здравому смыслу. ╚Технологию можно быстро адаптировать╩, ≈ уверенно возразил эксперт по международному праву, явно не технократ. Генерал козырнул и умолк.

Тогда я обратился к этому интеллектуалу (как выражаются некоторые реакционеры, с бородкой клинышком; когда он вошел, я даже подумал, что это депутат Шейнис, которого я видел по телевизору. Оказалось, ошибся, но сходство такое, будто этим экспертам, говорящим везде одно и то же, на каком-то складе выдают лица). Я спросил, каков будет, по расчетам экспертов, ответ крайне радикальных группировок в Югославии на вторжение войск НАТО. Он хохотнул: они будут недовольны (меня все еще принимали за демократа и вопрос был понят как шутка). Я уточнил вопрос: какие ответные действия могут быть предприняты этими радикальными силами? Эксперт ответил, довольно напыщенно: ╚Они, видимо, окажут сопротивление, но, по нашим расчетам, оно будет довольно быстро подавлено. хотя, видимо, предполагаемого контингента в 200 тысяч окажется недостаточно╩. Тогда я, чтобы определить диапазон современных возможностей тотального мщения, спросил: ╚А как насчет взрыва небольшого ядерного устройства в небольшом уютном европейском городке ≈ так, для демонстрации?╩. Что тут было с экспертом. На глазах превратился в испуганl 838e42ei 5;ого старичка: ╚Вы думаете, это возможно?╩. ╚Я не эксперт, я вас хочу спросить как эксперта: вы знаете, что это невозможно?╩. ╚Но мы об этом никогда не думали╩. Вот тебе на! Собираются устроить войну на уничтожение против православного народа в центре Европы ≈ и не подумали о таком варианте. Они будут недовольны ≈ дальше мысль не идет. Я немного смягчил вопрос: ╚Можно ничего не взрывать, можно рассыпать над Бонном полкилограмма цезия-137. Это-то уж совсем нетрудно. Вы знаете, кто заказал крупную партию цезия, которую провезли в Германl 838e42ei 0;ю прошлым летом?╩ ≈ ╚Но мы об этом никогда не думали╩. Ну ладно, сербы не хотят с Западом ссориться, но ведь дело в том, что сам риск и не рассматривался экспертами. Просто не верится, что судьба народов решается на таком интеллектуальном и духовном уровне. Может быть, Горбачев заразил каким-то вирусом всю мировую верхушку?

И вот еще один поучительный случай ≈ точно такой же по структуре, но непосредственно приложимый к мышлению наших ин╜теллигентов-демократов, далеких от Брюсселя. В очень нефор╜маль╜ной обстанl 838e42ei 6;вке был у меня разговор с одним университетским профессором в Барселоне, прогрессивным гуманl 838e42ei 0;стом. В свое время, как и полагается такому интеллигенту, был влюблен в кубинскую революцию ≈ прямо как наш Евгений Евтушенко. Аплодировал и подзуживал маленькую героическую Кубу влепить еще одну оплеуху империалистическому монстру. Сегодня ему Кастро, само собой, разонравился. ╚Это что же такое, ≈ сердится профессор. ≈ Десять миллионов человек находятся на уровне биологического выживанl 838e42ei 0;я. Надо любыми средствами устранl 838e42ei 0;ть режим Кастро╩. Опять любыми средствами ≈ ну нет у демократа в мозгу никаких огранl 838e42ei 0;чений.

╚Как же, ≈ говорю, ≈ устранl 838e42ei 0;ть? Ведь, по всем оценкам, подавляющее большинство кубинцев поддерживает этот режим, даже учитывая все его дефекты╩. Но просвещенный интеллигент, как всегда, вынужден решать за темные массы: ╚Между╜народное сообщество, Россия должны оказать давление. Есть же методы╩. Против демократии не попрешь, и я подошел с другой стороны: ╚Вот вы говорите, при устанl 838e42ei 6;вленном на Кубе карточном режиме все население находится на гранl 838e42ei 0; выживанl 838e42ei 0;я. Какие изменения в социальной области немедленно произойдут после устранения режима Кастро?╩ ≈ ╚Либерализация экономики, ликвидация планl 838e42ei 6;вой системы и уравниловки╩. ╚Произойдет ли при этом перераспределение национального дохода между социальными группами?╩ ≈ ╚Разумеется, и очень существенное╩.

