Ваш русский костюм. Костюмы для детей
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Ваш русский костюм. Костюмы для детей

одежда


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 2373


дтхзйе дплхнеофщ

С чего начинается плетение
Буклированная куртка с капюшоном для мальчика 2,5 – 3 лет
Ваш русский костюм. Костюмы для детей
 

Ваш русский костюм. Костюмы для детей

Костюмы, выкройки, которые мы Вам сегодня предлагаем, носили мальчики и девочки из старинного русского села Черевково, расположенного на Северной Двине. Это было более ста лет тому назад в 70ые годы XIX века. Тогда село входило в состав Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, а сейчас оно принадлежит Архангельской области, являясь центром Черепковского района.
Эти костюмы носили по праздничным дням дети большой семьи Макарьевых, глава которой Сила Петрович был хозяйственным мастеровым человеком, а его жена работящей веселой женщиной.


О крестьянах села Черевково. Как они жили и что думали об окружающем их мире. Крестьяне села Черевково были в большинстве своем людьми зажиточными или, как говорили в прежние времена, достаточными. Слово "достаточность в XIX веке было более емкое, чем сейчас. Оно означало также и достоинство и уверенность в собственных возможностях. Достаточность семьи вырастала на трудолюбии ее членов. "Не трудиться, так и хлебу не родиться", - любили говорить крестьяне. Каждую весну хозяин дома вместе с сыновьями выезжал на пахоту. Каждое лето хозяйка с дочерьми отправлялась жать рожь и ячмень, теребить лен. Молодые парни, а иногда и женатые мужчины в навигационный период "ходили" на судах, барках, пароходах по Северной Двине лоцманами, матросами. Зимой многие из них уезжали на заработки в Петербург или Архангельск, неизменно возвращаясь к весне в отчий дом. Оставшиеся зимовать в селе занимались ремеслом: плотничали, столярничали, держали свою кузницу, мельницу, знали сапожное или кожевенное мастерство. Девушки и женщины в зимние дни, свободные от сельскохозяйственных работ, шили, вышивали, ткали, вязали для себя, своих детей, а, зачастую, и на продажу.


Жизнь крестьян села Черевково, так же как и вообще русских крестьян, была упорядоченной, подчинялась определенному ритму, отработанному столетиями. Весенние работы и заботы сменялись летними, летние - осенними, осенние - зимними. С понедельника до четверга производились все основные крестьянские работы, в пятницу занимались уборкой избы, двора, в субботу подсчитывали проделанную работу, наказывали провинившихся, топили баню, меняли одежду, в воскресение отдыхали.




Будни, созданные, как говорили крестьяне, Богом для труда, сменялись праздниками, взятыми у Бога для безделья и веселия "праздник - наш долг Богу", "мы целый год трудимся для праздника". В праздники ездили в гости, принимали родственников, плясали, пели, пили пиво, развлекались на ярмарках.


Личная жизнь человека и его семьи строилась также по определенным правилам, в основе которых лежала идея о цикличности жизни - древнейшая идея человечества. Принято было считать, что человек приходит в этот мир через женщину из "иного, ненашего мира" для того, чтобы выполнить определенное ему Богом, Долей, Судьбой предназначение. Выполнив положенное, он опять должен уйти туда, откуда пришел - "в иной мир". Этот цикл раз за разом должны были выполнить его потомки.


Время жизни человека, т. е. интервал между рождением и смертью, состояло, по мнению русского народа, из трех периодов: детства, взрослости и старости.


Детство было дано человеку для того, чтобы он подготовился к выполнению своей роли на земле. В первые пять-семь лет он должен был, по мнению крестьян, "превратиться в человека" физически, т.е. научиться сидеть, ходить, стоять, есть ложкой, говорить, осознавать свою принадлежность к определенному полу. После семи лет основная задача ребенка расти, кунеть, яриться, т.е. постепенно становиться взрослым, а также обучаться всему, что знают взрослые члены крестьянского общества.


Взрослость, с точки зрения русских крестьян, распадалась на две фазы: молодость и семейность. Задача молодых - подбирать брачную пэру, веселиться, петь, радоваться жизни, впитывать в себя окружающий Божий мир. Все это обозначалось ими словом "игра". Семейность - это та фаза жизни, которая обязывает человека выполнить то, что ему предназначено: родить и вырастить возможно большее количество детей, вести как можно лучше крестьянское хозяйство, трудиться и отдыхать.


