Дороманское искусство
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика


Дороманское искусство

художественная культура


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 2554


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ
КАИРСКИЙ МУЗЕЙ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
АВТОМОБИЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ АБЕЛЯ ЛАСЕРДЫ
ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ВЕНЕЦИИ
лувр
МУЗЕЙ ИЗРАИЛЯ В ИЕРУСАЛИМЕ
<ДВОРЕЦ ЛЬВА> ПРАВИТЕЛЕЙ РАНА
ВЕРСАЛЬ
ЮСУПОВСКИЙ ДВОРЕЦ В СЕЛЕ АРХАНГЕЛЬСКОЕ
Дороманское искусство
 

Дороманское искусство

В 410 г. Рим был разгромлен вестготами, осевшими затем на Пиренейском полуострове, большая часть которого вскоре была завоевана араба& 242f51ic #1084;и. В 493 г. в Италии основали королевство остготы, сделав центром Равенну. В 555 г. остготское королевство было разрушено Византией. После ухода римских легионов из Британии местное население кельтов завоевали германские племена англов и саксов. Скандинавию заселили воинственные норманны, в XI в. вторгшиеся и в Англию. На территории Галлии в V в. образовалось государство франков. В 800 г. король франков Карл Великий короновался в Риме, возникла первая средневековая империя. Из нее и на ее основе выделились впоследствии Франция, Германия и позже Италия (о чем подробнее ≈ниже).

С кризисом античного мира произошло вытеснение светского жизнерадостного мировоззрения античности, что имело прямые последствия в искусстве. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало, в котором господствующей была абстрактная ╚звериная орнамен╜тика╩.

Дороманское искусство значительно меньше связано с антич╜ностью, чем раннехристианское.

В эпоху франкской династии Меровингов (486≈751) на терри╜тории Галлии, в центральных областях Рейна на руинах античности: римских крепостей, цирков, базилик в смеси с готскими шатрами ≈ возникал новый будущий романский архитектурный стиль, главны╜ми чертами которого на этом этапе являлись простота, мощь и сила.

Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строи╜тельной техники, забвении римского инженерного искусства. Так, не умея рассчитать купол, строители гробницы остготского короля Теодориха в Равенне (около 530 г.), о которой уже вскользь упо╜миналось, создают перекрытие из огромного камня, выдолбленного наподобие купола. Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от апсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста, что было вызвано усложнением богослужения и увеличением количества духовных лиц, занятых в отправлении службы. Полностью в базиликах исчезает атриум, наследие антич╜ности, ранее отдельно стоящая колокольня сливается со зданием и часто помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Нередко используются старые античные колон╜ны разных ордеров ≈ вперемешку.



От VI≈VIII вв. сохранились произведения прикладного искус╜ства ≈ ювелирные изделия, утварь бытовая, чаще церковная. Яркие краски и драгоценные материалы ≈ характерные черты произведе╜ний искусства раннего средневековья. Этот период ≈царство ор╜намента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь ≈укра╜шена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фанта╜стических животных и птиц.

Но особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Переписывание книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских ≈ скрипториях. Особенно славились скриптории французских, анг╜лийских и ирландских монастырей. Французские рукописи в ос╜новном украшены изоморфическими инициалами: заглавной бук╜вой в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животно╜го. На полях часты рисунки христанских символов: крест, голубь и т. д. Англо-ирландские ру╜кописи заполняет плетен╜ка, мотивы которой восхо╜дят еще к дохристианско╜му времени, когда они имели магическое значе╜ние. Встречаются фигуры Христа, святых, но они всегда геометризированных форм, в обрамлении все той же излюбленной плетенки. Животные при всей стилизации сохраня╜ют удивительную жизнен╜ность, правдоподобие (на╜пример, Евангелие из Дурроу, около 670 г., Дублин, Тринита-колледж; Еван╜гелие из Эхтернаха, VIII в., Париж, Национальная библиотека).

Император Отгон III на троне. Миниатюра Евангелия Отгона III. Мюнхен, Государственная библиотека

Монументальная живопись и скульптура в VI≈VIII вв. развития не получили. В сохранившейся же резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Редкие фигуры большеголовы и приземисты. Чаще же это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (резьба деревянных украшений корабля, найденного в Озеберге около Осло, IX≈Х вв.)

