Григорий Отрепьев, Лжедмитрий I (? ≈1606)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное басни загадки журналистика известные личности спортивный New
художественная культура
экономика





















































Григорий Отрепьев, Лжедмитрий I (? ≈1606)

известные личности



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 626



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

МАРТИН ЛЮТЕР (1483≈1546)
Фёдора Ивановича Шаляпина (1873 √ 1938гг.)
СИМОН БОЛИВАР (1783≈1830)
Петр Иванович Рачковский (1853 ≈ 1911)
ЗЕЛЬМАН ВАКСМАН (1888√1973)
ВИЛЬГЕЛЬМ КОНРАД РЕНТГЕН (1845≈1923)
КОРОЛЕВА ИЗАБЕЛЛА I (1451 ≈ 1504)
ВОЛЬТЕР (1694≈1778)
Фрэнсис Дрейк (1540 ≈ 1596)
 

Григорий Отрепьев, Лжедмитрий I (? ≈1606)

Русский царь-самозванец (1605≈1606) В1601 году объявился в Польше по 515g61gf 76;

именем сына Ивана IV≈ Дмитрия. В 1604году перешел с по 515g61gf 83;ьско-литовским

отрядом границу, был по 515g61gf 76;держан частью горожан, казаков и крестьян. Став

русским царем, попытался лавировать между по 515g61gf 83;ьскими и русскими феодалами.

Убит боярами-заговорщиками во главе с Василием Шуйским.

История самозванца, принявшего имя царевича Дмитрия, принадлежит к числу самых драматических эпизодов русской истории.

...Семья Отрепьевых имела давние связи с Угличем, резиденцией по 515g61gf 75;ибшего царевича Дмитрия. Предки Григория прибыли на Русь из Литвы. Одни из них осели в Галиче, а другие ≈ в Угличе. В 1577 году неслужилый "новик" Смирной-Отрепьев и его младший брат Богдан по 515g61gf 83;учили по 515g61gf 84;естье в Коломне. В то время Богдану едва исполнилось 15 лет. Несколько лет спустя у него появился сын, названный Юрием. Примерно в то же время у царя Ивана родился сын Дмитрий. Совершеннолетия Юшка достиг в самые по 515g61gf 89;ледние годы царствования Федора.

Богдан Отрепьев дослужился до чина стрелецкого сотника и рано по 515g61gf 75;иб. Судя по всему, Богдан обладал таким же буйным характером, как и его сын. Жизнь сотника оборвалась в Немецкой слободе в Москве. Там, где иноземцы свободно торговали вином, нередко случались пьяные драки. В одной из них Богдана зарезал некий литвин.

После смерти отца Юшку воспитывала мать. Благодаря ее стараниям мальчик научился читать Священное писание. Когда возможности домашнего образования оказались исчерпанными, его по 515g61gf 89;лали на учебу в Москву, где жил зять Отрепьевой, Семейка Ефимьев, которому суждено было сыграть в жизни Юшки особую роль. Похоже, именно в доме дьяка Ефимьева он выучился писать. (После по 515g61gf 89;трижения Гришка Отрепьев стал переписчиком книг на патриаршем дворе. Без каллиграфического по 515g61gf 95;ерка он никогда бы не по 515g61gf 83;учил



это место. В московских приказах ценили каллиграфическое письмо, и приказные дельцы вроде Ефимьева обладали хорошим по 515g61gf 95;ерком.)

Ранние жизнеописания изображали юного Отрепьева беспутным негодяем. При Шуйском такие отзывы были забыты Во времена Романовых писатели не скрывали удивления по по 515g61gf 74;оду необыкновенных способностей юноши, но при том высказывали по 515g61gf 76;озрение, не общался ли он с нечистой силой. Учение давалось Отрепьеву с по 515g61gf 88;азительной легкостью

Бедность и сиротство не по 515g61gf 79;воляли способному ученику надеяться на выдающуюся карьеру. Юрий по 515g61gf 89;тупил на службу к Михаилу Романову. Многие считали Романовых наследниками короны Служба при их дворе, казалось бы, сулила юноше определенные перспективы. К тому же родовое гнездо Отрепьевых располагалось на Монзе, притоке Костромы, и там же находилась знаменитая костромская вотчина Романовых ≈ село Домнино. Соседство по имению, по-видимому, тоже сыграло роль в том, что провинциальный дворянин отправился на московское по 515g61gf 76;ворье бояр Романовых.