Старость - это время, когда надо подводить итоги жизненного пути и готовиться к смерти, воспринимавшейся как переход в "иной мир".
Переход из одного этапа жизни в другой сопровождался обрядами: родильными, инициационными, т.е. ритуалами перехода от детства к взрослости, свадебными, погребальными.


Весь этот устоявшийся веками ритм жизни было не принято нарушать. По поверью, всякое отступление могло вызвать несчастие не только на нарушителя, но и на все деревенское сообщество. Людей, пытавшихся жить не так как положено, принято всеми, наказывали обидными кличками, презрительными взглядами, всеобщим бойкотом, а иногда изгнанием из села. Однако таких людей было мало. Жизнь, проходившая в определенном, выработанном веками порядке, устраивала практически всех людей, так как она гарантировала спокойствие, уверенность в завтрашнем дне, стабильность, вечность крестьянского рода-племени".


Крестьяне с. Черевково были людьми православными. Каждое воскресение и по праздникам они ходили всей семьей в храм, крестили детей, венчались, соборовались перед смертью. Просыпаясь утром и ложась в постель вечером, садясь за стол и вставая из-за него, молились, вспоминали Бога в трудную минуту жизни. Черевковские крестьяне молились Иисусу Христу, Божьей матери, святым угодникам, верили, что мир создан Богом, человек произошел от Адама и Евы. Особенным почтением у них пользовался Николай Угодник-заботящийся обо всех путешествующих и страждущих, и Божья Матерь - Богородица, заступница перед Богом. К богородице обращались в молитвах и духовных стихах:


"Чудная Царица, Богородица!
Прими молитву души раб Твоих!
Увидь наше рыдание слезное!
Не лиши нас царствия Небесного!
Чтоб нам, грешным, во веки не мучиться!"


Однако их православие, так же как и православие вообще всех русских крестьян, было довольно своеобразным, несколько отличавшимся от канонического православия, принятого в городах. Ученые назвали его народным православием или народной религией. Характерной его чертой являлось тесное переплетение в нем в единый клубок представлений христианской религии и языческих верований. Молясь Св. Троице, Иисусу Христу, Деве Марин, они приносили жертвы лешему, домовому, водяному и тому подобным существам, созданным для поклонения языческой религией и отвергнутых христианством. Черевковские крестьяне, как крестьяне всего Русского Севера, приписывали христианским святым черты языческих богов. По их мнению, св. Георгий (Егорий) как когда-то Бог леса 23 апреля ст. ст. скакал по лесам, полям и лугам, беря под свое покровительство всех диких зверей и домашних животных; а Илья Пророк потрясал громом н молниями как языческий Перун в древние славянские еще времена.


Наряду с молитвами они знали множество заговоров, считая, что они также действенны как и слово, обращенное к Богу. Если не мог снять душевные муки священник, обращались к колдуну, в которого превратился славянский жрец. Даже их любимые духовные стихи, певшиеся паломниками ко святым местам; нищими, калинами перехожими - слепцами, носили полуязыческий, полухристианский характер. Вот, например, как "Стих о Голубиной книге рассказывает об устройстве мира:


"Ты еще, Государь наш, нам про то скажи:
Отчего начался у нас белый свет;
Отчего у нас солнце красное;
Отчего у нас млад светел месяц;
Отчего у нас звезды частые
Отчего у нас зори светлые?
Им ответ держал на то премудрый царь,
Наш премудрый царь Давид Евсеевич:
Начинался бел свет от Свята Духа,
От свята Духа самого Христа,
Самого Христа, Царя Небесного.
Солнце красное от лица Божья,
Млад светел месяц от грудей Божьих,
Звезды частые - оны от риз Божьих,
Самого Христа, Царя Небесного."