Но в дороманском искусстве был период, отмеченный влиянием античности: это время так называемой Каролингской империи (конец VIII ≈первая половина IX в.) ≈по имени императора франков Карла Великого (768≈814), объединившего огромные земли современной Франции, Германии, Италии, Испании и с 800 г. короновавшегося как император римлян. Походы на Рим, завоева╜ние Равенны, конечно, познакомили франков с искусством Древ╜него Рима и с раннехристианским искусством. Возникли произве╜дения искусства, носящие несомненные следы влияния античности или, лучше сказать, подражания античности. Это центрического типа (8-угольник, заключенный в 16-угольник) дворцовая капелла в Аахене (мастер Эйд из Меца, около 796≈805 гг.) ≈по примеру церкви св. Виталия в Равенне (VI в.). Для ее декора использовали облицовочные материалы дворца Теодориха (начало VI в.). При Карле Великом особенного развития достигло монастырское строительство. Как правило, монастыри представляли сложный архи╜тектурный комплекс, центром которого являлась базилика с риз╜ницей при ней и библиотекой со скрипторием. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным (плитки разных оттенков в облицовке,иногда резные капители колонн), внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой. Мону╜ментальная живопись в IX в. была на высокой ступени развития, но памятников сохранилось очень немного. Это фрески церкви св. Иоанна в Мюнстере, дающие представление о расположении сю╜жетов: ╚Христос в славе╩ и ╚Вознесение╩ помещались в апсиде; на стенах нефов ≈ сцены из Священного Писания, на западной стене ≈ ╚Страшный суд╩. Влияние позднеантичной художествен╜ной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением клас╜сической архитектуры, в более или менее правильных пропорциях фигур, в их светотеневой моделировке, в естественности поз и дви╜жений. Экспрессивность же, напряженность повествования ≈ это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью.

Особого внимания заслуживает каролингская рукописная кни╜га, в которой с чисто декоративным принципом украшения соче╜тается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предста╜ют величавые мужи в античных тогах с книгой в руках. В Каролингской империи даже возникло несколько крупных цен╜тров изготовления книг, появились══ отдельные школы ≈ Годескалька, реймсская,══ турская ≈ каждая со своими особен╜ностями и характерными для нее памятниками.

Церковь св. Кириака в Гернроде

Х век был временем больших бедствий для Европы. Из Скандинавии в Западную Европу двину╜лись норманны, с восто╜ка ≈ венгры, от Средизем╜номорья ≈ арабы. Куль╜турная жизнь теплилась лишь на окраинах, в Испа╜нии и Англии. Книга оста╜ется единственным памят╜ником культуры этого вре╜мени. Знаменательно, что самой популярной книгой становится Апока╜липсис ≈ Откровение св. Иоанна, предвещающее гибель человечеству за его грехи.

Церковь Сен Трофим в Арле

В конце Х в. на первый план в Центральной Евро╜пе выступает Германия. В 962 г. король Отгон I ко╜ронуется в Риме, положив начало ╚Священной Рим╜ской империи германской нации╩. На покоренных землях восточной Герма╜нии, в Саксонии, в этот период интенсивно стро╜ятся суровые и непри╜ступные монастыри. Их церкви хотя и сохраняют уже известный базиликальный тип, но более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наруж╜ного декора. В центре Гарца, в Гернроде, и по сей день стоит в своей суровой первозданной красоте церковь св. Кириака (X ≈ начало XI в.).

Фрески этого периода также сохранились только во фрагментах. Но и по ним можно судить о живописи большого внутреннего напряжения и взволнованности. В миниатюре германских книг этого времени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств доведена до предела (рукописи школы Рейхенау). Но даже среди этих сцен ярко выраженного спиритуа╜листического характера отчетливо проступает в немецких миниа╜тюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, заба& 242f51ic #1074;ные фан╜тастические фигурки. Те же народные черты прослеживаются в предметах прикладного искусства, в изделиях из бронзы, дерева, стука, в рельефах, в резьбе из слоновой кости, произведениях выемчатой (позже перегородчатой) эмали, в ковке железа (решетки, ограды, замки, оковка сундуков и пр.).