Просто не веришь своим ушам. Ведь это говорит профессор, по должности приученный к логическому мышлению. Или он не понимает, что говорит? ╚Но ведь это означает, ≈ мягко указываю я на противоречие ≈ что большинство населения опустится ниже гранl 838e42ei 0; выживанl 838e42ei 0;я и будет должно умереть╩. ╚Да? Почему же?╩ ≈ удивление собеседника неподдельно. И это, пожалуй, самое удивительное. Объясняю: ╚Если при уравнительном распределении в нынешнем состоянии все люди находятся на гранl 838e42ei 0; выживанl 838e42ei 0;я, то при изъятии значительной доли средств к существованl 838e42ei 0;ю у части населения эта часть необходимого для выживанl 838e42ei 0;я минимума не получит. Как вы предполагали решить эту проблему при смене режима?╩ И слышу невинный ответ: ╚А я об этой стороне дела никогда не думал╩.

Подпрыгнешь на стуле от таких слов. Как не думал? А о чем же ты думал? И ведь мы говорили об идеализированl 838e42ei 5;ой ситуации. На деле либерализация экономики, как мы уже убедились, во всех случаях ведет к катастрофическому спаду производства. Ну можно же немного напрячь воображение и представить себе последствия такой ╚демократизации╩ Кубы. ╚А как вы думаете, ≈ завершаю я беседу ≈ при такой либерализации в реальных условиях Кубы легко будет охранl 838e42ei 0;ть новый социальный порядок? Не будет ли лишенная необходимого для выживанl 838e42ei 0;я часть общества слишком шуметь? То есть, станет ли политический режим более свободным, как в Швеции или Франции ≈ или вынужден будет действовать, как в Сальвадоре и Гватемале?╩. Подумал, подумал радетель за права человека, и признал: ╚Да, пожалуй, будет, скорее, как в Гватемале. Но я никогда об этой стороне дела не думал╩.



Тут весь тоталитаризм безответственного мышления гума╜нис╜та, чья голова набита мифами евроцентризма. Ради совершенно пус╜тых идеологических фантомов он готов любыми средствами внедрить свои мифические ╚ценности╩ в чужую, часто совершенно непонятную ему реальность, не задумываясь о той крови и страданl 838e42ei 0;ях, которых это будет стоить. Но разве не то же мы видели дома? Вот советник президента Ельцина, директор Центра этнополитических исследованl 838e42ei 0;й Эмиль Паин рассуждает в статье ╚Ждет ли Россию судьба СССР?╩ [34]. Надо послушать нашему интеллигенту, на волю которого ссылается ╚этнопо╜литик╩. Пора и внутри страны признать то, чем хвастаются за рубежом перед строгим хозяином: ╚либеральная интеллигенция╩ сознательно разрушала СССР ради своих идеологических целей. Паин пишет:

╚Когда большинство в Москве и Ленинграде проголосовало против сохранения Советского Союза на референдуме 1991 года, оно выступало не против единства страны, а против политического режима, который был в тот момент. Считалось невозможным ликвидировать коммунизм, не разрушив империю╩.

Что же это за коммунизм надо было ликвидировать, ради чего не жалко было пойти на такую жертву? Коммунизм Сталина? Мао Цзедуна? Нет ≈ Горбачева и Яковлева. Но ведь это полный абсурд. Строгий анализ слов и дел этих правителей однозначно показывает: они не тянут даже на званl 838e42ei 0;е социал-демократов (типа шведского премьера Улофа Пальме или канцлера ФРГ Вилли Брандта). Они ближе к неолибералам типа Тэтчер ≈ к правому крылу буржуазных партий. От коммунизма у ╚политического режима╩ осталось пустое названl 838e42ei 0;е, которое ╚реформаторы╩ и так бы через пару лет сменили. И вот ради этой идеологической шелухи либеральная интеллигенция обрекла десятки народов на страданl 838e42ei 0;я, которых только идиот мог не предвидеть.

