РЕНЕ ДЕКАРТ (1596≈1650)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное басни загадки журналистика известные личности спортивный New
художественная культура
экономика





















































РЕНЕ ДЕКАРТ (1596≈1650)

известные личности



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 673



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Уолтер Рэли (1552 или 1554-1618)
Джованни Джакомо Казакова (1725 ≈ 1798)
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ СЕМЕНОВ (1896√1986)
ЗЕЛЬМАН ВАКСМАН (1888√1973)
Маркиз де Сад (1740 ≈ 1814)
Дэвид Брандт Берг (род. 1919)
ЭМИЛЬ ФИШЕР (1852√1919)
ГЕНДРИК ЛОРЕНЦ (1853√1928)
МАРИЯ КАЛЛАС: СТРЕМЛЕНИЕ К СОВЕРШЕНСТВУ
Корнелиус Герц (1845 ≈ 1898)
 

РЕНЕ ДЕКАРТ═ (1596≈1650)═══ Рене Декарт, знаменитый французский философ, ученый и математик, родился 1596 году в деревне Л а Гайе. В молодости он посещал прекрасную Шк&# 535d34if 1086;лу иезуитов, коллеж Ла Флеше. В двадцатилетнем возрасте Декарт получил в Университете Потье степень юриста, но никогда не занимался юридической деятельностью. Хотя он получил превосходное образование, все считали, что у него нет особых знаний в каких-либо областях, кроме математики. Вместо того чтобы продолжить обучение, Декарт решил попутешествовать по Европе и посмотреть МИР═

═ амому- Поскольку его семья была состоятельной, средства позволяли ему свободно путешествовать.═ В период с 1616 по 1628 год Декарт активно ездил по миру. 0Н поступил на службу в три различные армии (голландскую, баварскую и венгерскую), но не надолго и не участвовал ни в одном сражении. Также он побывал в Италии, Польше, Дании и в других странах. За эти годы Декарт сформулировал, по его убеждению, основной метод для открытия истины. В тридцать два года он решил применить свой метод при попытке создать всестороннюю картину мира. Тогда Декарт поселился в Голландии, где прожил двадцать один год. (Он выбрал эту страну потому, что там было больше интеллектуальной свободы и еще потому, что сам Декарт предпочитал находиться подальше от соблазнов Парижа.)═ Около 1629 года Декарт написал "Правила для направления мышления", книгу, в которой был описан его метод. (Однако этот труд не закончен и, вероятно, никогда не предназначался для публикации; впервые его издали более чем через пятьдесят лет после смерти Декарта.) В период с 1630 по 1634 год он применил свой метод в изучении наук. Чтобы получить больше знаний по анатомии и физиологии, Декарт производил вскрытия. Он занимался независимыми исследованиями в оптике, метеорологии, математике и других областях науки.═ Декарт намеревался представить результаты своих научных поисков в книге под названием "Ле Монд" ("Мир"). Но в 1633 году, когда книга была уже почти закончена, он узнал, что Церковные власти в Италии осудили Галилея за защиту теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Хотя в Голландии Декарт не подчинялся католическим властям, он решил, что будет разумным не' издавать свою книгу, поскольку в ней т╟же защищалась теория Коперника. Вместо этого в 1637 году Декарт опубликовал свою самую знаменитую работу "Рассуждения о методе правильного выявления причины и нахождения истины в науках" (обычно сокращенно ее называют "Рассужде-═ о методе...").═ "Рассуждения" были написаны на французском языке,═ не на латыни, поэтому все грамотные люди могли прочитав их, включая даже тех, кто не имел классического образования Приложениями к "Рассуждениям" были три эссе, в которьц, Декарт привел примеры открытий, сделанных им с помощь^ своего метода. В первом таком приложении ≈ Оптике ≈ 0({ представил закон преломления света (который, однако бьц открыт раньше Виллебрордом Снеллем). Еще он написал о линзах и других оптических инструментах, описал принцип функционирования глаза, рассмотрел теорию света, которая явилась предшественницей волновой теории, сформулированной впоследствии Кристианом Гюйгенсом.'Его второе приложение содержало первое современное представление о метеорологии. Декарт рассмотрел природу облаков, дождя, дал правильное объяснение радуги. Он оспорил мнение, что тепло состоит из невидимой жидкости, и верно заключил, что оно является формой внутреннего движения. (Но эта идея была уже высказана Фрэнсисом Бэконом и другими.) В третьем приложении ≈ Геометрии ≈ Декарт представил свой главный вклад в науку ≈ аналитическую геометрию. Это был важный успех в математике, который подготовил Ньютону путь к изобретению дифференциального и интегрального исчислений.═ Возможно, самой интересной частью философии Декарта является способ, с которого он начинал. Из-за большого числа неправильных мнений, которые мы часто принимаем на веру, он решил, с целью добраться до истины, начать все с начала Следовательно, Декарт стал во всем сомневаться ≈ во всем, что говорили ему учителя, во всех своих наиболее лелеемых убеждениях, во всех своих здравых идеях, в существовании окружающего мира и даже в существовании себя самого ≈ одним словом, во всем.═ Это, конечно, приводит к проблеме: как можно преодолеть такое вселенское сомнение и получить полезные знания о чем-либо? Декарт, однако, рядом остроумных метафизических аргументов смог доказать себе, что сам он существует ("Я мыс-лю, следовательно, я существую"), что существует Бог и что существует окружающий мир. Это были отправные точки теории Декарта.═



