ДВОРЕЦ В ПАВЛОВСКЕ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика





















































ДВОРЕЦ В ПАВЛОВСКЕ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 970



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ПЛИМУТСКАЯ СКАЛА - РОДИНА АМЕРИКИ
луврский ДВОРЕЦ
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
Типологизация субкультур на современном этапе
ВАВЕЛЬСКИЙ ЗАМОК ПОЛЬСКИХ КОРОЛЕЙ
Французский классицизм последней четверти XVIII ≈ первой трети XIX века
КОПТСКИЙ МУЗЕЙ В КАИРЕ
АТЛАНТИДА: ДВОРЕЦ ПОСЕЙДОНА
МУЗЕЙ КРЕПОСТНОГО ТВОРЧЕСТВА В ОСТАНКИНО
 

ДВОРЕЦ В ПАВЛОВСКЕ

Павловский дворцово-парковый ансамбль является самым молодым среди подобных ему комплексов, расположенны& 121j91cb #1093; в санктпетербургских пригородах. Он начал создаваться в то время, когда

уже шумели и сверкали фонтаны Петергофа, а Царское Село поражало современников размахом и пышностью празднеств <во славу

России>.

Огромный участок леса площадью почти в 400 гектаров, к тому

же богатый пушным зверем, Екатерина II выбрала для строительства

загородной резиденции для своего сына- великого князя Павла

Петровича, будущего императора Павла I, - и его жены Марии Федоровны Эти угодья императрица подарила сыну в 1777 году по

случаю рождения у него первенца - сына Александра.

Участок представлял собой густой лес, расположившийся по берегам извилистой речки Славянки. Прорезанны& 121j91cb #1081; оврагами, местами

болотистый, он служил местом для придворных охот. Но уже вскоре

на двух высоких холмах, находящихся на довольно значительном расстоянии друг от друга, были возведены два здания - <Павлова утеха>

и <Долина Марии> В 1780 году в самой живописной излучине реки

Славянки по проекту шотландского архитектора Ч. Камерона сооружается более крупная дворцовая постройка - <Храм дружбы>.

<Храм дружбы> стал одним из наиболее совершенны& 121j91cb #1093; творений

Ч. Камерона. Он имеет форму ротонды, окруженной белыми колоннами. В <Храме дружбы> не было окон, а свет в него проникал через

отверстие в центре купола. Ровная поверхность стен храма оживлялась изящными рельефами с медальонами.

<Храм дружбы> был посвящен Екатерине II: ее изображение в

образе богини Цереры - подательницы жизненны& 121j91cb #1093; благ - помещалось внутри храма. Над входом в него была сделана надпись: <Любовь, почтение и благодарность посвятили>.



<Храм дружбы> в одном из своих стихотворений В.А. Жуковский описал так:

Сей павильон уединенны& 121j91cb #1081;.

Мечте безмолвной посвященны& 121j91cb #1081;,

Столь милый именем своим.

Как он приманчив красотой,

Когда вечернею порою

Долина блещет перед ним;

Когда багряными водами,

Равна с отлогими брегами,

Сверкает тихая река.

В Павловске семейные узы с самого начала стали возводиться в

культ. Так, например, на одной из излучин Славянки располагалась Семейная роща, в которой каждое дерево было связано с рождением нового члена семьи. В роще находилась и работа скульптора И.П. Мартоса <Памятник родителям>, в нише которого были

установлены доски с именами родственников Марии Федоровны.

Наряду с культом семьи в Павловске был отражен и культ

<труда> в том виде, как его понимали немецкие княжеские дворы в

конце XVIII века. В парке были устроены <старое шале> и <ферма>:

Мария Федоровна увлекалась сельским хозяйством, уходом за коровами, а ее сыновья косили траву. Свою <ферму> она постоянно

упоминает в письмах, называя ее не иначе, как <моя милая ферма>.

Избранная публика могла заглянуть на эту <ферму> и угоститься

свежим ржаным хлебом, молоком, сливками, простоквашей и творогом.

Выбор места для посвященного ей храма, его строгие пропорции

и художественная отделка, напоминавшая античный храм Весты на

римском форуме, произвели благоприятное впечатление на Екатерину II, и вскоре Ч. Камерон подписал контракт на строительство в

Павловске нового каменного дворца.

Большой дворец, возвышавшийся на пологом холме, был виден

даже из самых отдаленны& 121j91cb #1093; уголков парка. Зодчий выбрал для него

распространенны& 121j91cb #1081; тип итальянской загородной виллы с венчающим

ее плоским куполом. Однако общую схему здания Ч. Камерон решил по образцу русской усадьбы: к центральному трехэтажному

корпусу дворца примыкали открытые колоннады-галереи.

Купол центрального корпуса дворца покоился на 64 колоннах.

