КУЛЬТУРА И ВОСПРИЯТИЕ
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика




















































КУЛЬТУРА И ВОСПРИЯТИЕ

художественная культура


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1973


дтхзйе дплхнеофщ

ЗАГАДОЧНЫЙ СФИНКС
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙОН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НИГЕРИИ
Эллинистическое искусство
ВЕЧНАЯ КРАСОТА КИОТО
ДВОРЕЦ ЦАРЯ МИНОСА НА КРИТЕ
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
СТАРИННЫЕ ДВОРЦЫ СЕУЛА
 

КУЛЬТУРА И ВОСПРИЯТИЕ.

Термин восприятие по-разному употребляется , слогами и антропологами, что создает определенные | -кности в междисциплинарном сопоставлении (Коул и рибнер,1977).

Психологи понимают под восприятием процессы активной переработки информации сенсорного проис­хождения, т.е. поступающей от органов чувств.

В антропологическом (и житейском) понимании слово восприятие часто употребляется в более широком смысле как взгляды на жизнь, мировоззрение и т.п. В данной главе восприятие употребляется в узком, психологическом смысле слова.

К наиболее активно разрабатываемым в настоящее .["мя проблемам влияния культуры на восприятие, по ни нию М.Коула и С.Скрибнер, относятся следующие:

1. Влияние культуры на восприятие зрительных || 1юзий.

2. Как перцептивный опыт влияет на восприятие |. 1^ственных зрительных изображений (фотографий,

•iuvhkob И Т.Д.)?

3. Способствует ли культурная среда человека выделению тех или иных черт окружения, которые он воспринимает яснее или быстрее, чем другие?

На некоторых из классических экспериментальных и' | ледований этих проблем мы и остановимся.




Зрительные иллюзии. Многое из того, что мы знаем влиянии культуры на восприятие, основано на крое культурном изучении зрительных иллюзий.

Основные эмпирические исследования зрительнь иллюзий в различных культурах были проведен» М Сегаллом. Д.Кэмпбеллом и М.Херсковицем в 1963 1966г.

Следует заметить, что и раньше отдельные исследовател в разных странах исследовали восприятие зрительны иллюзий. В частности, в 30-х годах молодые психолог А.Р.Лурия и Л.С.Выготский изучали в Средней Ази особенности восприятия и мышления у узбеков таджиков, в результате которых в Москву, в Институ психологии  была  отправлена телеграмма довольн! странного содержания- "У узбеков нет иллюзий"

Зрительные иллюзии - восприятие, в котором проявляются несоответствие между тем, как объе! выглядит и каким он действительно является. Зрительнь иллюзии часто основаны на неверных предположениях характеристиках воспринимаемого объекта

Наиболее известная иллюзия - это иллюзия Мюллер Лайера (см. рис. 1). Исследования показывают, что лю;

воспринимая эти рису 414e46de нки, обычно считают, что лини| ограниченная расходящимися вовне лучами, длинна линии, ограниченной лучами, направленными вовнутрь;

самом же деле эти линии равны.

Рис. 1. Иллюзия Мюллера-Лайера.


Другая иллюзия - вертикально-горизонтальная il 2). При ее восприятии люди обычно говорят, что I гикальная линия длиннее, чем горизонтальная, что || /ке неверно - они равны по длине.

Рис. 2. Вертикально-горизонтальная иллюзия.

Существует две основных теории, объясняющие ч1 схождение данных иллюзий.

Первая - теория "прямоугольного мира". В своих псриментах М.Сегалл и др. выдвинули гипотезу, что | in, выросшие в западном мире, который авторы 1|'1ктризуют как прямоугольный (с упорядоченными I I моугольными объектами, прямыми линиями и т.д.). в п.шей мере подвержены иллюзии Мюллер-Лайера, чем

• in, не привыкшие видеть подобные правильные

метрические отношения. Это происходит потому, что, ' ] отражаясь от объекта, попадает на сетчатку глаза, и 'те привычное к правильным прямоугольным формам шание интерпретирует и "дорисовывает" форму объекта и имеющую прямые углы, в результате чего линия с травленными вовне ограничителями "кажется" длиннее.

