ФИНСКИЙ МУЗЕЙ ╚АТЕНЕУМ╩
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика




















































ФИНСКИЙ МУЗЕЙ ╚АТЕНЕУМ╩

художественная культура


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1059


ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В НЕАПОЛЕ
КРОНБОРГ- <ЗАМОК ГАМЛЕТА>
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ В ПУШКИНЕ
ВМЕСТЕ С ИМПЕРАТОРОМ К ╚ХРАМУ НЕБА╩
ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ВЕНЕЦИИ
ИХЭЮАНЬ- САД БЕЗМЯТЕЖНОЙ РАДОСТИ
АНГЛИЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ВЕСТМИНСТЕРСКОМ ДВОРЦЕ
Раннехристианское искусство
Высокий Ренессанс в Венеции
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
 

ФИНСКИЙ МУЗЕЙ ╚АТЕНЕУМ╩

Основу этого самого крупного музея Финляндии составляют произведения, принадлежащие государству и Национальной академии

наук Дополняют еk 222g68cc 7; экспонаты, подаренные Музею частными коллек

ционерами

Впервые экспозиция Атенеума была открыта для обозрения посе

тителей осенью 1863 года, а через несколько лет Музей перевели в

специально построенное для него здание Нижний этаж здания был

отведен под высшую художественную школу, на втором этаже размещается собственно Музей, экспонаты которого состоят из прои зведе

ний живописи и скульптуры

Собрания Атенеума (как пишет советский искусствовед Ю И Кур

батов) создавались в то время, когда великие шедевры великих худож

ников уже прочно обосновались в музеях других стран, поэтому

западноевропейская живопись представлена в Атенеуме произведениями, подбор которых довольно случаен И тем не менее в Музее



имеются работы всех значительных живописных школ Европы ≈ от

эпохи Возрождения до XX века

Итальянская живопись представлена в Музее картинами на библейские сюжеты, среди них выделяется полотно Дж Бассано ╚Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Антонием╩ Об

искусстве Германии этого же периода дает представление ╚Портрет

молодой дамы╩ Л Кранаха Старшего, в творчестве которого нашли

свое воплощение такие черты немецкого Возрождения, как декоративизм и сложная линейность

Барокко XVIII века можно узнать в динамичной, многофигурной

и сверкающей красками композиции Дж Б Тьеполо ╚Похищение сабиянок╩, в галантной сцене А Ватто ╚Качели╩, в произведениях

А Каналетто и Ф Буше С искусством нового времени посетители

могут познакомиться по пейзажам импрессионистов и постимпрессионистов ≈ П Сезанна, В Ван Гога и П Гогена В Атенеуме выставлены два прелестных этюда П Гогена ≈ ╚Пейзаж╩ и ╚Пейзаж на

Таити╩ Сокровищем Музея является и картина В Ван Гога ╚Улица в

Овере╩ с ее интенсивным звучанием красок в сочетании с беспокойными, мечущимися линиями рисунка, что вообще свойственно полотнам этого художника

Раздел русской живописи в Атенеуме небольшой В нем всего

27 картин, которые были подарены Музею в 1919 году И Е Репиным

Семь картин принадлежат кисти самого И Е Репина Среди них в

основном портреты близких ему людей ≈ жены Н Б Нордман (в

тирольской шляпе), дочери художника Надежды, И Б Нордман вместе с художником и другие Создавая эти портреты, И Е Репин

старался запечатлеть в них то, что ему было близко в дорогих людях

Например, портрет Н Б Нордман ≈ это дань его восхищения своеобразной красотой любимой женщины

А вот портрет выдающегося финского живописца А Галлен-Каллела ≈ часто встречающийся у И Е Репина тип портрета-метафоры

В нем все усилия художника направлены на то, чтобы как можно

точнее передать состояние внутреннего напряжения, бурлящей энергии при внешней, чисто нордической сдержанности и сосредоточенности модели

Впоследствии коллекция русской живописи расширилась за счет

приобретения произведений художников конца XIX≈начала XX венков ≈АН Бенуа, К А Сомова, М Шагала

Работы мастеров западноевропейской и русской живописи составляют значительную часть коллекции Атенеума. однако лицо Музея

определяет богатое собрание замечательных произведений финского

искусства Экспозиция этих залов построена по хронологическому

принципу, и каждый период (с XVIII века до наших дней) представлен

полотнами лучших финских мастеров

Предысторией финского искусства является XVIII век Тогда в

стране еще не было специальных художественных школ для подготовки профессиональных художников Немногие финские живописцы

обучались в Швеции или других странах Западной Европы. И тем не

менее художественные достижения этого периода очень важны, так

как именно они составили основу профессиональной финской культуры.

Основное место в финской живописи XVIII века занимал портрет.

