ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка
образование
психология
разное
художественная культура живопись
экономика





















































ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

художественная культура



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1383



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ В НЕАПОЛЕ
Греческая архаика
лелIпхюкэмше лсгех юммш юулюрIAIи
Реализм середины XIX века
КРОНБОРГ- <ЗАМОК ГАМЛЕТА>
Гомеровская Греция
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
ТЕГЕРАНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ
тульский МУЗЕЙ оружия
ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА
 

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Трон из слоновой кости

Своим названием Оружейная палата не определяет всего объема

нахо&# 333f55cd 1076;ящихся в ней сокровищ. Как музей старинных царских регалий

и коронных одежд, драгоценной золотой и серебряной посуды, древнего царского оружия и трофеев, а также богатой конской сбруи и

экипажей, она существует лишь с начала XIX столетия.

Но это хранилище драгоценных сокровищ и богатств, которые

искони составляли наследие великих князей и царей русских, известно было еще с 1494 года. В Москве тогда хранилище казны называлось Казенным двором, который размещался между Архангельским и

Благовещенским соборами Кремля. Вот на этом Казенном дворе и

была Оружничья палата, в которой хранилась драгоценная царская

броня, а также трофеи и оружие, которое присылали в дар иностранные державы. Это каменное здание было построено вместе с каменными палатами Ивана III, оно было квадратное, с пирамидальной кровлей и двумя окнами на Соборную площадь. Хранителями казны были



казначей, царский печатник и дьяки.

К Казенному двору примыкал Запасной двор ≈ огромное здание,

в котором (как полагают некоторые историки и искусствоведы) хранились огромные запасы золотой драгоценной одежды: она выдава

лась придворным чинам при торжественных царских выходах. Здесь

же нахо&# 333f55cd 1076;илось и оружие, которое выдавалось ближнему царскому

войску.

Конская сбруя, седла и прочие принадлежности хранились на Конюшенном дворе, который имел свои знамена с надписью: ╚Знамя

Конюшенного двора╩. До перенесения российской столицы в СанктПетербург много вещей из московской царской казны выдавалось как

награда царедворцам ≈ мехами, золотыми материями, одеждой, оружием, золотыми и серебряными сосудами. Из нее же посылались дары

иностранным державам и выдавались подарки послам.

С 1511 года Оружничьей палатой стал заведовать оружейничий,

который выбирался из людей знатных и родовитых. В 1654≈1676 годах

боярином-оружейничим был Богдан Матвеевич Хитрово ≈ способный и энергичный администратор. При нем мастерские Оружничьей

палаты начали свою кипучую деятельность. Для этого со всей России

были собраны искусные резчики по металлу, кости и дереву, чеканщики, золотых дел мастера, золотошвейки для вышивки знамен, даже

живописцы и иконописцы, которые расписывали оружие и знамена,

а также царские иконы и пасхальные яйца для царской семьи. Им же

поручалось украшать стенной живописью царские палаты, дворцовые

верховые церкви и даже кремлевские соборы.

В дальнейшем Оружничья палата превратилась в Оружейный приказ ≈ своего рода целое министерство, в котором служили разные

мастера и ремесленники, занимавшиеся уже не только оружием, но и

украшениями, посудой и утварью для царского дома. Оружейная

палата была фамильным музеем династии Романовых и пополнялась

исключительно по Высочайшему повелению. Высшего расцвета Оружейная палата достигла при царе Алексее Михайловиче.

Оружничьи мастерские существовали до тех пор, пока Петр I своим

указом не перевел всех мастеров в Петербург, в чуждую им полуиноземную обстановку. Этим он погубил не только Оружейную палату,

но и все самобытное русское искусство. Остатки прежнего величия в

1720 году были собраны в новой Оружейной палате, но к этому

времени она превратилась в холодное музейное хранилище, о котором

к тому же никто не заботился. В 1737 году во время пожара в Кремле

Оружейная палата сгорела, и в огне погибла большая часть трофеев.

То, что удалось спасти, было свалено в помещениях Житного и Сытного дворов Кремля, мало пригодных для хранения ценностей...

В начале XIX века царь Александр I приказал отстроить для Оружейной палаты специальное здание на месте бывшего дворца Бориса

Годунова. В него и были собраны сохранившиеся остатки царских

сокровищ, которые и легли в основу нынешней коллекции Оружейной палаты. Но здание это не имело сводов и печей, и величайшие

памятники древности в холодное время года портились от сырости. А

во время войны 1812 года сокровища Палаты вывезли в Нижний

Новгород, чтобы спасти от Наполеона, однако при переездах растеряли много ценного.