На государевой службе Отрепьевы по 515g61gf 76;визались в роли стрелецких командиров. Юшка "принял честь" от князя Бориса Черкасского, то есть его карьера началась вполне успешно.

Однако опала, постигшая романовский круг в ноябре 1600 года, едва не по 515g61gf 75;убила Отрепьева. Под стенами романовского по 515g61gf 76;ворья произошло настоящее сражение. Вооруженная свита Романовых оказала отчаянное сопротивление царским стрельцам.

Юшке Отрепьеву по 515g61gf 74;езло ≈ он чудом спасся в монастыре от смертной казни, ибо его, как боярского слугу, ждала виселица. Страх перед наказанием привел Отрепьева в монастырь. 20-летнему дворянину, полному надежд, сил и энергии, пришлось по 515g61gf 82;инуть свет, забыть мирское имя. Отныне он стал смиренным чернецом (монахом) Григорием

Во время своих скитаний Григорий по 515g61gf 73;ывал в галичском Железноборском монастыре (по некоторым сведениям, он там и по 515g61gf 89;тригся) и в суздальском Спасо-Евфимьеве монастыре. По преданию, в Спасо-Евфимьеве монастыре Гришку отдали "под начало" духовному старцу. Жизнь "под началом" оказалась стеснительной, и чернец по 515g61gf 82;инул обитель

Переход от жизни в боярских теремах к прозябанию в монашеских кельях был слишком резким. Чернец тяготился монашеским одеянием, поэтому отправился в столицу.

Как же осмелился Отрепьев вновь появиться в Москве? Во-первых, царь отправил Романовых в ссылку и прекратил розыск. Оставшиеся в живых опальные очень скоро заслужили прощение. Во-вторых, по словам современников, монашество на Руси нередко спасало преступников от наказания. Опальный монах по 515g61gf 87;ал в Чудов, самый аристократический, кремлевский монастырь. Григорий воспользовался протекцией: "Бил челом об нем в Чюдове монастыре архимариту Пафнотью".

Отрепьев недолго прожил по 515g61gf 76; надзором деда. Архимандрит вскоре перевел его в свою келью Там чернец, по его собственным словам, занялся литературным трудом. "Живучи-де в Чудове монастыре у архимарита Пафнотия в келий, ≈ рассказывал он знакомым монахам, ≈да сложил по 515g61gf 93;валу московским чудотворцам Петру, и Алексею, и Ионе" Старания Отрепьева были оценены, и с этого момента начался его стремительный, почти сказочный взлет.

Григорий был очень молод и провел в монастыре немного времени. Однако Пафнутий произвел его в дьяконы. Роль келейника влиятельного чудовского архминандрита могла удовлетворить любого, но не Отрепьева. Покинув келью, он переселился на патриарший двор. Придет время, и патриарх Иов будет оправдываться тем, что он приглашал к себе Гришку лишь "для книжного письма". На самом же деле Отрепьев не только переписывал книги на патриаршем дворе, но и сочинял каноны святым. Патриарх говорил, что чернеца Григория знают и епископы, и игумены, и весь священный собор. Вероятно, так оно и было. На собор и в думу патриарх Иов являлся с целым штатом по 515g61gf 84;ощников. В числе их оказался и Отрепьев. Своим приятелям Григорий говорил так: "Патриарх-де, видя мое досужество, и учал на царскую думу вверх с собою меня имати, и в славу-де я вшел великую". Заявление Отрепьева насчет его великой славы нельзя считать простым хвастовством.

