МОРСКОЙ МУЗЕЙ И АКВАРИУМ В КЛАЙПЕДЕ
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика





















































МОРСКОЙ МУЗЕЙ И АКВАРИУМ В КЛАЙПЕДЕ

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1296



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

БОЛЬШОЙ ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ
ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС
КОРОЛЕВСКИЕ ДВОРЦЫ БЕНИНА
ГАЛЕРЕЯ В ПЕЩЕРАХ АДЖАНТЫ
Особенности формирования субкультур в истории Украины
ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ
ДАВЛАТ-АБАД- САД-ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО ТИМУРА
ГАЛЕРЕЯ ПИТТИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
<ДВОРЦЫ> ДОН-ЖУАНА В СЕВИЛЬЕ
Английское искусство XVIII века
 

МОРСКОЙ МУЗЕЙ И АКВАРИУМ В КЛАЙПЕДЕ

По мудрой старой традиции многие замки, дворцы и другие историко-а 131h75jb ;рхитектурные здания и у нас в стране, и за рубежом превращены в музеи. Размещенные в них музейные экспозиции привлекают

туда тысячи любопытных посетителей, которые, нарушая тишину

древних сводов, наполняют новой жизнью эти гордые залы.

Вот и экспозиция Клайпедского морского музея и аквариума разместилась в крепости Копгалис, название которой по-русски означает

╚конец дюн╩. Крепость действительно расположилась на самой северной оконечности Куршской косы, которая отделяет Куршский залив

от Балтийского моря.

Проток между Куршской косой и материком издавна служил морскими воротами Клайпеды. Для охраны этих ворот во второй половине XIX века немецкие стратеги и решили возвести форт. Однако эта

идея с самого начала оказалась обреченной на неудачу. Отказ от

позиционной войны и переход на мобильные военные действия превращали такие крепости в ловушки. Почти 30 лет военные инженеры



совершенствовали свой проект, а солдаты достраивали крепость Копгалис. Но в конце концов военные вынуждены были признать свой

промах, и в 1895 году гарнизон оставил крепость, так и не сделав ни

одного боевого выстрела.

Ровно через сто лет после разработки первых проектов форта, в

1969 году, власти литовского города Клайпеды усмотрели заманчивую

возможность ≈ разместить в полуразрушенной и запущенной крепо

сти аквариумы и экспозиции по морской фауне и истории судоходства. Однако крепость, представшая перед реставраторами, находилась

в плачевном состоянии. Крепостной ров был занесен песком, а насыпи пострадали от оползней. В центре двора, где когда-то возвышался

круглый двухэтажный редут и казармы гарнизона, в глубокой яме

лежали только груды развалин. Фашисты, покидая в январе 1945 года

Клайпеду, успели взорвать хранившиеся в крепости боеприпасы.

Но во время проведения грандиозных восстановительных работ

были найдены оригиналы строительных проектов, чертежи позднейших обмеров и несколько старых фотографий 40-летней давности.

Архитектором проекта восстановления редута был П. Лапе, который

решил сохранить его внешний вид и все размеры, чтобы редут вписался в архитектурный облик Копгалиса. Но внутреннюю планировку

крепости было решено полностью подчинить требованиям нового

музея и аквариума. Все пространство редута было превращено в просторные экспозиционные залы, а бывший внутренний дворик, куда

выходили окна и двери, стал огромным бассейном для крупных морских рыб.

Раньше вход в крепость охранял ров с разводным мостом. Теперь

вместо рва были сделаны два бассейна с Проточной морской водой,

в которых плещутся пингвины и балтийские тюлени. Пингвины

являются экзотической частью Музея, поэтому пингвинарий в общей композиции аквариума играет особую роль, в силу чего архитекторы и выдвинули его на первый план. Пингвины встречают и

провожают посетителей Музея, вызывая у них самые положительные эмоции и оставляя, может быть, самое яркое впечатление. В

большом бассейне есть и площадки, имитирующие морской берег, и

помещения с охлажденным воздухом, в которых пингвины прячутся

от летней жары.