Белый цвет колонн, лепных орнаментов и барельефов гармонично

сочетался с охристым тоном гладких стен дворца. Вестибюль Большого дворца был украшен египетскими статуями и медальонами с

располагавшимися в них знаками Зодиака.

В число парадных помещений Большого дворца входил Итальянский зал, стены которого были облицованы розоватым искусственны& 121j91cb #1084; мрамором. Как и <Храм дружбы>. Итальянский зал был

возведен без окон: свет в него тоже проникал из отверстия в центре

купола. В нишах зала, освещенны& 121j91cb #1093; этим мягким и ровным светом,

белели античные статуи.

Вокруг Итальянского зала располагались остальные залы дворца, чем и достигалось его удивительное единство. Греческий зал был

похож на перистиль, внутри его возвышалась колоннада из коринфских колонн зеленого искусственного мрамора. Между колоннами

на длинны& 121j91cb #1093; цепях спускаются плоские мраморные люстры, отделанны& 121j91cb #1077; позолоченной бронзой.

Наряду с художественны& 121j91cb #1084; решением интерьеров дворца, Ч. Камерон тщательно продумывал и убранство залов предметами декоративно-прикладного искусства. Он настойчиво просил владельцев

дворца, совершавших в напряженны& 121j91cb #1077; периоды строительства путешествия по Европе, приобрести во Франции - мебель и шелковые

ткани для драпировок, а в Италии - подлинны& 121j91cb #1077; антики и мраморные камины. И следует отметить, что большая часть его заказов

была выполнена.

Однако полностью в соответствии с замыслами Ч. Камерона были

отделаны лишь Танцевальный зал. Белая столовая, Старая гостиная

и Бильярдная. В их оформлении он использовал зеркала и тонкую

лепнину, поэтому их декоративное убранство и отличается утонченностью форм и изысканны& 121j91cb #1084; сочетанием цветовых соотношений. Варьируя свои излюбленны& 121j91cb #1077; мотивы - меанд, завитки акантового листа, стилизованны& 121j91cb #1077; ветки плюща, Ч. Камерон бесконечно повторял



их в лепном декоре стен и потолков, дверей и оконны& 121j91cb #1093; проемов.

Работа производилась под придирчивым контролем владельцев

дворца, которые часто вносили изменения в проект архитектора (особенно Мария Федоровна) и требовали их неукоснительного испол

нения. <Несговорчивость> Ч. Камерона, отстаивавшего свою творческую независимость, привела к тому, что его отстранили от должности главного архитектора.

Руководство работами переходит к Винченцо Бренну, помощнику Ч. Камерона, и тот еще в течение нескольких лет продолжает

отделку дворцовых залов. А в 1796 году Павел I, ставший уже к

тому времени императором России, поручает ему реконструкцию

дворца.

В. Бренна надстроил галереи колоннады и квадратного корпуса,

к которым пристроил симметрично расположенны& 121j91cb #1077; полуциркульные флигеля. Эти здания он богато декорировал императорскими

вензелями, коронами, гербами и арматурой из воинских доспехов.

Стремление к пышности сказалось и в отделке внутренних покоев

дворца, особенно помещений для официальных приемов. Для этого

пришлось даже перепланировать ряд старых помещений, а потом

заново их оформить. В новых помещениях В. Бренна распрложил

большие парадные комнаты - Картинную галерею. Большую парадную столовую. Оркестровую - и соединил их с центральным корпусом проходными кабинетами.

Бывшие гостиные, располагавшиеся по обеим сторонам Греческого зала, были превращены в Зал войны (приемные покои Павла I)

и Зал мира (приемные покои Марии Федоровны). Зал войны представлял собой восьмиугольник, перекрытый сводом с восемью распалубками, в глубине которых помещались лепные барельефы с изображениями сражающихся римских воинов. В углах над карнизами

разместились лепные орлы - символы власти. Орел вообще очень

часто встречается в украшении Павловского дворца, он считался атрибутом бога Юпитера и являлся символом военной мощи Рима. В

Павловске его тоже использовали как символ военной мощи России

и в целях обожествления царской власти.

Туалетная комната Павла ? - это небольшое продолговатое

помещение, свод которого украшен розетками и расписан ветками жасмина. Стены Туалетной комнаты расписаны живописью

светлых тонов с инициалами Павла I. Против окна, на пьедестале, стоит мраморная статуя <Фавн с пантерой>. Туалетная комната, одна из немногих сохранивших свою первоначальную отделку, во внутреннем своем украшении отличается изяществом и

тонкостью.

По своему прямому назначению Туалетная комната никогда не

использовалась, так как во втором этаже не жили. Для жилых комнат еще Ч. Камерон отвел первый цокольный этаж, а для официальных помещений - бельэтаж Центрального корпуса. Туалетная ком

ната скорее всего служила помещением для ожидания тем лицам,

которые приезжали к императору с докладами.

