МЕМIРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ АННЫ АХМАТIAIЙ
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

бДНЙОЙУФТБГЙС
нЕИБОЙЮЕУЛЙК ьМЕЛФТПОЙЛБ
ВЙПМПЗЙЙ
ЗЕПЗТБЖЙС
ДПН Ч УБДХ
ЙУФПТЙС
МЙФЕТБФХТБ
НБТЛЕФЙОЗ
НБФЕНБФЙЛЕ
НЕДЙГЙОБ
НХЪЩЛБ
ПВТБЪПЧБОЙЕ
РУЙИПМПЗЙС
ТБЪОПЕ
ИХДПЦЕУФЧЕООБС ЛХМШФХТБ ЦЙЧПРЙУШ
ЬЛПОПНЙЛБ





















































МЕМIРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ АННЫ АХМАТIAIЙ

ИХДПЦЕУФЧЕООБС ЛХМШФХТБ



пФРТБЧЙФШ ЕЗП Ч ДТХЗПН ДПЛХНЕОФЕ Tab ДМС Yahoo ЛОЙЗЙ - ЛПОЕЮОП, ЬУУЕ, ПЮЕТЛ Hits: 1089



дтхзйе дплхнеофщ

жМБНБОДУЛПЕ ЙУЛХУУФЧП XVII ЧЕЛБ
обгйпобмшощк нхъек ч оебрпме
убнщк тхуулйк нхъек
AРУППА «АAАТА КРИСТИ» КАК ПРЕAСТАAИТЕЛЬ РУССКIЙ РIК-КУЛЬТУРЫ
впмшыпк гбтулпуемшулйк дчптег
МЕМIРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ АННЫ АХМАТIAIЙ
 

МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ АННЫ АХМАТОВОЙ

ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ

В ФОНТАННОМ ДОМЕ

Петербург, Литейный, 54Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме расположен в центре Санкт-Петербурга, в Южном флигеле Шереметевского дворца, шедевра а 535h76cf рхитектуры русского барокко. С историей дворца связаны многие страницы истории русской культуры. В конце ХVIII века здесь был прославленный домашний крепостной театр, на сцене которого выступала Параша Жемчугова. Несколькими десятилетиями позже именно здесь, в мастерской художника Ореста Кипренского А. С. Пушкин позировал для своего ставшего знаменитым портрета. В 70-е годы ХIХ века в Фонтанном Доме, где был собран огромный семейный архив, под эгидой графа С. Д. Шереметева развернулась деятельность нескольких исторических обществ, в том числе Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества и т.п.

Общим пространством, соединявшим дворец и флигель в саду, был парадный двор со стороны Фонтанки, украшенный аркой с изображением герба Шереметевых с их девизом «Бог хранит все» - «Deus conservat omnia». Не случайно Анна Ахматова выбрала этот девиз эпиграфом к своей «Поэме без героя»: он очень точно выражал ее отношение к памяти о прошлом, к исторической памяти поэта. Именно Фонтанный Дом стал местом жизни Ахматовой на протяжении трех десятилетий, с 1927 по 1952 годы. Музей, расположенный в квартире третьего этажа садового флигеля (здесь жил Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, муж Ахматовой), рассказывает о ее литературной судьбе - от первого сборника «Вечер» 1912 года - через написанные, сожженные и сохраненные только в ее памяти стихи «Реквиема», до работы над «Поэмой без героя», вобравшей 25 лет жизни, с 1940-го до середины 1960-х годов.



 В экспозиции находятся портреты Ахматовой работы О.Л. Делла-Вос-Кардовской, З. Серебряковой, К. Петрова-Водкина (эскиз), Н. Тырсы, А. Тышлера, ее подлинные вещи (том числе гребень, подаренный Н.С.Гумилевым, веер, привезенный Н. Пуниным из Японии, флаконы венецианского стекла), книги с автографами, рукописи. Вместе с тем музей дает представление о жизни целого поколения – поэтов, художников, людей эпохи серебряного века, жизнь которых пришлась на годы сталинских репрессий.