Вторая теория -  "фронтально-горизонтального сокращения" объясняет происхождение горизонтально-

вертикальной иллюзии тем, что мы склонны воспринимать вертикальные линии как горизонтальные, "убегающие вдаль" в направлении горизонта. В этом случае


вертикальная линия воспринимается как заведомо бол1 длинная, удаляющаяся от нас чуть ли не до бесконечности"

Обе эти теории имеют общие характеристики - о< исходят из того, что способ, которым мы воспринима< мир, развивается в процессе нашего перцептивного опьц То, что мы видим - это комбинация способа отражен! света от объектов, попадающего на сетчатку глаза нашими навыками и знанием о том, как следует виде! вещи вообще (что мы приобретаем с культурой, в котор^ растем и воспитываемся).

В экспериментах Сегалла было выявлено, ^ горизонтально-вертикальная иллюзия слабее проявляете людей, которым редко приходится видеть горизонт i смотреть вдаль (например, у жителей джунглей), и сильно у людей, среда которых требует, чтобы они час воспринимали такие расстояния.

Сегалл с соавторами провели свой эксперимент с 2000 людей из 14 неевропейских групп и из США. Результа' показали, что американские испытуемые более подверже! иллюзии Мюллер-Лайера, а многие неевропейские группа горизонтально-вертикальной иллюзии. Авторы пришли выводу, что ответы испытуемых зависят от среды, в котор они живут - так называемая "прямоугольная" ср( способствует более частому проявлению иллюзии Мюля Лайера, а привычность к бескрайним просторам увеличи:

ет подверженность горизонтально-вертикальной иллюзии.

Самое главное - это то, что иллюзии обнаружил» во всех обследованных культурах, различия были специфике иллюзий в разных типах культур и в степе) подверженности им.

Позднее были попытки объяснения различий подверженности иллюзии Мюллер-Лайера в разр' культурах   физиологическими   и   экологичесм факторами.

Так, в исследовании Р.Поллака, была выявлена значит корреляция между пигментацией сетчатки глаза и пода женностью данной иллюзии: чем сильнее пигментация, тем меньше подверженность данной иллюзии. Поллак в свс исследовании нашел, что у светлокожих детей в США


. > [верженность иллюзии Мюллера-Лайера сильнее, чем у "мнокожих, что четко согласуется с тем фактом, что у иодей с темным цветом кожи пигментация сетчатки более выраженная.

В интересных исследованиях М.Борнстейна в том же ".травлении подтвердилась авторская гипотеза о том, что i ичичия в пигментации, связанные с различиями в чувстви-| • юности к определенным цветам (особенно в сине-зеленом •|.',стке спектра) могут объяснять межкультурные различия в i i именовании основных цветов. Выявленный им список 'иваний цветов в 126 культурах показал, что в ||.(именовании цветов существуют определенные географи-|| шие вариации, которые совпадают с различиями в ни, ментации глаза.



Основываясь на этих данных, можно предположить, что поди из разных культур действительно видят цвета по-i.iiHOMy. Тогда известная  гипотеза лингвистической относительности Уорфа (согласно которой язык, усвоенный i.] ми в детстве, определяет наш способ видения и ' i руктурирования мира) может быть поставлена под "мнение в области цветового зрения: цветовой словарь к'/кет быть детерминирован цветовым зрением, а не ".юборот.

В работе Борнстейна различия в физиологических шактеристиках желтого пигмента глаза коррелируют с г.ииичиями в экологии (в подверженности ультрафио-| -ювым лучам, которая зависит от высоты над уровнем пря и от близости экватора) и в особенностях питания. i Коул и Скрибнер, 1977)

Таким образом, различия в окружающей среде могут (через физиологические механизмы) существенно воздеиствовать на два классических познавательных

явления (названия цветов и подверженность иллюзиям)I'lAx. по имеющимся данным, существуют наиболее 11 шмые различия между людьми из разных культур.