После службы у Романовых, Отрепьев быстро приспособился к новым условиям жизни. Случайно по 515g61gf 87;ав в монашескую среду, он сразу выделился в ней. Юному честолюбцу по 515g61gf 84;огли выдвинуться не по 515g61gf 76;виги аскетизма, а необыкновенная восприимчивость натуры. В течение месяца Григорий усваивал то, на что другие тратили жизнь. Церковники сразу оценили живой ум и литературные способности Отрепьева. Что-то притягивало к нему и по 515g61gf 76;чиняло других людей. Служба у деда, келейник чудовского архимандрита и, наконец, придворный патриарха! Надо было обладать незаурядными-качествами, чтобы сделать такую выдающуюся карьеру всего за один год. Однако Отрепьев очень спешил ≈ должно быть, чувствуя, что ему суждено прожить совсем недолгую жизнь..

Григорий хвастался, что может стать царем в Москве. Узнав об этом, царь Борис приказал сослать его в Кириллов монастырь. Но, вовремя предупрежденный, Григорий успел бежать в Галич, потом в Муром, и, вернувшись в Москву, в 1602 году бежал из нее. Отрепьев бежал за кордон не один, а в сопровождении двух монахов ≈ Варлаама и Мисаила. (Имя сообщника Отрепьева, "вора" Варлаама, было всем известно из борисовских манифестов. Варлаам вернулся в Россию через несколько месяцев по 515g61gf 89;ле воцарения Лжедмитрия I. Воеводы самозваного царя на всякий случай задержали "вора" на границе и в Москву не пустили. После смерти Лжедмитрия Варлаам написал знаменитый "Извет", в котором не столько бранил Отрепьева, сколько оправдывал себя.)

Отъезжавших монахов никто в городе не преследовал. В первый день они спокойно беседовали на центральной по 515g61gf 89;адской улице, на другой день встретились в Иконном ряду, прошли за Москву-реку и там наняли по 515g61gf 76;воду. Никто не тревожил бродячих монахов и в приграничных городах. Отрепьев открыто служил службу в церкви. В течение трех недель друзья собирали деньги на строительство захолустного монастыря. Все собранное серебро иноки присвоили себе.

Власти не имели причин принимать экстренные меры для их по 515g61gf 80;мки. Беглецы миновали границу без всяких приключений. Сначала монахи провели три недели в Печерском монастыре в Киеве, а по 515g61gf 90;ом перешли во владения князя Константина Острожского, в Острог. Отрепьев, проведя лето в Остроге, успел снискать расположение магната и по 515g61gf 83;учил от него щедрый по 515g61gf 76;арок.

Описывая свои литовские скитания, "царевич" упомянул о пребывании у Острожского, переходе к Габриэлю Хойскому в Гощу, на Волыни, а по 515g61gf 90;ом в Брачин, к Вишневецкому. Отрепьев не для того по 515g61gf 82;инул патриарший дворец и кремлевский Чудов монастырь, чтобы по 515g61gf 93;оронить себя в захолустном литовском монастыре. Григорий сбросил монашеское одеяние и, наконец, объявил себя царевичем. Когда Адам Вишневецкий известил короля о появлении московского "царевича", тот затребовал по 515g61gf 76;робные объяснения. И князь Адам в 1603 году записал рассказ самозванца о его чудесном спасении.

"Царевич" довольно по 515g61gf 76;робно по 515g61gf 74;едал о тайнах московского двора, но начинал фантазировать, едва переходил к изложению обстоятельств своего чудесного спасения. По словам "Дмитрия", его спас некий воспитатель, который, узнав о планах жестокого убийства, подменил царевича мальчиком того же возраста. Несчастный мальчик и был зарезан в по 515g61gf 89;тельке царевича. Мать-царица, прибежав в спальню и глядя на убитого, лицо которого стало свин-цово-серым, не распознала по 515g61gf 76;лога.

"Царевич" избегал называть точные факты и имена, которые могли быть опровергнуты в результате проверки. Он признавал, что его чудесное спасение осталось тайной для всех, включая мать, томившуюся тогда в монастыре в России.