Музей открылся в 1989 году, к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем, посвященным тем представителям ахматовского поколения, которые пытались сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства.

Новое экспозиционное решение 2003 года делит музейное пространство на две части: мемориальную, возвращающую квартире Пуниных - Ахматовой облик 1920-х - 1940-х годов, и литературно-историческую, подчиненную иной экспозиционной логике – sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или – «Я помню все в одно и то же время…»(Ахматова).

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА Л.Н.ГУМИЛЕВА

Филиал Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Квартира известного ученого – историка, географа, этнолога и тюрколога Льва Николаевича Гумилева находится в доме № 1/15 по Коломенской улице (угол Кузнечного переулка), на втором этаже большого 4-этажного доходного дома. Это была единственная отдельная квартира Гумилева, в которой он прожил последние два года своей жизни – с 1990 по 1992 год. В квартире очень немногое изменилось после смерти Гумилева. Она до сих пор сохраняет яркий отпечаток личности ученого. В экспозиции музея посетитель сможет услышать рассказ о непростой, но невероятно насыщенной творческой жизни Льва Николаевича Гумилева, прикоснуться к его вещам, увидеть его книги и посмотреть видеозаписи его знаменитых телевизионных лекций.

Адрес: Санкт-Петербург, ул.Коломенская 1/15

Проезд до станций метро – «Достоевская», «Владимирская», «Маяковская»
Тел.: +7 (812) 571-09-52

МУЗЕЙ «АННА АХМАТОВА. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»

Петербург, Автовская, 14Муниципальный музей «Анна Ахматова. Серебряный Век»  – музей, посвященный творчеству Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Льва Гумилева. Это первый (и долгое время единственный) в стране музей, посвященный великому русскому поэту А.Ахматовой и семье Гумилевых. Экспозиция музея создана в хронологической последовательности и имеет 9 экспозиционных залов: «Царское», «Слепнево», «Бродячая собака», «Путешествие Н.С.Гумилева», «Петербург», «Реквием», «Комарово», «Поэма без героя», «Комната памяти».

 История музея началась около тридцати лет назад в Ленинграде, на Кронштадтской, 15, в здании ПТУ-84, где появился первый народный музей Ахматовой. Училище готовит кадры для судостроительной промышленности, но как-то в классе прозвучали стихи Ахматовой и решено было посетить могилу Ахматовой в Комарове. После этого возникла идея создать в училище музей Ахматовой. Дело возглавила учительница В. А. Биличенко. Вокруг нее объединились Андрей Жуков, Сергей Павлушин, Андрей Ольшевский, Лена Горбатовская, Нина Азарченко и многие другие. Ребят поддержали директор училища В. И. Сергеенко, замполит Н. И. Басипов, а в самые трудные дни им всем протянул руку помощи Балтийский завод во главе с директором В.А. Емельяновым.  И вот со всего города, из пригородов Ленинграда потянулись на Кронштадтскую все, кто хочет больше узнать об Ахматовой. Им рассказывают о ней не только уже довольно многочисленные экспонаты, здесь выступают писатели Москвы, Ленинграда, других городов, которые считают своим долгом принять участие в проводимых Ахматовских чтениях, вечерах, посвященных ее творчеству.

Музей обладает уникальными экспонатами, единственными портретами, как Ахматовой, так и Гумилева, раритетной мебелью, фарфором, скульптурой, книгами с автографами А.А. Ахматовой и книгами из личной библиотеки поэта.

Телефон:(812)185-0442
Адрес:198152, Санкт-Петербург, ул.Автовская,14

Проезд: Ст. м. «Автово»

МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «АННА АХМАТОВА. ЦАРСКОЕ СЕЛО»

   

Пушкин, Леонтьевская, 17С историей Царского Села неразрывно связано имя Анны Андреевны Ахматовой, с 1900 по 1905 гг. учившейся в Мариинской женской гимназии.   «Мои первые воспоминания, – отмечала Ахматова, – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал...».