В этом жанре работали наиболее интересные живописцы ≈ Исаак

Ваклин и Нильс Шильмарк. Работы И. Ваклина представляют собой

образец парадных портретов, характерных для стиля рококо. В Атенеуме представлены шесть портретов И. Ваклина, из которых особо

выделяются ╚Автопортрет╩, ╚Портрет Марии Лош╩ и ╚Портрет мисс

Хекворд╩. Большое значение во всех трех произведениях имеет освещение, над передачей которого И. Ваклин долго и тщательно трудился. Лучшим, без сомнения, является ╚Портрет мисс Хекворд╩, хотя он

и написан не без влияния школы английских портретистов. Художник

изображает молодую девушку крупным планом на фоне обобщенного

романтического пейзажа, и потому полотно отличается особенной

живописной утонченностью. Цветовая гамма картины состоит из сочетания зеленых, розовых, лиловых и белых оттенков. Мастерство

художника так велико, что кажется, будто бант написан лишь легким

прикосновением кисти, как и белый кружевной воротник и другие

детали платья. Может быть, именно оттого в портрете отсутствует




ложная парадность и чопорность, несмотря на внешний блеск модели. 1

Представленные в Атенеуме портретные работы Н. Шильмарка в1

сравнении с полотнами И. Ваклина кажутся несколько архаичными.

Выделяется среди них только портрет Ульрики Шарлотты Армфельт,

который более известен под названием ╚Девушка с земляникой╩. Ульрика Шарлотта изображена на фоне сельского ландшафта, и образ ее

явно опоэтизирован в духе сельской идиллии: темное, одухотворенное лицо в темном платке, несколько стилизованный элегантный

наряд, корзина ягод в руке. Характер пейзажа соответствует настроению самой девушки. Художник изобразил строгий в своей простоте

финский ландшафт с холмистыми лесами, одноэтажными строениями, поломанным лесом. '

В 1830-е годы в финском искусстве обнаруживается тенденция к

развитию бытовой реалистической картины. В первую очередь это

относится к произведениям Р. В. Экмана. В экспозиции Атенеума

представлено все разнообразие жанров, которое встречается в творчестве этого художника: портрет ╚Цветочница╩, пейзаж ≈ ╚Зимний

пейзаж в Турку╩, жанровые сценки ≈ ╚Утренняя молитва╩ и ╚День

рождения бабушки╩.

Наиболее красноречиво говорит о творчестве Р. В. Экмана картина

╚Утренняя молитва╩. Полотно изображает женщину, сидящую на

низенькой скамейке с книгами на коленях. Перед ней стоит читающий

молитву мальчик. Художник наблюдает эту сцену как бы со стороны

и рассказывает о происходящем, никак не выражая своего к нему

отношения. Детали интерьера, одежда персонажей, предметы быта ≈

все изображено со скрупулезностью и самой тщательной подробностью.

Бытовой жанр в финской живописи развивался медленно, а после

Р.В.Экмана он вообще угас, уступив место пейзажу. В этом жанре

работали многие художники (В. Холмберг, Б. Линдхолм, братья фон

Вригт и др.), а в конце XIX века живопись Финляндии стала развиваться под знаком национального романтизма. Стиль этот создавался

на основе национального эпоса ╚Калевала╩, который финны считают

своей второй Библией. Фантастическая героика древних песен как

нельзя лучше отвечала стремлению финнов к политической и культурной независимости.

В Атенеуме это направление представлено большим собранием

произведений художника Аксели Галлен-Каллела, который был одной из центральных фигур нарождающегося движения. Он утверждал новые идеи не только в живописи, но и в других видах искусства.

Одним из первых А. Галлен-Каллела посетил Карелию, чтобы

найти остатки древней калевальской культуры. Работая над сюжетами

эпоса, художник приходит к выводу, что дух ╚Калевалы╩ можно

передать лишь с помощью стилизации, героический характер ее можно выразить лишь языком символов, что и нашло свое воплощение в

его картинах ╚Мать Лемминкяйнена╩ и ╚Проклятие Куллерво╩.

В музее Атенеум представлены не только живописные полотна, но

и произведения финского скульптурного искусства, зарождение которого относится лишь к началу XIX века. Основой для него в какой-то

мере стал опыт развития деревянной скульптуры Финляндии.

Особое место в финском искусстве первой половины XX века

занимает творчество скульптора Вяйнё Аалтонена. Большинство его

работ ≈ это монументальные произведения, которые следует рассматривать только в связи с архитектурой и городским ландшафтом.

В Атенеуме выставлено 17 работ В. Аалтонена ≈ скульптурные композиции, портреты, рельефы и этюды к монументальным произведениям. Среди них особое место занимает портрет выдающегося композитора Яна Сибелиуса.

Монолитность мраморного блока, из которого как бы вырастает

голова композитора, четкость силуэта и отсутствие мелких деталей

позволили скульптору создать образ большой выразительной силы. ВІ

этом гордом лице с высоким лбом, в суровых складках бровей и рта;

зрители ощущают огромное творческое напряжение.