Романское искусство
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика





















































Романское искусство

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 2347



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

САМЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ
луврский ДВОРЕЦ
ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС
ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МУЗЕЙ ЧЕРТЕЙ
ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В ТОКИО
Постимпрессионисты
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
МИРСКИЙ ЗАМОК В БЕЛАРУСИ
 

Романское искусство

Начало II тысячелетия в Европе как будто положило конец периоду нескончаемых бедствий, войн и разрухи, длившемуся более 150 лет. Феодальная раздробленность послужила причиной появле╜ния в этот период отдельных х& 656d35ig #1091;дожественных школ, не противоре╜чащих, однако, единому общеевропейскому стилю.

Паломничества и крестовые походы XI≈XIII вв. сыграли опре╜деленную роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но и культуры и искусства, обогатили их, ознакомив с культурой Арабского Востока. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, приносили с собой свой опыт и свои традиции, тем самым создавая фундамент для единого стиля при сохранении местных особенностей.

В культовом зодчестве романского периода дерево в перекры╜тиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом ≈ камнем. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы ≈ редкими и узкими. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на воз╜вышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора ≈ главная башня донжон: нижний этаж ее служил кладовыми, второй ≈ жильем владельца, третий ≈ по╜мещением для слуг и охраны, подземелье ≈ тюрьмой, крыша ≈ для дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутрен╜нем дворе.



С развитием торговли и ремесла в XI≈XII вв. все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, иногда в несколько поясов, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Город рос скученно, вверх. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. С XII в. началась регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города ≈ рыночная площадь, на которой строился собор города и позже ≈ ратуша. Как правило, город заселялся по профессиям: улицы или целые квар╜талы оружейников, аптекарей, ткачей, булочников и т. д.

XI≈XIII века≈время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном запад╜ный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI≈XII вв. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход, и т. д.),≈ все это привело к тому, что, как требовала церковь, искусство стремились сделать не только ╚еван╜гелием для неграмотных╩ и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный ╚Страшный суд╩, апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа (╚Страсти Христовы╩), жития святых ≈ мучеников за веру, причис╜ленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюб╜ленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых х& 656d35ig #1088;оник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла ≈ аспиды и василиски, например). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, пре╜дельная условность всего образного строя средневекового искусст╜ва: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсут╜ствие перспективы ≈ удивительно сочетаются с народными черта╜ми сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора.

Архитектурные памятники романского периода разбросаны по всей Западной Европе, но более всего их во Франции, особенно к югу от Луары, где проходили основные пути паломничеств. В XI≈XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма ╚Песнь о Роланде╚, лирические песни провансальских труверов, первые фаблио, исто╜рические хроники. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложил╜ся законченный стиль романской архитектуры. Отдельные области Франции в этот период были мало взаимосвязаны, поэтому четко прослеживаются специфические особенности архитектуры разных областей.

Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огром╜ны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Type, X≈XI вв.). Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скалах, с их боко╜выми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне, 1099≈1185). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн.

Суровостью, нерасчлененностью объемов, толщиной стен, рав╜ной высотой центрального и боковых нефов с овернскими храмами сближается зодчество Западной Франции, области Пуату. Обилие наружного декора смягчает общий суровый облик. Так, западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье весь ≈ от портала до верха ≈покрыт скульптурной резьбой.

Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохра╜нили связь с античной культурой. Некогда район греческой коло╜нии, а затем часть территории Римской империи, Прованс, конеч╜но, был наиболее близок традициям классической древности. Ма╜ленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют иногда такие величественные фасады, которые напоминают римские триумфальные арки; в портале встречаются мотивы клас╜сической архитектуры (коринфские капители, античные орнаменты и т. д.; например, церковь аббатства Сен Жиль, XI≈XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в.). При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей).

Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Один из богатейших районов Франции, средоточие торговли и ремесел, Бургундия привлекала много делового люда. Кроме того, эта область была в гуще религиозной жизни Франции.