К этому же времени относятся ее первые литературные опыты, определившие дальнейший путь будущего поэта.

В эти годы, несомненно, важную роль играли и близкие друзья Ани Горенко, и, особенно, дружба с гимназической подругой Тамарой Костылевой, о которой позднее Ахматова упоминает лишь один раз: «В гимназии дружила только с Тамарой Костылевой, с которой не пришлось больше встретиться в жизни». В конце 1970-х годов в архиве Радловых были найдены два листка с тремя ранними стихотворениями А. Горенко, написанными в 1904-1905 годах: «Лилии», «Над черною бездной с тобою я шла...» и «О, молчи! от волнующих страстных речей...» На одном листке – решение задачи по физике, написанное другим почерком и фамилия «Костылева». Рядом с задачей изображена метрическая схема строфы разностопного амфибрахия. Эти листки говорят о том, какое место в ее жизни занимала эта подруга. Именно с ней она делится своими поэтическими опытами. Интересно, что намеченные поэтические приемы нашли развитие в ее дальнейшем творчестве.

Важно, что и вне гимназии Аня Горенко общалась с людьми, влюбленными в литературу: подругой Валерией Тюльпановой, мужем старшей сестры Сергеем фон Штейном, Николаем Гумилевым и другими. Они жили в мире искусства.
«В 1905 году, – вспоминала Ахматова, – мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множестве беспомощных стихов». В 1907 году она закончила киевскую Фундуклеевскую гимназию и затем поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.

В 1910 году Ахматова вышла замуж за Николая Гумилева и вернулась в Царское Село.

«На север, – писала Ахматвоа, – я вернулась в июне 1910 года... Но куда за пять лет провалилась моя царскосельская жизнь? Не застала я там ни одной своей соученицы...». В это время ее стихи начинают приобретать новое звучание, особенно после знакомства с посмертной книгой стихов Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец», корректуру которого она прочла в Брюлловском зале Русского музея. Эти стихи открыли для Ахматовой «новую гармонию».
В 1912 году у Ахматовой вышел первый сборник стихов «Вечер». Большая часть книги была написана в Царском Селе, реалии этого города стали находить отражение в ее поэзии. «Муза Ахматовой, – отмечает Э.Ф. Голлербах, – неразлучна с этим городом... Здесь ей «тревога путь пересекла», здесь томили ее печальные знакомые образы». Не только в первом, но и в последующих сборниках царскосельская тема стала занимать особое место в творчестве Ахматовой. Важное значение для Ахматовой имела встреча с поэтами-царскоселами: Николаем Недоброво, во многом предопределившим особенности ее творчества, Василием Комаровским, Георгием Чулковым и другими литераторами.
В 1999 г. открылся Ахматовский зал с музейной экспозицией «Анна Ахматова. Царское Село». Основу экспозиции составляет коллекция выдающегося краеведа, страстного почитателя творчества Ахматовой, Почетного гражданина г. Пушкина, создателя «Первого музея Анны Ахматовой» Сергея Дмитриевича Умникова. С.Д. Умников начал собирать материалы о творчестве Ахматовой в начале 60-х годов, а в 1996 году он завещал их городу Пушкину и просил разместить коллекцию только в Царскосельской гимназии искусств, так как именно в этом здании располагалась женская Мариинская гимназия. Этот поступок Сергея Дмитриевича наравне с его подвигом собирателя воплотился в создании мемориальной комнаты коллекционера.



Экспозиция начинается с уникальной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», подаренная влюбленным Гумилевым Ахматовой в 1907 году в Киеве, где она тяжело болела. Анна Андреевна никогда не расставалась с этой иконой-спасительницей.

