ДАВЛАТ-АБАД- САД-ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО ТИМУРА
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика





















































ДАВЛАТ-АБАД- САД-ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО ТИМУРА

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1213



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

БОЛЬШОЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ
КРОНБОРГ- <ЗАМОК ГАМЛЕТА>
СВЯТЫНИ И СОКРОВИЩА СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА
ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ В ТОКИО
МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Типологизация субкультур на современном этапе
Романское искусство
МУЗЕЙ ГОРОДА ПРАГИ
ЛОНДОНСКИЙ ДВОРЕЦ ХЭМПТОН-КОРТ
ТАЛЛИННСКИЙ КАДРИОРГ
 

ДАВЛАТ-АБАД- САД-ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО ТИМУРА

Тимур

Самарканд среди многих восточных городов занимает исключительное место. До сегодняшнего дня на его северных окраинах лежит г 141c29eb ;ородище Афрасиаб - развалины древнего Самарканда. Самое

раннее письменное упоминание о нем относится к 329 году до нашей эры в описании завоевательных походов Александра Македонского. Город тогда назывался Мараканда, был многолюден, в нем

развивались различные ремесла, торговля, культура. Он имел неприступную цитадель и оборонительную стену длиной около десяти

с половиной километров.

Весной 329 года до нашей эры греко-македонская армия за пятнадцать дней совершила трудный переход через Гиндукуш и вторглась в Среднюю Азию. Александр Великий двинулся к Мараканду и

после упорного боя захватил его. После Александра Македонского

Самарканд входил в состав государства селевкидов, а затем в грекобактрийское царство. В первые века нашей эры Самарканд подпал

под власть могущественной кушанской державы, а потом его разрушили орды Чингис-хана.

Полководец Тимур превратил Самарканд в столицу своей обширной империи. Уходя в дальние походы на завоевание новых

земель, грозный повелитель привозил оттуда искусных мастеров и

ремесленников. <Из Дамаска привез он разных мастеров, каких только

мог найти. Таких, которые ткут разные шелковые ткани, или делают луки для стрельбы и разное вооружение, или обрабатывают стекло и глину, которые у них самые лучшие во всем свете. Из Турции

он привез стрелков и ремесленников: каменщиков и золотых дел

мастеров, сколько их нашлось.

Кроме того, он привез инженеров, бомбардиров и тех, которые

делают веревки для машин>.

Не щадя ни людских сил, ни материальных средств, <железный

хромец> Тимур стремился перестроить Самарканд, который должен



был затмить своим великолепием и красотой самые прославленные

города мира.

В начале 1370-х годов Самарканд окружала стена с шестью воротами. В западной части города (ныне Крепостная площадь) была

возведена цитадель, внутри которой стоял замок <с внешней стороны как будто на плоском пространстве, но окруженный очень глубоким рвом, который образуется ручьем, и от этого рва замок делается неприступным. В нем царь хранил свою казну, и туда никто не

мог войти, кроме судьи и его людей. В этом же замке царь держал

около тысячи пленных мастеров, которые делали латы, шлемы, луки

и круглый год работали для него>.

Четырехэтажный Кок-Сарай - дворец Тимура - в свое время

был известен тронным камнем Кок-таш и роскошным приемным

залом. И хотя сам Тимур не жил в цитадели, но жизнь в ней кипела:

здесь стояли другие дворцы, дома крупных сановников и государственные учреждения.

Вокруг Самарканда было разбито тринадцать прекрасных парков, самым большим из которых считался Баги-Джехан-Нумо. Эти

сады были замечательны не только своей стройной геометрической

планировкой. В них знатоки своего дела и опытные садоводы искусно подбирали растения, рассаживая их таким образом, чтобы,

как только увядали одни, начинали распускаться и благоухать другие. Фруктовые деревья перемежались с декоративными, аллеи заканчивались кустарниками, дорожки разделяли сады на лужайки

правильной формы. Вода арыков, бассейнов и фонтанов придавала

воздуху в садах приятную прохладу. Кажется, что весь опыт садовопаркового искусства, о котором на Востоке слагались легенды, сосредоточился в пленительных садах вокруг Самарканда.

В XIV-XV веках в садах Самарканда были выстроены загородные дворцы, восхищавшие всех современников своей чарующей красотой. От них до нашего времени дошли лишь многочисленные изображения на миниатюрах да короткие воспоминания в записях оче

видцев и мемуарах историков. Тимур так любил свои сады-дворцы,

что, возвращаясь из военных походов, останавливался со своей свитой поочередно в каждом.