А теперь о главном - о костюмах, которые мы предлагаем для Ваших детей. Наш рассказ о жизни крестьян с. Черевково, быть может показавшийся Вам не очень относящимся к делу, нужен был для того, чтобы донести до Вас атмосферу того далекого крестьянского мира ушедшей России, к которому Вы хотите приобщиться, изготавливая Ваш народный костюм. Без ее знания он всегда будет казаться Вам и Вашим детям немного чужим. Ведь костюм - это не только покров, защищающий человека от холода, жары, дождя, солнца, но и знак, символ определенного общества.


Костюмы, которые, мы надеемся, вскоре станут и костюмами Ваших детей, надевались первый раз на девочек и мальчиков в шесть-восемь лет. До этого времени малыши, называвшиеся в русской деревне блазнота, мелкота, кувяка, носили одежду не указывавшую на их пол. В качестве костюма им полагалась только одна рубашечка, сшитая из старой отцовской или материнской рубахи, с круглым воротом, длинными рукавами, подолом, спускавшимся до щиколоток, подпоясанная веревочкой или тоненьким пояском. Волосы стригли одинаково, покороче, чтобы не лезли в глаза, не болтались по спине. Праздничной одежды малышам не полагалось, так же как и зимней и осенней. Детей до семи лет в гости не брали, гостям не показывали. Если нужно было вынести на улицу в холодное время, заматывали в старые шали и надевали верхнюю одежду старших детей.


Такой одеждой определяли статус младенца - существа, еще, по понятиям крестьян, не ставшего настоящим человеком, бесполого, неразумного, т.е. не вошедшего в разум, не осознающего своего места в жизни.
Момент переодевания малышей в костюмы мальчиков и девочек был для них очень важным: вызывал много радостей и ожидался с большим нетерпением. Ведь это было свидетельством их более взрослого состояния, нового статуса.
Рубашка с вышивкой, сарафанчик, красивый поясок, заплетенная косичка с ленточкой - все это свидетельствовало о том, что малышка стала девочкой или, как говорили черевковские жители, ярицей. Отныне мать брала ее с собой на жатву, доверяла няньчить младших сестер и братьев, показывала как надо шить, вышивать, вязать. Девочка могла в качестве зрительницы присутствовать на посиделках - вечеринках парней и девушек, интересоваться их делами, слушать их песни, смотреть на их пляски.
Синие штаны в полосочку, белая или клетчатая косоворотка навыпуск, пояс означали, что перед нами недоросль - мальчик, вошедший в подростковый возраст, пока еще растущий, превращающийся во взрослого мужчину. Отец брал его с собой на пахоту, в лес за дровами, учил ремеслу. Теперь уже никто не мог ему обидно сказать:


"Бесштанный рак,
Полезай в овраг,
Там кошку дерут,
Тебе лапку дадут."


Он мог присутствовать на поле, где начинался кулачный бой, раззадоривая противника криками и частушками, стоять не далеко от парней, решавших свои важные дела, помогать им в любовных отношениях с девушками, передавая мелкие подарки. Девочки и мальчики, получив новый костюм, получали и новые возможности, приближавшие их к взрослым людям. Переодевание малышей в одежду девочек и мальчиков проходило торжественно. Мать произносила долгожданное "уж и в разум вошел", и собирала гостей-ближайших родственников. Девочке заплетали при всех косичку, которую специально отращивали к этому дню, а мальчика стригли, как парня: под горшок, но оставляя открытыми уши. Девочку при этом сажали на донце прялки, чтобы она была хорошей пряхой, а мальчика - на топор, чтобы он овладел хорошим ремеслом. Переодетым в новую одежду детям разрешали вместе со взрослыми быть за обеденным столом.
Одежда недоросля и ярицы - мальчика и девочки - повторяла одежду взрослых парней и девушек по покрою и набору основных вещей.


Костюм девочки состоял из рубахи, сарафана, пояска. Головным убором служил платок, сложенный в треугольник, и завязанный под подбородком. Зачастую, девочки ходили вообще без платка, повязывая голову ленточкой.
Костюм мальчика включал в себя рубаху-косоворотку, носившуюся на выпуск с поясом и полосатые штаны. Головные уборы летом мальчики не носили. Летом, весной и осенью дети ходили босиком и лишь при наступлении холодов надевали лапти с онучами.


