ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ
создание документов онлайн
Документы и бланки онлайн

Обследовать

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика


ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ

художественная культура


Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 906


дтхзйе дплхнеофщ

ДВОРЦЫ КРУЖЕВНОЙ САНЫ
ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ ПАВЛА I
Итальянское Возрождение
ГАЛЕРЕЯ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В ВЕНЕЦИИ
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК В ПРАЖСКОМ ГРАДЕ
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
МАТЕНАДАРАН
БАЗЕЛЬСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ХОФБУРГ- РЕЗИДЕНЦИЯ ДИНАСТИИ ГАБСБУРГОВ
 

ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ

В американском английском слово "культура" используется во многих смыслах. Оно может означать расу, национальность или этничность, музыку, изобразительное искусство, пищу, одежду, ритуалы, традиции и тд Это слово стало модным в США в последнее десятилетие и связано с такими понятиями как культурное разнообразие, культурный  плюрализм,  мультикультурализм.  Если, например. в Японии употребить слово "культура"- японцы подумают в первую очередь об аранжировке цветов, в России о театре, музыке или манерах поведения.

Существует 6 основных классов определений культуры.

используемых в антропологической литературе (Kroeber & Klackholn,]952)

I Описательные определения, которые содержат попытки перечислить аспекты человеческой жизни и деятельности, объясняющие культуру

2. Исторические определения - например, аккумуляция традиций в процессе существования культуры (культурное наследие)

3. Нормативные определения • описание разделяемых норм и правил, управляющих человеческим поведением.

4. Психологические определения - опирающиеся на психологические феномены - например, приспособление, культурная адаптация, решение проблем, обучение, навыки.



5 Структурные определения - относятся к моделям органю/ ции культуры культура - то комплекс обычаев, а спосос формирования единой модели внутрисвязанных феноменов

6 Генетические определения, основанные на происхож-денш. или генезисе культур культура ^ результат адаптации группы к среде обитания, рождается в социальном взаимо действии и творческом развитии

Таким образом культура. сложное понятие относящееся как к материальным (пища. одежда) социальным (организация и структура общества) явлениям так и к индивидуальному поведению, к репродукции, k организованной деятельности (религия и наука).

Культуру нельзя увидеть, услышать, почуствовать или попробовать. То, что мы реально можем наблюдать -это различия в человеческом Поведении, проявляющиеся в деятельности, ритуалах традициях Мы видим проявление культуры, но никогда - ее сам» Мы можем понимать, что под различным поведением лежат культурные различия и таким образом изучать культуру в „дщ смысле культура абстрактное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам понять, почему мы делаем то, что делаем и объяснить различия в поведении представителей разных культур

Интересно, что изменения в поведении с необходи мостью влечет изменения в культуре. Так, если ваше поведение изменяется в течение вашей жизни, эти изменения могут быть связаны с изменением кутьтурь, внутри вас и людей вашего поколения Различия в поведении ме&ду старшими и Младшими поколениями - это сигналы изменения культуры Кульiура - не статичноь явление, 252f52fc она всегда находится в изменении

Существуют многочисленные определения термина культура и все они ва-шдны для определенных целей

Приведем некоторые из определений, данных внутри одной дисциплины - кросс-культурной психологии

- культура - это все, что создано человечеством (Херсковитц, 1955г)

- культура - это то. что Наделено общим смыслом (Гиртц.1973)


культура - не что иное как общение (Холл, 1959) культура компьютерная программа регулирующая поведение (Хофстед. 1980)

Культура - совокупность неосозноваемых положе-ний, сгандартных процедур и способов поведения, которые были усвоены в такой степени, что люди не рассуждают о них»

Факторы формирования культуры.

ГТриандис определяет культуру как комплекс созданных людьми объективных и субъективных элементов которые в прошлом обеспечили выживание жителей определенной экологической ниши. став общими для тех. кто

говорил на одном языке и жил вместе в одно и то же время (Трииндис,1994).

Отсюда следует, что необходимо изучать не только представителей культуры, но и экологические и истори-ческие факторы, которые могут объяснить, почему опреде-ленные элементы культуры приобрели первостепенное значение в данной культуре.

Самый простой путь изучения связи между культу­рой и человеческим поведением: Экология->культура->социализация->личность->поведение

Экология (физическая среда, климат, фауна, флора) Предоставляет человеку некоторые ресурсы для жизни Юяидородную землю, зверей для охоты, нефть, металл и t U) Эти ресурсы делают возможными опредетенные виды деятельности (земледелие, охота, рыболовство и т д) Данные виды деятельности могут особенно удачно

вознаграждаться (например, рыболовство), благодаря этому закрепляться и распространяться среди членов данной культуры, становясь автоматическими и переходя в ранг| обычаев

Эти виды деятельности создают особый способ видения социальной среды и формируют элементы субъек-тивной культуры Субъективная культура включает в себя то, что подлежит категоризации и должно иметь название


(развивается язык), возникают и развиваются ассоциации между категорями, возникают нормы, ценности, роли и особенности самоконцепций (представлении о себе). Когда представления и нормы разделяются большинством людей в группе, они становятся элементами данной культуры и начинают определять индивидуальное и групповое

поведение.

Например, экологии, где выживание зависит от охоты и ловли рыбы отличаются от экологии, где выживание зависит от успешного земледелия В охотничьих и рыболовных обществах люди должны быть способны передвигаться за своей добычей, значит, эти культуры развивают элементы, поощряющие физическую мобиль ность. В такой среде успеха достигают люди сильные физически выносливые, смелые и уверенные в себе Воспитание детей в таких культурах направлено на развитие этих качеств и социализация основана на том, что родители предоставляют детям максимальную свободу и поощряют независимость

В земледельческих культурах часто гребуется кооперациь (многие крестьяне и фермеры объединяются для созданиг ирригационных каналов, сбора и хранения урожая проведения  посевной  кампании  и  т д)   Человек независимый и неконформный не подходит для такои кооперации. В результате социализация в таких культурах поощряет взаимозависимость, ответственность и стремле ние к согласованности. Особенности среды создают условия для развития

особенностей культуры, поведения и навыков социали

эации

Например, в некоторых областях Африки, жизнь людей г местах обитания мухи цеце имee^ далеко идущие последствия Поскольку эти насекомые поражают скот, то и этих условиях трудно содержать коров, следовательно возникают трудности с молоком для маленьких детей В результате матери кормят детей своим молоком до трех лет Поскольку, в результате последующей беременности, молоко у матери пропадает, то в этих племенах существует табу н,| сексуальные отношения с момента рождения ребенка до достижения им возраста трех лет Это, в свою очередь приводит к могоженству у мужчин данной культуры В


результате дети спят со своими матерями долго в одной постели. Мальчики вследствие этого очень привязаны к своим матерям и долго не усваивают мужские роли. Чтобы это преодолеть, культура развивает специальные церемонии инициации, позволяющие четко отделить "взрослого' мужчину от ребенка

Другими словами, определенные экологические условия (наличие мухи цеце) вызывают развитие опреде-ленных элементов культуры ( длительное табу на секс после рождения ребенка, многоженство, тесная эмоциональная связь ребенка с матерью в результате сна в одной постели, церемония инициации и установление более далеких отношений в последующей жизни).

