ПОЛИНА ВИАРДО-ГАРСИА (1821√1910)
ЯНГДЮМХЕ ДНЙСЛЕМРНБ НМКЮИМ
дНЙСЛЕМРШ Х АКЮМЙХ НМКЮИМ

нАЯКЕДНБЮРЭ

Администрация
Механический Электроника
биологии
география
дом в саду
история
литература
маркетинг
математике
медицина
музыка кино фото развлечения рыболовство
образование
психология
разное
художественная культура
экономика





















































ПОЛИНА ВИАРДО-ГАРСИА (1821√1910)

музыка



Отправить его в другом документе Tab для Yahoo книги - конечно, эссе, очерк Hits: 1054



ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ

ЭНРИКО ТАМБЕРЛИК (1820√1889)
2 PAC
МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ (1933)
НИКОЛАЙ ГЕДДА (1925)
НАДЕЖДА ЗАБЕЛА-ВРУБЕЛЬ (1868√1913)
СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ (1902√1977)
БАРБРА (БАРБАРА) СТРЕЙЗАНД (1942)
ИВ МОНТАН (1921√1991)
АННА ПЕТРОВА-ВОРОБЬЕВА (1817√1901)
Упражнения по развитию звука
 

ПОЛИНА ВИАРДО-ГАРСИА (1821√1910)

Русский поэт Н. Плещеев написал в 1846 году стихотворение "Певице", посвященное Виар&# 646h72eg 1076;о Гарсии. Вот его фрагмент:

Она являлась мне┘ и пела гимн священный, ≈

А взор ее горел божественным огнем┘

То бледный образ в ней я видел Дездемоны,

Когда она, склонясь над арфой золотой,

Об иве пела песнь и прерывали стоны

Унылый перелив старинной песни той.

Как глубоко она постигла, изучила



Того, кто знал людей и тайны их сердец;

И если бы восстал великий из могилы,

Он на чело ее надел бы свой венец.

Порой являлась мне Розина молодая

И страстная, как ночь страны ее родной┘

И, голосу ее волшебному внимая,

В тот благодатный край стремился я душой,

Где все чарует слух, все восхищает взоры,

Где вечной синевой блистает неба свод,

Где свищут соловьи на ветвях сикоморы,

И кипариса тень дрожит на глади вод!

Мишель-Фердинанда-Полина Гарсиа родилась в Париже 18 июля 1821 года. Отец Полины, тенор Мануэль Гарсиа находился тогда в зените славы. Мать Хоакина Сичес тоже ранее была артисткой и одно время "служила украшением мадридской сцены". Ее крестной матерью была княгиня Прасковья Андреевна Голицына, в честь которой и назвали девочку.

Первым учителем для Полины стал отец. Для Полины он сочинил несколько экзерсисов, канонов и ариетт. От него Полина унаследовала любовь к музыке И.-С. Баха. Мануэль Гарсиа говорил: "Настоящим певцом может стать только настоящий музыкант". За умение усердно и терпеливо заниматься музыкой Полина получила в семье прозвище Муравей.

В восемь лет Полина стала изучать гармонию и теорию композиции под руководством А. Рейхи. Затем начала брать уроки игры на фортепиано у Мейзенберг, а затем у Ференца Листа. До 15 лет Полина готовилась стать пианисткой и даже дала собственные вечера в брюссельском "Артистическом кружке".

Жила она в то время у сестры ≈ великолепной певицы Марии Малибран. Еще в 1831 году Мария говорила Э. Легуве про свою сестру: "Это дитя┘ затмит нас всех". К сожалению, Малибран очень рано трагически погибла. Мария не только помогала сестре материально и советами, но и, не подозревая того сама, сыграла большую роль в ее судьбе.

Мужем Полины станет Луи Виар&# 646h72eg 1076;о, друг и советчик Малибран. А муж Марии, Шарль Берио, помог молодой певице преодолеть самые трудные первые шаги на артистическом пути. Имя Берио открывало перед ней двери концертных залов. С Берио она и впервые публично выступила с сольными номерами ≈ в зале брюссельской ратуши, в так называемом концерте для бедных.