Это направление исследования напоминает о том, |i   при изучении восприятия  следует учитывать s. пифические физиологические характеристики рецептор-систем и что при параллельном изменении '"логических   и   культурных   факторов   нельзя


 сниматься  одними из них, не учитывая других. Кро» х>го, выявленная  межполушарная   ассимметрия  такя ложет лежать в основе различий в способах восприятия | )азных культурах                                   ', восприятие глубины на картинках. В отчетах путешествец таков нередко приводились факты, свидетельствующие j гом, что представители бесписьменных культур не ыог^ 1дентифицировать предметы, изображенные на картинка ши   фотографиях  - даже в том случае, если это был] нзображения  знакомой им  местности или  фотографи! (накомых людей.       В  хорошо   известном наблюдении  М  Херсковиц     описывается смущение африканской женщины, не узнавшв     на фотографии своего сына. Когда иследователь обратил (     внимание на отдельные детали фотографии, то она смогл     его идентифицировать Причины подобных  трудноств     идентификации связаны, отчасти, с условным приемо|     перспективы на картинах, который  хорошо  знако     представителям западных культур и может быть совершенн     неизвестным для людей, не имевших дело с искусственным     изображениями.       В  работах  Хадсона,   перед  которым   стоял трактическая проблема обучения неграмотных рабочих  из мени  банту  (Южная    Африка),  в   чьем  случД хемонстрация фильмов и плакатов по безопасности труд эыла практически бесполезна. При исследование ученья выявил, что причина кроется в неверном понимании ил непонимании  рабочими-банту зрительных  изображении [],ля изучения этой проблемы Хадсон применял картинга гипа представленной на рис 3                       1       На них были изображены  фигуры слона, антилоп|   охотника  с  копьем. На  каждой   картинке  коп| направлено как на слона, так и на антилопу. Для выяснени гого, воспринимает ли испытуемый индикаторы глубинь ;му задавался вопрос' "В какое животное целится человек| <опьем?". Картинки   отличались  друг  от  друга  ] использованным  в ним приемам  передачи глубины (п] "юмощи  величины обьектов и наложения,и при  помог терспективы).

     3 Типичный рисунок, применявшийся в исследовании       Хадсоном восприятия глубины на картинках.

       Эти  картинки   применялись  в  исследованиях  с     очными  группами  испытуемых  в Южной   Африке  и в    |  учениками начальной  школы  (европейцами и банту), |» I пиками  средней   школы    (банту),  неграмотными  1<г .чими   (европейцами    и    банту),   индийскими [и ' циниками.        Результаты исследования показали, что в  младших      лассах начальной школы  европейские дети испытывали      |рудности при  восприятии  картин  как  трехмерных      изображений (они часто говорили, что охотник целится      | опьем в слона), но к концу начальной школы почти все      шропейские дети  воспринимали эти  изображения как      |рехмерные        Дети из племени банту и ганские школьники, посещавшие      (-реднюю школу, воспринимали картинки как двухмерные      изображения. Неграмотные рабочие (как банту, так и      европейцы) и индийские дети давали ответы, свидетель-     твующие  о плоскостном, а не о трехмерном восприятии      картинок (они считали, что охотник целится копьем в      маленького слоненка) Ряд   других экспериментальных      1анных  (Дереговский с   соавторами  и  др)  также      свидетельствует о влиянии существующих в  культурах      условностей на восприятие картинок