Новоявленный "царевич" в Литве жил у всех на виду, и любое его слово легко было тут же проверить. Если бы "Дмитрий" по 515g61gf 87;ытался скрыть известные всем факты, он прослыл бы явным обманщиком. Так, все знали, что московит явился в Литву в рясе. О своем по 515g61gf 89;трижении "царевич" рассказал следующее. Перед смертью воспитатель вверил спасенного им мальчика по 515g61gf 87;ечению некоей дворянской семьи. "Верный друг" держал воспитанника в своем доме, но перед кончиной по 515g61gf 89;оветовал ему, чтобы избежать опасности, войти в обитель и вести жизнь монашескую. Юноша так и сделал. Он обошел многие монастыри Московии, и наконец один монах опознал в нем царевича. Тогда "Дмитрий" решил бежать в Польшу...

По-видимому, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича Дмитрия. В книгах Разрядного приказа сохранилась любопытная запись о том, как Отрепьев разболелся "до умертвия" и открылся печер-скому игумену, сказав, что он царевич Дмитрий. Печерский игумен указал Отрепьеву и его спутникам на дверь. "Четыре-де вас пришло, ≈ сказал он, ≈ четверо и по 515g61gf 76;ите".

Кажется, Отрепьев не раз использовал один и тот же трюк. Он прикидывался больным не только в Печерском монастыре. По русским летописям, Григорий "разболелся" и в имении Вишневецкого. На исповеди он открыл священнику свое "царское происхождение". Впрочем, в докладе Вишневецкого королю никаких намеков на этот эпизод нет. Так или иначе по 515g61gf 87;ытки авантюриста найти по 515g61gf 76;держку у православного духовенства в Литве по 515g61gf 90;ерпели не-удачу. В Киево-Печерском монастыре ему указали на дверь. В Остроге и Гоще было не лучше. Самозванец не любил вспоминать это время. На исповеди у Вишневецкого "царевич" сообщил, будто бежал к Острожскому и Хойскому.

Совсем по-другому излагали дело иезуиты. Они утверждали, что претендент обращался за по 515g61gf 84;ощью к Острожскому, но тот будто бы велел гайдукам вытолкать самозванца за ворота. Сбросив монашеское платье, "царевич" лишился верного куска хлеба и, по словам иезуитов, стал прислуживать на кухне у пана Хойского.

Никогда еще сын московского дворянина не опускался так низко. Кухонная прислуга... Растерявший разом всех своих прежних по 515g61gf 82;ровителей, Григорий, однако, не пал духом. Тяжелые удары судьбы могли сломить кого угодно, но только не его.

"Расстрига" очень скоро нашел новых по 515g61gf 82;ровителей, и весьма могущественных, в среде по 515g61gf 83;ьских и литовских магнатов. Первым из них был Адам Вишневецкий. Он снабдил Отрепьева приличным платьем, велел возить его в ка-Рете в сопровождении своих гайдуков

Авантюрой магната заинтересовались по 515g61gf 83;ьский король Сигизмунд III и первые сановники государства, в их числе канцлер Лев Сапега. На службе у канцлера по 515g61gf 76;визался некий холоп Петрушка, московский беглец, по происхождению лифляндец, попавший в Москву в годовалом возрасте как пленник. Тайно по 515g61gf 90;ворствуя интриге, Сапега объявил, что его слуга, которого теперь стали величать Юрием Петровским, хорошо знал царевича Дмитрия по Угличу.

При встрече с самозванцем Петрушка, однако, не нашелся, что сказать. Тогда Отрепьев, спасая дело, сам "узнал" бывшего слугу и с большой уверенностью стал расспрашивать его. Тут холоп также признал "царевича" по характерным приметам: бородавке около носа и неравной длине рук. Как видно, приметы Отрепьева сообщили холопу заранее те, кто по 515g61gf 76;готовил инсценировку.

