ПАНАГЮРИШТЕНСКИЙ КЛАД В МУЗЕЕ ГОРОДА ПЛОВДИВА
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика




















































ПАНАГЮРИШТЕНСКИЙ КЛАД В МУЗЕЕ ГОРОДА ПЛОВДИВА

художественная культура


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 756


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

Греческая архаика
лелIпхюкэмше лсгех юммш юулюрIAIи
Испанское искусство XVII века
МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
НА ЗЕМЛЕ СВЯЩЕННОЙ ОЛИМПИИ
БЕЙКЕР-СТРИТ, 221-Б
АТЛАНТИДА: ДВОРЕЦ ПОСЕЙДОНА
ВАТИКАНСКИЕ ДВОРЦЫ
ЗАМОК-ДВОРЕЦ В ФОНТЕНБЛО
 

ПАНАГЮРИШТЕНСКИЙ КЛАД В МУЗЕЕ ГОРОДА ПЛОВДИВА

История болгар 454j99de ского города Пловдива теряется где-то в эпохе

неолита, от которой нас отделяет несколько тысячелетий. Древнее

поселение постепенно разрасталось и превратилось в город, который

стал центром Фракийского государства одрисов и назывался тогда

Эвмольпией. В 341 году до н. э. Филипп II Македонский захватил

Эвмольпию, обнес ее второй внешней стеной длиной около двух

километров и нарек ее Филипполем.

Но фракийские поселения на Балканах существовали еще задолго

до прихода туда первых греческих племен, так что народ этот очень

древний. Греки издавна тесно с ним соприкасались, а их летописи

упоминают о них с достаточным уважением, называя фракийцев умелыми земледельцами, виноградарями и пастухами. Пшеница с фракийских равнин славилась во всем античном мире. Греки вывозили в

Афины из своих торговых городов-колоний, основанных на фракийских берегах Черного моря, еще и замечательных золотогривых коней



и вино. Из фракийского культа они заимствовали себе веселого бога

Диониса, а из легенд и мифов ≈ сладкоголосого певца Орфея.

Раскопки на территории Болгар 454j99de ии (и Югославии) подтверждают и

высокое ремесленное мастерство фракийцев. Мало кому известно, что

богатые украшения, которые выставлены в Эрмитаже как скифское

золото, произведены во Фракии.

В Болгар 454j99de ии говорят, что археологам достаточно только тронуть

землю лопатой ≈ остальное делается само собой: находка следует за

находкой. Это, разумеется, преувеличение, но в декабре 1949 года в

Панагюриште, небольшом городке, окруженном садами и полями,

было сделано поистине сенсационное открытие.

В тот день братья Дейковы принялись заготавливать глину для

кирпичей, и вдруг их лопата ударилась обо что-то твердое. Петко

Дейков разгреб немного землю и увидел металлический ободок. В

первый момент он решил, что ободок медный. Петко разгреб землю

еще немного, и опять мелькнуло что-то желтое. Тогда он позвал

братьев, но в первые минуты они не могли даже понять, что это такое.

А это были тяжелые, дивной работы древние фигурные золотые

кубки. Восемь ритонов (сосудов для вина) лежали на фиале (блюде) в

неглубокой яме. Место, где был найден клад, находится в двух километрах южнее Панагюриште. По соседству с ним следов более или

менее значительных древних поселений не имеется. Нет здесь также

и каких-либо монументальных развалин, чтобы предположить связь

между ними и кладом. Может быть, владелец этих древних сосудов

зарыл их здесь, придя сюда издалека?

Многочисленные и разнообразные археологические памятники

Фракийской земли и ее центра ≈ города Пловдива ≈ давно привлекали внимание археологов. После освобождения Болгар 454j99de ии от турецкого рабства при Окружной библиотеке Пловдива в 1882 году был

открыт Археологический музей, который занял старинный особняк

города. Музей призван был собирать, хранить и изучать местные

памятники далекого прошлого, его первые коллекции разместились в

нескольких залах и лапидарии.

Все экспозиции Музея располагаются по историко-хронологическому принципу. В отделе ╚Рабовладельческое общество╩, например,

особую ценность представляют экспонаты, найденные в некрополе у

сел Дуванли и Березово Пловдивского округа. Чернофигурные и

краснофигурные вазы, сосуды, украшенные позолотой, золотые бляшки

демонстрируют мастерство фракийских ремесленников и богатство

фракийской знати. Богатые фракийцы приобретали предметы роскоши, которые изготовлялись в лучших ремесленных мастерских древности. В этом Отделе разместился в 1949 году и Панагюриштенский

клад.