Осенняя и зимняя одежда детей также копировала одежду взрослых: зипун из сукна, шубейка из овчины, одинаковые по покрою как для мальчиков, так и для девочек. Зимой девочки надевали на голову толстый шерстяной платок, а мальчики меховую или валяную шапку. Каждому ребенку своего комплекта верхней одежды не полагалось. В доме на всех детей был один зипун и одна шубейка. Их надевали по мере надобности все дети, как маленькие, так и постарше. Можно было пользоваться также и одеждой взрослых.
Одежда мальчиков и девочек шилась, обычно, из старой одежды родителей. Это было распространено не только среди людей бедных, но и людей с хорошим достатком и даже богатых.


Детям не полагалось также особой нарядной праздничной одежды. В воскресение или праздничный день, когда в деревню съезжалось много гостей, детей старались нарядить не столько понаряднее, сколько почище, поаккуратнее. Девочкам, правда, можно было надеть дешевые украшения из сухих ягод, орешков, стекляшек на медной проволоке.
Это объяснялось не скупостью их родителей, а деревенской традицией, не позволявшей тратить кровно заработанные деньги на детей, не достигших брачного возраста. Стремление одеть ребенка в дорогие вещи, купить девочке дорогие сережки или бусы вызывало неприятие всей деревни, а иногда и насмешки. Все самое лучшее, красивое, ценное, нарядное и яркое мальчики и девочки получали лишь тогда, когда вступали в брачный возраст, становились из ярицы и недоросля девицей и молодцем.

Немного о том, как костюмы появились в музее. 10 января 1902 года в столичном городе Санкт-Петербурге при Русском музее имп. Александра III был открыт Этнографический отдел. Это было очень приятное и радостное событие для всех тех, кто знал и любил русскую культуру. Впервые в уставе музея было записано, что его главной задачей является сбор и изучение памятников традиционной культуры великорусов - так в начале XX века называли себя русские люди. Два других этнографических музея России: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге и Этнографическое отделение Румянцевского музея в Москве отдавали предпочтение памятникам экзотических народов Америки, Африки, Азии. Предметы русского крестьянского быта казались им слишком прозаическими, привычными, обыкновенными.
Этнографическому отделу Русского музея правительством было выделено много денег для приобретения экспонатов: столько, сколько никогда не выделялось ни одному музею России за все время их существования. Сбор памятников культуры великорусов решено было начать с Севера Европейской России. Архангельская, Вологодская и Олонецкая губернии (нынешняя Карелия) в те годы считались заповедниками русской старины. Там, по мнению многих ученых, сохранялся уклад жизни аналогичный укладу Средневековой Руси, имелось множество прекрасных предметов быта - настоящих произведений декоративного искусства, встречались костюмы, восходящие к старинным боярским одеждам, исполнялись былины, рассказывающие о древнерусских богатырях. В экспедицию на Русский Север был отправлен Е. А. Ляцкий, только что принятый в штат нового музея молодой, энергичный, хорошо образованный, увлеченный стариной ученый. Север предстал перед ним не столь архаичным, как виделся из Петербурга, но столь же своеобразным, пронизанным ароматом старины, русской истории, древних преданий. Плавая на колесном пароходе по Сухоне, Вычегде, Югу, Северной Двине, Е. Л. Ляцкий останавливался во многих селах и деревнях на три-четыре дня для покупки нужных музею вещей. В селе Черевково он жил около десяти дней. Жители села охотно продавали Е. А. Ляцкому то, чем они располагали, что осталось от прабабушек и казалось им в 1904 году уже несколько устаревшим. Вероятно, в один из этих дней Е. Л. Ляцкий и встретился с женой С. П. Макарьева, предложившей ему одежду своих уже давно выросших детей. Костюмы были привезены в музей, зарегистрированы, уложены в сундуки для вечного хранения. Они пережили Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну. Великую отечественную войну - катаклизмы жизни Российского государства. Их показывали на выставках в Российской' империи. Советском Союзе, опять в России, в странах Европы и Америки. Сейчас они спокойно лежат, отдыхая, в хранилище Российского этнографического музея - прямого преемника Этнографического отдела Русского музея имп. Александра Ш. Скоро они в несколько измененном виде войдут и в Ваш дом будут приятными Вашим детям; девочкам и мальчикам.


Уважаемые мамы и бабушки, старшие сестры!