Сапега оказал самозванцу неоценимую услугу. Одновременно ему стал открыто по 515g61gf 82;ровительствовать Юрий Мнишек. Один из холопов Мнишека также "узнал" в Отрепьеве царевича Дмитрия.

Таковы были главные лица, подтвердившие в Литве царское происхождение Отрепьева. К ним присоединились московские изменники братья Хрипу-новы. Эти дворяне бежали в Литву в первой по 515g61gf 83;овине 1603 года.

При царе Борисе Посольский приказ пустил в ход версию, будто Отрепьев бежал от патриарха по 515g61gf 89;ле того, как прослыл еретиком. Он отверг родительский авторитет, восстал против самого Бога, впал в "чернокнижье". Московские власти адресовали по 515g61gf 76;обные заявления по 515g61gf 83;ьскому двору. Они старались доказать, что Отрепьев был осужден судом. Это давало им по 515g61gf 74;од требовать от по 515g61gf 83;яков выдачи беглого преступника.

Конечно, Вишневецкий и Мнишек не сомневались в том, что имеют дело с самозванцем. Поворот в карьере авантюриста наступил лишь по 515g61gf 89;ле того, как за его спиной появилась реальная сила.

Отрепьев с самого начала обратил свои взоры в сторону запорожцев. Ярос-лавец Степан, державший иконную лавку в Киеве, показывал, что к нему захаживали казаки и с ними Гришка, который был еще в монашеском платье. У черкас (казаков) днепровских в по 515g61gf 83;ку видел Отрепьева, но уже "розстри-жена", старец Венедикт: Гришка ел с казаками мясо (очевидно, дело было в по 515g61gf 89;т, что и вызвало осуждение старца) и "назывался царевичем Дмитрием".

Поездка в Запорожье связана была с таинственным исчезновением Отрепьева из Гощи. Перезимовав в Гоще, Отрепьев с наступлением весны "из Го-щеи пропал безвестно". Замечательно, что расстрига общался как с гощински-ми, так и с запорожскими протестантами. В Сечи его с честью приняли в роте старшины Герасима Евангелика.




Сечь бурлила. Буйная запорожская вольница точила сабли на московского царя. Сведения о нападении запорожцев совпадают по времени со сведениями о появлении среди них самозваного царевича. Именно в Запорожье в 1603 году началось формирование по 515g61gf 74;станческой армии, которая по 515g61gf 79;же приняла участие в московском по 515g61gf 93;оде самозванца. Казаки энергично закупали оружие, вербовали охотников.

К новоявленному "царевичу" явились гонцы с Дона. Донское войско готово было идти на Москву. Самозванец по 515g61gf 89;лал на Дон свой штандарт ≈ красное знамя с черным орлом. Его гонцы выработали затем "союзный договор" с казачьим войском.

В то время как окраины глухо волновались, в сердце России появились многочисленные по 515g61gf 74;станческие отряды. Династия Годуновых оказалась на краю гибели. Отрепьев уловил чутьем, сколь офомные возможности открывает перед ним сложившаяся ситуация.

Казаки, беглые холопы, закрепощенные крестьяне связывали с именем царевича Дмитрия надежды на освобождение от ненавистного крепостнического режима, установленного в стране Годуновым. Отрепьеву представлялась возможность возглавить широкое народное выступление.

Лжедмитрий-Отрепьев, будучи дворянином по происхождению и воспитанию, не доверял ни вольному "гулящему" казаку, ни пришедшему в его лагерь комарицкому мужику. Самозванец мог стать казацким предводителем, вождем народного движения. Но он предпочел сговор с врагами России.

Иезуиты решили с по 515g61gf 84;ощью московского царевича осуществить заветную цель римского престола ≈ подчинение русской церкви папскому владычеству. Сигизмунд III попросил Вишневецкого и Мнишека привезти царевича в Краков. В конце марта 1604 года "Дмитрия" привезли в по 515g61gf 83;ьскую столицу и окружили иезуитами, которые старались убедить его в истинах римско-католической веры. "Царевич" по 515g61gf 85;ял, что в этом состоит его сила, притворялся, что по 515g61gf 76;дается увещеваниям и, как рассказывали иезуиты, принял святое причастие из рук папского нунция Рангони и обещал ввести римско-каталическую веру в московском государстве, когда по 515g61gf 83;учит престол.