Он относится ко второй половине IV или первой половине III века

до н. э. Фракия переживала в этот период очень важные события

своей истории. Именно в это время Филипп II присоединяет Фракию

к Македонии, и она становится базой для его сына Александра Македонского в его походе на Персию. После смерти Александра Великого

полководец Лисимах становится правителем Фракии, а позднее и ее

царем.

Это был честолюбивый военачальник, который стремился восстановить великую державу Александра Македонского. Его военные действия, а также попытки фракийцев освободиться от владычества македонян совсем истощили и обескровили Фракию, которая после смерти

Лисимаха сразу же подверглась нашествию кельтов. Частые войны

завоевателей, восстания самих фракийцев, вторжение кельтов ≈ все



это создавало среди жителей восточной областей Балканского полуострова неуверенность в завтрашнем дне, в результате чего они зарывали свои сокровища в землю. Может быть, панагюриштенские золотые

сосуды и являются одним из таких кладов?

Уникальные кубки пролежали в земле более двух тысяч лет. Эти

бесценные сокровища, скорее всего, принадлежали человеку знатному

и богатому. Может быть, это был один из сподвижников Лисимаха,

какой-нибудь полководец, принимавший участие в походах и войнах?

В какой-то момент (на войне все бывает!) владелец клада счел разумным спрятать свое драгоценное сокровище. Уходил ли он от погони,

просто ли спасался бегством? Кто может сейчас знать, как все это

было?

╚Завернули мы найденные кубки в пальто, от лишнего глаза, ≈

рассказывали впоследствии братья Дейковы, ≈ и сразу в Совет. Нас

кто увидит, спрашивают: ╚Что это у вас в пальто завернуто?╩ А мы

отвечаем: ╚Приходите к витрине, там увидите╩. Витрина эта возле

Совета. Мы сразу решили: пока из Пловдива ученые не приедут,

выставить все это на витрину, чтобы наши люди первыми изо всего

мира полюбовались, а сами на охрану станем╩.

Вся найденная в Панагюриште утварь изготовлена из чистого

золота, ее общий вес ≈ 6 кг 100 г. На тяжелых золотых фигурных

сосудах представлены чеканные рельефы: сцены из мифов, иллюстрации к греческим сказаниям о героях... Вот на одном сосуде сражается с киринейской ланью достославный Геракл. Год преследовал он

ее и наконец-то настиг. Еще немного, и взвалит он чудесную быстроногую лань на свои могучие плечи и отправится с ней к царю

Эврисфею.

А вот борется с критским быком, наводившим ужас на всю округу

Марафона, поставлявшего кровавому чудовищу жертвы, Тесей. Уже

упал на колени грозный бык, и прижимает его к земле герой. Не

сбудутся коварные планы Медеи, рассчитывавшей, что погибнет он в

единоборстве с чудовищем.

На другом сосуде мы видим богиню мудрости Афину, покровительницу Древней Аттики и ее главного города. Богиня сидит, одетая

в длинный хитон, в левой руке она держит шлем, правой опирается на

круглый узорчатый щит. Спокойно и величаво ее лицо, внимательно

и испытующе смотрят глаза. Рядом с ней Парис во фригийском

одеянии ≈ в коротком хитоне и длинных чулках. В левой руке он

держит скипетр, правая немного поднята. Складывается впечатление,

будто он что-то объясняет.

Еще один персонаж участвует в этой сцене ≈ сидящая на троне

богиня Гера. А неподалеку от нее мастер изваял во весь рост прелестную

Афродиту ≈ богиню любви. Перед нами явно изображен знаменитый

суд Париса.

А на поверхности золотого фиала были нанесены четыре концентрических круга. Первый из них был самым маленьким, его обрамля- "|

ют 24 рельефных изображения желудей. Затем следуют три круга

миниатюрных рельефов голов негров с веселыми улыбками и лукавыми глазами...

По красоте и богатству, по изяществу отделки деталей найденный

клад просто уникален. Он является одним из редчайших памятников |

эллинистического искусства и жемчужиной Пловдивского музея.