Мы предлагаем Вам сшить для Ваших малышей одежду, которая непросто станет частью их гардероба. Мы предлагаем Вам превратить процесс ее изготовления в глубокий и интересный диалог между нашей культурой, Вами и Вашими детьми. Поэтому, если Вам позволяет время, прошейте ее вручную. Именно ручное исполнение придает вещам ту ничем незаменимую теплоту и естественность, которая так хорошо отражает нашу любовь к детям, желание охранить их души и здоровье.




Пусть дети наблюдают за тем, как Вы шьете. В это время можно рассказать им об этих костюмах, ненавязчиво пробудить в них интерес к русской истории и культуре, вспомнить прабабушек и прадедушек - восстановить и утвердить в детском сознании необходимость преемственности и памяти. На некоторое время и Вы сами сможете окунуться в неторопливый и устойчивый, характерный для традиции, ритм жизни и работы. Вам станет теплее и спокойнее. Хорошо, чтобы дети, по возможности, помогали Вам. Именно в процессе ручного труда, доступного им сейчас совместно с Вами, гарантия будущего взаимопонимания и доверия, которого потом, в дальнейшем, так не хватает родителям и подросшим детям.


Сейчас они смогут увидеть и почувствовать, как Вы их любите, как Ваши руки из отдельных и чужих кусков ткани (а в традиции и ткань была рукотворной: женщины и растили лен, и пряли, и ткали сами) постепенно созидают то, что будет их одеждой (старинное название одежды - оболочка), что проведет магический круг запрета на любое зло, и сила этого круга равноценна Вашим усилиям. Научите их любить и трудиться, покажите как это легко и радостно на своем примере.

 

Теперь несколько практических советов для ручного шитья:

  • выкройки даны из расчета традиционной ширины ткани 60-70 см (такая ширина была характерна для тканей, сотканных на ручном ткацком станке), именно этой шириной и определялся тип используемого кроя
  • ткани перед шитьем нужно обязательно хорошо постирать и прогладить
  • термином "основа" на схемах кроя мы обозначаем направление долевых нитей ткани
  • традиционная одежда шилась достаточно свободной, подгонка по фигуре достигалась, в основном, за счет длины изделий (при выборе длины учитывайте, что одежда всегда подпоясывалась) и плотности набора (сборки)
  • используйте для шитья хлопчатобумажную нить 20-30
  • используйте для вышивки цветные хлопчатобумажные нити (если ткань светлых тонов - красные) типа "лилия", "снежинка".

РУБАХА

Рубаха для девочки от 3 до 5 лет.
При шитье можно использовать хлопчатобумажные ткани с мелким набивным узором. Рубаха застегивается на пуговицу.
Выкроить рубаху по схеме. Длина может меняться в зависимости от роста. Дополнительно нужно выкроить две обтачки рукавов шириной 3 см (в готовом виде 1 см) и длиной 19 см (в готовом виде 18 см); воротник-стойку шириной 4,5 см (в готовом виде 1,5 см) и длиной 42 см (готовом виде 40 см).
Перед разрезать сверху по середине на 12 см. Ткань вокруг разреза подогнуть и подшить швом "через край" (см.рис. ). В нижней части разреза сделать 5-7 стежков петельным швом. Соединить перед и спинку с поликами соответственно схеме кроя. Горловину собрать в складки глубиной 5 мм. На рисунке показана схема распределения обхвата горловины. К горловине пришить воротник-стойку. С одной стороны прорезать и обметать петлю, с другой стороны пришить пуговицу. Рукава в плечевой части собрать в складки на участке АВ. В собранном виде участок АВ имеет длину 12 см.

Пришить рукава соответственно схеме кроя. По поликам вдоль шва пришивания рукава проложить отделочную строчку швом "назад иголку" (рис. 1с). Вшить ластовицы, одновременно соединяя боковые швы и швы рукавов. Низ рукава заложить в складки и обшить обтачкой. Подол подогнуть и подшить швом "через край". 