Перемирие с Польшей 1600 году не обеспечило России безопасности западных фаниц. Король Сигизмунд III вынашивал планы широкой экспансии на востоке. Он оказал энергичную по 515g61gf 76;держку Лжедмитрию I и заключил с ним тайный договор. Взамен самых неопределенных обещаний самозванец обязался передать Польше плодородную Чернигово-Северскую землю. Семье Мнишек, своим непосредственным по 515g61gf 82;ровителям, Отрепьев по 515g61gf 89;улил Новгород и Псков. Лжедмитрий не задумываясь перекраивал русские земли, лишь бы удовлетворить своих кредиторов. Но самые дальновидные по 515g61gf 83;итики Речи Поспо-литой, включая Замойского, решительно возражали против войны с Россией. Король не выполнил своих обещаний. В по 515g61gf 93;оде Лжедмитрия I королевская армия не участвовала. Под знаменами Отрепьева собралось около двух тысяч наемников ≈ всякий сброд, мародеры, привлеченные жаждой наживы. Эта армия была слишком малочисленной, чтобы затевать интервенцию в Россию. Но вторжение Лжедмитрия по 515g61gf 76;держало донское казачье войско.

Несмотря на то что царские воеводы, выступившие навстречу самозванцу с офомными силами, действовали вяло и нерешительно, интервенты довольно скоро убедились в неверности своих расчетов. Получив отпор по 515g61gf 76; стенами Новгород-Северского, наемники в большинстве своем по 515g61gf 82;инули лагерь самозванца и ушли за рубеж. Нареченный тесть самозванца и его "главнокомандующий" Юрий Мнишек по 515g61gf 89;ледовал за ними. Вторжение по 515g61gf 90;ерпело провал, но вооруженная по 515g61gf 84;ощь по 515g61gf 83;яков по 515g61gf 79;волила Лжедмитрию продержаться на территории Русского государства первые, наиболее трудные, месяцы, пока волны народного восстания не охватили всю южную окраину государства. Голод обострил обстановку.

Когда Борису донесли о появлении самозванца в Польше, он не стал скрывать своих по 515g61gf 76;линных чувств и сказал в лицо боярам, что это их рук дело и задумано, чтобы свергнуть его. Кажется непостижимым, что по 515g61gf 79;же Годунов вверил тем же боярам армию и по 515g61gf 89;лал их против самозванца. Поведение Бориса не было в действительности необъяснимым.

Дворянство в массе своей настороженно отнеслось к самозваному казацкому Царьку. Лишь несколько воевод невысокого ранга перешли на его сторону. Чаще крепости самозванцу сдавали восставшие казаки и по 515g61gf 89;адские люди, а воевод приводили к нему связанными.

Бывший боярский слуга и расстрига Отрепьев, оказавшись на гребне народного выступления против Годунова, попытался сыграть роль казацкого атамана и народного вождя. Именно это и по 515g61gf 79;волило авантюристу, явившемуся в по 515g61gf 76;ходящий момент, воспользоваться движением в корыстных целях.

Покинутый большей частью наемников, Отрепьев спешно формировал армию из непрерывно стекавшихся к нему казаков, стрельцов и по 515g61gf 89;адских людей. Самозванец стал вооружать крестьян и включил их в свое войско. Войско Лжедмитрия тем не менее было наголову разбито царскими воеводами в битве по 515g61gf 76; Добрыничами 21 января 1605 года. При энергичном преследовании воеводы могли бы захватить самозванца или изгнать его из пределов страны, но они медлили и топтались на месте. Бояре не предали Бориса, но им пришлось действовать среди враждебного населения, восставшего против крепостнического государства. Несмотря на по 515g61gf 88;ажение Лжедмитрия, его власть вскоре признали многие южные крепости. Полки были утомлены длительной кампанией, и дворяне самовольно разъезжались по домам. В течение по 515g61gf 95;ти по 515g61gf 83;угода воеводы не сумели взять Кромы, в которых засел атаман Корела с донцами. Под обгорелыми стенами этой крепости решилась судьба династии.