Впервые в экспозиции можно увидеть план дома Е. Шухардиной, рисунок здания гимназии в ее первоначальном виде, учебник французского языка, специально изданный для женских гимназий, а также исторический очерк о Мариинской женской гимназии.

Выставка представляет собой документальный рассказ о месте Ахматовой в русской поэзии:

«Здесь столько лир повешено на ветки...

Но и моей как будто место есть...».

На выставке представлены малоизвестные автографы Ахматовой, ранние издания ее произведений, редкие фотографии, а также материалы, хранящиеся в РГИА, Российской национальной библиотеке, Музее истории Царского Села и в частных коллекциях З.Б. Томашевской, Т.Б. Ремизовой, Н.П. Николаевской, Б.Д. и Е.Б. Кондрашовых, К.С. Кунтышева.

Посетители могут услышать голос Ахматовой и просмотреть видеофильмы о жизни и творчестве поэта.


Адрес музея: г. Пушкин, Леонтьевская ул., д. 17

ДОМ  ПОЭТОВ. ГРАДНИЦЫ

«Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в 15-ти верстах от Бежецка. Это не живописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба... Там я написала многие стихи «Четок» и «Белой стаи» — так писала Анна Ахматова в своей автобиографии.

«Не живописное место в 15-ти верстах от Бежецка» — это деревня Слепнево, куда Ахматова начала приезжать, став женой Николая Степановича Гумилева.
По Краснохолмскому шоссе – старинное село Градницы. Сюда в 1935г. перевезли слепнёвский усадебный дом; до недавнего времени в нем была школа. Дом деревянный одноэтажный, на семь окон по главному посаду, с крестообразным мезонином.

Дом в Слепнёве разбирали бережно, на новом месте собирали так же аккуратно, даже для кровли было использовано в основном старое железо.
      В 1989 году к 100-летию со дня рождения А. А. Ахматовой была открыта музейная экспозиция (второй этаж), внизу на первом этаже разместилась сельская библиотека. Теперь слепнёвский Дом называют «Домом Поэтов».

Деревни Слепнёво больше нет. На месте, где была усадьба, видны гряды камней, оставшиеся от фундамента главного дома, сохранились остатки парка с вековым дубом, тополями, липами, акациями. Есть и пересохший пруд. Памятная доска гласит: «На этом месте в усадьбе Слепнёво в 1911- 1917 гг. жили и работали поэты Николай Гумилев и Анна Ахматова".

Адрес: Тверская область, село Градницы

МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ В СЕЛЕ СЛОБИДКА–ШЕЛИХИВСКАЯ (УКРАИНА)

Здесь все то же, то же, что и прежде.
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме у дороги непроезжей
Надо рано ставни запирать.


Эти строки написаны Анной Ахматовой в мае 1912 года в с. Слобидка-Шелехивская на Подолии (Деражнянский район, Хмельницкая область, Украина).
В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в имении тетки по материнской линии – Анны Вакар, в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей».

Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко.

Ценным и редчайшим экспонатам музея Анны Ахматовой в маленьком селе Слободка Шелехивская на Хмельнитчине могут позавидовать столичные музеи.

Сюда едут из разных уголков планеты.

Музей расположен в имении тетки по материнской линии Ахматовой – Анны Вакар, которая жила в своем родовом имении. С 1925 года здесь жила и мать Анны Ахматовой Инна Эразмовна Горенко. Все биографы Ахматовой указывают, что Анна навещала тетю дважды – в 1912 и 1914 годах.
Здесь сохраняются рукописи поэтессы и личные вещи: мебель, посуда, иконы, зеркала, швейцарские часы и кровать. Много информации записали по воспоминаниям селян.

Музей посещают многочисленные туристы. Посмотреть на имение, яблочный сад, в котором творила Анна Ахматова, приезжают не только из Украины, а и из-за границы.
Ежегодно в конце июня в Слободке – Шелеховской проходят традиционные Ахматовские чтения с участием любителей поэзии, в которых берут участие представители творческой Украины и зарубежья. Перед собравшимися выступают известные поэты и начинающие поклонники поэзии.