Лишь в 1851 году по распоряжению императора Николая I было

построено новое двухэтажное здание (по планам архитектора

К.А. Тона), в котором Палата размещается и по сей день. Это обширное здание соединяется с Кремлевским дворцом крытым переходом на

арках.

В Оружейном зале древнейшее оружие представлено двумя шлемами XIII века. Один из них ≈ остаток шелома, приписываемого великому князю Ярославу Всеволодовичу, погибшему в 1216 году в борьбе

с братьями. Шлем найден близ речки Колокши, на месте Липецкой

битвы. Рядом со шлемом была найдена кольчуга, от времени превратившаяся уже в ком ржавого железа.

В Оружейном зале собраны пищали, пистолеты, мортиры, ружья,

мушкетоны, а также щиты, саадаки (лучные приборы), стяги и знамена. Собранием знамен занята середина Оружейного зала. Здесь выставлено знамя царя Ивана Грозного, сопровождавшее его в Казанском походе. Это же знамя было с Большим полком в крымском походе



князя В. В. Голицына.

Центр собрания составляют знамена стрелецких полков XVII века.

Входит в коллекцию и знамя князя Д. И. Пожарского, бывшее с ним

в походе из Нижнего Новгорода в Москву.

В Оружейном зале выставлена и полная коллекция русских орденов (до 1917 года). Петр I в 1698 году учредил первый в России

орден ≈ орден Андрея Первозванного. Апостол Андрей Первозванный, один из ближайших учеников Иисуса Христа, первый проповедник христианства в русских землях, впоследствии был распят в Греции на косом кресте. Этот крест и стал отличительным знаком ордена.

Награждались этим орденом за воинские подвиги и государеву службу, ╚дабы, взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и к другим храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в

военное и мирное время╩. Этот орден был одной степени, им награждали только лиц царской фамилии и выдающихся полководцев. Орден носили на широкой голубой ленте через правое плечо. Девизом

ордена были слова ╚За веру и верность╩.

Первым кавалером ордена стал в 1699 году адмирал Николай

Федорович Головин, отличившийся в боях со шведами. Естественно,

орден Андрея Первозванного получил и наш великий полководец

А. В. Суворов за победу при Кинбурне. Этой же награды был удостоен в 1800 году М.И. Кутузов.

Особые залы Оружейной палаты отведены для экспонирования

посольских даров ≈ польских, немецких, шведских и других. Например, в витрине с посольскими дарами Швеции центральное место

среди двухсот различных предметов занимает высокий настольный

фонтан, или ╚водяной завод╩ (так его называли в старинных документах). Сделал этот невиданный сосуд Петер Ор ≈ гамбургский серебряных дел мастер XVII века Внизу сосуда нахо&# 333f55cd 1076;ится хорошо отполированный густозолоченый шар на фигурных ножках. От шара вверх

идет широкая высокая трубка, украшенная литыми фигурками дельфинов. К этой трубке прикреплены три ряда красивых тарелочек в

виде больших раковин Завершается фонтан фигурой Юпитера, держащего пучок серебряных молний. Нижний шар наполнялся водой,

которая, поднимаясь по трубке вверх, разбрызгивалась из пучка молний в руках Юпитера. Стекая вниз, прозрачные струйки освежали

заморские фрукты, которыми заполнялись раковины-тарелки.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся и предметы

парадного дворцового церемониала, венцы, скипетры, державы, бармы, короны, троны. Придворный церемониал в средние века имел

очень большое значение, в нем видели одно из выражений богатства

и мощи государства. Государственные регалии выполнялись из золота

талантливыми мастерами, украшались драгоценными камнями. К их

числу относится древнейший царский венец ≈ всемирно известная

шапка Мономаха Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил ее от своего деда ≈ византийского императора Константина. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась

под названием ╚золотой╩, а ╚мономахо&# 333f55cd 1074;ой╩ она впервые названа в

завещании Ивана Грозного

Мнения ученых о происхождении царского венца различны. Одни

считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят

ее к арабскому или арабско-египетскому искусству А третьи вообще

утверждают, что это произведение среднеазиатской (бухарской) работы Так что загадка шапки Мономаха еще остается не решенной и ждет

своего исследователя.