Некоторые исследователи (Berry. 1975) считают, что экологические различия могут приводить даже к изменениям в генофонде той или иной культуры. Так. например, сверхнезависимые и безответственные люди в земледельческих культурах могут изгоняться из общесгва посредством остракизма или даже убийства. В охотничьих обществах, наоборот сильно зависимые и несамосто-ятельные особи также могут изгоняться и отвергаться обществом. Таким образом, генофонд группы может становиться более согласованным  с требованиями экологии, что усиливает шансы этой группы успешно адаптироваться к данной среде и выжить в ней

Но культуру формирует не только экология, но и история Так, например, войны изменяют взгляд людей на себя.

Японцы, в частности, изменили самовосприятие после

второй мировой войны при этом сами они радикально не изменились, но поменяли роль воинственного агрессора на роль сильного экономического соперника. Считается, что поражение в войне страны-агрессора способно в сильной степени изменить представление о себе у представителей данной культуры, способствуя переосмыслению ценностей, целей и результатов поведения, продиктованного данными ценностями и целями В целом, это приводит к более

адекватному групповому поведению, что часто воз-награждается экономическим и духовным возрождением К


резкому культурному изменению приводят не только воины но и революции, кардинальные перемены экономического } общественного строя, которые время от времени пережива ют все страны и культуры

Таким образом, можно сказать, что экология и история - главные факторы, формирующие культура влияющие на поведение членов культуры и создающие способы социализации детей в данной культуре.

Разные   культуры   имеют  разные   способы социализации детей, которые приводят к разным типам личности

Например, в исследовании Рохнера (Rohner,1986) было показано, что родители, которые тепло относятся к детям обнимают их, ласкают, поддерживают во всем, имеют детей оптимистов, обладающих позитивным взглядом на мир Родители холодные, равнодушные или недоступные отвергающие детей (использующие частые физически» наказания, вербальные оскорбления) воспитывают детей пессимистов с негативным взглядом на мир, не любящи\ себя, эмоционально неотзывчивых, нестабильных, агрессии ных и плохо адаптирующихся в мире Обычно такие дети ж могут создать прочные дружественные и семейные связи имеют проблемы со здоровьем (ачлергии, ас!ма, высокаг тревожность) и трудности в учебе

При этом, как выяснилось, самый важный показатель родительского принятия и одобрения - это добровольное физическое присутствие и реальное участие отца во всех домашних делах. Второе, также очень важное условие наличие "разветвленной" семьи (бабушки, дедушки, дяди тети и тд) Согласно теории Рохнера, женщины, растящи1 детей в одиночку, слишком перегружены и тревожны, чтобы обеспечить необходимую норму принятия для ребенка Присутствие большого числа заботливых родственников способно покрыть эту "недостачу". Суть в том, что должш быть достаточное количество тех людей, которые имею] время и желание дать ребенку необходимую эмоциальную поддержку   Данные этого исследования с успехом подтвердились в других культурах.

Итак, социализация ребенка зависит от многи\ факторов: от того, какие ресурсы доступны родителям какую эмоциональную и материальную поддержку они


могут получить от других и какова структура семьи. Можно в заключение лишь отметить, что снижение количества детей в семье, увеличение разводов и жизнь в нуклеарной семье, по сравнению с традиционными обществами, где ребенок не был оставлен вниманием со стороны старших и бездетных родственников, не способ-ствовало, в частности, в Росии воспитанию защищенной и уверенной в себе личности с оптимистичным взглядом на мир

Еще один пример влияния экологии на воспитание типа личности. На Адамановых островах в Индийском океане. женщины одного племени имеют обычай носить своих детей на спине все время, включая то, когда они работают в поле Так как пеленки и памперсы не в ходу у люде этого племени, матери очень озабочены как можно более ранней тренировкой гигиенических навыков у своих детей Неудивительно, что этой культуре принадлежит мировой рекорд по самому раннему привитию этих навыков - к 6 месяцам жизни Этот пример поддерживает теорию Фрейда о связи типа социализации с типом личности Фрейд считал, что фиксация на чистоте в течение раннего детства делает людей одержимыми чистотой и принудительно аккурат­ными Такие люди стремятся делать все так "как надо" и класть вещи на строго определенные места. Это как раз в точности наблюдалось у представителей данного племени. Они очень чистоплотны и болезненно обязательны. У них При этом часты случаи интоксикации организма из-за того, что они не могут справить нужду то1да, когда им этого хочется

На этом примере мы видим, как некоторые нормы культуры (ношение детей на спине матери) приводят к определенным способам социализации (ранняя тренировка навыков гигиены), которые, в свою очередь, приводят к личностными особенностям (самопринуждение, обязатель-ность, которые проявляются в определенном поведении (быть всегда чистым и сверх аккуратным).

Итак, мы видели, как способ социализации связан с особенностями личности и поведения Рассмотрим, как тип личности влияет на поведение Поскольку по мнению ряда ученых ситуация лучше предсказывает поведение, чем


личность (Ross & NisbetT,1991), у людей с определенным типом личности существует тенденция выбирать ситуации. наиболее им подходящие.

Например, агрессивные люди скорее пойдут в армию, чем в монастырь, созерцательные - наоборот Люди по-разному ведут себя в разных ситуациях - танцуя на вечеринке, молясь в церкви, читая в библиотеке "болея" на спортивном матче кт.д

Если рассматривать духовную сферу культуры, то обычно культуры с суровой практикой социализации имеют в своем арсенале суровых богов, а в культурах с "мягкой" социа­лизацией - мягких и прощающих богов (Lambert, 1959).