САРАФАН

Сарафан можно сшить на девочку от 3 до 5 лет.
При шитье лучше использовать хлопчатобумажные ткани с мелким набивным узором.
Сарафан скроен из трех полотнищ шириной 60 см и длиной 60,5 см (из которых 6,5 см - припуск на подгиб низа, длина сарафана может меняться в зависимости от роста). Если ширина ткани 90 см или 100 см, то берется два полотнища. Дополнительно нужно выкроить две лямки шириной 2,5 см (в готовом виде 1 см) и длиной 35 см (в готовом виде подгоняется по росту). Обтачку верха сарафана шириной 5 (в готовом виде 2 см) и длиной 60 см (в готовом виде подгоняется по объему груди).


Полотнища соединить в круг по кромкам (на схеме кроя ) швом "вперед иголку". Шов середины переда не доходит до верха на 14 см. По верху сарафан собрать на две строчки набора до нужного объема, после чего край обработать обтачкой следующим образом. С лицевой стороны обтачку подогнуть и пришить швом "назад иголку" (рис. 2), а с изнаночной стороны подогнуть и подшить швом "через край". Пришить крючок и петлю. Лямки загнуть, подшить швом "через край" (рис. 3) и пришить к обтачке верха сарафана с внутренней стороны. Сзади расстояние между лямками 2 см, впереди 16 см. Подол подогнуть и подшить швом "через край".

САРАФАН

Сарафан для девочки от 6 до 9 лет.
При шитье можно использовать следующие материалы:
для сарафана - однотонные хлопчатобумажные ткани;
ля подкладки кокетки спинки - плотную хлопчатобумажную или льняную ткань;
для канта спинки и завязок - светлую хлопчатобумажную ткань с мелким рисунком.
Впереди сарафан застегивается на пуговицу. По лямкам и складкам переда нашита тесьма из Шелковых нитей шириной 1 см.

Сарафан скроен из трех полотнищ (см. схему кроя). Одно полотнище переда и два полотнища спинки. Кокетку спинки выкроить с подкладкой. Дополнительно выкроить две лямки шириной 5 см (в готовом виде 2 см) и длиной 30 см (в готовом виде подгоняется по росту) из ткани сарафана. Две завязки переда шириной 4 см (в готовом виде 1 см) и длиной по 30 см. Кант размером 3x34 см.
Полотнище переда разрезать сверху по середине на 15 см (см. схему кроя). Подогнуть и подшить швом "через край" сначала разрез, а потом верхний срез. Верх переда заложить в складки глубиной 1 см. Каждую складку закрепить, прошивая насквозь на расстоянии 1.5 см от верха. Величина верха переда в готовом виде должна получиться 27 см (по 13.5 см по обе стороны от разреза). С лицевой стороны на шов, закрепляющий складки, наложить тесьму и прикрепить ее вдоль обеих краев швом "вперед иголку". С одной стороны пришить пуговицу, с другой обработать навесную петлю.


Полотнища спинки соединить между собой. По верху собрать на дне строчки "набора и стянуть до размера кокетки. Кант согнуть пополам, вложить внутрь шнур и закрепить вдоль швом "вперед иголку" подтягивая ткань таким образом, чтобы шнур оказался плотно обтянутым тканью канта (рис. а). Шнур имеет диаметр 3 мм.
Кокетку пришить к полотнищам спинки, подкладывая кант (рис. б).
Соединить сарафан по боковым швам. С внутренней стороны наложить подкладку кокетки. Прикладывая боковые швы и шов пришивания кокетки, подогнуть и подшить подкладку швом "через край". По верху кокетку отогнуть на подкладку и подшить швом "через край".
Лямки сложить, срезы прикрыть тесьмой и прикрепить ее вдоль обоих краев швом "вперед иголкой" (рис, с).
Подшить лямки с внутренней стороны сарафана. Сзади расстояние между лямками 2,5 см, впереди 15 см.
Завязки сложить по длине пополам и еще раз пополам и концы прикрепить к боковым швам в местах, где заканчивается кант (края ткани не обрабатываются).
Подол подогнуть на 1,5 см и подшить швом "через край".

РУБАХА

Рубаха для мальчика от 4 до 6 лет.
Рубаху можно сшить из однотонных хлопчатобумажных тканей. Для обработки горловины и разреза можно использовать контрастную ткань или тесьму.