Адрес музея: Хмельницкая область, 281325, Дережнянский район, Слободка Шелеховская. Тел.:98344.




ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ Е.М. ОЛЬШАНСКОЙ

Евдокия ОльшанскаяВ квартире Евдокии Мироновны Ольшанской от потолка до пола – ахматовские портреты, фотографии, разнообразная литература, картины, экслибрисы. Эти стены не забыли еще голосов Тарковского, Чичибабина, многих известных и неизвестных поэтов. Да и терпкий глас Анны Андреевны эхом несется здесь с раритетной пластинки на старом проигрывателе. Евдокия Мироновна Ольшанская – поэт, красивая кареглазая женщина с достоинством в каждом движении. Всю жизнь писала она взвешенные, непраздные стихи, где каждая строка – семь раз отмерена. Но главное – служила, как могла, лунному сиянию царственного слова Анны Ахматовой.

Евдокия Мироновна вспоминает: – Я стихами жила, сколько себя помню. С девяти лет писала. Но закончила 8 классов и даже имени Ахматовой не слыхала (такое было время). Каникулы. Я вернулась из эвакуации. В библиотеке нашла Антологию поэзии, а там – по одному стихотворению Ахматовой и Гумилева. Не знала, что связь какая-то между ними. Впервые прочтя «Четки», испытала величайшее потрясение. Стала бредить Ахматовой. Немного спустя, словно громом прибило: постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Печально известное. Я не поверила. Старалась что-либо о ней узнать. Тщетно. Только в 1958 году в печати появилась ее тонюсенькая книжка. С тех пор собираю книги, портреты, статьи, все, что связано с ней. Долгие годы мое ахматовское собрание пополнялось очень медленно: ее не печатали, о ней не писали. Каждый листок, каждая страничка о ней доставались с огромными трудностями.

В 1963 году, открыв почтовый ящик, неожиданно нашла там письмо от Ахматовой. То было счастливейшее мгновение жизни. Я долго его отказывалась публиковать. Анна Андреевна же почти никому не писала, полагая, что все письма проходят через Лубянку. Вот оно – краткое и весомое: «Милый поэт!

Стихи Ваши (про вокзал) всем так понравились, что их даже брали списывать. Мне было приятно за Вас. Они действительно хорошие. Желаю Вам успеха. Работайте побольше над стихами. Анна Ахматова. 22 февраля 1963 года».

Вспомним, для Ахматовой не существовало слова «поэтесса». Только – «поэт». И если уж кого-то так именовала, это было сродни поэтической коронации.
    – Когда меня столько лет не печатали, я это легко могла переносить. Могла ведь тоже написать стихи о БАМе, о КаМАЗе, о Ленине, о партии. Как мне советовал в юности один поэт: «Ну напишите стихи о Ленине!» Я к Ленину хорошо относилась, но если душа не требует – ни одной строчки не написала. Многие не понимали. Л .Вышеславский говаривал: У тебя такие стихи, а их не печатают. Обидно же. Ведь нужно признание, известность». Конечно, я бы хотела печататься. Но письмо от Ахматовой – мое высшее признание. Этого я не потеряла.
Улица Анны Ахматовой, учившейся на Фундуклеевской, жившей на Заньковецкой, расположена далековато от того Киева, где она бывала – на Харьковском массиве. Накануне столетия со дня рождения Анны Андреевны Евдокия Ольшанская, Лина Костенко с единомышленниками несколько лет делали все, чтобы появилась такая улица в столице Украины. Собирали подписи, писали прошения. Однажды, в аккурат ко дню рождения Евдокии Мироновны, «Вечерка» опубликовала сообщение, что теперь есть улица Ахматовой.
– Очень радостно было. Правда, мы с мужем с огромным трудом ее нашли. Прошло года полтора. Как-то муж с мрачным видом подносит мне газету. Читаю: «Колишня вулиця Ахматової нині перейменована у вулицю Олександра Кошиця». Не могла успокоиться. К кому только не обращалась. «Подключила» и киевское телевидение. Наконец получила сообщение, что якобы существовало две улицы Ахматовой, и вот одну переименовали. На самом же деле я поняла, что после поднятой мною тревоги большую улицу просто разделили: половина – Кошиця, половина – Ахматовой. Такой вот выход из положения. Но во всяком случае улицу спасли, и я рада, что принимала в этом какое-то участие.
В год столетия Ахматовой сбылись три мечты Евдокии Ольшанской: в Киеве появилась мемориальная доска на Заньковецкой, улица Ахматовой и библиотека ее имени.