Ситуация - наиболее сильный "предсказатель" поведения. Однако, культуры формируют свои ситуации по-разному, в зависимости от социальной структуры общества, семейной структуры и отношений.

Например, в индивидуалистической культуре люди нацелены на разрешение конфликтов легальным путем, поэтому в них много юристов, судов (ситуации для поведения) и гораздо больше судебных прецедентов, чем в коллективистских культурах, где конфликт разрешается неформально, с использованием посредников - авторитет­ных родственников или знакомых.

Таким образом, культура как некий осадок истории содержит множество элементов, которые предыдущие поколения  усвоили  как  хорошо  работающие  в специфических экологических условиях. Конечно, экологии меняются, культурные элементы устаревают и атрофи­руются. Но, в целом, многие связи между экологией. культурой и поведением могут быть поняты с функцио­нальной точки зрения. Известно, что большинство социально-психологических феноменов было открыто в сходных экологических и культурных условиях (Западная Европа. Северная Америка). Существует предположение что если мы исследуем эти же феномены в других культурах и экологиях. то мы увидим отличия. Иногда они ничтожно малы, а иногда меняют картину феномена кардинально Когда это имеет место, можно ввести культурную перемен­ную в теорию данного социально-психологического


феномена. В результате теория существенно изменится' вместо "чем больше X, тем больше У, мы получим' в культурах. где много Z, чем больше X, тем больше У, а в культурах, где мало Z. чем больше X. тем меньше У

Приведем пример из отечественных исследований в литературе по миграциям существовало мнение, что чем больше культурная дистанция, разделяющая культуры, тем больше этническая интолерантность   по отношению к членам аут-группы - т.е. зависимость имеет линейный характер (Farnham&Bochner,1986).

В исследовании русских старожилов в Закавказье (Лебедева Н.М., 1989) было найдено, что в группах i охранных как самостоятельный субъект межгруппового ншимодействия ( культурно гомогенных) эта зависимость [нкже имеет линейный характер В группах, разрушенных и неоднородных в культурном отношении, средний уровень культурной дистанции оказался наиболее чреватым этнической интолерантностью и зависимость приобрела криволинейный характер

Этот феномен можно объяснить тем, что культуры, в средней степени отличающиеся от данной, исходной культуры, представляют наибольшую угрозу изменения ценностно-смыслового ядра культуры в ситуации ее ишбости и размытости, поэтому средне-отличные культуры нызывают наибольшую степень активизации механизмов социально-психологической защиты от влияния другой культуры, которые могут проявляться в, казалось бы, абсолютно иррациональной, этнической интолерантности.

Таким образом, введение третьей переменной - степени целостности и самостоятельности этнической группы как субъекта межгруппового взаимодействия- изменило картину зависимости уровня этнической интолерантности от величины культурной дистанции.

Культура как психологический феномен.

Американский психолог Д.Матсумото определил культуру как совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей, но по-разному


каждым индивидом, и передаваемое от поколения к поколению. (Ма^витоЮ, 1996).

Это  определение  относится  к  внутреннему содержанию жизни, содержанию группового и индиви­дуального сознания. Культурно-обусловленное поведение может быть зафиксировано в ритуалах (общих, автома­тических  способах  поведения),  которые  являются результатом разделения группой людей общих культурных ценностей и норм поведения. В этом смысле культура -социально-психологическое понятие.

Это определение культуры не коренится в биологии - культура не раса: люди одной расы могут принадлежать к разным культурам. Есть большая доля вероятности, что люди одной расы будут социализироваться в одной культуре, но это не всегда так.

Культура - это научаемое поведение ( поведение, усваиваемое -в процессе научения). Культура - не национальность и не гражданство: всегда есть небольшая часть популяции в любой стране, не разделяющая доминирующих культурных стереотипов данной страны.

Культура в такой же степени индивидуальны!! психологический конструкт, как и социальный. Индиви­дуальные различия в культуре могут проявляться в разной степени усвоения индивидом установок, ценностей верований и моделей поведения, которые составлякп данную культуру. Если вы разделяете данные ценности, то эта культура - внутри вас, если нет - то вы вне ее,

Поскольку нормам культуры должны соответ ствовать все люди, то справедливо, что они релевантны для людей в разной степени. В антропологическом и социологическом плане культура - макроконцепт, в психо­логическом - индивидуальный и подвижный конструкт (Это лишний раз доказывает ограниченность стереотипов нельзя распространять культурные стереотипы на всех людей, принадлежащих к этой культуре, в равной степени)

Как социальный феномен, культура имеет собствен ную жизнь и обратной связью усиливает то поведение


Которое она программирует (понимание культуры усили-Гет ее, непонимание - ослабляет).

Характеристики культуры.

Надорганичность культуры. Люди приходят и уходят, а Культуры - стаются более или менее стабильными. Кребер

•Читал культуру надорганическим явлением, находящимся Ц6д ее биологическим и психологическим основаниями (Цит. по Веггу е1 а1., 1992).

Существует два основных аргумента в пользу Обоснования независимости существования культуры на ее вебственном уровне:

1. Отдельные индивиды приходят и уходят, а Культуры остаются более или менее стабильными. Таким

•бразом. культура не зависит от отдельных индивидов, |ймеет свою собственную жизнь на групповом уровне.

2. Не существует отдельного индивида, который усвоил бы всю культуру группы, к которой он принад-Двжит.

Культура - это целостный феномен, вызванный к

жИзни коллективным образом существования и поэтому не зависит от биологических и психологических способностей оТдсльного человека. Например, ни один человек не в |встоянии знать все законы, политические институты и экономические структуры даже одной отдельной части своей культуры.

Исходя из этих двух причин, Кребер считает, что цультурные феномены - коллективные феномены, находя­щиеся вне индивидуального человека и отсюда его термин -надорганичность культуры. Это понятие очень важно для кросс-культурной  психологии,  поскольку  позволяет Использовать не только индивидуальный, но и групповой уровень анализа влияния культуры на индивидуальное Поведение.

"Внешняя" и "внутренняя" культура. Некоторые феномены культуры открыты и доступны наблюдению: например, Иоиседневные обычаи и модели поведения. Другие


феномены, скрывающиеся за поведением, принадлежат к внутренней культуре Они не могут быть наблюдаемы извне и часто не осознаются самим индивидом. Грамматика. контролирующая речь, правила общения, регулирующие взаимодействие, нормы, которые руководят соответствую­щим поведением - это "внутренние" элементы культуры Таковыми являются также особенности социальной структуры, мифы и ритуалы, многие из которых являются результатом когнитивной деятельности исследователей пытающихся понять значение или смысл культурно-окрашенного поведения.