Летом 1838 года Полина и Берио отправились в концертную поездку по Германии. После концерта в Дрездене Полина получила свой первый ценный подарок ≈ изумрудный фермуар. Успешно прошли выступления и в Берлине, в Лейпциге и во Франкфурте-на-Майне. Далее артистка пела в Италии.

Первое публичное выступление Полины в Париже состоялось 15 декабря 1838 года, в зале театра "Ренессанс". Публика тепло приняла исполнение молодой певицей несколько технически трудных пьес, требовавших подлинной виртуозности. Первого января 1839 года А. де Мюссе поместил в "Ревю де демонд" статью, в которой говорил о "голосе и душе Малибран", о том, что "Полина поет как дышит", закончив все стихами, посвященными дебютам Полины Гарсиа и Элизы Рашель.

Весной 1839 года Гарсиа дебютировала на сцене лондонского Королевского театра в партии Дездемоны в "Отелло" Россини. Русская газета "Северная пчела" писала, что она "возбудила живейшее участие в любителях музыки", "была принята с рукоплесканиями и вызвала в продолжение вечера два раза┘ Сначала она, казалось, робела, и голос ее при высоких нотах дрожал; но вскоре узнали ее необыкновенные музыкальные дарования, которые делают ее достойным членом семьи Гарсиа, известной в истории музыки с XVI столетия. Правда, ее голос не мог наполнить огромной залы, но надобно знать, что певица еще очень молода: ей только семнадцать лет. В игре драматической она показала себя сестрой Малибран: она обнаружила силу, которую может иметь только истинный гений!"



7 октября 1839 года прошел дебют Гарсиа в Итальянской опере в роли Дездемоны ("Отелло" Россини). Писатель Т. Готье приветствовал в ней "звезду первой величины, звезду о семи лучах", представительницу славной артистической династии Гарсиа. Он отметил ее вкус в одежде, столь отличной от костюмов, обычных для итальянских артистов, "одевающихся, по-видимому, в гардеробе для ученых собак". Голос артистки Готье назвал "одним из самых великолепных инструментов, какие только можно услышать".

С октября 1839 по март 1840 года Полина ≈ главная звезда Итальянской оперы, она "в зените моды", о чем сообщала Листу М. Д'Агу. Об этом говорит тот факт, что стоило ей заболеть, как дирекция театра предлагала вернуть публике деньги, хотя в спектакле оставались Рубини, Тамбурини и Лаблаш.

В этом сезоне она пела в "Отелло", "Золушке", "Севильском цирюльнике", "Танкреде" Россини и "Дон Жуане" Моцарта. Кроме того, в концертах Полина исполняла сочинения Палестрины, Марчелло, Глюка, Шуберта.

Как ни странно, именно успех стал для певицы источником последующих неприятностей и огорчений. Их причина в том, что именитые певицы Гризи и Персиани "не допускали П. Гарсиа до исполнения значительных партий". И хотя громадный, холодный зал Итальянской оперы большую часть вечеров пустовал, Гризи так и не пустила молодую конкурентку. Полине ничего не оставалось, как гастролировать за границей. В середине апреля она отправилась в Испанию. А 14 октября 1843 года супруги Полина и Луи Виар&# 646h72eg 1076;о прибыли в русскую столицу.

Итальянская опера начинала свой сезон в Петербурге. Для дебюта Виар&# 646h72eg 1076;о выбрала партию Розины в "Севильском цирюльнике". Успех был полным. Особенный восторг у петербургских меломанов вызывала сцена урока пения, куда артистка неожиданно включила алябьевского "Соловья". Показательно, что спустя много лет Глинка в своих "Записках" отметил: "Виар&# 646h72eg 1076;о была превосходна".