Лично Ольшанская никогда не виделась с Ахматовой, поскольку не желала быть одной из многих, гревшихся возле славы Поэта при жизни.
Уголок портретов Анны Ахматовой. О нем – отдельно. Дарены они щедро и искренне художниками Москвы и Ленинграда после того, как разошелся в самиздате венок сонетов Евдокии Ольшанской, посвященных Ахматовой.
«Вот портрет, которому нет цены. Художник – Михаил Лянглебен рисовал трижды Ахматову при жизни. Каждый портрет – единственный. Его работы так понравились Анне Андреевне, что она расписалась на всех. После того как Лянглебен оценил мой венок сонетов и мы познакомились, он решил, что этот портрет должен принадлежать мне». Несколько лет назад в квартире Ольшанской было собрано более восьми тысяч ахматовских материалов. Ныне хозяйка перестала считать, решив, что количество – не главное, важнее присутствие ахматовского духа в этом доме. «Когда в 1981 году приезжал в Киев Арсений Тарковский, вместе с ним в гости к нам пришел Дмитро Павлычко и воскликнул: –«Это же не квартира, это музей!» После того мой дом стали называть квартирой-музеем. Хотя официального статуса музей не получил. Что не мешает множеству людей со всей страны приезжать сюда. Киевское отделение Украинского фонда культуры взяло на учет квартиру как музей. Им я завещала все, собранное здесь.
Сколько мне ни предлагали, я нарочно не хотела писать никаких диссертаций, официальных званий не имею. Богатство – все здесь. Да еще три изданных сборника моих стихов, два из которых появились буквально в последние годы. Очень увлечена сейчас работой в литературно-художественном журнале «Ренессанс», где заведую отделом поэзии. Радуюсь тому, что в Киеве не иссякают поэтические таланты».

Всю жизнь, изучая мельчайшие биографические данные об Анне Ахматовой, Евдокия Ольшанская стала своего рода человеком-энциклопедией. Ей больно,  когда в различных сообщениях проскальзывают неточности. Не так давно телевидение демонстрировало фильм о венчании Гумилева и Ахматовой. Евдокия Мироновна утверждает, что среди многих ошибок была допущена большая неточность: показали совсем другую церковь, стоящую не на том месте. Венчание двух поэтов свершилось на Никольской Слободке, а точнее – возле нынешней станции метро «Левобережная». Церковь стояла на месте Левобережного рынка. У нее был деревянный ребристый купол, а внутри она уютно украшена украинскими рушниками. Снесли ту церковь где-то в конце шестидесятых, когда строили метро.

По материалам статьи О. Дубовик «Причастница» («Зеркало недели», Киев, 10 февраля 1996, № 6)

ВАШИНГТОНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

ВашингтонМузей расположен в пригороде Вашингтона (Rockville), открыт осенью 1997 г., реконструирован в 2002 г. Музей посетили любители русской поэзии из 25-х городов (15-ти штатов) Америки и 23-ти городов (13-ти стран) мира, в том числе,10-ти Российских городов.