Обуреваемый страхом перед самозванцем, Годунов не раз засылал в его лагерь тайных убийц. Позже он приказал привезти в Москву мать Дмитрия и выпытывал у нее правду: жив ли царевич или его давно нет на свете.

13 апреля 1605 года Борис скоропостижно умер в Кремлевском дворце. Передавали, будто он из малодушия принял яд. Находившийся при особе царя во дворце Яков Маржарет засвидетельствовал, что причиной смерти Бориса явился апоплексический удар.

Незадолго до кончины Годунов решил доверить командование армией любимому воеводе Петру Басманову, отличившемуся в первой кампании против самозванца. Молодому и не слишком знатному воеводе предназначалась роль спасителя династии. Последующие события по 515g61gf 82;азали, что Борис допустил роковой просчет.

Между тем Лжедмитрий медленно продвигался к Москве, посылая вперед гонцов с письмами к столичным жителям. Когда разнесся слух о приближении "истинного" царя, Москва "загудела как пчелиный улей": кто спешил домой за оружием, кто готовился встречать "сына" Грозного Федор Годунов, его мать и верные им бояре, "полумертвые от страха, затворились в Кремле" и усилили стражу. Военные меры имели своей целью "обуздать народ", ибо, по словам очевидцев, "в Москве более страшились жителей, нежели неприятеля или сторонников Димитрия".

1 июня по 515g61gf 89;ланцы Лжедмитрия Гаврила Пушкин и Наум Плещеев прибыли в Красное село, богатое торговое место в окрестностях столицы. Их появление по 515g61gf 89;лужило толчком к давно назревавшему восстанию. Красносельцы двинулись в столицу, где к ним присоединились москвичи. Толпа смела стражу, проникла в Китай-город и заполнила Красную площадь. Годуновы выслали против толпы стрельцов, но они оказались бессильны справиться с народом. С Лобного места Гаврила Пушкин прочитал "прелестные грамоты" самозванца с обещанием многих милостей всему столичному населению ≈ от бояр до "черных людей".

Годуновы могли засесть в Кремле "в осаде", что не раз спасало Бориса. Но их противники по 515g61gf 79;аботились о том, чтобы крепостные ворота не были заперты Вышедшие к народу бояре одни открыто, а другие тайно агитировали против Федора Борисовича. Бывший опекун Дмитрия, Богдан Вельский всенародно по 515g61gf 82;лялся, что сам спас сына Грозного, и его слова по 515g61gf 83;ожили конец колебаниям толпы. Народ ворвался в Кремль и принялся громить дворы Годуновых. Посадские люди разнесли дворы многих состоятельных людей и торговцев, нажившихся на голоде.

Водворившись в Кремле, Богдан Вельский пытался править именем Дмитрия. Но самозванцу он казался слишком опасной фигурой. Свергнутая царица была сестрой Вельского, и Отрепьев не мог по 515g61gf 88;учить ему казнь семьи Бориса Годунова. Вельский вынужден был уступить место боярину Василию Голицыну, присланному в Москву самозванцем.

Лжедмитрий медлил и откладывал въезд в Москву до той по 515g61gf 88;ы, пока не убрал все препятствия со своего пути. Его по 515g61gf 89;ланцы арестовали патриарха Иова и с по 515g61gf 79;ором сослали его в монастырь. Иова устранили не только за преданность Годуновым. Отрепьева беспокоило другое. В бытность дьяконом самозванец служил патриарху и был хорошо ему известен. После низложения Иова князь Василий Голицын со стрельцами явился на по 515g61gf 76;ворье к Годуновым и велел задушить царевича Федора Борисовича и его мать. Бояре не оставили в по 515g61gf 82;ое прах Бориса. Они извлекли его труп из Архангельского собора и закопали вместе с останками жены и сына на заброшенном кладбище за городом.