Чтобы помочь посетителям разглядеть пингвинов, авторы экспозиции не пожалели выдумки. С барьера бассейна посетителям отлично

видно, как, неторопливо переваливаясь, ходят или дремлют стоя эти

важные птицы, как они купаются в бассейне, усердно обтираясь ластами. Пингвины ≈ отличные ныряльщики, поэтому в стене бассейна

сделаны иллюминаторы, и посетители из подвального зала наблюдают за подводным полетом этих нелетающих птиц.

Интерьер аквариумов поручили разработать скульптору, который в

сотрудничестве с ихтиологами создал декоративные формы, прекрасно гармонирующие с живыми обитателями аквариумов. Многочисленные образцы морских животных выставлены в витринах по стро

═гой научной системе ≈ от простейших организмов до млекопитающих. Наиболее интересная часть этой экспозиции ≈ коллекция кораллов и раковин морских моллюсков. На матово-черной искусственной коже. никелированном металле, стекле расположились кораллы и

раковины самой разнообразной формы, фактуры и расцветки

Когда создатели Музея стали оформлять экспозицию по истории,

то тут возникли сложности из-за архитектуры крепостных казематов.




В прошлом веке их строители, конечно, и предвидеть не могли, во что

превратится крепость Копгалис. Им требовалась только прочность,

они и построили казематы с толстыми стенами и низкими сводами

Для создателей Музея такая архитектура стала большой проблемой,

хотя они и сделали все, что могли. Экспозиционная мебель размещена

очень экономно, но порой все же чувствуется, что витрины и стенды

еле размешаются на краснокирпичных стенах. И хотя в этих залах

выдержан максимум высоты экспонирования, но для взрослых посетителей витрины все равно висят низковато. И им приходится часто

нагибаться, например, чтобы рассмотреть модель старинного парусника.

Архитекторы использовали для организации музейных экспозиций и оборонительные сооружения на насыпи крепости. На бетонных

площадках, где раньше дремали 80-дюймовые дальнобойные орудия,

обращенные в сторону моря, сейчас размещается коллекция старинных и современных якорей самой разной конструкции. Она привлекает посетителей на насыпь и рассредоточивает их по всей территории

крепости.

В прошлые века крепости строились обычно на голой и пустынной

местности, чтобы врагу негде было закрепиться. Музеи, размещаемые

в таких крепостях, должны с самого начала психологически настроить

посетителя, поэтому у парадных подъездов подобных музеев выставляются старинные пушки и колокола. В Морском музее и аквариуме

в Клайпеде с этой целью сделана на набережной Куршского залива,

под открытым небом, площадка для судов ≈ ветеранов рыбного промысла Литвы и этнографическая ╚Усадьба рыбака╩.

Сначала посетителей встречают малый рыболовный траулер и

стальной гралбот ≈ первенцы промышленного лова рыбы. Посетители могут подняться на палубы этих судов и досконально осмотреть

их навигационное и промысловое оборудование. На взгляд сегодняшних туристов, это оборудование может показаться несколько

примитивным, зато они узнают условия труда и быта тогдашних

рыбаков.

Этнографическая ╚Усадьбы рыбака╩ переносит всех в конец прошлого столетия. Скромные деревянные постройки, нехитрая домашняя утварь и простые орудия рыбной ловли ≈ все свидетельствует о

тяжелой рыбацкой доле и простоте жизненного уклада предков современных моряков

Морской музей и аквариум открылся в Клайпеде в 1979 году, но с

тех пор в его экспозиции постоянно вносились коррективы. Уже с

первых дней работы Музея стало ясно, что посетителей больше всего

привлекают крупные морские звери и экзотическая фауна тропических морей. Поэтому через несколько лет были открыты еще два

бассейна ≈ для морских львов, котиков и тюленей.

В таких музеях очень важную роль в развлечении посетителей

могут сыграть представления с участием морских животных. Поэтому

в клайпедском музее-крепости планируется оборудовать специальные

площадки, на которых посетители могут полюбоваться ловкостью и

изяществом морских артистов.