И ведь то же самое были готовы сделать с РСФСР (и будут готовы сделать с РФ, изменись чуть-чуть политическая конъюнктура). Э. Паин признает: ╚Я внимательно слежу за публикациями моих коллег, которые всего год назад (это в июне 1992 года!) считали распад России неизбежным и даже желательным╩.

Бывает, в условиях глубокого кризиса люди теряют ориен╜ти╜ры, мечутся, нанl 838e42ei 6;сят раны своей стране и своему народу. Но в момент отрезвления их охватывает горе и раскаяние. Когда Григорий Мелехов понял, что проливал кровь братьев, а не врагов, он катался по земле и кричал: ╚Зарубите меня!╩. Видим ли мы сегодня что либо подобное в среде наших ╚реформаторов╩? Можем ли представить себе, что Паин выйдет перед сиротами и беженцами, рванет на себе рубаху и крикнет: ╚Я разжигал национальные конфликты. Нет мне, мерзавцу, прощения!╩. Нет, такого представить себе нельзя. Не только ни тени раскаяния нет за содеянное ≈ продолжают хвастаться и шумно праздновать день ╚независимости╩.

США, став колыбелью современного протестантского капитализма, явились и генератором культуры тоталитаризма. Все эти политические свободы, права, плюрализм и инициатива ≈ вещь второстепенная по сравнению с мироощущением. Рабство вплоть до середины прошлого века было органl 838e42ei 0;чно оправданl 838e42ei 6; этим мироощущением ≈ так же, как сегодняшние бомбардировки Ирака, от которых морщатся европейские союзники. Да по сути, рабство и сегодня может быть легко восстанl 838e42ei 6;влено в США после очень небольшой культурной обработки.

Очень важны проведенные в 60-х годах в Йельском университете социально-психологические эксперимента (╚экспери╜мен╜ты Мильграма╩) [19]. Суть опытов в том, что представительная группа нормальных белых мужчин из среднего класса, игравшая роль ╚учителей╩, наказывала сидевших в другой комнате ╚учеников╩ за каждую ошибку разрядом электричества все более высокого напряжения. Разумеется, ученик не получал никакого разряда, и цель эксперимента заключалась не в исследованl 838e42ei 0;и влияния нака╜за╜ния на запоминанl 838e42ei 0;е, как говорилось испытуемым, а в изучении по╜ве╜дения ╚учителя╩, подчиняющегося столь бесчеловечным указанl 838e42ei 0;ям руководителя эксперимента. При этом руководитель не угрожал сомневающимся, а лишь говорил безразличным тоном, что следует продолжать эксперимент.

Перед опытами по просьбе Мильграма эксперты-психиатры дали прогноз, согласно которому не более 20% испытуемых продолжат эксперимент до половины (до 225 в) и лишь один из тысячи нажмет последнюю кнопку. Результаты оказались поразительными. В действительности почти 80% испытуемых дошли до половины и более 60% нажали последнюю кнопку, приложив разряд в 450 в. То есть, вопреки всем прогнозам, огромное большинство испытуемых подчинились указанl 838e42ei 0;ям руководившего экспериментом ученого и наказывали ученика электрошоком даже после того, как он переставал кричать и бить в стенку ногами.

В одной серии опытов из сорока испытуемых ни один не останl 838e42ei 6;вился до уровня 300 в. Пять отказались подчиняться лишь после этого уровня, четыре ≈ после 315 в, два после 330, один после 345, один после 360 и один после 375. Большинство было готово замучить человека чуть не до смерти, буквально слепо подчиняясь совершенно эфемерной, фиктивной власти руководителя экспериментов. При этом каждый прекрасно понимал, что он делает. Включая рубильник, люди приходили в такое возбуждение, какого, по словам Мильграма, не приходилось видеть в социально-психологических экспериментах.

В журнале одного экспериментатора записанl 838e42ei 6;: ╚Один из испытуемых пришел в лабораторию уверенный в себе, улыбающийся ≈ солидный деловой человек. Через 20 минут он пре╜вра╜тился в тряпку ≈ бормочущий, судорожно дергающийся, быстро приближающийся к нервному припадку. Он все время дергал себя за мочку уха и заламывал руки. В один из моментов он закрыл лицо руками и простонал: ╚Боже мой, когда же это кончится!╩ Но продолжал подчиняться каждому слову экспериментатора и так дошел до конца шкалы напряжения╩ [19, с. 65].