Для вышивки - контрастную нить. Выкроить рубаху по схеме кроя. Манжеты рукавов выкроить двойными.

При желании можно обработать разрез переда планкой шириной в готовом виде 4 см, а горловину воротником - стойкой шириной в готовом виде 4 см (именно так выглядит музейный образец). Мы предлагаем Вам более простой для исполнения, но не менее характерный вариант.
Перед разрезать сверху на 20 см (см. схему кроя). Разрез и горловину обшить обтачкой, скроенной по косой или тесьмой. Рукава в плечевой части на участке АВ присборить до 10 см и пришить к рубахе соответственно схеме кроя. Вшить ластовицы, одновременно соединяя боковые швы и швы рукавов. Низ рукавов присборить до размеров манжеты и пришить манжету. Подол рубахи подогнуть и подшить швом "через край". Рубаху на участке вокруг горловины и разреза (либо по планке и воротнику-стойке), а также манжеты можно украсить вышивкой "крестом" (рис.).

 

ПОРТЫ
Порты для мальчика от 4 до 6 лет.

При шитье можно использовать плотные хлопчатобумажные ткани однотонные или полосатые.
Порты выкроить по схеме. Дополнительно выкроить две обтачки для обработки "гульфика" шириной 6 см (в готовом виде 2,5 см) и длиной 14 см.
Сплести шнур - "гашник длиной 85 см (см. раздел Пояс).
Соединить и сшить левую и правую штанины с клиньями и между собой по точкам в соответствии со схемой кроя.
Обе стороны "гульфика" (по схеме участки 10 -8 и 10-5 обработать обтачками (рис. 6а).
Низ обтачки "гульфика" левой штанины убрать внутрь, а низ обтачки правой штанины загнуть внутрь и подшить швом "через край.
Верх портов отогнуть на лицевую сторону на 2 см и подшить швом "через край" (рис. 6б). Продернуть шнур - " гашник". Низ портов подогнуть и подшить швом через край.


ПОЯСА

Традиционный русский костюм не мыслим без пояса. Свой первый пояс ребенок получал во время крещения (обычно крестили ребенка в течение первого месяца после рождения), пояса сопровождали его на протяжении всей его жизни. Дети, как правило, носили очень простые, плетеные из цветных шерстяных или льняных нитей, пояса, украшенные маленькими кисточками. Завязывали пояса обычным узлом, оставляя концы свободными, длина концов пояса не опускалась ниже колен. Предлагаем Вам несколько простых вариантов плетения поясов, которые Вы можете попробовать сделать сами. Подсадка нитей за счет плетения примерно 30% от начальной длины. Перед началом работы подготовьте необходимое количество нитей нужной длины, для удобства смотайте их в небольшие моточки. Соедините нити в пучок и завяжите вместе в один узел, прикрепите узел к чему-нибудь неподвижному, например, к дверной ручке, для натяжения нитей во время плетения. Помните, что пояс должен получиться жестким и плотным. Переплетайте нити руками соответственно выбранной схемы.


Схема 1: шнур из 8-ми нитей
Нити нужно взять в несколько сложений, иначе пояс получится слишком тонким. Для получения орнаментального эффекта желательно использовать нити двух цветов. Причем расположить их перед началом работы следует соответственно схемы - с одной стороны "белые" (один цвет), с другой "черные" (другой цвет).
Схема 2: "колосок".
Этот прием переплетения напоминает заплетение обыкновенной косы, только количество нитей (прядей) увеличивается (вместо 3 может быть от 4 до 15 и больше). Нити надо взять в несколько сложений. При этом приеме возможно большое количество орнаментальных эффектов, в зависимости от числа используемых цветов и последовательности расположения их перед началом работы. Схема предлагает Вам вариант, при котором получается орнамент в виде небольших "стрелочек".
Концы сплетенных поясов завяжите в узел, чтобы не распускалось плетение, на эти узлы навешиваются разноцветные кисточки. Без кистей пояс не пояс, а скорее шнурок и тесьма или гашник.
Красивые кисточки получаются только из шерстяных нитей. Для чего они наматываются на картонку и навешиваются на конец пояса соответственно схемы 3. Для большей крепости кисточку можно дополнительно пришить к поясу тонкой хлопчатобумажной ниткой.