Важность метода Декарта двойная. Во-первых, он помес-,ил в центр своей философской системы фундаментальный вопрос: "Что есть начальное человеческое познание?" Жившие ао него философы пытались описать природу мира Декарт научил нас, что на этот вопрос нельзя ответить удовлетворительно, кроме как в сочетании с вопросом: "Как я познаю?"═ Во-вгорых, Декарт предположил, что мы должны начинать не с веры, а с сомнения. (Это позиция, совершенно противоположная позиции преподобного Августина и многих средневековых теологов, которые во главу угла ставили веру.) Правда, потом он в конце концов пришел к ортодоксальным теоло-ическим заключениям. Но читатели обращали большее внимание на метод Декарта, нежели на заключения, к которым он аришел. (Опасения церкви, что труды Декарта окажутся разру-иительными, нашли свое подтверждение.)═ В своей философии Декарт подчеркивает различие между мышлением и материальными объектами и в этом смысле за-дищает радикальный дуализм. Это различие существовало и эаньшс, но труды Декарта вызвали философскую дискуссию на эту тему. С гех пор поднятые им вопросы интересовали фило-:офов, да и до сих пор остаются нерешенными.═ Также огромное влияние имета концепция Декарта о фи-шческой Вселенной. Он верил, что весь мир ≈ кроме Бога и 1еловеческой души ≈ действует механически и что, следовательно, все природные явления могут быть объяснены механи-<ескими методами. Поэтому Декарт отбросил утверждения ас-'рологии, магии и других форм сверхъестественного. Также он отверг все телеологические объяснения событий. (То есть Декарт искал прямые механические причины и отвергал мнения, 'то события происходят, чтобы служить какой-то отдаленной окончательной цели.) Из взглядов Декарта следовало, что жи-'отные, в сущности, были сложными машинами и что челове-'еское тело тоже было предметом, подчиняющимся законам еханики. С тех пор это стало одной из фундаментальных идей '╟временной физиологии.═ Декарт высоко ценил научные исследования и верил, что═ их практическое применение может быть полезно обществу Он чувствовал, что ученые должны избегать туманных мнений, должны пытаться описать мир математическими уравнениями. Все это звучит очень современно. Однако Декарт хоть и делал научные наблюдения сам, но никогда не подчеркивал решающую роль экспериментов в научном методе.═ Знаменитый британский философ Фрэнсис Бэкон говорил о необходимости научных исследований и ожидаемых от них результатов на несколько лет раньше Декарта. Не принадлежал Декарту и прославленный афоризм "Я мыслю, следовательно, я существую". Он был произнесен на 1200 лет раньше (конечно, иными словами) Блаженным Августином. Подобным же образом "доказательство" Декартом существования Бога является простой вариацией онтологических аргументов, представленных впервые преподобным Ансельмом (1033≈1109).═ В 1641 году Декарт опубликовал еще одну знаменитую книгу ≈ "Размышления". Его "Начала философии" появились в 1644 году. Обе работы были написаны на латыни, но в 1647 году вышли французские переводы.═ Хотя Декарт был безупречным писателем с очаровательным стилем прозы, характер его работ представлялся удивительно старомодным. В самом деле, его тексты иногда кажутся (возможно, из-за его стремления к рационализму) трудами средневековых схоластиков. В отличие от него Фрэнсис Бэкон, родившийся на тридцать пять лет раньше Декарта, обладает вполне современным стилем.═ Как показывают его работы, Декарт был глубоко верующим человеком. Он считал себя верным католиком, хотя церковным властям не нравились его взгляды, а книги были помечены индексом "запрещенные". Даже в протестантской Голландии (в те времена, вероятно, самой либеральной стране в Европе) Декарта обвиняли в атеизме, и у него возникали проблемы с властями.═ В 1649 году он принял выгодное финансовое предложение шведской королевы Кристины приехать в Стокгольм и, стать ее личным педагогом. Декарту нравились теплые комнаты, и он═




юбил хорошо поспать, а потому он был страшно расстроен, знав, что королева хотела начинать уроки в пять часов утра1 1екарт боялся, как бы холодный утренний воздух не погубил═ ) но именно так и случилось. Вскоре он заболел воспалением═ чсих. В феврале 1650 года, всего четыре месяца спустя после═ иезда в Швецию, Декарт скончался. Он никогда не был женат, но имел одного ребенка ≈ де-═ чку, которая, к несчастью, рано умерла.═ философия Декарта подвергалась сильной критике со стороны его современников. Философы следующих поколений выявляли в системе Декарта множество недостатков, и лишь немногие сегодня станут пылко защищать ее. Но значение философа зависит не только от правильности его системы. Гораздо большее значение имеет, оказали ли его идеи ≈ или, точнее, идеи, которые другие люди почерпнули из его трудов, ≈ большое влияние на историю. С этой точки зрения, не стоит сомневаться в важности такой фигуры, как Декарт.═ По меньшей мере пять его идей дали важный толчок европейской мысли: а) его видение мира с позиций механики; б) его положительное отношение к научным исследованиям; в) значение, которое он придавал применению математики В науке; г) его защита изначального скептицизма; д) внимание, которое он сфокусировал на эпистемологии.═ При оценке общей значимости Декарта я также принимаю 8 расчет его впечатляющие научные достижения, в особенности изобретение аналитической геометрии. Это тот фактор, который убедил меня поставить Декарта в значительной степе-ми выше таких выдающихся философов, как Вольтер, Руссо и Фрэнсис Бэкон.═