Аббатство Клюни ≈центр ордена бенедиктинцев ≈имело влияние и за пределами Франции. Бенедиктинские монастыри были центрами латинской образованности, высокого художественного ремесла, замечательно интересной книжной миниатюры. Сущест╜вовал даже термин ╚клюнийская школа╩, известно, что именно клюнийские архитекторы стали еще в XII в. вводить стрельчатую арку и нервюрный свод, предваряя таким образом, искания и находки готики. Здесь были также главные очаги пуританского ордена цистерцианцев. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов. Образцом церквей характер╜ного для этой области типа послужила не сохранившаяся до наших дней, поскольку была разрушена во время Французской революции, церковь аббатства Клюни, самая большая в Европе тех времен (длина 127 м, ширина 40 м): пятинефная, с двумя трансептами и очень длинным нартексом. Высота центрального нефа ≈ 30 м. Пять башен увенчивало храм: 2 ≈ по сторонам западного фасада, 1 ≈ на средокрестье и 2 ≈ на концах большого трансепта. Для поддер╜жания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен ≈ контрформе. Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отэне (1112≈ 1132). Цистерцианцы в Бургундии, наоборот, создали очень простой тип церкви, лишенной всякого декора, ибо осуждали страсть клюнийцев к великолепию.

Нормандские храмы также лишены декора, но в отличие от бургундских трансепт в них однонефный, отсутствует венец капелл. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви: в них выявлена вещественность, подчеркнута материальность камня (церковь Сент Трините в Кане, XI≈XII вв.).



Хотя в романский период светское зодчество только формиро╜валось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитек╜туры ≈крепость Гайар, построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189≈ 1199 гг. для защиты английских владений в Нормандии.

Продолжает развиваться в романский период и живопись, как монументальная, так и книжная миниатюра. В ней все ярче про╜слеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостно╜го локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции. Сохранившийся цикл фресок монастыр╜ской церкви Сен Савен сюр Гартан (вторая половина XI в.) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоско╜стность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условно╜сти приемов ≈ живость и яркость рассказа. По интенсивности цвета фона фрески получили названия ╚школы светлых тонов╩ и ╚школы синих тонов╩. Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, ковром, длинными фризами, как ткался или вышивался узор на коврах. Подобный ковер даже дошел до нас это ковер из собора в Байе, 70 м длиной и 0,5 м шириной, с изображением завоевания Англии норманнами в 1066 г. В прикладном искусстве Франции этого периода особенно интересно искусство выемчатых эмалей (г. Лимож).

╚Страшный суд╩. Рельеф тимпана портала собора Сен Лазар в Отане

С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. В этих областях, где наиболее сильно было оппозиционное церкви движение, искусство носило характер усиленно-назидатель╜ный: порталы и тимпаны над входом заняты сценами ╚Страшного суда╩, апокалипсических видений и ╚Страстей Христовых╩. Старей╜шей скульптурной мастерской была тулузская. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Так, рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе с изображением Христа разработан слабо, большую роль играет линейный рисунок, складки одежды не вы╜леплены, а нарисованы глубоко врезанными линиями. В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра, изображенного почти бесплотным, мы видим по╜вышенную═ экспрессию, стремительное и очень на╜пряженное движение. В скульптурном декоре сохра╜нившихся до наших дней памятников большое вни╜мание уделено повествова╜тельности.═ Композиции обычно строятся вокруг фи╜гур главных персонажей ≈ Христа или Богоматери, ко╜торые всегда изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лише╜ны пространственности, причем заполняется вся плоскость, боязнь пустот ≈ также черта, роднящая с миниатюрой.

Рельеф тимпано портала собора Сен Лазар в Отэне. Фрагмент

Бургундская скульптура складывалась под большим влиянием лангедокской. Но в манере исполнения боль╜ше мягкости, в движениях ≈ изящества, в лицах ≈ одухотворен╜ности, что подтверждает рельеф с изображением ╚Страшного суда╩ в тимпане портала собора Сен Лазар в Отэне (мастер Жизлеберт; 1130≈1140). Огромная фигура вершащего суд Христа величествен╜на и статична. А вокруг него идет борьба за души человеческие между англами и чертями, и маленькие дрожащие человечки с подкосившимися ногами ≈ жалкие человеческие души ≈ ожида╜ют решения судьбы.