Культурная эволюция. Измерение культурных различий, лежащее в основе деления на примитивные и цивилизованные культуры - это понятие "культурной эволюции"   По мнению ученых, считающих, что культурная эволюция существует, исторически культурные группы образовались из небольших охотничьих и собирательских обществ. потом - сообществ, основанных на выращивании растений или разведении скота, затем - индустриальных и пост индустриальных обществ

Существуют представления о том, как происходят биологическая и культурная  эволюция   случайные вариации имеют место как в генах, так и в культуре, и в генах работает естественный отбор, а в культуре происходит избирательное закрепление наиболее эффектив­ных способов поведения В прошлом и сейчас многими людьми из индустриальных обществ эти изменения рассматриваются как некий "прогресс", некая параллель биологической эволюции (от амебы к человечеству) - так называемый "социальный дарвинизм"

Критики этого направления отрицают идею, что со временем происходит некоторое абсолютное улучшение в качестве культуры. Это отрицание базируется на том, что не существует научных подтверждений данного мнения, ». оно основано на личных предпочтениях, что считать "хорошим" или "плохим" в человеческом существовании.

Не существует объективных доказательств, что одно изменение в результате адаптации прогрессивнее другого


Адаптивное улучшение относительно, оно должно быть Восновано и объяснено В своем специфическом контексте 'Ждая адаптирующаяся популяция адекватна среде, Тинно превосходящая в своем особом, не подлежащем авнению пути" (8аЬ1т5 & 5етсе, 1960). Эмик и этик- аспекты культуры. Одно из наиболее сильных Культурных различий - язык. Фонетика - звуки, которые Имеются во всех языках, фонемика - звуки, характерные для Явного определенного языка. Лингвист Пайк в 1967г. взял окончания этих терминов и обозначил словом "этик"-универсальные элементы культуры, а словом "эмик" -Культурно-специфические элементы.

Многие считают, что культуры уникальны, как )й1Икален каждый человек. Но наука имеет дело с обобще­ниями и поисом закономерностей, поэтому особенно Интересными являются случаи, когда эмик-элементы Представляют собой местные вариации этик-элементов

Например, все люди имеют социальную дистанцию с членами аут-группы (внешней группы) - это универсальный или этик-элемент культуры Однако, в одних культурах социальная дистанция особенно велика, например, с расовыми группами, в дргуих - с религиозными или классовыми, а в Индии, напрмер - с другими кастами Это примеры   культурно-специфических   (эмик)   вариаций универсального (этик) культурного элемента.

Когда мы изучаем культуры сами по себе, мы, в ©вновном, имеем дело с эмик-элементами (особенно часто 1Тим занимаются этнографы и культурные антропологи), Когда мы их сравниваем друг с другом - появляется Основание для выявления этик-элементов, т.е универ-Мльных элементов культур.

В Лоннер (Ьоппег,1980) отмечал, что во всех культурах мы встречаем такие универсальные культурные элементы как физические игры и состязания, суды, танцы, обмен подарками, привестствия, гостеприимство, юмор и шутки, хождение в гости и родственные связи в номенклатуре Но формы проявления этих культурных элементов могут быть абсолютно разными. Например, приветствия это может


быть трение носами, падание ниц, крики и другие формы, непривычные для европейца.

Универсальным   является   также   то,   что   для предотвращения невротиэации в раннем возрасте, дети во всех культурах должны быть обеспечены заботой взрослых в ранние годы жизни Также во всех культурах, если человек испытывает социальную депривацию (не включен в социальные связи) это может привести к преступности, разводам, насилию над детьми.

Таким образом, есть много примеров универ­сальности. даже если не проводилось специальных исследований в других культурах. Тем не менее, наука нуждается в более проверенном мнении о том, что является или не является универсальным. Существует мнение, что феномены, тесно связанные с биологией, экологией или социальной структурой, являются наиболее универсаль­ными.

Поскольку культура - главный источник и носитель смыслов, мы не можем быть уверены в универсальности смыслов и значений. Поэтому необходимо проверить каждый научный факт, чтобы судить о его универсаль­ности.

Например, и в Японии и в США обучение улучшается при условии вознаграждения. Однако, в США эффект проявляется, если вознаграждается учащийся, а в Японии -учитель. Истоки этого различия кроются в особенностях социализации: японские матери поощряют или наказывают своих детей словами "Я счастлива" или "Я расстроена" и таким образом, японцы учатся вниманию к другим и меняют свое поведение для того, чтобы другие чувтвовали себя лучше. Под этими различиями стоят различия в коллективизме и индивидуализме. Общим и универсальным здесь является то, что обучение идет лучше с поощрением, а специфическим - кого поощрять для лучшего эффекта.

Вайтинг (\УЫ1т§,  1968) установил в западаны\ культурах, что существует линейная зависимость межд} временем отнятия ребенка от груди и его тревожностью в будущем. Чем позже время отнятия от груди, тем более тревожным может быть ребенок в дальнейшем Это утверждение базировалось на том факте, что на Западе детей


кормят грудью, в среднем, до 6 месяцев жизни В других культурах было выявлено, что данная кривая зависимости тревожности от времени отнятия от груди имеет форму прямой линии лишь до 18 месяцев, а затем - снижается. Таким образом, дети, которых кормили до 36 месяцев, не более тревожны, чем дети, отнятые от груди в течение первых недель жизни. В африканских культурах (в местах обитания мухи цеце) детей отнимают от груди в 3 года. проблема тревожности для них не имеет смысла. Педиатр, осведомленный только об американских данных, даст совет матери отнять ребенка от груди до 6 месяцев и будет неправ

Эмик и этик можно представить в виде полюсов Континуума, на одном из которых представлено универ­сальное культурное явление, а на другом - специфическое. Но такой подход - уже культурно-специфичен, можно рвссуждать не только "или-или", но и "и-и", что означает, ЧТО поведение может быть и культурно-универсальным и культурно-специфичным (например, смотреть или не емотреть в глаза при разговоре).

Культура действует как некий фильтр не только при восприятии вещей, но и при их интерпретации и осмысле­нии. Мы не можем отделить себя от своей культуры и невольно трактуем поведение других с позиций своей культуры.