       По свидетельству Хадсона, в некоторых традицией ibix культурах Африки  дети. не знакомые с  приемам! трименения  ракурса  для   передачи  перспективы, н| понимали условностей изображения, естественных с точкв зрения  европейца:  они   воспринимали   изображен»" поднимающегося  по лестнице человека как изображен» калеки, у которого одна нога короче другой       Это проявлялось и тогда, когда дети рисовали сами получив  задание изобразить  вид коровы  в  профил африканские  школьники  рисовали ее со всеми четыры» копытами, двумя рогами и двумя ушами, сочетая вид сбо1 с видом спереди, в то время как европейские школьни! рисовали профиль  коровы.  Получается интересное ме) культурное расхождение  европейский ребенок рисует CBI  'видение", хотя он знает, что "на самом деле" это неверно, то время как африканский ребенок рисует свое "знани< несмотря на то, что оно расходится с "видением".        Хадсон  сделал из этих экспериментов вывод, ч' обычное  формальное  образование не  является главн» фактором,  определяющим  способ  восприятия изобрая ний,  главную   роль  играют  неформальное  домаш» обучение и опыт рассматривания картинок Проблема   избирательности  восприятия. Перцептив» (когнитивный)  стиль. Влияние культуры на  избиратс ность  восприятия было  исследовано канадским  учен! Джоном   Берри  в контесте разработанной  Х Уиткин!  теории  когнитивного  стиля  (особенности протека»"  перцептивной и интеллектуальной деятельности индивид  В  сфере перцепции  два  главных  когнитивных  сти  глобальный   и   артикулированный   -   обозначаю  соответственно терминами      зависимый от    поля  независимый от поля.        Согласно теории Уиткина, "нормальное" когнитив|      развитие человека идет в направлении от глобальност"      артикулированности Ребенок в начале жизни не прозе      четкой грани между  собой и своим  окружением,      взрослея, он начинает осознавать границы своего тел      вырабатывает представление о себе как об отдель|      личности Этот процесс психологической дифференцив!

     1 !ияет на формирование когнитивного и перцептивного      i нля ребенка       Важнейшие    факторы,  влияющие    на  процесс       югической дифференциации - экология (разнообразие [ч    юмогенность  окружающей    среды)  и  культура   i  оставление свободы  или контроль  за поведением     г^а со стороны старших). Когда ребенку разрешают       атывать собственные представления о "правильном"      |^яии и самому справляться со своими побуждениями,       способствует  психологической  дифференциации, чированности и независимости от поля).       Данные  теории были  проверены в экспериментах   • i рри, проведенных   в 196бг   с представителями     ^ ги   темне (Сьерра-Леоне, Западная  Африка)  и       к их эскимосов. В   каждой   из  этих  культур     i ювались как в традиционные,  так и  переходные     in  (когда члены группы занимались экономической     i и.ностью западного типа и жили в домах западного



 |Г|   ill)

       По  наблюдениям Берри, эскимосы относятся к детям с       • >ротой, их редко наказывают, предоставляют большую       ' юоду, ожидая от них выработки собственных навыков        юдения  У темне, напротив, мать относится к детям с        |ьшой  строгостью  и  заставляет  их  быть   очень         [ушными и дисциплинированными  На основании этого        ор выдвинул гипотезу, что люди в культуре темне будут       i шчаться большей зависимостью от  поля и  меньшей       i'i икулированностью, чем эскимосы.        Кроме различий в способах культурной социализации,        i ду данными   культурами   есть  ярко-выраженные        ' югические различия  среда обитания  темне  очень       i шообразна по цвету и  форме  пышная   тропическая       i жтельность, обилие цветов, ярких птиц и животных,       i тчие   извилисто-текущих рек и  ручьев (те  среда       i шообразна  и  структурирована)   Среда   обитания       i адских эскимосов, напротив, очень бедна красками и        ртаниями  зимой все покрыто снегом, а коротким летом       'мни, мох и лишайник почти сливаются в однообразной        '0-коричневой гамме (т е среда однородна  и  слабо       i «уктурирована) Эти культуры  отличны  и  в  видах