Скульптурный декор Прованса имеет ярко выраженные особен╜ности. По сторонам портала появляются статуи святых, трактован╜ные под несомненным влиянием античной скульптуры. Фасады нередко во всю ширину украшены фризами (церковь Сен Трофим в Арле). Изображения полны драматизма и патетики, но в них много и живых наблюдений, почерпнутых из современной жизни.

Близка прованской скульптура Оверни, в ней тоже живы отзвуки позднеантичных традиций. Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс. В конце XII в. была создана скульптура западного, так называемого королевского портала Шартрского собора: в центральном тимпане ≈ изображение Христа в славе, в боковых ≈ Марии с младен╜цем и сцены ╚Вознесения╩. Для фран╜цузской пластики периода романики характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, матери╜альность фигур.

Апостол Петр. Рельеф портала церкви Сен Пьер в Муассаке

В романскую эпоху почти совсем не получила развития скульптура в Северной Франции. Но зато именно этим областям принадлежит первое слово в эпоху готики.

Германия в XI≈XII вв. страдала от жестоких феодальных усобиц. Фе╜одализм сложился в Германии позже, чем во Франции, но его развитие было более длительным и глубоким. То же самое можно сказать и об ис╜кусстве Германии феодальной эпохи. Вместе с тем в Германии рано начали складываться города, которые к XIV≈XV вв. достигли большой силы. Именно в этих городах, в основном по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Шпейер, Вормс). Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башня╜ми по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181≈1234). Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие ≈крестовые своды. Если для саксонской школы были характерны храмы базиликального типа, вроде уже упоминавшейся церкви св. Кириака, для вестфальской ≈ зальные, как правило, трехнефные с нефами одинаковой высоты, то отли╜чительной чертой рейнской школы является перекрытие по так называемой связанной романской системе.

На рубеже XII≈XIII вв. в архитектуре появляются элементы готики. Строительство Бамбергского собора было начато после 1185 г., когда сгорел предыдущий храм XI в., освещение нового собора состоялось в 1237 г. Внешне Бамбергский собор очень близок рейнской школе, но облик его живописнее благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному оформлению порталов. Готи╜ческие черты проявляют себя в том, что собор перекрыт стрельча╜тыми крестовыми сводами на нервюрах, т. е. на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода.




══ Собор св. Петра и св. Георгия═════════════ ═══════════════════Пророк Иона. Фрагмент рельефа════════════════════════════════════════

════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════════ ограды хора собора в Бамберге

Близок к Бамбергскому собор в Наумбурге (около 1210 г.≈ середина XIII в.) с западным хором в раннеготическом стиле, украшенным замечательными статуями и рельефами.

Германия сохранила и образцы светской архитектуры конца Х≈XIII в ≈ остатки императорских замков (пфальцев) и замков феодалов Из последних можно назвать замок тюрингского ландг╜рафа Вартбург в Айзенахе, заложенный в 1067 г. В общем комплексе замка сохранился дворец (1190≈1250, значительно переделан в XIX в.) со знаменитым ╚залом певцов╩. Древнейшая его часть двухэтажная, с суровым наружным фасадом полукрепостного ха╜рактера.

Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Фасады церквей почти не украшены,═ скульптура размещалась в основном в интерьере. Это резьба купелей, крестов, окла╜дов, иногда надгробия, еще реже ≈ статуи. Ма╜териал ≈бронза, стук или дерево. Каменные и бронзовые надгробия это╜го времени создают образ, застылый и статичный по форме, аскетический по духу. Деревянные распя╜тия обычно раскрашива╜лись. Фигуры суровы и бесстрастны, тело кажет╜ся нерасчлененным блоком, лица не имеют ни тени земного, живут как бы в ином мире. Это скорее символические изображения, олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла. Вещественность, материальность в передаче объемов сочетается с полным пренебрежением анатомией, что усиливает выражение религиозной экстатичности. Обобщенная трактовка фи╜гуры, абсолютно условный ритм движения не исключают несколько грубоватой, но всегда реалистической трактовки лиц. Знаменатель╜но, что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, но при этом трактуется как реальное и, главное, близкое, вполне понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015 г.).