Дело доходило до конвульсий. И все после опытов в сильном эмоциональном возбуждении пытались объяснить, что они не садисты, и их истерический хохот не означал, что им нравится пытать человека. Эрих Фромм, подробно обсуждая эти эксперименты, обращает вниманl 838e42ei 0;е как раз на тот факт, что люди, подчиняясь власти, все же не станl 838e42ei 6;вятся садистами ≈ они подчиняются, но страдают. А некоторые даже не вполне подчиняются ≈ вот что удивляет Фромма в американl 838e42ei 9;кой действительности [19, с. 61≈66]. Но потом, уже в 70-х годах, были проведены не менее впечатляющие эксперименты (П. Зимбардо), в которых часть испытуемых играла роль заключенных, а другая ≈ роль тюремных надзирателей. Об этих опытах просто страшно читать. И мысль Фромма, что человек все же остается человеком даже в условиях, когда всеми средствами воспитанl 838e42ei 0;я ему в подсознанl 838e42ei 0;е имплантируется тоталитаризм, здесь нас не может утешать. Ибо это одновременно многое говорит о культуре, которой нас обязывают подчиниться.

Насколько легко сформированl 838e42ei 5;ый американl 838e42ei 9;кой культурой человек скатывается к тотальному ответу на возникающие проблемы, видно буквально на всех уровнях ≈ от бомбардировок Ирака до семейных ссор. Вот телерепортаж из США. Приличный белый человек среднего возраста, предприниматель. Что-то не так ему сделали в страховой компанl 838e42ei 0;и. Он не стал жаловаться по начальству, пытаться ╚уговорить девушек╩ и т. д. Сходил домой за оружием и боеприпасами, вернулся и перестрелял всех, кто был в конторе (а заодно и тех, кого встретил на лестнице). ╚Война всех против всех╩ в чистом виде.

Тоталитаризм укоренен и в реальной социально-политической практике США. Просто здесь он не бросается в глаза потому, что государство-Левиафан имеет достаточно денег, чтобы маскировать его. В Беркли я видел, как у пустыря, где ночуют бродяги-хиппи, круглые сутки дежурит оснащенная как космический корабль полицейская машина. А более бедный тоталитаризм просто разогнал бы этих бродяг к чертовой матери. Однажды, гуляя по городку, я несколько раз натыкался на удивительную пару: бредет престарелый бездомный, уже почти падая от усталости, волоча развязавшийся спальный мешок, а за ним в двадцати метрах такой же усталый полицейский. Весь взмок от жары, но бредет, ожидая, когда же проклятый старик изнеможет, расстелет свой мешок на газоне и ляжет ≈ только тогда его можно будет арестовать.

Тоталитаризм, имеющий деньги на такое количество поли╜цей╜ских, может соблюдать права человека. А о том, под каким колпа╜ком находятся все подозрительные в компьютеризированl 838e42ei 5;ой Амери╜ке, и говорить не приходится. И никакого якобы нейтрализующего государственную машину влияния рынка не заметно. Эрик Лаурент, который исследовал деятельность Агентства национальной безопасности США, пишет, что в начале 80-х годов в этой органl 838e42ei 0;зации с бюджетом 8 млрд. долл. 100 тыс. сотрудников занl 838e42ei 0;мались перехватом и расшифровкой передаваемых по телефону или через спутники сообщений, в том числе коммерческих и личных. Уже в те годы ежедневно записывалось 400 тыс. разговоров в США и в других странах. Как пишет автор, ╩когда видишь все шестерни АНБ, возникает ошеломляющая картина соучастия мира бизнеса, военных штабов и научных кругов╩ [26].