Понятие об этноцентризме

Этноцентризм - восприятие и интерпретация Поведения других через призму своей культуры. Оценки различий между группами по типу "мы лучше, они - хуже" И1ВССТНЫ давно. Термин этноцентризм был введен У.Самнером в 1906г., который считал, что в сознании Людей существует сильная тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и риссматривая другие группы как нижестоящие.

Наша   собственная   культура   задает   нам когнитивную матрицу для понимания мира, так называе­мую "картину мира". Если мы все время живем в одной


культуре, то естественным для нас будет считать свою культуру стандартом.

Исследования по этноцентризму, проведенные Д.Кемпбеллом и его коллегами, показали, что всем людям свойственна тенденция'

1) считать то, что происходит в их культуре естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах - неестественным и неправильным.

2) рассматривать обычаи своей группы как универсальные что хорошо для нас, то - хорошо и для других.

3) считать нормы, роли и ценности своей группы безусловно верными

4) считать помощь и кооперацию с членами своей группы естественной

5) действовать так, чтобы члены своей группы были в выигрыше.

6) гордиться своей группой.

7) чувствовать неприязнь по отношению к внешним группам.

Многие культуры само понятие "человек" опреде ляют через название своей культурной группы (племени) таки образом, люди из других культур не воспринимаются как действительно "люди" Так, для древних греков, люди не говорящие по-гречески, были "варварами" (oj звукосочетания "вар-вар" - непонятная речь).

Общее правило гласит: чем больше культурные или поведенческие различия, гем больше потенциальный негативизм их оценки. Поэтому некоторые ученьк считают, что сравнительный метод - глубинно-этноцент ричный по своей сути и зачастую - это другой способ расположения людей все в той же иерархии во главе с собственной культурой. Другие ученые видят опасность в том, что, изучая культуру, многие социальные исследо ватели находят параллели с прошлым своей собственнои культуры, невольно опять-таки поддаваясь соблазн\ рассматривать ее наверху иерархии. Тем не менее этом\


необходимо сопротивляться и осознание собственного <тноцентризма -первый шаг к свободе от него

Ученым-психологам хорошо известно, что нет культурно-свободного психологического инструментария и «же развивающие теорию исследования не свободны от культурных оценок исследователя. Как можно в этом илучае уменьшить этноцентризм? Прежде всего - путем псознания ограниченности наших современных знаний и попытки проверить данные исследований и теорий в цругих культурах

Д Кемпбелл предлагает проводить перекрестные кросс-культурные исследования когда исследователь из культуры А изучает культуры А и Б, а исследователь из культуры Б -культуры Б и А Таким образом, можно вычленить различия, которые следуют из этноцентризма обоих ученых Но такие исследования досих пор редки

Г Триандис высказывал такое мнение' когда мы видим варианты   поведения,   кажущиеся   нам   странными, экзотичными   и  даже  неприемлемыми,   желательно попытаться подумать, что стоит за ними? Что было этакого в условиях жизни, в экологии данной культуры, что явилось причиной подобного поведения? Если мы сможем найти связь между средой обитания и поведением, мы сможем быть более толерантными в отношении поведения, которое нам не нравится Мы будем также более способны изменить наши моральные оценки, что очень важно, когда мы имеем дело с другими культурами  Возможно, в результате этого мыслительного процесса мы сможем сказать себе "если бы я жил в этих условиях, возможно, я вел бы себя так же, как и они"

Чтобы уменьшить этноцентризм, мы должны щучиться ценить лучшее из того, что производится 'Модьми, вне зависимости от того, где это делается. Мы адлжны научиться анализировать культуры и мы нуждаемся в культурном научении, чтобы понять механизмы социального поведения в других культурах и шладеть навыками, которые улучшают успешность вшимодействия представителей разных культур

Для народов России в наше время особенно важной задачей является познание своей и соседних этнических


культур, понимание их сходств и различии и преодоление как  этнического  нигилизма,  так  и  собственногс чтноцентризма.

Социальные последствия культуры

Культура и политика. Культура в сильной степени пронизывает все сферы человеческой жизни, включая ii такую   важную   для   современного   мира   сферу межгосударственных или политических отношений.

Г Триандис для понимания этого тезиса дает историческип пример, в январе 1991г министр иностраных дел Ирака Ази) и госсекретарь США Бейкер встретились в Женеве, чтобы сделать последнюю попытку  прийти к компромиссу и избежать военного столкновения Рядом с Азизом н. переговорах сидел брат президента Ирака, Саддама Хуссейна. Он должен был звонить в Багдад, чтобы информировать президента о ходе переговоров. Бейкер использовал только вербальный канал коммуникации ii сказал очень ясно и точно, что если Ирак не уйдет и Кувейта, США применят военную силу против Ирака. Бра^ Хусейна обратил минимум внимания, на то, что сказа i Бейкер, но максимум - на то, как он это сказал и доложил г Багдад следующее. "Американцы не станут нападать. Они слабые Они спокойные, они не сердятся, они тольк i говорят." Шесть дней спустя началась операция "Буря н пустыне". В результате этой кросс-культурной ошибки Ира потерял около 175 тыс. жителей, потерпел 200 бил.г долларов убытка, а значительная часть населения превратилась в беженцев.

Это пример ошибки с крупными последствиями, ii сколько более мелких, абсолютно незамеченных делается ежедневно дипломатами, бизнесменами и просто людьми ь межкультурных контактах. Это нередко оборачивается межнациональной   напряженностью,   экономическими потрями, расстроенными человеческими отношениями.

Часто недооцениваются паралингвистические средстве! общения (жесты, мимика, движения глаз, рукопожатия уровень голоса и т.д.). Во многих культурах Среднего и Дальнего Востока люди больше уделяют внимание


паралинвистическим средствам общения и большую роль играет контекст общения.

Другая культурная особенность - насколько сильным должно быть речевое утверждение, чтобы ему поверили В Японии, например, сильное речевое заявление - признак плохих манер, там более принят средний тон высказываний У арабов, напротив, доверяют лишь сильным высказы­ваниям. Если бы Бейкер хотел произвести впечатление на иракцев, он должен бы сказать что-нибудь типа "Мы сделаем из вас гамбургеры, если вы не подчинитесь!" Еще он должен был бы выглядеть крайне разгневанным и для пущего эффекта было бы неплохо запустить в Азиза чем-нибудь тяжелым. Возможность мирного урегулирования была упущена из-за того, что ни одна сторона не знала достаточно о кросс-культурных особенностях социальной психологии другой стороны При этом важно помнить, что нельзя быть во власти стереотипов: так, многие арабы достаточно вестернизированы, Бейкер имел дело преиму­щественно с арабскими дипломатами и не представлял, что брат Хуссейна - новичок в арабо-американских отношениях. Описывая этот пример, Триандис приходит к заключению, что в мире, начиненном ядерным вооружением, не знать особенности кросс-культурного взаимодействия - недопусти­мая роскошь.