Баптистерий в Пизе

Немецкая скульптура проходит интереснейший путь развития ≈ от полной отвлеченности и схематизма к яркой индивидуализации образа. В конце XII в. застылость и статика ╚строгого стиля╩ сменяются преувеличенной динамикой и острой индивидуализа╜цией. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в.) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (около 1230), изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Несмотря на условность поз, на орнаментальность складок одежды, фигуры их очень выразительны: в них читается непримиримость противников, жаждущих доказать истину, которую каждый понимает по-своему.

В романский период бурно развивается книжная миниатюра, в которой можно различить несколько художественных центров. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где размещалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живопис╜ного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленны╜ми изображениями в манускриптах Х≈XI вв. были изображения властителя на троне в окружении символов власти (╚Евангелие Отгона III╩, около 1000 г., Мюнхенская библиотека). Расцвет трирской школы падает на XI≈XII вв. Для миниатюр трирской школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита (╚Регистр св. Григория╩, Трир). Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Лучшие произведения кельнской школы были созданы в XII в., когда уже появляются иллюстрации в современном смысле слова.

Романское искусство Италии развивалось иначе. В нем всегда ощущается непорываемая даже в средние века связь с Древним Римом.

Именно потому еще, что главной силой исторического развития в Италии были города, а не церковь, в ее культуре силь╜нее, чем у других народов, выра╜жены светские тенденции. Связь с античностью сказывалась не в простой ╚цитации╩ античных форм, а в прочном внутреннем родстве с образами античного ис╜кусства. Отсюда чувство меры и соразмерности человеку в италь╜янской архитектуре, естествен╜ность и жизненность в соедине╜нии с благородством и величием красоты ≈ в итальянской пла╜стике и живописи. Раннее зарож╜дение в итальянском средневе╜ковье элементов гуманистиче╜ского мировоззрения привело к новой эпохе ≈ Ренессансу.

Колокольня и собор в Пизе

В романский период средне╜вековой истории в Италии в силу ее раздробленности было не╜сколько локальных х& 656d35ig #1091;дожественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо). Венецианская школа ≈ одна из ведущих в этот период средневековья. Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Собор св. Марка строился в 1063≈1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII и вплоть до XVII в. В плане собора, возведенного по визан╜тийской крестово-купольной системе, четко читается равноконеч╜ный греческий крест. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой.

Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (например, ансамбль в Парме, вторая половина XII в.). Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных, чаще всего львов. По фасаду нередко аркады, как и галереи во внутреннем дворике. В облицовке фасадов используется мрамор, в Тоскане ≈даже многоцветный, как, например, на фасаде флорен╜тийской церкви Сан Миниато аль Монте (конец XI ≈начало XIII в.). Жизнерадостные, без тени привычной суровости церкви



Церковь Сан Дзено в Вероне


Собор Парижской Богоматери

Флоренции ≈ это уже предвестники ренессансной культуры. Из белого мрамора выстроен знаменитый пизанский комплекс; собор с наклонной башней и баптистерий (XI≈XII вв., баптистерий ≈ XIV в.). Вообще же наибольшее число романских церквей, харак╜терных для Северной Италии, находится в Ломбардом: Сайт Амб-роджо в Милане (VI, перестроена в XI≈XII вв.), Сан Дзено в Вероне (XI≈XII вв.), храмы в Модене, Ферраре, Парме.

К этому же времени относится и расцвет итальянской декора╜тивной скульптуры: рельефы капителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей,≈ в которой ощущается по╜степенный переход к пластике Проторенессанса. Библейские сю╜жеты соседствуют с баснями Эзопа и с историей о Ренаре-лисе или о рыцарях Круглого стола и короле Артуре (например, рельефы Моденского собора 1107 г., мастер рельефов Виллегельм). Сохра╜нилось немало имен итальянских скульпторов этого времени. Рель╜ефы хора Пармского собора исполнил Бенедетто Антелами (Ан-тельми) (1177≈1233). В его сложных многофигурных композициях поражает острая наблюдательность, исключительное внимание к конкретным деталям. От французских мастеров он научился искус╜ству заполнять пустое ранее поле тимпана.