Шапка Мономаха ≈ уникальное ювелирное произведение конца

XIII ≈ начала XIV веков. Тулья ее составлена из восьми золотых

пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным

узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки,

шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена

золотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку,

которая создает иллюзию тонкой крученой проволочки.

Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески,

позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее еще добавили драгоценные камни ≈ рубины, изумруды, сапфиры, турмалины




и крупный жемчуг Шапкой Мономаха венчались на царство все

московские князья и цари.

Другой венец ≈ шапка царства Казанского. Может быть, она была

изготовлена в честь покорения Казанского ханства в 1552 году, но это

опять-таки только предположение, которое тоже ждет своего исследователя. Казанская шапка исполнена с большим мастерством и сочетает

в себе восточные и типично русские, московские мотивы. Слегка

вытянутая золотая тулья ее покрыта густым резным и черневым орнаментом. Опоясывают тулью три ряда ажурных кокошников-╚городков╩, распространенных в русском прикладном искусстве. Венец ее

был увенчан густо-красным камнем ≈ китайской шпинелью (разновидность турмалина). В 1627 году шпинель заменили крупным желтым топазом, закрепленным между двумя жемчужинами, а китайской

шпинелью украсили алмазный венец царя Ивана Алексеевича.

В XVI веке роскошь царского двора в Кремле приводила иностранцев в изумление. По рассказам Ганса Кобенцеля, посла германского

императора Максимилиана II, во время приема царь Иван Грозный и

его сын сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и

жемчугом, а на шапках сияли ╚как огонь горящие рубины, величиной

с куриное яйцо╩.

╚В жизнь мою не видел я вещей драгоценнейших и прекраснейших, ≈ писал Ганс Кобенцель. ≈ Видел я короны святейшего нашего господина Папы, видел корону и все одеяние короля католического,

видел многие украшения короля Франции... Поверьте же мне, что все

сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь

видел╩.

В 1721 году Петр I провозглашает Россию империей. Торжественная церемония венчания на царство уступает место столь же торжественному и пышному обряду коронации. Шапку Мономаха уже не

возлагали на голову царя, а несли впереди торжественной процессии.

Древний венец сменила императорская корона.

Для первой русской императрицы Екатерины I была специально

изготовлена корона из позолоченного серебра А в 1730 году для Анны

Иоанновны была создана новая корона Каркас ее состоит из двух

полусфер и дужки между ними Выполнены они из серебряной золоченой сетки, на пересечении линий которой укреплены алмазы В

каждой ромбовидной ячейке помещен серебряный цветок с алмазом в

центре Для украшения короны было использовано 2536 алмазов и

более двадцати других драгоценных камней

Непременным атрибутом ряда торжественных церемоний были

троны Наиболее древний трон в коллекции музея Кремля датируется

XVI веком По преданию его привезла из Византии Софья Палеолог,

вторая жена Ивана III Однако документы о нем восходят лишь к тому

времени, когда ╚стул костяной╩ принадлежал Ивану Грозному Этот

трон сплошь оклеен пластинами слоновой кости, с выразительными

композициями на темы библейских сюжетов, фигур мифологических

животных. Есть здесь и пластины с военными сценами. Ученые считают, что они были добавлены в 1642 году при реставрации трона

Еще в XVI веке Русское государство установило постоянные дипломатические и торговые отношения с Ираном В 1604 году иранский

шах Аббас I подарил Борису Годунову трон, который сплошь украшен

золотыми листами с густым тисненым узором и драгоценными камнями От иранского шаха получил в подарок трон и Иван Грозный В

начале XVII века этот трон был переделан для Михаила Федоровича

Восточному трону кремлевские мастера придали форму старинного

кресла с высокой спинкой

Самый дорогой ╚алмазный╩ трон принадлежал царю Алексею

Михайловичу Исполнили его иранские мастера по заказу армянской

торговой компании Трон облицован ажурными пластинами из золота

и серебра, украшен алмазами, рубинами и бирюзой На его украшение

пошло более восьмисот алмазов, которые и определили его название

На боковых стенках сидения помещены полосы иранских миниатюр

с изображением птиц, животных, растений и сцен охоты На черном

бархате спинки трона изображены два вышитых аллегорических Гения, которые держат жемчужную корону