Исследователям следует иметь представление о том, ЧТО подавляющее большинство социально-психологи-ЧКких исследований (90%) проведено в регионах Европы и верной Америки, которая представляет менее 7%

•человечества. Если бы на Земле было 100 человек, то 55 ЯЫЛИ бы азиатами, 21- европейцами, 9- африканцами, 8-(вжноамериканцами и 7 - североамериканцами.

Антропологи выделяют 6 культурных регионов (на

•«внове сходства социальных структур, языков, религий) как цциболее отличных друг от друга:

1 Европа и регионы, подверженные европейскому влиянию - Северная Америка, Северная Африка и Израиль 2.Африка к югу от Сахары

З.Восточная Азия (Япония, Китай) и Южная Азия (Индия).

4 Острова Тихого океана (включая австралийских аборигенов).


5 Североамериканские индейцы

6 Южноамериканские индейцы.

При измерении культурной дистанции исследователи должны иметь в виду пять основных факторов- язык структура семьи, религия, уровень жизни и ценности

1. Языки группируются в семьи. Сравнительные лингвисты открыли эти семьи, анализируя сходства в словах и конструкциях языка. Например, индо-европейские языки простираются от Индии до Исландии (с немногими вкраплениями языков не индоевропейской группы: финны венгры, баски). Эти семьи языков отличаются , например, от японского или зулу.

2. Структура семьи изменяется от полигамии ( муж имеет много жен) и полиандрии ( жена имеет много мужей) к моногамии (один супруг) и от экстенсивной (когда все ресурсы разделены между родственниками) к нуклеарной ( родители и дети).

3. Религии имеют множество вариаций внутри христианства иудаизма, мусульманства, буддизма, хинди, синто и анимистических культов.

4. Для исчисления уровня благосостояния чаще используют размер доли валового национального продукта на душ\ населения. Эта цифра колеблется от150$ в Бангладеше до 2^ 000$ в Швеции.

5. Ценности очень различны в разных культурах ( о) "почитания родителей и старших" до "собственного удовольствия").

Минимальная культурная дистанция означает, чтс все пять факторов близки, максимальная - все пят различны.

Культура и здоровье. Существуют очевидные подтвержде ния связи между культурой и здоровьем. В большинстве традиционных   культур   продолжительность   жизни колеблется между 40 и 50 годами, в развитых странах между 70-86 годами. Это зависит от экологии, диеты физической активности и точности статистики.

Диета зависит от экологии (что доступно в этои среде) и культуры (традиции питания). Многие бедньк страны имеют более полезную диету, так как жирност! пищи способствует развитию атеросклероза.


Например, в последние 25 лет греки стали  больше потреблять масла и уровень сердечных заболеваний также возрос. В более богатых странах пища более калорийная, в более бедных богаче овощами. Поэтому продолжительность жизни в богатых странах больше связана с пропагандой здорового образа жизни и уровнем медицины, чем с диетой. • В Швеции, Норвегии и Нидерландах продолжительность жизни выше, чем в США, т.к. в этих странах развита практика ежегодного медицинского обследования, что также является элементом культуры.

Также много различий в уровнях стресса в разных культурах. Культуры, подвергающиеся резким и быстрым щмснениям и культуры, в которых индивид чуствует себя Одиноким, без социальной поддержки родственников и !фузей, характеризуются более высоким уровнем стресса. Было установлено, что кровяное давление в среднем ниже в традиционных обществах, чем в современных. Быстрые социальные изменения и недостаточность социальной поддержки - два главных фактора увеличения средних показателей давления у популяции (Henry & Stephens, 1977) Было выявлено также, что напряженность работы не обязательно связана с ростом кровяного давления. Исследования летчиков показали, что обычно они не имеют высокого давления - к условиям напряженности организм может адаптироваться. Высокое давление обычно связано с высокой  фрустрацией  в  результате  невозможности контролировать свою среду.

Психическое здоровье также тесно связано с культурой. В США, например, ежегодно подвергаются госпитализации около 10 тыс. людей с психическими Нарушениями, в Панаме -121 человек, в Финляндии - 99, в Вирме и Танзании - 1 человек в год. Здесь могут играть роль следующие культурные факторы: определение типов поведения, которые требуют госпитализации, степень йТрсссогенности среды, вероятность получения социальной Поддержки, доступность альтернативных способов лечения (Шаманы,   хилеры   и   т.д.)   и   другие   факторы. Дополнительные культурные факторы - это степень, в иоторой человек чувствует себя способным контроли­ровать свою среду. Некоторые психические нарушения,


например, депрессия, вызваны именно утратой контроля над своей средой и острым чувством беспомощности вследствие этого

Существует много способов усилить чувство контроля Например,    молитва,    сопровождаемая    глубоким погружением в религиозные переживания приводит к росту ощущения контроля над своей жизнью С научной точки зрения   это   может  рассматриваться   как   вариант самовнушения, но если это помогает на индивидуальном уровне - это положительный факт Так, во многих религиях люди уверены, что духи предков участвуют в их жизни и традиционные врачеватели могут их вызвать на помощь в момент болезни человека Некоторые известные психиатры считают, что научно-обоснованная психиатрия эффективна не больше, чем традиционное врачевательство Если это так то не удивительно, что люди, верящие в традиционную медицину, не прибегают к услугам врачей, что также отражается на медицинской статистике.

Другая серьезная проблема развитых стран мира -алкоголизм.  Сравнительная статистика  потребления алкоголя на душу населения показывает, что лидеры потребления - Португалия и Франция - в семь раз больше потребляют алкогольной продукции, чем, например Израиль. В середине этого списка - США и бывший СССР

Существует такая зависимость - чем выше требования культуры к ребенку в плане личных достижений, тем ниже эмоциональная зависимость взрослого от других людей и тем выше частота потребления алкоголя (Naroll,1983) Исследования также показали, что в культурах, поощряющих людей в их эмоциональной зависимости от других, ниже уровень потребления алкоголя, чем в культурах, поощряющих людей в одиночку справляться со своими проблемами.