     деятельности гемне занимаются, в основном, сельск.     хозяйством, а   эскимосы  -   охотой  на   морск     млекопитающих) (Beiry, 1975)       Таким   образом,  экологические   и  культура различия позволили Берри предположить, что у эскимос' i дифференциация  больше, а зависимость от поля меньш чем у темне.       Данные исследования с помощью теста скрытых фигур     других тестов, показали, что эскимосы, действителья     отличаются крайней независимостью от попя (то ei     высокой  дифференциацией) и   результаты эскимос'     практически не отличались от результатов контрольна     группы шотландцев       Берри  пришел   к  заключению,  что  требована > предъявляемые  экологией,  и  особенности  культурж  i социализации играют ведущую  роль в развитии перцептж ных  навыков,  и  культура  способствует выработке   i сохранению  психологических особенностей, необходим! людям для выживания в определенной экологии.       Впоследствии Берри выдвинул  смелую гипотезу, ч i между   требованиями,   предъявляемыми   экологией   i способами  социализации в культуре, сформированной данной  экологии, существует тесная связь. Для провер' i этой  гипотезы  он  провел  эксперименты  с группа?»' проживающими    в  различных  типах   экологии  (тем. Сьерра-Леоне, аборигенами  Новой  Гвинеи, аборигенам' Австралии  и канадскими  эскимосами). Результаты это, исследования блестяще подтвердили гипотезу Берри, хо обнаружился    и  неучтенный    фактор   -   школьна образование       Согласно данным исследования, чем более важное мест!     культуре занимает охота, тем больше развита способност»     различению и тем лучше ответы на тесты пространственн     навыков. Но, при этом, переходные группы во всех куль.     pax (городские жители) обычно давали более высоки     результаты, чем соответствующие традиционные (сельски     группы, поэтому пришлось выдвинуть гипотезу о влиян i     образования на формиования перцептивного стиля.

      В  подтверждение    полученных  данных  Берри   рнаружил, что с возрастанием роли охоты в культуре   Цсньшается строгость в воспитании детей и снижается   1<бование конформизма. Эти данные привели Берри к   1|ень важному выводу, что между  экологическими и   ВИхологическими переменными существует тесная взаимо-  |йзь: они зависимы друг от друга и изменяются в одном и   |М же направлении.  В этих хорошо  продуманных  и   Цестяще выполненных   экспериментах Берри  удалось   |скрыть закономерную связь между факторами культуры    •экологии, с одной  стороны,  и  психологическими   |выками, с другой.       По-видимому,  существуют некие эколого-психоло-  Цчсские комплексы, свойственные определенным типам   ^льтур, с присущими им чертами социализации, которые   Юрмируют определенный  тип восприятия  и мышления,   |рактерный для   данной  культуры.  К   сожалению,   |спериментов такого уровня и глубины пока еще очень  IIJIO, но именно  данное направление   нам  кажется  ||иболее перспективным в кросс-культурной психологии.  рредпочтение цвета и формы при группировке объектов.  циютеза  перцептивного опыта. Многими   авторами в  Многочисленных экспериментальных исследованиях было  Остановлено, что при группировке объектов в качестве  Главного признака маленькие дети в западных культурах  юычно  выбирают  цвет, а в возрасте 4-5 лет начинают  |тдавать предпочтение   форме.  Этот    переход  от  Дредпочтения цвета к предпочтению формы сопровождает- |Я и другими изменениями в познавательной сфере. Дети,  Предпочитающие форму цвету лучше  решают различные  Удачи  на классификацию  и формирование  понятий и отличаются более высоким баллом при интеллектуальном | Тестировании. |     Данные  экспериментов в других культурах свиде-! уельствуют о том, что переход к предпочтению формы  Ьроисходит не всегда или в не столь отчетливой форме.       В  экспериментах Р Сачмен с детьми в племени йоруба      (Нигерия), посещавшими мусульманскую школу, было