Сейчас ╚научные круги╩ дали и государству, и миру бизнеса США новое средство вмешательства и деформации личной жизни людей ≈ дешевую технологию определения ╚генетического профиля╩ человека. Страховые компанl 838e42ei 0;и снимают этот профиль, чтобы повысить цену страхованl 838e42ei 0;я людей, ╚предрасположенных к ранl 838e42ei 5;ей смерти╩. Сама эта квалификация, в сущности, означает покушение на свободу человека, меняет всю его жизнь (она, кстати, непосредственно влияет и на здоровье человека, ибо, как знают медики, объявленный неблагоприятный прогноз имеет повышенную вероятность сбыться ≈ так реагирует на него органl 838e42ei 0;зм). Полиция проявляет большой интерес к этой технологии, чтобы с детского возраста выявлять и брать под контроль всех ╚предрасположенных к антисоциальному поведению╩. Органы просвещения надеются сэкономить средства на детях, ╚генетически предрасположенных к неуспеваемости╩. Возникает, как говорят американl 838e42ei 9;кие социологи, новый класс ≈ ╚био╜логически угнетенных╩ [33]. Где же мы видим эту деформацию самого естественного понятия свободы? В стране Запада с неискаженной рыночной экономикой, где у власти неолибералы. В стране, все стороны жизни которой российские реформаторы считают за счастье копировать.

Наконец, США ≈ типичное имперское государство, к тому же сегодня испытывающее детскую радость оттого, что повержен его геополитический соперник и оно назначено жандармом всего мира. Каковы же стереотипы поведения США в отношениях с его сателлитами? Вся история показывает, что США стремились к устанl 838e42ei 6;влению в таких странах тоталитарных и коррумпированl 838e42ei 5;ых режимов. При этом либеральные деятели США нисколько не обманывались относительно природы этих режимов (и лично их даже презирали, а то и ненавидели: ╚Сомоса, конечно, сукин сын, но это наш сукин сын╩). Практически все офицеры репрессивных органl 838e42ei 6;в и карательных батальонов латиноамериканl 838e42ei 9;ких диктатур, совершавшие и совершающие сегодня самые жестокие преступления против прав человека, прошли подготовку в американl 838e42ei 9;ких школах в Атланте и в зоне Панамского канала. Речь идет о десятках, а то и сотнях тысяч офицеров. А ведь эти школы ≈ часть культуры США, а не какая-то маргинальная полуподпольная органl 838e42ei 0;зация.

Конечно, критика собственного тоталитаризма оттерта в США на обочину интеллектуальной жизни. У нас же в России о глубоком изучении культуры США и всего американl 838e42ei 9;кого образа жизни и речи быть не может ≈ СМИ заняты созданl 838e42ei 0;ем одного из самых постыдных мифов об Америке. А ведь машина формованl 838e42ei 0;я среднего американца набрала такие обороты, что, похоже, перестала, как Голем, подчиняться своим создателям. И эта машина культурной индустрии США осуществляет мировую экспанl 838e42ei 9;ию, подчиняясь своим уже коммерческим законам. От нее пока что в какой-то степени защищены страны, закрытые языковым и культурным ╚железным занавесом╩ (Япония, Китай, мусульманl 838e42ei 9;кий мир) или часть населения, ╚защищенного╩ бедностью. Но есть признаки того, что второй барьер падает благодаря удешевлению электроники и ее рекламе как важного социального стандарта (фавелы наполнены телевизорами и видеомагнитофонами, хотя бы и ворованl 838e42ei 5;ыми,≈ обладанl 838e42ei 0;е ими создает иллюзию ╚достойной жизни╩). Страны же ╚евро╜пей╜ской культуры╩ оказались полностью открытыми для американl 838e42ei 9;кой идеологической машины.

В течение восьми лет я имел возможность наблюдать, как эта машина ╚переваривает╩ испанl 838e42ei 9;кую прессу и телевидение ≈ в последние три года с большим ускорением. И глубина оболва╜ни╜ванl 838e42ei 0;я человека достигает уровня, немыслимого еще пять-шесть лет назад. Вот пример тотальной идеологизации прессы. 29 июля этого года в Боснии погиб испанl 838e42ei 9;кий солдат, добровольцем записавшийся в легион войск ООН. Погиб бессмысленно ≈ в расположение легиона залетело два снаряда, даже неизвестно откуда. Отец заявил репор╜терам: ╚Я очень рад, несмотря на то, что потерял сына. Я очень горд за него и буду гордиться им всегда╩ [17]. Ну чему здесь можно радоваться и чем гордиться? Ведь никто в Испанl 838e42ei 0;и даже не знает, из-за чего идет война в Югославии,≈ и не хочет знать.