Некоторые   типы   социализации    являются источником большего стресса, чем другие. Стресс скорее будет  сопровождать  социализацию,  если  сигналы правильного социального поведения, поступающие от взрослых, будут путаны и противоречивы. Социальное присоединение (т.е. доступность социальной поддержки) -


ф»ктор, уменьшающий влияние неблагоприятных жизнен-МЫх событий

Культуры различаются тем, противостоят ли люди свои проблемам в одиночку (индивидуалистические культуры ) или они справляются с ними с помощью других людей (коллективистские  культуры). В таких культурах люди часто советуются друг с другом, решения принимаются путем согласования, и ответственность делится на всех поровну В индивидуалистических культурах неудача, неуспех - источник большего стресса, чем в коллективист­ских, где неудачу можно разделить с другими (вспомните русскую поговорку "на миру и смерть красна"- страх смерти, разделенный с другими, почти исчезает)

Негативные жизненные события являются более или ЩИее стрессогенными в зависимости от того, как культура И социализация учат личность относиться к ним. Например, безработица более стрессогенна, когда человек Ждет, что она- следствие его собственного поведения, чем ИЛИ она является результатом социальных переустройств и ИОжет коснуться каждого. Тем более она является Источником стресса, если человек должен выживать на МНОве своих собственных ресурсов, чем когда он может Обсчитывать на помощь родственников и друзей в вЦТуации кризиса. Во многих традиционных культурах работки идут в общий котел, из которого оплачиваются ИМ нужды большой семьи, и когда один из добытчиков выбывает, общие ресурсы уменьшаются, но не так фагически, если бы это был единственный кормилец семьи. Клее того, личность человека также может влиять на •всприятие негативных жизненных событий: некоторые КОДи смотрят на них с оптимизмом, а другие - с

ПЕССИМИЗМОМ.

Известно, что стресс предшествует болезни, т к. ёНИжает эффективность имунной системы (Adei-,1981) и (фиводит к риску сердечно-сосудистых заболеваний, раку, ивложнениям беременности и другим проблемам со 1ДОровьем. Уровень давления повышается с возрастом в тех Популяциях,  где  происходят  быстрые  социальные ШМенения и идет процесс вестернизации. В традиционных


культурах до 60 лет уровень давления не связан с возрастом, что объясняется низким уровнем стресса.

Исследования показывают, что чем  больше человеку приходится принимать решений, тем выше уровень сердечно-сосудистых заболевании.

В исследовании японцев, живущих в Америке было выявлено, что чем больше американизирован японец (следует американским, а не японским нормам поведения), тем выше уровень сердечно-сосудистых заболевании Объясняется это тем. что сильный акцент на вежливости ( стремление не "уронить" чье-то "лицо"), предсказуемости социального поведения в японской культуре, акцент на групповой гармонии, создают такую социальную среду, которая   не   вызывает   высокого   уровня   стресса Американская же культура основана на стремлении выделиться, быть отличным, неповоторимым и демонстри­ровать свои личные достижения, что чревато высоким уровнем стресса При этом темп жизни в Японии в целом выше, чем в США Это подтверждается не только в случае сердечно-сосудистых заболеваний, но и в случаях с раком, нарушением беременности, психическими нарушениями и т.д

Культура и неравенство половых ролен. Очень итересно происхождение неравенства полов в разных культурах Общим для всех культур является то, что мужчины имеют более высокий статус и власть, чем женщины, но это происходит по-разному в разных культурах

Уровень  неравенства  иллюстрируется  следующими цифрами  женщины составляют 1/2 населения мира, работают 2/3 общего рабочего времени, получают 1/10 мирового дохода и владеют менее 1/100 мировой собственности

Откуда идут эти различия9 Даже в культурах провозглашающих равенство полов, на практике жизнь расходится с идеалом. Мужчина и женщина больше равны в простых охотничьих и собирательских сообществах, чем в сложных и стратифицированных обществах. В простых сообществах чаще встречается мужская и женская взаимодополнительность, чем иерархия. В стратифици­рованных обществах женщину обычно ставят на ее


'место" Социоэкономическое и сексуальное неравенство часто   коррелируют,   и   сексуальная   эксплуатация йвВровождает экономическую

Например, в Африке, в немусульманских культурах, статус женщины был почти равен мужскому до прихода колонизаторов После их прихода возросла экономическая эксплуатация и половое неравенство  В дополнение авторитет религии часто узаконивает неравенство через религиозные догмы и ерархию, на верху которой мужчина-священнослужитель (особенно неравенство полов поддер­живается в мусульманстве и католицизме)

В чем мужчины и женщины наиболее неравны? Первый показатель -процент неграмотности: в целом он 1Ыше у женщин. Другие показатели- женщины на управляющих должностях и их индивидуальный доход (эти Показатели намного ниже у женщин, чем у мужчин) С Другой стороны, мужчины чаще чем женщины могут быть убиты, погибнуть в автомобильной катастрофе или в результате тяжелой и опасной работы

Главным фактором, лежащим в основе неравенства ПЛяется, возможно, то, что существуют традиционные 1ИДЫ занятий для мужчин и женщин.

Домашняя работа женщин традиционно считается менее престижной, чем публичная работа мужчин Мужчины чаще чем женщины вовлечены в опасные виды работ, где есть возможность выбора и принятия решений (например, ловить рыбу в открытом море или в безопасной лагуне). Когда людям приходилось самостоятельно добывать пищу, беременность делала опасные виды работ неприемлемыми для женщин и общества придавали честь некоторым занятиям (ловля в открытом море) и считали менее престижными другие (например, приготовление пищи) К этому надо подходить с функциональной точки зрения - если опасные виды деятельности не возвести в честь, ими никто не будет заниматься Гак, традиции возведения в славу деятельности мужчин (война, охота) развивались во всех обществах и дошли до наших времен

Мальчиков и девочек и воспитывают по-разному Мальчиков растят независимыми, уверенными в себе,


агрессивными и стремящимися к достижениям, а девочек -

ответственными, заботливыми, мягкими

Существует   значительная   согласованность   межд^ мужчинами и женщинами в половых стереотипах во многих культурах (Williams & Best, 1982): мужчины воспринимаются как авантюристы, агрессивные, автократичные, дерзкие, доминирующие, изобретательные, сильные, независимые, грубые  и  мудрые, женщины  как  эмоциональные, мечтательные, чувствительные, впечатлительные, покорные и суеверные. Таким образом, стереотипы и модели полоролевой социализации в большинстве культур очень сходны.