     обнаружено, что все обследованные дети (с 3 до 15 ле     предпочитали цвет форме, при  этом  с возрастом i     наблюдалось никаких  изменении Аналогичные  даннь     были получены автором и в Замбии, однако там в некот'     рых школах у детей все же наблюдалась тенденция перехо 11     от предпочтения цвета к предпочюнию формы с возрасте'i     и студенты университета уже явно предпочитали форму пр     группировке предметов, хотя неграмотные взрослые в 3Ti     культуре по-прежнему предпочитали форме цвет        Для объяснения этих экспериментальных результ тов (и  аналогичных  результатов глухих испытуемых Америке)  Серпелл  выдвинул  так называемую   гипоте перцептивного опыта, согласно которой первоначально в дети предпочитают цвет, а переход к предпочтению форм' происходит под влиянием направленной игры, характерном для типичной  европейской семьи средних слоев общества ii для школьного образования западного типа.        В школьном  обучении форма,  безусловно, являе!     гораздо более важным свойством вещей, чем цвет (наприме|     при чтении текста). Причина того, что не во всякой шко     происходит переход от предпочтения цвета к предпочтени     формы, может заключаться в специфике образования, давг'     мого школой. Например, в мусульманских школах Нигерг     дети вынуждены заучивать наизусть Коран на арабски '     языке, не понимая ни слова по-арабски Во многих школ.     Африки  сами учителя плохо подготовлены с точки зреш i     европейских стандартов и Серпелл предполагает, что o^     меньше, чем их европейские коллеги, обращают внимание L .     развитие перцептивных навыков предпочтения формы.        Таким  образом, Серпелл  пришел  к выводу. 4i возрастные изменения предпочтения формы  цвету, набль' даемые  у европейских и  американских детей, напрям>1 связаны  с опытом,  который  дети приобретают   в хо формального  образования Социальные  факторы, влияющие   на восприятие. Помим факторов  экологических, физиологических, образовани рассмотренных выше,  на результаты восприятия довольи сильное влияние оказывают социальные факторы.        Дюркгейм  и  Маусс  писали о  том, что систем классификации,  которыми   пользуется человек в свое



 |»седневном опыте - продукты общества  или культуры  Им  'фиксируются'' в языке данной культуры  и  гаким  |разом взгляд на  мир  (перцепция или  восприятие  в  Проком смысле) довольно сильно варьирует от культуры ^Культуре       Не  только такие  долговременные  факторы,  как  Ык  и система классификации влияют на восприятие, но и  Итковременное социальное воздействие.       Так,  широко   известные эксперименты  Аша   по    исследованию конформизма  хорошо  иллюстрируют как    групповое давление может влиять на результаты восприятия    искажая, казалось бы, самые очевидные  пропорции и    соотношения. Эксперименты  С Московиси показали.что    порог восприя-жя цвета может зависеть от значения цвета,    которое резко отличается у всех членов обследуемой группы    (Коул и Скрибнер, 1977)       Очень интересное свидетельство косвенного влия­ ли социальных факторов на перцепцию было  выявлено в  Ксисриментах Берри и Гудмена, которые  обнаружили  в  Кении, что восприятие детьми от 7 до 13 лет размера монет  Iti ю связано с размерами земельных владений их отцов. ||м беднее отец, тем большей по размеру кажется та или  Кия монета его сыну. Авторы  обьясними этот феномен,  ВПользуя понятие значимости, для детей из бедных семей  |иыи  имеют  большую  значимость, чем  для их  более  Всспеченных сверстников, и эта значимость проецируется |В восприятие  физического размера денежной  единицы  Icrry, 1975).       В экспериментах Уиткина  было  установлено, что    перцептивный  стиль коррелирует с социальной ролью       Чем выше  была социально-экономическая компетент­   ность женщин, участвующих в экспериментах на попезави-   симость, тем ярче проявлялась их независимость от поля, т.е    их показатели приближались к показателям мужчин.       Берри установил, что разность в зависимости от поля у    мужчин  и женщин  культурно обусловлена Эскимосские    женщины   отличаются независимостью, в то время как    женщины-темне  подвергаются строгому  контролю  со    стороны своих мужей Женщины из племени темне показали    сильную полезависи.иость по сравнению с мужчинами-темне