Музей провёл в Америке серию тематических литературно-музыкальных выступлений (всего более 300-х, в том числе, 20 на телевидении и радио Нью-Йорка, Вашингтона, Балтимора, Бостона). В музее имеется букинистический отдел.

По материалам архива музея осуществлено более 70-ти публикаций в США, России и Украине.

 www.museum.zislin.com

ОБЩЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ АННЫ АХМАТОВОЙ «МАНГАЛОЧИЙ ДВОРИК» (Узбекистан)

Ташкент, Жуковская, 54

С декабря 2000 года в Ташкенте существует клуб-музей Анны Ахматовой «Мангалочий дворик», которому должно и нужно быть в узбекской столице: ведь когда в тяжелые 40-е годы эвакуационные дороги привели Анну Андреевну в этот город, невзгоды военного лихолетья были окрашены для нее дружеским теплом азиатской земли.
Клуб-музей, пожалуй, довольно точное название для этой выставки-экспозиции, которая нашла свое пристанище во дворце культуры Ташкентского тракторного завода. Самодеятельный музей собрал вокруг себя и членов клуба поэзии, театра и музыки имени Высоцкого, и литературного объединения «Под крылом Пегаса», и клуба книголюбов и литературной гостиной «Серебряный век». Директор клуба-музея Альбина Маркевич – идеальный вдохновитель, средоточие немногочисленного круга людей, так или иначе причастных к пребыванию великой русской поэтессы в Ташкенте.

Задуман музей был давно. «При Русском культурном центре мы открыли Клуб Анны Ахматовой «Мангалочий дворик», – вспоминает Альбина Маркевич. – Почетным председателем клуба стала ташкентская писательница Зоя Александровна Туманова, которая была хорошо знакома с Анной Андреевной в годы своего отрочества. Близость с Ахматовой – это всегда очень сомнительная вещь, Анна Андреевна мало кого очень близко к себе подпускала, но в данном случае она прониклась огромной симпатией к юной Зое Тумановой, слушала ее стихи и читала свои, дарила девушке, влюбленной в ее поэзию, не только автографы – отдельные странички своих рукописей, – но и даже личные вещи".
Кроме Зои Александровны и Альбины Маркевич, идеей превратить клуб Ахматовой в музей прониклись несколько других ташкентцев. Например, Хулькар Алимджанова – дочь известнейших узбекских поэтов Хамида Алимджана и Зульфии. Правда, сама Хулькар не была знакома с Анной Андреевной, но хорошо знает о ее жизни в Ташкенте со слов родителей.

В числе инициативной группы и знаток узбекской народной музыки Дильбар Рашидова, которая тоже была знакома с Анной Андреевной, хотя познакомились они не в Ташкенте, а уже в Ленинграде.

Больше всего экспонатов для музея предоставила Наталья Георгиевна Зайко – дочь Софьи Аркадьевны Журавской, ташкентской подруги Анны Андреевны. Наталья Георгиевна утверждает, что и сегодня еще хранит память тепла и пожатия руки Ахматовой, которая ее, 4-летнюю девочку, водила на прогулки в сквер. В семье Зайко долгое время хранились письма, записки Анны Андреевны, адресованные ташкентской подруге, прочитать которые нынче можно в музее «Мангалочий дворик». Правда, это фотокопии – оригиналы были переданы Фонтанному дому в Ленинграде. Но и в ташкентском общественном музее есть экспонаты-подлинники – письма Корнея Чуковского, Фаины Раневской, Надежды Мандельштам, письмо самой Журавской, адресованное жене Вс. Иванова, но почему-то не посланное. В нем рассказ о трудной судьбе дочери Есенина Татьяны, которая в годы войны тоже оказалась в Ташкенте. Быть может, «Мангалочий дворик» не располагает достаточным количеством экспонатов, чтобы называться настоящим музеем, но в нем организаторы постарались воссоздать уголок старого Ташкента, каким он был в годы пребывания в нем Анны Андреевны, тем более что Ахматова неоднократно говорила, что именно на узбекской земле она ощутила удивительную человеческую доброту, осознала, что это такое – «тень древесная», «журчание вод». Здесь она вовсе не ощущала себя чужестранкой – «Кто посмеет сказать мне, что я здесь на чужбине». «Я не была здесь лет семьсот», – она ведь из чингизидов и фамилию взяла своей прабабки.
Ощущение Ташкента как чего-то близкого, коренного, родного, родственного ей, восприятие узбекской природы, здешних людей и обычаев отразилось в великолепных стихах Анны Андреевны, посвященных столице Узбекистана. Это целый цикл стихов: «Луна в зените», «Ташкентский цикл», «Ташкентские страницы». Здесь, в Ташкенте, она продолжила и завершила «Поэму без героя». Да, дописывала ее до последних дней, но первая редакция завершена в Ташкенте.
В ташкентском музее Ахматовой нет ее подлинных вещей. Но собрано то, что все же позволяет представить простоту обстановки, в которой она жила в те далекие 40-е:

Как в трапезной скамейки, стол, окно
С огромною серебряной луною,
Мы кофе пьем и черное вино,
Мы музыкою бредим. Все равно,
И зацветает ветка над стеною.
И в этом сладость острая была,
Неповторимая, пожалуй, сладость -
Бессмертных роз, сухого винограда
Нам Родина пристанище дала.

Старинное потрескавшееся зеркало, чугунный утюг, в который когда-то закладывались горящие уголья, латунный кофейник, глиняный кувшин, белоснежное полотенце, котел на мангале...

Дом, в котором она когда-то жила, к сожалению, не пощадила стихия  он был уничтожен землетрясением 1966 года. Правда, был еще один, где Анна Андреевна жила весьма короткое время – около месяца – его не пощадили уже сами люди. Использовавшийся в последние годы под склад, он попал под снос. Ахматовские поклонники обратились к ташкентским властям с просьбой не сносить этот дом, а предоставить его для музея Ахматовой, и просьба была поддержана посольством России в Узбекистане – но 4 года тому назад он был смят бульдозером, а его саманные останки вывезены на городскую свалку.
Нынче на этом месте высится 4-звездочный отель. Постояльцам невдомек, что когда-то по этой земле ходила, вдыхала запахи цветущего сада, слушала журчанье арыка и писала удивительные стихи та, что стала гордостью русской словесности.

                  Что почитать о музеях

1. «Бедуинский образ жизни»: (адреса А.А. Ахматовой) / сост. В.А. Беличенко. Санкт-Петербург. – 2004. - 38с.

Валенитина Андреевна Биличенко, составитель книги "Будуинский образ жизни", собрала в ней все адреса, где жила А.А.Ахматова, с конкретными улицами и номерами домов, с экскурсиями по ним. Также помещены стихи Ахматовой, посвященные: Царскому Селу, Киеву, Санкт-Петербургу - Ленинграду, Слепнево, Москве и фотографии.

2. Биличенко, Валентина Андреевна. «В промежутке между грозами...» / Биличенко, Валентина Андреевна. - СПб. : Агат, 2004. - 175 с. : ил. - ISBN 5-94300-035-6

О музее «Анна Ахматова. Серебряный век» в Санкт-Петербурге рассказывает его создательница - автор этой книги.

3. Попова, Нина Ивановна. Ахматова Анна и Фонтанный дом : Музей Анны Ахматовой в фонтанном доме / Попова Нина Ивановна, О. Е. Рубинчик. - Санкт-Петербург : Невский диалект, 2000. - 160 с. - ISBN 5-7940-0047-3 : 70-00

Книга рассказывает о жизни и творчестве Ахматовой в Фонтанном доме, где она прожила около 30 лет, и где создан  Музей Анны Ахматовой.