За Розиной последовали партии Дездемоны в "Отелло" Россини, Амины в "Сомнамбуле" Беллини, Лючии в "Лючии ди Ламмермур" Доницетти, Церлины в "Дон Жуане" Моцарта и, наконец, Ромео в "Монтекки и Капулетти" Беллини. Виар&# 646h72eg 1076;о вскоре завязала тесное знакомство с лучшими представителями русской художественной интеллигенции: часто бывала в доме Виельгорских, ≈ на долгие годы одним из ее лучших друзей стал граф Матвей Юрьевич Виельгорский. На одном из спектаклей побывал и Иван Сергеевич Тургенев, вскоре представленный приезжей знаменитости. Как писал А.Ф. Кони, "в душу Тургенева восторг вошел до самой ее глубины и остался там навсегда, повлияв на всю личную жизнь этого однолюба".

Через год русские столицы вновь встречали Виар&# 646h72eg 1076;о. Она блистала и в знакомом репертуаре и завоевала новые триумфы в "Золушке" Россини, "Доне Паскуале" Доницетти и "Норме" Беллини. В одном из писем к Жорж Санд Виар&# 646h72eg 1076;о писала. "Видите, с какой превосходной публикой я соприкасаюсь. Именно она и заставляет меня делать огромные успехи".

Уже в то время певица проявляла интерес к русской музыке. К алябьевскому "Соловью" прибавился фрагмент из "Ивана Сусанина", который Виар&# 646h72eg 1076;о исполняла совместно с Петровым и Рубини.

"Расцвет ее вокальных средств приходился на сезоны 1843√1845 годов, ≈ пишет А.С. Розанов. ≈ В этот период партии лирико-драматические и лирико-комические занимали доминирующее положение в репертуаре артистки. Из него выделялась партия Нормы, трагичностью исполнения намечавшая новый период в оперном творчестве певицы. "Злополучный коклюш" оставил неизгладимый след на ее голосе, вызвав преждевременное его увядание. Тем не менее кульминационными пунктами в оперной деятельности Виар&# 646h72eg 1076;о прежде всего надо считать ее выступления в роли Фидес в "Пророке", где ей, уже зрелой певице, удалось достичь замечательной гармонии между совершенством вокального исполнения и мудростью драматического воплощения сценического образа, "второй кульминацией" явилась партия Орфея, сыгранная Виар&# 646h72eg 1076;о с гениальной убедительностью, но менее совершенно в вокальном отношении. Менее крупными вехами, но тоже большими художественными удачами были для Виар&# 646h72eg 1076;о партии Валентины, Сафо и Альцесты. Именно подобные, полные трагического психологизма роли, при всей многообразности ее театрального дарования, более всего соответствовали эмоциональному складу Виар&# 646h72eg 1076;о и характеру ее ярко темпераментного таланта. Именно благодаря им Виар&# 646h72eg 1076;о ≈ певица-актриса ≈ заняла совершенно особое положение в оперном искусстве и артистическом мире XIX века".




В мае 1845 года супруги Виар&# 646h72eg 1076;о покинули Россию, направляясь в Париж. На сей раз к ним присоединился Тургенев. А осенью вновь начался для певицы петербургский сезон. К ее излюбленным партиям добавились новые роли ≈ в операх Доницетти и Николаи. И в этот приезд Виар&# 646h72eg 1076;о оставалась любимицей русской публики. К сожалению, северный климат подорвал здоровье артистки, и с той поры она вынуждена была отказаться от регулярных гастролей в России. Но это не могло прервать ее связей со "вторым отечеством". В одном из ее писем к Матвею Виельгорскому есть такие строки: "Каждый раз, когда я сажусь в карету и еду в Итальянский театр, я воображаю себя на дороге в Большой театр. И если на улицах немного туманно ≈ иллюзия бывает полной. Но едва лишь карета останавливается, как она исчезает, и я глубоко вздыхаю".