Одним из таких дворцов-садов является Давлат-Абад, что в переводе означает <Благоустроенное государство> (иногда это название

переводится как <Местопребывание счастья>). Наиболее ранние известия об этом дворце встречаются в записках Гонзалеса де Клавихо, испанского посла при дворе Тимура. Однако скудные исторические данные не дают конкретных сведений о местоположении Давлат-Абада, Советский ученый В.Л. Вяткин, много лет занимавшийся

раскопками Афрасиаба, предположил, что сад-дворец располагался

между перевалом Тахта-Карача и другим дворцом Тимура - Дилькушо (<Пленяющий сердце>).

Лишь в 1967 году началось всестороннее изучение исторических

документов о саде-дворце Давлат-Абад. Последовавшие за этим раскопки установили, что дворец располагался к югу от Самарканда недалеко от канала Дарком

В настоящее время от Давлат-Абада ничего не сохранилось, но

уже известно, что остатки прямоугольного в плане сада окружал вал

с общей протяженностью сторон около четырех с половиной километров.

Сад был ориентирован по длинной оси с северо-востока на югозапад и делился на две неравных части. Северная половина его - в

плане прямоугольная, южная - квадратная. В центре южного квадрата находится холм, который местные жители называют Гишт-тепе.




В результате раскопок ученые установили, что в центральной части

холма находилось небольшое здание. От его фундамента в настоящее время остались только траншеи, так как окрестные жители выбрали отсюда весь кирпич.

В свое время это был скорее всего павильон, по углам которого

располагались два квадратных и два прямоугольных помещения. К

каждому фасаду дворца примыкало овальное с незамкнутым абрисом строение, может быть, типа парадного входного айвана.

Полы во дворце Давлат-Абад были выложены жженым кирпичом и специально изготовленными плитками, от которых в настоящее время сохранились лишь отпечатки на ганчевом растворе да

куски, найденные в завале. Во время раскопок археологи обнаружили также много элементов декора: фрагменты мозаики, майолики,

поливные кирпичики и богато расписанные сталактиты. Среди уже

знакомых мотивов декора ученым попадались и необычные, ранее

не встречавшиеся. Например, на одном фрагменте сталактита сохранились темно-голубые веточки с листьями и позолоченными плода

ми. Возможно, это веточки гранатового дерева - сюжет, широко

распространенный в Средней Азии с древнейших времен.

Данные археологических раскопок позволили ученым установить, что на этом месте стоял древний феодальный замок, что совпадает и с текстом упоминавшегося уже Гонзалеса де Клавихо.

Он был окружен глиняным валом и окружность его была вокруг

вала в добрую лигу. Был высокий земельный холм, насыпанный

руками, равный по верху, окруженный деревянными кольями. Посреди него стоял прекрасный дворец со множеством комнат, очень

богато отделанных золотом, лазурью и полированными изразцами.

Холм, на котором стоял этот дворец, был окружен глубоким

рвом, полным воды, так как в него постоянно падал большой поток

воды. Чтобы войти на холм, где стоял дворец, было два моста: один

с одной стороны, а другой - с другой. По ту сторону мостов были

две двери, а потом лестница, по которой поднимались на верх этого

холма. Из сада был вход в большой виноградник, такой же большой, как и сад, и тоже окруженный глиняным валом.

Сад-дворец Давлат-Абад был распланирован по принципу Чарбага. В центре находился дворец со строго симметричным планом,

четырьмя худжрами и центральным крестообразным залом. Ученые

предполагают, что Давлат-Абад был двухэтажным, и второй этаж

был со всех сторон полуоткрыт.

Широкий поток разделял сад на две части, а от водоема к водоему шли аллеи высоких тенистых деревьев. В саду водились олени и

фазаны.

Судя по литературным источникам, дворец-сад существовал в

течение 1398-1399-х годов. В нем Тимур останавливался во время

своего похода на Индию- 27 апреля 1399 года. М.Е. Массан в своем труде <О местонахождении сада Тимура Давлат-Абад> высказал

предположение, что дворец и сад были специально возведены ко

дню торжественной встречи Тимура, возвращающегося с победой. В

строительстве Давлат-Абада скорее всего тоже участвовали пленные

мастера и архитекторы из других стран, в результате чего и получился дворец не совсем обычный для Средней Азии.