Эти же авторы провели исследования в 14 культурах;

проверяя самовосприятие - активное "Я", идеал "Я" и какими должны быть мужчины и женщины - своеобразная идеология пола. Были найдены незначительные культурные различия в активном и идеальном "Я", но довольно большие различия в идеологии пола. В странах с высоким социоэкономическим развитием идеология пола - это равенство, в более традиционных культурах ( особенно в мусульманских странах -Индия. Пакистан, Нигерия) идеология пола обосновывает желательность половых различий.

Интересен пример Японии - современной страны с традиционной гендерной идеологией. Но как показали исследования (Iwao,1993), гендерная идеология значительно отличается у разных поколений, более старшие японцы придерживаются идеологии неравенства, более молодые -равенства, но специфического типа. Так, например, двести лет назад японские женщины не отвечали за воспитание своих детей и большинство семейных решений принималось иерархией во главе со старшими мужчинами Сейчас забота о детях - главная работа японской женщины, которая образована настолько, что может обучать своих детей от школы до университета В опросе японских мальчиков о том, сколько времени они проводят с отцами, они в три раза чаще,  чем  их  американские  сверстники  ответили "нисколько". Исследователи отмечают, что это плохо для воспитания мужчины, т.к. они становятся слишком зависимы от матери - например, нередки ситуации, когда мать звонит каждое утро 40-летнему сыну, чтобы убедиться ,


чтo он встал   Мужчины  при  этом  карикатурно воспринимаются как тираны или дети Женщин в Японии часто не привлекает работа потому, что это - мужское царство, и женщины могут играть лишь вспомогательные роли Кроме того, в Японии нередки случаи смертей в результате слишком усердной работы (30% людей в Японии, согласно опросам, боятся умереть от работы). Многие японские женщины предпочитают быть "образованными мамами", хотя на их плечах вся домашняя работа, воспитание детей, контроль за расходами, принятие решений по  всем  семейным  вопросам   Японские  мужчины срабатывают деньги, занимаются политикой и водят автомобиль Но, с другой стороны, 85% японских женщин -выпускниц университетов хотели бы после окончания иметь работу.

Культура и мораль. В коллективистских культурах морально то, что хорошо для коллектива, а в индивидуа­листических главное - права отдельного человека. В коллективистских культурах конфликт между индивидом и группой разрешается моральным подчинением индивида ожиданиям коллектива. Такой конфликт в индивидуа-листических обществах разрешается с абстрактных позиций типа "наибольшая польза для большинства". В таких культурах люди могут преследовать индивидуальные цели, не боясь быть отвергнутыми обществом, тогда как в коллективистских культурах люди за это нередко подвергаются остракизму

В исследовании в Индии людей спрашивали, может ли вдова есть рыбу и они ответили, что нет и что это очень опасно. Испытуемые в США отвечали, что она, конечно же, имеет право есть рыбу - почему бы нет? Под этим вопросом и ответами лежат культурные различия индусы верят, что вдова связана с мужем в вечности. Если она ест рыбу, это может вызвать сексуальное возбуждение, она может вступить в связь с другим мужчиной и это разорвет ее вечную связь с мужем после смерти. Аналогичный пример -индийцы оценивают отказ в помощи другому человеку в любой ситуации с моральных позиций, а американцы -только в условиях опасности для жизни этого человека Это -|акже расхождения между ценностями индивидуализма (


главное - личные цели индивида) и коллектвизмом (главное -гармония в обществе)

Таким образом, культура - это неуловимое абстрактное понятие, которое лежит в основе нашего понимания жизни. Это - сумма всех способов жизни, которые передавались от поколения к поколению в форме ритуалов, традиций, культурного наследия и моделей поведения. Культура - это совокупность запрограм­мированных ответов, которыми мы и наши предки учились адаптироваться к нашей среде и другим людям в повседневной жизни, и с этой точки зрения - это программа нашего мозга.

Поскольку культура является одной из важнейших детерминант нашей жизни, ее надо знать и стремиться понимать. Мы не можем думать о ней ежедневно и не можем ее наблюдать но мы видим проявления культурном принадлежности в себе и других. Так как культуре) невидима, мы часто прибегаем к другим, более пригодным к  наблюдению  понятиям,  которые  помогают  в повседневной жизни постигать и объяснять различия в поведении людей. Иногда мы можем прибегать к понятию расы или национальности, чтобы они помогали нам понять культурно-окрашенное поведение. Эти понятия легче использовать, так как они наблюдаемы, а наш мозг легче оперирует такого рода информацией.

Однако, фокусирование на видимом в ущерб невидимому имеет свои ограничения. Опираясь на понятие расы или национальности, мы заключаем себя в схему которая чревата ошибками, так как никогда раса или национальность не могут объяснить богатство понятия культура.

Наблюдая з? собой в повседневной жизни, мы нс-можем игнорировать факт, что многое в нашем поведении основано на традициях нашей собственной культуры. Для многих людей, которые отрицают понятие культуры удобнее считать, что в их сознании нет культурного наследия, или вызова традициям и прошлому. Интересно


что отрицая культуру, эти люди на самом деле живут в соответствии со своими культурными ценностями.

Задача понимания культуры и ее влияния на наше собственное поведение - не из легких. Надо всегда помнить, что оценивая культурные влияния, мы смотрим на них с позиций нашей собственной культуры  Невидимый культурный фильтр существует и всегда влияет на то. как мы воспринимаем и оцениваем вещи и явления, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет. Мы выносим суждения о себе и других, которые имеют культурный оттенок, даже если мы считаем, что эти суждения абсолютно независимы от культуры. Необходи-мо помнить, что мы думаем о культурных различиях с позиций своей культуры и внутреннних, присущих ей стан-дартов. Много лет назад Дюркгейм написал: "воздух не становится невесомым от того, что мы не чувствуем его веса" Или вода не становится менее важной для рыб от то-го, что они не подозревают о ее существовании. Культура-как воздух для нас или вода для рыб. (Matsumoto, 1996).

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ

Культура

Факторы формирования культуры. Экология и история Характеристики культуры;

надорганичность культуры

внешняя и внутренняя культура

культурная эволюция

эмик и этик - аспекты культуры

Этноцентризм

Социальные последствия культуры