В Зале мира одна из комнат покоев императрицы своим архитектурным обрамлением очень схожа с Залом войны, по отношению

к которому она располагается симметрично. Стены ее тоже украшены лепкой, но с изображением предметов сельского труда, цветов,

рогов изобилия и музыкальных инструментов. Все это должно было

свидетельствовать о благополучии России под скипетром самодержавной власти и о процветании искусств. В Зале мира находилась

печь, украшенная гирляндами цветов, а на ней павлин - атрибут

богини Юноны, покровительницы семейного очага.

Самым большим и торжественны& 121j91cb #1084; помещением Павловского

дворца является Тронны& 121j91cb #1081; зал, сооружение которого началось после

вступления Павла I на престол. Для многолюдных и официальных

собраний во время выходов и приемов императора ни один из ранее




существовавших залов уже не подходил.

Сооружение Тронного зала было поручено В. Бренну, и ему пришлось поместить его в боковом флигеле, так как архитектор был

связан уже существовавшей планировкой этой части дворца. Чтобы

дать залу больше света, он прорезал его стены тремя огромными полуциркульными окнами, а в четвертой стене установил подобную же

дверь. В углах Тронного зала расположились большие ниши с богато

украшенны& 121j91cb #1084;и печами. Внутренняя поверхность ниш и стены зала

отделаны лепкой в виде медальонов, гирлянд и розеток в кессонах.

Среди наиболее значительных скульптурных элементов в украшении Тронного зала - фигуры кариатид, расположенны& 121j91cb #1077; скульптором И. П. Мартосом по сторонам арок. Скульптурное украшение

зала дополняют массивные двери, богато отделанны& 121j91cb #1077; и украшенны& 121j91cb #1077;

бронзовыми масками львов. Однако, несмотря на весь богатый декор зала, на нем лежит отпечаток какой-то незавершенности: нет

позолоты на лепных украшениях, типичных для парадных помещений; остался без росписи потолок, а она должна была бы дать перспективную глубину и тем самым сгладить заметную диспропорцию

между высотой и размерами Тронного зала.

Над оформлением залов Большого дворца в Павловске работали

также архитекторы Д. Кваренги и К. Росси. В 1803 году после пожара, <случившегося от затления балок на чердаке>, реставрацией

залов занимался архитектор А.Н. Воронихин.

В 1808 году в Большом дворце А.Н. Воронихин создал кабинет

<Фонарик>. Этот кабинет действительно напоминает фонарик: южная

его часть пронизана светом, льющимся через темную колоннаду полукруглой террасы, которая выходит к цветникам Собственного садика.

Среди классических интерьеров дворца кабинет <Фонарик> наиболее полно и совершенно передает дух античных построек. Но это

не подражание античности, а талантливое следование ее прекрасным

пропорциям и формам с привнесением личной фантазии мастера.

Роспись под потолком в кабинете <Фонарик> дана в виде композиции из венков с лентами и лир. В полукруглых тимпанах и в

плоскостях между ними расположены живописные композиции зеленоватых тонов - с аллегорическими фигурами и атрибутами, символизирующими различные виды искусства.

Примечательны в кабинете <Фонарик> и кариатиды, которые

выполнены скульптором В.И. Демут-Малиновским. У многих античных статуй, которые к тому времени находили во время археологических раскопок, руки оказывались обломанны& 121j91cb #1084;и. Но здесь талантливый скульптор нашел свое оригинальное решение: отсутствие

рук под драпирующими их одеждами, приспущенны& 121j91cb #1084;и мягкими струящимися складками, просто не ощущается.

Архитектор Д. Кваренги в Павловском дворце в 1800 году оформил Пилястровый кабинет, который стал своего рода первым литературным салоном в России. Для чтения своих произведений сюда

приглашались И.А. Крылов, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин и

другие писатели и поэты.

Свое название этот кабинет получил от янтарно-золотистых пилястр на беломраморных стенах, украшенны& 121j91cb #1093; темными лепными барельефами прямоугольной и полукруглой формы. Фриз Пилястрового зала, который шел под лепным карнизом, был такого же золотистого цвета и расписан в технике <гризайль> орнаментированны& 121j91cb #1084;и ампирными венками и пальметками, которые так схожи с натуральной лепкой. Весь декор Пилястрового зала был построен на

ритмичном чередовании повторяющихся архитектурных форм, орнаментов и контрастных цветов.

Благодаря тому, что вся отделка интерьера решена в искусственном мраморе и гипсе, Пилястровый зал меньше других пострадал

при пожаре 1944 года. Уцелевшие от него детали позволили реставраторам с максимальной достоверностью вернуть первоначальный

облик этому уникальному залу, как и всему Павловскому дворцу.