В 1853 году Виар&# 646h72eg 1076;о ≈ Розина еще раз покоряет петербургскую публику. И.И. Панаев сообщает Тургеневу, сосланному тогда в свое имение Спасское-Лутовиново, что Виар&# 646h72eg 1076;о "производит фурор в Петербурге, когда она поет ≈ нет мест". В "Пророке" Мейербера она исполняет одну из лучших своих ролей ≈ Фидес. Один за другим следуют ее концерты, в которых она часто поет романсы Даргомыжского и Мих. Виельгорского Это было последнее выступление певицы в России.

"С большой художественной убедительностью певица дважды воплотила образы библейских женщин, ≈ пишет А.С. Розанов. ≈ В середине 1850-х годов она выступила в партии Мэхалы, матери Самсона, в опере "Самсон" Ж. Дюпре (на сцене небольшого театра в помещении "Школы пения" знаменитого тенора) и, по словам автора, была "грандиозна и восхитительна". В 1874 году она стала первой исполнительницей партии Далилы в опере "Самсон и Далила" Сен-Санса. Исполнение партии леди Макбет в одноименной опере Дж. Верди относится к числу творческих достижений П. Виар&# 646h72eg 1076;о".

Казалось, годы не властны над певицей. Е.И. Апрелева-Бларамберг вспоминает: "В один из музыкальных "четвергов" в доме Виар&# 646h72eg 1076;о в 1879 году певица, которой было тогда уже под 60 лет, "сдалась" на просьбы петь и выбрала сцену лунатизма из "Макбета" Верди. Сен-Санс сел за рояль. Г-жа Виар&# 646h72eg 1076;о выступила на середину залы. Первые звуки ее голоса поражали странным гортанным тоном; звуки эти точно с трудом исторгались из какого-то заржавленного инструмента; но уже после нескольких тактов голос согрелся и все больше и больше овладевал слушателями┘ Все прониклись ни с чем не сравнимым исполнением, в котором гениальная певица так всецело сливалась с гениальной трагической актрисой. Ни один оттенок страшным злодеянием взволнованной женской души не пропал бесследно, а когда, понижая голос до нежного ласкательного пианиссимо, в котором слышались жалоба, и страх, и муки, певица пропела, потирая белые прекрасные руки, свою знаменитую фразу. "Никакие ароматы Аравии не сотрут запаха крови с этих маленьких ручек┘" ≈ дрожь восторга пробежала по всем слушателям. При этом ≈ ни одного театрального жеста; мера во всем; изумительная дикция: каждое слово выговаривалось ясно; вдохновенное, пламенное исполнение в связи с творческой концепцией исполняемого довершали совершенство пения".

Уже оставив театральную сцену, Виар&# 646h72eg 1076;о проявляет себя как великолепная камерная певица. Человек на редкость многогранного дарования, Виар&# 646h72eg 1076;о оказалась и талантливым композитором. Ее внимание как автора вокальной лирики прежде всего привлекают образцы русской поэзии ≈ стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Тютчева, Фета. Сборники ее романсов выходили в Петербурге и пользовались широкой известностью. На либретто Тургенева она написала также несколько оперетт ≈ "Слишком мною жен", "Последний колдун", "Людоед", "Зеркало". Любопытно, что в 1869 году представлением "Последнего колдуна" на вилле Виар&# 646h72eg 1076;о в Баден-Бадене дирижировал Брамс.

Значительную часть своей жизни она посвятила педагогике. Среди учениц и учеников Полины Виар&# 646h72eg 1076;о знаменитая Дезирэ Арто-Падилья, Байлодз, Хассельман, Хольмсен, Шлиман, Шмейсер, Бильбо-Башлэ, Мейер, Роллант и другие. У нее прошли отличную вокальную школу многие русские певицы, в том числе Ф. Литвин, Е. Лавровская-Цертелева, Н. Ирецкая, Н. Штемберг.

Полина Виар&# 646h72eg 1076;о скончалась ночью с 17 на 18 мая 1910 года.