Точно так же интеллектуалы из американl 838e42ei 9;кой армии в 1946≈1948 годах вполне серьезно и гордясь своим благородством подготовили и начали уже было внедрять в Японии реформу письменности ≈ переводить ее с иероглифов на латинский алфавит. Причина ≈ стремление демократизовать японскую культуру, ибо латинский алфавит гораздо доступнее широким народным массам. И ведь нашлись тогда в Японии люмпен-интеллигенты, которые помогали оккупантам в этой реформе. Спасла японцев, как это ни парадоксально, победа коммунистов в Китае ≈ американцам в Японии стало не до культурных реформ. А России на кого надеяться? Ведь жалости ждать не приходится.

Самир Амин пишет, основываясь на богатом опыте третьего мира: ╚Современная господствующая культура выражает претензии на то, что основой ее является гуманl 838e42ei 0;стический универсализм. Но евроцентризм несет в самом себе разрушение народов и цивилизаций, сопротивляющихся экспанl 838e42ei 9;ии западной модели. В этом смысле нацизм, будучи далеко не частной аберрацией, всегда присутствует в латентной форме. Ибо он ≈ лишь крайнее выражение евроцентристских тезисов. Если и существует тупик, то это тот, в который загоняет современное человечество евроцентризм╩ [9, с. 109].

В настоящий момент опасность скольжения к тоталитаризму в результате альянса с державой, движимой мессианl 838e42ei 9;ким чувством мирового рыцаря евроцентризма, усиливается из-за нарастанl 838e42ei 0;я на Западе нового психоза ≈ ощущения ╚угрозы с Востока╩. И Россию опять призывают в боевые порядки, и никакой душевной слякоти в ней быть не должно. Ни о каком ╚евразийстве╩ или ╚особом пути╩ не может быть и речи. И усилиями наших либералов срочно дополняется мифология евроцентризма. Исаак Фридберг в своей статье ╚Драматургия истории: опасность всегда исходила только с Востока╩ сурово предупреждает:

╚Думаю, не будет преувеличением сказать, что задержка с реформами сегодня губит все ≈ и в первую очередь зарождающиеся новые отношения с Соединенными Штатами, способные изменить баланl 838e42ei 9; сил на мировой арене... Являясь наивысшим достижением европейской цивилизации, США не могут себе позволить погибнуть в экологической катастрофе, вызванl 838e42ei 5;ой случайным столкновением на Азиатском континенте╩ [8].

Кажется, абракадабра ≈ очень уж туманl 838e42ei 5;о выражается г-н Фридберг. В какую сторону надо менять баланl 838e42ei 9; сил? От кого должна спасать США Россия ≈ а если задержится с реформами, то и не успеет спасти? Какая случайная экологическая катастрофа в Азии может погубить лидера всего мирового сообщества? А на деле все просто. Фридберг надеется, что реформы в России приведут к появлению у США огромного резервуара пушечного мяса. Ведь янки, это ╚высшее достижение цивилизации╩, не могут себе позволить погибать. Против какого же потенциального врага ищут США способ ╚изменить баланl 838e42ei 9; сил на мировой арене╩? Естественно, против ╚Востока╩ ≈ ибо Исаака Фридберга ╚беспокоит вопрос: является ли жизненное пространl 838e42ei 9;тво Китая достаточным для его полноценного развития?╩. Сочувствующий нацизму демократ уже мыслит в терминах ╚жизненного пространl 838e42ei 9;тва╩. Как быстро позволяет обретенная свобода заговорить на родном языке. Непонятно только, почему же речь идет о ╚случай╜ном столкновении в Азии╩, если Запад лихорадочно старается изменить баланl 838e42ei 9; сил. Ведь терминология Фридберга уже сегодня военная.

Ласковый западник Фридберг так и считает русских дураками ≈ посули им горошку, и встанут грудью на защиту интересов ╚цивилизации╩, со шты╜ком наперевес против китайцев, японцев, арабов. А следовало бы перечитать ╚Скифов╩ Александра Блока ≈ с каждым днем все актуальнее.