В монументальной живописи Италии отчетливо прослеживают╜ся воздействие византийского искусства и прочные раннехристи╜анские традиции. Из различных школ наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская. Если мозаики в Чефалу (1148≈1189) были исполнены еще греческими мастерами, то в Палатинской капелле 1154≈1166 гг. это местные итальянские живописцы.

Византийское влияние было сильно не только в южной или венецианской, но и в живописной школе Тосканы. Но уже со второй половины XIII в. наблюдается отказ от византийских традиций, утверждается вещественная убедительность и жизненное правдопо╜добие образов, в полной мере присущее живописи Проторенессанса.

Реалистические тенденции, подготовившие приход Ренессанса, очевидны и в книжной миниатюре романской Италии, в которой наиболее интересны памятники, вышедшие из монастыря Монте-кассино (например, рукописи ╚Экзультет╩ ≈ ╚Возрадуйтесь!╩, или ╚Ликование╩, XI≈XII в., с иллюстрациями, расположенными так, что они предстают перед взором молящихся по мере разворачивания свитка).

Исторические и художественные судьбы Испании в эпоху сред╜невековья сложились иначе, чем в других стран Западной Европы. История испанского средневекового искусства ≈ это история ста╜новления молодой художественной культуры, формирующейся в непрестанной борьбе народа за свое освобождение от иноземного владычества, в сложном взаимодействии традиций европейского Запада и арабского Востока, принесшего на территорию Испании незнакомую Европе культуру.

В романском зодчестве Испании в полной мере отразилась эпоха беспрестанных войн: Реконкисты, усобиц между феодалами, оже╜сточенных религиозных битв. Поэтому испанские сооружения этого периода всегда имеют крепостной характер, особенно в Кастилии, города которой одни из первых отвоевали независимость от арабов и по мере освобождения торопились на этих землях построить оборонительные сооружения. (Само слово ╚Кастилия╩ произошло от castillo ≈ крепость.) Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в., перестроен в XVI в.). Большое влияние на испанское искусство оказала Франция. Знаменитая церковь Сант Яго де Компостелла (1078≈1128) представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен Сернен в Тулузе. Встречаются и центрические постройки, например двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208).

В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех сооружений, которые воздвигались в осво╜божденных от арабов областях (и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов. Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что церковь всегда играла огром╜ную роль в жизни испанцев и война с арабами происходила под религиозными лозунгами (╚Портик славы╩ церкви Сант Яго де Компостелла).

Во фресковой живописи, всегда аскетичной по образу, господ╜ствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но звучная и часто изысканная цветовая гамма. Цвет условный, подчеркивает неземное, сверхчувственное начало (росписи церкви Сан Клементе де Тауль, капеллы Сан Исидро в Леоне и т. д.). С XII в. появляются алтарные живописные образа на дереве, иногда в сочетании с рельефными изображениями, так называемые фронталес ≈прообразы будущих ретабло.

Завоевание Англии норманнами в 1066 г. сблизило ее художе╜ственную культуру с другими европейскими странами, особенно с французским севером. Это период активной феодализации страны, ожесточенной борьбы короля и крупных феодалов, борьбы, которая привела даже к некоторому ограничению королевской власти при сыне Генриха II Плантагенета Иоанне Безземельном. Великая хартия вольностей (1215) явилась, по сути, результатом этой борьбы.

В английском зодчестве романского периода много черт фран╜цузской архитектуры: большие размеры, высокие центральные не╜фы, обилие башен. С XII в. появляются нервюрные своды, имею╜щие, правда, еще чисто декоративное значение (просто полосы, выпущенной в швах кладки, без функциональной задачи). Один из первых примеров ≈ собор в Дерхеме. Многочисленность духовен╜ства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфически английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что в свою очередь привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство английских романских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно. Один из наиболее чистых по стилю ≈ уже упоми╜навшийся собор в Дерхеме (1096≈1133) и построенный по типу церкви Сент Трините в Кане собор в Или (вторая половина XII в.). В романский период, как и ранее, по-прежнему интересно разви╜вается и книжная миниатюра.

XII век ≈ ╚золотой век╩ романского искусства, распространив╜шегося по всей Европе и приобретающего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи. Первой на этот путь встала Северная Франция.