20 июля Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Но уже через несколько дней раскрылся заговор бояр против него. Василий Шуйский был уличен в распространении слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмит-рием по 515g61gf 76; суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, был приговорен к смертной казни. Лжедмитрий заменил ее ссылкой в галицкие пригороды, но затем вернул Шуйского и его двух братьев с дороги и, простив, возвратил им имения и боярство.

Петр Иов был низложен и на место его возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство. Как правитель, самозванец отличался энергичностью, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами. "Остротою смысла и учением книжным себе давно искусив", ≈ говорил о нем князь Хворостинин.

Лжедмитрий ввел в думу в качестве по 515g61gf 89;тоянных членов высшее духовенство; учредил новые чины на по 515g61gf 83;ьский манер: мечника, подчашия, подскарбия. Он принял титул императора или цезаря, удвоил жалованье служивым людям; старался облегчить по 515g61gf 83;ожение холопов, воспрещая записи в наследственное холопство. Лжедмитрий хотел сделать свободным выезд своим по 515g61gf 76;данным в Западную Европу для образования, приближал к себе иноземцев. Он мечтал создать союз против Турции, в который вошли бы Германия, Франция, Польша, Венеция и Московское государство Его дипломатические отношения с папой и Польшей преследовали главным образом эту цель, а также признание за ним императорского титула. Папа, иезуиты и Сигизмунд, рассчитывавшие видеть в Лжедмитрий по 515g61gf 82;орное орудие своей по 515g61gf 83;итики, просчитались. Он держал себя вполне самостоятельно, отказался вводить католицизм и допустить иезуитов. Лжедмитрий отказался делать какие-либо земельные уступки Польше, предлагая денежное вознаграждение за оказанную ему по 515g61gf 84;ощь.

10 ноября 1605 года состоялось в Кракове обручение Лжедмитрия, которого заменял в обряде по 515g61gf 89;ол московский Власьев, а 8 мая 1606 года в Москве был заключен и брак самозванца с Мариной Мнишек.

Царь Дмитрий все еще был по 515g61gf 87;улярен среди москвичей, но их раздражали иноземцы, прибывшие в столицу в свите Мнишеков. Безденежные шляхтичи хвастались, что по 515g61gf 89;адили на Москве "своего царя". Поляков, кстати, среди них было не так уж и много: явно преобладали выходцы с Украины, из Беларуси и Литвы, многие были православными. Но их обычаи, поведение, наряд резко отличались от московских и уже этим раздражали Москвичей выводили из себя по 515g61gf 89;тоянные салюты из огнестрельного оружия, к которым пристрастились шляхтичи и их слуги Дошло до того, что иноземцам перестали продавать по 515g61gf 88;ох.

Воспользовавшись раздражением москвичей против по 515g61gf 83;яков, наехавших в Москву с Мариной и по 515g61gf 79;волявших себе разные бесчинства, мятежные бояре во главе с Василием Шуйским в ночь с 16 на 17 мая ударили в набат, объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя, и, направив толпы на по 515g61gf 83;яков, сами прорвались в Кремль.

Лжедмитрий, ночевавший в по 515g61gf 82;оях царицы, бросился в свой дворец, чтобы узнать, что происходит. Завидев по 515g61gf 76;ступившую к Кремлю толпу (из охранявших царя 100 "немцев" Шуйский предусмотрительно отослал с вечера 70 человек; оставшиеся не смогли оказать сопротивления и сложили оружие), царь пытался спуститься из окна по лесам, устроенным для иллюминации. Если бы ему удалось уйти из Кремля, кто знает, как по 515g61gf 74;ернулись бы события. Но он оступился, упал и по 515g61gf 74;редил ногу Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но по 515g61gf 89;ледние, под давлением боярских угроз, выдали его, и он был застрелен Валуевым. Народу объявили, что царь был самозванцем. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.