     Эскимосские женщины  по  уровню пспезависимости '     отличаются от эскимосских мужчин        Исследователи обьяснили  это тем, что усвоенш определенной социальной роли оказывает сильное влияни на формирование  навыков  восприятия, которые, в CBCI очередь, помогают  хорошо  усвоить данную социальна. роль, усвоить которую с иными перцептивными навыка\-,1 было бы трудно.        Ирвинг в своих экспериментах с мексиканцами, неграи     США   и другими культурными группами подтвердил, ч i     ролевые предписания значительно влияют на зависимо», i     от поля в восприятии. (Коул и Скрибнер, 1977)        Демонстрируемые в экспериментах связи перцепть' ных навыков  с  предписаниями социальных ролей имей i большое значение в двух аспектах:        1.Показывают эффект  самообучения  (т.е. в эп экспериментах   наглядно   видно,   что  в   процесс социализации большинство людей  предпочитает обучать^ социальной роли посредством  самостоятельного усвоен) ' i определенных навыков  и делает это лучше, чем когда i этому обучают другие).        2.Исходя из  этого, можно   предположить,  ч существует некое скрытое сопротивление более позднем по  времени обучению,  которое  требует формирован!' i других перцептивных навыков, чем те, что сформировали^ i в процессе социализации        Например, современные социальные альтернативш     движения  (феминистские, движения  секс-меньшинсп     либертарии), пытающиеся   изменить половые   ро i i     сталкиваются с неспособностью мужчин научиться новь'     социально-эмоциональным ролям, поскольку их стар! i     роли  сформировались параллельно с их перцептивнь     стилем, изменить который они в одночасье не могут, да и     догадываются, что препятствие именно в этом.        Подобных, еще не изученных, но очень важных решающих   связей между навыками социального поведен! i и навыками  восприятия, по-видимому, довольно много, i все это  оказывает  сильное  влияние на  возможное' обучения.

      По мнению  многих психологических антропологов,   ицесс социализации, открывая человеку мир, делает его   тьш и глухим к мирам, открываемьш с помощью  других   уцептивных навыков, лежащих  в основе социализации в  \у?их культурах.       Люди  из разных  культур, взаимодействуя друг с   угом. исходят из разного перцептивного  опыта  Этог   |ыт влияет на способ получения информации и о самом  (вжкультурном  взаимодействии. Мы    оперируем  этой  ^формацией, не задумываясь о ее достоверности и о том,  pro способ интерпрешции  увиденного  валиден лишь  в  Яшей  собственной культуре. Когда  мы  едем  в  иную  [ультуру, мы берем эти навыки с собой, не задумываясь о  вм, валидны ли они в других культурах, что может сильно  •сложнить и исказить межкультурное взаимодействие.       Хорошим  примером тому является рассказ американской  Жительницы, работавшей в Австралии с детьми австралийских  ^иригенов. На перемене учительница, чтобы развлечь детей,  [редложила им поиграть в игру, в которой водящий ставится в  (внгр круга, ему завязывают глаза и он должен отгадать, кто из  Гюй до него дотронется. Догадываться он должен был, уже сняв  (онязку с глаз Дети австралийских охотников не понимали, в чем  1мысл игры, т к смотря на отпечатки следов на песке, они ле1ко Догадывались, кто их "осалил" На уроке после этой игры Мигельница была удивлена, что они совсем не слушали ее Цбьяснений и не хотели учить алфавит. Она сочла их глупыми и ^енивыми, Позже она поняла, что эти дети сочли ее саму крайне Глупой, поняв, что она не может угадывать человека по его •дедам, и решили, вполне резонно, что она вообще вряд ли |Может их научить чему-то стоящему       Таким  образом, перцептивная социализация  в той (•ли иной культуре - это чрезвычайно  важный  фактор, Определяемый  экологией и культурой и  в свою очередь ишяющий   на наши оценки мира и других людей


КЛЮЧЕВЫЕ  ТЕРМИНЫ

Восприятие Зрительные иллюзии Теория прямоугольного мира Теория вертикально-горизонтального сокращения Перцептивный (когнитивный) стиль: зависимый от поля, не зависимый от поля Гипотеза перцептивного опыта